Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Методы учебного исследования

  • 👀 3781 просмотр
  • 📌 3747 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Методы учебного исследования» docx
3.1. Методы учебного исследования Метод - (греч.) путь постижения, познания истины, сущности предметов и явлений в процессе исследования. Методы исследования – это способы получения научной информации с целью установления закономерных связей, отношений, зависимостей и построения научных теорий. Методы исследований подразделяются на теоретические и эмпирические (практические). Теоретические методы исследования Особенностью теоретического знания является его обобщенность и абстрактность. Теоретическое знание отличается своей системностью. Поэтому изменение части этого зна-ния ведет к изменению системы в целом. Теоретическое знание в большей мере связано с философским знанием и идеями, нежели с практикой. Теоретическое знание отражает сущ-ность процессов и явлений, позволяет глубже проникнуть в них, чем эмпирическое познание. К методам теоретического уровня познания в науке относят: анализ литературы, архивных материалов, документации и продуктов деятельности; анализ понятийно-терминологической системы; аналогий, основанных на общности фунда-ментальных законов диалектики для процессов различной природы; построение гипотезы; построение мысленного эксперимента; прогнозирование; моделирование; восхождение от абстрактного к конкретному; анализ и синтез; структурно-системный подход; индуктивно-дедуктивный подход; моделирование; историко-логический и другие. Коротко остановимся на некоторых из них. а) Восхождение от конкретного к абстрактному. Под «абстрактным» понимают аспект педагогического явления или процесса в форме поня-тий, принципов и закономерностей. Абстракция выделяет из явления одну определенную сторону в «чистом виде», т.е. в таком виде, в каком она в действительности не встречается. Например, не бывает «явление» или «закон» вообще, имеются лишь конкретные явления и законы. Но без введения абстрактного понятия «явление» исследователь не способен глубо-ко понять ни одного конкретного педагогического явления. Конкретное в науке выступает в форме чувственно-конкретного и мысленно-конкретного. В процессе восхождения от абстрактного к конкретному в теоретическом педагогическом исследовании выделяют три ступени: построение гипотезы и формулирование принципов исследования; выбор теории научного познания; применение теории для объяснения исследуемой области. Восхождение от абстрактного к конкретному происходит тогда, когда проведена предвари-тельная аналитическая работа по выделению отдельных сторон педагогического процесса; когда обозначена в общих чертах сущность педагогического явления или процесса. «Восхождение» связано с поступательным развитием связей от сложного к простому, от категорий к конкретным понятиям. б) Анализ и синтез Анализ - метод исследования путем рассмотрения отдельных сторон, свойств, составных частей чего-нибудь. Например, оценивая действия учащихся на уроке, исследователь выде-ляет действия отдельных учеников в группах. Одно и то же исследуемое явление можно анализировать во многих аспектах. Всесторонний анализ явления позволяет глубже раскрыть его. Например, при анализе действий учащихся объектами исследования могут быть активность их интеллектуальной деятельности, внимание, дисциплина, самостоятельная работа с учебным материалом и др. Чтобы изучить личность учащегося, исследователь ана-лизирует черты его характера, особенности темперамента, способности, интересы, склон-ности и прочие качества. Метод анализа в педагогическом исследовании связан с тремя операциями: изоляцией, что связано с систематическим изучением отдельно выделенных элементов, характеристик педагогического процесса, при определенных условиях; избирательностью, то есть выделением тех или иных признаков, элементов педагогического процесса с целью их изучения; последовательным выделением и изучением элементов педагогического процесса, как систе-мы, исходя из педагогической теории и логики исследования. Анализ всегда связан с синтезом - методом объединения различных теоретических посылок, идей, утверждений, обеспечивающих получение новых знаний. Синтез. Синтез - это смысловое соединение. Синтез, как мыслительная операция, позволяет рассматривать науку как определенную систему знаний. Анализ и синтез тесно связаны между собой в любом научном исследовании, так как в науч-ной работе необходим как анализ (разложение на отдельные элементы), так и синтез явлений (соединение элементов в новые связи). в) Структурно-системный подход Системный подход выступает как метод познания педагогического процесса с позиции нали-чия его компонентов и уровня их развития; управления и выполняемых компонентами функ-ций; связи между ними. Изучение педагогического процесса с помощью системного подхода означает: выявление составных элементов, входящих в систему; определение уровня развития элементов; установление связи между составными элементами системы и другими системами; выяснение функций как системы в целом, так и ее составных элементов; определение интегративных факторов, обеспечивающих сохранение системы и ее развития; установление коммуникативных связей с социальной средой как на макро -, так и на микро-уровнях; определение причин, движущих сил развития педагогической системы. г) Моделирование Модель в педагогическом исследовании отражает систему элементов, воспроизводящих стороны, связи, функции, условия функционирования педагогического процесса. Модель — это идеализированное представление реального объекта исследования. Моделирование может быть мысленным, математическим, описательным, кибернетическим, схематическим, структурно-функциональным. Теоретическое представление о педагогическом процессе есть его моделирование. Моделирование в педагогическом исследовании выполняет важные функции: познавательно-исследовательские; научно-теоретические; конструктивно-техничес-кие; нормативные. д) Исторический и логический методы познания Для того, чтобы вскрыть сущность педагогических явлений и процессов, необходимо рас-смотреть их с исторических позиции. Стержнем исторического подхода к педагогическим явлениям и процессам является логическое восхождение от абстрактного к конкретному. Педагогический процесс невозможно изучить, понять, без осмысления его исторического становления. Вместе с тем будущее, конечный результат функционирования педагогической системы, то есть ее перспективу немыслимо представить без исторического подхода, выясне-ния тенденций ее исторического развития. Эмпирические методы исследований Эмпирическое познание (греч.) — это познание опытным путем. К эмпирическим (практи-ческим) методам исследования относятся: методы сбора и накопления данных (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование и др.); методы контроля и измерения (шкалирование, срезы, тесты); методы обработки данных (математические, статистические, графические, табличные); методы оценивания (самооценка, рейтинг, педагогический консилиум); методы внедрения результатов исследования в педагогическую практику (эксперимент, опытное обучение, масштабное внедрение) и т.п. Результаты исследования на эмпирическом уровне выражаются в обобщении опыта, формировании правил, выработке норм педагогической деятельности, -получении фактов, их анализе и систематизации. Факты, явления, процессы составляют содержательную базу научно-педагогического исследования, проникновения в их сущность на теоретическом уровне. В научном исследовании эффективность используемых методов зависит от их соответствия целям и задачам исследования; адаптивности к объекту исследования; полноты и точности отражения в них изучаемого объекта; возможностей познания всех свойств и связей изучаемого объекта; учета уровня познавательной деятель-ности исследователя. Рассмотрим более подробно некоторые из эмпирических методов а) Наблюдение как метод познания на эмпирическом уровне. Наблюдение может проводи-ться в естественных или в специально организованных условиях. При этом фиксируются связи, отношения, содержание деятельности. Объективность и достоверность получаемых данных путем наблюдения зависит от характера проводимых занятий, т. е. объекта изучения; организации наблюдения, его планирования; использования технических средств; интенсив-ности чувственного восприятия исследователя. Наблюдение позволяет классифицировать факты, на основе заранее выбранных критериев, что является основой для обобщения и выводов. б) Беседа как метод исследования дает возможность выяснить мнение, отношение воспита-телей и воспитуемых к тем или иным педагогическим фактам и явлениям. Применяется как самостоятельный или дополнительный метод исследования. Эффективность беседы зависит от установления доверительных отношений между собеседниками; определения цели бесе-ды; тщательной разработки плана беседы; продуманного ограничения круга вопросов; избирательного подхода к собеседникам; корректной постановки вопросов; продуманной фиксации результатов беседы. Беседа дает возможность исследователю проникнуть в сущность педагогических явлений и процессов. в) Сравнение как метод исследования. Данный метод исследования широко применяется в экспериментальной работе, при анализе количественных показателей. Сущность сравнения выражается в установлении сходства и различия при изучении условий влияния факторов, средств на воспитание и развитие черт личности, формирования умений и навыков, усвоение знаний. Следует отличать сравнение от аналогии. При аналогии признак или свойство одного педагогического явления переносится на другое. Аналогия используется при решении задач, при доказательстве теорем, применении правил. При сравнении - устанавливается сходство или различие между явлениями и их признаками, определяются тенденции их развития. Эффективность метода сравнения зависит от соблюдения следующих правил: сравниваемые признаки должны принадлежать к одному классу или с такими же признаками разных классов; сравнение должно проводиться на базе количественных и качественныхпоказателей; в сравнении должны использоваться только сравнимые величины. В педагогическом исследовании используют три вида сравнения: 1) сравнение педагогических явлений по одному признаку; 2) сравнение однородных педагогических явлений по нескольким признакам; 3) сравнение различных этапов в развитии одного педагогического явления. г) Опрос как метод исследования. В педагогических исследованиях применяетсяписьменный (анкетный) и устный опрос. Вопросы анкет, как правило, связаны с освоением конкретного содержания педагогического процесса, которые позволяют выяснить степень усвоения зна-ний, сформированности направленности личности, отношений, развитости интересов, потре-бностей, состояния и ее социального окружения. Характер открытых вопросов позволяет респондентам выразить свою позицию, посредством ее описания. Закрытые вопросы требу-ют выбора из богатого набора, ответа, более всего удовлетворяющего данную личность. Косвенный вопрос позволяет посредством коллизийного подхода получить истинный ответ. Вопросы опроса связаны с функциональным подходом и делятся на основные и второсте-пенные. Последние - перепроверяются первыми. В педагогическом исследовании имеет значение составление самого опросника. При его составлении следует придерживаться следующих правил: опросник должен быть логичным и целенаправленным; число вопросов должно быть строго ограниченным, обилие вопросов делает ответы формальными; вопросы должны ставиться в корректной форме; предпочтение должно отдаваться анонимному опроснику; вопросы должны составляться с учетом их возможной обработки на компьютере. д) Изучение деятельности обучающихся как метод исследования. Изучение результатов деятельности обучающихся связано с определением цели изучения; составлением плана-программы изучения деятельности; выяснением уровня овладения умениями практической деятельности; с временными затратами для выполнения конкретного вида деятельности. е) Методы измерения в педагогическом исследовании. Измерение выступает как способ фиксации и регистрации количественных показателей в педагогическом исследовании. Успешность применения метода измерения в педагогическом исследовании зависит от наличия эталона, критериев измерения; разработанности методики измерения; учета коли-чественных и качественных показателей; точности измерения; учета факторов и условий проведения измерения. Особое место в педагогическом исследовании занимают матема-тические методы и методы статистической обработки исследовательского материала. Математические и статистические приемы в педагогике используются для обработки полу-ченных с помощью опроса и эксперимента данных, для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями.
«Методы учебного исследования» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot