Модернизационные процессы в отечественной системе школьного образования
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
№ п/п
Наименование раздела дисциплины (элемента модуля)
Содержание раздела
1.
Общие
основы педагогики начального образования.
Модернизационные процессы в отечественной системе школьного образования. Становление педагогики начального образования: предпосылки и основные этапы развития мотивационной сферы. Преемственность дошкольного и начального образования.
Педагогика начального образования: наука о воспитании, обучении и развитии ребенка от 7 до 10-11 лет. Психолого-педагогические особенности развития детей младшего школьного возраста.
Нормативно-правовая база организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе: Конвенция ООН о правах ребенка (1989); Закон «Об образовании РФ» (2013); Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 кл.); Примерная основная образовательная программа начального общего образования.
Методологическая основа процесса обучения и воспитания детей младшего школьного возраста. Развитие исследовательских умений младших школьников. Портфолио в начальной школе.
2
Теория обучения.
Логика процесса обучения детей младшего школьного возраста. Конкретное и абстрактное, чувственное и рациональное, эмпирическое и творческое в познавательной деятельности детей младшего школьного возраста.
Понятие об уроке. Классификация уроков. Основные требования к подготовке обучающего к проведению урока. Пути повышения эффективности урока в современной начальной школе.
Дидактические системы обучения. Процесс познания (противоречия процесса познания и их разрешение) в учебной деятельности младших школьников. Зависимость обучения детей от закономерностей познания человеком окружающего мира.
3.
Теория и методика воспитания.
Теоретические основы воспитания. Содержание воспитания в начальной школе. Закономерности и принципы процесса воспитания. Формы, методы и приемы воспитания.
Современные отечественные и зарубежные концепции воспитания. Идеи гуманизма (личностно-деятельностная модель) как основа воспитания.
Формирование мировоззрения школьников в общей системе учебно-воспитательной работы Управление воспитанием младших школьников.
Творческое развитие личности младшего школьника. Особенности взаимодействия учителя и учащихся в начальной школе. Дополнительное образование в системе начальной школы.
Воспитание детей в семье. Педагогика ненасилия в практике воспитания. Психолого-педагогические приемы семейного воспитания.
4.
Педагогические технологии и мастерство педагога.
Образовательные программы начальной школы. Новаторы педагогического труда, их педагогические взгляды и идеи.
Современные концепции и технологии педагогического процесса в начальной школе: технология педагогической поддержки (О.С. Газман); «Педагогика сотрудничества»; гуманно-личностная технология (Ш.А. Амонашвили); «Портфель достижений»; технология перспективно-опережающего обучения (С.Н. Лысенкова); «Школа-парк» (М.А. Балабан); технология интенсификации обучения (В.Ф. Шаталов); технология саморазвития (М. Монтессори); «Коллективное творческое дело - КТД» (И.П. Иванов).
Профессиональные знания и умения учителя начальной школы: профессионально обусловленные требования к личности педагога. Становление мастерства современного педагога. Общие и педагогические способности. Профессиональная этика и педагогический такт учителя. Профессиональная компетентность педагога. Общая и профессиональная культура педагога. Педагогическая интуиция в деятельности педагога-мастера. Индивидуальный стиль деятельности учителя. Профессионально-личностное совершенствование (самоопределение и саморазвитие) педагога. Педагогическое творчество и мастерство учителя. Профессиональный имидж и авторитет педагога.