Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 4.
Личностные результаты обучения английскому языку
1. Мотивация учения как личностный результат обучения английскому языку.
2. Мировоззрение учащихся как личностный результат обучения английскому языку.
3. Социальные компетенции как личностный результат обучения английскому языку.
1. Мотивация учения как личностный результат обучения английскому языку.
Мотивация учения как личностный результат обучения
английскому языку представляет собой совокупность стойких мотивов, определяемых характером личности, её ценностной ориентацией и значимыми смыслами, а также вероятностью успеха. Для достижения наибольших успехов в изучении иностранного языка необходимо планомерно повышать мотивацию к предмету, сохраняя и развивая у школьников интерес к английскому языку.
Предполагается комплекс путей решения данной задачи, который включает в себя:
• создание специально разработанной системы упражнений, выполняя которые, учащиеся ощущали бы результат своей деятельности;
• вовлечение эмоциональной сферы в процесс обучения;
• использование педагогических воздействий учителя,
в частности стимулов и подкреплений;
• использование аудиовизуальных средств на уроках;
• использование личностной индивидуализации;
• разработку системы внеклассных занятий, усиливающих мотивационную сторону изучения языка.
Кроме этого, эмпирические данные свидетельствуют о том, что повышению мотивации способствуют:
• вовлечение учащихся в самостоятельную работу на уроке;
• проблемность заданий и ситуаций;
• контроль знаний, умений и навыков;
• использование познавательных игр;
• страноведческий материал.
Согласно психологическим исследованиям мотивации
и интереса при обучении иностранному языку, усилия учителя должны быть направлены на развитие внутренней мотивации учения школьников, которая исходит из самой деятельности и обладает наибольшей побудительной силой. Внутренняя мотивация определяет отношение школьников к предмету
и обеспечивает продвижение в овладении иностранным языком. Если школьника побуждает заниматься сама деятельность, если ему нравится говорить, читать, воспринимать иностранную речь на слух, узнавать новое, тогда можно сказать, что у него есть интерес к предмету «иностранный язык» и обеспечены условия для достижения им определенных успехов.
При целостном рассмотрении проблемы мотивации учения школьниками иностранных языков исследователи исходят
из того, что в обучении взаимодействуют следующие составляющие:
• ученик и то, как он овладевает иноязычными знаниями, умениями и навыками — какие мотивы побуждают его к деятельности;
• учитель и то, как он обучает, руководствуясь методическими принципами, используя методы, приёмы, средства и формы обучения;
• сам предмет «иностранный язык» — т. е. языковые
и речевые единицы, которые должны быть введены в память учащихся.
Таким образом, при формировании положительного отношения школьников к предмету необходимо учитывать факторы, исходящие из того, кого мы обучаем, как обучаем
и чему обучаем
2. Мировоззрение учащихся как личностный результат обучения английскому языку в начальной школе.
Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.
В педагогической литературе мировоззрение определяется как «целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества» (Педагогический энциклопедический словарь / Под ред. Б. М. Бим-Бада. - М.: БРЭ, 2002. - с. 143).
На необходимость формирования мировоззрения указывают «Основные направления и план действий по реализации программы развития воспитания в системе образования в России на 2002—2004 годы», утверждённый приказом Минобразования России от 25 января 2002 г. № 193.
В данном документе отмечено, что реализация основных направлений развития воспитания призвана способствовать «воспитанию у детей и молодёжи целостного миропонимания, современного научного мировоззрения» (Воспитание школьников. — 2002. — № 3. — с. 7).
Формирование у учащихся адекватной современному уровню знаний картины мира осуществляется на основе образовательных программ, определяющих содержание начального образования. Эти программы в целом направлены
на формирование общей культуры личности, адаптации личности в обществе, создание основы для осознанного выбора
и освоения профессии.
Формирование научного мировоззрения учащихся — комплексный, непрерывный процесс, который может быть успешно осуществлён лишь на научной основе, в ходе изучения естественно-научных, гуманитарных дисциплин, предметов эстетического цикла, во внеклассной работе. Содержание образования в школе в целом создаёт необходимые предпосылки для воспитания у учащихся основ научного мировоззрения. Каждый из учебных предметов даёт возможность систематизировать и обобщать знания в наиболее общие понятия, законы и теории данной науки. В совокупности закладываются основы научного мировоззрения.
В формировании научного мировоззрения школьников велико значение иностранных языков. Изучая языки, учащиеся вооружаются знаниями о том, что язык возникает в процессе общественного производства и является средством координации деятельности людей. Являясь формой существования и формой выражения мышления, язык развивает сознание, которое
не существует и не может существовать вне языковой оболочки. Только благодаря языку возможно развитие абстрактного мышления. Учащиеся подводятся к пониманию того, что язык представляет собой систему материальных средств: звуков, слов, форм слов, закономерных словосочетаний в предложениях. Язык даёт возможность определять научные понятия, категории, формулировать законы науки и тем самым глубоко проникать в сущность явлений. Особенностью изучения предмета «иностранный язык» является то, что процесс обучения построен на коммуникативной основе.
При коммуникативном подходе обучение ориентировано на личность ученика. Обучение, как правило, строится на обсуждении определенных проблем в жизни общества. При этом ученики обсуждают собственные дела и поступки, текущие события из жизни класса, школы, страны, учатся выказывать своё отношение к происходящему, обосновывать и отстаивать собственное мнение.
Коммуникативное обучение предполагает организацию процесса обучения через моделирование процесса общения. Уроки иностранного языка становятся уроками обучения общению посредством общения. Учащиеся учатся технике общения, его операционной стороне, решению различных коммуникативных задач. Обязательным условием коммуникативного обучения иностранному языку является создание на уроках благоприятного психологического климата, положительного эмоционального настроя. Обучение, осуществляемое в атмосфере доброжелательности, релаксации, помогает раскрыться разным сторонам личности школьника, способствует формированию социально важных качеств личности. При изучении иностранного языка школьники получают дополнительное «окно в мир», непосредственный доступ к ценностям мировой культуры, в особенности к культурным ценностям страны изучаемого языка, её истории, географии, науке, литературе, искусству. Учащиеся также овладевают основами научных знаний об окружающем мире. Коммуникативное обучение иностранному языку, таким образом, способствует формированию основ научного мировоззрения у учащихся в условиях обмена знаниями, межличностного общения, взаимного обучения и коллективной работы.
Социальные компетенции как личностный результат обучения английскому языку.
Содержание социального компонента личностного результата образовательного процесса выражается способностью и готовностью учащихся к включению в совместно-распределённую деятельность в образовательном процессе при изучении английского языка, а также и в реальной жизни в ситуациях культурного, образовательного общения. В соответствии с образовательным стандартом содержание данного компонента включает «владение умениями совместной деятельности: согласование и координацию деятельности с другими её участниками; ... учёт особенностей различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.)».
Речь не идёт о формировании у учащегося «нового сознания» и форм поведения, полностью соответствующих поведенческим нормам иноязычного социума. Задача заключается в повышении социальной грамотности учащихся за счет понимания особенностей межличностного и межкультурного общения, включая взаимодействие с носителями иной культурно-концептуальной картины мира и умелого построения межкультурных отношений.
Таким образом, содержание обучения иностранному языку в большей степени, чем другие предметы, отражает задачи развития, определяемые содержанием социального компонента личностного результата образовательного процесса и наряду с другими предметами гуманитарного цикла обеспечивает содержательную сторону воспитания учащихся.
Социальный компонент образовательной компетенции включает три составляющие:
• собственно социальную компетенцию — умение и желание включаться в совместно-распределенную деятельность;
• языковые средства, обслуживающие социальную компетенцию, т.е. социолингвистическую компетенцию;
• фоновые культурные знания, необходимые для полноценной коммуникации, т. е. социокультурную компетенцию.
Социальная компетенция проявляется в общении, которое в психологии рассматривается как взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью выстраивания отношений и достижения общего результата, и является одним из важнейших факторов психического и социального развития ребенка.
Содержание социальной компетенции при обучении иностранному языку включает умение взаимодействовать с участниками образовательного процесса и носителями изучаемого языка в контексте их языкового и социокультурного менталитета и среды, уверенность в себе и в своей способности осуществить коммуникацию, а также стремление помочь партнеру по коммуникации поддержать общение и как обязательное условие проявление уважения ко всем участникам коммуникации.
Развитие социальной компетентности учащихся является одним из наиболее важных результатов образовательного процесса в целом, и роль иностранного языка в её развитии невозможно переоценить. Основное содержание обучения иностранному языку состоит в развитии именно социальной компетентности в контексте социокультурных и социолингвистических реалий страны изучаемого языка. Содержание социокультурной и социолингвистической компетенции и выбор технологий развития данных компетентностей учащихся на базе технологий развития социальной компетентности взаимосвязанно ведут к образованию вторичной языковой личности, что способствует значительному развитию способности к социальной адаптации в обществе в целом и в родной ему социальной среде в частности. Таким образом, содержание обучения иностранному языку имеет неоценимое значение для подготовки учащегося к полноценному участию в деятельности общества.
Вопросы для обсуждения:
• Почему мотивация учения рассматривается как важнейший личностный результат образовательного процесса?
• Какие пути повышения мотивации учения относятся к наиболее эффективным? Почему? Приведите примеры из собственного опыта.
• Чем мотивация учения отличается от интереса к изучению иностранного языка? Что такое интерес?
• Как вам удаётся формировать у учащихся положительное отношение к изучению иностранного языка?
• Как успехи и неудачи учащихся влияют на их отношение к изучению иностранного языка и как можно способствовать успеху?
• Что такое социальная компетенция учащихся?
• Можно ли утверждать, что формирование социальной компетенции учащихся должно изменить их способы поведения, общения и коллективной деятельности по образцу и подобию культуры народов, говорящих на изучаемом языке?
• Что включено в социальный компонент образовательной программы по иностранному языку?
• Что такое межличностное общение?
• Что такое межкультурное общение?
• Как вы понимаете понятие «социокультурный менталитет»?
• Что относится к социокультурным и социолингвистическим реалиям, изучаемым в процессе овладения иностранным языком?
• Как изучение иностранного языка способствует социальной адаптации учащихся в своей стране и за рубежом?