Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Методы экологического регулирования

  • 👀 1303 просмотра
  • 📌 1248 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Методы экологического регулирования» docx
Лекция №7 для студентов отделений БУ и БД « Методы экологического регулирования» Экологическое регулирование - это система активных законодательных, административных и экономических мер и рычагов влияния, которые используют государственные органы разного уровня для принуждения загрязнителей окружающей среды ограничить выбросы вредных веществ в естественные и техногенные среды, а также для материального стимулирования добросовестных природопользователей. Метод экологического регулирования – это способ теоретического исследования или практического осуществления в области взаимодействия общества и окружающей среды. Говоря о методах реализации экологического регулирования и защиты окружающей среды, выделяют три подхода: 1. Природоохранное регулирование - это подход, регулирующий общественные отношения в сфере защиты экологических систем и комплексов, общих природоохранных правовых институтов, решения концептуальных вопросов всей окружающей среды. 2. Природоресурсное регулирование - подход регулирующий общественные отношения по предоставлению отдельных природных ресурсов в пользование, а также вопросы по защите и рационального использования - земли, ее недр, вод, лесов, животного мира и атмосферного воздуха; 3. Нормы других самостоятельных отраслей права, регулирующие общественные отношения, связанные с защитой окружающей среды и экологическим регулированием, которых объединяет задача защиты окружающей среды (нормы административного права, уголовного права, нормы международного права). Модернизированные методы управления качеством окружающей среды и обеспечения мер экологической безопасности, по нашему мнению, должны базироваться на подходах, имеющих профилактический характер, т е. при использовании в управлении прогнозных оценок предполагаемых последствий промышленной деятельности или природнотехногенных явлений. На данный момент, в России многие организации и предприятия заинтересованы в достижении экологической эффективности, контроля и роли воздействия своей деятельности, продукции и услуг на окружающую среду. Всё это совершается в условиях всё большего ужесточения законодательства, направленного на защиту окружающей среды, а так же в условиях общего роста серьезности в лице заинтересованных сторон вопросами экологического регулирования и защиты окружающей среды, включая её устойчивое развитие. Главной задачей является то, чтобы данную работу по защите окружающей среды осуществляли не отдельные предприятия и организации, а решались эти вопросы на государственном уровне и были задействованы все организации и предприятия, оказывающие неблагоприятное влияние на окружающую среду. Такая работа, по нашему мнению, обязана проводиться в условиях структурированной системы административного управления на всех уровнях (государственном, отраслевом, субъектов РФ). Система муниципального управления охраной окружающей среды направлена на: • осуществление и улучшение государственной политики в области защиты окружающей среды; • формирование безопасной производственной среды на предприятиях; • охрану законных интересов сотрудников, пострадавших вследствии загрязнения окружающей среды и приобретения профессиональных заболеваний; • обеспечение действенного взаимодействия и сотрудничества субъектов социально-трудовых отношений в решении вопросов экологического регулирования и защиты окружающей среды: работодателей, объединений работодателей, муниципальных органов, органов местного самоуправления, профессиональных союзов в лице их соответствующих органов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов. Содержанием рассмотрения системы муниципального управления охраной окружающей среды является система муниципального управления охраной окружающей среды в Российской Федерации, включающая в себя три уровня: • Федеральный. Муниципальное управление охраной окружающей среды в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» осуществляет Правительство Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами охраны окружающей среды – Минприроды Российской Федерации и другие федеральные органы исполнительной власти. Рассмотрение вопросов и подготовку предложений в области экологического регулирования и защиты окружающей среды, согласование деятельности федеральных органов исполнительной власти осуществляет Межведомственная комиссия по охране окружающей среды во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, объединениями профсоюзов и объединениями работодателей, а также организациями Российской Федерации. Отдельные функции управления охраной окружающей среды выполняют органы прокуратуры и Фонда социального страхования Российской Федерации; • Отраслевой. Управление охраной окружающей среды в отрасли или в обусловленной сфере деятельности осуществляют подобающие федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; • Уровень субъекта Российской Федерации. Государственное управление охраной окружающей среды на территориях субъектов Российской Федерации осуществляют федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды в пределах своих полномочий. Органы местного самоуправления осуществляют управление охраной окружающей среды на соответствующей территории в пределах своих полномочий, а также полномочий, переданных им органами государственной власти субъектов Российской Федерации в установленном порядке. Перечень полномочий субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды определен Федеральным законом "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 года N 7-ФЗ. В частности, данным Федеральным законом установлено, что к полномочиям субъектов Российской Федерации относятся: • Участие в определении основных направлений охраны окружающей среды на территории субъекта; • Участие в осуществлении федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации на территории субъекта Российской Федерации; • Принятие законов и других нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также реализацию контроля за их исполнением; • Принятие и осуществление региональных программ в области охраны окружающей среды; • Участие в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, в осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга) с правом формирования и обеспечения функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территории субъекта; • Осуществление государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля) на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю; • Утверждение перечня должностных лиц органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих государственный экологический контроль (государственных инспекторов в области охраны окружающей среды субъекта Российской Федерации); • Установление нормативов качества окружающей среды, содержащих соответствующие требования и нормы не ниже требований и норм, установленных на федеральном уровне; • Организация и развитие системы экологического образования и формирование экологической культуры на территории субъекта Российской Федерации; • Обращение в суд с требованием об ограничении, о приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды; • Предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды; • Ведение учета объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду, государственный экологический контроль которых осуществляется субъектом Российской Федерации; • Контроль в установленном федеральным законодательством порядке платы за негативное воздействие на окружающую среду по объектам хозяйственной и иной деятельности, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю; • Ведение Красной книги субъекта Российской Федерации; • Образование особо охраняемых природных территорий республиканского значения, управление и контроль в области охраны и использования таких территорий; • Участие в обеспечении населения информацией о состоянии окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации; • Организация проведения экономической оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, осуществление экологической паспортизации территории. Вместе с тем, давая оценку широте полномочий субъектов Российской Федерации, нужно учитывать одно очень важное обстоятельство. Многие из указанных выше полномочий в законодательном порядке были изъяты у субъектов Российской Федерации в августе 2004 года с намерением передать часть из них на муниципальный уровень и возвращены субъектам лишь 1 января 2006 года. В то же время такие полномочия, как: 1. Реализация государственного экологического контроля; 2. Ведение учета объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду; 3.Контроль платы за негативное воздействие на окружающую среду все субъекты Российской Федерации имеют право осуществить лишь по отношению объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не подлежат федеральному государственному экологическому контролю, перечень которых должен утверждаться федеральным Правительством. Более того, наличие законодательно установленного повторения целого ряда основополагающих полномочий органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, таких как реализация государственного экологического контроля, государственного экологического мониторинга, приведения в порядок качества окружающей среды, взымание платы за негативное воздействие на окружающую среду, в отсутствие утвержденных критериев разграничения этих полномочий, не дает в полной мере осуществлять возможности регионов эффективно применять на практике данные государственные полномочия. Следует знать, что совершенствование системы государственного управления в области экологического регулирования и защиты окружающей среды должно идти по пути направления регионов особых полномочий в сфере: 1.Государственного экологического контроля; 2.Администрирования платы за негативное воздействие на окружающую среду; 3.Государственной экологической экспертизы. Приведенные выше особенности российского законодательства в области природоохраны в некоторой мере понижают его функциональность, а также эффективность правоприменения на практике. Именно по этой причине, органы государственной власти субъектов Российской Федерации ведут объемную работу с комитетами и депутатами Государственной Думы Российской Федерации, членами Федерального Собрания и руководством Правительства России, направленную на улучшение действий федерального природоохранительного законодательства, в части более ясного разделения полномочий федерального центра и регионов, а также предоставления последним исключительных полномочий в области самостоятельного решения вопросов охраны окружающей среды.
«Методы экологического регулирования» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 141 лекция
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot