Обучение психологии
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Какова роль лекции в обучении психологии?
2. Назовите виды лекций.
3. Каковы этапы подготовки преподавателя к лекции?
4. Каковы требования к содержанию лекции?
5. В чем особенности популярной лекции?
6. Опишите методику чтения проблемной лекции?
7. Каковы особенности чтения лекции с запланированными ошибками?
8. В чем специфика методики подготовки и чтения лекция «вдвоем»?
9. Каково назначение лекции-пресс-конференции?
10. В чем особенности подготовки и чтения лекции-визуализации?
11. Каковы методологические основания выбора преподавателем вида лекции?
12. Каковы способы получения обратной связи в лекционных методах обучения?
13. Перечислите типичные ошибки лектора.
14. Какова роль невербальных средств общения лектора с аудиторией?
15. В чем заключается исполнительское мастерство лектора?
16. Проанализируйте методические приемы чтения лекции (на примере лекции, из числа изучаемых в данном семестре)?
Список использованных источников информации
1. Какова роль лекции в обучении психологии?
В ВУЗе лекция традиционно занимает одно из важнейших мест в образовательном процессе. Основной формой обучения в университете является лекция. Ее основной дидактической целью является формирование ориентировочной основы для последующего усвоения учащимися учебного материала.
Слово «лекция» имеет латинское происхождение (lecio - чтение). Лекции в Древней Греции (философов Сократа, Платона, Аристотеля) и Древний Рим (Квинтилиана) получили свое практическое применение в средние века. Тогда лекция была основной формой преподавания, представляя чтение церковных источников и их подробный анализ.
Значительный вклад в развитие лекционной системы обучения сделали математик Н. Остроградский, историки Т. Грановский и В. Ключевский и др.
В середине XIXвека, появилось мнение о том, что есть необходимость сокращения лекционных курсов и увеличить количество часов, которые были отводились для практического усвоения материала. Это стимулировала самостоятельность и активность слушателей [11, c. 22]. Таким образов, Н. Пирогов выдвинул положение о том, что лекции преподавать имеет право только лектор, который владеет абсолютно новым материалом, который не был еще издан, или же лектор имеет способность к ораторскому искусству.
Ряд ученых предполагают аргументы против лекций:
• лекции приучают студентов к пассивному, некритичному восприятию чужих мнений (к тому же, чем лучше лектор, тем более возрастает такая вероятность);
• посещение лекций отбивает желание к самостоятельному изучению материала;
• студенты по-разному воспринимают материал лекции, некоторые записывают тезисы лекции механически, не понимая и не анализируя слова лектора.
Но к тому же, как показывает опыт, отмена лекций в процессе обучения в высшей школе приведет к резкому снижению научного уровня подготовки.
Лекции необходимы в следующих случаях:
• не достаточно учебников и учебных пособий по новым курса, которые только составляются;
• новый материал по конкретной теме еще не нашел воплощение в учебниках или же выложен в устарелой трактовке;
• некоторые разделы и темы курса вызывают большие трудности во время самостоятельного изучения по учебникам и учебным пособиям и требует методические трансформации, которые проделывает лектор;
• исходные положения курса в пособиях и научных статьях выложены спорно, есть взаимоисключающие концепции, которые их объясняют; в таких случаях лекция должна давать объективную оценку разных подходов и объяснений.;
• лекция является необходимой, когда особенно важным есть личностное эмоциональное влияние на студентов, которое озадачено целью формирования их взглядов и убеждений [11, c. 23].
В современном мире, в профессиональном образовании используют разные модели обучения, которые отличаются друг от друга по целям обучения, смысловым наполнением и характеру педагогического управления:
• описательно-иллюстративная,
• бихевиорально-технологическая;
• формирования умственного воздействия на определенных этапах;
• проблемная;
• контекстная.
К контекстной технологии профессионального обучения следует отнести модель А. А. Вербицкого. Он подвергает критике принятые ранее модели обучения из-за отсутствия взаимосвязи между теорией и практикой. Такие модели не способны развивать у будущих специалистов профессиональное мышление, умение решать профессиональные задачи и лично, без дополнительной помощи, принимать комплексные решения, что означает, что студенты не активны и бесправны. Контекстная модель обучения предполагает процесс усвоения информации непосредственно в контексте будущей профессии, потому что специалист может развиваться только в момент анализа и принятия решений профессиональным проблемам.
А. А. Вербицкий сформулировал главные принципы контекстного обучения:
1. Обязательное внимание студента в учебной деятельности.
2. Моделирование студентами, в процессе учебного процесса, полноценного содержания, форм и условий для профессиональной работы специалистов.
3. Проблема составных в обучении и раскрытия в образовательном процессе;
4. Необходимость адекватной формы организации образовательной деятельности для студентов в соответствии с целями и содержанием обучения.
5. Весомость значения взаимоотношений между преподавателями и студентами, а также между самими студентами.
6. Обоснованность сочетания традиционных и новых технологий в педагогике.
7. Принцип открытости, что означает активное использование контекстного типа любых технологий педагогики, которые предложены в рамках других теорий и подходов для достижения поставленных целей обучения и воспитания в образовательном процессе.
8. Целостности обучения и воспитания личности профессионала [3, c. 46-47].
2. Назовите виды лекций.
І. Лекции следует разделить на:
- вступительные,
- основные,
- итоговые.
В заочной и вечерних формах обучения выделяют еще лекции: напутственные (в которых раскрывается понятие о сущности предмета, характеризуются методы самостоятельной работы, виды практических занятий, средства самостоятельной работы над материалом, подробно характеризуется учебная литература); обзорные, которые читают по некоторым большим темам, если не хватает времени для изложения каждой темы в отдельности; обзорные лекции обычно читают в конце курса, когда лектор освещает наиболее значительные узловые проблемы науки, новейшие достижения науки и техники; эпизодические - лекции на одну из выбранных тем.
К каждому из видов лекций в ВУЗе предъявляют специфические требования.
Вступительная лекция должна познакомить студентов с целью и назначением курса, его ролью и местом в системе учебных дисциплин будущими специалистами, содержать краткий обзор курса. Методический подход к вступительной лекции заключается в развитии у студентов интереса к предмету, создании в них целостного представления о дисциплине, способствует ее творческом усвоению. Целесообразно рассказать о методике работы над курсом, охарактеризовать учебники и учебные пособия, ознакомить со списком рекомендованной литературы, рассказать о требованиях к экзамену и других видов занятий, которые будут дополнять курс.
Традиционным типом в практике обучения высшей школы возникают тематические лекции. Их предназначение состоит в раскрытии определенной темы учебной дисциплины, объяснение студентам информации, которая должна быть ими осмысленная, усвоена и использована в ближней перспективе на практических занятиях, а в далекой перспективе - в будущей профессиональной деятельности.
В итоговой лекции есть необходимость обобщить материал, который изучался, выделить основные вопросы курса, сосредоточить внимание на практическом значении приобретенных знаний в дальнейшей учебе и будущей профессиональной деятельности.
Смотровая лекция – главный метод изучения нескольких тем программы. Применяется для изложения сведений, которые имеют информационное значение. Если для вступительной лекции типичным является разнообразные приемы обобщения, установок, оцененных выводов, то смотровой лекции присуще элементы рассказа и описания, которые соединяются с анализом и обобщением.
II. По способу изложения учебного материала, следует выделить такие виды лекций:
• проблемные лекции;
• лекции – визуализации;
• лекции – консультации;
• бинарные лекции;
• лекции – беседы;
• лекции – дискуссии;
• лекции с запланированными ошибками;
• лекции с анализом конкретных ситуаций;
• лекции – конференции;
• популярная лекция.
3. Каковы этапы подготовки преподавателя к лекции?
1. Первый этап подготовки преподавателя к лекции заключается в ознакомлении с учебной, научной и методичной литературой в рамках проблемы, которая будет рассматриваться на лекции.
2. Необходимо четко сформулировать тему лекции, ее цели (дидактическая, развивающая, воспитательная). Тема должна быть краткой, но в тоже время раскрывать ее содержание.
Дидактическая цель показывает результат занятия, т.е. уровень усвоения материала.
Смысл развивающей цели в том, чтобы по окончанию лекции, студентами было приобретено развитие какой-либо составной мышления (умение анализировать, сравнивать, обобщать и т.п.).
Воспитательная цель характеризует дополнение в содержание каких-либо воспитательных компонентов (формирование эстетических вкусов, патриотических чувств и т.п.).
3. Проанализировать логическую структуру содержания будущей лекции, последовательность изложения информации, выделение ключевых вопросов и более сложных понятий. По окончанию анализа, преподаватель должен сформировать план лекции, который включает перечень основного содержания в тезисной форме, рассчитывает время, подбор необходимого визуального материала: таблицы, карты, схемы, цитаты и т.д. Также включен подбор необходимой литературы для полного усвоения студентом материала.
4. Выявить связь изучаемой темы с близкими предметами и будущей специальностью студентов. Здесь необходимо подобрать 4 примера и подтвердить их фактами. Определить связи между содержанием данной лекции с предыдущим и будущим материалом. Необходимо также подобрать информацию для будущей лекции актуализации опорных знаний, которые обеспечивают более успешное понимание и усвоение новой учебной информации.
5. Данный этап характеризуется выбором методов и приемов обучения. Необходимо определить какую тему, например, желательно изложить индуктивным путем, а какую дедуктивным, какие понятия (явления, процессы) лучше объяснить с использованием аналогов, а какие путем проблемного изложения. Неплохо также определить фрагменты учебного материала, которые нужно рекомендовать студентам для самостоятельного изучения.
6. Процесс подбора сложных вопросов к аудитории, которые будут способствовать познавательной деятельности студентов в процессе лекции. Разумеется, лекция не должна переходить в беседу, а тем более в дискуссию, но кратковременные диалогические эпизоды в ходе лекции достаточно хорошо активизируют аудиторию и делают лекцию более интересной, к тому же, менее утомительной.
7. Подборка материалов для наглядности и ТСО, которые полезно использовать на предстоящей лекции [6, c. 3-4].
4. Каковы требования к содержанию лекции?
Структура лекции является, безусловно, творческим делом каждого преподавателя, но опыт убеждает, что традиционная лекция должна иметь следующую структуру:
1) Вступительная часть с сообщением для студентов темы, цели, задачи лекции та ее содержание.
2) Мотивация учебно-познавательной деятельности студентов.
3) Краткий осмотр рекомендуемой литературы (основной и для углубленного изучения темы).
4) Раскрытие основных знаний студентов (краткое повторение главных вопросов ранее выученного и созданной связи для освоения нового материала)
5) Основная часть – изложение содержания лекции, ее развитие и план.
6) Завершающая часть лекции – обобщение выученного и подведение итогов.
7) Рекомендации по поводу самостоятельной работы студентов по теме лекции [11, c. 24].
5. В чем особенности популярной лекции?
Популярная лекция - одна из форм воспитательной деятельности психолога.
Цели популярной лекции:
1. Способствует расширению и углублению психологических знаний среди населения, формирует знания о психологии, т. е. обеспечивает психологическую грамотность.
2. Обеспечить личный и профессиональный рост людей и гармоничные взаимоотношения.
Как это ни парадоксально, реализация этих целей для психологов трудна. Н.В Самоукина считает, что хорошо подготовленные психологи проводят лекции не совсем качественно.
Качество зависит от выбранной темы, содержания информации, методов презентации, навыков. Преподаватель сам выбирает тему для популярной лекции, он ориентируется на характер аудитории, возраст и половой состав, уровень подготовки, о котором следует получать информацию заранее. Только при этих условиях, планируется содержание лекции. Лектор должен убедиться, что тема интересна публике:
• младшие студенты будут интересоваться психологическими играми, демонстрируя забавные опыты и загадки;
• для подростков - темы о межличностном общении, дружбе с одногодками, с противоположным полом, о экстрасенсорных навыках;
• любимые темы юношей - психология характера, способностей, совместимости, проблемы любви и брака;
• родителей обычно волнуют проблемы воспитания детей разного возраста и отношения со своими детьми, возможность помочь детям учиться;
• профессионалам будет интересно, как психолог может помочь решить личные проблемы и трудности в профессиональной деятельности.
По содержанию популярная лекция может быть характеризирована такими же критериями, как и академическая: она должна строиться на научной основе, являться интересной и вызывать живые реакции аудитории [8, 67].
Уровень научности здесь не столь важен, по сравнению с академической лекцией, опыт и разработки ученых здесь почти не освещаются, так как долгое описание научных экспериментов сделает лекцию не интересной.
Лекция должна быть доступной для понимания, не нагружена специфической терминологией, если есть определенные профессиональные слова, их нужно объяснять в доступном виде, только тогда смысл будет понят и уяснен.
Важное место в процессе подготовки лекции занимает доказательная база по данной тематике. Это зависит от подборки жизненных ситуаций, опора в примерах на слушателей и соответствие подобранным медиа-файлам.
Время популярной лекции ограничено, как правило, объем информации рассчитан на 30-50 минут изложения, это зависит от возраста слушателя.
Главное в популярной лекции – это ее интересность. Зависит это от того, насколько подобранная информация является новой для слушателей, близка к жизненным ситуациям или же имеет личностный или профессиональный смысл [1, c. 35].
Рекомендации по изложению популярной лекции:
1) Наладить контакт с аудиторией (это равные отношения, вместо «я» - «мы», без возвышенности над аудиторией и возмущения по поводу неусвоенного материала.
2) Необходимо включать в лекцию элементы беседы и рассказа.
3) Улавливать эмоциональную реакцию аудитории и уметь корректировать чтение лекции.
4) Соблюдать необходимый темп, не торопиться, следить за эмоциональной реакцией аудитории.
5) Контролировать речь.
6) Быть собой.
7) В завершение, расскажите об интересных материалах, в которых слушатели смогут больше узнать по выбранной теме.
6. Опишите методику чтения проблемной лекции.
Идеи проблемного обучения достаточно давно возникли в дидактике. Известные идеи были предложены Д. Брунером, Дж. Дьюи, Н. Я. Лернером, А. М. Матюшкиным, М. И. Махмутовым.
Некоторые ключевые концепции проблемного обучения представляют собой проблемную ситуацию, демонстрацию психического состояния с недостатком знаний (противоречие между знанием и незнанием, которые призывают к действию), проблемная задача, когда условие и желаемое уже выделены и решение может быть найдено известным способом [1, c. 32].
Формирование проблемной лекции берет во внимание принцип проблемности в содержании учебного материала и его обучающих свойствах. Проблемная лекция излагается педагогом в контексте учебных проблем, внутри которых отображаются реальные противоречия науки, практики, учебной деятельности.
Методика обучения с помощью проблемной лекции осуществляется как диалог и взаимодействие с распределением на 2 уровня:
Уровень 1 Представление материала учителем в форме беседы с общественностью с постановкой исследовательских задач. Основную роль в этом отношении играет эмоциональное отношение самого учителя. У проблемной лекции на этом уровне есть недостаток: активность слушателей просто сопереживание.
Уровень 2 достигается изложением проблемной лекции: если педагог создает проблемные ситуации, формулирует противоречия, а студенты вовлечены в его обсуждение, только преподаватель ведет дискуссию, сам может выдвинуть гипотезу. В этом случае студенты личностно и интеллектуально активны. Чтение материала лекции выражается в озвучивании мышления [1, c. 32].
У проблемной лекции есть дидактические функции:
1) Сосредотачивает внимание студентов.
2) Способствует развитию творческого мышления.
3) В процессе лекции формируются навыки обучения, научной дискуссии и научного мышления.
Но использовать проблемную лекцию не всегда рационально, ведь ее подготовка требует определенного интеллектуального уровня, интерес проблемы и профессионализм преподавателя.
7. Каковы особенности чтения лекции с запланированными ошибками?
Эта форма лекции была разработана для развития способностей студентов быстро анализировать профессиональные ситуации, выступать в качестве экспертов, оппонентов, рецензентов, определять неверную или неточную информацию. Преподаватель наполняет лекцию заведомо неправильными тезисами содержательного, методического и поведенческого характера. Список таких ошибок преподаватель приносит на лекцию и знакомит их с учениками только в конце лекции. Подбираются наиболее частые ошибки, которые могут делать как студент, так и преподаватель. В ходе лекции их маскируют.
Это требует специальной работы преподавателя по содержанию лекции, высокой уровень знаний материала и мастерство лектора. Задача для студентов такова, чтобы во время урока делать заметки в конспекте по определенным ошибкам и озвучить их в конце лекции. Анализ ошибок занимает 10-15 минут.
В ходе лекции ошибки разбираются и анализируются студентами и преподавателем. Количество ошибок зависит от специфики учебного процесса. Чаще всего студенты, как правильно, находят такие ошибки, преподавателем проводиться сравнение со списком подготовленных. Часто открываются ошибки, которые были невольно допущены преподавателем, их также рассматривают. Элементы интеллектуальной игры преподавателем создают повышенный эмоциональный фон, активизируют познавательную деятельность учащихся. Лекция с запланированными ошибками выполняет не только стимулирующую функцию, но и контрольную. Преподаватель может оценить уровень подготовки учащихся по предмету, а тот в свою очередь проверить степень своей ориентации в материале. С помощью системы ошибок преподаватель может определить недочеты, анализируя которые в ходе обсуждения с учащимися получает представление о структуре учебного материала и трудностях овладения им.
8. В чем специфика методики подготовки и чтения лекция «вдвоем»?
Лекция «вдвоем» имеем еще название бинарная лекция. Она предполагает изложение учебного материала в диалоге двух преподавателей, например, преподавателя и ученного либо преподавателя, и практиканта. Данная лекция мотивирует студентов сравнивать разные взгляды, анализировать межпредметные связи и более глубоко осознавать учебный материал.
Данный вид лекции предполагает общую методику подготовки к занятию, но в силу своей особенности, преподаватель должен подготовить сравнительную характеристику работ или позиций сравниваемых персон, в случае, если будет проводиться лекция только в лице одного преподавателя. Если будут присутствовать два преподавателя, следует разработать совместный план провидения лекции.
При этом нужно стремиться к тому, чтобы дискуссия между педагогами демонстрировал культуру общего поиска решения созданной ситуации и втягивал в общение слушателей.
9. Каково назначение лекции-пресс-конференции?
Данный вид лекции очень похож на настоящую пресс-конференцию, но с некоторыми изменениями. Преподаватель называет тему лекции и просит слушателей подобрать интересующие их вопросы по данной теме. Каждый студент должен в течении 2-3 минут сформулировать интересные им вопросы, написать на листике и отдать лектору. Затем преподаватель в течении 3-5 минут сортирует вопросы по их смысловому содержанию и начинает чтение лекции. Изложение информации формируется не как ответ на каждый заданный вопрос, а в форме связанного раскрытия материала, в ходе которого формируется соответствующие ответы. В конце лекции, преподаватель подводит итог и ставит оценку вопросов как отражения знаний и интересов слушателей.
10. В чем особенности подготовки и чтения лекции-визуализации?
Этот вид лекции позволяет использовать новый принцип наглядности изложения материала. Содержание такого принципа изменяется под влиянием данных психолого-педагогической науки, форм и методов активного обучения. Такая наглядность способствует лучшему усвоению учебного материала, однако и позволяет активизировать
Психологические и педагогические исследования показывают, что наглядность не только способствует более успешному восприятию и запоминанию учебного материала, но и позволяет активизировать мышление, глубже вникать в сущность изучаемых явлений, транслирует его связь с творческими процессами принятия решений, подтверждает регуляторную роль образа в деятельности человека.
Лекция - визуализация учит студентов преобразовывать устную и письменную речь информации в визуальном виде, которая формирует их профессиональное мышление систематизации и выделения важнейших основных элементов контента обучения. Данный процесс визуализации является коагуляцией мыслительных форм, в том числе различные виды информации, в наглядный образ. Когда данный образ был воспринят, он может послужить основой для мыслительных и практических действий. Любая визуальная информационная форма содержит проблемные элементы. Поэтому заданием для преподавателя является использование таких форм наглядности не только для дополнения словесной информации, но, и чтобы они сами выступали в роли носителей информации.
Преподаватель в процессе подготовки информации к лекции, должен преобразить учебный материал по теме лекционного занятия в визуальный вид для предоставления ее студентам с помощью технических средств обучения или собственноручно (схемы, таблицы, рисунки и т.д.). Представленная информация должна гарантировать систематизацию знаний у слушателей, создавать проблемные ситуации и возможности их решения, демонстрировать различные способы наглядности, что есть особо важным элементом в познавательной и профессиональной деятельности.
11. Каковы методологические основания выбора преподавателем вида лекции?
В процессе выбора темы для будущей лекции, преподавателю следует внимательно изучить программу предмета, его требования, цели, задачи, основные положения. После этого, следует проанализировать актуальность темы, определить ее главные проблемы и выделить самое главное в ней для того, чтобы студентам была она понятна и проста в усвоении [7, c. 15].
Первый этап подготовки лекции - выбор темы. Чем она определяется? Прежде всего специальностью лектора. Если Вы знаете тему, но она Вам неинтересна, то вряд ли Вы сможете заинтересовать слушателей. Желательно, чтобы тема была интересной для Вас лично, волновала. Тогда волнения лектора передается слушателям, и тема не оставит их равнодушными. Необходимо учитывать важность темы, ее актуальность, связь с задачами настоящего. При выборе темы лектор должен знать, какие интересы у слушателей на данный момент, в данной аудитории, какие интересы отдельных групп слушателей. При дальнейшей работе над темой лекции постоянно думайте о интересы слушателей.
Итак, выбрав тему, еще раз надо проверить:
• Достаточно ваших знаний по этому вопросу и где Вы можете получить
• необходимые данные?
• Действительно тема интересует Вас?
• Будет отвечать тема уровню знаний и интересам аудитории?
• Необходима тема с точки зрения общественных задач настоящего?
При выборе темы необходимо определить ее границы, круг вопросов. НЕ старайтесь охватить все. Это особенно важно по таким темам, которые допускают более широкое, так и узкое освещение. Тема массовой лекции НЕ должна быть слишком обширной, поскольку за отведенное для учебы время, сложно основательно осветить широкий круг вопросов.
Тема не должна быть и слишком узкой, так как в таком случае она не вызовет интереса у слушателей и принесет мало пользы. Выбранная тема будет, пожалуй, частью какой-то более общей проблемы, одним из ее аспектов. Установите связь: проблема - тема.
Выбрав тему и выяснив ее объем, необходимо продумать ее основную идею. Дать ответы на вопросы:
Что главное?
Что я хочу сказать слушателям?
Почему учить их?
В чем важно убедить?
Основная идея может быть представлена в виде целевой установки, цели лекции. Цель - это основной конструктивный элемент лекции. Целесообразно сформулировать цель лекции письменно, очень четко и конкретно, и в процессе подготовительной работы постоянно иметь ее перед собой. Обычно перед лектором стоит задача не только сообщить слушателям определенную сумму знаний, чему-то научить, но и вызвать определенную реакцию, к чему позвать, в чем-то убедить. В этом плане можно говорить о двух сторонах целевой установки: познавательную (информативную) и воспитательную.
Важным делом является выбор названия лекции [7, c. 16]. Над этим также следует подумать. Правильно выбранная и сформулирована название должно помочь и в уточнении темы, и при определении цели. Название должно быть лаконичным, конкретным, интересной, отражать цели лекции. Не пытайтесь отразить в названии все содержание лекции – такое формулировка будет громоздким и непонятным. Итак, выбор темы, выяснения его сути, установление объема, целеполагания, формулировки названия ̶все это можно передать в виде чернового варианта плана или схемы лекции. Это еще не план в прямом смысле слова. Предыдущая схема - это методический инструмент на время разработки темы, организующее начало всей подготовительной работы.
На лекции рассматриваются острые проблемные и узловые вопросы, освещаются пути решения проблем современной наукой и практикой, рассматриваются тяжелые для самостоятельной работы студентами вопросы учебной программы [7, c. 16]. Тема должна быть такой, чтобы студент в процессе лекции может получить ответ на любой вопрос, что даст ему возможность полноценно участвовать в учебно-познавательной деятельности.
Предыдущий план содержит изложение основных мыслей, показывает, на какие ориентировочно части делится лекция, как оказывается зависимость и связь ее разделов. Из практики видно, что нецелесообразно очертить большой круг вопросов.
В общем планы состоят из трех-четырех групп вопросов:
1. Общие понятия, теоретические положения, закономерности.
2. История предмета, вопросы, проблематика.
3. Общественная практика, ее анализ.
4. Задачи, перспективы, предложения, выводы.
12. Каковы способы получения обратной связи в лекционных методах обучения?
Обратная связь лектора с аудиторией происходит в лучшем случае с помощью визуального контакта: визуального наблюдения за действиями студентов, выражению их глаз и лица и т.д.
К компонентам, которые составляют обратную связь, в целом, в учебном процессе выделяют устные ответы, результаты тестов, контрольных, наблюдений преподавателя, беседы со студентами. Именно благодаря обратной связи обеспечивается динамика педагогического процесса и реализуется его основная цель – формирование всесторонне развитой и гармоничной личности студента – будущего специалиста высокого уровня. Благодаря обратной связи есть возможность разработать системы, которые будут эффективными даже в сложных непостоянных условиях.
Различают такие виды обратной связи
• Основная (связь, которая устанавливает уровень знаний и умений на входе и выходе системы).
• Вспомогательная (строится на реакции студентов внимание, быстрота реакции студентов, выражение лица и т.д.).
Основные виды обратной связи на лекции, следующие:
- наблюдение за процессом восприятия лекции;
- ответы на вопросы – важный канат обратной связи, потому что таким образом понять уровень заинтересованности студентом темы лекции;
- педагогическое общение – систематический многоплановый процесс становления и развития взаимной коммуникации,
- анкетирование – изучение мнения студентов про преподавание педагогов [9, c. 72].
Лекция с элементами обратной связи реализуется через обращение к предыдущему материалу лекций, знаний других предметов, студенту предоставляется возможность принимать участие в процессе преподавания лекционного материала.
Важным средством обратной связи для лектора является просмотр студенческих конспектов после лекции. В результате такого просмотра, преподаватель может учесть особенности аудитории, пересмотрев некоторые, обычные для него, приемы изложения материала.
13. Перечислите типичные ошибки лектора.
Необходимо выделить перечень характерных ошибок. В. С. Герасимова предлагает следующие ошибки, которые препятствуют правильному и успешному усвоению студентами учебной информации:
1. Очень частое и ненужное употребление профессиональной терминологии без нужного объяснения, необходимых повторов, необходимого пояснения смысла, лексического значения терминов.
2. Слишком высокая насыщенность новых понятий.
3. Тяжелый, сухой для восприятия язык изложения.
4. Исключительно теоретическое наполнение лекции научные идеи, методы исследования, описания опытов и нет показа практической ценности.
5. Неотрывность лектора от конспекта.
6. Страх ораторства перед аудиторией.
7. Показательная высокомерность: бывает так, что лектор неосознанно показывает на позицию «я и они» («я» - всезнающий, «они» - неучи).
8. Показательная менторская позиция [4, с. 86].
14. Какова роль невербальных средств общения лектора с аудиторией?
Исследовав литературные источники, к основным средствам невербального общения лектора с аудиторией можно отнести следующие: позу, движения, жестикуляцию, мимику, голос, дикцию, темп речи лектора, зрительный контакт с аудиторией и общую «Энергетику» выступления.
Возвращаясь к вопросу о специфике педагогического общения по сравнению с другими видами и формами общения, следует обратить внимание, что функция взаимодействия преподаватель и ученик в образовательном процессе состоит из обмена информативной и аффективно-оценочной информацией между ними. Передача этой информации осуществляется как в устной форме, так и различными способами невербального общения. В процессе общения со студентами, учитель получает значительную часть информация об их эмоциональном состояниях, намерениях, отношении студентов к чему-либо, от жестов, мимики, интонаций, поз, взгляда, манеры слушать.
В целом принята классификация невербальных средств общения по сенсорным системам. По словам В. А. Лабунской, Эти системы включают в себя: оптические, акустический, тактильный, обонятельный.
Оптическая система включает в себя внешний вид и выразительные движения человека: жесты, мимика, посты, ходьбу, зрительный контакт.
Акустическая система представляет разные качества голоса общение (тембр, тон, громкость), интонация, ритм речи, фразы и логическое напряжение, перерывы, кашель, смех.
В дополнение к этим двум наиболее важным систем, человек также работает с кинестетической системой - через прикосновение, информация которого в основном связана с такими параметрами, как сила, давление. Важное место в сообщающая обонятельная система, включающая вкус и запах [2, c. 23].
Особое место среди невербальных средств коммуникации занимают пространственно-временные характеристики коммуникационной ситуации. А. А. Леонтьев предложил типологию компоненты, в зависимости от роли выполнения в процессе общения:
1) «Поисковые» компоненты, которые учитываются говорящим и слушателем при ориентировке будущего общения;
2) используемые сигналы для исправления уже установленного контакта;
3) регуляторы, разделенные на сигналы, поступающие от слушателя и подтверждающие понимание и поступающие сигналы коммуникатора (говорящий) и слушатель «просят» о понимании;
4) модуляция общения, то есть реакция говорящего и слушатели меняют условия общения.
В образовательном процессе миметическая часть общения чрезвычайно важна. Особая роль в передачи информации дается выражению лица - мимике. Разнообразие движений лица и их комбинаций дает возможность учителю выразить свое эмоциональное состояние и отношение к студенту, его ответу или поступку: отражает понимание, интерес, неудовлетворенность и т. д.
Обычно ученики предпочитают учителей с дружеским выражением, с мягкой улыбкой, высоким уровнем эмоциональности. Улыбка - это самая выразительная структура мимики. Однако, следует учитывать, что чрезмерная подвижность мышц глаз или лица, а также их статика, создают проблемы общения со студентами.
Анализируя невербальные средства согласия выше, мы можем сделать вывод, что они наиболее распространенные. Одним из способов выразить позитивную оценку в образовательном дискурсе является кивок головы, который может выступать как в качестве отдельной формы, так и в качестве способа сопровождения выражения согласия. Самый расплывчатый положительный критерий оценки общения является интонация, она всегда используется в качестве сопутствующего элемента [2, c. 41]. Глубокий вздох и пожатие плечами, кроме согласия, указывают сомнения коммуникаторов; рукопожатие указывает на взаимопонимание, а улыбка чаще всего означает добрые намерения собеседников.
Помимо этого, важную роль играет позы как студентам, так и преподавателей, ведь процесс лекции длителен и утомителен, поэтому, посмотрев на позы субъектов, которые принимают участи в лекционном процессе, можно понять, кто в каком психологическом состоянии находиться.
Таким образом, невербальные средства общения являются важнейшими показателями внутреннего, скрытого психологического состояния студентов. Творческое взаимодействие учителя и ученика предполагает разработку стратегии их взаимопонимания в процессе общения. В этом, стратегия должна найти место для использования невербального общения, предложить эмоциональную окраску, выразительное богатство речи, выступить в качестве процедурного элемента педагогического воздействия.
15. В чем заключается исполнительское мастерство лектора?
Контакт со слушателями, то есть общность психического состояния оратора и аудитории - высшее проявление мастерства публичного выступления. Отношение говорящего к предмету речи, его заинтересованность, убедительность вызывают у слушателей ответную реакцию [10, c. 15].
Главные показатели взаимопонимания между коммуникантами - положительная реакция на слова преподавателя, внешнее выражение внимания у слушателей (их поза, сосредоточенный взгляд, возгласы одобрения, улыбки, смех, аплодисменты), "рабочая" тишина в зале. Контакт - величина переменная. Он может быть полным (со всей аудиторией) и неполным, устойчивым и неустойчивым в разные моменты произнесения речи. Чтобы завоевать аудиторию, надо установить с ней и постоянно поддерживать зрительный контакт. Перед началом речи выдерживают небольшую психологическую паузу - 5-7 секунд. Следует помнить: какой бы интересной ни была тема, внимание аудитории со временем притупляется. Ее необходимо поддерживать с помощью ораторских приемов:
а) прием вопросы - ответы (оратор задает вопрос и сам на них
Соответствует);
б) переход от монолога к диалогу (полемике) позволяет привлечь к
процессу обсуждения отдельных участников, активизировать тем самым их интерес;
в) прием создания проблемной ситуации;
г) прием новизны информации, гипотез заставляет аудиторию рассуждать.
Можно использовать такие приемы, как ссылки на собственный опыт, всегда интересно слушателям [10, c. 15]. Одним из самых активных приемов считают использование юмора, что позволяет быстро завоевать аудиторию. Нельзя все время держать аудиторию в напряжении.
Краткое отступление от темы дает возможность слушателям отдохнуть. Замедление с одновременным снижением силы голоса способно привлечь внимание к ответственным местам выступления (прием "тихий голос"). Группа слушателей - значительно больше, чем просто скопления людей. Если лектор НЕ сможет захватить внимание всей группы, то невозможно будет удержать кого-то под своим влиянием [10, 15-16]. Слушатели всегда требуют от преподавателя больше, чем это бывает в других случаях. Например, когда двое или более людей общаются, то их разговор протекает свободно, непринужденно, на равных правах.
Конечно, для того чтобы заинтересовать людей, лектор должен хорошо знать проблему, которая обсуждается. Важным видом контакта преподавателя с аудиторией является интеллектуальный. Он сводится к тому, что обе стороны приобщаются к активному рассмотрения проблемы, решая определенные задачи. Особенно это проявляется тогда, когда человек, публично выступает, как будто пытается решить проблему на глазах у студентов. Тогда слушатели с ней соглашаются или выражают несогласие, одобряют или сомневаются.
16. Проанализируйте методические приемы чтения лекции (на примере лекции, из числа изучаемых в данном семестре)
В зависимости от темы лекции, уровня студентов для раскрытия их содержания используют индуктивный метод (факты, примеры, подводящие к научным выводам) или дедуктивный (объяснение общих положений с последующим показом возможности их применения на конкретных примерах). Каждый преподаватель придерживается устоявшихся требований к проведению лекций:
1. Доведение до студентов цели лекции и должное ее мотивировку. Это развивает у студентов умение сразу, без проволочек, привлекаться к слушанию лекции.
2. Доступность и научность изложения. предполагает учет уровня знаний студентов, их индивидуальных особенностей, а научность ̶ раскрытия причинно-следственных связей, явлений, событий, постижения их сущности, установление междисциплинарных связей и тому подобное [7, c. 11]. Материал должен интересно построен, чтобы легко воспринимался и полнее и всесторонне осознавался студентами. Преподаватель должен отслеживать, что из сказанного им, и в какой мере воспринято аудиторией, не возникли ли у слушателей вопросы из-за недостаточного понимания содержания лекции, может информация недостаточно подготовлена к восприятию; успевают ли они осознать каждое новое положение, умеют сочетать новую информацию с предыдущей, т.п.
3. Применение механизма обратной связи. Лектор не только контролирует уровень восприятия, но и может регулировать процесс размышлений студентов. Этого можно достичь 5-10-минутными выборочными опросам нескольких человек. Иногда его проводят в письменной форме, раздавая всем студентам карточки с важнейшими вопросами, на которые они должны сразу написать краткие ответы.
4. Повторение важных теоретических положений. Это позволяет студентам не только записать основное, но и лучше усвоить новый материал. Такие повторы повышают вероятность запоминания, а, следовательно, и понимание, систематизацию материала, которая базируется на прочном фундаменте усвоенных фактов.
5. Завершение каждого вопроса лекции итогом и мотивированным переходом к следующему. Выделение составных частей учебного материала облегчает восприятие и запоминание, помогает лучше осознать связи между частями целого [7, c. 12].
6. Умение и способность слушать лекцию (проявлять культуру слушания). Процесс восприятия, понимания и усвоения лекционного материала невозможно без проявления такой особой формы психической деятельности, как внимание, заключающийся в направленности и сосредоточенности психической деятельности человека на определенных объектах или действиях и сознательном отвлечении от всего остального, постороннего.
7. Эмоциональность изложения. Является средством мобилизации и поддержания внимания студентов. Эмоциональность достигается прежде всего четкой, живой, образной, интонированной языке преподавателя, ей способствовать также афоризмы, удачные аналогии, идиоматические выражения. студентов целесообразно ориентировать и на то, что в процессе слушания лекций нужно совмещать непосредственное увлечение новым учебным материалом с необходимостью вести конспект, что проявления произвольного внимания, применение волевых усилий.
8. Налаживание живого контакта. Умение преподавателя держать в поле своего зрения каждого студента, своевременно и правильно реагировать на их мимику, реплики, жесты, удачно использовать шутка, острота, юмор. Такие средства сближают преподавателя с аудиторией и способствуют созданию настроения для более осмысленного восприятия содержания лекции. Как отмечал Д. Писарев, пользоваться средствами юмора следует умело: «Когда смех, шутки, юмор есть средствами, тогда все в порядке, когда они становятся целью ̶ тогда начинается умственная распущенность».
9. Создание проблемных ситуаций. Осознание студентами проблемы настраивает на поиск ее решения, побуждает к размышлениям, активизирует познавательную деятельность. Преподаватель при этом имеет возможность управлять ходом мышления студентов [7, c. 13].
Конспектирования лекции помогает научиться одновременно делать несколько дел слушать, писать, анализировать, рассуждать. во время записывания основных положений лекции у студента одновременно работает несколько анализаторов - он слушает, смотрит и пишет. такая комплексная деятельность способствует лучшему усвоению учебного материала и интенсивному развитию научного мышления студента.
Слушания лекций будет эффективным, если студенты самостоятельно заранее готовиться к следующей лекции по учебнику. При такой условия они перестанут механически конспектировать все, что преподаватель дает во время лекции. Ведь механическое записи текста лекции мешает слушать и анализировать ее содержание, отделять в ней главное от второстепенного. Студентам, особенно первого курса, целесообразно давать план каждой следующей лекции. Это активизирует познавательные силы, способствует сосредоточению внимания.
На лекции целесообразно активизировать умственную деятельность студентов. Для этого используют различные приемы:
- вопрос, в т. ч. риторические; умение вызвать у студентов сомнение;
- сочетание теоретических положений с важной для студентов практикой;
- использование в изложении новейших открытий и достижений науки; обеспечение студентов микроконспектом к следующей лекции, который готовил бы их к ее восприятию, понимания и осуществления обмена мнениями в «Спровоцированной» дискуссии;
- проведение «молниеносного» исследования методом «мозгового штурма» и создание на лекции проблемных ситуаций и т.д [7, c. 13].
Список использованных источников информации:
1. Абрамян, Н. Г. Методика преподавания психологии: учеб-метод. пособие / Н. Г. Абрамян, Е. В. Пронина; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. ‒ Владимир: Изд-во ВлГУ, 2017. ‒ 82 с.
2. Аксюта А.А. Роль невербальных средств в межличностном общении// Вестник Московского Государственного Гуманитарного Университета Им. М.А. Шолохова. Педагогика и Психология. – 2012. - № 2. – С. 104
3. Вербицкий, А. А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение / А. А. Вербицкий. ‒ М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. – 75 с.
4. Герасимова, В. С. Методика преподавания психологии / В. С. Герасимова. – М.: Ось-89, 2007. – 144 с.
5. Головко Н. И. Методика преподавания правоведения: учеб. пособие. / Н. И. Головко. - М .: ГП «Издательский дом« Персонал », 2017. - 202 с.
6. Коробов Е.Т. Методические основы подготовки и проведения занятий в вузе. Метод. пособие. – Днепропетровск: Белая К.О., 2012. - 24 с.
7. Методические рекомендации к проведению и оценке открытых занятий в Донецком государственном университете управления / Сост .: В. И. Токарева, А. В. Петренко, Л. С. Ключевая. Мариуполь: ДонГУУ, 2017. 33 с.
8. Никольская, И. М. Уроки психологии в начальной школе / И. М. Никольская, Г. Л. Бардиер. – СПб.: Речь, 2004. – 190 с.
9. Мисечко А.Е. Интерактивные технологии как средство демократизации учебного процесса в вузе // сне Житомирского государственного университета имени Ивана Франко. - 2003. - № 11. - С. 71-73
10. Ораторское искусство: учеб. пособие. / Авт.-сост .: И. М. Плотницкая, А. П. Левченко, С. Ф. Кудрявцева и др. ; под ред. И. М. Плотницкой, А. П. Левченко. - 2-е изд., Стер. - М .: НАГУ, 2011. - 128 с.
11. Т. Щербань, С. Алмаши. Методика преподавания психологии в высшей школе. - Мукачево: МДУ, 2017. — 53с.