Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Методы воздействия на семейную систему

  • 👀 267 просмотров
  • 📌 203 загрузки
Выбери формат для чтения
Статья: Методы воздействия на семейную систему
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате ppt
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Методы воздействия на семейную систему» ppt
Лекция 6 Методы воздействия на семейную систему План: 6.1. Методологические принципы системной семейной терапии 6.2. Психотерапевтические воздействия 6.2.1. Циркулярное интервью 6.2.2. Обратная связь 6.2.3. Предписания 6.3. Общая схема работы с семьей 6.1. Методологические принципы системной семейной терапии Необходимы для предотвращения навязывания терапевту семьей своего способа функционирования Основны е методологические принципы :  Циркулярность  Гипотетичность  Нейтральность Принцип циркулярности Индивидуальная терапия линейная логика Семейная терапия циркулярная логика Ребенок плохо учится «ПОЧЕМУ?» • нет контакта с учительницей, • низкие способности, • одноклассники обижают, • ленив • и т.д. линейное объяснение событий, происходящих в семье, лежит в основе насилия и жестокости. (Дж.Чеккин) «ЗАЧЕМ?» Ребенок не справляется с учебой Мама контролирует его учебу Мама опекает еще больше Не развиваются навы ки самостоятельности, учится все хуже Дает возможность воздействовать на систему в любом месте цикла. (Чтобы избежать конфликтов) Папа много работает и мало внимания уделяет семье Ребенок плохо учится Начинаются конфликты с мужем У мамы появляется свободное время, она ощущает нехватку общения с мужем Мама все время посвящает ребенку Учеба налаживается Принцип гипотетичности Основная цель общения терапевта с семьей – проверка гипотезы о цели и смы сле семейной дисфункции. «Зачем в семье происходит то, что происходит?» Предварительная первичная гипотеза формулируется после первого телефонного разговора с инициатором обращения. основны е вопросы , которы е необходимо задать во время телефонного разговора:     На что жалуется звонящий? (Коротко, - супружеская проблема или детско-родительская)? Кто является инициатором обращения? Каков состав семьи? Сколько лет детям и другим членам семьи? Первичная гипотеза опирается на знание стадии жизненного цикла семьи. Для проверки каждой гипотезы готовится отдельный блок вопросов.  Гипотеза обязательно должна быть системной. Она должна описывать ситуацию в семье, а не отдельных людей.  Семейная системная гипотеза должна быть циркулярной, замкнутой, содержать «порочный круг».  Формулировка гипотезы должна содержать парадокс (индивидуальные цели людей прямо противоречат тому, что происходит в системе.)  Важно понять механизм функционирования конкретной семьи (не только что, но и как происходит в семье) На каждом этапе работы с семьей проверяется какая-то гипотеза. Принцип нейтральности нейтральность как внутренняя позиция спокойное, сочувствующее, доброжелательное отношение к каждому члену семьи в равной степени, чтобы ни происходило. Терапевт видит страдания каждого, никого не осуждает, ни к кому не присоединяется, не становиться ни на чью сторону. как тактический прием каждый человек на приеме иметь возможность высказаться и быть услышанным. Время и внимание распределяется равномерно, условия и правила для всех одинаковые. 6.2. Психотерапевтические воздействия 6.2.1. Циркулярное интервью  Это непрямые вопросы на определенные темы, задаваемые в определенной последовательности разным членам семьи.  Вопрос формулируется так, чтобы включить в него как можно больше членов семьи: (Сыну: «Что делает папа, когда мама вечером рассказывает ему, как твоя сестра ссорилась с бабушкой»)  Вопросы позволяют членам семьи самим увидеть круговую природу своих взаимодействий и некоторые причины и корни своих дисфункций. До начала циркулярного интервью необходимо выяснить:  Способ переноса и ожидания.  по чьей рекомендации пришла семья?  какие у нее ожидания? (что им сказали?)  чего хотят сами?  как представляют процесс терапии? (вопросы прямые) типичные ожидания клиентов: В зависимости от того, кто их направил на терапию: врач учитель друзья (знакомы е)  Дадут  Сообщат  «помогут также «рецепт» «недостающие» знания быстро и хорошо»  Главное, точно  Упор на выполнять все указания интеллект, рационализация Дополнительная мотивация у терапевта, снижающая эффективность Темы циркулярного интервью: Проблема, которую предъявляет семья.              Как проблема выглядит в настоящее время? (Инициатору обращения вопрос задается в последнюю очередь.) Когда она впервые возникла? На каком фоне? Что в это время происходило в семье? Если эта ситуация возникает не в первый раз, как с ней справлялись раньше? ( в т.ч. информация об обращении к другим специалистам, почему этим специалистам не удалось разрешить проблему.) Система понимания проблемы. (разговор про мысли и чувства – вопросы прямы е). Как проблема включена в цикл взаимодействия? То есть, если существует симптом, то в какой из циклов взаимодействия он включен? Что является триггером, запускающим циркулярное взаимодействие? Что может быть сделано, чтобы проблема не усугубилась? Что будет происходить в семье, если ничего не изменится, через 2 года, через 5 лет? Каковы положительные стороны проблемы? Чем бы занимались, если бы не было этого? Какой была жизнь до возникновения симптома? Какие ресурсы использовались для жизни с этим симптомом. Система понимания проблемы в диаде муж ситуация жена поведение Что по этому поводу делает? Как понимает? Что чувствует? Что чувствует? Что по этому поводу делает? Как понимает? поведение ситуация Психологический контракт с семьей  От клиента требуется приходить вовремя и оплачивать терапию.  Терапевт обеспечивает результат: исчезновение (смягчение) симптома, изменение (улучшение) состояния. Достигается предварительная договоренность о:  желаемом результате;  продолжительности терапии;  методах и формах работы;  правилах психотерапии (сеттинг, конфиденциальность и пр.) 6.2.2. Обратная связь Понимание психологом семейной ситуации требования:  Нормализация – содержание семейной дисфункции рассматривается в более широком социокультурном, возрастном, статистическом аспекте. Снимает излишнее чувство вины и лишает «уникальности». (сходно с сообщением диагноза в медицине). -  Положительная коннотация – положительное переформулирование ситуации, фокусировка на положительной стороне дисфункции. При этом не обсценивается страдание.  Парадоксальность (парадокс семьи уравновешивается контрпарадоксом психолога) 6.2.3. Предписания Указания семье, как им поступать в интервале между приемами прямы е - предписание конкретных действий, поведенческих ритуалов (на приемах обсуждается опыт нового поведения, взаимодействия) парадоксальны е - предписание симптома (ответственность за изменения остается в семье (на приеме обсуждаются чувства по поводу такого взаимодействия, иногда цель – обсудить возможность невыполнимости предписания для семьи) 6.3. Общая схема работы с семьей  телефонный разговор с инициатором обращения;  формулирование первичной гипотезы;  циркулярное интервью, разработка стратегии и тактики работы,обратная связь, заключение психотерапевтического контракта;  уточнение, дополнение, изменение (в случае необходимости) гипотезы, предписания и пр. методы психотерапевтического воздействия (в зависимости от избранного направления);  завершение работы.
«Методы воздействия на семейную систему» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 767 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot