Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Международное право как особая система права

  • 👀 356 просмотров
  • 📌 303 загрузки
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Международное право как особая система права» docx
Раздел 2. Основные положения частного и международного права Тема 9. Международное право как особая система права Лекция № 15. Международное право как особая система права Обсуждено на заседании кафедры «__ »__________ 20__ года Протокол № СОДЕРЖАНИЕ: Цели занятия: 1) Дать систематизированные основы научных знаний об основных положениях международного права, раскрывать состояние и перспективы развития правовой отрасли, профессиональной служебной деятельности, концентрировать внимание обучающихся на наиболее сложных и узловых вопросах, стимулировать их активную познавательную деятельность и способствовать формированию творческого мышления. 2) Формирование теоретической базы общекультурных, профессиональных и профессионально-специализированных компетенций. Данная лекция служит формированию у обучаемых следующих компетенций (в соответствии с рабочими программами специальностей по учебной дисциплине «Правоведение»): Специальность 140801 – ОК-3. Специальность 161101 02 – ОК-1, ОК-2. Специальность 161101 03 – ОК-3. Специальность 190109 – ОК-2, ОК-4, ОК-8. Специальность 200106 – ОК-3, ОК-8. Специальность 210602 01 – ОК-3. Специальность 210602 07 - ОК-3. Специальность 210701 – ОК-2. Специальность 230106 – ОК-2. ВРЕМЯ: 2 часа УЧЕБНО – МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: СИО-15 УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Понятие и сущность современного международного права, его основные принципы и источники. 2. Военные аспекты регулирования вопросов территории в международном праве. 3. Понятие, принципы и нормы международного гуманитарного права. ЛИТЕРАТУРА: 1. Правоведение. Учебник. М., 2014. 2. . 1. ПОНЯТИЕ И СУЩОСТЬ СОВРЕМЕНОГО МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА, ЕГО ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ИСТОЧНИКИ Современное международное право представляет собой систему международно - правовых принципов и норм, регулирующих отношения между государствами в различных областях (экономической, политической, культурной, военной и др.), соблюдение которых обеспечивается добровольно, а в случае необходимости -индивидуальным или коллективным принуждением. Особенности международного права по сравнению с внутригосударственным: а) предметом регулирования международного права являются отношения между государствами, между государствами и международными организациями, а также между самими международными организациями; б) субъектами международного права (носителями прав и обязанностей) являются прежде всего, государства, нации и народы, борющееся за свою независимость международные организации; в) международные нормы, содержащиеся в договорах, создаются самими субъектами международного права путём их взаимного согласования; г) договорные обязательства государства, как правило, исполняются добровольно. Следует отличать международное публичное право от международного частного права. Предметом регулирования последнего являются отношения гражданско - правового характера (имущественные и неимущественные). Основными субъектам международного частного права являются не сами государства, а их юридические и физические лица. Например, вступление в брак иностранца и гражданки другого государства; создание совместных предприятием с участием представителей различных государств. Для понимания содержания международного права важное значение имеет рассмотрение вопроса о принципах международного права. Понятие и общая характеристика принципов международного права. Принципы международного права – это общепризнанные нормы международного права наиболее общего характера. Они объединяют нормы международного права различного уровня, распространяющие свое действие на тех или иных участников межгосударственных отношений, в единую правовую систему. Принцип суверенного равенства государств означает, что все государства как суверенные образования равны и независимы юридически друг от друга. Размеры их территории, количество населения, экономическая и военная мощь, уровень развития и т.д. значения не имеют. Принцип невмешательства представляет собой обязательство государств и других субъектов международного права не вмешиваться прямо или косвенно в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию какого-либо государства. В соответствии с данным принципом недопустимо любое вмешательство независимо от его интенсивности: экономическое, политическое, военное. Типичным для внутренней компетенции государств является решение таких вопросов, как установление структуры государственных органов, налогов, порядка назначения должностных лиц. Типичными международными делами считают поддержание и укрепление международного мира и безопасности, освоение космоса и Мирового океана и т.д.. Принцип неприменения силы - обязательство государств не прибегать к силе или к угрозе ее применения в межгосударственных отношениях. Речь идет главным образом о недопустимости использования силы и угрозы ее применения с целью разрешения каких-либо международных споров или вообще международных конфликтных ситуаций. Согласно утвердившемуся в доктрине и практике мнению применение силы в нарушение данного принципа рассматривается как агрессия. Самый опасный вид агрессии - агрессивная война, которая в Декларации 1970 г. объявляется преступлением против мира. 14 декабря 1974 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла без голосования определение агрессии. Устав Организации Объединенных Наций запрещает и осуждает применение во взаимоот-ношениях государств силы в целом, в широком плане, во всех ее видах и проявлениях (ст. 2 п. 4). В ст. 39 Устава указывается, что существуют три вида проявления силы, с которыми борется Совет Безопасности: 1) угроза миру, 2) нарушение мира и 3) акт агрессии. Определения самого содержания этих трех категорий в Уставе нет. Определение 1974 года является смешанным. В ст. 1 дается общее определение агрессии, а в ст. 3 – перечень агрессивных актов. «Агрессией является применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства, или каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом ООН». В ст. 3 дается перечень актов агрессии. Любое из следующих действий, независимо от объявления войны, с учетом и в соответствии с положениями ст. 2 будет квалифицироваться в качестве акта агрессии: • вторжение или нападение вооруженных сил государства на территорию другого государства или любая военная оккупация, какой бы временный характер она ни носила, являющаяся результатом такого вторжения, нападения, или любая аннексия с применением силы против территории другого государства; • бомбардировка вооруженными силами государства территории другого государства или применение любого оружия государством против территории другого государства; • блокада портов или берегов государства вооруженными силами другого государства; • нападение вооруженными силами государства на сухопутные, морские или воздушные силы или морские или воздушные флоты другого государства; • применение вооруженных сил одного государства, находящихся на территории другого государства по соглашению с принимающим государством, в нарушение условий, предусмотренных в соглашении, или любое продолжение их пребывания на такой территории по прекращении действия соглашения; • действие государства, позволяющего, чтобы его террито-рия, которую оно предоставило в распоряжение другого государства, использовалась этим другим государством для совер-шения акта агрессии против третьего государства; • засылка государством или от имени государства вооруженных банд, групп, иррегулярных сил или наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против другого государства, носящие столь серьезный характер, что это равно перечисленным выше актам. Агрессивная война является преступлением против международного мира. Агрессия влечет за собой международную ответственность. Принцип мирного разрешения международных споров – обязательство государств разрешать все свои международные споры мирными средствами. В п. 3 ст. 2 Устава ООН говорится о том, что все члены организации разрешают свои споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость. Принцип территориальной целостности и неприкосновенности государств представляет собой обязательство каждого государства уважать территориальную целостность и неприкос-новенность любого другого государства. Из принципа территориальной неприкосновенности и целостности вытекает обязательство государств признавать неприкосновенность границ друг друга. Принцип равноправия и самоопределения народов – обязательство государств признавать, уважать и обеспечивать равноправие и самоопределение народов. Согласно международным документам все народы имеют право свободно, без вмешательства извне определять свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие. Каждый народ вправе, в частности, решать, каким способом осуществлять свое самоопределение - создавать собственное государство, присоединяться к другому государству и т.д. Принцип уважения прав человека – обязательство государств уважать и соблюдать права человека, а также содействовать их всеобщему уважению и соблюдению. Принцип добросовестного соблюдения взятых на себя международных обязательств сформулирован в п. 2 ст. 2 Устава ООН. В этом пункте подчеркивается, что члены ООН должны добросовестно выполнять принятые ими на себя обязательства по Уставу. Принцип сотрудничества государств – обязательство государств сотрудничать друг с другом независимо от различий их политических, экономических и социальных систем во всех областях международных отношений. Международное право подразделяется на отдельные отрасли: морское право, воздушное право, космическое право, права человека, дипломатическое и консульское право, право международных договоров, охраны окружающей среды, право международной безопасности, гуманитарное право, применяемое в период вооружённых конфликтов, а также включает такие институты, как ответственность в международном праве, население и территория, мирное разрешение международных споров. Международный договор и обычай являются основными источниками международного права. Международный договор - это явно выраженное соглашение между государствами относительно признания ими тех или иных правил поведения в качестве норм международного права, их изменения или прекращения. Различают следующие виды международных договоров: соглашение, конвенция, протокол, пакт, трактат, договор и др. В зависимости от числа участников международные договоры делятся на двусторонние и многосторонние, а по содержанию на политические, экономические, научно-технические, военные и иные. По срокам действия договоры бывают срочные и бессрочные. По условиям присоединения - открытые и закрытые. Заключение международных договоров относятся к числу основных прав государств и является одной из форм проявления ими своего суверенитета. Основные стадии заключения международного договора: • выработка согласованного текста международного договора; • подписание договора (возможно предварительное - парафирование); • ратификация международного договора. • регистрация и опубликование международного договора. Требования регистрации международных договоров закреплено в статье 102 Устава ООН, согласно которой всякое международное соглашение, заключённое любым членом ООН, должно быть зарегистрировано в Секретариате ООН и им опубликовано в специальных сборниках ООН. Внутригосударственное опубликование международных договоров называется промульгацией. Международный договор автоматически прекращается по истечении срока его действия или по достижении цели договора, ради которой он заключался. Стороны могут также денонсировать договор. Денонсация международного договора - это односторонний отказ государства от международного договора с предупреждением об этом, сделанном в соответствии с условиями, порядок и срок, предусмотренными самим договором. Международный обычай - это неписаная норма международного права, установившаяся на основе длительной и однообразной практики ее применения, признаваемая государствами в качестве общеобязательного правила поведения (ст. 38 Статуса Международного Суда). Общепризнанным обычаем, например, в международном воздушном праве является оказание помощи воздушным судам, терпящим бедствие, в том числе признание за ними права несанкционированного влета в пределы иностранной государственной территории (аналогичные нормы содержатся также и в ряде договоров). Вспомогательные источники международного права представляют собой лишь определенные ступени в процессе создания, развития, изменения, уяснения или толкования нор международного права. Такими источниками могут быть решения межправительственных организаций, международных и арбитражных судов, нормы национального законодательства и доктрины ученных. Субъектами международного права являются: - суверенные государства; - нации и народы, борющиеся за свою свободу и независимость; - межправительственные организации. Суверенные государства как субъекты международного права обладают рядом признаков: наличие определенной территории, постоянно проживающего на ней населения, государственной власти, гарантирующей защиту своих граждан и способной самостоятельно вступать в отношение с другими государствами. Главная особенность государства как субъекта международного права состоит в том, что оно обладает суверенитетом. 2. ВОЕННЫЕ АСПЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВОПРОСОВ ТЕРРИТОРИИ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ Территория и другие пространства (общие вопросы) По юридическим характеристикам различают территории, находящиеся под суверенитетом государства, территории, являющиеся общечеловеческим достоянием, и территории со смешанным режимом. Каждый из перечисленных видов территорий – пространств – имеет определенный правовой статус, нашедший отражение в международных договорах, обычаях, а также в национальных нормах. Установленный ими правопорядок обеспечивается международным правом и самими государствами. Территории с международным режимом К территориям с международным режимом относятся сухопутные и водные пространства, которые расположены за пределами территории государства и находятся в общем пользовании. Статус и режим таких территорий определяются международным правом; государственный суверенитет на них не распространяется, за исключением искусственных островов, установок и сооружений, которые государства в соответствии с современным международным правом могут строить в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе. К территориям с международным режимом относятся открытое море, воздушное пространство над ним; морское дно за пределами континентального шельфа государств. Кроме того, международный режим может устанавливаться в отношении отдельных территорий или их частей в соответствии с международными договорами (например, демилитаризованные территории, нейтрализованные территории). Особый международный режим установлен в Антарктике договором от 1 декабря 1959 г. Территории со смешанным режимом К территориям со смешанным режимом относятся пространства Мирового океана – прилежащие зоны, исключительные экономические зоны и континентальный шельф. Отличительной особенностью правового статуса этих территорий является то, что они не входят в состав государственной территории. Кроме того, к территориям со смешанным режимом следует отнести международные реки, международные проливы, международные каналы, ряд территорий (островов), в отношении которых существуют международные договоры (например, Шпиц-берген). Под государственной территорией понимают часть земного шара, включая сушу с ее недрами, воды и воздушное пространство над ними, которая является национальным достоянием данного народа и находится под исключительной и полной властью его государства. Государственная территория находится под исключительной и полной властью данного государства. Такое властвование государства над своей территорией называется территориальным верховенством. Территориальное верховенство составляет органическую часть государственного суверенитета. В состав государственной территории входят суша и воды, очерченные границами данного государства, их недра, а также воздушное пространство над сушей и водами. К государственной территории приравниваются подводные кабели и трубопроводы, проложенные в открытом море и соединяющие части территории данного государства, технические сооружения, возведенные на континентальном шельфе или в недрах дна открытого моря. Сухопутная территория. Государственная территория включает прежде всего всю сушу, находящуюся под суверенитетом данного государства, независимо от места расположения ее отдельных частей. Правовое положение сухопутной территории государства регулируется только его внутренним законодательством. Водная территория. В состав государственной территории входят национальные воды, находящиеся в пределах границ данного государства. К ним относятся воды внутренних рек, озер, каналов, внутренних морей и исторических заливов, воды морских заливов и бухт, воды морского пояса, примыкающего к берегу государства, называемые территориальным морем или территориальными водами. Воздушная территория. В состав воздушной территории входит все воздушное пространство над сушей и водами государства, включая воздушное пространство над его территориальными водами. Так называемая условная территория. Морские, речные, воздушные и космические корабли, носящие флаг или знак данного государства, условно считаются его территорией. По общему правилу, на них действуют законы и юрисдикция государства флага судна. При этом военные суда приравниваются к территории государства повсеместно, а другие морские и воздушные суда – соответственно только в водах и в воздушном пространстве своего государства или в открытом море и воздушном пространстве над ним. На территории других государств (в портах, внутренних и территориальных водах, в воздушном пространстве) иностранные суда, кроме военных, подчиняются местной юрисдикции и местным законам. К территории государства должны быть отнесены также все виды национальных искусственных – космических тел (спутники, станции, платформы и т. д.) и на-циональные научно-технические сооружения на других планетах (но не само космическое пространство и соответствующие части небесных тел, где установлены такие сооружения). Правовой режим государственной территории Принцип неприкосновенности государственной территории Принцип неприкосновенности государственной территории закреплен в многочисленных международных договорах и актах, которые обязывают все государства уважать этот принцип и воздерживаться от любых действий, направленных прямо или косвенно против территориальной неприкосновенности и политической независимости других государств. Государственная граница Государственная граница – это линия, отделяющая территорию одного государства от территории другого государства или от территории, имеющей иной международно-правовой режим, чем территория государства. Поскольку в состав государственной территории входят сухопутные, водные и воздушные пространства, постольку и государственные границы делятся на сухопутные, речные, озерные, морские и воздушные. Режим государственной границы определяется международными договорами сопредельных государств и законодательством каждого из них. Режим государственной границы включает правила: • содержания государственной границы; • пересечения государственной границы лицами и транс-портными средствами; • перемещения через государственную границу грузов, то-варов и животных; • пропуска через государственную границу лиц, транспорт-ных средств, грузов, товаров и животных; • ведения на государственной границе либо вблизи нее на территории Российской Федерации хозяйственной, промысловой и иной деятельности; • разрешения с иностранными государствами инцидентов, связанных с нарушением указанных правил. Пограничная зона устанавливается в пределах территории административного района, города, прилегающей к государственной границе на суше, морскому побережью РФ, российским берегам пограничных рек, озер и иных водоемов, и в пределах территорий островов на указанных водоемах. Въезд (проход) лиц и транспортных средств в пограничную зону осуществляется по документам, удостоверяющим личность, индивидуальным или коллективным пропускам, выдаваемым пограничными органами и пограничными войсками на основании личных заявлений граждан или ходатайств предприятий и их объединений, организаций, учреждений и общественных объединений. Устанавливаются места въезда (прохода) в пограничную зону. Могут определяться время въезда (прохода), маршруты передвижения, продолжительность и иные условия пребывания в пограничной зоне лиц и транспортных средств. Применение оружия и боевой техники. Пограничные органы и Пограничные войска, Войска противовоздушной обороны и силы Военно-морского флота, осуществляя защиту государственной границы в пределах приграничной территории, применяют оружие и боевую технику: для отражения вооруженного вторжения на территорию РФ, предотвращения попыток угона за границу воздушных, морских, речных судов и других транспортных средств без пассажиров. против лиц, воздушных, морских и речных судов и других транспортных средств, пересекших (пересекающих) государственную границу в нарушение установленных правил, в ответ на применение ими силы или в случаях, когда прекращение нарушения или задержание нарушителей не может быть осуществлено другими средствами; для защиты граждан от нападения, угрожающего их жизни и здоровью, для освобождения заложников; для отражения нападения на военнослужащих, лиц, выполняющих служебные обязанности или общественный долг по защите государственной границы, членов их семей, когда их жизнь подвергается непосредственной опасности; для отражения нападения на подразделения и объекты пограничных органов и пограничных войск, Вооруженных сил РФ. 3. ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ И НОРМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ГУМАНИТАРНОГО ПРАВА Международное гуманитарное право – отрасль международного права, представляющая собой совокупность принципов и норм, регулирующих отношения государств в период вооруженных конфликтов. Существует большое число международных договоров, составляющих международно-правовую базу отрасли международного гуманитарного права. В их числе: • Петербургская декларация об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль 1868 г.; • Гаагская декларация о запрещении применять пули, легко разворачивающиеся или сплющивающиеся в человеческом теле 1899 г.; • Гаагская конвенция о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г.; • Конвенция о положении неприятельских торговых судов при начале военных действий 1907 г.; • Конвенция об обращении торговых судов в суда военные 1907 г.; • Конвенция о постановке подводных, автоматически взрывающихся от соприкосновения мин 1907 г.; • Конвенция о бомбардировании морскими силами во время войны 1907 г.; • Конвенция о некоторых ограничениях в пользовании правом захвата в морской войне 1907 г.; • Женевский протокол о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств 1925 г.; • Правила о действиях подводных лодок по отношению к торговым судам в военное время 1936 г.; • Нионское соглашение о мерах борьбы с пиратскими действиями подводных лодок 1937 г.; • Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г.: а) об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях; б) об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море; в) об обращении с военнопленными; г) о защите гражданского населения во время войны; • Дополнительные Протоколы I и II 1977 г. к Женевским конвенциям 1949 г.; • Гаагская конвенция о защите культурных ценностей 1954 г.; • Конвенция о запрещении производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении 1972 г.; • Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г.; • Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие 1980 г. с протоколами: а) Протокол I – о необнаруживаемых осколках; б) Протокол II с поправками, внесенными 3 мая 1996 г., – о запрещении или ограничении применения мин, мин-ловушек и других устройств; в) Протокол III – о запрещении или ограничении применения зажигательного оружия; г) Протокол 1У 1995 г. – об ослепляющем лазерном оружии; • Конвенция о запрещении применения, накопления запасов, производства и передачи противопехотных мин и об их уничтожении 1993 г.; • Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении 1993 г.; • Конвенция о запрещении применения, накопления запасов, производства и передачи противопехотных мин и об их уничтожении 1997 г. Предмет регулирования международного гуманитарного права – международные вооруженные конфликты, а также частично вооруженные конфликты немеждународного характера. Международные вооруженные конфликты – это конфликты с применением оружия, в которых участвуют два или более государств. Признаки вооруженного конфликта международного характера: 1) наличие организованных военных действий между противоборствующими силами; 2) в военных действиях участвуют вооруженные силы; 3) достаточно массовый и устойчивый характер вооруженных выступлений; 4) противоборствующие силы должны иметь органы, ответственные за их поведение; 5) каждая из сторон должна иметь контролируемую ею часть территории государства. Вооруженный конфликт немеждународного характера - это своего рода гражданская война в пределах государства. Международное право запрещает вмешательство какого-либо государства в вооруженный конфликт немеждународного характера. Военные действия: начало, территория, участники, методы и средства, окончание Начало военных действий и его правовые последствия. В соответствии со ст. 1 Конвенции об открытии военных действий 1907 г. военные действия между государствами не должны начинаться без предварительного и недвусмысленного предупреждения, которое должно иметь форму или мотивированного объявления войны, или форму ультиматума с условным объявлением войны. Правовые последствия объявления состояния войны: • прекращаются дипломатические и, как правило, консульские отношения; • конфискуется собственность враждебного государства; • вводится специальный режим для граждан воюющего государства; • прекращают действовать международные договоры мирного времени; • вступают в силу нормы международного гуманитарного права. Театр войны – пространство, в пределах которого воюющие могут вести боевые действия. Это сухопутная, морская и воздушная территория воюющих государств, а также международная территория, кроме нейтрализованной и демилитаризованной территории. Например, нельзя вести военные действия в зоне международных морских каналов, в архипелаге Шпицберген, на Луне и других небесных телах. Участники вооруженных конфликтов делятся на комбатантов (сражающихся) и некомбатантов (несражающихся). К комбатантам относится весь строевой состав: 1) вооруженных сил; 2) ополчений, добровольческих и партизанских отрядов, движе-ний сопротивления. Чтобы отвечать статусу комбатантов, они должны: 1) иметь во главе лицо, несущее ответственность за подчиненных; 2) иметь определенный и ясно видимый издали отличительный знак; 3) открыто носить оружие; 4) соблюдать правила ведения войны. К некомбатантам относятся: 1) медицинский персонал; 2) духовный персонал. Правовое положение комбатантов и некомбатантов различное. На первых распространяется режим военного плена, а на вторых - не распространяется. Военный разведчик, собирающий сведения о противнике в форме своей армии, в случае пленения может пользоваться правами военнопленного. Военный шпион (лазутчик) - лицо, тайно собирающее сведения в районе действия армии противника с целью их передачи своей армии, в случае пленения не вправе рассчитывать на статус военнопленного. Иными словами, его могут судить по зако-нам военного времени. Наемник – лицо, которое: 1) специально завербовано на месте или за границей для участия в насильственных военных действиях, направленных на: а) свержение правительства или подрыв конституционного строя государства; б) подрыв территориальной целостности государства; 2) принимает участие в таких действиях, получив личную выгоду или надеясь ее получить в виде значительного матери-ального вознаграждения; 3) не является гражданином или постоянным жителем государства, против которого направлены его действия; 4) не направлено государством для выполнения официальных обязанностей; 5) не входит в личный состав вооруженных сил государства, на территории которого ведутся военные действия. Наемник не пользуется статусом военнопленного. Он является преступником и должен нести уголовную ответственность за совершенные им преступления. Методы и средства ведения военных действий. Международное гуманитарное право ограничивает воюющих в выборе методов и средств ведения военных действий. К запрещенным методам ведения военных действий относятся: 1) предательское убийство или ранение лиц войск неприятеля; 2) нападение на лиц, вышедших из строя; 3) взятие заложников, 4) отдача приказа – никого не оставлять в живых; 5) принуждение лиц служить в вооруженных силах неприятеля; 6) бомбардировка незащищенных городов и др. К запрещенным средствам ведения военных действий относятся: 1) взрывчатые, зажигательные, легко разворачивающиеся или сплющивающиеся в человеческом теле пули; 2) снаряды, назначением которых является распространение удушающих или вредоносных газов; 3) удушливые, ядовитые или другие подобные газы; 4) бактериологические средства; 5) химическое оружие; 6) средства воздействия на природную среду, имеющие широкие, долгосрочные или серьезные последствия, в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда; 7) оружие, основное действие которого заключается в нанесении повреждений осколками, не обнаруживаемыми в человеческом теле рентгеном; 8) кассетные, шариковые бомбы, мины-ловушки; 9) нападение на гражданское население или гражданские объекты с применением зажигательного оружия, а также на военный объект, расположенный в районе сосредоточения гражданского населения; 10) превращение лесов или других видов растительного покрова в объект нападения с применением зажигательного оружия; 11) лазерное оружие, специально предназначенное для использования в боевых действиях в целях причинения постоянной слепоты органам зрения человека, не использующего оптические приборы; 12) противопехотные мины, не являющиеся дистанционно устанавливаемыми минами; 13) дистанционно устанавливаемые мины, не соответствующие положениям о самоуничтожении и самодезактивации; 14) дистанционно устанавливаемые мины, не являющиеся противопехотными минами, если они не оснащены эффективным механизмом самоуничтожения или самонейтрализации после использования их в военных целях. Прекращение состояния войны и его правовые последствия В период вооруженного конфликта государства находятся в состоянии войны. После прекращения военных действий между воюющими странами возобновляются мирные отношения. Военные действия чаще всего прекращаются двумя путями: перемирием и капитуляцией. Перемирие – это практическая реализация договоренности между воюющими сторонами о прекращении военных действий. Перемирие бывает общим и местным. В результате общего перемирия военные действия прекращаются на всем театре войны. Такое перемирие заключается от имени государственных органов. Примером такого рода перемирия является Соглашение о военном перемирии в Корее от 27 июля 1953 г. Общее перемирие считается бессрочным и не может быть нарушено. В противном случае такое нарушение расценивается как акт агрессии. Местное перемирие приостанавливает ведение военных действий на ограниченном участке театра войны. Другой формой прекращения военных действий является капитуляция. Под ней понимается прекращение сопротивления вооруженных сил или их части одной из воюющих сторон. Одной из разновидностей капитуляции является безоговорочная капитуляция. Именно так капитулировали Германия и Япония в 1945 г. В результате перемирия или капитуляции лишь прекращаются военные действия. Однако состояние войны между государствами сохраняется. Оно может быть прекращено в результате заключения мирного договора. Содержание мирного договора охватывает широкий круг вопросов, в том числе: юридическое оформление прекращения состояния войны; ответственность военных преступников; разграничение территориальных пространств; возмещение причиненного агрессором ущерба. После Второй мировой войны СССР подписал мирные договоры с рядом государств – союзни-ков Германии. Однако с Германией и Японией мирные договоры подписаны не были. С Германией состояние войны было прекращено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 января 1955 г., а с Японией – совместной советско-японской декларацией от 19 октября 1956 г. Нейтралитет в войне Нейтралитет в войне – неучастие государства в войне и неоказание им помощи воюющим странам. Нейтралитет в войне может быть постоянным, т. е. неучастие в любой войне, и временным, т. е. неучастие в конкретной войне, о чем делается специальное заявление. Нейтральное государство обязано: 1) не допускать открытия вербовочных пунктов и формирования на своей территории военных отрядов, выступающих на стороне воюющих; 2) не оказывать помощь воюющим оружием и военными материалами; 3) не располагать на своей территории радиостанции и другие технические средства связи воюющих сторон; 4) интернировать войска воюющих сторон, если они окажутся на территории нейтрального государства; 5) не разрешать проводить через свою территорию войска и военный транспорт воюющих сторон; 6) не перевозить военную контрабанду для снабжения противной воюющей стороны. Нейтральное государство вправе: 1) отражать покушение на его суверенитет своими вооруженными силами; 2) разрешить перевозку по своей территории больных и раненых воюющих сторон; 3) лица нейтрального государства могут вступать добровольцами в армию одной из воюющих сторон. Защита жертв войны. К жертвам войны международное гуманитарное право относит: • раненых; • больных; • потерпевших кораблекрушение из состава вооруженных сил на море; • военнопленных; • гражданское население. Правовой статус раненых и больных определен соответствующими конвенциями 1949 г. Понятие «раненые» и «больные» распространяется как на комбатантов, так и на некомбатантов. В отношении указанных лиц нельзя: 1) посягать на жизнь и физическую неприкосновенность; 2) брать в заложники; 3) посягать на человеческое достоинство; 4) без судебного решения осуждать и применять наказание. Медицинские учреждения и медицинский персонал пользуются уважением и защитой, на них нельзя совершать нападение. Попавшие во власть неприятеля раненые и больные воюющей армии считаются военнопленными, и к ним должен применяться режим военного плена. Правовой статус военнопленных определен соответствующей Конвенцией 1949 г. К этой категории лиц относятся попавшие в плен воюющие, т. е. комбатанты. Они находятся во власти неприятельского государства, а не отдельных лиц или воинских частей. К военнопленным нельзя применять акты насилия, запугивания и оскорбления. Необходимо уважать их личность и честь. Нельзя совершать действия, которые могут привести к смерти военнопленного или угрожать его здоровью. После взятия в плен военнопленные должны быть отправлены в лагеря, возглавляемые офицером из состава регулярных вооруженных сил воюющего государства, расположенные далеко от зоны военных действий. Военнопленные имеют право носить знаки различия и государственной принадлежности. Им разрешается вести переписку, получать посылки с продуктами питания и медикаментами. Военнопленных офицеров нельзя привлекать к работам, а остальных можно привлекать, но к таким работам, которые не носят военного характера. Военнопленные подчиняются законам, уставам и приказам, действующим в вооруженных силах пленившего государства. В каждом случае нарушения ими дисциплины проводится расследование. За один и тот же проступок и по одному и тому же обвинению можно наказывать только один раз. Как только прекращаются военные действия, военнопленные должны быть освобождены, если они не привлекаются к уголовной ответственности за военные преступления Правовой статус гражданского населения, т. е. лиц, не принадлежащих к комбатантам и не участвующих в военных действиях. Правовой статус гражданского населения регулиру-ется соответствующей Конвенцией 1949 г. Гражданскому населению необходимо предоставлять права и свободы без дискриминации по признакам расы, национальности, религии и политических убеждений. Нормы гуманитарного права направлены на смягчение страданий гражданского населения, вызванных войной. Дети до 15 лет, осиротевшие или разлученные со своими семьями вследствие войны, не должны быть предоставлены самим себе. При всех обстоятельствах необходимо обеспечить их содержание и воспитание. Нельзя применять к гражданскому населению любые меры физического или морального воздействия в целях получения от них каких-либо сведений. В ходе вооруженного конфликта запрещается причинять физические страдания гражданскому населению. Нельзя предпринимать любые меры, которые ведут к гибели населения, в том числе убийства, пытки, телесные наказания, увечья, медицинские и научные опыты. В отношении гражданского населения запрещены также: коллективные наказания, испытание голодом, физическое или моральное воздействие, террор, грабеж, взятие заложников. На занятой территории оккупационные власти должны наладить общественный порядок и общественную жизнь, уважать законы, семейные права и религиозные убеждения, существующие в стране. Оккупирующее государство обеспечивает снабжение населения продовольствием и медикаментами. Ни в коем случае нельзя совершать угон, а также депортацию гражданского населения на территорию оккупирующего или любого другого государства. В целях безопасности население может быть перемещено в глубь оккупированной территории, а затем по окончании военных действий возвращено обратно. Запрещается принуждать лиц оккупированного государства служить в вооруженных силах оккупирующего государства. Нельзя оказывать давление на гражданское население с целью добиться добровольного поступления его в армию неприятельского государства. На оккупированной территории запрещается: уничтожать движимое и недвижимое имущество, которое является государственной, коллективной или частной собственностью неприятельского государства и его частных лиц; изменять статус должностных лиц или судей, а также применять к ним различные санкции; проводить мероприятия с целью вызвать безработицу, чтобы гражданское население шло работать на оккупирующую державу. Защита культурных ценностей. Международное гуманитарное право направлено на защиту культурных ценностей. В этих целях воюющие должны: 1) запрещать использовать культурные ценности, сооружения для их защиты, а также непосредственно прилегающие к ним участки таким образом, чтобы это могло привести к разрушению или повреждению культурных ценностей; 2) запрещать, предупреждать и пресекать любые акты кражи, грабежа или незаконного присвоения культурных ценностей, а также любые акты вандализма в отношении этих ценностей; 3) запрещается реквизиция и принятие любых репрессивных мер, направленных против культурных ценностей.
«Международное право как особая система права» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 566 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot