Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция. Тема 4. Обучение нумерации, сложению и вычитанию в пределах 10 (продолжение)
Младшие школьники при изучении нумерации чисел в пределах 10 должны учиться выполнять упражнения в присчитывании о отсчитывании предметов по одному. Работу следует осуществлять фронтально. Слепые обучающиеся выполняют задания каждый на своем месте. Учитель может, используя прием «сопряженных действий», корректировать выполнение. Слабовидящие выполняют задание на месте, одновременно учитель оперируют предметами на доске. При такой организации развивается самостоятельность в выполнении действий, формируются навыки самоконтроля. Первоклассники, выполняя определённые операции с предметами, учатся проверять как конечный, так и промежуточные результаты.
За время работы над темой обучающиеся должны научиться соотносить число предметов и цифр. Выработке навыков в соотнесении числа и цифры способствует систематическое выполнение упражнений с использованием разрезных цифр, трафаретов, изображений предметов. Содержание упражнений заключается в том, чтобы, воспринимая определённое число предметов, ученик мог подобрать соответствующую данному числу разрезную цифру.
В период изучения нумерации, обучающиеся должны усвоить наряду с образованием чисел их последовательность.
Различные трафареты предметов и разрезные цифры дают детям возможность построить цифровую лесенку, показывающую школьникам закономерность построения натурального ряда чисел. Числовая лесенка строится под управлением учителя на индивидуальных наборных полотнах, так же можно строить её и на фланелеграфе. Учитель предлагает вспомнить как строить числовую лесенку. Надо положить один квадрат, а под ним соответствующую цифру. Рядом поставить столько же квадратов и ещё один квадрат. Сколько получилось квадратов? Аналогично строится следующий столбец. По мере увеличения отрезка числового ряда растёт и число ступенек. Работая с числовой лесенкой, учащиеся делают вывод, что каждое следующее число больше предыдущего на 1, каждое предыдущее меньше данного числа тоже на 1.
Усвоению последовательности всех чисел от 1 до 10 способствуют разрезные карточки с цифрами. Обучающиеся выполняют упражнения на расположение данных чисел по порядку. Можно использовать упражнение на отыскивание затерявшейся цифры. Для этого учитель ставит разрезные цифры перед классом на наборном полотне (для слабовидящих), некоторые из них перевернув обратной стороной. Обучающиеся должны восстановить ряд.
Усвоению последовательности натурального ряда чисел способствуют упражнения в измерении отрезков. С этой целью слабовидящие обучающиеся должны пользоваться линейкой с более чёткими делениями, а слепые тактильной линейкой.
Обучающиеся по мере изучения натуральной последовательности чисел должны научиться сравнивать два любых числа (в пределах изучаемого), правильно читать неравенства. Сравнение в период ознакомления с числами осуществляется с опорой на наглядность. Для этого можно использовать как демонстрационные, так и индивидуальные наглядные средства. Составление неравенств проходит на наборных полотнах с включением трафаретов цифр, знаков «больше», «меньше». Выполнение большого количества таких упражнений с предметами, разрезными цифрами и знаками предотвращает ошибки в записи неравенств, в их чтении, способствует дифференциации знаков.
Работая с числовым рядом способствует развитию навыков пространственной ориентировки, развивает двигательные умения в тех случаях, когда надо быстро отыскать в натуральном ряду нужные цифры, составлять неравенство, снова разложить цифры, взять другие. На этом этапе обучения учителем проводится коррекционная работа по развитию скорости выполнения операций, степень которой зависит от уровня подготовленности детей к школе, от уровня усвоения и темпа продвижения в овладении программным материалом. Оперирование карточками с цифрами должно сопровождаться проговариванием детьми своих действий, словесным отчётом, что способствует формированию точности математической речи.
Усвоению нумерации чисел способствует систематические упражнения с геометрическим материалом. Обучающиеся должны познакомиться с различными видами многоугольников, научиться их правильно называть, показывать их вершины, углы, стороны. При изучении отрезка натурального ряда слабовидящие обучающиеся, как и нормально видящие, должны познакомиться с треугольником, а в дальнейшем и с четырёхугольником.
Для изучения геометрического материала слабовидящими необходим набор многоугольников из плотной бумаги для демонстрации и индивидуального пользования. Для формирования понятия о четырёхугольниках и пятиугольниках необходимы многоугольники разные по цвету, размерам сторон и углов. Работа с геометрическими фигурами способствует, с одной стороны, усвоению арифметического материала, с другой, развитию зрительного восприятия, уточнению представлений, произвольности оперирования представлениями.
Для слепых можно использовать прибор Клушиной.
Изучая числа первого десятка, дети знакомятся с числом 0. Для этого используется приём отсчитывания предметов, пока не окажется ни одного предмета.
При изучении нумерации необходимо показать, что прибавлять и вычитать можно разные числа, а не только 1.
Рассматриваются все случаи сложения и вычитания в пределах 5: 2+2, 2+3, 1+3, 3+2, 1+4, 4-2, 5-2 и т.д., а также отдельные случаи в пределах 10.
Темы «Сложение и вычитание» начинаются со с.79
Изучение темы «Сложение и вычитание» предполагает:
усвоение рациональных вычислительных приёмов сложения и вычитания в пределах 10;
формирование прочных вычислительных навыков;
запоминания наизусть результатов сложения и вычитания, а также состава чисел из слагаемых;
овладение умением решать простые задачи на сложение и вычитание различных видов (нахождение суммы, остатка, увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, разностное сравнение, нахождение неизвестного слагаемого).
Изучение сложения и вычитания в пределах 10 осуществляется в несколько этапов.
На первом подготовительном этапе проводится раскрытие конкретного смысла действия сложения и вычитания, обучение чтению и записи примеров, случаи прибавить и вычесть единицу, когда результаты находятся на основе знания образования натуральной последовательности чисел.
Этап начинается с подготовительной работы, предполагающей обучение выполнять операции объединения множеств, которые соответствуют действию сложения, и операции удаления части множества – вычитания. Когда прибавляем – становится больше, когда вычитаем – становится меньше.
Обучающиеся должны усвоить следующие выводы: прибавить 1 к числу – значит назвать следующее число; вычесть 1 от числа – значит, назвать предшествующее число. Составляется и заучивается наизусть таблица +1, -1.
На втором этапе изучаются приёмы перестановки слагаемых для случаев прибавить и вычесть 2, 3, 4.
Обучение начинается с рассматривания случаев, а ± 2, а ± 3, а ± 4 (присчитывание и отсчитывание). Все случаи рассматриваются в сопоставлении: прибавить 2, вычесть 2.
Содержание обучения рассматривается в следующей последовательность:
1) подготовительные упражнения;
2) знакомство с приёмами вычисления;
3) закрепление знаний приёмов вычисления, выработка вычислительных навыков;
4) составление и заучивание таблиц.
На этом этапе дети знакомятся с терминами: сложение, вычитание, слагаемое, сумма, уменьшаемое, вычитаемое, разность.
На третьем этапе изучаются приёмы перестановки слагаемых для случаев 5, 6, 7, 8, 9. Составляется и заучивается наизусть таблица сложения и состав чисел слагаемых.
Обучение начинается с рассматривания случаев, а+5, а+6, а+7, а+8, а+9. При этом второе слагаемое должно быть больше первого, например, 2+7. Если применить переместительное свойство, то все случаи сведутся к изученному выражению а+1.
На четвёртом этапе изучаются приемы вычитания на основе знания связи между суммой и слагаемыми для случаев вычесть 5, 6, 7, 8, 9, основанные на связи между суммой и слагаемым для нахождения результатов вычитания: а-5, а-6, а-7, а-8, а-9.
Чтобы решить примеры вида 10-8 надо число 8 заменить суммой чисел 8 и 2; если вычесть из 10 вначале одно слагаемое, получится – второе. Для использования этого приёма надо знать состав чисел из слагаемых, и знать, как они связаны между собой. Закрепление проводится вначале приёмом составления примеров на сложение и вычитание, а затем закрепляется в упражнениях, которые учитель может подобрать сам или использовать те, что даны в учебнике.
Работа продолжается формированием понятия о вычитании числа равного вычитаемому: 2-2; сложением и вычитанием 0 на иллюстрациях: (6+0, 6-0); закреплением изученного.