Мышление как психический процесс
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Методическая разработка учебной лекции
Курс: Общая психология
Тема: Мышление как психический процесс.
Место и значение темы в системе курса: Психология как наука о субъективном отражении человекам объективной реальности изучает познание человекам действительности. К познавательным процессам относится ощущение, восприятие, память, мышление, внимание, воображение и т.д. Познание начинается с ощущений и восприятия. Однако в чувственной картине мира отсутствуют представления о сложнейших взаимодействиях различных объектов, не объясняется причинно-следственная связь между ними и т.д. Мышление в свою очередь при опоре на информацию, полученную при помощи ощущений и восприятия, выходит за пределы чувственного, расширяет границы нашего познания и позволяет опосредованно, путем умозаключений, постигать то, что не дано непосредственно в восприятии.
II. Форма организации лекции
1) Аудитория: студенты 1 курса педагогического колледжа.
2) Цель лекции: изучение мышления как психического познавательного процесса, его типов и особенностей.
Задачи лекции:
Дидактические задачи: Формирование у учащихся новых понятий, связанных с мышлением. Усвоение основных структурных компонентов и видов мышления.
Развивающие задачи: Развитие мышления учащихся, посредством обобщения и систематизации материала.
Воспитательные задачи: Способствование формированию профессиональной направленности студентов. Формирование у учащихся мотивации к самостоятельному углубленному изучению психологии.
Организационная форма лекции: монолог с элементами эвристической беседы.
III. Содержание лекции
План:
1) Понятие мышления……………………………………………………...4
2) Виды мышления…………………………………………………………5
3) Мыслительные операции……………………………………………….6
Заключение…………………………………………………………………8
Сегодня мы с вами приступаем к изучению новой темы под названием: «Мышление как психический процесс». В результате вы будете знать, что такое мышление, какие его особенности и какие выделяют виды мышления.
Актуализация знаний. Мы с вами уже изучили такие психические процессы, как ощущение, восприятие, память и внимание. Давайте вспомним, что собой представляют психические познавательные процессы. Кто желает дать определение данному понятию?
Познавательные процессы – это психические процессы, обеспечивающие получение, хранение и воспроизведение информации, знаний из окружающей среды; это каналы нашего общения с миром.
Верно! Теперь давайте вспомним, что такое ощущение и восприятие?
Ощущение – познавательный психический процесс отражения отдельных свойств, сторон действительности, ее предметов и явлений, связей между ними, непосредственно воздействующих на органы чувств человека.
Восприятие – это целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств.
Хорошо! А как вы думаете, что такое мышление? Какую роль оно играет в повседневной жизни?
Мышление позволяет человеку приспосабливаться к окружающей среде, ставить цели и достигать их, проникать в сущность вещей и явлений, общаться с другими. Ум, мышление, разум всегда считались достоинством человека, а отсутствие ума – большой бедой.
Ощущения, восприятие, память – это первая ступень познания, присуща большинству животных. Эта ступень помогает узнавать мир только непосредственно, чувственно. То есть благодаря ощущениям и восприятию мы видим предмет, пробуем его на ощупь, на вкус, воспринимаем цвет и форму и, таким образом, узнаем его свойства, качества, особенности. Но таким путем мы можем воспринимать только отдельные, единичные факты. Но иногда чувственного познания недостаточно для полного, всестороннего изучения какого-либо явления или факта. В таких случаях приходит на помощь мышление, которое помогает познанию законов природы и общества. Особенностью мышления является отражение предметов и явлений действительности в их существенных признаках, закономерных связях и отношениях.
1. Понятие мышления
Давайте запишем определение мышления. Итак, мышление – это сложная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между предметами и явлениями окружающего мира, отделяющая их от случайных совпадений.
Особенности мышления:
- Решение задач опосредованным путем, т. е. таким способом, при котором используются разнообразные вспомогательные приемы и средства, рассчитанные на получение нужных знаний. Например, когда, проснувшись утром, человек подходит к окну и видит, что крыши домов мокрые, а на земле – лужи, он делает умозаключение: ночью шел дождь. Человек непосредственно не воспринимал дождь, а узнал о нем косвенным путем, через посредство других фактов.
Опосредованное познание предметов и явлений осуществляется при помощи восприятия других предметов или явлений, закономерно связанных с первым. Эти связи и отношения обычно скрыты, их нельзя воспринимать непосредственно и для их выявления прибегают к мыслительным операциям.
- Обобщенное отражение действительности. Непосредственно воспринимать можно только конкретные предметы: это дерево, этот стол, эту книгу, этого человека. Мыслить же можно о предмете вообще. Именно мысль позволяет улавливать сходство в различном и различное в сходном, открывать закономерные связи между явлениями и событиями.
- Отражение наиболее существенных свойств и связей действительности. В явлениях или предметах мы выделяем общее, не беря во внимание несущественное, неглавное. Так, любые часы – это механизм для определения времени, и это главный их признак. Ни форма, ни размер, ни цвет, ни материал, из которого они изготовлены, не имеют существенного значения.
- Основной особенностью человеческого мышления является то, что оно неразрывно связано с речью: словом обозначается то общее, что есть у предметов и явлений. Речь – орудие мышления. При помощи слов человек мыслит. Результат мышления – это выраженные в словах мысли, суждения и понятия.
- Активно функционирует в условиях проблемной ситуации.
- Расширяет границы познания и т. д.
Итак, мышление позволяет опосредованно, отвлеченно и обобщенно познавать окружающую действительность.
2. Виды мышления
Существуют различные виды мышления. Выделяют мышление теоретическое (основано на анализе внутренних характеристик изучаемых явлений, позволяет мысленно изменять объект исследования; чаще всего применяется в научной деятельности) и практическое (связано с постановкой целей, выработкой планов, проектов).
К теоретическому мышлению относится мышление понятийное (т. е. образование понятий, умозаключений в словесной форме – словесно-логическое мышление) и образное.
К практическому мышлению относится мышление наглядно-образное, свойственное детям дошкольного возраста и взрослым, занятым практической работой, а также наглядно-действенное. Наглядно-действенное мышление – генетически самый ранний вид мышления. Его особенность выражается в том, что решение умственной задачи осуществляется с опорой на действие с реальными предметами. Так, многим детям трудно освоить абстрактные операции с числами – сложение и вычитание – без опоры на счетные палочки, перекладывая которые, они могут наглядно увидеть результат.
При наглядно-образном виде мышления решение задачи происходит в результате внутренних действий с образами (представлениями памяти и воображения).
Теперь давайте закрепим информацию о видах мышления. Я буду называть вам виды деятельности, а вы будете говорить, какие виды мышления преобладают при выполнении этой деятельности.
- Ребенок ломает куклу, чтобы посмотреть, что находится внутри (наглядно-действенное).
- Написание стиха (образное, творческое).
- Я рассказываю вам новый материал (словесно-логическое мышление).
- Понимание сложных картин (наглядно-образное мышление).
Замечательно! А теперь давайте рассмотрим мыслительные операции.
3. Мыслительные операции
Мыслительная операция – это один из способов мыслительной деятельности, посредством которого человек решает мыслительные задачи.
Анализ – это мысленное расчленение предмета или явления, выделение его частей, признаков, свойств.
Синтез – это мысленное соединение элементов, частей, признаков в некоторое целое. В отдельных этапах мыслительного процесса на первый план выступает или анализ, или синтез.
Существенными составляющими логического мышления являются обобщение и абстрагирование. Обобщение – это мысленное объединение предметов и явлений действительности, имеющих те или иные общие свойства. Обобщение выражается в том, что среди конкретных, единичных, индивидуальных особенностей предмета и явления на первый план выдвигаются те, которые являются общими для целой группы объектов и характеризуют эту группу. Этот процесс отвлечения от несущественных признаков и мысленного выделения одних лишь существенных особенностей данной группы объектов называется абстрагированием.
Существует еще ряд мыслительных операций, овладение которыми необходимо для развития мышления. Это, например, сравнение (оно позволяет вскрыть сходство и различия вещей, явлений), классификация (объединение предметов и явлений в классы по сходству), аналогия (установление сходства в каком-нибудь отношении между явлениями, предметами и понятиями) и некоторые другие.
У кого-то есть вопросы по сегодняшнему материалу?
Теперь давайте проверим, как вы усвоили материал.
1. Что такое мышление?
2. Верно ли утверждение, что мышление является опосредованным психическим процессом?
3. Какие бывают виды мышления?
4. Соедините операции мышления с их характеристиками:
Анализ мысленное соединение элементов, частей в целое.
Синтез мысленное объединение предметов и явлений, имеющих
общие свойства.
Классификация объединение предметов и явлений в классы по сходству.
Обобщение мысленное расчленение предмета или явления,
выделение его частей, признаков, свойств.
Заключение
Итак, мы с вами рассмотрели сегодня, что же такое мышление, какие бывают виды мышления. Выяснили, что мышление проистекает на основе прошлого опыта, связано с речью и деятельность. Выделили основные особенности мышления: опосредованность, то есть отражение действительности при опоре на уже известные, накопленные знания; связь с речью и практической деятельностью человека; активно функционирует в условиях проблемной ситуации; расширяет границы познания и т. д.
Также мы установили, что мыслительные действия человек осуществляет посредством мыслительным операций (анализ, синтез, систематизация, обобщение и т.д.).
Список литературы:
1. Блонский П. Память и мышление. – СПб.: Питер, 2001. – 288 с.
2. Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2009. – 250 с.
3. Маклаков А. Г. Общая психология / Маклаков А. Г. – СПб: Питер, 2001. – 592 с.
4. Преподавание психологии в школе: Учебно-методическое пособие. III–XI классы / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 2003. – 624 с.
5. Тарасова Л. Общая психология: конспект лекций [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.e-reading.club/book.php?book=98064