Межличностные отношения
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Тема 5. Межличностные отношения
Понятие «отношения». Ситуативные и устойчивые отношения.
Структура межличностных отношений (Я.Коломинский, А.Бодалев,
Б.Ломов).
Особенности
межличностных
отношений.
Социальнодемографические роли. Симпатия, притяжение. Совместимость.
Срабатываемость. Эмпатия.
Виды взаимоотношений. Дружеские
отношения. Дружба. Возрастная динамика межличностных отношений.
Отношения
студент-преподаватель.
Отношения
руководительподчиненный. Межличностные отношения в трудовых коллективах.
Любой
акт
отношениями
взаимодействия
друг
к
другу.
людей
Это
всегда
следует
сопровождается
рассматривать
их
как
социализированную связь внутреннего и внешнего содержания психики
человека, результат его взаимодействия с окружающей действительностью и
с другими людьми. Формируясь и развиваясь, отношения во многом зависят
от целого ряда факторов: от самих индивидов, от условий окружающей
действительности и социального строя, от последующей трансформации
контактов и результатов СД. При этом имеют свою динамику.
Понятие «отношение» может иметь два значения — широкое и узкое. В
первом случае оно относится к общественным отношениям. Через них
определяется
система
потребностей,
мотивов,
влечений
человека
в
социальной среде.
В узком смысле «отношение» находит конкретное воплощение в
любых контактах, взаимодействиях человека с человеком, материальными и
идеальными вещами и явлениями. В этом случае отношение как бы
эмоционально окрашивает любые связи индивида с внешним миром и
другими людьми. Даже проявление безразличия и равнодушия к кому-либо
или чему-либо является отношением. Примерами таких отношений могут
быть
экономические,
политические,
религиозные,
производственные,
нравственные, общественные отношения и т.д.[5,C.166-167].
Категория
отношения
может
рассматриваться
и
как
предрасположенность к определенному взаимодействию, и как реально
действующая связь в рамках «субъект—объект», «субъект—субъект». В
первом случае понятие «отношение» сливается с понятием установки как
готовности к определенной активности, зависящей от
потребности и от
объективной ситуации удовлетворения этой потребности. Готовность в этом
случае понимается только как возможность раскрытия связи.
Отношения человека - это целостная система индивидуальных,
избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами
объективной действительности. Эта система складывается из всей истории
развития человека, выражает его личностный опыт и внутренне определяет
его действия и переживания. (Рис.3)
В случае отношения в рамках «субъект—объект» и «субъект—
субъект» не являются идентичными. Общими характеристиками для одной и
другой связи выступает активность (или выраженность) отношения,
модальность
(положительная,
отрицательная,
нейтральная),
широта,
устойчивость и ряд других характеристик. Вместе с тем, существенным
различием отношений в рамках субъект—объектной и субъект—субъектной
связи являются взаимность и однонаправленность отношений.
Субъект-объектные (однонаправленные) отношения — это все
отношения личности к действительности и к другим людям, исключая
отношения между ними и самоотношение. В свою очередь субъект—
субъектные (взаимонаправленные) отношения включают в себя не только
отношения человека к другому человеку, но и отношение к самому себе под
влиянием социального окружения, т.е. самоотношение.
Рис. 3 Сущность и виды взаимоотношений
Субъект-субъектные
отношения
характеризуется
постоянной
взаимностью и изменчивостью. Это обусловливается активностью только
одной из сторон, которая имеет место при субъект—объектных отношениях,
где устойчивость больше зависит от субъекта, чем от объекта.
Таким образом, психологические отношения обнаруживаются как в
рамках
субъект-объектных,
так
и
субъект-субъектных
отношений.
Межличностные отношения - всегда субъект-субъектные связи. В этом
смысле психологические отношения выступают родовым понятием по
отношению к видовому -межличностным отношениям».
Отношения
можно
разделить
на
ситуативные
и
устойчивые.
Устойчивые отношения близки к такому психологическому феномену, как
привязанность, которая, характеризуется зависимостью от чего-либо и кого-
либо. Привязанность может быть к вещам, природе, людям, ко всему, с чем
связан человек. Она, как система отношений, стабилизирует положение
личности, индивидуальности. Негативной стороной является инертность
связей
и
отношений,
следовательно,
и
развития
личности,
ее
индивидуальности.
Отношения могут быть официальные и неофициальные. Это зависит от
той организации, где они формируются. Они могут быть деловые, связанные
с трудовой
или учебной
деятельностью и
личные, обусловленные
потребностью в общении.
Структура межличностного общения имеет три составляющие.
1.Поведенческую, аффективную и когнитивную (по Коломинскому Я.Л.).
2.Праксическую, аффективную и гностическую (по Бодалеву А.А.).
3.Регулятивную, аффективную и информационную (по Ломову Б.Ф.).
Поведенческий компонент – это результаты деятельности и поступок,
перемещение в пространстве, мимика, жесты и речь.
Аффективный (эмоциональный) компонент – это разнообразные
эмоциональные
состояния,
эмоциональная
чувствительность,
удовлетворенность собой или партнером.
Когнитивный компонент – это все психические процессы, связанные с
познанием окружающего мира и самого себя.
Особенности
межличностных
отношений.
Межличностные
отношения (синоним - взаимоотношения) людей - это субъективные связи,
возникающие в результате взаимодействия и сопровождаемые различными
эмоциональными и другими переживаниями (симпатиями и антипатиями)
индивидов, в них участвующих. Они формируются в равной степени как, в
процессе прямого взаимодействия и совместной деятельности людей, влияя
на их ход и результаты, так и через личностное отношение к труду, другим
индивидам, самому себе.
Межличностные отношения реализуются через проявление оценочных
суждений, эмоциональных переживаний и конкретного поведения. В
межличностных отношениях человек оценивает определение человеком того,
что ему нравится или не нравится во взаимодействии с другими людьми.
Эмоции, переживаемые человеком, порождают определенный настрой
психики партнеров по взаимоотношениям. А их поведение отражает или
определяет дальнейшие перспективы
продолжения или
прекращения
сотрудничества [2,C. 241-246].
К главным параметрам межличностных отношений, относят:
• дистанцию между партнерами или степень их психологической близости
(близкую, далекую);
•
оценку
отношений
(позитивную,
негативную,
противоречивую,
безразличную);
• позицию партнеров (доминирование, зависимость, равенство);
• степень знакомства.
Многое в проявлении взаимоотношений зависит от ролей, которые
человек играет. Выделяют социально-демографические роли: муж, жена,
дочь, сын, внук и т.д. Мужчина и женщина — это тоже социальные роли,
биологически предопределенные и предполагающие специфические способы
поведения, закрепленные общественными нормами и обычаями.
Межличностные роли связаны с межличностными отношениями,
которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, кумир
семьи, любимый и т.д.). Многие из них определяются индивидуальными
особенностями человека.
Активные роли обусловливаются конкретной социальной ситуацией и
исполняются в данный момент времени (например, учитель на уроке).
Латентные роли не проявляются в актуальной ситуации, хотя субъект
потенциально является носителем данной роли (учитель дома). Поскольку
каждый человек входит в разнообразные социальные группы, в которых он
не может находиться одновременно, он имеет большое количество латентных
социальных ролей.
Предписанные роли определяются возрастом, полом, национальностью.
Приобретенные роли усваивают в процессе социализации.
Масштаб роли зависит от диапазона межличностных отношений. Чем
больше диапазон, тем больше масштаб. Так, социальные роли супругов
имеют очень большой масштаб, поскольку между мужем и женой
устанавливается широчайший диапазон, большое разнообразие отношений.
Способ получения роли зависит от того, насколько неизбежной и
необходимой является данная роль для человека. Так, роли молодого
человека,
старика, мужчины,
женщины автоматически
определяются
возрастом и полом человека и не требуют особых затрат для их
приобретения.
Каждая роль несет в себе определенные возможности эмоционального
проявления ее субъекта. Переживания, например, по поводу утраты близкого
человека являются вполне естественными и оправданными. Однако
существуют
такие
роли,
которые
предписывают
эмоциональную
сдержанность и контроль, как, например, работа судьи, следователя или
хирурга.
Формализация
роли
определяется
спецификой
межличностных
отношений ее носителя. Одни роли предполагают установление только
формальных отношений между людьми с жесткой регламентацией правил
поведения; другие, напротив, — только неформальных отношений; третьи
могут сочетать в себе оба этих отношения.
Мотивация роли зависит от потребностей и мотивов человека. Разные
роли обусловлены различными мотивами. Родители, заботясь о благе своего
ребенка, руководствуются чувством любви и заботы; руководитель трудится
во имя дела и т.д.
Через межличностные отношения и общение индивид опосредованно
включается в систему общественных отношений. Если у ребенка такое
включение происходит через семью, близких родственников, то у взрослого
границы значительно расширяются. Индивид непосредственно становится
частью
разнообразных
общественных
отношений,
их
носителем.
Взаимоотношения складываются и протекают в условиях взаимодействия
большого числа людей, с которыми он соприкасается. Отбор партнеров для
общения и выполнения какой-либо деятельности - сложный процесс и
зависит как от общей атмосферы в группах взаимодействующих людей, так и
от психологических особенностей их самих.
Проблема
межличностных
отношений
всегда
присутствует
в
социальной психологии. Взаимоотношения, не охватывая всех общественных
отношений человека, являются наиболее близкими личности и задачам ее
формирования
и
развития.
насыщенность
и
связь
вовлеченность
создают
с
Личностная
интимными
базовую
значимость,
сторонами
основу
для
эмоциональная
жизни,
высокая
глубокого
влияния
межличностных взаимоотношений на личность.
Некоторые параметры межличностных отношений зависимы от
характерологических,
мотивационных,
интеллектуальных
и
нейродинамических особенностей личности. Например, устойчивые парные
дружеские отношения и взаимодействия приводят к изменению некоторых
личностных свойств партнеров, сделав их сходными по ряду параметров.
Межличностная взаимная неприязнь, наоборот, сохраняет различия между
партнерами по этим параметрам. Выявлено также влияние сходства-различия
реальных личностных характеристик партнеров (ценностных ориентации,
интересов, мотивации, характера, интеллекта, темперамента, нейродинамики)
на образование и развитие парных дружеских отношений.
В урегулировании характера межличностных отношений принимают
участие три мотивационных компонента, таких как: «я хочу», «я могу» и
«надо». Личного желания («я хочу») недостаточно для образования и
развития
отношений.
Необходимо
согласование
взаимных
мотивов
(желаний) и возможностей («я могу» удовлетворить потребность другого). И,
третий момент - «надо» - важнейшая детерминанта образования и развития
или распада отношений. «Надо - не надо», представляя собой объективную
сторону отношений, характеризует общественную необходимость в каждом
конкретном типе отношений.
Более общей характеристикой межличностных отношений является их
привлекательность.
К
элементам
непривлекательности
относятся:
взаимной
привлекательности-
симпатия-антипатия
и
притяжение-
отталкивание. Если симпатия-антипатия представляет собой переживаемое
удовлетворение-неудовлетворение от реального или мысленного контакта с
другим человеком, то притяжение-отталкивание – это практическая
составляющая этих переживаний [5,C. 168-169].
Притяжение-отталкивание как одно из составляющих межличностной
привлекательности в основном связано с потребностью человека быть
вместе, рядом. Оно часто определяется переживанием симпатии-антипатии
(эмоциональным
противоречие
компонентом
возникает
часто
межличностных
при
отношений).
однонаправленных
Такое
отношениях
популярности какой-либо личности: кумир из числа артистов, к которому
тянет без видимого удовлетворения быть вместе и рядом.
Совместимость межличностных отношений выражена четырьмя
уровнями:
психофизиологической
(взаимодействие
особенностей
темперамента), психологической (взаимодействие характеров и мотивов),
социально-психологической (функционально-ролевые ожидания и действия)
и социологической (сходство интересов и ценностных ориентаций) [5,C.171173].
Совместимыми считают тех, кто наделен внутренним единством.
Несовместимость побуждает противоречия и приводит к конфликтам.
Срабатываемость
–
это
согласованность
в
деятельности,
единомыслие, общая точка зрения, результатом которой является взаимная
удовлетворенность.
Межличностные
отношения
в
процессе
переживания
могут
сопровождаться чувством эмпатии или антипатии. Эмпатия – это
способность к сопереживанию, зависящая от типа характера [1,C.80-81].
Виды взаимоотношений. Выделяют следующие виды межличностных
отношений:
отношениях
дружеские,
любовные,
знакомства,
супружеские,
приятельские,
родственные
и
товарищеские,
деструктивные
отношения. Данная классификация основана на критериях:
глубине
отношений, избирательности в выборе партнеров, функции отношений.
(См.ниже Рис.3)
Главный критерий — мера, глубина вовлечения личности в отношения.
В структуре личности можно выделить несколько уровней проявления ее
характеристик:
общевидовые,
социокультурные,
психологические
и
индивидуальные.
Общевидовые характеристики выражают социальный статус человека.
Социокультурными
образование,
можно
политическую
считать
и
национальность,
религиозную
профессию,
принадлежность
и
т.п.
Психологическими характеристиками личности считаются ее интеллект,
мотивация, характер, темперамент и т.п. К индивидуальным характеристикам
относятся
все
личностно-неповторимые,
обусловленные
своеобразием
жизненного пути человека, особенности.
Разные
виды
межличностных
взаимоотношений
предполагают
включение в общение разных уровней характеристик личности. Наибольшее
включение личности, происходит в дружеских и супружеских отношениях.
Отношения знакомства, приятельства ограничиваются включением во
взаимодействие преимущественно видовых и социокультурных особенностей
личности.
Второй критерий — степень избирательности при выборе партнеров
для взаимоотношений. Избирательность можно определить как число
признаков, значимых для установления и воспроизводства отношения.
Наибольшую
избирательность
обнаруживают
отношения
дружбы,
супружества, любви, наименьшую — отношения знакомства.
Третий критерий — различие функций (целей, назначения) отношений.
Под функциями понимается круг задач, вопросов, которые решаются в
межличностных отношениях. Функции отношений проявляются в различии
их содержания, психологического смысла для партнеров.
Дополнительными
отношений
можно
критериями
считать
также:
для
различения
дистанцию
межличностных
между
партнерами,
продолжительность и частоту контактов, участие ролевых клише в актах
общения, нормы отношений, требования к условиям контакта.
Общая закономерность такова: по мере углубления отношений
(например, дружба, супружество в сравнении со знакомством) сокращается
дистанция, увеличивается частота контактов, устраняются ролевые клише.
Отношения
дружбы
характеризуются
очень
высокой
избирательностью, если они правильно оцениваются. Возможна переоценка
отношений одним из партнеров, и на этой почве возникают недоразумения.
Недооценка дружеских отношений может привести к их распаду.
Дружеские отношения принято разделять на инструментальные и
эмоционально-исповедные. Единая профессия, род занятий, совпадение
интересов, совместная работа, учеба скорее приведут к образованию
инструментальной дружбы. Она основана на взаимной помощи в тех или
иных жизненных обстоятельствах. Эти отношения близки к товарищеским,
но отличаются от них тем, что цели дружеских инструментальных
отношений могут не выходить за пределы личной выгоды каждого из
партнеров.
Эмоционально-исповедные
дружеские
отношения
строятся
при
условии взаимной симпатии, эмоциональной привязанности и доверчивости.
Они характеризуются:
•
высокой доверительностью между партнерами, взаимораскрытием
внутреннего мира (доверие тайн, мечтаний, интимных переживаний,
скрываемых черт личности, фактов биографии);
• снятием социальной внешней маски поведения (возможность быть самим
собой);
•
понижением самоконтроля и раскованностью в контакте («когда не
боишься, что тебя не так поймут, неверно оценят твой поступок»);
•
преобладанием положительного оценочного отношения партнеров
(отсутствие осуждения, насмешки, неприятия).
Межличностные
отношения
могут
иметь
негативную
форму.
Негативная форма дружеских взаимоотношений - вражда. Она предполагает
негативные эмоциональные установки по отношению к партнеру: ненависть,
антипатию, неприятие. Отношения вражды проявляются в отсутствии
доверия, неполная передаче информации партнеру: нарушение его планов,
препятствие в деятельности, намеренное занижение его самооценки, статуса,
намеренная дезориентация сознания и самосознания партнера.
Но надо заметить, что отношения вражды, как и дружбы, возникают
при условии взаимного отношения друг к другу равных партнеров. В случае
превосходства одного из них или при односторонней неприязни, не
отмечается типично враждебного поведения, стремления нанести партнеру
ощутимый вред.
Каждое
из
описанных
взаимоотношений
людей
отличается
собственными функциями, глубиной вовлечения личности, критерием
выбора партнеров, содержания отношений, их проявлением. Это дает
основание считать их самостоятельными видами межличностных отношений.
Возрастная динамика межличностных отношений начинается с
дошкольного
возраста,
когда
закладываются
основные
стереотипы
социального поведения личности. В этот период любые контакты возникают
либо спонтанно, либо организуются взрослыми, усваиваются некоторые
правила и нормы межличностных отношений [5,C. 176-179].
Ближе
к
дошкольному
возрасту
ребенок
демонстрирует
свои
отношения и ориентируется на мнения большинства. В школьном возрасте
формируется самооценка и ребенок оценивает отношения окружающих и
выстраивает свои отношения на основе взаимооценок или оценок взрослого.
В подростковой фазе индивидуализации идет активное формирование
образа Я, что приводит к развитию ролевых отношений. Подросток выделяет
для себя референтную группу (группу сверстников), в которой он считается с
требованиями и мнениями, на которые ориентируется.
Период юности – это расширение социальной среды взаимодействия и
потребности в признании. Межличностные отношения переходят на
профессиональный и деловой (официальный) уровень.
Для формирования личности современного специалиста важное
значение имеют межличностные отношения между преподавателями вуза и
студентами.
Выделяют пять типов преподавателей вуза как субъекта учебновоспитательного процесса.
1. "Профессионал", он отличается педагогической направленностью,
высоким интеллектом, глубоким знанием своей специальности в теории и на
практике. Ему подражают, им восторгаются в открытую, и хвалят в его
отсутствие.
2.
"Организатор",
отличается
активной
направленностью
на
общественную работу. Часто опекает своих студентов по мелочам, но это не
способствует положительному отношению к нему.
3. "Методист", имеет выраженную склонность к постоянному
стремлению
совершенствовать
мастерство
преподавания,
развитые
методические и речевые способности. В отношениях со студентами ровен,
требователен, но не всегда выходит за пределы учебной деятельности.
4. "Учёный", отличается творческим, аналитическим характером ума,
склонностью
к
теоретической
деятельности,
творческой
переработке
информации. Имеет некоторую ограниченность воспитательного потенциала,
что препятствует воздействию на студентов.
5."Пассивный", отличается индифферентным отношением ко всем
участкам
работы
в
вузе:
преподаванию,
воспитанию,
научно-
исследовательской и общественной деятельности. Не пользуется уважением
ни у преподавателей в коллективе, ни у студентов.
Традиционные отношения в системе "преподаватель - студент" зависят
от описанных типов педагогов и носят субъективный характер.
Межличностные отношения в трудовом коллективе содержат в себе
целую систему отношений, главная задача которых – добиться общих целей,
которые
ставит
организация.
Каждый
сотрудник
ориентирован
на
определенную систему ценностей. И если эти ценности схожи с другими
членами
коллектива
и
могут
образовывать
их
единство,
то
и
профессиональные межличностные отношения членов коллектива будут
упорядочены. В таких условиях им легче принимать совместные решения. Но
при этом их личные переживания и проблемы уходят на второй план.
Среди сотрудников в трудовом коллективе могут возникать как
формальные, так и неформальные отношения, которые формируются на
основе симпатии - антипатии.
Неформальные группы создаются вне компетенции руководства.
Администрация не может сделать так, чтобы такие группы не создавались.
Законы общения, ставящие под свое начало активность людей, игнорируют
волю руководителей. Такие законы всеобщи, они дают о себе знать в любых
коллективах.
Но и сами члены администрации могут вступать в неформальные
отношения. Это может быть референтная, группа (семья, родственники,
друзья, партнеры по интересам, коллеги), мнения и взгляды которых имеют
решающее значение для человека, входящего в неё.
Межличностные
отношения,
которые
складываются
в
системе
отношений «начальник - подчиненный», в первую очередь, зависят от
должностного статуса руководителя (сосредоточен на функции власти,
воплощения реальной силы), от умения проводить диалог, беседу,
прогнозировать дальнейшее общение. Но на эти отношения, в равной
степени, влияют и функциональные особенности подчиненного (статус
исполнителя, служебнозависим).
Для руководителя важны эмоциональная сдержанность и терпимость.
Он должен быть готовым к любому поведению посетителя и быть предельно
сдержанным на его нервные срывы [3,C.175-179].
Если положение руководителя в коллективе определяется как
«расположение по вертикали» с явным преобладанием субординационных
связей, то статус подчиненного определяется его отношениями с коллегами
— «расположение по горизонтали».
Межличностные отношения в трудовых коллективах могут иметь
деструктивную функцию отношений - это культивирование, поддержание,
удовлетворение
аномальных
потребностей
и
личностных
черт
(стяжательство, агрессия, хулиганство и пр.). Этой функцией обусловлено
число входящих в группу лиц. Обычно оно не превышает размеров малой
группы. Как правило, в контакт вовлечена не вся структура личности, а лишь
те ее стороны, которые связаны с аномальными потребностями.
Литература:
1.
Андреева, Г. М. Социальная психология: учебник для вузов /
Г. М. Андреева. – 5-е изд, испр. и доп. – М. :Аспект Пресс, 2008. – 265 с.
2.
Еникеев, М. И. Общая и социальная психология: учебник для вузов / М.
И. Еникеев. М, Норма, 2005.- 347 с.
3.
Обозов Н.Н., Щекин Г.В. Психология работы с людьми. Советы
руководителю. Учебное пособие.-6-е изд. Стереотип.- К.: МАУП, 2004. –
228с
4.
Социальная психология : учебник для студентов вузов [Электронный
ресурс] / под ред. А. М. Столяренко. - 2-е изд., доп. - Электрон.дан. - М. :
ЮНИТИ-ДАНА, 2011.
2.
Шевандрин, Н. И. Социальная психология в образовании [Текст] /Н.
И. Шевандрин. – M. : ВЛАДОС, 1995. – 544с.