Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Мотивация учения как личностный результат обучения английскому языку

  • 👀 318 просмотров
  • 📌 246 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Мотивация учения как личностный результат обучения английскому языку
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Мотивация учения как личностный результат обучения английскому языку» docx
Лекция 4. Личностные результаты обучения английскому языку 1. Мотивация учения как личностный результат обучения ан­глийскому языку. 2. Мировоззрение учащихся как личностный результат обуче­ния английскому языку. 3. Социальные компетенции как личностный результат обу­чения английскому языку. 1. Мотивация учения как личностный результат обучения англий­скому языку. Мотивация учения как личностный результат обучения ан­глийскому языку представляет собой совокупность стойких мо­тивов, определяемых характером личности, её ценностной ори­ентацией и значимыми смыслами, а также вероятностью успеха. Для достижения наибольших успехов в изучении иностранного языка необходимо планомерно повышать мотивацию к предме­ту, сохраняя и развивая у школьников интерес к английскому языку. Предполагается комплекс путей решения данной задачи, ко­торый включает в себя: • создание специально разработанной системы упражнений, выполняя которые, учащиеся ощущали бы результат своей дея­тельности; • вовлечение эмоциональной сферы в процесс обучения; • использование педагогических воздействий учителя, в част­ности стимулов и подкреплений; • использование аудиовизуальных средств на уроках; • использование личностной индивидуализации; • разработку системы внеклассных занятий, усиливающих мотивационную сторону изучения языка. Кроме этого, эмпирические данные свидетельствуют о том, что повышению мотивации способствуют: • вовлечение учащихся в самостоятельную работу на уроке; • проблемность заданий и ситуаций; • контроль знаний, умений и навыков; • использование познавательных игр; • страноведческий материал. Согласно психологическим исследованиям мотивации и ин­тереса при обучении иностранному языку, усилия учителя должны быть направлены на развитие внутренней мотивации учения школьников, которая исходит из самой деятельности и обладает наибольшей побудительной силой. Внутренняя мотивация опре­деляет отношение школьников к предмету и обеспечивает про­движение в овладении иностранным языком. Если школьника побуждает заниматься сама деятельность, если ему нравится го­ворить, читать, воспринимать иностранную речь на слух, узна­вать новое, тогда можно сказать, что у него есть интерес к пред­мету «иностранный язык» и обеспечены условия для достижения им определенных успехов. При целостном рассмотрении проблемы мотивации учения школьниками иностранных языков исследователи исходят из того, что в обучении взаимодействуют следующие составляющие: • ученик и то, как он овладевает иноязычными знаниями, умениями и навыками — какие мотивы побуждают его к дея­тельности; • учитель и то, как он обучает, руководствуясь методически­ми принципами, используя методы, приёмы, средства и формы обучения; • сам предмет «иностранный язык» — т. е. языковые и рече­вые единицы, которые должны быть введены в память учащихся. Таким образом, при формировании положительного отноше­ния школьников к предмету необходимо учитывать факторы, ис­ходящие из того, кого мы обучаем, как обучаем и чему обучаем 2. Мировоззрение учащихся как личностный результат обучения ан­глийскому языку в начальной школе. Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры лично­сти является формирование мировоззрения школьников. В педагогической литературе мировоззрение определяется как «целост­ное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества» (Педагогический энциклопедический сло­варь / Под ред. Б. М. Бим-Бада. - М.: БРЭ, 2002. - с. 143). На необходимость формирования мировоззрения указывают «Основные направления и план действий по реализации про­граммы развития воспитания в системе образования в России на 2002—2004 годы», утверждённый приказом Минобразования России от 25 января 2002 г. № 193. В данном документе отмече­но, что реализация основных направлений развития воспитания призвана способствовать «воспитанию у детей и молодёжи це­лостного миропонимания, современного научного мировоззре­ния» (Воспитание школьников. — 2002. — № 3. — с. 7). Формирование у учащихся адекватной современному уровню знаний картины мира осуществляется на основе образовательных программ, определяющих содержание начального образования. Эти программы в целом направлены на формирование общей культуры личности, адаптации личности в обществе, создание основы для осознанного выбора и освоения профессии. Формирование научного мировоззрения учащихся — комплексный, непрерывный процесс, который мо­жет быть успешно осуществлён лишь на научной основе, в ходе изучения естественно-научных, гуманитарных дисциплин, пред­метов эстетического цикла, во внеклассной работе. Содержание образования в школе в целом создаёт необходимые предпосылки для воспитания у учащихся основ научного мировоззрения. Каж­дый из учебных предметов даёт возможность систематизировать и обобщать знания в наиболее общие понятия, законы и теории данной науки. В совокупности закладываются основы научного мировоззрения. В формировании научного мировоззрения школьников велико значение иностранных языков. Изучая языки, учащиеся вооружа­ются знаниями о том, что язык возникает в процессе обществен­ного производства и является средством координации деятельно­сти людей. Являясь формой существования и формой выражения мышления, язык развивает сознание, которое не существует и не может существовать вне языковой оболочки. Только благода­ря языку возможно развитие абстрактного мышления. Учащиеся подводятся к пониманию того, что язык представляет собой си­стему материальных средств: звуков, слов, форм слов, законо­мерных словосочетаний в предложениях. Язык даёт возможность определять научные понятия, категории, формулировать законы науки и тем самым глубоко проникать в сущность явлений. Осо­бенностью изучения предмета «иностранный язык» является то, что процесс обучения построен на коммуникативной основе. При коммуникативном подходе обучение ориентировано на личность ученика. Обучение, как правило, строится на обсужде­нии определенных проблем в жизни общества. При этом учени­ки обсуждают собственные дела и поступки, текущие события из жизни класса, школы, страны, учатся выказывать своё отноше­ние к происходящему, обосновывать и отстаивать собственное мнение. Коммуникативное обучение предполагает организацию про­цесса обучения через моделирование процесса общения. Уро­ки иностранного языка становятся уроками обучения общению посредством общения. Учащиеся учатся технике общения, его операционной стороне, решению различных коммуникативных задач. Обязательным условием коммуникативного обучения ино­странному языку является создание на уроках благоприятного психологического климата, положительного эмоционального на­строя. Обучение, осуществляемое в атмосфере доброжелательно­сти, релаксации, помогает раскрыться разным сторонам лично­сти школьника, способствует формированию социально важных качеств личности. При изучении иностранного языка школьни­ки получают дополнительное «окно в мир», непосредственный доступ к ценностям мировой культуры, в особенности к куль­турным ценностям страны изучаемого языка, её истории, геогра­фии, науке, литературе, искусству. Учащиеся также овладевают основами научных знаний об окружающем мире. Коммуника­тивное обучение иностранному языку, таким образом, способ­ствует формированию основ научного мировоззрения у учащихся в условиях обмена знаниями, межличностного общения, взаим­ного обучения и коллективной работы. Социальные компетенции как личностный результат обучения английскому языку. Содержание социального компонента личностного результата образовательного процесса выражается способностью и готовно­стью учащихся к включению в совместно-распределённую дея­тельность в образовательном процессе при изучении английско­го языка, а также и в реальной жизни в ситуациях культурного, образовательного общения. В соответствии с образовательным стандартом содержание данного компонента включает «владение умениями совместной деятельности: согласование и координа­цию деятельности с другими её участниками; ... учёт особеннос­тей различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.)». Речь не идёт о формировании у учащегося «нового сознания» и форм поведения, полностью соответствующих поведенческим нормам иноязычного социума. Задача заключается в повышении социальной грамотности учащихся за счет понимания особенно­стей межличностного и межкультурного общения, включая взаи­модействие с носителями иной культурно-концептуальной кар­тины мира и умелого построения межкультурных отношений. Таким образом, содержание обучения иностранному языку в большей степени, чем другие предметы, отражает задачи раз­вития, определяемые содержанием социального компонента личностного результата образовательного процесса и наряду с другими предметами гуманитарного цикла обеспечивает содер­жательную сторону воспитания учащихся. Социальный компонент образовательной компетенции вклю­чает три составляющие: • собственно социальную компетенцию — умение и желание включаться в совместно-распределенную деятельность; • языковые средства, обслуживающие социальную компетен­цию, т.е. социолингвистическую компетенцию; • фоновые культурные знания, необходимые для полноцен­ной коммуникации, т. е. социокультурную компетенцию. Социальная компетенция проявляется в общении, которое в психологии рассматривается как взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью выстраивания отношений и достижения общего резуль­тата, и является одним из важнейших факторов психического и социального развития ребенка. Содержание социальной компетенции при обучении ино­странному языку включает умение взаимодействовать с участни­ками образовательного процесса и носителями изучаемого языка в контексте их языкового и социокультурного менталитета и среды, уверенность в себе и в своей способности осуществить коммуникацию, а также стремление помочь партнеру по коммуника­ции поддержать общение и как обязательное условие проявление уважения ко всем участникам коммуникации. Развитие социальной компетентности учащихся является од­ним из наиболее важных результатов образовательного процесса в целом, и роль иностранного языка в её развитии невозмож­но переоценить. Основное содержание обучения иностранному языку состоит в развитии именно социальной компетентности в контексте социокультурных и социолингвистических реалий страны изучаемого языка. Содержание социокультурной и со­циолингвистической компетенции и выбор технологий развития данных компетентностей учащихся на базе технологий развития социальной компетентности взаимосвязанно ведут к образова­нию вторичной языковой личности, что способствует значитель­ному развитию способности к социальной адаптации в обществе в целом и в родной ему социальной среде в частности. Таким образом, содержание обучения иностранному языку имеет не­оценимое значение для подготовки учащегося к полноценному участию в деятельности общества. Вопросы для обсуждения: • Почему мотивация учения рассматривается как важнейший личностный результат образовательного процесса? • Какие пути повышения мотивации учения относятся к наиболее эффективным? Почему? Приведите примеры из собственного опыта. • Чем мотивация учения отличается от интереса к изучению иностранного языка? Что такое интерес? • Как вам удаётся формировать у учащихся положительное отношение к изучению иностранного языка? • Как успехи и неудачи учащихся влияют на их отношение к изучению иностранного языка и как можно способствовать успеху? • Что такое социальная компетенция учащихся? • Можно ли утверждать, что формирование социальной ком­петенции учащихся должно изменить их способы пове­дения, общения и коллективной деятельности по образцу и подобию культуры народов, говорящих на изучаемом языке? • Что включено в социальный компонент образовательной программы по иностранному языку? • Что такое межличностное общение? • Что такое межкультурное общение? • Как вы понимаете понятие «социокультурный менталитет»? • Что относится к социокультурным и социолингвистиче­ским реалиям, изучаемым в процессе овладения иностран­ным языком? • Как изучение иностранного языка способствует социаль­ной адаптации учащихся в своей стране и за рубежом?
«Мотивация учения как личностный результат обучения английскому языку» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot