Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Определение и основные категории риторики

  • 👀 1403 просмотра
  • 📌 1352 загрузки
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Определение и основные категории риторики» doc
Определение и основные категории риторики План: 1. Определение риторики. 2. Основные понятия и категории риторики. 1. Определение риторики В переводе с греч. «риторика» - теория красноречия. Аристотель считал целью риторики разработку «способов убеждения относительно каждого данного предмета». Цицерон и его последователь Квинтилиан считали риторические умения оружием особой силы (Ср.: Марк Тулий Цицерон: «Красноречие есть одно из высших проявлений нравственной силы человека… . Опираясь на знание предмета, оно выражает словами наш ум и волю с такой силой, что выбор его движет слушателей в любую сторону. Но чем значительнее эта сила, тем обязательнее должны мы соединить ее с честностью и высокой мудростью; а если бы вы дали обильные средства выражения людям, лишенным этих достоинств, то не ораторами бы их сделали, а безумцам бы дали оружие». (Именно это мы наблюдаем в течение последнего года в сфере публичной международной политики в связи с событиями в одной из близких к нам стран Можно проиллюстрировать фрагментами выступлений Дж. Псаки на пресс-конференциях или Барака Обамы на вручении дипломов в воен. Академии Вест-П.). М.В. Ломоносов, используя термин «красноречие», так определял этот предмет: «Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению». Он же определил необходимые каждому оратору подготовительные действия: «К приобретению оного требуется пять следующих средствий: первое - природные дарования, второе – наука, третие – подражание…, четвертое – упражнение в сочинении, пятое – знание других наук». По мнению создателей классической риторики, она является искусством убеждения и учит говорить ясно, убедительно, приятно. В настоящее время риторику понимают как «теорию и мастерство целесообразной, воздействующей, гармонизирующей речи» (А.К.Михальская). Целесообразность понимается как соответствие замысла речи, ее речевого оформления, реализуемой с ее помощью стратегии, всего поведения оратора (вплоть до его внешнего вида и используемых жестов) стоящей перед оратором коммуникативной цели. Воздействующий характер речи реализуется посредством использования системы взаимосвязанных разноуровневых речевых средств, включающих специальный набор тропов, фигур речи, средств диалогизации, продуманную систему речевых повторов и логических ударений, что в реальной практике выступления соединяется с неповторимыми особенностями тембра, интонациями голоса оратора и приводит слушателя в итоге к состоянию полной и абсолютной убежденности в правоте оратора. Гармонизирующий характер речи определяется гуманистическим предназначением как цепочки речевых действий, приводящих к восстановлению разрушенных (нарушенных) по каким-то причинам отношений между людьми (их гармонизации). Другими словами, к настоящему времени сформировалось восприятие риторики как 1) особого, при этом очень мощного по силе воздействия вида искусства, 2) как требующего профессиональной подготовки вида человеческой практики и, наконец, 3) как науки (со своим специфичным объектом и предметом изучения, совокупностью методов изучения и описания текста, системой композиционных законов и закономерностей, понятий и категорий). 2. Основные понятия и категории риторики В каждой науке выделяется свой круг основных понятий и категорий. Категории – научные понятия, отражающие широкие обобщения. В риторике как науке наиболее крупными понятиями (т.е. категориями) являются риторический идеал и классический риторический канон. По сути, в них находит свое отражение вся риторика как наука и учебная дисциплина. Риторический идеал – это исторически обусловленная система представлений (ожиданий) зрителей по поводу того, как должно проходить публичное выступление в той или иной конкретной ситуации, как должен вести себя, что и как должен говорить оратор в том или ином случае (Ср. с определением А.К.Михальской: речевой идеал – это система наиболее общих требований к речи и речевому поведению, исторически сложившаяся в той или иной культуре и отражающая систему ее ценностей – эстетических и этических). История риторики оставила описание различных типов риторических идеалов. 1. Одним из первых сформировался риторический идеал софистов. Удачно названные А.Ф.Лосевым «шарлатанами и словесными эквилибристами», софисты (а это были, в основном, ораторы-политики и судебные ораторы) могли мастерски скрыть главное за тонкостями и деталями, доказать истинность того, что отвечало их целям (а не истине). Поэтому риторику софистов считают: а) монологической, б) манипулирующей (по отношению к слушателям), в) агональной (=риторикой спора) (по отношению к оппоненту), г) релятивистской (по отношению к содержанию выступления). 2. Принципиально иной вариант взаимоотношений оратора и слушателей предложил Сократ (Платон). Он понимал риторику как: а) диалогическую, б) гармонизирующую отношения, в) преследующую цель найти истину через спокойное выслушивание оппонента, г) основанную на определенности понятий, заданных в начале общения. Не случайно сократовский метод ведения беседы назвали «методом повивальной бабки» (подобно тому, как ребенок появляется на свет с помощью осторожных движений повивальной бабки, истина в споре может появиться только при бережном к ней отношении). 3. Поиск идеала прекрасного в риторике воплотил Аристотель. Его риторический идеал – это а) глубина и насыщенность смыслом, б) краткость, ясность и простота изложения (прозрачность), в) бодрая и жизнеутверждающая атмосфера общения, г) гармония в построении речевого произведения (что выражается прежде всего в гармоничности композиции). В период с 1Х по Х11 вв. складывается древнерусский риторический идеал, обладающий неповторимыми чертами. Эти черты целиком обусловлены спецификой исторической и культурной ситуации того периода: распространение получали тексты в письменном (переписанном) виде, у оратора (автора) появлялась возможность выбрать читателя, у читателя - обдумать прочитанное и ответить. В целом поведение древнерусского оратора подчинялось следующей системе правил: - Беседуй с достойным (выбирай собеседника по себе) - Проявляй кротость в беседе (будь скромен в поведении) - Найди в себе терпение выслушать собеседника - Сам будь краток, немногословен - Не допускай клеветы - Не опускайся до лести - Не будь криклив и раздражителен. Иными словами, древнерусский риторический идеал предполагал соблюдение основных заповедей христианского поведения: кротости, смирения, любви к ближнему, уважения. (Сравните: в «Поучениях» Владимира Мономаха автор, ссылаясь на авторитет святого Василия советует юношам: «…иметь душу чистую и непорочную, тело худое, беседу кроткую и соблюдать слово Господне: "Есть и пить без шума великого, при старых молчать, премудрых слушать, старшим покоряться, с равными и младшими любовь иметь, без лукавства беседуя, а побольше разуметь; не свирепствовать словом, не хулить в беседе, не смеяться много, стыдиться старших, с нелепыми женщинами не беседовать, глаза держать книзу, а душу ввысь, избегать суеты; не уклоняться учить увлекающихся властью, ни во что ставить всеобщий почет. Если кто из вас может другим принести пользу, от Бога на воздаяние пусть надеется и вечных благ насладится»). Древнерусский риторический идеал сохраняется в риторической практике в неизменном виде вплоть до начала ХХ в. Наиболее полно он реализуется в деятельности русских судебных ораторов (А.Ф.Кони, Ф.Н.Плевако и др.). В современной России, по мнению исследователей (см. работы А.П.Сковородникова), реализуется особый, неповторимый риторический идеал, отражающий этно-культурологические особенности менталитета россиянин и сложившуюся систему этико-эстетических представлений. С одной стороны, он, в целом, сохраняет черты древнерусского риторического идеала (что выражается в сдержанной манере поведения оратора, его приличном поведении и внешнем виде, ясности, прозрачности смысла им произносимого, правдивости и уважительном отношении к адресату речи). С другой, - русский риторический идеал в настоящее время испытывает влияние европейских и американских риторических традиций (в первую очередь, через рекламный вариант риторики). А это постепенно приводит к снижению точности и ясности речи, возрастанию количества «софистических» приемов. Постепенно на первое место в современном русском риторическом идеале выходит прагматический аспект: эффективность, успешность речевого общения. На первый взгляд, нет ничего сложного в том, чтобы научиться выступать перед другими людьми. Ведь оратор, как правило, говорит на родном языке и об известном ему предмете. В действительности, далеко не все выступления можно считать успешными. (Прокомментировать видеоролик «Оратор года»: причина провала молодого политика – скудость лексического запаса, однообразие синтаксических конструкций, отсутствие опыта подготовки выступления. Демосфен, кстати, считал готовность оратора к выступлению признаком его уважения к слушателям). Путь от замысла выступления до последней секунды его реализации описан был еще ораторами Древнего мира. Он получил название классический риторический канон. Классический риторический канон включает пять основных этапов (которые, собственно, и составляют содержание риторики как учебного предмета): Этап Содержание ораторской деятельности 1. Inventio (инвенция) Изобретение Формулируется тема предстоящего выступления (см. требования к теме), составляется «сетка понятий», определяется позиция автора, осуществляется сбор фактического материала, его систематизация и группировка. 2. Dispositio (диспозиция) Расположение изобретенного Составляется предварительный план текста, определяется жанр, тип речи, составляется черновой вариант текста. Осуществляется работа над композицией выступления. Особого внимания требует соблюдение «правила круга», «правила края» и «правила усиления». 3. Elocutio (элокуция) Украшение изобретенного Текст наполняется «цветами красноречия»; оратор проверяет правильность, ясность, уместность использованных в тексте оборотов речи, осуществляет правку текста: ликвидирует длинноты и т.д. 4. Memorio (меморио) Запоминание, репетирование речи Оратор заучивает текст (целиком или частично), продумывает возможности развертывания или компрессии текста, если это будет необходимо, репетирует с использованием жестов, мимики, тренирует голос. 5. Actio hypocpisis (акцио гипокризис) Произнесение, исполнение речи В процессе выступления обращают внимание на владение голосом, умение преодолевать волнение, поддерживать контакт с аудиторией, использовать средства выразительности речи (спонтанно). Комментарий к таблице: 1. Содержание классической риторики составляют первые три этапа классического риторического канона. По мнению древних, уже на этапе инвенции оратор должен думать - о доказательности речи (для этого подобрать примеры и факты в необходимом, достаточном для убеждения слушателей количестве); - о слушателях и их эмоциях («о страстях», по Аристотелю), то есть, выражаясь современным языком, учитывать фактор адресата речи; - о впечатлении, которое он сам производит на слушателей (от этого зависит степень доверия слушателей к оратору). Формулировка темы, выбранной оратором, должна быть - интересной, актуальной для конкретной аудитории, - ясной, конкретной (поэтому не следует расширять или сужать тему выступления), - выразительной, образной, запоминающейся, - помещаться в одной фразе. Предмет речи оратору должен быть хорошо известен. Должна быть определена позиция оратора, а именно: своим выступлением говорящий может развлечь, обучить, воодушевить, потребовать выбора решения, попытаться убедить, призвать к действию и т.д. 2. На этапе диспозиции, по мнению древних ораторов, важно правильно выстроить описание (у древних ораторов по-разному строилось описание одушевленных и бездушных вещей), повествование или рассуждение. Структура полного дедуктивного и индуктивного рассуждения отражалась в текстах особого жанра – строгих (классических) и искусственных (обратных) хриях. Строгая хрия состояла из обязательных восьми этапов (в отличие от современного дедуктивного рассуждения, включающего в свой состав максимум четыре этапа): - приступ. Оратор формулирует тезис (чаще всего в виде афоризма). Объясняет, кто первым и в каком смысле употребил эту фразу (если это известно). – парафразис. Оратор объясняет публике, какой смысл в данном случае вкладывает в тезис он. – причина. Приводится система аргументов, которые, по мысли оратора, должны убедить публику в справедливости тезиса. Это центральный этап рассуждения, демонстрация интеллектуальной мощи оратора. – противное. Позиция оратора сопоставляется с противоположным (по схеме Если не…, то…). Противоположное допускается, доводится до предела, иногда до абсурда. Тем самым противное (т.е.противоположная ораторской точка зрения) опровергается более интенсивно, чем при обычном опровержении. Этот этап особенно важен еще и потому, что у оратора есть возможность продумать, подготовить его заранее. – подобие. Тезис подтверждается примерами из окружающей оратора действительности, «из жизни». – пример. Приводятся подтверждающие примеры из истории (ораторы древности использовали чаще всего примеры из жизни и деятельности великих людей, героев прошлого, выдающихся военачальников, мыслителей). – свидетельство. Тезис подтверждается мнением известных авторитетов прошлого (ученых, философов). Все примеры на 5-7 этапах должны располагаться по «принципу усиления» воздействия на слушателей . – заключение. Вывод включал краткое обобщающее слово, возвращал слушателей к исходному тезису. Так реализовывался «принцип круга» в построении текста выступления. Искусственная хрия предполагала развитие мысли от примеров к аргументам и затем к выводу, в котором впервые за время выступления оратор озвучивал тезис – основную, главную мысль своего выступления. Считалось, что к искусственному (индуктивному) построению выступления прибегает только неподготовленный, слабо знающий предмет речи или опасающийся реакции публики оратор. 3.Необходимо учесть, что в риторике, в отличие от культуры речи, сложилась и традиционно использовалась близкая, но несколько отличающаяся классификация (система) выразительных средств. Помимо тропов и собственно фигур речи, она включала так называемые средства диалогизации – фигуры, предназначенные не только для привлечения и удержания внимания слушателей, но и для переубеждения аудитории: фигура умаления оратором своих достоинств, фигура ободрения и одобрения адресата речи, фигура умолчания, уступки, введение вымышленной речи и др. Вообще, в текстах древнеримских и древнегреческих ораторов (т.е. в активном употреблении) современные исследователи насчитывают несколько сотен тропов, несколько десятков фигур речи. К украшению речи «цветами красноречия» в истории отечественной риторики не было однозначного отношения. Так, П. Сергеич (Пороховщиков) в работе «Искусство речи на суде», анализируя используемые русскими судебными ораторами Х1Х в. приемы украшения судебной речи, резко критикует некоторых их них за неуместное и неумеренное применение тропов, фигур речи и даже средств диалогизации. Он утверждает: «Говорить нужно не так, чтобы поняли, а так, чтобы не могли не понять». 4. Заучивание текста возможно, если оратор владеет приемами эффективного запоминания. Они были разработаны уже в ХХ в. психологами – исследователями особенностей человеческой памяти. Но для эффективного выступления недостаточно просто выучить текст. Нужно заранее продумать возможность его компрессии (в ситуации нехватки времени) или, наоборот, «амплификации» - раздувания - за счет примеров, комментариев, пояснений, введения средств выразительности и т.п. Кроме этого, необходима каждодневная работа над техникой речи (перечислить компоненты техники речи), отработка навыков фонационного дыхания, говорения и т.д. 5. Мастерство оратора определяется его способностью анализировать свои и чужие выступления. Успеха достигает тот, кто наработал достаточный «ораторский стаж» для того, чтобы уметь преодолевать волнение перед выступлением, не терять самообладания в ходе выступления, не забывать главного, не зависеть от текста речи, не быть «привязанным» к тексту. Не случайно первые навыки публичных выступлений мы начинаем формировать еще в школе. Этап выступления подробно проанализирован в статье известного судебного оратора Х1Х в., классика русской юриспруденции А.Ф.Кони «Советы лекторам». А.Ф.Кони пишет о внешнем виде и поведении начинающих ораторов, о выражении лица («…глаза говорят прежде слов…»), дает советы о том, как правильно выстроить композицию речи. Именно он формулирует очень важный композиционный принцип: «Конец речи должен быть таким, чтобы слушатели поняли: все, больше говорить не о чем…». По поводу волнения оратора перед выступлением А.Ф.Кони пишет: «Чем лучше знаешь предмет речи, тем меньше волнуешься». Вывод: Таким образом, в настоящее время риторика представляет собой актуальную для многих профессиональных сфер область человеческой практики (политика, дипломатия, юриспруденция); одновременно с этим риторика, несомненно, представляет вид искусства. Наличие системы понятий и категорий, собственного предмета и объекта исследования, законов и закономерностей построения текста выступления убеждает нас в том, что риторика – самостоятельная, динамично развивающаяся наука. Риторика в прикладном аспекте может быть представлена как учебная дисциплина.
«Определение и основные категории риторики» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 138 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot