Наука в современном обществе
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛЕКЦИИ
по дисциплине «Основы научных исследований»
направление подготовки (специалитет)
20.05.01 «Пожарная безопасность»
Тема 1: Наука в современном обществе
Обсуждена на заседании кафедры
протокол №___от «___»__________20__г.
Владивосток
Ⅰ. Цели занятия
Учебные
1. Сформировать умения и навыки, необходимые для самостоятельной творческой деятельности в науке и написания научной (курсовой, дипломной и иной квалификационной) работы;
2. Изучение общих правил и последовательности действий, выполняемых исследователем на каждом из этапов научной деятельности;
3. Освоение языка научной работы и ознакомление с понятийным аппаратом научного исследования.
Воспитательные
1. Продолжить формирование общей и гуманитарной культуры курсантов.
2. Использовать возможности лекции для повышения общекультурного уровня курсантов, воспитания их эстетического вкуса.
Ⅱ. Расчет учебного времени
Содержание и порядок проведения занятия
Время, мин.
Вводная часть
5
1 Предмет и задачи курса «Основы научных исследований»
15
2 Наука и ее роль в современном обществе
30
Заключительная часть.
5 минут
Ⅲ. Перечень литературы
Основная литература:
1. Кузнецов, И. Н. Основы научных исследований: учебное пособие для бакалавров / И. Н. Кузнецов. — 4-е изд. — М.: Дашков и К, 2018. — 284 c. — ISBN 978-5-394-02952-3. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/85322.html
2. Шкляр, М. Ф. Основы научных исследований: учебное пособие для бакалавров / М. Ф. Шкляр. — 7-е изд. — М.: Дашков и К, 2019. — 208 c. — ISBN 978-5-394-03375-9. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/85281.html
Дополнительная:
1. Пустынникова, Е. В. Методология научного исследования: учебное пособие / Е. В. Пустынникова. — Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2018. — 126 c. — ISBN 978-5-4486-0185-9. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/71569.html
2. Трубицын, В. А. Основы научных исследований: учебное пособие / В. А. Трубицын, А. А. Порохня, В. В. Мелешин. — Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2016. — 149 c. — ISBN 2227-8397. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/66036.html
Ⅳ. Учебно-материальное обеспечение
1. Учебник.
2. ТСО.
1. Предмет и задачи курса «Основы научных исследований»
Современное общество не может существовать без науки. В условиях экономического, политического, экологического кризиса наука выступает главным инструментом в решении соответствующих проблем. Кроме того, экономическое и социальное положение государства напрямую зависит от юридической науки, поскольку успех инновационного развития, финансовой стабильности и т.д. невозможен без научных исследований.
Поэтому наука является производительной силой общества, системой накапливаемых человечеством знаний об окружающей действительности, оптимальных средствах воздействия на нее, прогнозировании и перспективах прогрессивного развития общества, отражает взаимосвязь между учеными, научными учреждениями, органами власти, а также определяет аксиологические ценностные аспекты науки.
Понятие «наука» включает в себя как деятельность по получению новых знаний, так и результат этой деятельности - «сумму» полученных научных знаний, которые в совокупности создают научную картину мира.
Наука - это система знаний об объективных законах действительности, процесс деятельности по получению, систематизации нового знания (о природе, обществе, мышлении, технических средствах в использовании деятельности человека) с целью получения научного результата на основе определенных принципов и методов.
Современная наука состоит из различных отраслей знаний, которые взаимодействуют и в то же время обладают относительной самостоятельностью. Разделение науки на определенные виды зависит от выбранных критериев и задач ее систематизации. Отрасли науки обычно классифицируются по трем основным направлениям:
- точные науки - математика, информатика;
- естественные науки: изучение природных явлений;
- общественные науки: систематическое изучение человеческого поведения и общества.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ «О науке и государственной научно-технической политике» (далее – Закон РФ) научная (научно-исследовательская) деятельность- деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в том числе:
фундаментальные научные исследования - экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей среды;
прикладные научные исследования - исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач;
поисковые научные исследования - исследования, направленные на получение новых знаний в целях их последующего практического применения (ориентированные научные исследования) и (или) на применение новых знаний (прикладные научные исследования) и проводимые путем выполнения научно-исследовательских работ.
Также Закон РФ определяет, научный и (или) научно-технический результат – это продукт научной и (или) научно-технической деятельности, содержащий новые знания или решения и зафиксированный на любом информационном носителе.
Научное исследование - особая форма процесса познания, систематическое, целенаправленное изучение объектов, в котором используют средства и методы науки, в результате которых формулируются знания об исследуемом объекте. В свою очередь, фундаментальное научное исследование - научная теоретическая и (или) экспериментальная деятельность, направленная на получение новых знаний о закономерностях развития природы, общества, человека, их взаимосвязи, а прикладное научное исследование - научная деятельность, направленная на получение новых знаний, которые могут быть использованы для практических целей.
Научно-исследовательская деятельность - это исследовательская деятельность, которая заключается в получении объективно новых знаний.
2. Наука и ее роль в современном обществе
Основной формой человеческого познания является наука. Наука в наши дни становится все более значимой и существенной составной частью той реальности, которая нас окружает и в которой нам так или иначе надлежит ориентироваться, жить и действовать. Философское видение мира предполагает достаточно определенные представления о том, что такое наука, как она устроена и как она развивается, что она может и на что она позволяет надеяться, а что ей недоступно. У философов прошлого мы можем найти много ценных предвидений и подсказок, полезных для ориентации в таком мире, где столь важна роль науки. Им, однако, был неведом тот реальный, практический опыт массированного и даже драматического воздействия научнотехнических достижений на повседневное существование человека, который приходится осмысливать сегодня.
На сегодня нет однозначного определения науки. В различных литературных источниках их насчитывается более 150. Одно из этих определений трактуется так: “Наука — это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи”. Также широко распространено и другое определение: “Наука - это и творческая деятельность по получению нового знания, и результат такой деятельности, знания приведенные в целостную систему на основе определенных принципов и процесс их производства”. В. А. Канке в своей книге “Философия. Исторический и систематический курс” дал следующее определение: “Наука — это деятельность человека по выработке, систематизации и проверке знаний. Научным является не всякое знание, а лишь хорошо проверенное и обоснованное”.
Но, кроме множества определений науки, есть и множество восприятий ее. Многие люди понимали науку по-своему, считая, что именно их восприятие является единственным и верным определением. Следовательно, занятие наукой стало актуально не только в наше время, — ее истоки начинаются с довольно древних времен. Рассматривая науку в ее историческом развитии, можно обнаружить, что по мере изменения типа культуры и при переходе от одной общественно-экономической формации к другой, меняются стандарты изложения научного знания, способы видения реальности, стиль мышления, которые формируются в контексте культуры и испытывают воздействие самых различных социокультурных факторов.
Предпосылки для возникновения науки появились в странах Древнего Востока: в Египте, Вавилоне, Индии, Китае. Достижения восточной цивилизации были восприняты и переработаны в стройную теоретическую систему Древней Греции, где появляются мыслители, специально занимающиеся наукой. Среди них можно отдельно выделить такого выдающегося ученого, как Аристотель. С точки зрения великих ученых наука рассматривалась как система знаний, особая форма общественного сознания.
Аристотель (384-322 до н. э.) — древнегреческий ученый, основоположник науки логики и ряда отраслей специального знания, родился в Стагире (восточное побережье полуострова Холкидика); образование получил в Афинах, в школе Платона. Подверг критике платоновскую концепцию бытия. Аристотель видел ошибку Платона в том, что тот приписал идеям самостоятельное существование, обособив и отделив их от чувственного мира, для которого характерно движение, изменение.
Усвоение греками научных и философских понятий, выработанных в странах Востока — в Вавилоне, Иране, Египте, Финикии, оказало большое влияние на развитие науки. Особенно велико, было влияние вавилонской науки — математики, астрономии, географии, системы мер. Космология, календарь, элементы геометрии и алгебры были заимствованы греками от их предшественников и соседей на востоке.
В Древней Греции много уделялось времени и сил науке, научным исследованиям, и неудивительно, что именно здесь появлялись все новые и новые научные достижения. Астрономические, математические, физические и биологические понятия и догадки, позволили сконструировать первые простейшие научные приборы (гномон, солнечные часы, модель небесной сферы и многое другое), впервые предсказать астрономические и метеорологические явления. Собранные и самостоятельно добытые знания стали не только основой практического действия и применения, но и элементами цельного мировоззрения.
В средние века основными науковедами принято было считать схоластов. Их интересовали не столько сами предметы, сколько сопоставление мнений, рассуждения об этих предметах. Тем не менее не следует уменьшать достижения схоластической учености — на таких диспутах оттачивались теоретический фундамент науки, умение превращать факты в понятия, логически строго рассуждать исходя из немногих общих положений.
Все же одних логических доводов было недостаточно, и в качестве основания для предпочтения был провозглашен опыт. “На средние века, — писал Ф. Энгельс, — смотрели как на простой перерыв в ходе истории вызванный тысячелетним всеобщим варварством. Никто не обращал внимания на большие успехи, сделанные в течение средних веков: расширение культурной области Европы, образование великих жизнеспособных наций, огромные технические успехи XIV и XV вв.
Альберт Великий, Фома Аквинский, Роджер Бэкон, Уильям Оккам в качестве источника познания объявили вещи, предметы, объекты. Несмотря на существенное различие философских концепций этих мыслителей, все они намечают сходную схему получения истинных знаний.
Линия познания, получившая у Роджера Бэкона название опытной, экспериментальной, идет от вещей, которые воздействуют на органы чувств.
Современная наука. Основные концепции
Начала современной науки были положены в Европе в период XV-XVII вв. Являясь особой формой познания мира и его преобразования, наука сформировала понимание того, что есть мир, природа, как можно и должно относиться к ним человеку. Совершенно очевидно, что научное воззрение на мир могло утвердиться в обществе только потому, что оно было уже готово принять это воззрение как нечто само собой разумеющееся. Следовательно, в период разрушения системы феодального производства в обществе формируется новое по сравнению со средневековым воззрение на мир, природу, по своей сути совпадающее с научным.
Современная наука во многих отношениях существенно, кардинально отличается от той науки, которая существовала столетие или полстолетия назад. Изменился весь ее облик и характер ее взаимосвязей с обществом.
Надо заметить, что все же существуют три основные концепции науки: наука как знание, наука как деятельность, наука как социальный институт. Современная наука представляет собой органичное единство этих трех моментов. Здесь деятельность — ее основа, своеобразная “субстанция”, знание — системообразующий фактор, а социальный институт — способ объединения ученых и организации их совместной деятельности. Эти три момента и составляют полное определение современной науки.
Первая концепция — наука как знание — с многовековой традицией рассматривается как особая форма общественного сознания и представляет собой некоторую систему знаний. Так понимали науку еще Аристотель и Кант. Подобное понимание долгое время было чуть ли не единственным.
Логико-гносеологическая трактовка науки обусловливается как общественно-историческими условиями, так и уровнем развития самой науки. Фактически здесь абсолютизировались те стороны науки, которые выявились в прошлом, на ранних этапах ее существования, когда научное знание представлялось плодом чисто духовных усилий мыслящего индивида, а социальная детерминация научной деятельности еще не могла быть обнаружена с достаточной полнотой.
Эта концепция не может в своем одиночестве раскрыть полное определение современной науки. Если науку рассматривать только как систему знаний, то возникают некоторые недочеты. А дело все в том, что такое направление в науке (опора только на достоверные проверенные факты, знания) довольно однообразно и ограниченно. От исследователей ускользает ее социальная природа, творцы, материально-техническая база, ограничиваются возможности для более глубокого и всестороннего исследования специфики, структуры, места, социальной роли и функций науки. Все это привело к необходимости разработки другой концепции науки, к усилению изучения деятельностных и социальных аспектов этого общественного феномена.
Если мы рассмотрим науку как деятельность, то сегодня ее функции представляются нам не только наиболее очевидными, но и первейшими и изначальными. И это понятно, если учитывать беспрецедентные масштабы и темпы современного научно-технического прогресса, результаты которого ощутимо проявляются во всех отраслях жизни и во всех сферах деятельности человека. Например, недавно иностранные ученые выдвинули одну, довольно сильную и резкую гипотезу о причине верования людей в Бога. После многих исследований они пришли к мнению, что в строении человеческого ДНК находится такой ген, который и дает различные команды мозгу о существовании Бога.
Важной стороной превращения науки в непосредственную производительную силу является создание и упрочение постоянных каналов для практического использования научных знаний, появление таких отраслей деятельности, как прикладные исследования и разработки, создание сетей научно-технической информации и др. Все это влечет за собой значительные последствия и для науки, и для практики.
Однако при историческом рассмотрении картина предстает в ином свете. Процесс превращения науки в непосредственную производительную силу впервые был зафиксирован и проанализирован К. Марксом в середине XIX века, когда синтез науки, техники производства был не столько реальностью, сколько перспективой.
В 50-60-е гг. ХХ в. стали появляться работы, в которых был разработан деятельностный подход к науке, в результате чего она стала трактоваться не только и не столько как знание само по себе, а прежде всего как особая сфера профессионально-специализированной деятельности, своеобразный вид духовного производства. Несколько позже наука стала пониматься и как социальный институт.
Наука как социальный институт — это социальный способ организации совместной деятельности ученых, которые являются особой социально-профессиональной группой, определенным сообществом.
Институционализация науки достигается посредством известных форм организации, конкретных учреждений, традиций, норм, ценностей, идеалов и т. п.
Цель и назначение науки как социального института — производство и распространение научного знания, разработка средств и методов исследования, воспроизводство ученых и обеспечение выполнения ими своих социальных функций
В период становления науки как социального института вызревали материальные предпосылки, создавался необходимый для этого интеллектуальный климат, вырабатывался соответствующий строй мышления. Конечно, научное знание и тогда не было изолировано от быстро развивавшейся техники, но связь между ними носила односторонний характер. Некоторые проблемы, возникавшие в ходе развития техники, становились предметом научного исследования и даже давали начало новым научным дисциплинам. Так было, например, с гидравликой и термодинамикой. Сама же наука мало, что давала практической деятельности — промышленности, сельскому хозяйству, медицине. И дело было не только в том, что сама практика, как правило, не умела, но испытывала потребности опираться на завоевания науки или хотя бы просто систематически учитывать их.
Сегодня, в условиях научно-технической революции, у науки все более отчетливо обнаруживается еще одна концепция, она выступает в качестве социальной силы. Наиболее ярко это проявляется в тех многочисленных в наши дни ситуациях, когда данные и методы науки используются для разработки масштабных планов и программ социального экономического развития. При составлении каждой такой программы, определяющей, как правило, цели деятельности многих предприятий, учреждений и организаций, принципиально необходимо непосредственное участие ученых как носителей специальных знаний и методов из разных областей. Существенно также, что ввиду комплексного характера подобных планов и программ их разработка и осуществление предполагают взаимодействие общественных, естественных и технических наук.
Роль науки в современном обществе
ХХ век стал веком победившей научной революции. НТП ускорился во всех развитых странах. Постепенно происходило все большее повышение наукоемкости продукции. Технологии меняли способы производства. К середине ХХ в. фабричный способ производства стал доминирующим. Во второй половине ХХ в. большое распространение получила автоматизация. К концу ХХ в. развились высокие технологии, продолжился переход к информационной экономике. Все это произошло благодаря развитию науки и техники. Это имело несколько последствий. Во-первых, увеличились требования к работникам. От них стали требовать больших знаний, а также понимания новых технологических процессов. Во-вторых, увеличилась доля работников умственного труда, научных работников, т. е. людей, работа которых требует глубоких научных знаний. В-третьих, вызванный НТП рост благосостояния и решение многих насущных проблем общества породили веру широких масс в способность науки решать проблемы человечества и повышать качество жизни. Эта новая вера нашла свое отражение во многих областях культуры и общественной мысли. Такие достижения, как освоение космоса, создание атомной энергетики, первые успехи в области робототехники, породили веру в неизбежность научно-технического и общественного прогресса, вызвали надежду скорого решения и таких проблем, как голод, болезни и т. д.
И сегодня мы можем сказать, что наука в современном обществе играет важную роль во многих отраслях и сферах жизни людей. И, несомненно, уровень развитости науки может служить одним из основных показателей экономического, культурного, цивилизованного, образованного, современного развития общества.
Очень важны функции науки как социальной силы в решении глобальных проблем современности. В качестве примера здесь можно назвать экологическую проблематику. Как известно, бурный научно-технический прогресс составляет одну из главных причин таких опасных для общества и человека явлений, как истощение природных ресурсов планеты, загрязнение воздуха, воды, почвы. Следовательно, наука — один из факторов тех радикальных и далеко не безобидных изменений, которые происходят сегодня в среде обитания человека. Этого не скрывают и сами ученые. Научным данным отводится ведущая роль и в определении масштабов и параметров экологических опасностей.
Возрастающая роль науки в общественной жизни породила ее особый статус в современной культуре и новые черты ее взаимодействия с различными слоями общественного сознания. В этой связи остро ставится проблема особенностей научного познания и его соотношения с другими формами познавательной деятельности (искусством, обыденным сознанием и т. д.).
Эта проблема, будучи философской по своему характеру, в то же время имеет большую практическую значимость. Осмысление специфики науки является необходимой предпосылкой внедрения научных методов в управление культурными процессами. Оно необходимо и для построения теории управления самой наукой в условиях НТП, поскольку выяснение закономерностей научного познания требует анализа его социальной обусловленности и его взаимодействия с различными феноменами духовной и материальной культуры.
В качестве же главных критериев выделения функций науки надо учитывать основные виды деятельности ученых, их круг обязанностей и задач, а также сферы приложения и потребления научного знания. Ниже перечислены некоторые главные функции:
1) познавательная функция задана самой сутью науки, главное назначение которой — как раз познание природы, общества и человека, рационально-теоретическое постижение мира, открытие его законов и закономерностей, объяснение самых различных явлений и процессов, осуществление прогностической деятельности, т. е. производство нового научного знания;
2) мировоззренческая функция, безусловно, тесно связана с первой, ее главная цель — разработка научного мировоззрения и научной картины мира, исследование рационалистических аспектов отношения человека к миру, обоснование научного миропонимания: ученые призваны разрабатывать мировоззренческие универсалии и ценностные ориентации, хотя, конечно, ведущую роль в этом играет философия;
3) производственная, технико-технологическая функция призвана для внедрения в производство нововведений, инноваций, новых технологий, форм организации и др. Исследователи говорят и пишут о превращении науки в непосредственную производительную силу общества, о науке как особом “цехе” производства, отнесении ученых к производительным работникам, а все это как раз и характеризует данную функцию науки;
4) культурная, образовательная функция заключается главным образом в том, что наука является феноменом культуры, заметным фактором культурного развития людей и образования. Ее достижения, идеи и рекомендации заметно воздействуют на весь учебно-воспитательный процесс, на содержание программ, планов, учебников, на технологию, формы и методы обучения. Безусловно, ведущая роль здесь принадлежит педагогической науке. Данная функция науки осуществляется через культурную деятельность, политику, систему образования и средств массовой информации, просветительскую деятельность ученых и др. Не забудем и того, что наука является культурным феноменом, имеет соответствующую направленность, занимает исключительно важное место в сфере духовного производства.
Итак, мы рассмотрели такую важную тему, как “Наука и ее роль в современном обществе”. Раскрывая тему мы показали, что наука была актуальна в древние времена, она актуальна и сегодня. И, несомненно, наука будет актуальна и в будущем.
Говорят, что если бы не было И. С. Баха, то мир никогда бы не услышал музыки. Но если бы не родился А. Эйнштейн, то теория относительности рано или поздно была бы открыта каким-нибудь ученым. Знаменитый афоризм Ф. Бэкона: “Знание — сила” сегодня актуален как никогда. Он будет актуальным и в обозримом будущем, когда человечество будет жить в условиях так называемого информационного общества, где главным фактором общественного развития станет производство и использование знания, научно-технической и другой информации. Возрастание роли знания (а в еще большей мере — методов ее получения) в жизни общества неизбежно должно сопровождаться усилением наук, специально анализирующих знание, познание и методы исследования.
Самостоятельная работа. Изучить следующие вопросы:
1. Главные функции науки в обществе.
2. Философия науки.
3. Великие имена в истории науки.
Вопросы для самоконтроля:
1. Классификация наук.
2. Основные концепции современной науки.
3. Роль науки в развитии общества и цивилизации
4. Общественные функции науки.
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЛЕКЦИИ
по дисциплине «Основы научных исследований»
направление подготовки (специалитет)
20.05.01 «Пожарная безопасность»
Тема 1: Наука в современном обществе
Учебная группа:_______________
Дата проведения:______________
Место проведения занятия:______
Время проведения:_____________
Ⅰ. Цели занятия
Учебные
1. Сформировать умения и навыки, необходимые для самостоятельной творческой деятельности в науке и написания научной (курсовой, дипломной и иной квалификационной) работы;
2. Изучение общих правил и последовательности действий, выполняемых исследователем на каждом из этапов научной деятельности;
3. Освоение языка научной работы и ознакомление с понятийным аппаратом научного исследования.
Воспитательные
1. Продолжить формирование общей и гуманитарной культуры курсантов.
2. Использовать возможности лекции для повышения общекультурного уровня курсантов, воспитания их эстетического вкуса.
Ⅱ. Расчет учебного времени
Содержание и порядок проведения занятия
Время, мин.
Вводная часть
5
1 Предмет и задачи курса «Основы научных исследований»
40
2 Наука и ее роль в современном обществе
40
Заключительная часть.
5 минут
Ⅲ. Перечень литературы
Основная литература:
1. Кузнецов, И. Н. Основы научных исследований: учебное пособие для бакалавров / И. Н. Кузнецов. — 4-е изд. — М.: Дашков и К, 2018. — 284 c. — ISBN 978-5-394-02952-3. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/85322.html
2. Шкляр, М. Ф. Основы научных исследований: учебное пособие для бакалавров / М. Ф. Шкляр. — 7-е изд. — М.: Дашков и К, 2019. — 208 c. — ISBN 978-5-394-03375-9. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/85281.html
Дополнительная:
1. Пустынникова, Е. В. Методология научного исследования: учебное пособие / Е. В. Пустынникова. — Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2018. — 126 c. — ISBN 978-5-4486-0185-9. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/71569.html
2. Трубицын, В. А. Основы научных исследований: учебное пособие / В. А. Трубицын, А. А. Порохня, В. В. Мелешин. — Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2016. — 149 c. — ISBN 2227-8397. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/66036.html
Ⅳ. Учебно-материальное обеспечение
1. Учебник.
2. ТСО.
Актуальность темы:
Современный специалист должен не только обладать глубокими профессиональными теоретическими и практическими знаниями, но и иметь необходимые знания в области научных исследований. Это позволит самостоятельно ставить и творчески решать различные сложные вопросы, возникающие в профессиональной деятельности сотрудников МЧС. Поэтому внедрение научных достижений в сфере обеспечения пожарной и техногенной безопасности обусловливает необходимость повышения профессионального уровня выпускников ВУЗов МЧС.
Вводная часть (5 мин)
Принять доклад у дежурного. Объявить тему лекции, виды занятий и время, отведенное на них, цели лекционного занятия, рассматриваемые вопросы и перечень рекомендуемой литературы для самостоятельного изучения. Акцентировать внимание обучающихся на актуальность и практическую значимость изучаемой темы. Обозначить учебные вопросы темы и дать их учащимся под запись.
При изложении вопроса №1 (40 мин)
При рассмотрении данного вопроса следует раскрыть предмет, методы, цели и задачи учебной дисциплины. Необходимо раскрыть понятие науки и ее характерные черты. Объект и предмет науки. Основные концепции. Роль науки в современном обществе. Функции науки. Науки и их классификации. Наука в структуре общественного сознания. Отличие науки от других форм общественного сознания. Подвести итог рассмотрения вопроса, обозначить выводы.
При изложении вопроса №2 (40 мин)
Наука в глобальном развитии цивилизации. Цивилизация и технический прогресс. Концептуальная история науки как проблема философии. Функции науки. Наука в структуре общественного сознания. Главные функции науки в обществе (познавательная, мировоззренческая, производственная, культурная, образовательная). Развитие науки в различных странах мира. Ресурсные показатели науки. Приоритетные направления развития науки и техники. Подвести итог рассмотрения вопроса, обозначить выводы.
Заключительная часть (5 мин)
Подвести итог занятия, ответить на вопросы, выдать задание для самостоятельной работы, объявить окончание занятия.
Разработал:
Начальник кафедры ЕНиС дисциплин
к.и.н. подполковник внутренней службы П.В. Виноградов