Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Общий обзор методов и приемов, используемых в различных теоретических направлениях психологии

  • 👀 281 просмотр
  • 📌 257 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Общий обзор методов и приемов, используемых в различных теоретических направлениях психологии
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Общий обзор методов и приемов, используемых в различных теоретических направлениях психологии» docx
Общий обзор методов и приемов, используемых в различных теоретических направлениях психологии Основные методы и приемы психодинамического направления Главной задачей психоанализа является помощь в осознании конфликтной ситуации, при которой бессознательные влечения не признаются сознанием. Конфликт возникает между "Я", "Оно", с одной стороны, и "Сверх Я", с другой. У "Я" существуют механизмы защиты: рационализация, отрицание, проекция, сублимация, ритуал, вытеснение и т. д. Используя технику психоанализа при консультировании, практический психолог помогает клиенту понять и осознать истинную причину его поведения, минуя защитные механизмы... Психолог должен быть готов к тому, что "Я" клиента будет защищать себя, сопротивляясь влиянию психолога. Формы сопротивления могут быть, разнообразные: молчание, юмор, перенос на психолога чувств, вызванных значимыми для клиента людьми. Клиент должен, в первую очередь, принять концепцию психоанализа, быть готовым к длительной совместной работе. Результатом этой работы будет улучшение психологического состояния и способность реалистически управлять своим поведением. Чем моложе клиент, – тем лучше результат. Противопоказанием являются психические заболевания и наличие суицидальных мыслей у клиента. Программа психоаналитической работы с клиентом в рамках психоанализа складывается из пяти этапов. Первый этап – это поиск болезненного очага в бессознательном. Находят его, анализируя оговорки, описки человека, ассоциации. Второй этап – проговаривание человеком своих проблем. Это очень болезненный процесс, т. к. клиент как бы заново переживает и страдает. На этом этапе возникает агрессия, направленная на психолога. Третий этап – переоценка событий, изменение системы взглядов. Четвертый этап – придание положительной окраски новой системе ценностей. Пятый этап – забывание, ликвидация очага возбуждения. При психоанализе используют техники свободных ассоциаций, толкования сновидений, анализ сопротивления, анализ переноса, интерпретации. Техники, используемые при психоанализе 1. Метод свободных ассоциаций. Психолог предлагает клиенту высказать любые ассоциации и предположения клиента, связанные с его переживаниями. Сам обращает внимание не только на содержание высказываний, но и на их последовательность, а также на моменты, которые клиент избегает обсуждать. 2. Толкование сновидений. Фрейд считал сны самым коротким путем в подсознание. Именно во время сна ослабевают защитные механизмы "Я" и открываются скрытые от сознания желания и переживания. 3адача практического психолога – раскрыть содержание снов и помочь клиенту найти причины из его настоящего, вызвавшие именно этот сон. Рассмотрим далее способы работы со сном в психологическом консультировании, придерживаясь положений, принятых в психоанализе. Сон – это компромисс между сознанием и бессознательным. Сон открывает путь в бессознательное. Толкование снов – это целое искусство. Чтобы им овладеть, психологу нужно понять индивидуальные особенности человека и полагаться на собственную интуицию. Интуиция интуицией, но придерживаться следующих принципов при толковании снов психологу не повредит:  • нельзя начинать анализ сновидений, имея в голове значения символов сна; • сон индивидуален, т. е. все, что происходит во сне, подчинено только логике видящего этот сон; • сон всегда говорит только о сегодняшних, актуальных событиях, даже если они облечены в форму событий десятилетней давности; – при трактовке символов сна не стоит забывать о естественной функциональной нагрузке предметов, явлений, увиденных во сне; • необходимо интерпретировать сюжет сна в общем, а не отдельные символы сна. Выделяют следующие категории снов: • Сны – удовлетворения желаний, которые не могут быть удовлетворены в действительности. • Сны – предупреждения об опасности. Днем в нашем сознании не задерживаются сигналы опасности, ночью бессознательное предупреждает о замеченной опасности. • Терапевтические сны, в которых несколько ночей подряд проигрывается самый худший вариант развития событий. С каждым разом он становится все менее ужасным, а реальные события менее травматичными. • Сны – кошмары. Эти сны служат для обретения сил в борьбе с чем-то новым и неизвестным. • Панические сны. Это расплата за недозволенные действия и мысли. Это далеко не полный перечень категорий снов, но он дает некоторое представление о смысле некоторых снов. 3. Анализ сопротивления. Цель применения этой техники – помочь клиенту понять, какие именно механизмы психологической защиты являются помехой для реального осознания им своих проблем и что именно эти механизмы в данной ситуации действуют там, где защитная функция уже не нужна. 4. Анализ переноса. В классическом психоанализе перенос на консультанта эмоций клиента, связанных с психологическими травмами его прежней жизни, даже поощряется психологом. Это помогает консультанту наблюдать и анализировать причины душевных травм и причины именно такой формы поведения клиента. Благодаря анализу переноса, можно переработать и изжить негатив в эмоциональном мире консультируемого. 5. Интерпретация. 3начение интерпретации при консультировании трудно переоценить. Этот метод ставит своей целью разъяснить консультируемому неясные или скрытые причины его переживаний и поведения. Причем делать это следует психологу очень осторожно, объясняя клиенту лишь то, что он уже способен принять, говоря с ним на языке, понятном ему. Техники экзистенциального направления Многие авторы пытались систематизировать все поступки и переживания человека. Некоторые из авторов свели все желания и действия к двум мотивам: достижение максимальной любви и власти. Другие – к поискам смысла жизни и самоактуализации. Направление практической психологии, которое считает поиск смысла жизни и его реализацию мотивом всех поступков человека, называется логотерапией. Основателем этого направления является В. Франкл. Основные положения логотерапии: • человек не может жить нормальной жизнью, если у него нет цели и смысла жизни; • смысл жизни не дается человеку извне, его нельзя предложить или навязать, человек должен найти его самостоятельно. Франкл рассматривает поиск смысла жизни основным двигателем поведения человека. Все человеческие поступки Франкл делит на способствующие развитию, разрушающие и безразличные. Человек несет ответственность за свои поступки. В принятии решения и выборе он свободен, но смысл жизни каждого реализуется только тогда, когда мы совершаем поступки, способствующие созиданию нашей духовности. По мнению Франкла, вопрос о смысле жизни, стремление его обрести закономерен для любого человека. Когда человек не видит путей к этому, у него начинаются психологические трудности, негативные переживания. А смысл жизни, по Франклу, существует в любые моменты жизни, даже трагические. Психолог как раз и должен помочь клиенту осознать этот смысл, особенно в психотравмирующих ситуациях (ситуациях гибели родных, в военных событиях). Смысл жизни, утверждает Франкл, надо искать в творчестве, в эмоциях, в смирении. Для того чтобы помочь человеку найти смысл жизни, Франкл предлагает следующие техники: 1. Методика дерефлексии заключается в снятии излишнего самоконтроля, чрезмерного самокопания. Психологу важно показать клиенту, что самокопание непродуктивно, оно только отнимает время и энергию. 2. Методика парадоксальной интенции (интенция – намерение). 3аключается она в подведении клиента к осуществлению именно того, чего он стремится избежать. Вдохновить клиента на это поможет использование юмора, т. к. юмор Франкл считает формой свободы. Так, если человек боится закрытых помещений, ему предлагают заставить себя находиться там длительное время. В результате, как правило, страх исчезает, а человек перестает бояться того, чего раньше избегал. 3. Сократовский диалог – это своего рода словесный поединок, вскрывающий противоречия в суждениях клиента. Психолог последовательно, при помощи вопросов, подводит клиента к запланированному выводу. Вопросы подбираются таким образом, чтобы клиент давал как можно больше положительных ответов. 4. Персональное осмысление жизни. Эта техника помогает найти смысл жизни, когда он потерян, путем осознания своей уникальности и незаменимости. Человеку, утратившему смысл жизни, нужно показать, что он нужен другому человеку, что жизнь другого без него теряет смысл (например, женщина, потерявшая ребенка, может создать фонд помощи матерям, оказавшимся в подобной ситуации). Метод трансактного анализа Э. Берн создал популярную концепцию, уходящую корнями в психоанализ. Изучая общение людей, он описал три Я-состояния, которые есть в каждом человеке. В зависимости от ситуации общения одна из этих трех составляющих, а иногда они вместе, выходит на первый план.  Все эти три составляющих личности необходимы. 1. Родитель – это правила поведения, запреты, нормы, необходимость советовать, опекать. Эту информацию человек усваивает от родителей или других авторитетных для него людей. Когда Родитель блокирован в структуре личности, человек становится аморальным, беспринципным. 2. Ребенок – это эго-состояние, когда проявляется доверчивость, непосредственность, творчество, а также капризность, обидчивость, упрямство, легкомыслие. 3. Взрослый – это состояние, когда преобладает рационализм, объективность, принятие решений на основе собственного опыта.  Коррекция, по Берну, должна быть направлена на закрепление постоянного взрослого поведения. Девизы: • Ребенка – хочу, нравится. • Взрослого – целесообразно, полезно. • Родителя - должен. Э. Берн описывает определенные стереотипы в общении людей друг с другом. 1. Первый стереотип поведения – игра. Это неосознаваемая программа поведения человека, целью которой является избежать близкого общения с другим человеком или получение положительных эмоций. Каждый участник играет определенную роль. Этапы игры содержат удар, ответ, ловушку, расплату, вознаграждение. Каждое действие сопровождается определенными чувствами.  Игра разыгрывается между состояниями одной личности (Родитель, Взрослый, Ребенок) или между двумя личностями, иногда между личностью и коллективом. Исход игры всегда предсказуем. Выигрышем выступает эмоциональное состояние, к которому стремится игрок. 2. Вторым стереотипом в межличностном общении являются поглаживания и удары. Любое взаимодействие людей содержит поглаживания и удары, с их помощью люди друг другу передают положительные или отрицательные эмоции. Поглаживания бывают позитивные ("Сегодня вы чудесно выглядите") и фальшивые ("Вам очень идет этот платок, он закрывает морщины на вашей шее"). Положительные поглаживания необходимы каждому человеку. В случае недостатка физических поглаживаний человеку необходимо большое число психологических поглаживаний. Психологические удары и поглаживания связаны между собой: чем больше человек получает положительных поглаживаний, тем меньше производит психологических ударов. 3. Существует такой способ поведения, как вымогательство. Это способ общения, при котором личность вызывает у самого себя отрицательные эмоции, требуя от других, чтобы его успокаивали. Например, человек постоянно жалуется. Делает он это для того, чтобы получить от партнера по общению эмоциональную и психологическую поддержку. Трансакции Единицей общения является трансакция, состоящая из стимула и ответа. А обращается к Б, посылая коммуникативный стимул, Б ему отвечает. Цель трансактного анализа состоит в том, чтобы выяснить, какое Я-состояние А послало стимул Б и какое Я-состояние Б ответило. Когда Взрослый одного человека посылает сигнал Взрослому другого человека, Родитель – Родителю, Ребенок – Ребенку – это вид параллельных трансакций. При такой трансакции развиваются неконфликтные отношения, которые могут длиться довольно долго. Конфликт же начинает развиваться при перекрестных трансакциях. Эти трансакции осуществляются между неравноценными составляющими структуры личности (Родитель – Ребенок, Родитель – Взрослый, Ребенок – Взрослый, Ребенок – Родитель). Результатом этой трансакции будут упреки, конфликты. Скрытые трансакции включают более двух эго-состояний. Стимул при такой трансакции маскируется под социально приемлемый, а реакция на него ожидается реальная.. Например, молодой человек приглашает понравившуюся ему девушку выпить кофе. Она благодарит его и соглашается. На осознаваемом уровне беседа идет по линии Взрослый – Взрослый, а на психологическом уровне по линии Ребенок – Ребенок («Вы мне нравитесь» – «Вы мне тоже»). Психологическая позиция и установки личности У каждого человека существуют базовые представления о себе, о других и об окружающем мире. Именно эти базовые установки влияют на его поведение и принятие им решений.  1. Если человек удачлив, принят другими людьми, уверен в себе, нет сомнений, что его жизненная позиция: "Я благополучен – ты благополучен". Человек с такой позицией считает, что жизнь его и каждого человека – это огромная ценность. Поэтому он поддерживает добрые отношения с окружающими, избегает конфликтов, не тратит время и энергию на борьбу с самим собой и с окружающими. 2. Тот, кто считает, что его жизнь и жизнь других людей ничего не стоит, кто злоупотребляет алкоголем, курением, наркотиками, ведет асоциальный образ жизни, имеет жизненную установку: "Я неблагополучен – ты неблагополучен". Это позиция отчаяния и разочарования. Формируется она у человека, избалованного вниманием и заботой, а потом по каким-либо причинам лишенного такого отношения. 3. Человек, который себя и свою жизнь ценит очень низко, а других – высоко, стоит на позиции "Я неблагополучен – ты благополучен". Этот человек неуверен в себе, не берет на себя никакой инициативы, низко оценивает свой труд, за все происходящее берет вину на себя. 4. "Я благополучен – ты неблагополучен" – эта установка надменного превосходства. Человек с такой установкой весьма высоко ценит свою жизнь и свое "Я", но не ценит другого человека. Такая установка формируется либо у детей, взращенных в атмосфере почитания и всепрощения, либо у детей, которые пребывают в условиях, угрожающих жизни и их достоинству. Все эти установки, родительские программы, социальные роли, которые играют люди, серии трансакций предопределяют жизнь каждого человека. Проанализировав их, можно предугадать следующий этап жизни человека, а иногда и чем закончится пьеса жизни. Поэтому Э. Берн говорит о жизненном сценарии, которому человек неуклонно следует или яростно сопротивляется ему. Так вот, трансактный анализ включает в себя анализ структуры личности, анализ трансакций, анализ психологических игр, анализ индивидуального жизненного сценария. Трансактный анализ проводится для того, чтобы помочь клиенту осознать свои игры, свой жизненный сценарий. В случае непродуктивности поведения и жизни клиента – помочь ему освободиться от навязанных программ поведения и психологических игр, стать независимым, спонтанным, ответственным за свои поступки и чувства. При трансактном анализе психолог для клиента – это партнер, учитель и эксперт. А общение между психологом и клиентом идет по линии Взрослый – Взрослый. Техники, наиболее распространенные и чаще всего используемые в гештальттерапии Гештальттерапия – один из популярнейших подходов психотерапии в мире. Она широко используется в психологическом консультировании. Что такое гештальт? Этот термин немецкого происхождения, переводится как "форма". Следовательно, гештальттерапия – это теория формы. Гештальт помогает узнать себя, принять себя таким, какой ты есть, и изменить себя, ориентируясь на эталон (социальный или индивидуальный, внутренний или внешний). Перлз называет пять способов убить в себе личность, индивидуальность: 1. Интроекция. Интроект – чужой опыт, тот, что усваивается человеком в детстве без критических замечаний. Человек усваивает чувства, опыт, взгляды, нормы других людей, которые вступают в противоречие с его собственным опытом. Со временем интроекты и свои убеждения сложно разделить. 2. Проекция. При проекции человек не признает в себе те качества, которые не укладываются в его "Я-концепцию", но видит эти качества в других. 3. Дефлексия. Человек, для которого она характерна, избегает неформальных контактов, минимальных проблем. Дефлексия выражается в ритуальности, болтливости, условности поведения. 4. Рефлексия. Она наблюдается, когда потребность личности блокируется социальной средой, в этом случае неизрасходованная на реализацию потребностей энергия направляется на себя. Неудовлетворенные потребности – это незавершенные гештальты. Худшим вариантом незавершенного гештальта является обида, которая мешает полноценному общению. Поэтому завершить незавершенное, освободиться от невыплеснутых эмоций – существенный момент в гештальткоррекции. 5. Конфлуенция – слияние человека с его средой, ситуация, когда свои мысли, желания не отличаются от чужих. В результате этих способов обезличивания человек отказывается от своего подлинного "Я". С помощью гештальткорреции можно открыть истинное "Я" клиента. Это долгий и болезненный процесс, включающий несколько уровней. В результате совместной работы психолога и клиента, последний сможет сбросить все фальшивое, привнесенное и начать жить и действовать от своего "Я". Психолог в процессе гештальттерапии – это помощник, соавтор, который пытается облегчить выражение чувств клиента и активизировать его резервы для личностного роста. Чтобы дать самое беглое представление о гештальттерапии, следует перечислить техники в гештальттерапии они именуются играми и экспериментами. 1. Техника усиления. Одна из задач гештальттерапии – понять и осознать свое "Я". Техника усиления помогает выполнить это путем проецирования на внешнюю сторону того, что проигрывается внутри. Для этого можно использовать игру "Преувеличение". Клиенту предлагается усилить какие-либо телесные, вокальные движения (громче и громче произносить фразу, усилить жест), чтобы яснее осознать смысл и причину подобных действий. 2. Монодрама. Это вариант психодрамы, в которой диалог ведется между фрагментами одной личности, значимыми для клиента. Например, между его активным и пассивным началом. Происходит это так: на "горячий стул" сажают воображаемого собеседника. Клиент поочередно меняет стулья, отождествляя себя то с одной, то с другой позицией. Еще одним широко распространенным приемом в рамках монодрамы является использование двух игровых позиций: "Большой пес" и "Щенoк". Большой пес олицетворяет обязанности, требования, оценки. Щенок – уловки, отговорки, уклонение от обязанностей. Включаясь в такую игру, клиент начинает осознавать бессмысленность манипуляций над своей личностью, учится продуктивно управлять самим собой. 3. Гештальтистская драматизация. Она помогает освободиться от чувства обиды, вины, т. е. завершить незавершенный гештальт. Для этого клиенту предлагают с помощью "горячего стула" высказать свои чувства воображаемому обидчику или обиженному. 4. Интегрирующее осознание. Состоит оно в том, чтобы быть чрезвычайно внимательным к постоянным изменениям своих чувств, эмоций, переживаний, физических ощущений. Психологу надо быть вдвойне внимательным, так как он должен осознавать и замечать свои изменения и одновременно изменения, происходящие с клиентом. 5. Прямое обращение. В гештальттерапии речь адресуют только тому, о ком говорят. Так, например, претензии умершему выговаривают, представляя его на стуле напротив. Перечислены далеко не все техники гештальттерапии. Их огромное количество, но все они направлены на психологическую поддержку личности, освобождение человека от психологических проблем, на личностный рост. Суть метода и основные техники нейролингвистического программирования (НЛП)  Суть метода отражена в названии. "Нейро" – отражает тот факт, что все психологические процессы связаны с нервной системой, "лингвистическое" – демонстрирует важность речи в обработке и классификации нашего опыта. "Программирование" указывает на взаимосвязь психических и лингвистических составляющих нашего опыта. Возникло НЛП в 70-е гг. ХХ столетия в США. Основатели этого направления практической психологии Джон Гриндер, Ричард Бэндлер, Лэсли Камерон-Бэндлер. Они решили проанализировать жизнь и деятельность величайших психотерапевтов их времени (Перлза, Сатира, Эриксона). При этом внимание акцентировали не на их учениях, а на их действиях, задавая вопрос: "Как гениальные люди мыслят?" Т. е. НЛПисты исследовали структуру успеха. Эти соображения легли в основу философии НЛП. НЛП – это и наука, и искусство.  В качестве науки НЛП предлагает системный подход к любой ситуации, а помогут в этом базовые идеи, которые лежат в основе разумного жизненного уклада: 1. Карта – это не территория. Под картой отдельно взятого человека понимают его личные представления об окружающем мире, событиях. Для карты мы отбираем ту информацию, которая важна для нас. Карта – это не территория, но она помогает эффективно взаимодействовать с внешним миром. Общаясь с людьми, необходимо помнить, что у каждого своя карта, свои предпочтения и представления о мире. И все-таки любая, даже самая точная карта – это не территория. 2. Сознание и тело – части единой системы. Изменения в сознании влекут изменения в теле. И наоборот, есть целые психотерапевтические направления, которые через работу с телом лечат душу. 3. Весь наш жизненный опыт закодирован в нервной системе. Мы помним все события, которые с нами происходили, все чувства, вызванные этими событиями, все, что мы видели или слышали. Все это записано в нашей нервной системе и составляет наш жизненный опыт. 4. Субъективный опыт можно разделить на образы, звуки, ощущения, вкус и запах. Эта идея поясняет нам, каким образом закодирован наш жизненный опыт. 5. Смысл коммуникации в полученной от собеседника реакции. Так, мы общаемся, чтобы получить какую-то реакцию: информацию, необходимую нам, эмоциональное сообщение или сигнал о получении сведений от нас. 6. Не бывает поражений – бывает только обратная связь. "Вся наша жизнь – игра". А люди ищут в играх победителей и побежденных. Даже если они, играя, получили удовольствие, а победил кто-то другой, они страдают. Между тем, каждая новая игра дает нам огромное количество полезной информации, знаний – это обратная связь. Поэтому мы не проигрываем, а получаем возможность набраться опыта и знаний. 7. В основе любого поведения лежит позитивное намерение, оно связано с первоначальным окружением. Эта мысль очень эффективна при разрешении конфликта. Есть поведение, а есть намерение. Так вот, намерения всегда позитивны, потому что сами для себя мы плохого не выберем. Себе человек плохого не пожелает, разве что исключительно с позитивными намерениями. 8. Любое поведение – выбор наилучшего варианта из тех, что имеются в данный момент. Все, что мы делаем – результат нашего выбора, а для себя мы плохого не выберем. 9. Каждый располагает всеми необходимыми ему ресурсами. Ресурсы имеют особенность: они работают тогда, когда их замечают и начинают ими пользоваться. В противном случае – лежат себе. Зато если заняться поиском, их можно найти видимо-невидимо. 10. Вселенная – дружественная среда, изобилующая ресурсами. Каждое событие, которое происходит с нами – подарок Вселенной. Кто-то с благодарностью принимает этот подарок и пользуется ресурсами, а кто-то называет это ударами судьбы и оплакивает их. Исповедуя такую жизненную философию, легко стать успешным человеком, если научиться правильно ставить цели и вырабатывать стратегию достижения этой цели. В этом поможет НЛП. С помощью методик НЛП также можно: • оценить деятельность человека и произвести в нем глубокие и устойчивые изменения; • за довольно короткий отрезок времени помочь людям преодолеть психологические проблемы; • устранить нежелательные привычки; • помочь людям наладить общение и взаимопонимание. Для осуществления этого очень важно понимать партнера и говорить с ним на одном языке, для этого в рамках НЛП разработаны положения о ведущей модальности каждого человека (аудиальной, визуальной и кинестетической). Определяют ее по движению глаз, жестикуляции и голосу, об этом уже было написано в главе "Создание доверительных отношений между психологом и клиентом". Техники НЛП 1. НЛП поможет не только понимать самому и быть понятым, но и целенаправленно корректировать, изменять собеседника. Для этого используют прием якорения. Его основная предпосылка состоит в том, что люди располагают всеми ресурсами, чтобы совершить в себе необходимые изменения. Роль психолога – помощь в получении доступа к этим ресурсам. Ресурсы лежат в личной истории каждого – это переживания. Возможность доступа к этим ресурсам тогда, когда это необходимо, называется якорением. Якорь – это условный стимул. Для установления якоря необходимо попросить собеседника вспомнить ситуацию, в которой он испытывал требуемое переживание. Наблюдая момент полного выражения этого чувства (например, при воспоминании испуга губы станут тоньше, цвет лица бледнее, дыхание – поверхностным; при воспоминании страсти губы станут полнее, цвет лица – ярче, дыхание глубже), введите стимул, с которым это чувство может быть ассоциировано. В качестве стимула можно использовать щелчок пальцами, прикосновение. Если удалось заякорить это чувство, то при повторении стимула возникнет связанное с ним состояние. Психологу необходимо позаботиться, чтобы стимул был воспроизведен в точности – для того, чтобы вызвать нужное внутреннее состояние. 2. Ассоциации и диссоциации. Ассоциация – это процесс соединения, объединения. Диссоциация – ситуация разделенности, разрозненности. Рассмотрим методику применения данной техники. Существуют довольно сильные переживания, которым тяжело противопоставить настолько же сильные позитивные чувства. В таких случаях техника якорения не работает. Нужно найти способ убрать интенсивность переживания. Это произойдет, если клиенту отделиться, диссоциироваться от чувств, связанных с психической травмой. Для этого ему надо постараться вспомнить травмирующую ситуацию, но наблюдать за собой как бы со стороны. Лишившись эмоциональной подпитки, исчезает боль, страх, досада. А ассоциироваться необходимо с приятными воспоминаниями. 3. Рефрейминг. Изменить неблагоприятную для клиента ситуацию невозможно, но можно изменить отношение к ней. В этом поможет техника рефреймингов. Она заключается в переименовании проблемы, для чего достаточно просто сместить внимание на другие стороны проблемы и дать клиенту новый взгляд на ситуацию. Так, " проблему" можно переименовать в "задачу", и она уже не нависает: к проблеме относятся куда более серьезно, чем к задаче, которую можно решать сейчас, можно позже, а можно и вообще не решать. А тот, кто имеет излишний вес, например, вовсе не толстяк, а солидный, значительный здоровяк. 3адача рефрейминга – показать другую сторону того же события. Ознакомление с практикой НЛП убеждает, что данное направление практической психологии – довольно оригинальный способ изучения человека и управления им. НЛП на сегодняшний момент – одно из наиболее эффективных направлений в практической психологии. Методы клиент-центрированной психотерапии Целью клиент центрированной терапии является помощь человеку в приведении его Я-концепции в большее соответствие с испытываемым опытом и достижение большего самопринятия, что позволит ему в большей степени реализовать свой природный потенциал. Решив, что люди обладают способностью к самонаправленному изменению личности, Роджерс предположил, что при определенных условиях этот процесс пойдет значительно быстрее. Успех терапии определяется качеством взаимоотношений между сторонами терапевтического процесса. Эффективный терапевт проявляет по отношению к клиенту эмпатию, безусловное позитивное отношение и строит контакт на основе искренности.  Принципы и методы: 1) Подлинность, искренность взаимоотношений. "Чем более терапевт является самим собой в отношении с клиентом, чем менее он отгорожен от клиента своим профессиональным или личностным фасадом, тем более вероятно, что клиент изменится и продвинется в конструктивном ключе." 2) Безусловное позитивное отношение к клиенту. "Когда терапевт ощущает позитивную, неосуждающую и принимающую установку по отношению к клиенту безотносительно к тому, кем этот клиент является в данный момент, терапевтическое продвижение или изменение более вероятно. Принятие терапевта предполагает позволение клиенту быть в любом его непосредственном переживании - смущении, обиде, возмущении, страхе, гневе, смелости, любви или гордости. Это бескорыстная забота. Когда терапевт признает клиента целостно, а не обусловлено, продвижение вперед более вероятно". 3) Эмпатическое понимание. "Это означает, что терапевт точно воспринимает чувства, личностные смыслы, переживаемые клиентом, и передает это воспринятое понимание клиенту. В идеальном случае терапевт так глубоко проникает во внутренний мир другого, что может прояснить не только те смыслы, которые тот осознает, но даже те, что лежат чуть ниже уровня осознания. Эта особая, активная разновидность слушания - одна из самых мощных известных мне сил, обеспечивающих изменение.»  Упражнение: Научитесь слушать другого. Для обучения понимания собеседника сторонники клиент центрированной терапии предлагают следующее упражнение: В следующий раз, когда вы ввяжетесь в спор со своим другом или с женой или в небольшой компании, приостановите на время дискуссию и установите правило: прежде чем выразить свое мнение, каждый должен точно пересказать мысли и чувства говорившего до него и добиться его согласия с пересказом. Вам нужно так резюмировать слова собеседника, чтобы это не резало ему слух. Начинайте свою сверку словами "Если я правильно тебя понял...." После того как согласие собеседника получено, вы можете выразить свое мнение по дискутируемому вопросу. Ваш собеседник также должен начать с максимально точного воспроизведения смысла ваших слов. И так далее. Для облегчения упражнения выражайте свое мнение короткими порциями по 5-6 предложений. Тот, кто попробует это упражнение, может обнаружить, что это одна из труднейших вещей, за которую он когда-либо принимался. Однако, по мере усвоения навыка, ваши собственные комментарии радикально изменятся. Вы также заметите, что эмоции, сопровождающие дискуссию, улягутся, различия в ваших позициях уменьшатся, а те, которые сохранятся, будут рациональными и понятными. Роджерс считал, что в случае, когда клиент не демонстрирует крайнюю форму неприспособленности и свободному выходу эмоций клиента не препятствует небрежная работа терапевта, то клиент способен самостоятельно разобраться со своими проблемами после 6-15-ти часовых сеансов. На шкале внешней активности позиция клиент-центрированного терапевта находится между позициями психоаналитика и поведенческого терапевта. Он не так закрыт, как психоаналитик, но и не разрабатывает конкретный план, как клиенту надо действовать в жизненых ситуациях, как это делает поведенческий терапевт. Задача клиент-центрированного терапевта - поощрить клиента к постановке и достижению своих собственных целей. Обзор разновидностей и методов когнитивной терапии   Это подход, предназначенный для изменения умственных образов, мыслей и мыслительных паттернов с тем, чтобы помочь больным в преодолении эмоциональных и поведенческих проблем. Он основан на теории, согласно к-рой поведение и эмоции отчасти обусловлены когнициями и когнитивными процессами, изменять к-рые можно научиться. Традиционные методы психотер. всегда признавали важную роль когниций в поведении и эмоциях; однако К.-п. т. отличается от прежних инсайт-ориентированных подходов тем, что ее материалом яв-ся лишь когниций, появляющиеся «здесь и сейчас». Работа с этими когнициями проводится тж более систематически, чем в др. методах психотер. Она использует принципы модификации поведения для обнаружения имеющихся когниций и выявления тех из них, к-рые создают проблемы. П оведенческие техники используются для устранения нежелательных когниций, предложения новых паттернов мышления и способов продумывания проблем и для подкрепления этих новых когниций. Эти техники включают:  • а) регистрацию желательных и нежелательных когниций и фиксацию условий их появления;  • б) моделирование новых когниций;  • в) использование воображения для визуализации того, как новые когниций могут быть соотнесены с желательным поведением и эмоциональным благополучием;  • г) использование этих новых когниций на практике в реальных ситуациях, с тем чтобы они стали привычным образом мышления пациента. Когниций, изменение которых может потребоваться, включают отдельные мнения и убеждения и их системы, а также мысли и образы. Человек организует и использует когниции с помощью когнитивных процессов. Эти процессы включают:  • а) способы оценки и организации информации о себе и окружающей среде;  • б) способы переработки информации для приспособления в жизни и решения проблем;  • в) способы предсказания и оценки будущих событий. Рационально-эмотивная терапия   А. Эллис обнаружил у своих пациентов наличие таких иррациональных убеждений, как «я должен быть совершенным» и «каждый должен любить меня». Эти убеждения сопутствуют озабоченности пациента тем, как о нем думают окружающие его люди. Любое отклонение реальности от этих убеждений пациент интерпретирует как ужасное событие. Поскольку реальность редко соответствует иррациональным ожиданиям, развитие депрессии становится вероятным. Терапия основывается на том, что пациента стимулируют к принятию более рациональных когниций путем моделирования адекватных мыслей. Пациентов стимулируют к отслеживанию качества своих мыслей, сознательной регистрации частоты их появления и воздействия на эмоции.   Когнитивная терапия   А. Бек описал, как люди могут стать депрессивными при использовании ими искаженного мышления. Примеры такого мышления включают фиксацию скорее на неудаче, чем на успехе, убеждение в том, что одна неудача означает тотальный провал, и др. когнитивные тенденции видения себя в негативном свете. Терапия состоит в распознавании этих тенденций и выполнении домашних заданий, предназначенных для получения успешного опыта. Больному демонстрируют примеры более адаптивных, позитивных когниций, которые он использует на практике до тех пор, пока они не заменят старый стиль мышления.   Тренинг самоинструктирования   Д. Мейхенбаум рассматривал когниций как самоинструкции, используемые при развитии поведенческих навыков. Эти инструкции находились на уровне сознания в начале обучения поведенческому паттерну. После завершения обучения инструкции исчезают из сознания и поведение совершается автоматически. Заучивание анормальных инструкций может вести к нежелательному поведению. Если инструкции являющихся ошибочными или неполными, пациент будет испытывать тревогу в связи с возможностью неадекватного поведения. Терапия заключается в обучении путем моделирования новым самоинструкциям. Пациент, опираясь на свое воображение, представляет себе использование новой системы инструкций для новой системы поведения. Эта терапия использовалась главным образом с агрессивными детьми и при экзаменационных фобиях.   Терапия методом скрытого моделирования   Дж. Котела исследовал способы обучения людей совладанию со стрессовыми, вызывающими тревогу ситуациями, предлагая им мысленно репетировать требуемое поведение. Пациенты учатся представлять себе, что случится в рез-те их поведения и какие действия они могут предпринять, чтобы справиться с ситуацией. Больной тж использует техники релаксации; т. о., тревога и стресс не препятствуют выполнению плана. Этот метод использовался в лечении фобий и неуверенности в себе.   Тренировка навыков копинга   Эта терапия, описанная М. Голдфридом, сходна со скрытым моделированием. Пациент представляет себе стрессовую ситуацию, а затем совладание с тревогой. Однако при тренировке навыков совладания (копинга) визуализация проводится в виде последовательности все более устрашающих образов. Использование техники мышечной релаксации позволяет переносить более высокий уровень тревоги на каждой последующей ступени. Т. о., тревога никогда не мешает пациенту продолжить работу над совершенствованием совладающего поведения. Он может также практиковаться в ролевом разыгрывании проблемной ситуации. Эта терапия использовалась в лечении фобии экзаменов и при оказании помощи людям в совладании с собственной нерешительностью.   Тренинг контроля тревоги   Эта терапия, описанная Р. Суинном и Ф. Ричардсоном, имеет сходство с др. методами в том отношении, что в ней используется мысленное представление событий, вызывающих тревогу. Врач учит больного распознавать и использовать симптомы тревоги в качестве сигнала для использования таких копинговых стратегий, как мышечная релаксация или мыслительные паттерны, ориентированные на успех. В этой модели считается важным использование широкого спектра воображаемых ситуаций, с тем чтобы лучше подготовить пациента к многообразию реальных жизненных проблем. Она обычно используется с лицами, которые не могут успешно действовать в определенных ситуациях вследствие чрезмерной тревоги.   Тренинг «прививка против стресса»   В рамках концепции этого метода, предложенного Д. Мейхенбаумом, страх и тревога считаются следствием восприятия повышенного физиолог. возбуждения и провоцирующих тревогу мыслей. Тренинг заключается в обучении мышечной релаксации и коррекции тревожных мыслей и чувств. Эти техники репетируются мысленно, а затем используются в актуальной стрессовой ситуации, в которую больной вводится врачом (напр., неожиданный удар электрического тока). Стрессовая ситуация позволяет пациенту развивать навыки использования релаксации и паттернов мышления, снижающих тревогу. Интенсивность действия стрессоров тщательно контролируется, давая больному возможность обрести уверенность в себе и не оказаться подавленным влиянием стрессора.   Терапия методами решения проблем   Эта разновидность терапии исходит из того, что разрешение жизненных проблем требует набора когнитивных навыков, таких как способность подбирать адекватные средства решения для получения ожидаемых рез-тов, находить альтернативные решения и правильно предвидеть рез-ты этих решений. При отсутствии этих способностей могут возникать поведенческие и эмоциональные проблемы. В рамках варианта поведенческой терапии методом решения проблем, разработанного Т. Дзуриллой и М. Голдфридом, пациенты обучаются уточнению своих жизненных проблем, нахождению возможных решений и использованию лучших из них. Пациенты сами регистрируют свой процесс сопоставления средств решения и ожидаемых рез-тов и способность оценивать собственное поведение. Эта терапия использовалась в лечении детей с нарушениями поведения и взрослых с дефицитом навыков решения проблем.   М. Махони постулирует, что люди могут лучше адаптироваться к жизни, если они систематически используют последовательность процедур для нахождения решения, примерно так, как это делает ученый или инженер. Этими процедурами являются:  • а) спецификация проблем,  • б) сбор информации,  • в) идентификация причин или ситуативных паттернов,  • г) анализ вариантов выбоpa,  • д) сужение числа этих вариантов и их опробирование,  • е) сравнение рез-тов, • ж) расширение и пересмотр вариантов на основе полученных результатов.   Использование когнитивных, эмотивных и поведенческих методов в рационально-эмотивной психотерапии При решении этих задач специалисты рационально-эмотивной психотерапии исходят из того, что мысли, чувства и поведение взаимосвязаны и влияют друг на друга, а проблемы эмоционально-поведенческого характера являются главным образом (хотя и не исключительно) следствием мощных иррациональных убеждений. Нарушенным индивидам вначале бывают присущи рациональные убеждения, состоящие из /предпочтений/ и /желаний/ ("Я хочу добиться успеха и получить признание со стороны значимых для меня людей"), и когда такие желания не осуществляются, они испытывают вполне уместные и целительные печаль, разочарование и фрустрацию. Но так бывает только если клиенты сохраняют свои рациональные желания и определяют для себя новые, альтернативные пути к этим целям. Но часто люди добавляют к своим убеждениям иррациональные убеждения — так называемые /долженствования, требования/ и /команды/ ("Поскольку я испытываю сильное /желание/ иметь успех и получить признание, я всегда /должен/ добиваться этих результатов!") Когда их догматические императивы остаются неосуществленными, они впадают в панику, депрессию и ярость, которые оказывают разрушительное воздействие.   В рационально-эмотивной психотерапии считается, что цель эффективной психотерапии заключается в использовании когнитивных, эмотивных и поведенческих методов, для того чтобы ясно показать клиентам:  1. в основном они сами создают свои нарушения с помощью догматических "должен" и "обязан";  2. они могут активно оспорить и преодолеть свои императивы, ставя их под сомнение научно обоснованным образом;  3. они могут в корне изменить философию своей жизни, используя мощные методы для признания и проработки таких подрывных чувств;  4. они могут настойчиво и упорно действовать против этих иррациональных убеждений.   Некоторые из основных когнитивных методов рационально-эмотивной психотерапии включают:  • обсуждение (с использованием приемов логики и эмпирических данных) догм и умозаключений, которых придерживаются клиенты; и • спользование утверждений о совладании с трудными ситуациями или рациональных утверждений о себе;  • обсуждение с клиентами преимуществ изменений и недостатков их отсутствия;  • реорганизацию тех взглядов на жизненные проблемы, которые ведут к самосаботажу;  • изменение семантических привычек;  • заполнение листов домашних заданий, смысл которых заключается в оказании помощи самому себе с использованием когнитивных методов;  • использование таких методов психологического обучения, как чтение соответствующей литературы, прослушивание и просмотр аудио- и видеокассет;  • пропаганда рациональной жизненной философии;  • прослушивание записей психотерапевтических сессий; п • подражание индивидам, поведение которых является рациональным;  • безусловное принятие себя и других в качестве жизненной философии;  • работу над оценкой своих качеств и своего функционирования, а не оценкой собственного "Я".   Эмотивно-творческие техники, которым отдается предпочтение в рационально-эмотивной психотерапии, включают:  • утверждения о себе и диалоги с собой, оказывающие сильное воздействие;  • упражнения по преодолению стыда;  • создание рационально-эмотивных образов;  • безусловное принятие клиента психотерапевтом;  • использование юмора, притч, аналогий, стихов и драматических сюжетов;  • проигрывание определенных ролей.   В число поведенческих техник, которым отдается предпочтение в рационально-эмотивной психотерапии, входят:  • десенситизация, осуществляемая по отношению к естественным условиям (in vivo);  • намеренное вызывание дискомфортных ситуаций, до тех пор, пока они не станут комфортными;  • методы поощрения и наказания;  • имплозивные ("взрывные") техники десенситизации; п • редупреждение реакций и развитие навыков.   Цель использования этих многочисленных методов заключается не в том, чтобы устранить симптомы, а в том, чтобы вызвать основательные изменения в философии жизни клиента, которые, как мы надеемся, сохранятся на протяжении всей его жизни.
«Общий обзор методов и приемов, используемых в различных теоретических направлениях психологии» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 767 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot