Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Наука и научные исследования

  • 👀 771 просмотр
  • 📌 702 загрузки
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Наука и научные исследования» docx
Наука необходима народу. Страна, которая ее не развивает, неизбежно превращается в колонию. Фредерик Жолио-Кюри Лекция 1. Наука и научные исследования 1. Понятие науки 2. Основные характеристики научного знания. 3.Классификация наук. 4.Связь понятий «исследование», «эксперимент», «опыт», «анализ», «обследование» Вопросы для самостоятельного изучения: 1.Основные черты современной науки (для группы – ЭДГб(до)з-18-1 ) 2. История развития науки (для группы – ЭДНб(до)з-18-1 ) 3. Развитие научных исследований в России (для группы – ЭДНб(до)з-18-2 ) 4. Развитие научных исследований за рубежом. (для группы – ЭДНб(до)з-18-3 ) 5. Организация науки в РФ. Ученые степени и ученые звания. (для группы – ЭДНб(до)з-18-4 ) Введение: Человека разумного, мыслящего (homo sapiens) всегда интересует результат его деятельности (бытовой, профессиональной, политической и т.д.). Анализируя этот результат, он испытывает страх или радость, удовлетворение или неудовлетворение. В любом случае у человека возникает необходимость объяснить, почему именно такой результат. Процедуру объяснения процесса получения результата и факторов, сопутствующих ему, с определенной долей условности можно назвать исследовательской деятельностью человека. Другими словами, на протяжении своего развития человек наряду с различными видами деятельности, обеспечивающими ему физическое, физиологическое, психическое, социальное и духовное здоровье, постоянно занимается исследовательской деятельностью. Ибо стремление к познанию, к исследованию заложено в человеке природой и проявляется с раннего возраста, проходит через всю его жизнь, помогая ему осваивать окружающий мир и находить свое место в нем. Пятилетний ребенок, строя дом из кубиков, анализирует, почему кубики распадаются, и при каких условиях они будут твердо держаться. Школьник или студент, решая учебную задачу, учится делать суждения о фактах и явлениях. Астроном, наблюдая ночное небо, открывает новые звезды. Химик, соединяя различные вещества в пробирке, наблюдает, вычисляет, анализирует и, наконец, открывает новый процесс или вещество. Врач, прежде чем лечить, диагностирует пациента. Ученый обобщает, систематизирует накопленные знания. Как видно из примеров, исследовательская деятельность человека может быть организована либо на эмпирическом, либо на научном уровнях. Многие люди по мере накапливания жизненного опыта начинают верить в свою непогрешимость. Это нередко приводит к тому, что человека перестают занимать и интересовать окружающие его явления. Он перестает принимать другие способы изучения и познания себя, других, живой природы и т.д. Переоценка правильности своих суждений для любого человека образует множество проблем, ведет к снижению его интеллектуального потенциала и нередко к деградации, в лучшем случае – к закреплению определенных стереотипов мышления, поведения. Таким образом, исследовательская деятельность человека нужна ему не только для объяснения тех или иных явлений окружающей действительности, но и для выбора конструктивных способов взаимодействия с самим собой, с другими, с природой, с продуктами человеческой деятельности. Азы исследовательской деятельности постигаются в школьные годы в процессе обучения, а также в специально организованной научной деятельности учащихся – членов НОУ, которая в последние годы широко распространилась в массовой школе и учреждениях профессионального образования. Студентов колледжей и вузов приобщают к самостоятельной творческой деятельности, формируя у них умения и навыки ведения учебно-исследовательской работы. За период обучения каждому студенту приходится выполнять различные творческие и научные работы, в том числе – доклады, рефераты, контрольные, курсовые, дипломные и т.д. Причем все виды работы отличаются друг от друга степенью трудности и объемом. Одни работы предполагают лишь обзор и критическую оценку имеющихся научных источников, другие являются результатом исследовательской деятельности, третьи представляют собой результат творческого решения объективной проблемы. В профессиональной деятельности многих специалистов исследовательская деятельность имеет непреходящее значение. Исследования в профессиональной деятельности инженеров. инженер-технолог, инженер-конструктор, инженер-проектировщик, инженер нефтяной и газовой промышленности Например, Инженер-технолог по добыче нефти и газа — это специалист, который разрабатывает требования и документы для систем добычи углеводородов и способов их подъема на поверхность, занимается созданием моделей эксплуатационных скважин и регламентной технологической документации для оптимизации добычи и повышения коэффициента эксплуатации всех систем добычного комплекса, совершенствует систему разработки через комплексную систему геолого-технических мероприятий, является ответственным за концептуальные стандарты и технологические требования при заканчивании, освоении и эксплуатации скважин, подготавливает программу работ, направленных на увеличение добычи нефти, таких как: капитальные ремонты скважин, внутрискважинные работы, ГРП, кислотные обработки. Исследовательские умения необходимы и руководителям различных учреждений. Эффективное управление зависит от того, умеет ли руководитель научными методами получать, анализировать и использовать информацию для принятия управленческих решений. В каждом виде деятельности (учебной, профессиональной, управленческой и т.д.) научные исследования имеют свою специфику. 1. Понятие науки. Основные характеристики научного знания Понятие «наука» тесно связано с глаголами «научиться», «научаться». В русском языке эти глаголы обозначают действия людей, направленные на процесс получения ими новых знаний. Отталкиваясь от определения слова «знание» – проверенный практикой результат познания действительности, вернее, её отражение в мышлении человека – мы можем говорить о том, что знание представляет собой не что иное, как совокупность сведений об окружающем и внутреннем мире, которые накапливает человек или социум в ходе восприятия информации. Эти сведения черпаются либо из непосредственного наблюдения, либо от других людей, либо с помощью источников, зафиксированных на различных носителях (книги, видео, аудио записи, картины, гравюры и т.д.), либо приобретаются чувственным путем. Накопленные сведения человек истолковывает, систематизирует, хранит и передаёт другим, используя для этого определённые логические операции. В процедуре получения знания важным является способ его получения. С одной стороны, человек, наблюдая за окружающей действительностью и используя органы чувств (слух, обоняние, осязание и т.д.), воспринимает сведения и интуитивно может их соединять, сопоставлять, выявлять определённые закономерности об окружающем его мире. Для того чтобы использовать полученные таким образом знания в повседневной жизни, человеку на собственном опыте необходимо убедиться, что огонь жжется, т.е. вызывает боль, что в холодную погоду надо тепло одеваться, что какие-то действия необходимо предпринять, чтобы отправить письмо и т.д. Накопленное этим способом знание можно назвать «знанием здравого смысла» или имплицитным знанием. При этом необходимо помнить, что имплицитное знание может выражаться в тех или иных практических умениях, которые человек не всегда может описать словами, не всегда может найти объяснение, почему и как возникло это умение и чем оно характеризуется. Для накопления такого рода знаний человеку необходимо много времени. Другим чрезвычайно важным и более экономичным по времени способом приобретения знаний является научный способ, т.е. научное познание. Отличие обыденно-практического мышления от научного состоит в том, что оно (обыденно-практическое) стремится к установлению свойств, связей и отношений наблюдаемой реальности, подвергает логическому обобщению информацию о явлениях, процессах и вещах, вовлекаемых в сферу практической и познавательной деятельности, но не систематизирует эти знания, не превращает их в определенные законы и закономерности. С помощью таких обобщений, включающих воображение, и выдумки, человек осваивал окружающий его мир, формировал общие представления о вещах и явлениях, которые впоследствии образовывали тот или иной исторический тип мировоззрения. Обыденно-практическое сознание, в определенной степени, придает логическую структуру знаниям, что свидетельствует о единстве чувственного и рационального моментов познания. Однако эти знания не отличаются системностью, методичностью, не включают в себя известную случайность, а в содержательном аспекте менее глубоки и отражают внешние проявления объекта. Кроме этого необходимо отметить, что научное знание отличается от знания, происходящего из мифов, случайных наблюдений, интуиции, веры, здравого смысла тем, что оно имеет свои атрибуты, методы получения, обработки и систематизации информации, выделения существенных признаков, факторов и т.д., описывающих то или иное явление. Обратимся к понятию «наука» и его трактовке раз-личными источниками. Согласно «Философскому энциклопедическому словарю», наука (греч. – episteme, лат. – scientia) – сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая схематизация объективных знаний о действительности; отрасль культуры, которая существовала не во все времена и не у всех народов. Здесь же сказано, что родоначальниками науки как отрасли культуры, выполняющей самостоятельную функцию, были греки, передавшие ее в качестве особого идеала культурной жизни европейским народам. В другом источнике, «Кратком словаре по социологии», наука рассматривается как социальный институт, обеспечивающий производство, накопление знания, а также использование его в практической деятельности; одна из форм общественного сознания. При этом в словаре указано, что от других форм общественного сознания (мифов, религии, эмпирических наблюдений) науку отличает объективность характерных для нее форм отражения реальности, т.е. относительная истинность знания, а также средства его целенаправленного достижения. Таким образом, согласно вышеупомянутому источнику, наука рассматривается и как форма общественного сознания, и как социальный институт. Отдельные авторы, определяя понятие науки, сосредотачивают свое внимание на различных сторонах данного понятия. Например, по утверждению американского исследователя А. Исаака, наука – это социальная активность, охватывающая нескольких или многих ученых, анализирующих и подвергающих друг друга проверке и критике с целью продуцирования более достоверного знания. Сформулированное А. Исааком определение науки указывает на такие ее стороны как эмпиричность, проверяемость, а также фиксирует в ней деятельностную природу. В целом же наука рассматривается им как социальный институт. Деятельностная сторона науки просматривается и в определ-нии, данном Е.В. Бережновой и В.В. Краевским. Ученые утверждают, что наука – это «не только сумма знаний и, тем более, готовое знание, но и деятельность, направленная на достижение знания». Определяя деятельностную природу науки, следует иметь в виду, что в отличие от других видов человеческой деятельности, результат которых априорно известен заранее, научная деятельность дает приращение нового знания и выступает как сила, постоянно развивающая другие виды деятельности. Например, от эстетического (художественного) освоения действительности, носителем которого является искусство, т.е. ее образное отображение, науку отличает стремление к логическому, максимально обобщенному объективному знанию. И если искусство можно охарактеризовать как «мышление в образах», то науку – как «мышление в понятиях». Отсюда можно сделать вывод о том, что искусство преимущественно направлено на развитие чувственно-образной стороны творческих способностей человека, а наука – интеллектуально-понятийной. Однако эти различия не означают, что между наукой и искусством существует непереходимая грань, их объединяет творчески-познавательное отношение к действительности. Сложный характер имеет взаимосвязь между наукой и философией как специфическими формами общественного сознания. Считается, что философия всегда в той или иной мере выполняет по отношению к науке функции методологии познания и мировоззренческой интерпретации его результатов. Но и философию, и науку объединяет стремление к построению знания в теоретической форме, к логической доказательности своих выводов. Наука как общественная форма сознания коренным образом отличается от таких форм, как мифология и религия, в основе которых лежит вера в сверхъестественные начала. Анализ различных источников позволяет дать обобщенное определение понятию «наука» – это сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности, способствующих прогрессивному развитию человека, общества, природы, техники, технологий во всех сферах бытия. Наука – это непрерывно развивающаяся система знаний объективных законов природы, общества и мышления, получаемых и превращаемых в непосредственную производительную силу общества в результате социально-экономической деятельности. Это синтез организованной особым образом познавательной деятельности и ее результатов. Под особым образом познавательной деятельности понимается методологические и мировоззренческие принципы, обеспечивающие научный подход к выбору, постановке и реализации исследования. Термин наука применяется также и для обозначения отдельной области знаний. Основная цель науки – познание объективного мира (теоретическое отражение действительности) и воздействие на окружающую среду с целью получения полезных обществу результатов. Наука поддерживается и развивается в результате исследовательской деятельности общества. Научное исследование – это форма существования и развития науки. Структуру организации научных исследований целесообразно представить в виде четырех компонентов первый - общие вопросы научных исследований (теория, методология и методы); второй – процессы научных исследований (формы, методы и средства познания); третий – методика научных исследований (выбор конкретных форм, методов и средств, эффективных для соответствующей области науки или отрасли профессиональной деятельности); четвертый – технология научных исследований (совокупность знаний о процессах научных исследований и методике их выполнения); 2. Основные характеристики научного знания Сущность данного понятия позволяет выделить следующие характеристики научного знания: эмпиричность, эмпирическая проверяемость, ненормативность, передаваемость, общность, объяснительный характер, временность. Под эмпиричностью (от греч. еmperia – опыт) понимается основанность научного знания на наблюдении и практическом опыте. Исследователь, используя органы чувств, может наблюдать действительные проявления изучаемых феноменов внешнего мира и зафиксировать их с определенной точностью, насколько это позволяют органы чувств. Эмпиричность как черта знания может использоваться при аккумуляции знания здравого смысла, и это объединяет его с научным знанием. Другие виды знания (мифологический, теологический, идеалистический) воспринимаются как заданные (готовые) и не обладают эмпиричностью. Эмпирическая проверяемость (верификация) характеризует только научное знание. Сущность данной черты научного знания заключается в том, что любое утверждение (например, «данное явление вызвано к жизни таким-то явлением») необходимо неоднократно проверить на основе серии наблюдений в условиях эксперимента. В отличие от знания здравого смысла, которое чаще всего проистекает от случайных (несистематических) наблюдений и может не иметь определенной ценности, научное знание ее имеет и требует тщательной систематической проверки и повторения. Исследователь, наделенный научным складом ума, рассматривая те или иные изучаемые явления, обязательно проверит все предположения. Хотя доказать абсолютную истинность какой-то гипотезы часто бывает невозможным. Ненормативность как черта научного знания заключается в том, что новое знание, полученное в результате научного исследования, не может оцениваться через такие категории как «хорошо» или «плохо». Оно, прежде всего, констатирует наличие (отсутствие) того или иного факта (феномена), а также может устанавливать наличие или отсутствие связей между различными явлениями и фактами. Любое научное открытие – это факт. Оценочный оттенок появляется тогда, когда данное открытие, изобретение индивид или сообщество собираются использовать на практике. Например, открытие атома – это научный факт, а как его использовать – в мирных или военных целях – это категория нравственности, оценочная категория. На этот счет французский социолог Э. Дюркгейм сделал следующее замечание: «наука, как и искусство, и промышленность, находится вне нравственности». Хотя, частично соглашаясь с Э. Дюркгеймом, нельзя категорично утверждать, что любое эмпирическое исследование проводится в полностью бесценностном вакууме. Ценности, разделяемые исследователем, как правило, лежат в основе выбора предмета исследования. Кроме того, от исследователя и его ценностных установок зависит чистота проводимого эксперимента. Передаваемость науки. Для того чтобы знание было передаваемым, исследователь в своих научных трудах должен четко определить, какие именно данные собраны и как они анализировались. Ясное описание процедуры исследования позволяет другим исследователям не только оценить полученную информацию, но и проверить ее, подтверждая другими методами исследования или, используя методологию автора труда, провести аналогичное исследование на другом объекте. Таким способом происходит накопление теоретического знания, проверенного практикой исследований. Другие формы знаний (мифологического, имплицитного и т.д.) строятся, в большей степени, на вере и не предполагают использование методологии и методики. Обобщающий характер научного знания. Ценность научного знания заключается в возможности обобщений, ибо для описания тех или иных явлений предпочтительно обобщенное, нежели частное знание, т.к. оно учитывает более широкую сферу распространенности явления и, в конечном итоге, помогает лучше понять мир и окружающие нас события. Объяснительный характер научного знания. Объяснение – это важнейшая цель любой теории, претендующей на научность. Объясняющее знание важно, поскольку оно стремиться к выявлению причины возникновения того или иного явления. Более того, оно является основой для прогноза, предсказания, применения объяснения к событиям в будущем. И чем менее противоречивы объяснения различных теорий, подходов, тем больше знание приближается к истине. Временность. Любое научное знание, сколь бы тщательно и продуманно ни строились научные исследования, не может претендовать на конечность (окончательность), полноту. С развитием жизни, отдельных ситуаций знание о них постоянно дополняется. Хотя это не означает, что знания непременно устаревают и от них необходимо отказываться. Смена старого и становление нового знания является непрерывным процессом прогрессивного развития науки и научного мышления. Приведем примеры. До Коперника мыслительная деятельность протекала в одной системе координат. Она всецело базировалась на идеях и представлениях геоцентрической картины мира. Появление на свет сочинения Коперника «Об обращениях небесных сфер» (1543) позволило по-иному взглянуть на картину мира. На смену догматического мышления, господствовавшего на протяжении предыдущего тысячелетия, пришли новые идеи, новые представления о мироздании. Идеи о расположении Земли относительно Солнечной системы легли в основу создания гелиоцентрической картины мира. В дальнейшем эти идеи были развиты Кеплером и Галилеем. Современная наука так же подвижна. Рождаются новые идеи, новые парадигмы рассмотрения тех или иных явлений и, соответственно, появляются новые технологии. Движущим фактором развития научного мышления, как правило, выступает обнаружение несоответствия между существующими знаниями и новыми фактами. Кумулятивность – способность науки суммировать в концентрированном виде свои прошлые достижения, уточнять, переосмысливать их. Накопление знания в виде фундаментальных законов, открытий, изобретений, научных выводов и т.д. является основой для дальнейшего развития науки и прогресса в целом. С возникновением науки как специфической деятельности, ориентированной на производство и воспроизводство объективного знания, адекватно отражающего суть реальных связей и отношений и глубинные причинно-следственные зависимости объектов, формируется соответствующий ей тип мышления – научное мышление. Следовательно, научное мышление представляет собой продукт сложного познавательного процесса, включающего в себя выделение объекта и предмета исследования, формулировку гипотез, использование логических приемов и методов, а также специального языка. В каждом научном исследовании мыслительные действия исследователя направлены на познание глубинной сущности реального изучаемого явления, связей и отношений его сторон, процессов, происходящих в данном явлении, законов его существования и развития, связей и взаимосвязей с другими явлениями и т.д. Наука как высшая форма познания осуществляется и развивается на основе научного исследования. Научное исследование имеет свои атрибуты (категориальный аппарат). К его категориям относятся: объект и предмет, цели и задачи, гипотезы, проблемная ситуация, характеризующаяся противоречиями, вызывающими к жизни конкретное научное исследование. И, как ранее уже указывалось, научное познание осуществляется на основе точных методов установления, отбора, обобщения информации, необходимой для генерации нового знания. Научные исследования делятся на различные виды и уровни. По своей направленности и непосредственному отношению к практике научные исследования принято подразделять на фундаментальные и прикладные, теоретические и эмпирические. Задачей фундаментальных научных исследований является познание законов, управляющих поведением и взаимодействием базисных структур природы, общества и мышления. Эти законы и структуры изучаются в «чистом виде», как таковые, безотносительно к их возможному использованию. Непосредственная цель прикладных исследований – применение результатов фундаментальных исследований для решения не только познавательных, но и социально-практических проблем. Как правило, фундаментальные исследования опережают прикладные, создавая им теоретическую базу. Элементами эмпирического исследования являются факты, получаемые с помощью наблюдений, экспериментов и других методов и констатирующие качественные и количественные характеристики изучаемых объектов и явлений. Теоретические исследования предполагают открытие законов и закономерностей, дающих возможность идеализированного описания и объяснения эмпирических ситуаций. Уровневый подход позволяет зафиксировать следующую структуру научных исследований: - макроисследования (изучение глобальных проблем человечества, разработка универсальных законов и закономерностей, изобретательская деятельность мирового значения и т.д.). Как правило, эти исследования носят теоретический характер, либо их результатом является какое-то открытие. Этот уровень научных исследований ориентирован на выявление механизмов действия законов, форм их проявления, тенденций цивилизационных явлений и т.д.; и - микроисследования (изучение локальных, конкретных явлений, отдельных сторон возникающих жизненных проблем, т.е. получение конкретной, точной, развернутой информации относительно тех или иных явлений и процессов, подвергающихся исследованию). Исследования такого уровня называются эмпирическими. Макро- и микроисследования имеют определенные «опасности» в плане получения нового научного знания. При проведении макро-исследований нередко возникает опасность отрыва от жизненных обстоятельств, микроисследования же, наоборот, «грешат» изобилием бессистемной информации, которая может дезориентировать не только исследователя, но и пользователя полученной научной информацией. Поэтому начиная с середины ХХ столетия ученые предпринимают попытки соединения макро и микро уровней исследования, вводя третий уровень – - мезоуровень, при котором научная информация, полученная в результате эмпирического исследования, систематизируется и анализируется на основе всеобщих законов и закономерностей, проверенных опытом. И наоборот, анализируя информацию, полученную в результате эмпирического исследования, исследователь может подвергнуть сомнению отдельные, ранее сформулированные, научные выводы. 3. Классификация наук. Наибольшую известность в ученой среде получила классификация наук, данная Ф. Энгельсом в работе «Диалектика природы»[9]. Исходя из развития движущейся материи от низшего к высшему, он выделил механику, физику, химию, биологию, социальные науки[10]. На этом же принципе субординации форм движения материи основана классификация наук отечественного ученого Б.М. Кедрова. Он различал шесть основных форм движения материи: субатомно-физическую, химическую, молекулярно-физическую, геологическую, биологическую и социальную. В настоящее время в зависимости от сферы, предмета и метода познания различают науки: 1) о природе – естественные; 2) об обществе – гуманитарные и социальные; 3) о мышлении и познании – логика, гносеология, эпистемология и др. В классификаторе направлений и специальностей высшего профессионального образования, разработанных научно-методическими советами – отделениями УМО по направлениям образования, выделены: 1) естественные науки и математика (механика, физика, химия, биология, почвоведение, география, гидрометеорология, геология, экология и др.); 2) гуманитарные и социально-экономические науки (культурология, теология, филология, философия, лингвистика, журналистика, книговедение, история, политология, психология, социальная работа, социология, регионоведение, менеджмент, экономика, искусство, физическая культура, коммерция, агроэкономика, статистика, искусство, юриспруденция и др.); 3) технические науки (строительство, полиграфия, телекоммуникации, металлургия, горное дело, электроника и микроэлектроника, геодезия, радиотехника, архитектура и др.); 4) сельскохозяйственные науки (агрономия, зоотехника, ветеринария, агроинженерия, лесное дело, рыболовство и др.). Обратим внимание на то, что в данном классификаторе технические и сельскохозяйственные науки выделены в отдельные группы, а математика не отнесена к естественным наукам. Некоторые ученые не считают философию наукой (только наукой) либо ставят ее в один ряд с естественными, техническими и общественными науками. Это объясняется тем, что она рассматривается ими как мировоззрение, знание о мире в целом, методология познания либо как наука всех наук. Философия, по их мнению, не направлена на собирание, анализ и обобщение фактов, обнаружение законов движения действительности, она лишь пользуется достижениями конкретных наук. Оставив в стороне спор о соотношении философии и науки, отметим, что философия все же является наукой, обладающей своими предметом и методами исследования всеобщих законов и характеристик всего бесконечного в пространстве и времени объективного материального мира[14]. В номенклатуре специальностей научных работников, утвержденной Министерством науки и технологий РФ 25 января 2000 г., указаны следующие отрасли науки: физико-математические, химические, биологические, геолого-минералогические, технические, сельскохозяйственные, исторические, экономические, философские, филологические, географические, юридические, педагогические, медицинские, фармацевтические, ветеринарные, искусствоведение, архитектура, психологические, социологические, политические, культурология и науки о Земле. 4. Связь понятий «исследование», «эксперимент», «опыт», «анализ», «обследование». Под исследованием в общем случае понимают профессиональную деятельность по получению новой информации (нового знания), исходя из минимального объема имеющейся, и осуществляемую по определенным правилам (алгоритмам) с использованием устоявшихся или нетривиальных методов. Общая последовательность (алгоритм) проведения любого исследования может быть представлена на рис. 1. Рис. 1. Обобщенная схема исследования Верифика́ция (от лат. verum «истинный» + facere «делать») в различных сферах деятельности человека может подразумевать: проверка, подтверждение, метод доказательств каких-либо теоретических положений, алгоритмов, программ и процедур путём их сопоставления с опытными (эталонными или эмпирическими) данными, алгоритмами и программами. Верификация - доказательство с помощью определенных методов правильности или неправильности нового знания. Вышеизложенное можно выразить и по-другому: исследование — процесс познания, а его результат — новое знание,“нарощенное” на имеющееся. Из приведенной схемы на рис. 1 видно, что эксперимент выступает в качестве одного из этапов исследования. Но этапа важного настолько, что его роль гипертрофируют до масштабов самостоятельного исследования, включая в него предшествующие и последующие этапы. Зачастую эксперимент рассматривают как синоним понятия “исследование”. Между тем сам по себе эксперимент представляет собой один из способов, причем самых дорогостоящих, целенаправленного получения (а иногда сбора) информации, необходимой для доказательства / опровержения выдвинутой при исследовании гипотезы, которую нельзя получить никаким другим способом. Под экспериментом понимают “помещение” объекта исследования в специальные условия, наблюдение за его поведением, обусловленным изменением условий, и фиксацию информации (показателей), отражающей это поведение. Исходя из результатов наблюдений выдвинутая гипотеза может быть подтверждена или опровергнута. Эксперимент осуществляют чаще всего по оригинальным, тщательно продуманным методикам. Примеры экспериментов, проводимых в рамках ТИУ: Испытание образцов на усталость в условиях изгиба с вращением на машине МУИ-6000 в условиях низких температур. Испытание образцов на ударную вязкость при низких температурах. – в рамках дисциплины: «Эксплуатация и ремонт машин и оборудования нефтяных и газовых промыслов». Испытание центробежного насоса Д 200-36б (снятие характеристик). Испытание центробежного насоса Д 200-36б (кавитационные испытания) – дисциплина «Гидромашины и компрессоры». Опыт в контексте этого раздела представляет собой единичный эксперимент. В эксперименте ставится, как правило, серия или даже несколько серий однообразных опытов. Анализ (в контексте этого раздела) представляет собой небольшое, совершенно прикладное исследование, осуществляемое со стандартной целью, по стандартным методикам. Новизна и значимость результатов анализа имеют локальное значение (например, анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятия позволяет получить информацию, новую только по отношению к конкретному предприятию и от носящуюся только к конкретному периоду времени). Под обследованием понимают эмпирический способ получения недостающей информации об определенном объекте, осуществляемый путем его визуального осмотра, взятия образцов (проб) субстанции, из которой состоит объект, фиксации состояния его и составных частей и т. д. Пример обследования: взятие керна нефтегазовых скважин. детального и своевременного исследования извлеченного при бурении керна, который является главным носителем реальной информации о недрах земли. Главная их цель – получение информации о геологическом строении разреза и его нефтеносности, о положении в разрезе и вертикальном пород коллекторов и покрышек, о характере распределения углеводородов в коллекторах.
«Наука и научные исследования» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 193 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot