Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Установочная лекция
Меню
Методы зоопсихологии
• 1. Общая классификация методов
• 2. Метод наблюдения
• 3. Метод эксперимента
• 3.1. Лабораторный эксперимент
• 3.2. Естественный эксперимент
• 3.3. Формирующий эксперимент
1. Общая классификация методов
Методы исследования в зоопсихологии:
• Методы научного анализа. Рассмотрение психики в эволюционном контексте с опорой на основные психологические и общенаучные подходы: системно-вэолюционный подход, онтологический подход, деятельностный подход, культурно-исторический подход, сравнительно-психологический подход, дифференционно-интеграционный подход.
• Методы получения эмпирических фактов. Основными методами являются метод наблюдения и эксперимента, имеющие свою специфику применительно к предмету зоопсихологии.
В меню
2. Метод наблюдения
Наблюдение - это тщательная и последовательная фиксация всех поведенческих проявлений активности объекта наблюдения (животного или человека).
Принципы метода наблюдения:
• Объективность фиксации поведенческих проявлений;
• Систематичность - неоднократность наблюдения за одним и тем же объектов (объектами) в идентичных условиях;
• Точность фиксации данных;
• Обеспечение естественного поведения испытуемых в ситуации наблюдения.
Правила метода наблюдения:
• Наблюдение предполагает предварительную постановку цели исследования (например, получение общей картины поведения животного или же наблюдение за поведенческими проявлениями какого-то конкретного вида деятельности);
• Выбор методики наблюдения сообразно поставленной цели исследования;
• Наблюдение должно проводиться неоднократно: факт, полученный в ходе наблюдения, не должен носить случайный характер.
Виды наблюдения:
• Сплошное наблюдение: наблюдение за суточной активностью животного. Чаще всего применяется в ходе пилотажного исследования.
• Выборочное наблюдение с целью изучения какого-либо конкретного вида деятельности (игровой, ориентировочно-исследовательской, пищедобывательной и др.) и психического процесса, его регулируюбщего;
• Включенное наблюдение, при котором наблюдатель и испытуемый включены в совместную деятельность. Такой вид наблюдения затрудняет фиксацию данных.
Способы фиксации данных в наблюдении:
• Сплошное протоколирование - фиксация всех поведенческих проявлений объекта наблюдения;
• Выборочное протоколирование - фиксация поведенческих проявлений, связанных с каким-либо конкретным видом деятельности;
• Повременной протокол: протокол наблюдения разделяется на равные временные интервалы (например, одна минута), и в каждом интервале фиксируется поведение животного;
• Поведенческий протокол: предварительно проводится серия сплошных и выборочных наблюдений, в ходе которых вычленяются формы поведения (поведенческие паттерны), которые предстоит фиксировать; далее протокол помимо повременных интервалов (горизонтальные графы) разделяется на соответствующее количество выделенных форм поведения;
• Использование графических схем: помимо повременной и поведенческой форм фиксируется передвижение животного в пространстве;
• Кодирование информации - используется при наблюдении за сложными многокомпонентными и динамичными формами поведения (например, за жестовой коммуникацией у шимпанзе).
Достоинства метода наблюдения:
• Объективность получаемых данных;
• Комплексность получаемых данных;
• Высокая экологическая валидность - естественность поведения объекта наблюдения.
Недостатки метода наблюдения:
• Высокие требования к квалификации наблюдателя, поскольку в ином случае возможны искажения или пропуски, допущенные с ходе ведения протокола;
• Сложность и неоднозначность интерпретации полученных данных;
• Возможная необходимость долгого ожидания проявления у объекта наблюдения соответствующей формы поведения, поскольку целенаправленно воздействовать на него нельзя.
В меню
3. Метод эксперимента
Суть эксперимента, как общепсихологического метода, состоит в проверке научной гипотезы с помощью контролируемых условий деятельности испытуемого. Эксперимент в зоопсихологии имеет ряд отличительных особенностей, обусловленных спецификой предмета и объекта данной дисциплины.
Принципы метода эксперимента:
• Контролируемость условий и поведения испытуемого. При проведении эксперимента необходимо учитывать все особенности ситуации и возможности животного. Это не всегда легко сделать, так как животным нельзя, в отличие от человека, дать инструкцию и полагаться на ее сознательное выполнение. Поэтому экспериментальная ситуация должна быть организована так, чтобы свести к минимуму непредвиденные реакции животных.
• Наличие специально разработанной процедуры проведения эксперимента и фиксации получаемых данных. Для каждого эксперимента специально разрабатывается процедура, в которую входит последовательность всех событий и действий экспериментатора и испытуемого, описание фиксируемых форм поведения животного и способ такой фиксации.
• Возможность повторения эксперимента с этим же и другими животными, а также другими исследователями. Именно это позволяет в конце концов понять причины и механизмы поведения животного. Нередко исследователи, применяя одну и ту же методику, получают разные результаты, сравнение которых позволяет выявить подлинные особенности психики изучаемых животных.
• Объективность. Этот принцип предполагает точную фиксацию и непредвзятую интерпретацию поведения животных вне зависимости от того, соответствует ли оно гипотезе исследователя.
Правила метода эксперимента:
• Обязательное использование наблюдения и данных наблюдения при анализе полученных в эксперименте результатов. Еще в самом начале развития зоопсихологии ученые пришли к выводу, что понять психические особенности животных, используя данные только результатов поведения (количество проб и ошибок, скорость реакций и т.п.), невозможно. Главным для зоопсихолога является процесс поведения животного, который отражает внутренние психические процессы восприятия, анализа условий ситуации и принятия решения. Психология отвечает на вопрос о том, как поведение животного обусловлено тем, что оно воспринимает, чувствует и переживает. Именно для этого и необходима тщательная фиксация всех поведенческих проявлений.
Кроме того, наблюдение часто применяется в качестве пилотажного этапа экспериментального исследования, позволяющего собрать информацию о поведении животного, необходимую для правильного конструирования экспериментальной методики.
Пример: В.Кёлер в своих опытах использовал наблюдение. Он фиксировал не только правильные действия, но и так называемые «хорошие ошибки» - действия уже спланированные как правильные (т.к. произошел инсайт), но как правильные еще не осуществленные. Например, при использовании ящика для доставания подвешенной под потолком приманки шимпанзе подходил под приманку и поднимал ящик у себя над головой.
• Обеспечение мотивации испытуемого, адекватной гипотезе исследования. Для правильного понимания и интерпретации результатов эксперимента необходимо, чтобы животное имело соответствующую мотивацию (то есть действительно хотело делать то, что предполагается в эксперименте). Чаще всего для этого используется либо частичная депривация потребностей (в пище или питье, сенсорной стимуляции и т.п.), либо предъявление такого стимула, который автоматически вызывает у животного необходимую мотивацию (избегание пугающего или болевого воздействия, стремление к половому партнеру и т.п.). Однако мотивация животных не всегда может быть ясна. Живое существо - это не запрограммированная стимул-реактивная машина. Оно способно выбирать между различными своими потребностными состояниями. В психологии проблема мотивации считается одной из самых ложных.
Пример: В экспериментах Э.Г.Вацуро и М.П.Штодина шимпанзе демонстрировал «глупое поведения», туша огонь, горевший на плоту, находившемся посередине озера, водой из бака, расположенным на берегу так, что достигнуть его можно было только по тонкому мостику. Так происходило по той причине, что ранее у шимпанзе сформировали поведенческий стереотип, тушить воду именно таким образом. Аналогичное поведение наблюдается и у людей.
• Выбор экспериментальных методик, адекватных выдвигаемой гипотезе и психическим особенностям испытуемого. Зоопсихология и сравнительная психология по самой своей сути являются науками сравнительными и имеют дело с представителями разных эволюционных уровней. Кроме того, психика животных нам известна гораздо хуже, чем психика нашего собственного, к тому же единственного, подвида Homo sapiens sapiens. Поэтому важной проблемой является разработка таких методик, которые, с одной стороны, позволяют сравнивать между собой психические особенности животных разных эволюционных уровней развития, а с другой стороны, будут адекватны видовым, возрастным и индивидуальным особенностям испытуемых.
Достоинства метода эксперимента:
• Точность и однозначность получаемых данных;
• Легкость количественной и качественной обработки данных;
• Возможность повторения процедуры исследования с целью перепроверки полученных результатов
Недостатки метода эксперимента:
• Искусственность поведения животного по причине вычленения отдельных поведенческих проявлений без взаимодействия с общим контекстом жизнедеятельности животного;
• Сложность обеспечения адекватной мотивации животного и проектирования необходимого поведения.
Далее мы подробнее обсудим группы экспериментальных методик.
В меню
3.1. Лабораторный эксперимент
Лабораторный эксперимент проводится в специально организованных (лабораторных условиях) и предполагает жесткий контроль за всеми экспериментальными переменными. Его достоинством является высока точность получаемых данных, а недостатком - низкая экологическая валидность.
Одна из первых экспериментальных лабораторий для изучения поведения животных - «Башня молчания» - была создана для И.П.Павлова в Институте экспериментальной медицины.
Виды лабораторного эксперимента:
Макака открывает проблемный ящик (Войтонис, 1949).
Проблемные клетки для приматов (Ладыгина-Котс, 1958).
Экспериментальные установки для решения задачи на нахождение обходного пути (Фабри, 2004).
Эксперимент на экстраполяцию.
Улитка Achatina fulica решает задачу на нахождение обходного пути (Хватов, Харитонов, 2013).
В меню
1. Лабиринтные методики. Лабиринт - специальным образом организованное пространство, в котором есть один вход (место начала движения испытуемого или объекта, который необходимо передвигать), несколько возможных путей движения, из которых лишь один является правильным (остальные - тупиковыми).
Виды лабиринтов:
○По сложности: простые (в них есть один двоичный выбор траектории движения - Т-образный или U-образный лабиринт) и сложные (большее количество альтернативных траекторий движения);
Виды лабиринтов (Фабри, 2004)
○По способу действия животного в лабиринте:
◦ Локомоторные лабиринты (животное передвигается в пространстве само).
Примеры: Классический локомоторный лабиринт для изучения ориентации и когнитивных карт у крыс.
Локомоторный лабиринт для изучения восприятия границ собственного тела у крыс (Хватов и др., 2014).
Локомоторный лабиринт для изучения восприятия границ собственного тела у змей (Соколов, Хватов, 2014).
Лабиринты используются не только в этологии и зоопсихологии, но также применяются в качестве стандартизированных когнитивных тестов в фармакологии и генетике.
◦ Манипулятивные лабиринты (животное передвигает в лабиринте какой-либо объект).
Эксперименты с выводом приманки обходным путем (Ладыгина-Котс, 1958).
2. Перцептивные лабиринты (правильный путь необходимо найти без возможности осуществления проб и ошибок).
Выбор обезьяной нити с привязанной к ней приманкой (Ладыгина-Котс, 1958).
3. Проблемный ящик: животному необходимо найти способ открыть ящик, в котором спрятана приманка.
4. Проблемная клетка: животное помещается в клетку или вольеру, из которой ему самостоятельно нужно найти выход, открывая различные запоры и преодолевая препятствия.
5. Обходной путь. Животное воспринимает приманку, недоступную для него, поскольку она отделена от животного прозрачной преградой. Чтобы добраться до приманки, нужно сначала отдалиться от нее и обойти, чтобы потом получить возможность приблизиться. В.Кёлер рассматривал способность решать такие задачи в качестве критерия наличия у животных интеллекта.
3.2. Естественный эксперимент
Преимущество естественного эксперимента заключается в том, что животное находится в более привычной (естественной) для себя обстановке, в которой создается экспериментальная ситуация. Недостаток - трудность контроля экспериментальных переменных и организации процедуры исследования.
Виды естественного эксперимента:
• Методика открытого поля применяется для изучения ориентировочно-исследовательского и территориального поведения. Животное помещается внутрь какого-либо ограниченного пространства (пустого или с находящимися внутри объектами) - выгородки. Далее исследуются стратегии освоения нового незнакомого пространства.
• Использование модификаций лабораторных методик в естественной среде обитания животных: лабиринтов, обходного пути, проблемных клеток и ящиков. Исследования Л.В.Фирсова на лабораторной группе шимпанзе.
• Моделирование естественной деятельности в условиях неволи - поведенческая инженерия или обогащение среды обитания. Метод возник в 70-х годах для обеспечения естественности поведения и сохранности психического здоровья животных в искусственных условиях содержания (например, в зоопарке). Обогащение среды - условий содержания - и моделирование естественного ритма активности, активация психических механизмов, деградирующих в условиях удовлетворения всех потребностей человеком.
В меню
3.3. Формирующий эксперимент
Особенностью формирующего эксперимента является то, что в нем моделируется и изучается процесс формирования новой формы поведения и соответствующего психического новообразования.
Виды естественного эксперимента:
Пример: экспериментальное приспособление для изучения цветоразличения у рыб (Фабри, 2004).
• Классическое обусловливание - выработка условного рефлекса (работы И.П.Павлова).
• Оперантное обусловливание - научение путем проб и ошибок (методика предложена Б.Ф.Скиннером).
• Дрессировка - целенаправленное формирование определенных сложных форм поведения животного человеком.
• Дифференцировочное научение - с помощью методик классического или оперантного обусловливания животное обучается различать два предъявляемых стимула, только один из которых подкрепляется.
• Научение по подражанию, при котором одно животное обучается определенному виду деятельности, наблюдая за тем, как его осуществляет другое животное или же как другое животное само обучается.
Подражание у детей (эксперимент А.Бундуры).
• Орудийная деятельность.
◦ К использованию орудий способны многие млекопитающие и птицы, а также, вероятно, головоногие.
◦ Изготавливать орудия могут только понгиды, а также врановые и дельфины.
• Обучение использованию искусственных знаковых средств. Обучаются понгиды, по уровню владения языком они достигают уровня развития человека 2 - 2,5 лет. Используются специально созданные языки-посредники: Амслен - модификация жестового языка глухонемых, Йеркиш - кодирование слов с помощью изображений на карточках или в компьютере.
Примеры знаков амслена, усвоенных Уошо: 1 – «фрукт»; 2 – «слушать»; 3 – «мяч»; 4 – «шляпа»; 5 – «бэби»; 6 – «еще».
Коммуникация с орангутаном с помощью лексиграмм языка Йеркиш.
• Изучение зачатков самосознания у животных: изучение способности животных к самоузнаванию в зеркале и на фотографии, а также на основе коммуникации с помощью языков-посредников.