Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Методы и технологии обучения

  • 👀 798 просмотров
  • 📌 758 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Методы и технологии обучения» pdf
ЛЕКЦИЯ 5. МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ПЛАН активизирующие познавательную 1. Методы обучения, деятельность обучаемых. 2. Требования к выбору методов обучения. 3. Методы и виды педагогического контроля. Требования к организации педагогического контроля. 4. Сущность технологии обучения. 1. Необходимость развития познавательных способностей занимающихся средствами предметов, изучаемых в учебных заведениях, а также в процессе занятий физической культурой и спортом в учебное и внеучебное время, побуждает исследователей и практиков к разработке новых методов, приемов и педагогических технологий, активизирующих познавательную деятельность учеников. К числу разработанных и теоретически обоснованных относят такие методы как:  Моделирование (выделение совокупности объектов, их свойств и отношений между ними) проблемной ситуации; ее схематизация помогает поиску путей решения проблемной задачи.  «Мозговая атака» или «мозговой штурм», основанный на групповом совместном поиске путей решения какой-либо задачи. Все пути, идеи принимаются, подвергаются обсуждению, выделяются наиболее рациональные и аргументированные. Этот метод ориентирует на преодоление стереотипов мышления, побуждает к проявлению творческой инициативы.  Синектика, разрабатывается техника решения проблемы путем использования аналогий и метафор. Использование аналогий и метафор (прямых, субъективных, символических, фантастических) обеспечивает преодоление субъективных ограничений (неуверенности в себе, сомнений, недопонимания изучаемого материала и т.п.), связанных с восприятием основных закономерностей изучаемого явления.  Дидактические игры, которые организуются в виде учебной игры, где реализуются принципы активного обучения. Это сложноустроенный метод, так как включает в себя ряд других методов активного обучения: метод решения педагогических задач, учебную дискуссию, «мозговой штурм» и т.п. В структуре дидактической игры выделяют следующие компоненты: дидактическая цель (с какой целью проводится дидактическая игра?); игровое правило, которое выступает как условие дидактической игры; игровое действие, раскрывающее содержание дидактической игры.  Деловые игры, моделирующие реальность, из которой ученикам предлагается найти выход, активно преобразуя предложенную реальную ситуацию.  Портфолио – это папка или портфель (от английского слова portfolio), в котором содержатся документы, подтверждающие опыт, навык, умения ученика в том или ином виде деятельности  Компьютерное обучение по специально разработанным обучающим программам, которые предъявляют учебную информацию, управляют ходом ее усвоения, контролируют и корректируют результаты. 2. Выбор методов обучения педагогом не может быть произвольным. Он предполагает учет следующих факторов, влияющих на ход процесса обучения: 1. Цель обучения, задачи, которые решаются на конкретном занятии, уроке. 2. Уровень мотивации обучения у учеников. 3. Закономерности и вытекающие из них принципы обучения в процессе решения конкретной образовательной задачи (объяснить новый материал, повторить пройденный и др.). 4. Объем требований и содержание, которое надо реализовать. 5. Уровень подготовленности учеников, активность и интерес учеников к задаче занятия, урока. 6. Возраст и работоспособность учеников, сформированность у них умений и навыков учебной работы. 7. Материально-техническое оснащение учебного процесса. 8. Количество учеников в группе, классе. 9. Подготовленность самого педагога к предстоящей работе и др. Кроме того, могут быть непредвиденные обстоятельства, которые требуют от педагога коррекции своей работы по ходу ее выполнения. 3. Методы контроля – это способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности учащихся и педагогической деятельности учителя. В процессе обучения в различных сочетаниях используются методы устного, письменного, практического (лабораторного), машинного контроля и самоконтроля учащихся. На различных этапах обучения используются различные виды контроля: предварительный, текущий, рубежный, промежуточный и итоговый. По формам контроль подразделяется на индивидуальный, групповой и фронтальный. Установлены следующие требования к организации контроля за учебной деятельностью учащихся: индивидуальный характер контроля, требующий осуществления контроля за работой каждого ученика; систематичность, регулярность проведения контроля на всех этапах процесса обучения; разнообразие форм контроля; всесторонность – контроль должен охватывать все разделы учебной программы; объективность; дифференцированный подход, учитывающий специфические особенности каждого учебного предмета, а также индивидуальные качества учащихся; единство требований учителей, осуществляющих контроль за учебной работой учащихся в данном классе. 4. Технологии обучения. Во второй половине XX века возникла необходимость совершенствования систем обучения, образования и воспитания. Причиной этого явления стало возникновение противоречий между темпами накопления новых знаний в современном мире во всех сферах науки, техники и культуры и ограниченными возможностями их усвоения учениками. Поиск путей к преодолению этих противоречий был подчинен цели – максимально развивать способности учеников, возможности к их самореализации, к саморегуляции своей деятельности и поведения. На достижение этой цели направлена инновационная деятельность педагога. Инновации (от лат. in – в, novus – новый) подразумевают нововведения, новшества, способствующие прогрессивному развитию процессов обучения, образования, воспитания, то есть элементы нового вносятся в традиционные формы работы учебных заведений, педагогов, учеников. Они могут проявляться в новых формах планирования учебной работы, новых сочетаниях методов, приемов и средств обучения, направленных на реализацию педагогической идеи. Так возникла и продолжает развиваться идея разработки технологий обучения. Под технологией обучения понимают совокупность психологопедагогических установок, определяющих подбор и компоновку методов, приемов, средств, организационных форм обучения, обеспечивающих эффективное педагогическое взаимодействие и устойчивую обратную связь педагога и учеников. Психолого-педагогическая установка ориентирует на разработку такого процесса решения педагогической задачи, который будет способствовать как овладению учениками знаниями, умениями и навыками, так и развитию их личностных свойств, качеств и познавательных способностей. Психолого-педагогическая установка отражает систему взглядов, объединенных ведущей идеей и определяющих своеобразие выбора методов, приемов, средств, организационных форм обучения, направленных на решение педагогической задачи. К ведущим идеям, влияющим на разработку технологий обучения, относят: ориентации педагогического процесса на развитие личности учеников; активизации и интенсификации деятельности учащихся; эффективности управления и организации педагогического процесса; развивающего обучения и др. К показателям технологичности педагогического процесса относят:  Основополагающую идею, которой руководствуются при определении методов, средств, структурных элементов урока, учебнотренировочного занятия, их функций.  Управляемость ходом учебно-воспитательной работы благодаря использованию: диагностики обученности и воспитанности занимающихся до планирования учебно-воспитательной работы, по ходу ее, при подведении итогов, сопоставляя достигнутый результат с планируемым; разных форм педагогического взаимодействия, обеспечивающих обратную связь педагога и учеников.  Системность учебно-воспитательной работы, проявляющуюся в логической взаимосвязи всех ее частей, в жесткой последовательности основных элементов педагогического процесса, что облегчает понимание учениками теоретических положений, закономерностей их реализации в практической деятельности, осмысление фатов, событий, их систематизацию и обобщение. Технологический подход предполагает поиск возможностей технологической обработки учебного материала, отражающего как внешние признаки изучаемых явлений (например, физических упражнений), так и их внутренние механизмы (биомеханические, физиологические, психологические, личностные). При этом надо учитывать, что теории, концептуальные подходы, противоречивые мнения и оценки технологической обработке не поддаются. Формальное использование технологий обучения может привести к формализму в знаниях, к безыдейности в воспитании. Выделяют крупные технологические структуры, как, например, структура целостного педагогического процесса или структура управления процессом воспитания и др., и технологические микроструктуры, возникающие в разнообразных организационных формах работы, в способах педагогического взаимодействия, свойственных тем или иным типам уроков. Например, тип урока по усвоению новых знаний включает преимущественно такие его структурные элементы, как постановку перед учениками задачи, в соответствии с ней передачу ученикам новой информации и задание на дом. Эти структурные элементы могут быть дополнены такими способами работы, выбор которых подчинен определенной психолого-педагогической установке. Так, изучение влияния обучения на развитие личности и познавательных способностей побуждает педагога к использованию текущего контроля за системностью, глубиной усвоения новых знаний, разнообразных способов получения обратной информации об отношении учеников к новому материалу, умении использовать новые знания для обоснования своей позиции в работе по усвоению нового материала и др. Структурные элементы технологий обучения связаны технологическими звеньями. К ним можно отнести такие способы и организационные формы работы, как диагностику исходного, конечного уровня обученности или воспитанности, разнообразные формы текущего контроля за работой учеников, сопоставление данных анализа работы учеников тренером, учителем с данными самоанализа своей работы учениками, выполненные устно или письменно в дневниках и др. Образовательные (педагогические) технологии с высокой степенью гарантированности позволяют решить поставленные цели и задачи учебновоспитательной работы. Гарантированность обеспечивается высокой обоюдной контролируемой управляемой активностью педагога и учеников, позволяющей добиваться эффективного их взаимодействия. Работа по традиционной методике обучения и воспитания менее контролируема и ограничивает возможности самоорганизации, самореализации занимающимися своих возможностей в процессе самостоятельной работы. Методика обучения представляет собой совокупность содержания, методов, приемов, средств и организационных форм, направленных на решение педагогических задач. Она слабее, чем технология обеспечивает взаимодополняющую активность педагога и учеников, эффективность педагогического взаимодействия из-за ограниченных возможностей педагога контролировать свое влияние на внутренний мир учеников, их переживания, отношение к текущей учебной работе. В теории и практике педагогической работы существует много вариантов образовательных технологий, которые разрабатывают педагоги с учетом условий работы, особенностей учеников и своих возможностей. При этом каждый педагог привносит что-то свое, индивидуальное. Это позволяет называть эти технологии авторскими. Разработаны классификации педагогических технологий, включающие группы технологий, имеющие общие признаки: по целям, по содержанию, по применяемым методам, средствам, организационным формам работы и др. Наиболее известная классификация педагогических технологий принадлежит Г.К.Селевко (Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий/ Г.К.Селевко. В 2 т. Т.2.- М.: НИИ школьных технологий, 2006.- С.38-46). Вопросы: 1. Охарактеризуйте известные вам методы обучения, активизирующие познавательную деятельность учащихся. 2. Обсудите ситуацию: ученик 3 класса смирился с тем, что на уроке физической культуры хуже всех выполняет физические упражнения, и интереса к ним не проявлял. Даже в играх участвовал только тогда, когда это требовал учитель. Ученики говорили о нем, что он хорошо учится, хороший товарищ, но играть с ним на уроке физкультуры не всегда интересно. Какие методы, приемы, средства обучения будут способствовать развитию у ученика интереса к урокам физической культуры? 3. Определите условия выбора методов обучения. 4. Раскройте понятие «методы педагогического контроля»? Какие виды и формы контроля вы знаете? 5. Раскройте понятие «педагогические технологии», их отличия от понятия «методика обучения» и их сходство. 6. Охарактеризуйте понятие технологичности обучения и приведите пример проявления технологичности в процессе учебно-тренировочной работы по одному из видов спорта.
«Методы и технологии обучения» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot