Научные основы организации исследовательской деятельности младших школьников
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспекты видеолекций А.И. Савенкова «Научные основы организации исследовательской деятельности младших школьников»
1 лекция
Автоматизированное реагирование и поисковая активность.
Автоматизированное реагирование проявляется в безусловных и условных рефлексах (выходим из темного в яркое помещение и зрачок сужается – условный рефлекс).
В течение жизни мы формируем безусловные рефлексы и привычки. Об этом не надо задумываться, мы это делаем «на автомате».
Когда живой организм попадает в стандарт ситуацию, у него есть набор стандартных вариантов реагирования на эту ситуацию – рефлексы условные и безусловные, привычки. Но часто организм сталкивается с нестандартной ситуацией и тогда организм должен найти нестандартное решение, тут вступает поисковая активность. Исследовательское поведение есть и у животных, но отличное от человеческого. Животные и дети любопытны, но только у ребенка любопытство может перерасти в любовь к познанию, любознанию, то есть поисковая активность трансформируется в познавательную потребность.
Исследовательские способности – необходимый элемент профессиональных способностей в любой сфере деятельности.
Чем способность является более общей, тем более она зависит от генотипа. (Способность размышлять, зависит от генотипических факторов на 80%). Специальные же способности (математические, филологические, муз способности) зависимость от генототипа меньше.
Исследовательские способности – это в больше мере общие способности. Их природа – витальная потребность. И.П. Павлов определил, что стремление исследовать окружающий мир – это генетически заложенная потребность всех живых организмов. И чем выше уровень психической организации живого существа, тем выше степень проявления поисковой активности.
Поскольку в исследовательском процессе участвует личность в целом, поэтому оцениваем потенциал личности. Получаем универсальную способность к исследованию. Потенциал личности – сочетание 3х факторов: мотивация, интеллект и креативность.
Мотивация
I. Любая деятельность человека полимотивированная (одновременно множество мотивов).
II. Мотивы могут быть осознанными и неосознанными.
III. Мотивационно – потребностная сфера личности имеет иерархическую структуру. Мотивы выстроены по рангу.
Почему мы учимся?
1) Широкая социальная группа мотивов
- общественно - ценные (чувство долго, ответственности, чести)
- узколичные, эгоистичные
2) Учебные мотивы
- содержание деятельности (в идеале должно стоять на 1 месте)
- процесс деятельности
3) Мотивы избегания неприятности
Интеллект
100 ед – средний интеллект, 110 ед – успешное образование, 120-139 ед – нормальная интеллектуальная одарённость (15-20% населения), от 140 ед – высокая одарённость (2% населения).
Креативность
1. Продуктивность мышления
2. Оригинальность мышления
3. Гибкость мышления
4. Способность разрабатывать идеи
2 лекция
Особенно важно при исследовательской деятельности - умение видеть проблему.
I. Самостоятельная исследовательская практика
II. Тренинг исследовательских способностей
III. Мониторинг исследовательской деятельности детей
Каждый ребенок имеет право участвовать в исследовательской деятельности.
1ый шаг и самый трудный – выбор темы.
Темы могут быть:
Фантастические
Эмпирические (основа опыт/эксперимент)
Теоретические
Правила выбора темы
1. Тема должна быть интересной ребёнку, должна увлекать его.
2. Тема должна быть выполнима. Её решение должно принести реальную пользу участникам исследования.
3. Тема должна быть оригинальной. В ней должен быть элемент необычности и неожиданности.
4. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.
5. Помогая учащемуся выбрать тему, старайтесь держаться ближе к той сфере в которой чувствуете себя одаренным.
6. Педагог тоже должен чувствовать себя исследователем.
3 лекция
Психологические основы исследовательского подхода к обучению детей с особыми образовательными потребностями
Ярко - выраженная поисковая активность является главным индикатором и одновременно главным инструментом развития детской одаренности.
Умение добывать информацию, её адекватно обрабатывать и на этой основе корректировать свои действия – является необходимым условием выживания в современном мире.
Поведение – представляет собой целенаправленную систему последовательно выполняемых действий осуществляющих практический контакт организма с окружающими условиями, опосредствующих отношения живых существ к тем свойствам среды, от которых зависит сохранение и развитие их жизни, подготавливающих удовлетворение потребностей организма, обеспечивающих достижение определенных целей. [Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П.]
Автоматизированное реагирование (условные, безусловные рефлексы, привычки) и поисковая активность.
Поисковую активность можно характеризовать как тип реагирования необходимый в ситуациях неопределенности, в условиях полного отсутствия или частичной невозможности построения прогноза развития ситуации.
Наша задача - выживание человека в динамично меняющемся мире.
Исследование – бескорыстный поиск истины. Цель проявляется по мере приближения к ней. Исследователь, начиная работу, часто не знает, что он получит. Проектировщик, в отличие от исследователя, всегда знает, к чему он стремится. Проектирование – не творчество в чистом виде, это творчество по некому плану.