Методы и этапы психологического исследования
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
МЕТОДЫ И ЭТАПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
С.Л. Рубинштейн писал: “Метод – путь познания, способ, посредством которого познается предмет науки”.
Обратимся к этапам психологического исследования:
1. Подготовительный. Он включает изучение предмета исследования, определения задач исследования, разработки гипотез исследования и планирование использования конкретных методик (приемы и способы исследования) исследования.
2. Сбор фактических данных об интересующем нас психическом явлении. Мы наблюдаем или проводим эксперимент и записываем в дневники факты, обнаруженные в ходе исследования. Затем мы делим испытуемых на группы с равными качественными показателями для дальнейшего эксперимента, а материалы и факты – на серии или этапы.
3. Количественная обработка данных, построение графиков, таблиц (частных и итоговых).
4. Интерпретация данных и формулирование выводов.
В отечественной психологии выделяются четыре группы методов (по Б.Г.Ананьеву):
I. Организационные методы. Они включают сравнительный метод (сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и т.д.); лонгитюдный метод (многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного периода времени); комплексный метод (в исследовании участвуют представители разных наук; при этом, как правило, один объект изучают разными средствами. Исследования такого рода позволяют устанавливать связи и зависимости между явлениями разного типа, например, между физиологическим, психическим и социальным развитием личности).
II. Эмпирические (основанные на опыте) методы, включающие: наблюдение и самонаблюдение; экспериментальные методы, психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа), анализ продуктов деятельности, биографические методы.
III. Методы обработки данных, включающие: количественный (статистический) и качественный (дифференциация материала по группам, анализ) методы.
IV. Интерпретационные методы, включающие генетический (анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов) и структурный (устанавливает структурные связи между всеми характеристиками личности) методы.
До возникновения научной психологии и первым научным методом принять считать интроспекцию (метод самонаблюдения).
Нужно помнить: этот метод “работает” только в совокупности с другими методами.
Главными же методами всех естественных и общественных наук является наблюдение и эксперимент. Наблюдение - метод целенаправленного изучения явления на основе восприятия действий и поступков личности в различных естественных ситуациях.
Сущность наблюдений не в одной регистрации фактов, а в научном объяснении причин этих фактов.
Испытуемый не должен знать, что за ним наблюдают. “Житейское” наблюдение в отличие от научного ограничивается бесплановой, случайной регистрацией фактов. Если же возникает гипотеза, которую нужно доказать, то житейское наблюдение переходит в научное.
Виды наблюдений:
1. Включенное наблюдение, когда исследователь включается сам в те виды деятельности, которыми занимает испытуемый;
2. Сплошное: фиксация всех психических проявлений личности;
3. Выборочное: фиксируется только то, что относится к наблюдаемому психическому явлению.
Требования к наблюдениям:
1. Сохранение естественных психических проявлений;
2. Целенаправленность наблюдений (наличие цели, задач и плана наблюдения);
3. Фиксация результатов в дневники и обработка данных.
Таким образом, наблюдение сохраняет естественность проявлений, но при этом исследователь пассивен и ждет, когда наступит интересующее его проявление психики; наблюдение не выявляет причинно-следственные связи между условиями возникновения явления и самим явлением.
Эксперимент – дает возможность исследователю вмешиваться в деятельность испытуемого, создавать условия, в которых психический факт отчетливо выделяется, может быть изменен или повторен.
По В.В.Богословскому, эксперимент – метод сбора фактов в специально созданных условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемого психического явления.
Виды эксперимента:
1. Лабораторный (с применением аппаратуры и без применения аппаратуры);
2. Естественный (в 1910 г. впервые использован А.Ф.Лазурским в обучении);
3. Констатирующий – выявляет уровень проявления психического явления к моменту проведения исследования;
4. Формирующий – изучает явления непосредственно в процессе активного формирования определенных особенностей.
Следовательно, в эксперименте исследователь сам создает условия для проявления явления, которое его интересует; создание этих условий самим экспериментатором позволяет повторять эксперимент, но при создании условия может быть нарушено естественное протекание психических реакций (особенно – в лабораторных условиях).
Так называемые «вспомогательные методы» дополняют и подкрепляют наблюдения и эксперимент:
- метод беседы – метод сбора фактов о явлении в процессе личного общения по специальной программе. Можно сохранить цель беседы, видоизменять вопросы в зависимости от цели;
- метод анкеты – метод сбора фактов на основе письменного самоотчета испытуемого по специальной программе. Существуют следующие виды анкет – открытые (испытуемый сам формирует ответы) и закрытые (выбор одного из предложенных вариантов ответа);
- метод изучения продуктов деятельности – это метод сбора информации на основе анализа материализованных результатов деятельности (рисование, лепка и т.д.);
- контент – анализ – метод анализа и оценки информации из документов, сочинений, интервью и т.д. путем выделения смысловых единиц информации и замера частоты, объема упоминаний этих единиц в выборочной совокупности.
- метод тестов – это стандартизированное задание для выявления психических особенностей личности, соответствующих неким средним нормам. Георг Айзенк, Анна Анастази создали тесты по выявлению разных параметров личности. Первые тесты создал Альфред Бине в прошлом веке;
Процесс стандартизации подразумевает единообразие процедуры проведения и оценки выполнения теста. Он включает:
~ Точные указания относительно используемых материалов (стимульный материал);
~ Временные ограничения;
~ Устные инструкции испытуемому;
~ Предварительный показ задания;
~ Учет способа трактовки вопросов (заданий) со стороны испытуемого и др.
Объективная оценка психологических тестов (методов исследования) означает, прежде всего, определение их валидности, надежности, достоверности, репрезентативности, которые являются показателями качества психологического исследования. К бесспорным достоинствам тестов относится объективный характер процедуры, возможность перепроверки результатов, которая основывается на выполнении составителем тестов требований психометрии: репрезентативности, надежности, валидности.
Репрезентативность – соответствие тестовых норм выборки стандартизации тестовым нормам популяции, на которой применяется тест. Репрезентативность (Бурлачук Леонид Фокич) – от франц. representatif – свойство выборочной совокупности представлять характеристики генеральной совокупности. Генеральная совокупность – множество элементов, объединенных общей характеристикой, указывающей на их принадлежность к определенной системе. Выборочная – часть элементов совокупности генеральной, отобранная с помощью специальных методов.
Надежность – устойчивость процедуры измерения, независимость от случайных величин. Один из критериев качества теста, относящийся к точности психологических измерений. Чем больше надежность теста, тем относительно свободнее он от погрешностей измерения. При одном из подходов надежность теста рассматривается как устойчивость (стабильность) результатов при повторном тестировании.
Валидность – (от англ.valid – пригодный) соответствие методики измеряемому концепту, один из основный критериев качества теста. Проблема валидности возникает в процессе разработки и практического применения теста, когда ставится задача установить соответствие между степенью выраженности интересующего свойства личности и методом его измерения. Чем валиднее тест, тем лучше отображается в нем то качество (свойство), ради измерения которого он создавался.
Психологи считают, если тест не обладает репрезентативностью, надежностью, валидностью его использование не рационально и не научно.
Исследование нельзя считать оконченным без обработки полученных материалов (количественной и качественной). Существует несколько методов обработки материалов.
Обратимся к этапам любого психологического исследования. М.В.Гамезо и И.А.Домашенко в «Атласе по психологии» предлагают следующую структуру психологического исследования:
1. Подготовительный. Он включает изучение предмета исследования, определения задач исследования, разработки гипотез исследования и планирование использования конкретных методик (приемы и способы исследования) исследования.
2. Сбор фактических данных об интересующем нас психическом явлении. Мы наблюдаем или проводим эксперимент и записываем в дневники факты, обнаруженные в ходе исследования. Затем мы делим испытуемых на группы с равными качественными показателями для дальнейшего эксперимента, а материалы и факты – на серии или этапы.
3. Количественная обработка данных, построение графиков, таблиц (частных и итоговых).
4. Интерпретация данных и формулирование выводов.
Рассмотрим подробнее каждый из этапов:
- Формулировка проблемы исследования в виде вопроса, на который нужно найти ответ; как правила в постановке проблемы всегда учитываются уже сложившиеся в науке представления о проблеме. Исследователь фиксирует для себя с точки зрения, какой теории он будет рассматривать эту проблему, затем он пытается сформулировать предположительный ответ на вопрос проблемы о характере связей между исследуемыми явлениями. Это и будет гипотеза исследования. При формулировании гипотезы нужно помнить, что явления психики обусловлены многими факторами. Главное требование гипотезе – ее проверяемость, а проверить истинности гипотезы можно, дав ее в виде конкретного утверждения по поводу конкретного психического явления. Если гипотез несколько, они проверяются последовательно. После этого гипотеза проверяется на опытном (эмпирическом) материале. Затем выбирается группа или батарея (блок) методик и методов.
- На втором этапе собираются данные диагностики, обрабатываются результаты по каждой из методик, по каждой из групп испытуемых. Принято условно разделять всех испытуемых одного возраста и одинакового уровня развития, исследуемого нами психического явления, на экспериментальную и контрольную группы. На этом этапе, особенно когда проводится не только констатирующий, но и формирующий эксперимент, исследование делят на серии (1-ая и 2-ая) в зависимости от того, как делятся тесты или другие методики на так называемые субтесты, формы (А,В), этапы.
- На основе такого разделения на серии на третьем этапе и возможно будет построение сравнительных таблиц и графиков, т.е. фиксирующих исследуемый нами показатель психики до формирования эксперимента и после него. Здесь же даны диагностические данные, полученные при использовании методик, обрабатываются количественно или качественно по спец. формулам и нормам математической статистики.
- На последнем этапе осуществляются трактовка полученных результатов и формулировка выводов.