Методы и технологии обучения
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ЛЕКЦИЯ 5. МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
ПЛАН
активизирующие познавательную
1. Методы обучения,
деятельность
обучаемых.
2. Требования к выбору методов обучения.
3. Методы и виды педагогического контроля. Требования к организации
педагогического контроля.
4. Сущность технологии обучения.
1. Необходимость развития познавательных способностей занимающихся
средствами предметов, изучаемых в учебных заведениях, а также в процессе
занятий физической культурой и спортом в учебное и внеучебное время,
побуждает исследователей и практиков к разработке новых методов, приемов
и
педагогических
технологий,
активизирующих
познавательную
деятельность учеников. К числу разработанных и теоретически
обоснованных относят такие методы как:
Моделирование (выделение совокупности объектов, их свойств и
отношений между ними) проблемной ситуации; ее схематизация помогает
поиску путей решения проблемной задачи.
«Мозговая атака» или «мозговой штурм», основанный на групповом
совместном поиске путей решения какой-либо задачи. Все пути, идеи
принимаются,
подвергаются
обсуждению,
выделяются
наиболее
рациональные и аргументированные. Этот метод ориентирует на
преодоление стереотипов мышления, побуждает к проявлению творческой
инициативы.
Синектика, разрабатывается техника решения проблемы путем
использования аналогий и метафор. Использование аналогий и метафор
(прямых, субъективных, символических, фантастических) обеспечивает
преодоление субъективных ограничений (неуверенности в себе, сомнений,
недопонимания изучаемого материала и т.п.), связанных с восприятием
основных закономерностей изучаемого явления.
Дидактические игры, которые организуются в виде учебной игры,
где реализуются принципы активного обучения. Это сложноустроенный
метод, так как включает в себя ряд других методов активного обучения:
метод решения педагогических задач, учебную дискуссию, «мозговой
штурм» и т.п. В структуре дидактической игры выделяют следующие
компоненты: дидактическая цель (с какой целью проводится дидактическая
игра?); игровое правило, которое выступает как условие дидактической игры;
игровое действие, раскрывающее содержание дидактической игры.
Деловые игры, моделирующие реальность, из которой ученикам
предлагается найти выход, активно преобразуя предложенную реальную
ситуацию.
Портфолио – это папка или портфель (от английского слова portfolio),
в котором содержатся документы, подтверждающие опыт, навык, умения
ученика в том или ином виде деятельности
Компьютерное обучение по специально разработанным обучающим
программам, которые предъявляют учебную информацию, управляют ходом
ее усвоения, контролируют и корректируют результаты.
2. Выбор методов обучения педагогом не может быть произвольным.
Он предполагает учет следующих факторов, влияющих на ход процесса
обучения:
1. Цель обучения, задачи, которые решаются на конкретном занятии, уроке.
2. Уровень мотивации обучения у учеников.
3. Закономерности и вытекающие из них принципы обучения в процессе
решения конкретной образовательной задачи (объяснить новый материал,
повторить пройденный и др.).
4. Объем требований и содержание, которое надо реализовать.
5. Уровень подготовленности учеников, активность и интерес учеников к
задаче занятия, урока.
6. Возраст и работоспособность учеников, сформированность у них умений
и навыков учебной работы.
7. Материально-техническое оснащение учебного процесса.
8. Количество учеников в группе, классе.
9. Подготовленность самого педагога к предстоящей работе и др. Кроме
того, могут быть непредвиденные обстоятельства, которые требуют от
педагога коррекции своей работы по ходу ее выполнения.
3. Методы контроля – это способы, с помощью которых определяется
результативность учебно-познавательной деятельности учащихся и
педагогической деятельности учителя. В процессе обучения в различных
сочетаниях используются методы устного, письменного, практического
(лабораторного), машинного контроля и самоконтроля учащихся.
На различных этапах обучения используются различные виды
контроля: предварительный, текущий, рубежный, промежуточный
и
итоговый. По формам контроль подразделяется на индивидуальный,
групповой и фронтальный.
Установлены следующие требования к организации контроля за
учебной деятельностью учащихся: индивидуальный характер контроля,
требующий осуществления контроля за работой каждого ученика;
систематичность, регулярность проведения контроля на всех этапах процесса
обучения; разнообразие форм контроля; всесторонность – контроль должен
охватывать
все
разделы
учебной
программы;
объективность;
дифференцированный подход, учитывающий специфические особенности
каждого учебного предмета, а также индивидуальные качества учащихся;
единство требований учителей, осуществляющих контроль за учебной
работой учащихся в данном классе.
4.
Технологии обучения. Во второй половине XX века возникла
необходимость совершенствования систем обучения, образования и
воспитания. Причиной этого явления стало возникновение противоречий
между темпами накопления новых знаний в современном мире во всех
сферах науки, техники и культуры и ограниченными возможностями их
усвоения учениками. Поиск путей к преодолению этих противоречий был
подчинен цели – максимально развивать способности учеников, возможности
к их самореализации, к саморегуляции своей деятельности и поведения. На
достижение этой цели направлена инновационная деятельность педагога.
Инновации (от лат. in – в, novus – новый) подразумевают нововведения,
новшества, способствующие прогрессивному развитию процессов обучения,
образования, воспитания, то есть элементы нового вносятся в традиционные
формы работы учебных заведений, педагогов, учеников. Они могут
проявляться в новых формах планирования учебной работы, новых
сочетаниях методов, приемов и средств обучения, направленных на
реализацию педагогической идеи. Так возникла и продолжает развиваться
идея разработки технологий обучения.
Под технологией обучения понимают совокупность психологопедагогических установок, определяющих подбор и компоновку методов,
приемов, средств, организационных форм обучения, обеспечивающих
эффективное педагогическое взаимодействие и устойчивую обратную связь
педагога и учеников. Психолого-педагогическая установка ориентирует на
разработку такого процесса решения педагогической задачи, который будет
способствовать как овладению учениками знаниями, умениями и навыками,
так и развитию их личностных свойств, качеств и познавательных
способностей. Психолого-педагогическая установка отражает систему
взглядов, объединенных ведущей идеей и определяющих своеобразие выбора
методов, приемов, средств, организационных форм обучения, направленных
на решение педагогической задачи.
К ведущим идеям, влияющим на разработку технологий обучения,
относят: ориентации педагогического процесса на развитие личности
учеников; активизации и интенсификации деятельности учащихся;
эффективности управления и организации педагогического процесса;
развивающего обучения и др.
К показателям технологичности педагогического процесса относят:
Основополагающую идею, которой руководствуются при
определении методов, средств, структурных элементов урока, учебнотренировочного занятия, их функций.
Управляемость ходом учебно-воспитательной работы благодаря
использованию: диагностики обученности и воспитанности занимающихся
до планирования учебно-воспитательной работы, по ходу ее, при подведении
итогов, сопоставляя достигнутый результат с планируемым; разных форм
педагогического взаимодействия, обеспечивающих обратную связь педагога
и учеников.
Системность учебно-воспитательной работы, проявляющуюся в
логической взаимосвязи всех ее частей, в жесткой последовательности
основных элементов педагогического процесса, что облегчает понимание
учениками теоретических положений, закономерностей их реализации в
практической деятельности, осмысление фатов, событий, их систематизацию
и обобщение.
Технологический подход предполагает поиск возможностей
технологической обработки учебного материала, отражающего как внешние
признаки изучаемых явлений (например, физических упражнений), так и их
внутренние
механизмы
(биомеханические,
физиологические,
психологические, личностные). При этом надо учитывать, что теории,
концептуальные
подходы,
противоречивые
мнения
и
оценки
технологической обработке не поддаются.
Формальное использование технологий обучения может привести к
формализму в знаниях, к безыдейности в воспитании.
Выделяют крупные технологические структуры, как, например,
структура целостного педагогического процесса или структура управления
процессом воспитания и др., и технологические микроструктуры,
возникающие в разнообразных организационных формах работы, в способах
педагогического взаимодействия, свойственных тем или иным типам уроков.
Например, тип урока по усвоению новых знаний включает преимущественно
такие его структурные элементы, как постановку перед учениками задачи, в
соответствии с ней передачу ученикам новой информации и задание на дом.
Эти структурные элементы могут быть дополнены такими способами работы,
выбор которых подчинен определенной психолого-педагогической
установке. Так, изучение влияния обучения на развитие личности и
познавательных способностей побуждает педагога к использованию
текущего контроля за системностью, глубиной усвоения новых знаний,
разнообразных способов получения обратной информации об отношении
учеников к новому материалу, умении использовать новые знания для
обоснования своей позиции в работе по усвоению нового материала и др.
Структурные
элементы
технологий
обучения
связаны
технологическими звеньями. К ним можно отнести такие способы и
организационные формы работы, как диагностику исходного, конечного
уровня обученности или воспитанности, разнообразные формы текущего
контроля за работой учеников, сопоставление данных анализа работы
учеников тренером, учителем с данными самоанализа своей работы
учениками, выполненные устно или письменно в дневниках и др.
Образовательные (педагогические) технологии с высокой степенью
гарантированности позволяют решить поставленные цели и задачи учебновоспитательной работы. Гарантированность обеспечивается высокой
обоюдной контролируемой управляемой активностью педагога и учеников,
позволяющей добиваться эффективного их взаимодействия. Работа по
традиционной методике обучения и воспитания менее контролируема и
ограничивает
возможности
самоорганизации,
самореализации
занимающимися своих возможностей в процессе самостоятельной работы.
Методика обучения представляет собой совокупность содержания, методов,
приемов, средств и организационных форм, направленных на решение
педагогических задач. Она слабее, чем технология обеспечивает
взаимодополняющую активность педагога и учеников, эффективность
педагогического взаимодействия из-за ограниченных возможностей педагога
контролировать свое влияние на внутренний мир учеников, их переживания,
отношение к текущей учебной работе.
В теории и практике педагогической работы существует много вариантов
образовательных технологий, которые разрабатывают педагоги с учетом
условий работы, особенностей учеников и своих возможностей. При этом
каждый педагог привносит что-то свое, индивидуальное. Это позволяет
называть эти технологии авторскими. Разработаны классификации
педагогических технологий, включающие группы технологий, имеющие
общие признаки: по целям, по содержанию, по применяемым методам,
средствам, организационным формам работы и др. Наиболее известная
классификация педагогических технологий принадлежит Г.К.Селевко
(Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий/ Г.К.Селевко. В 2
т. Т.2.- М.: НИИ школьных технологий, 2006.- С.38-46).
Вопросы:
1.
Охарактеризуйте известные вам методы обучения, активизирующие
познавательную деятельность учащихся.
2.
Обсудите ситуацию: ученик 3 класса смирился с тем, что на уроке
физической культуры хуже всех выполняет физические упражнения, и
интереса к ним не проявлял. Даже в играх участвовал только тогда, когда это
требовал учитель. Ученики говорили о нем, что он хорошо учится, хороший
товарищ, но играть с ним на уроке физкультуры не всегда интересно. Какие
методы, приемы, средства обучения будут способствовать развитию у
ученика интереса к урокам физической культуры?
3.
Определите условия выбора методов обучения.
4.
Раскройте понятие «методы педагогического контроля»? Какие виды и
формы контроля вы знаете?
5.
Раскройте понятие «педагогические технологии», их отличия от
понятия «методика обучения» и их сходство.
6.
Охарактеризуйте понятие технологичности обучения и приведите
пример проявления технологичности в процессе учебно-тренировочной
работы по одному из видов спорта.