Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Общие основы педагогики начального образования. Часть 2

  • 👀 991 просмотр
  • 📌 944 загрузки
Выбери формат для чтения
Статья: Общие основы педагогики начального образования. Часть 2
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Общие основы педагогики начального образования. Часть 2» docx
Лекция № 3 Общие основы педагогики начального образования. Теоретические основы воспитания. Содержание воспитания в начальной школе. Закономерности и принципы процесса воспитания. Формы, методы и приемы воспитания. Современные отечественные и зарубежные концепции воспитания. Идеи гуманизма (личностно-деятельностная модель) как основа воспитания. Формирование мировоззрения школьников в общей системе учебно-воспитательной работы. Управление воспитанием младших школьников. Творческое развитие личности младшего школьника Особенности взаимодействия учителя и учащихся в начальной школе. Дополнительное образование в системе начальной школы. Воспитание детей в семье. Педагогика ненасилия в практике воспитания. Психолого-педагогические приемы семейного воспитания. Теоретические основы воспитания Воспитание - одна из основных категорий в педагогике. Часть педагогики, изучающая воспитательный процесс, носит название теории воспитания. В научной литературе встречается различные подходы к толкованию этого понятия: Воспитание - это социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека. В педагогике понятие «воспитание» употребляют в широком и узком смыслах. В широком смысле воспитание - это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс. В узком смысле - это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач[1,C.45]. Цель воспитания - определяющая характеристика воспитательного процесса, она выражает общую устремленность воспитания, это будущее, на достижение которого направлены главные усилия. Любое воспитание всегда целенаправленно. Цели воспитания всегда выражают историческую потребность общества в подготовке поколения, способного реализовывать определенные общественные функции и социальные роли. История педагогики показывает, что в разные исторические эпохи, в разных странах, у разных народов были свои цели воспитания. Они подвижны, изменчивы, имеют конкретно-исторический характер. В современном мире существует многообразие целей воспитания, определяемых потребностями развития общества и зависящих от таких факторов, как темпы социального и научно-технического прогресса, достигнутого уровня развития педагогической теории и практики, возможностей общества, учебных заведений, учителей и учеников. В российском современном образовании в качестве одной из приоритетных целей воспитания принято всестороннее гармоническое развитие личности[7,C.121]. Под содержанием воспитания понимают специально отобранную и признанную обществом систему элементов объективного социального опыта человечества (взглядов и убеждений, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения), которые надо усвоить и которые соответствуют поставленным целям и задачам. Стратегия воспитания определяет общий замысел, перспективы и план достижения целей воспитания и базируется на общей концепции воспитательной работы. Воспитательный процесс в образовательном учреждении должен быть по своей сущности, содержанию и организации адекватным единой концепции воспитания, принятой в Российской Федерации. Тактика воспитания в соответствии с его стратегией определяет систему организации воспитательной деятельности в подчиненных структурах и с каждым конкретным человеком. Она вырабатывается на правовой основе в соответствии с научными рекомендациями и с учетом реального уровня результатов воспитания[7,C.126]. Содержание воспитания в начальной школе Воспитание, являясь неотъемлемой и основной частью целостного педагогического процесса, основывается на взаимодействии педагогов и воспитанников и включает в себя четыре признака: • целенаправленность воздействия; • социальную направленность этого воздействия в виде наличия образца, социально-культурные ориентиры, идеалы, а также соответствие процесса воспитания социально-культурным ценностям как достижениям исторического развития человечества; • наличие определенной системы организуемых воспитательных воздействий и влияний; • освоение человеком социального опыта и развития его личности и индивидуальности[10,C.34-36]. Многие важные черты духовного мира ребенка, его нравственного облика закладываются в начальных классах. Именно здесь ребенок получает основы систематических знаний, здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли и нравственного облика. Если в воспитании детей начальных классов упущено что-то существенное, то эти пробелы, даже если они не замечены в начальных классах, обязательно скажутся в подростковом возрасте. В этом случае придется иметь дело с процессом не только воспитания, но и перевоспитания, что значительно сложнее. Все возможные потенции воспитания раскрываются только в том случае, если воспитание организовано как целостный процесс. Содержание начального образования, методика обучения являются основой для совершенствования процесса воспитания, направленного на формирование развитой личности. Целостный воспитательный процесс включает в себя органически связанные между собой этапы: дошкольное воспитание, воспитание в начальных классах, воспитание подростков и т. д. Каждый этап, являясь частью единого целого, имеет относительную самостоятельность и обладает специфическими особенностями для формирования личности ребенка[10,C.79]. Каждый этап характеризуется определенным содержанием, методами и формами воспитательной работы с детьми. Ранее усвоенное в обобщенном виде включается в новую систему связей и отношений ребенка, составляя основу для дальнейшего развития, поведения, сознания, чувств, самосознания в целом. Закономерности и принципы процесса воспитания. Продуктивность воспитания во многом зависит от знания воспитателем его закономерностей и принципов. Под закономерностями воспитания понимаются устойчивые, повторяющиеся и существенные связи воспитательного процесса, реализация которых позволяет добиваться требуемых результатов в развитии людей, трудовых коллективов и оказывать воспитывающее воздействие на весь уклад трудовой деятельности. Знание закономерностей воспитательного процесса необходимо по целому ряду причин: 1. во-первых, человек подчинен системе естественных законов, которые действуют объективно в конкретных условиях. Благодаря знанию закономерностей воспитательного процесса можно создать условия, при которых воспитание будет протекать в соответствии с действием объективных законов (систем законов), а не вопреки им. И напротив, игнорирование законов неизбежно приводит к обострению противоречий, повторению ошибок и нелогичности в воспитании людей; 2. во-вторых, знание и учет закономерностей позволяет постигать суть движения от устаревших представлений к новым, освобождаться от стереотипов и утверждать продуктивную практику воспитательной работы. Эффективную модель воспитания можно создать и воспользоваться ею только на основе знания основных закономерностей, выделения социально значимых составляющих; 3. в-третьих, уяснение и учет закономерностей могут создать предпосылки для прогнозирования изменений в системе воспитательной работы, осуществление которых обеспечивает ее оптимизацию. Это также позволяет добиваться эффективного управления воспитанием со стороны руководителя[5,C.127-128]. В воспитательном процессе в числе других закономерностей можно выделить несколько основных закономерностей воспитания. 1. Обусловленность целей и задач воспитательной работы конституционными, мировоззренческими, нравственно-этическими ориентирами и позициями, правовыми рамками трудовой деятельности. 2. Зависимость результатов воспитания не только от воспитательной деятельности, но и от реальных условий, характера взаимодействия с ними в конкретных процессах и ситуациях. 3. Процесс развития личности приобретает оптимальный характер, если учащийся выступает субъектом обучения. Только в условиях полноправного учебного сотрудничества и взаимодействия возможно гармоничное развитие личности. Педагог не воспитывает, а актуализирует, стимулирует стремление учащегося к саморазвитию, создает условия для его личностного роста[12,C.67-68]. Учет закономерностей воспитательной работы осуществляется путем соблюдения ряда принципов. Важно обеспечить разумное сочетание традиционных принципов воспитания с новыми, которые выдвигаются в рамках новых выявленных закономерностей, проявляющихся в современной практике государственного строительства и жизнедеятельности конкретного коллектива. Принципы воспитания - это исходные педагогические положения, служащие нормами для педагога как воспитателя. В своей совокупности они определяют направленность, содержание, организацию и методику воспитательного процесса в учреждении. В принципах воспитания сконцентрированы и обобщены многолетний опыт воспитания людей и результаты научных исследований. Как и принципы обучения, принципы воспитания объективны по содержанию, но субъективны по форме своего существования, поэтому знание принципов воспитания, закономерностей воспитательного процесса, которые они отражают, позволяет педагогу сознательно и творчески решать задачи воспитания людей, систематизировать и упорядочивать свою деятельность, осуществлять ее педагогически обоснованно, с тем чтобы уверенно достичь поставленной цели воспитания[12,C.98]. Выбор педагогом принципов воспитания обусловлен его собственным мировоззрением, стилем общения, чертами характера, и от того, какими принципами он руководствуется, зависит эффективность его воспитательной работы с детьми. Следует учитывать, что соблюдение требований одних принципов и пренебрежение другими не способствует качественному решению педагогом воспитательных задач. Нельзя в воспитании людей поступать в одних случаях в соответствии с требованиями принципов, а в других - вопреки им; это снижает эффективность воспитательной работы, а нередко разрушает и весь процесс воспитания. Поэтому залогом успешности этого процесса является системный и комплексный подход к нему. Основные принципы воспитания можно сгруппировать по различным основаниям: • содержание (например, гармоничное сочетание разных видов воспитания); • организационные принципы (например, воспитание в коллективе, преемственность воспитательных воздействий); • принципы руководства (например, стимулирование социальной активности, сочетание индивидуальных и групповых форм воспитательных воздействий). Принципы воспитания тесно взаимосвязаны, их требования зачастую исходят одно из другого, обусловливая развивающий эффект воспитания. Совокупность требований принципов воспитания, реализованных в практической деятельности, обеспечивает системный подход руководителя образовательного учреждения к воспитательному процессу, комплексное воздействие на каждого человека и на коллектив в целом. Принципы воспитания обусловливают систему методов воспитания, реализуясь через их практическое применение. Они также тесно связаны и с принципами обучения, обеспечивая тем самым воспитывающий характер обучения и развивающую направленность воспитательного процесса. Формы, методы и приемы воспитания. Под методом воспитания понимается комплекс действий и приемов преподавателя и обучающегося, выполняя которые можно решить поставленную задачу, достигнув желаемого результата. Методы воспитания: • это конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение воспитанников для решения педагогических задач в совместной деятельности с воспитателями; • это пути достижения заданной цели воспитания; • это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанника и взаимодействие с ним с целью выработки у них позиции и качеств, заданных целью воспитания. Методы воспитания проявляют свое содержание через: • Непосредственное влияние на воспитанника (пример, требование, приучение). • Создание условий и ситуаций, которые вынуждают воспитанника изменить свое отношение, позицию. • Создание общественного мнения. • Общение, деятельность организованные воспитателем. • Процессы передачи информации в целях образования, а затем самообразования. • Погружение в мир искусства и творчества. • Приёмы воспитания Формы воспитания - это варианты организации конкретного воспитательного процесса, в котором объединены и сочетаются цель, задачи, принципы, закономерности, методы и приемы воспитания[12,C.124]. Задача педагога заключается в том, чтобы правильно управлять этим процессом, строить его на основе уважения личности, признания его индивидуальности, прав и свобод. Педагог должен опираться на потенциальные личностные возможности, способствуя их развитию, и на внутреннюю активность детей. Выбор форм воспитательной работы определяется на основе научных принципов в зависимости от следующих факторов: • Цель воспитания. • Содержание и направленности воспитательных задач. • Возраст учащихся. • Уровень их воспитанности и личного социального опыта. • Особенности детского коллектива и его традиций. • Особенности и традиции региона. • Технические и материальные возможности школы. • Уровень профессионализма учителя. Форм воспитательной работы существует огромное множество. Составить их исчерпывающий перечень невозможно, он всегда будет неполным. Поэтому возникает вопрос, как ориентироваться во всем этом многообразии. Есть лишь один эффективный путь - это классификация[6]. Из всего многообразия форм можно выделить несколько типов, которые различаются между собой по определенным признакам. Эти типы объединяют в себе различные виды форм, каждый из которых имеет бесконечное множество различных вариаций конкретных форм. Выделяют три основных типа: мероприятия, дела, игры. Они различаются по следующим признакам: • по целевой направленности; • по позиции участников воспитательного процесса; • по объективным воспитательным возможностям. Современные отечественные и зарубежные концепции воспитания. Базирование современных концепций дошкольного образования на ведущих принципах (развития, системности, интеграции, активности, личностно-ориентированного подхода и др.). Общая характеристика современных концепций дошкольного образования, охватывающих локальные направления развития ребенка: социальное, когнитивное, нравственно-правовое, гражданское, эстетическое, экологическое, физическое развитие и др. Идеи развития потенциала детей в современных концепция дошкольного образования: концепция социального развития (С.А. Козлова); концепция познавательного развития дошкольника (Л.М. Кларина); концепция о признании авторитетной роли семьи (Т.А. Абрамова); концепция гражданско-патриотического воспитания (Э.К. Суслова); концепция развития детской самостоятельности и активности (Г.Н. Година); концепция раннего детского возраста (Л.Н. Павлова) и др. Содержание современных педагогических теорий реализует принцип интеграции. Эта сторона педагогических теорий находится в стадии научного осмысления и экспериментирования (Г.М. Киселева, Ю.Н. Рюмина, СМ. Зарянова, А.С. Белкин, B.C. Безрукова и др.). В программе «Детство» в качестве единицы интеграции выступает тематизм (например, тема «Мы в детском саду и дома»)[5,C.76-81]. Современные научные исследования, обогащающие педагогическую теорию, выявляют позитивную тенденцию сближения разных видов деятельности, средств, форм на интересном для детей содержании и концентрацию на этом содержании. Дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно, что позволяет сэкономить время для организации игровой и самостоятельной деятельности детей, добиться необходимого образовательного эффекта за оптимальное время. Современные отечественные педагогические теории, как правило, охватывают локальные направления развития ребенка, учитывают данные психологии и педагогики дошкольного детства, обобщают результаты работы авторов в течение многих лет над той или иной проблемой. Современные зарубежные педагогические концепции Прагматизм - философско-педагогическое направление, выступающее за сближение воспитания с жизнью, достижение целей воспитания в практической деятельности. Основатели прагматической философии Ч. Пирс и У. Джемс претендовали на создание новой философии, стоящей вне идеализма и материализма. Идеи ранних прагматистов развил американский философ и педагог Дж. Дьюи. В 60-е гг. философия прагматизма и опирающаяся на нее педагогика потеряли свою популярность, но возродились в 70-е гг. под флагом неопрагматизма. Главная сущность неопрагматической концепции воспитания сводится к самоутверждению личности. Ее сторонники (А. Маслоу, А. Комбс, Э. Келли, К. Роджерс, Т. Браммельд, С. Хук и др.) усиливают индивидуалистическую направленность воспитания. Неопрагматисты отстаивают полный произвол в поступках и оценках личности. Неопрагматизм остается ведущим направлением американской педагогики, получает все более широкое распространение в других странах западного мира. Неопозитивизм - философско-педагогическое направление, пытающееся осмыслить комплекс явлений, вызванных научно-технической революцией. Нынешний педагогический неопозитивизм чаще всего именуется «новым гуманизмом», некоторые направления «сциентизмом». Виднейшие представители нового гуманизма и сциентизма - П. Хере, Дж. Вильсон, Р.С. Питере, А. Харрис, М. Уорнок, Л. Кольберг и др. Сторонники нового гуманизма выступают за полную гуманизацию системы воспитания. Сторонники сциентизма верят не чувствам, а логике и убеждены, что лишь с помощью рационального мышления она сможет проявить способность к самореализации, к общению с другими членами общества. Экзистенциализм - философское направление, признающее личность высшей ценностью мира. Каждая личность - неповторимая, уникальная, особая. Каждый человек - носитель своей нравственности. По мнению экзистенциалистов, самобытности личности особенно вредит коллектив, который превращает человека в «стадное животное». Виднейшие представители современной экзистенциалистской педагогики - Дж. Кнеллер, К. Гоулд, Э. Брейзах, У. Баррет, М. Марсель, О.Ф. Больнов, Т. Морита, А. Фаллико. Развернутое изложение педагогической концепции современного неотомизма дал французский философ, глава неотомизма Ж. Маритен. Видные представители католической педагогики - У. Каннингам, У. Макгакен, М. Казотти, М. Стефанини, В. фон Ловених, Р. Ливигстон, Е. Жильсон. Основные положения педагогики неотомизма определяются «двойственной природой» человека. Человек - единство материн и духа, а поэтому он одновременно и индивид, и личность. Цель воспитания выводится из христианской нравственности, религиозных положений о смирении, терпении, непротивлении Богу. Бихевиоризм - психолого-педагогическая концепция технократического воспитания. Классический бихевиоризм, у истоков которого стоял видный американский философ и психолог Дж. Уотсон, обогатил науку положением о зависимости поведения (реакций) от раздражителя (стимула). Необихевиористы (Б.Ф. Скиннер, К. Халд, Э. Толмен, С. Пресен и др.) дополнили это положение подкреплением, вследствие чего цепочка формирования заданного поведения приобрела вид «стимул - реакция - подкрепление»[5,C.121]. Идеи гуманизма (личностно-деятельностная модель) как основа воспитания. Гуманизм - совокупность взглядов, выражающих уважение достоинств и прав человека на свободу, счастье, всестороннее развитие и проявление своих способностей. Яркое противостояние гуманистических и императивных взглядов и идей, теорий и систем началось в конце XIX в. Как альтернатива гербартианской «педагогике управления», в которой ребенок воспринимался как объект педагогических воздействий, и императивному образованию родились педагогические теории, в которых ребенок рассматривался как субъект развития и воспитания. Обзор педагогических сочинений конца XIX - конца XX в. дает широкую панораму идей, созвучных основным принципам гуманизма (человек - субъект жизни, имеющий право на свободное развитие, на субъект-субъектные отношения). Антропоцентрический подход является центральной идеей гуманистической парадигмы. В педагогических теориях он принимает различные формы, которые своеобразно интерпретируются и конкретизируются. Идея личностного подхода развита в исследованиях, посвященных «личностной педагогике», разработанной в конце XIX в. Р.Екеном, Э.Линде, П.Наторпом, Т.Цайгером; в них изложен ряд ведущих принципов, созвучных основам гуманизма. Ребенок рассматривается как центральная фигура в учении о «новом воспитании», породившем свои педагогические теории и педагогическую практику. Из идей Ж.Ж.Руссо постепенно выстраивается теория свободного воспитания. Основополагающими идеями свободного воспитания являются принципы педоцентризма и свободы ребенка, которые начинают применяться в педагогической практике: в Германии - X. Шарельманом, Ф.Гансбергом, М.Паулем; в России - К.Н.Вентцелем, Л.Н.Толстым; в Италии - М. Монтессори; во Франции - С.Френе. Отечественная психология, развивая идеи субъектности, личностно-деятельностного подхода, субъект-субъектного взаимодействия (К.А.Абульханова-Славская, А.Г.Асмолов, Л.И.Божович, И.В.Дубровина, И.А.Зимняя, В.П.Зинченко, А.Н.Леонтьев, В.И.Слободчиков), дает методологаческие основания для развития антропоцентрического и личностно-ориентированного подхода в отечественной педагогической науке. Гуманистическая позиция требует отношения к ребенку как к главной ценности в педагогическом процессе, признания его способности и права на саморазвитие, приоритетности субъект-субъектных отношений в педагогическом процессе, В контексте гуманистической парадигмы воспитание является целенаправленным процессом культуроемкого развития человека. В этом случае ребенок - активный субъект не только жизни, но и воспитания. Его роль в собственном развитии становится определяющей. Он выступает как объект и субъект культуры[12,C.132]. Формирование мировоззрения школьников в общей системе учебно-воспитательной работы. Более обобщенным и высшим уровнем отношений личности к окружающему миру и действенным регулятором ее поведения и деятельности является мировоззрение. Оно включает в себя и интегрирует все названные выше отношения и выступает в качестве определяющего фактора личностного развития и формирования человека. Вот почему вопросы формирования мировоззрения учащихся выступают как важнейшая воспитательная задача школы. Надо, однако, более детально уяснить, какую роль играет мировоззрение в жизни и поведении человека и почему оно является важнейшим предметом школьного воспитания. Многие примеры и факты из жизни выдающихся людей свидетельствуют о том, что мировоззрение не только оказывает действенное влияние на духовное и нравственное развитие человека, но и помогает ему проявлять стойкость и мужество в различных жизненных обстоятельствах, невзгодах и трудностях[11,C.78]. Великий итальянец Джордано Бруно (1548-1600) развивал идеи Николая Коперника и выдвинул концепцию бесконечности и бесчисленности миров во Вселенной. Его учение было признано ересью, а сам он был присужден к сожжению на костре. Но он не отказался от своих убеждений и остался верным своему мировоззрению. Подобных примеров в истории множество. Они дают не только широкое представление об огромном влиянии мировоззрения на действия и поступки людей, но и позволяют определить его важнейшие функции. К этим функциям относятся: информационно-отражательная, ориентационно-регулятивная и оценочная. В чем же они проявляются? Информационно-отражательная функция мировоззрения связана с определенным способом восприятия явлений и событий окружающего мира и их отражением в сознании человека. Мировоззрение выполняет роль призмы, через которую преломляются все внешние воздействия. Так, например, человек с религиозным мировоззрением считает, что все явления природы и общественной жизни определяются высшими божественными силами. Человек же с научным мировоззрением при оценке всех явлений исходит из принципа детерминизма, т.е. ищет те материальные и социальные причины, которыми эти явления обусловливаются[11,C.81]. Ориентационно-регулятивная функция мировоззрения связана с тем, что поведение и деятельность человека определяются его сознанием, его взглядами и убеждениями. Если у человека сформировано то или иное мировоззрение, сложились устойчивые взгляды и убеждения, то они, как правило, определяют его действия и поступки. Оценочная функция мировоззрения связана с тем, что все явления окружающей жизни человек оценивает, исходя из своих взглядов и убеждений, или, иначе говоря, из своего мировоззрения. Как видим, мировоззрение имеет существенное значение как для поведения людей, так и для развития их сознания. А поскольку люди по-разному отражают в своем сознании и поведении явления и события окружающего мира и по-разному их оценивают, это позволяет говорить о различных видах мировоззрения. Управление воспитанием младших школьников. Известно, что у первоклассников преобладает наглядно-образное мышление. Они еще учатся воспринимать, наблюдать. Благодаря яркости и эмоциональности своего восприятия, большой впечатлительности, в их моральном сознании очень быстро и точно фиксируются определенные нравственные образцы и примеры поведения. Это создает основу для формирования у учащихся этого возраста моральных представлений. Поэтому формирование нравственных знаний, в том числе и понятие об ответственности, у первоклассников необходимо строить на основе ярких примеров и фактов, которые убедительно раскрывают (разумеется, с учетом возраста детей) систему моральных норм и требований и способствуют формированию многообразия этических представлений[13,C.81]. Отсюда, эффективным средством формирования у младших школьников культуры поведения выступает пример педагога. В воспитательном воздействии личности самого учителя начальных классов, проявлении с его стороны чуткости и уважения к школьникам, ответственности за свои поступки и слова, установление с ними доброжелательных отношений и сотрудничества заключены большие возможности для возбуждения у младших школьников внутренних противоречий и формирования этических потребностей и мотивов. Только тот учитель оказывает воспитательное влияние на учащихся, вызывает у них стремление к моральному совершенству, который благодаря своим знаниям, своему широкому кругозору и высокой культуре поведения является образцом для подражания, завоевывает у детей уважение, доверие и авторитет. Усвоение младшими школьниками сущности и осознание социальной и личностной значимости норм, правил и принципов поведения является не только условием формирования системы их этических знаний, но и источником возникновения соответствующих нравственных эмоций и чувств. Содержательность и влияние практической деятельности на формирование этических качеств младших школьников во многом зависят от ее занимательности и использования элементов игры при ее организации[13,C.82]. Однако самым важным условием и средством воспитания у младших школьников ответственности за свои поступки и поведение является организованный ученический коллектив. Творческое развитие личности младшего школьника Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, а именно творческих, лежит через приобщение всех детей к продуктивной творческой деятельности с 1 класса. Развитие творческих способностей - важнейшая задача начального образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. В школу приходят дети с разным развитием. У многих детей способности не проявляются, они спрятаны глубоко внутри. Основная работа по их выявлению и развитию ложится на нас - учителей начальных классов. Именно мы закладываем основы творческой деятельности, развиваем креативные способности детей[2,C.37]. Младший школьник полностью находится под влиянием взрослого и поэтому целенаправленно способствовать развитию творчества у ребенка может только школа, а точнее учитель. Для того, чтобы развить творческую личность, во-первых, необходимо решить целый ряд задач, которые ставит перед собой педагог: - вырабатывать навыки эффективного общения; - вырабатывать умение творчески работать, решать различные проблемы; - сформировать видение самого себя во взаимозависимости с другими; -формировать у учащихся критическое мышление, способность вырабатывать собственную точку зрения и уважать точку зрения других. Чем богаче творческий потенциал учителя, тем вероятнее, что он обучит творчеству детей, выявит и будет развивать у них творческие качества. В наше время проблема развития творческой личности получает небывалую актуальность, а работа в этом направлении - практическую значимость. У детей должно быть много интересной творческой деятельности, заставляющей почувствовать себя человеком интересным, привлекательным для других. Процесс обучения творчеству должен строиться так, чтобы каждый ученик мог выявить и развить свой комплекс способностей, учиться познавать самого себя, развивать на определенном уровне мышление, фантазию, воображение. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию[2,C.43]. Первое условие развития творчества - высокая самооценка ребёнка, то есть создание у него достаточной уверенности в своих силах, умственных возможностях. Второе условие развитие способностей ребёнка - создание соответствующего психологического климата. Именно учитель должен с первых дней ребёнка в школе поощрять и стимулировать возникновение у ребёнка творческих способностей. Творческие способности в коллективной деятельности помогают сформулировать собственную точку зрения, воспитывать в детях доверие к собственным силам и интерес к другому мнению, учат культуре общения, носят комплексный, деятельный характер, обеспечивая субъективную позицию каждого участника и развивая важнейшие организаторские, коммуникативные, конструктивные, аналитические умения, а также формируют у детей ответственность, инициативность, самостоятельность. Знакомство детей с творчеством своих одноклассников делает их добрее, отзывчивее, внимательнее друг к другу, ко всему окружающему миру[2.C.47]. Особенности взаимодействия учителя и учащихся в начальной школе. На современном этапе развития общества в условиях модернизации образования и выстраивания его новой парадигмы, стремящейся к «очеловечиванию», не случайно обращение к гуманистическим воззрениям отечественной педагогики, выработанным на рубеже XIX - XXвв. Гуманистический подход в образовании влечет за собой смену модели взаимоотношений педагога и ученика: от учебно-дисциплинарной к личностно-ориентированной, утверждающей ценность личности ребенка[4,C.31-32]. Одним из критериев эффективного педагогического взаимодействия является создание благоприятного психологического климата и планомерное формирование определенных межличностных отношений в школьном коллективе. Умения в этой области составляют важную часть профессиональной компетентности педагога. По мнению М.Ю. Олешкова, профессионально компетентный педагог должен быть способен: Вести вербальный и невербальный обмен информацией, а также осуществлять диагностирование личностных свойств и качеств учащегося. Вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействия с обучаемыми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных дидактически значимых целей. Идентифицировать себя с учеником. Общаясь с учеником, учитель должен помнить, что личностная самооценка ребенка в младшем школьном возрасте всецело зависит от оценок, даваемых ему взрослым, прежде всего учителями. Дети безоговорочно принимают и присваивают себе все, что слышат от учителя. Постоянное напоминание об ошибках вызывает у ребенка негативное отношение к учению, к школе и часто приводит к противоречию с мнением и ожиданиями родителей. Профессионально компетентный педагог должен владеть технологией педагогического общения, умением определять психолого-педагогический статус школьника, знать возрастную психологию детей и активно применять свои знания в педагогической практике. Таким образом, во взаимодействии и взаимоотношениях субъектов образовательного процесса при смене парадигмы образования необходимо, чтобы формирующаяся личность ориентировалась на свой собственный жизненный выбор и свои собственные запросы, а «направить это развитие и руководить им - вот задача воспитателя»[4,C.32-34]. Дополнительное образование в системе начальной школы. Значительно возрастает роль дополнительного образования в начальной школе. Дополнительное образование позволяет формировать у ребенка ощущение ценности собственной и чужой личности, самосознание, позволяет ребенку избавиться от привычки действовать только по подсказке. При этом он может удовлетворять свои творческие потребности и интересы, развивать индивидуальные способности. И это все при учете возможности выбора темпа и объема образования, которые ему позволяют умственные и физические данные. Дополнительное образование в системе начальной школы[10,C.91]. Дополнительное образование - это такая сфера деятельности, которая дает возможность детям развивать творческие способности, воспитывать в себе такие качества, как активность, раскрепощенность, свобода взглядов и суждений, ответственность, увлеченность и многое другое. Работа в блоке дополнительного образования обеспечивает разнообразные потребности ученика и направлено на сохранение физического, психологического и нравственного здоровья ребенка, формирования сплоченного и творческого школьного коллектива, воспитание самоуважения, уважения и терпимости к другим людям, воспитание понимания ценности образования, открывающего путь к новым возможностям, к осуществлению своих мечтаний, в том числе и выборе профессии. Целью дополнительного образования являются выявление и развитие способностей каждого ребенка, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями, ориентированной на высокие нравственные ценности, способной впоследствии на участие в развитие общества. Осуществляя дополнительные образования, школа реализует идею создания условий для развития творческих способностей и формирования навыков и умений, необходимых для развития гармонически развитой личности. Существенными характеристиками указанного педагогического пространства является здоровье сберегающая атмосфера, наличие психологического комфорта для каждого ребенка, постоянное наращивание творческого потенциала личности, овладение навыками самостоятельной деятельности, развития постоянных интересов учащихся с разными психофизиологическими данными[6]. Организация дополнительного образования в школе имеет свои особенности : с одной стороны - она реализует потребность детей, а с другой, в ней должны учитываться интересы образовательного процесса в целом. При организации системы дополнительного образования в школе педколлектив опирается на следующие принципы: - свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности; - ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка; - возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка; - единство обучения, воспитания, развития. Воспитание детей в семье. Семья - это первый и самый важный воспитатель ребенка. Семейное воспитание имеет свою специфику и значительно отличается от школьного воспитания. Дело в том, что воспитание в семье основано на чувстве. Именно чувство определяет тип, стиль, тон взаимоотношений членов семьи. Чувственный мир семьи является неким гарантом для ребенка[8, C.221]. Он защищает его от внешних неблагоприятных воздействий и дает чувство уверенности в своей нужности в этом мире. Ребенок в семье включается в разнообразные виды деятельности, в ходе которой родители влияют на формирование ценностных ориентации и идеалов своих детей. Причем это процесс бесконечный, длящийся всю жизнь, и результаты родительского влияния видны далеко не сразу. Семья, являясь по сути «разновозрастной группой», имеет возможность влиять на ребенка с точки зрения различных поколений. Наличие бабушек, дедушек, других близких родственников благотворно воздействует на формирование качеств личности при наличии гармоничных отношений между членами семьи. Но если семья «одинока», ребенок вырастает некоторым образом обделенным родственными связями. Ему никто не может подсказать и показать, как действовать в разных ситуациях, кроме родителей. Он ощущает родственную пустоту. Такое положение влияет на жизнь ребенка, поскольку в его будущей семье тоже будет ощущаться нехватка старшего поколения. Результаты семейного воспитания зависят в большой степени и от умения членов семьи качественно выстраивать взаимоотношения. Семейные отношения - особый вид взаимодействия людей. Люди взаимодействует по разным основаниям. Это могут быть бытовые, деловые, профессиональные, личные, интимные, сексуальные и другие взаимодействия. В семье же все они фокусируются на «маленьком пространстве» семейных отношений. В силу близости и каждодневного взаимодействия эти отношения являются специфическими и очень отличаются от таких же по характеру, но присущих чужим людям отношений, которые пронизывают всю нашу жизнь[8,C.312]. Характеризуя отношения между членами семьи, обратимся к психологии. В современной социальной психологии можно найти разные виды отношений между людьми. Это сотрудничество, соревновательность, паритет, антагонизм, конкуренция. Сами названия отношений определяют их суть. Семейное воспитание позволяет ребенку получить первые знания о том мире, в котором ему предстоит жить, представление о том, что такое хорошо и что такое плохо, как нужно поступать в той или иной ситуации. Благодаря воспитанию в семье, малыш получает начальные навыки общения и взаимодействия в коллективе, пусть даже этот коллектив ограничен тремя членами семьи. Кстати, вот почему важно, чтобы у ребенка были братья и сестры. Дети из многодетных семей более приспособлены к жизни в обществе, такому семейному воспитанию можно присвоить звание «школы жизни». Одной из положительных особенностей семейного воспитания является общение ребенка с представителями различных возрастных категорий. Он учится строить взаимоотношения с людьми не только разного склада характера, но и разного возраста. Воспитание в большой семье готовит человека к жизни, создавая миниатюрную модель социума. Педагогика ненасилия в практике воспитания. Понятие "педагогика ненасилия" не ново, так как к ней обращались многие видные отечественные педагоги (Л.Н. Толстой, К.Н. Вентцель, Л.С. Выготский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили и др.). В современной системе образования "педагогика ненасилия" - это не какое-то новое или самостоятельное направление, а практика педагогов, исключающих в своей работе принуждение личности. В 60-е г. XIX - нач. XX вв., как и в настоящее время, ненасилие рассматривалось в качестве важнейшей социальной и психолого-педагогической проблемы. В современных условиях оно приобретает глобальное значение, так как связано с выживанием человечества. Особую роль призвано играть образование, направленное на воспитание у подрастающего поколения культуры ненасилия, сущность которой заключается в овладении человеком идеей ненасилия как ценностью, формировании у него соответствующего отношения к действительности и реального поведения, исключающего насильственные проявления[3,C.81]. Современная область научного знания рассматривает воспитание как процесс, утверждающий признание ценности человека и его жизни, отрицающий принуждение как способ решения нравственных, межличностных проблем и конфликтов. Ключевым понятием в педагогике ненасилия выступает педагогическое взаимодействие на ненасильственной основе. В качестве основных принципов такого взаимодействия выступают: принцип позитивной открытости учителя по отношению к ученикам и своей личности; принцип субъективной свободы в выборе содержания, методов и форм деятельности; принцип сотрудничества; принцип снижения тревожности и страха. Что же можно сделать в современных условиях, если существующие школа и педагогика несут в себе скрытое принуждение? Только одно - вносить в процесс воспитания элементы гуманизма: исключить из практики школы дисциплинарные отношения, опираясь на отношения взаимопонимания, диалог между воспитанником и воспитателем. Психолого-педагогические приемы семейного воспитания. Семья - это социально - педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена[3, C.57]. Семья создает у человека понятие дома не просто как помещения, где он живет, а как чувства, ощущения, где любят, понимают, защищаю. К психолого-педагогическим основам семейного воспитания можно отнести следующее: 1. Сущность семейного воспитания. 2. Особенности семейного воспитания. 3. Негативные и позитивные факторы семейного воспитания. Сущность семейного воспитания. Семейное воспитание - целенаправленное взаимодействие старших членов семьи с младшими, основанное на любви и уважении личного достоинства и чести детей, предполагающее их психолого - педагогическую поддержку, защиту и формирование личности детей с учетом их возможностей и в соответствии с ценностями семьи и общества. Воспитательный потенциал семьи - совокупность материальных, национальных, психологических, педагогических, духовных, эмоциональных возможностей семьи в воспитании детей, определяемых её особенностями (типом, структурой, традициями и др.). 2. Особенности семейного воспитания: 1) органическая связь с жизнедеятельностью ребёнка; 2) непрерывность и длительность воздействия; 3) многократность и противоречивость воспитательного воздействия; 4) интимность, естественность, многогранность и непосредственность общения на основе чувства родства, любви, доверия, взаимной ответственности; 5) относительная замкнутость; 6) общение и взаимодействие людей разного возраста с разными интересами и профессиональной деятельностью (семья как дифференцированная социальная группа); 7) взаимная направленность формирующих воздействий. 3. Негативные и позитивные факторы семейного воспитания: 1) безнравственность, аморальный стиль и тон отношений; 2) авторитаризм или безграничный либерализм; 3) бездуховность родителей; 4) неразвитость родительских чувств; 5) отсутствие нормального психологического климата; 6) преобладание материальных ценностей; 7) фанатизм в любых его проявлениях; 8) противоправное (криминальное) поведение взрослых; 9) отсутствие психолого - педагогических знаний у взрослых членов семьи. Список использованной литературы 1. Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика. - М.: Творческий центр Сфера, 2008. - 208 с. 2. Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция и педагогическая поддержка. - М..: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1997.-187 с. 3. Вигман С.Л. Педагогика в вопросах и ответах. - М.: Проспект, 2005.-167 с. 4. Залялова А. Интегрированная подготовка многопрофильного специалиста в условиях стандартизации дошкольного образования // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 6. - С.31-34. 5. Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учеб. Для студ. образ. учреждений сред. проф. образования. - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003. - 352с. 6. Луковцева А. К. Психология и педагогика. Курс лекций Электронный ресурс [Режим доступа] http://www.plam.ru/psiholog/psihologija_i_pedagogika_kurs_lekcii/index.php 7. Люблинская, А.А. Учителю о психологии младшего школьника /А.А. Люблинская - М.: Просвещение, 1977. -224 с. 8. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 3-е изд., стереотип / В.С. Мухина - М.: Академия,1998. - 425 с. 9. Педагогика: учеб. / Л.П. Крившенко [и др.]; под ред. Л.П. Крившенко. - М.: ТК Келби, Изд-во Проспект, 2005. - 432 с. 10. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших дошкольников. - Самара: СГУ, 2010. - 125 с. 11. Успех. Совместная деятельность взрослых и детей: пособие дл педагогов / авт. О.В. Акулова, А.Г. Гогоберидзе, Т.И. Гризик и др.: науч. рук. А.Г. Асмолов. - М.: Академия, 2012. - 205 с. 12. Харламов И.Ф. Педагогика.М.: Гардарики, 1999. - 520 с. 13. Яновская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания. - М., 1986.-231 с.
«Общие основы педагогики начального образования. Часть 2» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot