Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Оценка качества как компонент образовательного процесса.

  • 👀 883 просмотра
  • 📌 831 загрузка
Выбери формат для чтения
Статья: Оценка качества как компонент образовательного процесса.
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Оценка качества как компонент образовательного процесса.» docx
Лекция 1. Оценка качества как компонент образовательного процесса Введение ФГОС НОО сопровождается внедрением в образовательный процесс организации следующих нововведений, реализация которых будет способствовать повышению качества образования: - методологической основой реализации стандарта является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России, что отражается в обновлении содержания образования, в формировании базовых национальных ценностей и универсальных учебных действий; - появление качественно новых планируемых результатов образования - не только предметных, но и метапредметных и личностных результатов; - провозглашение деятельностного характера образовательного процесса (использование деятельностных технологий, разнообразных организационных форм и т.д. с целью формирования самостоятельной учебной деятельности младших школьников (умения учиться); - определение требований к условиям реализации основных образовательных программ. Оценка качества образования позволяет осуществлять управление процессом образования в целях обеспечения его качества, соответствующего ФГОС, что предполагает: 1) своевременно получение, анализ и оценку информации об условиях, процессе и результатах образовательной деятельности; 2) выявление отрицательной динамики развития, отклонения от целевых ориентиров и в соответствии с этим планирование путей и мер их преодоления или предупреждения; 3) определение эффективных с точки зрения результативности и благоприятных с точки зрения комфортности психолого-педагогические условий образовательного процесса Внутренняя система оценки качества образования рассматривается как деятельность, направленная на обеспечение принятия органами управления образовательной организации своевременных и обоснованных решений. Не менее важным в этой связи является также информирование вышестоящих органов управления о последствиях ранее принятых решений, о ходе и результатах деятельности образовательной организации, её отдельных структурных подразделений, должностных лиц. Таким образом, внутренняя система оценки качества образования выступает как вид информационного обеспечения управления образовательной организацией, дополняющий поток нормативной информации («как должно быть») информацией о реальном положении дел в учреждении («как есть»). Система внутренней оценки качества образования в образовательной организации должна формироваться на основе локальных актов, регламентирующих реализацию этой системы в соответствии с нормативно-правовыми документами Российской Федерации и Кировской области в сфере образования. Это позволяет выстроить оптимальную систему непрерывного отслеживания эффективности обучения и воспитания и принятия управленческих решений, регулирующих и корректирующих деятельность по достижению качества образования на всех уровнях. Нормативно-правовой базой организации и проведения мониторинга качества образования являются документы: Закон РФ «Об образовании» (статья 15 п. 3); «Положение об общеобразовательном учреждении» (Постановление Правительства РФ от 19.03. 2001 г. N 196 «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении», п. 43); Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) (Приказ Минобрнауки от 06.10.2009 г. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»); Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10; Приказ Министерства образования и науки РФ от 4 октября 2010 г. N 98 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»; Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе (Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 19.11.98 г №1561/14-15); Методические рекомендации по организации и проведению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области образования, федерального государственного контроля качества образования в образовательных учреждениях, реализующих основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Одним из ведущих приоритетов национальной образовательной политики, по мнению В.А. Болотова, является создание общероссийской системы оценки качества образования (ОСОКО), включающей независимые объективные формы оценки и контроля. Общероссийская система оценки качества образования создается с целью совершенствования системы управления качеством образования в России, а также обеспечения всех участников образовательного процесса и общества в целом объективной информацией о состоянии системы образования на различных уровнях и тенденциях ее развития. Под общероссийской системой оценки качества образования понимается совокупность организационных и функциональных структур, норм и правил, обеспечивающих основанную на единой концептуально-методологической базе оценку образовательных достижений обучающихся, эффективности деятельности образовательных учреждений и их систем, качества образовательных программ с учётом запросов основных потребителей образовательных услуг. Создание ОСОКО направлено на решение следующих задач: • обеспечение объективности и справедливости при приеме в образовательные учреждения; • формирование единого образовательного пространства; • повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг для принятия жизненно важных решений (по продолжению образования или трудоустройству); • принятие обоснованных управленческих решений по повышению качества образования органами управления образованием различных уровней; • создание системы подготовки и повышения квалификации специалистов в области педагогических измерений и оценки качества образования. В рамках создания ОСОКО значительная роль отводится совершенствованию системы оценки образовательных достижений учащихся. В настоящее время в России оценка образовательных достижений учащихся осуществляется в ходе: • государственной итоговой аттестации выпускников средней школы в форме единого государственного экзамена, ЕГЭ; • государственной итоговой аттестации выпускников основной школы в новой независимой форме (ГИА 9); • международных сравнительных исследований (PISA, PIRLS, TIMSS и др.); • мониторинговых исследований федерального и регионального уровней; • аккредитации образовательных учреждений; • различных исследовательских проектов, проводимых отдельными научными коллективами и организациями страны; • промежуточной аттестации учащихся, организуемой на уровне класса и школы. • комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования); • оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических задач; • оценка динамики образовательных достижений учащихся; • сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования; • комплексное использование процедур итоговой оценки и аттестации учащихся и мониторинговых исследований состояния и тенденций развития системы образования; • уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению данных; • использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений; • использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.; использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений. Система оценки является одним из базовых элементов новых федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования и выполняет функции обратной связи и регулирования системы образования и призвана ориентировать образовательный процесс на достижение разнообразных образовательных результатов: предметных (знания, умения и навыки), метапредметных (когнитивных, коммуникативных, решение проблем в жизненных ситуациях и т.п.), личностных (система ценностей, интересов, мотивации и др.). Под качеством образования следует понимать комплексную характеристику образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающую степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.. Оценка качества образования подразумевает оценку образовательных учреждений, муниципальных образовательных систем, образовательных программ, индивидуальных образовательных достижений и деятельности педагогических работников с учетом таких аспектов, как условия, процессы и результаты. Под региональной системой оценки качества образования следует понимать совокупность организационно-управленческих структур на региональном, муниципальном и институциональном уровнях, субъектов и объектов оценки, процедур, норм и правил, обеспечивающих оценку на единой концептуально- методологической базе с учетом запросов личности, семьи, структур гражданского общества, работодателей, бизнес-структур. Назначение РСОКО вытекает из её особого положения в региональной системе управления качеством образования, связанного с обеспечением информацией органов управления образованием, педагогических и административных работников, учащихся и их родителей (законных представителей), работодателей, общественности по широкому кругу вопросов качества образования, его динамике, тенденциях и перспективах изменения. Цель РСОКО состоит в выстраивании механизма получения, обработки, хранения, предоставления и использования в управленческой практике информации как условия и базы для реализации процедур управления качеством образования на всех уровнях и с привлечением институтов гражданского общества. Процедурами внешней оценки качества школьного образования являются - мониторинговые исследования условий и результатов реализации основной образовательной программы начального общего образования, - лицензирование образовательной деятельности на предмет созданных условий; - государственная аккредитация, изучающая качество реализуемых программ и достижений обучающихся; - Федеральный государственный контроль качества образования, включающий анализ реализуемых программ, созданных для их реализации условий, и полученных результатов образовательной деятельности; - оценка качества подготовки обучающихся, выражающаяся в результатах освоения программ; - аттестация педагогических кадров; - проверка готовности образовательных организаций к началу учебного года. Внутренняя модель оценки качества образования отражает специфику организации образовательного процесса в отдельно взятой образовательной организации, и в то же время отвечает требованиям федерального государственного образовательного стандарта. Особенностью внутришкольной модели оценки качества начального общего образования является то, что она реализуется непосредственно в образовательной организации (самоаттестация, самооценка; внутренний мониторинг) и направлена на сбор, обобщение, анализ информации о состоянии системы начального общего образования и основных показателях её функционирования для определения тенденций развития системы образования в школе, принятия обоснованных управленческих решений по достижению качества образования. Согласно ФГОС НОО качество образования в начальной школе должно отвечать трём типам требований к реализации основной образовательной программы начального общего образования, осуществляемой образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Это позволяет выделить три объекта оценки качества начального общего образования:  качество результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;  качество реализации основной образовательной программы начального общего образования; качество условий реализации основной образовательной программы начального общего образования Таким образом, в структуре модели внутришкольной системы оценки качества образования должны быть отражены следующие компоненты: образовательные результаты ФГОС НОО (личностные, метапредметные, предметные), условия, названные в стандартах, а также образовательный процесс (качество реализации основной образовательной программы начального общего образования). В этом случае внутришкольная система оценки будет действенным инструментом, реализующим принципы философии управления, ориентированной на результат (Рис. 1). Данная модель отражает целостность структуры трех составляющих, где системообразующим фактором является качество результата образовательного процесса (или уровень образовательных достижений обучающихся). Результат образовательного процесса определяется качеством самого процесса и качеством условий, необходимых для его реализации. Целостность структуры модели качества образования достигается также за счет взаимообусловленных процессов обеспечения и коррекции, что позволяет осуществлять основные функции управления качеством образования в условиях образовательного учреждения. Согласно новому федеральному закону «Об образовании в РФ» качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы (Глава 1, статья 2). Поскольку понятие «образование» рассматривается и как результат, и как процесс, позволяющий получить необходимый результат, то и понятие «качество образования» относится как к условиям, процессу, так и к его результату, что предполагает: • включение в перечень объектов внутришкольной модели оценки качества образования всех результатов, ресурсов, условий, которые, согласно государственным документам (ФГОС, Закон "Об образовании в РФ" и др.), определяют присутствие этих объектов в образовательной программе школы; • учет при разработке модели качества образования не просто уровня или динамики процессов, но "степени достоинства, ценности, пригодности вещи, действия, продукта, результата, соответствия того, какими они должны быть". Внутренней оценкой качества школьного образования, с точки зрения традиции, является система внутришкольного контроля (далее – ВШК). В свете новых требований ФЗ «Об образовании в РФ» система внутришкольного контроля начинает рассматриваться как система внутренней оценки качества образования, как "инструмент" управления, роль которого с каждым годом возрастает. Использование понятия «внутришкольная систем оценки качества образования» наиболее точно, так как семантический анализ названия «внутришкольный мониторинг», по мнению Н.Л. Галеевой, «выявляет некую недосказанность. Внутришкольный контроль… чего? До последнего времени отсутствие дополнения к слову "контроль" не ощущалось участниками как смысловая необходимость. Вернее, дополнений было много, и они осмыслялись как конкретный объект контроля: ВШК уроков, ВШК обученности, ВШК методической работы…». Кроме того, в современных исследованиях образовательного менеджмента доказано, что система внутришкольного контроля, являясь подсистемой общей системы управления школой, имеет существенные резервы для развития как инструмент управления качеством образовательного процесса. Резервы выявляются при более подробном осмыслении понятия "качество" применительно к образовательному процессу. Данные позиции отражают необходимость внесения изменений в содержание и процедуры существующей системы внутришкольного контроля. Таким образом, внутришкольная система оценки качества образования подразумевает оценку образовательных программ, индивидуальных образовательных достижений и деятельности педагогических работников с учетом таких аспектов, как условия, процессы и результаты. Задачи внутришкольной системы оценки качества образования: • формирование механизма единой системы сбора, обработки и хранения информации о состоянии системы образовательной деятельности начальной школы; • разработка и реализация практико-ориентированного алгоритма анализа полученных материалов о состоянии системы образовательной деятельности начальной школы; • координация деятельности всех субъектов системы оценки качества образования; • технологическая и техническая поддержка сбора, обработки, хранения информации о состоянии и динамике качества образования; • своевременное выявление динамики и основных тенденций в развитии системы образовательной деятельности начальной школы; • выявление действующих на качество образования негативных факторов, принятие мер по минимизации их воздействия и устранению отрицательных последствий; • оформление и представление информации о состоянии и динамике качества образования; • формулирование основных стратегических направлений развития системы образовательной деятельности начальной школы на основе анализа полученных данных. Внутришкольная система оценки качества образования выстраивается согласно следующим принципам: объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве образования; реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости; преемственности, соответствия качества для различных уровней реализуемой основной образовательной программы начального общего образования; открытости, прозрачности процедур оценки качества образования; оптимальности использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования (с учётом возможности их многократного применения и экономической обоснованности); технологичности используемых показателей (с учётом существующих возможностей сбора данных, подготовленности потребителей к их восприятию); сопоставимости системы показателей с муниципальными, региональными и федеральными аналогами; тотальности, вовлечённости в процесс мониторинга всех участников образовательного процесса: от учеников и учителей до директора образовательного учреждения; доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп потребителей; соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки качества образования в школе. Функции внутришкольной системы оценки качества образования: • информационно-оценочная – получение данных об уровнях развития отдельных аспектов и параметров образовательного процесса и формулирование обоснованного заключения о качестве образования; • формирующая и коррекционная – своевременное внесение поправок, частных исправлений или изменений в организацию образовательного процесса; • прогностическая – формулирование на основе полученных данных обоснованного заключения о дальнейшем развитии образовательного процесса; • координационная – согласование действий и деятельности специалистов разного уровня; • гностическая – накопление, обобщение, анализ данных о качестве образования. Свойствами внутришкольной системы оценки качества образования являются полнота; релевантность (смысловое соответствие между информационным запросом и полученными данными); адекватность; объективность; точность; своевременность; доступность; непрерывность; структурированность; специфичность для каждого уровня мониторинга Виды внутришкольной системы оценки качества образования: • по организационным формам – индивидуальная, групповая, фронтальная; • по масштабу целей образования - стратегическая, тактическая, оперативная; • по этапам обучения – входная или отборочная, учебная или промежуточная, выходная или итоговая; • по частоте процедур – разовая, периодическая, систематическая. Объектами внутришкольной системы оценки качества образования являются: • образовательный процесс (таблица 1); • условия реализации основной образовательной программы начального общего образования (таблица 2); • личностные, метапредметные и предметные результаты образования обучающихся. Таблица 1 конкретизирует критерии реализации основной образовательной программы начального общего образования, таблица 2 - объекты оценки качества условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Качество образования оценивается в следующих формах: текущая аттестация - устный опрос, письменная самостоятельная работа; диктанты, списывания, тестовые задания, графические работы, изложение, доклад, защита учебного проекта, творческая работа. Промежуточная итоговая аттестация проводится в конце четверти, года в виде диагностической контрольной работы, контрольных диктантов, списывания, изложения, контроля навыка чтения. Иные формы учета достижений представлены анализом динамики текущей успеваемости, участием в конкурсах, выставках, соревнованиях, активность в проектах и программах внеурочной деятельности на основе анализа материалов «Портфеля достижений» ученика. В технологии оценки качества образования используются следующие виды контрольно-оценочных работ: Текущий контроль - основная цель - анализ хода формирования знаний и умений учащихся. Это дает учителю и ученику возможность своевременно отреагировать на недостатки, выявить их причины и принять необходимые меры к устранению; возвратиться к еще не усвоенным правилам, операциям и действиям. Текущий контроль особенно важен для учителя как средство своевременной корректировки своей деятельности, внесения изменений в планирование последующего обучения и предупреждения неуспеваемости. Тематический контроль заключается в проверке усвоения программного материала по каждой крупной теме курса, а оценка фиксирует результат. Специфика этого вида контроля: 1) ученику предоставляется дополнительное время для подготовки и обеспечивается возможность пересдать, доздать материал, исправить полученную ранее отметку; 2) при выставлении окончательной отметки учитель не ориентируется на средний балл, а учитывает лишь итоговые отметки по сдаваемой теме, которые "отменяют" предыдущие, более низкие, что делает контроль более объективным; 3) возможность получения более высокой оценки своих знаний. Уточнение и углубление знаний становится мотивированным действием ученика, отражает его желание и интерес к учению. Итоговый контроль проводится как оценка результатов обучения за определенный, достаточно большой промежуток учебного времени четверть, полугодие, год. Таким образом, итоговые контрольные работы проводятся четыре раза в год: за I, II, III учебные четверти и в конце года. При выставлении переводных отметок (в следующую четверть, в следующий класс) отдается предпочтение более высоким. Методы и формы организации контроля: Устный опрос - цель систематизация и уточнение знаний школьников, предполагает устное изложение учеником изученного материала, связанного повествования о конкретном объекте окружающего мира. Такой опрос может строиться как беседа, рассказ ученика, объяснение, чтение текста, сообщение о наблюдении или опыте. Письменный опрос заключается в проведении различных самостоятельных и контрольных работ. Самостоятельная работа - небольшая по времени (15-20 мин.) письменная проверка знаний и умений школьников по небольшой (еще не пройденной до конца) теме курса. Одной из главных целей этой работы является проверка усвоения школьниками способов решения учебных задач; осознание понятий; ориентировка в конкретных правилах и закономерностях. Если самостоятельная работа проводится на начальном этапе становления умения и навыка, то она не оценивается отметкой. Вместо нее учитель дает аргументированный анализ работы учащихся, который он проводит совместно с учениками. Если умение находится на стадии закрепления, автоматизации, то самостоятельная работа может оцениваться отметкой. Предлагается проводить и динамичные самостоятельные работы, рассчитанные на непродолжительное время (5-10 мин). Это способ проверки знаний и умений по отдельным существенным вопросам курса, который позволяет перманентно контролировать и корректировать ход усвоения учебного материала и правильность выбора методики обучения школьников. Контрольная работа используется при фронтальном текущем и итоговом контроле с целью проверки знаний и умений школьников по достаточно крупной и полностью изученной теме программы. Проводятся в течение всего года и преимущественно по тем предметам, для которых важное значение имеют умения и навыки, связанные с письменным оформлением работы и графическими навыками (русский язык, математика), а также требующие умения излагать мысли, применять правила языка и письменной речи (русский язык, окружающий мир, природоведение). Контрольная работа оценивается отметкой. Стандартизированные методики позволяют достаточно точно и объективно при минимальной затрате времени получить общую картину развития класса, школы; собрать данные о состоянии системы образования в целом. Графические работы - особая форма письменного контроля. К ним относятся рисунки, диаграммы, схемы, чертежи и др. Такие работы могут использоваться на уроках по любому предмету. Их цель - проверка умения учащихся использовать знания в нестандартной ситуации, пользоваться методом моделирования, работать в пространственной перспективе, кратко резюмировать и обобщать знания. Комплексная проверочная работа на межпредметной основе – целью является итоговая оценка сформированости ЗУН. Все виды контрольно-оценочных работ по учебным предметам оцениваются в процентном отношении к максимально возможному количеству баллов, выставляемому за работу и в отметочной шкале. Процентное соотношение оценочных суждений и отметочная шкала при определении уровня достижения предметных результатов образования представлена следующим образом: - высокий уровень - 95-100% - «5»; - уровень выше среднего - 75-94 % - «4»; - средний уровень - 50-74 % - «3»; - низкий уровень — менее 50 % - «2»; В конце изучения каждой темы подводятся промежуточные итоги усвоения предмета на основе анализа учебных достижений учащихся. Итоговый результат усвоения предмета определяется в конце учебного года на основании промежуточных результатов изучения отдельных тем программы и итоговой контрольной работы по предмету. В итоговой оценке результатов освоения ООП НОО выделяются отдельно (независимо друг от друга) три составляющие: • результаты текущего (промежуточного) оценивания, отражающие динамику индивидуальных образовательных достижений учащихся, продвижение в достижении планируемых результатов освоения ООП НОО; • результаты итоговых работ, характеризующие уровень освоения обучающимися основных УУД, необходимых для продвижения образования на следующем шаге; • внеучебные достижения младших школьников Для сохранения результатов учебной и внеучебной деятельности учащихся используются: общеклассные альбомы, плакаты, папки – как форма сохранения результатов учебной деятельности класса; презентации (цифровые учебные объекты или в виде распечатанных материалов) – как форма сохранения результатов пробно-поисковой работы группы. Для сохранения результатов практических работ учащихся используются: творческие работы (графические, живописные, литературные, научные описания собственных наблюдений и экспериментов) как в форме «портфеля достижений» (накопительных папок), так и в форме выставок, научных журналов, литературных сборников; презентации, фиксации результатов преобразования модели (схема, чертеж и др.), полученные ребенком в ходе индивидуального решения задачи (в виде цифрового результата или печатного материала); выполнение работы в компьютерных средах, таблицы и графики, отражающие состояние навыков ребенка – соревнование с самим собой. Все материалы младшего школьника по итогам образования в начальной школе оформляются в форме «портфолио» (накопительной папки). Самоанализ педагогическими работниками своей деятельности осуществляется в соответствии с критериями и показателями посредством оформления «Портфолио учителя» В таблице 3 - представлена циклограмма оценки качества реализации основной образовательной программы начального общего образования с примерными видами контроля. Оценка достижений планируемых результатов младших школьников как компонент внутренней системы оценки качества начального общего образования На основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной основной образовательной программы начального общего образования, приложения к письму Рособрнадзора от 16 июля 2012 г. N 05-2680 «Методические рекомендации по организации и проведению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области образования, федерального государственного контроля качества образования в образовательных учреждениях, реализующих основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования» (далее – Методические рекомендации) можно выделить следующие положения по оценке достижений младших школьников. 1. Освоение обучающимися основной образовательной программы начального общего образования предусматривает достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов (п. 9 ФГОС НОО). 2. Достижение обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования подлежит итоговой оценке. При этом предметом итоговой оценки освоения обучающимися ООП НОО должно быть достижение предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, необходимых для продолжения образования (п. 13 ФГОС НОО). 3. К результатам индивидуальных достижений обучающихся, не подлежащим итоговой оценке качества освоения основной образовательной программы начального общего образования, относятся: ценностные ориентации обучающегося; индивидуальные личностные характеристики, в том числе патриотизм, толерантность, гуманизм и др. Обобщенная оценка этих и других личностных результатов учебной деятельности обучающихся может осуществляться в ходе различных мониторинговых исследований (п. 13 ФГОС НОО) [3]. 4. Предоставление и использование персонифицированной информации возможно только в рамках процедур итоговой оценки обучающихся. Во всех иных процедурах допустимо предоставление и использование исключительно неперсонифицированной (анонимной) информации о достигаемых обучающимися образовательных результатах (Примерная ООП НОО). 5. Основным объектом, содержательной и критериальной базой итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования выступают планируемые результаты, составляющие содержание блока «Выпускник научится» для каждой программы, предмета, курса. При оценке результатов деятельности образовательных учреждений и работников образования основным объектом оценки, её содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения основной образовательной программы, составляющие содержание блоков «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться» для каждой учебной программы. 6. При итоговой оценке качества освоения ООП НОО в рамках контроля успеваемости в процессе освоения содержания отдельных учебных предметов должна учитываться готовность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач на основе: системы знаний и представлений о природе, обществе, человеке, технологии; обобщенных способов деятельности, умений в учебно-познавательной и практической деятельности; коммуникативных и информационных умений; системы знаний об основах здорового и безопасного образа жизни (п. 13 ФГОС НОО). 7. В процессе оценки используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.) (Примерная ООП НОО). 8. В итоговой оценке должны быть выделены две составляющие: результаты промежуточной аттестации обучающихся, отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений, продвижение в достижении планируемых результатов освоения ООП НОО; результаты итоговых работ, характеризующие уровень освоения обучающимися основных формируемых способов действий в отношении к опорной системе знаний, необходимых для обучения на следующей ступени общего образования (п. 13 ФГОС НОО). 9. Итоговая оценка освоения основной образовательной программы начального общего образования проводится образовательным учреждением (п. 13 ФГОС НОО). 10. В рамках проверок качества образования при осуществлении федерального государственного контроля качества образования для установления соответствия качества подготовки обучающихся образовательного учреждения используются различные формы оценки освоения обучающимися образовательных программ, в том числе: проведение контрольных работ, тестирования, собеседования, письменного или устного опроса по любому предмету базисного учебного плана. Проведение контрольных работ, тестирования, собеседования, письменного или устного опроса рекомендуется начинать с 3-го класса. Проведение указанных мероприятий в отношении 1 - 2-х классов не рекомендуется (п. 5.8 Методических рекомендаций ). Таким образом, система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с ФГОС НОО предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных. При этом оценка результатов каждой группы имеет свои особенности. Таблица 1 Оценка качества образовательного процесса в соответствие с ФГОС НОО Реализуемая программа Критерии реализации ООП НОО Вид результата Примерные формы оценивания Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования – «Данная программа определяет уклад школьной жизни» (А.Я. Данилюк) 1. Соответствие структуры данной подпрограммы требованиям, заложенным в методических рекомендациях к разработке ООП НОО. Наличие обязательного раздела «Мониторинг и контроль» в программе духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся. 2. Наличие программ общекультурного, общеинтеллектуального, духовно-нравственного, спортивно-оздоровительного и социального направлений внеурочной деятельности. 3. Наличие программ воспитательной работы класса, спроектированных согласно базовым национальным ценностям 6 направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся (из проекта Программы воспитания и социализации обучающихся. Начальное общее образование. Москва, 2009): Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; Воспитание нравственных чувств и этического сознания; Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни; Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни; Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). 4. Наличие рабочих программ по ОРКС. 5. Удовлетворенность обучающихся и родителей реализацией программ внеурочной деятельности, мероприятиями воспитательной направленности. 6. Наличие положительной динамики 1 уровня воспитательных результатов (социально-ценностные знания) 7. Наличие победителей конкурсов, соревнований, фестивалей и т.д. воспитательной направленности. Личностные, метапредметные, предметные Анкетирование, беседы, наблюдения, диагностические работы, тесты, портфолио и проекты учащихся, социологические исследования с участием внутренних и внешних экспертов Программа формирования универсальных учебных действий 1. Соответствие структуры данной подпрограммы требованиям, заложенным в методических рекомендациях к разработке ООП НОО. Наличие обязательного раздела «Мониторинг и контроль» в программе формирования универсальных учебных действий. 2. Отражение в рабочих программах по предметам процесса формирования УУД. 3. Положительная динамика сформированности УУД по классам. 4. Наличие общеклассных и персонифицированных процедур оценки сформирванности УУД. 5. Наличие победителей олимпиад, конкурсов, соревнований, фестивалей и т.д. Личностные, метапредметные, предметные Комплексные проверочные работы на межпредметной основе, тесты, наблюдения, беседы, учебные проекты, творческие работы обучающихся, проектные и ситуационные задачи, портфолио, Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни 1. Соответствие структуры данной подпрограммы требованиям, заложенным в методических рекомендациях к разработке ООП НОО. Наличие обязательного раздела «Мониторинг и контроль» в программе формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. 2. Оценка заболеваемости обучающихся. 3. Оценка эффективности оздоровительной работы (оздоровительный компонент содержания учебных предметов, здоровьесберегающие программы, режим дня, организация отдыха и оздоровления детей в каникулярное время и т.д.). 4. Оценка состояния физкультурно-оздоровительной работы (распределение школьников по уровню физического развития, группам риска, группам здоровья, группам физической культуры) Личностные, метапредметные,, предметные Анкетирование, наблюдение, опрос, тесты, творческие работы и портфолио обучающихся, беседы, результаты медицинского обследования. Программа коррекционной работы 1. Соответствие структуры данной подпрограммы требованиям, заложенным в методических рекомендациях к разработке ООП НОО. Наличие обязательного раздела «Мониторинг и контроль» в программе коррекционной работы. 2. Данные психолого-медико-психологического обследования детей; протоколы заседаний ПМПК. 3. При наличии специалистов программы коррекционно-развивающей работы логопеда, дефектолога, педагога-психолога. 4. Наличие специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Личностный, метапредметный, предметный Входная проверочная работа, тематическая проверочная работа, итоговая проверочная работа, тестовая диагностическая работа, текущий контроль, результаты медицинского, психологического исследования Программы отдельных учебных предметов, курсов 1. Разработка программы отдельных учебных предметов, курсов на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; программы формирования универсальных учебных действий (УУД). 2. Соответствие структуры рабочих программ по отдельным учебным предметам, заложенным требованиям ФГОС (п.19.5). Строгое соблюдение последовательности и формулировок составных частей программы: 1) пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учётом специфики учебного предмета, курса; 2) общая характеристика учебного предмета, курса; 3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане; 4) описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета; 5) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса; 6) содержание учебного предмета, курса; 7) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся; 8)описание материально-технического обеспечения образовательного процесса. Личностные, метапредметные,, предметные Входная проверочная работа, тематическая проверочная работа, итоговая проверочная работа, тестовая диагностическая работа, текущий контроль, портфолио обучающегося. Таблица 2 Оценка качества условий реализации основой образовательной программы начального общего образования № Виды условий Объекты оценки качества условий реализации ООП НОО Нормативно-правовая база 1. Кадровые условия Штатное расписание, договоры, сведения об укомплектованности штатов, график прохождения курсов повышения квалификации педагогических работников, личные дела педагогических работников, включая документы, подтверждающие образовательный ценз и уровень квалификации педагогических работников, аттестационные листы 1) п.23 приказа Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373, 2) п.22 приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897, 3) Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования"), утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 N 761 4) Письмо Рособрнадзора от 16.07.2012 N 05-2680 «О направлении методических рекомендаций по организации и проведению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области образования, федерального государственного контроля качества образования в образовательных учреждениях, реализующих основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования». 2. Финансовые условия Финансирование реализации основной образовательной программы начального общего образования в объеме не ниже установленных нормативов финансирования Дополнительные финансовые средства, привлеченные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации Письмо Рособрнадзора от 16.07.2012 N 05-2680 «О направлении методических рекомендаций по организации и проведению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области образования, федерального государственного контроля качества образования в образовательных учреждениях, реализующих основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования». 3 Информационно-образовательная среда образовательного учреждения 27. Технологические средства (компьютеры, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты и др.). Культурные и организационные формы информационного взаимодействия, компетентность участников образовательного процесса в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), служба поддержки применения ИКТ. Электронная (цифровая) форма планирования образовательного процесса; размещения и сохранения материалов образовательного процесса, фиксация хода образовательного процесса и результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования; контролируемый доступ участников образовательного процесса к информационным образовательным ресурсам в сети Интернет 1)_ФЗ «О защите детей и подростков… 2) Письмо Рособрнадзора от 16.07.2012 N 05-2680 «О направлении методических рекомендаций по организации и проведению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области образования, федерального государственного контроля качества образования в образовательных учреждениях, реализующих основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования». 4 Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации основной образовательной программы начального общего образования Комплектность оснащения образовательного процесса с учетом достижения целей и планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования; Образовательное учреждение должно быть обеспечено учебниками и (или) учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы 1) Приказ Минобрнауки России от 04.10.2010 N 986 "Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений 2) Письмо Рособрнадзора от 16.07.2012 N 05-2680 «О направлении методических рекомендаций по организации и проведению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области образования, федерального государственного контроля качества образования в образовательных учреждениях, реализующих основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования». 3) Ежегодные приказы Минобрнауки России об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных и допущенных к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях 5. Материально- технические условия Выполнение санитарно-гигиенических норм образовательного процесса; санитарно-бытовых условий; социально-бытовых условий; пожарной и электробезопасности; требований охраны труда; своевременных сроков и необходимых объемов текущего и капитального ремонта; возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к объектам инфраструктуры образовательного учреждения. Соответствие здания ОУ, прилегающей территории, оснащения оборудованием для реализации образовательного процесса действующим нормам 1) п.25 приказа Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373, 2) п. 24 приказа Минобрнауки России от 17.12.010 N1897, 3) приказ Минобрнауки России от 04.10.2010 N 986 "Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений", 4) приказ Минобрнауки России от 28.12.2010 N 2106 1) Письмо Рособрнадзора от 16.07.2012 N 05-2680 «О направлении методических рекомендаций по организации и проведению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области образования, федерального государственного контроля качества образования в образовательных учреждениях, реализующих основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования». 6) Статья 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» 6. Соответствие психолого- педагогических условий обязательным требованиям Штатное расписание (договоры), план работы педагога-психолога 1) п. 28 приказа Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373, п. 25 приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 2) Письмо Рособрнадзора от 16.07.2012 N 05-2680 «О направлении методических рекомендаций по организации и проведению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области образования, федерального государственного контроля качества образования в образовательных учреждениях, реализующих основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования». Таблица 3 Примерная циклограмма оценки качества реализации основой образовательной программы начального общего образования Реализуемая программа Показатели качества разработки и реализации программы Вид контроля Сроки, периодичность Ответственный Программа формирования универсальных учебных действий Положительная динамика сформированности познавательных, коммуникативных и регулятивных УУД 1. Итоговый: 2. Тематический: ежегодно, во всех параллелях начальной школы 3. Текущий: ежегодно, по итогам четвертей 1. ежегодно в конце учебного года в 4-х классах. 2. и 3. по графику школы Завуч, учитель Рабочие программы по отдельным предметам; 1. Тематический 2. Оперативный 3. Предупредительный: 1. по графику школы. 2. ежегодно в начале учебного года Завуч, учитель Программы внеурочной деятельности 1. Тематический 2. Оперативный 3. Предупредительный: 1. по графику школы 3. ежегодно в начале учебного года Завуч, учитель Индивидуальные учебные планы и программы 1. Тематический 2. Оперативный 3. Предупредительный: 1. по графику школы 3. ежегодно в начале учебного года Завуч, учитель Технологические карты уроков, конспекты учебных занятий, планы уроков 1. Оперативный 2. Предупредительный 3. Самоконтроль 2. по графику школы Завуч, учитель Программы отдельных учебных предметов, курсов Динамика готовности к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач; 1. Итоговый: 2. Тематический. 3. Текущий 1. ежегодно в конце учебного года с 1 по 4 классов 2. и 3. По графику школы Завуч, учитель Рабочие программы по отдельным предметам 1. Тематический 2. Оперативный 3. Предупредительный 1. по графику школы 3. ежегодно в начале учебного года Программы внеурочной деятельности 1. Тематический 2. Оперативный 3. Предупредительный: ежегодно в начале учебного года 1. по графику школы 3. ежегодно в начале учебного года Завуч, учитель Индивидуальные учебные планы и программы; 1. Тематический 2. Оперативный 3. Предупредительный: ежегодно в начале учебного года 1. 1. по графику школы 3. ежегодно в начале учебного года Завуч, учитель Технологические карты уроков, конспекты учебных занятий, планы уроков 1. Оперативный 2. Предупредительный 3. Самоконтроль 2. по графику школы Завуч, учитель Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Достижение 1-го, 2-го и 3-го уровней воспитательных результатов; 1. Итоговый: ежегодно в конце учебного года с 1 по 4 классов 2. Тематический. 3. Текущий 1. ежегодно в конце учебного года с 1 по 4 классов 2. и 3. по графику школы Завуч, учитель Разработки мероприятий воспитательной направленности (соответствие формы занятия виду деятельности и уровню воспитательных результатов) 1. Тематический 2. Оперативный 3. Предупредительный: ежегодно в начале учебного года 2. 1. по графику школы 3. ежегодно в начале учебного года Завуч, учитель Количество и качество предоставляемых школой дополнительных образовательных услуг и охват ими обучающихся 1. Тематический 2. Оперативный 3. Предупредительный: ежегодно в конце учебного года 3. 1. по графику школы 3. ежегодно в конце учебного года Завуч, учитель Степень соответствия количества и качества дополнительных образовательных услуг запросам родителей и обучающихся 1. Тематический 2. Оперативный 3. Предупредительный: 4. 2. по графику школы 3. ежегодно в начале учебного года Завуч, учитель Результативность предоставляемых образовательных услуг (наличие победителей олимпиад, конкурсов, соревнований, фестивалей и т.д.) 1. Тематический 2. Оперативный 3. Итоговый 5. 1. по графику школы 3. ежегодно в конце учебного года Завуч, учитель Применимость полученных знаний и умений на практике 1. Оперативный Завуч, учитель Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Оценка заболеваемости обучающихся 1. Тематический 2. Оперативный 3. Итоговый 6. 1. по графику школы 3. ежегодно в конце учебного года Завуч, учитель, медицинский работник Оценка эффективности оздоровительной работы (оздоровительный компонент содержания учебных предметов) 1. Тематический 2. Оперативный 3. Предупредительный. 7. 1. по графику школы 3. ежегодно в конце учебного года Завуч, учитель начальных классов, учитель по физической культуре Анализ здоровьесберегающих программ, режимов дня, организации отдыха и оздоровления детей в каникулярное время и т.д. 1. Тематический 2. Оперативный 3. Предупредительный 4. Самоконтроль 8. 1. и 3. по графику школы Завуч, учитель начальных классов, учитель по физической культуре Оценка состояния физкультурно-оздоровительной работы 1. Тематический 2. Оперативный 3. Итоговый 9. 1. по графику школы 10. 3. ежегодно в конце учебного года с 1 по 4 классов Завуч, учитель начальных классов, учитель по физической культуре Программа коррекционной работы Динамика освоения основной общеобразовательной программы учащимися с ограниченными возможностями здоровья 1. Итоговый: 2. Тематический. 3. Текущий 1. ежегодно в конце учебного года с 1 по 4 классов 2. и 3. по графику школы Завуч. учитель Динамика состояния здоровья учащихся с ограниченными возможностями здоровья 1. Итоговый 2. Тематический. 3. Текущий 1. ежегодно в конце учебного года с 1 по 4 классов 2. и 3. по графику школы Завуч, учитель, медицинский работник Программы и планы индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий 1. Тематический 2. Оперативный 3. Предупредительный 4. Самоконтроль 11. 1., 3. по графику школы Завуч, учитель, логопед, дефектолог, педагог-психолог Программы коррекционно-развивающей работы специалистов (логопеда, дефектолога, педагога-психолога) 1. Тематический 2. Оперативный 3. Предупредительный 4. Самоконтроль 12. 1., 3. по графику школы Завуч, учитель, логопед, дефектолог, педагог-психолог Протоколы заседаний ПМПК 1. Тематический 2. Оперативный 13. 1.. по графику школы Завуч, учитель, логопед, дефектолог, педагог-психолог Наличие специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья 1. Тематический 2. Оперативный 3. Предупредительный 14. 1. 3. по графику школы Завуч, учитель, логопед, дефектолог, педагог-психолог, медицинский работник
«Оценка качества как компонент образовательного процесса.» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot