Методы воздействия на семейную систему
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате ppt
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 6
Методы воздействия
на семейную систему
План:
6.1. Методологические принципы системной
семейной терапии
6.2. Психотерапевтические воздействия
6.2.1. Циркулярное интервью
6.2.2. Обратная связь
6.2.3. Предписания
6.3. Общая схема работы с семьей
6.1. Методологические принципы
системной семейной терапии
Необходимы для предотвращения навязывания терапевту
семьей своего способа функционирования
Основны е методологические принципы :
Циркулярность
Гипотетичность
Нейтральность
Принцип циркулярности
Индивидуальная терапия
линейная логика
Семейная терапия
циркулярная логика
Ребенок плохо учится
«ПОЧЕМУ?»
• нет контакта с учительницей,
• низкие способности,
• одноклассники обижают,
• ленив
• и т.д.
линейное объяснение событий,
происходящих в семье, лежит в
основе насилия и жестокости.
(Дж.Чеккин)
«ЗАЧЕМ?»
Ребенок не
справляется
с учебой
Мама
контролирует
его учебу
Мама
опекает еще
больше
Не развиваются
навы ки
самостоятельности,
учится все хуже
Дает возможность
воздействовать на систему в
любом месте цикла.
(Чтобы избежать
конфликтов)
Папа много работает
и мало внимания
уделяет семье
Ребенок
плохо учится
Начинаются конфликты
с мужем
У мамы появляется свободное время,
она ощущает нехватку общения с мужем
Мама все время
посвящает ребенку
Учеба налаживается
Принцип гипотетичности
Основная цель общения терапевта с семьей – проверка гипотезы о
цели и смы сле семейной дисфункции.
«Зачем в семье происходит то, что происходит?»
Предварительная первичная гипотеза формулируется после первого
телефонного разговора с инициатором обращения.
основны е вопросы , которы е необходимо задать во время
телефонного разговора:
На что жалуется звонящий? (Коротко, - супружеская проблема
или детско-родительская)?
Кто является инициатором обращения?
Каков состав семьи?
Сколько лет детям и другим членам семьи?
Первичная гипотеза опирается на знание стадии жизненного цикла
семьи.
Для проверки каждой гипотезы готовится отдельный блок
вопросов.
Гипотеза обязательно должна быть системной. Она
должна описывать ситуацию в семье, а не отдельных
людей.
Семейная системная гипотеза должна быть
циркулярной, замкнутой, содержать «порочный круг».
Формулировка гипотезы должна содержать парадокс
(индивидуальные цели людей прямо противоречат
тому, что происходит в системе.)
Важно понять механизм функционирования
конкретной семьи (не только что, но и как происходит
в семье)
На каждом этапе работы с семьей проверяется какая-то
гипотеза.
Принцип нейтральности
нейтральность
как внутренняя позиция
спокойное, сочувствующее,
доброжелательное отношение
к каждому члену семьи в
равной степени, чтобы ни
происходило. Терапевт видит
страдания каждого, никого не
осуждает, ни к кому не
присоединяется, не
становиться ни на чью
сторону.
как тактический прием
каждый человек на
приеме иметь возможность
высказаться и быть
услышанным. Время и
внимание распределяется
равномерно, условия и
правила для всех
одинаковые.
6.2. Психотерапевтические воздействия
6.2.1. Циркулярное интервью
Это непрямые вопросы на определенные темы,
задаваемые в определенной последовательности
разным членам семьи.
Вопрос формулируется так, чтобы включить в него
как можно больше членов семьи: (Сыну: «Что делает
папа, когда мама вечером рассказывает ему, как твоя
сестра ссорилась с бабушкой»)
Вопросы позволяют членам семьи самим увидеть
круговую природу своих взаимодействий и
некоторые причины и корни своих дисфункций.
До начала циркулярного интервью
необходимо выяснить:
Способ переноса и ожидания.
по чьей рекомендации пришла семья?
какие у нее ожидания? (что им сказали?)
чего хотят сами?
как представляют процесс терапии?
(вопросы прямые)
типичные ожидания клиентов:
В зависимости от того, кто их направил на терапию:
врач
учитель
друзья
(знакомы е)
Дадут
Сообщат
«помогут также
«рецепт»
«недостающие»
знания
быстро и
хорошо»
Главное, точно Упор на
выполнять все
указания
интеллект,
рационализация
Дополнительная
мотивация у
терапевта,
снижающая
эффективность
Темы циркулярного интервью:
Проблема, которую предъявляет семья.
Как проблема выглядит в настоящее время? (Инициатору обращения
вопрос задается в последнюю очередь.)
Когда она впервые возникла?
На каком фоне? Что в это время происходило в семье?
Если эта ситуация возникает не в первый раз, как с ней справлялись
раньше? ( в т.ч. информация об обращении к другим специалистам,
почему этим специалистам не удалось разрешить проблему.)
Система понимания проблемы. (разговор про мысли и чувства –
вопросы прямы е).
Как проблема включена в цикл взаимодействия? То есть, если
существует симптом, то в какой из циклов взаимодействия он включен?
Что является триггером, запускающим циркулярное взаимодействие?
Что может быть сделано, чтобы проблема не усугубилась?
Что будет происходить в семье, если ничего не изменится, через 2 года,
через 5 лет?
Каковы положительные стороны проблемы?
Чем бы занимались, если бы не было этого?
Какой была жизнь до возникновения симптома?
Какие ресурсы использовались для жизни с этим симптомом.
Система понимания проблемы в диаде
муж
ситуация
жена
поведение
Что по этому
поводу
делает?
Как понимает?
Что чувствует?
Что чувствует?
Что по этому
поводу
делает?
Как понимает?
поведение
ситуация
Психологический контракт с семьей
От клиента требуется приходить вовремя и
оплачивать терапию.
Терапевт обеспечивает результат: исчезновение
(смягчение) симптома, изменение (улучшение)
состояния.
Достигается предварительная договоренность о:
желаемом результате;
продолжительности терапии;
методах и формах работы;
правилах психотерапии (сеттинг,
конфиденциальность и пр.)
6.2.2. Обратная связь
Понимание психологом семейной ситуации
требования:
Нормализация – содержание семейной дисфункции
рассматривается в более широком социокультурном,
возрастном, статистическом аспекте. Снимает излишнее
чувство вины и лишает «уникальности». (сходно с
сообщением диагноза в медицине).
-
Положительная коннотация – положительное
переформулирование ситуации, фокусировка на
положительной стороне дисфункции. При этом не
обсценивается страдание.
Парадоксальность (парадокс семьи уравновешивается
контрпарадоксом психолога)
6.2.3. Предписания
Указания семье, как им поступать в интервале между приемами
прямы е
-
предписание конкретных
действий, поведенческих
ритуалов
(на приемах обсуждается
опыт нового поведения,
взаимодействия)
парадоксальны е
-
предписание симптома
(ответственность за
изменения остается в
семье
(на приеме обсуждаются
чувства по поводу такого
взаимодействия, иногда
цель – обсудить
возможность
невыполнимости
предписания для семьи)
6.3. Общая схема работы с семьей
телефонный разговор с инициатором обращения;
формулирование первичной гипотезы;
циркулярное интервью, разработка стратегии и
тактики работы,обратная связь, заключение
психотерапевтического контракта;
уточнение, дополнение, изменение (в случае
необходимости) гипотезы, предписания и пр.
методы психотерапевтического воздействия (в
зависимости от избранного направления);
завершение работы.