Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция №7 для студентов отделений БУ и БД
« Методы экологического регулирования»
Экологическое регулирование - это система активных законодательных, административных и экономических мер и рычагов влияния, которые используют государственные органы разного уровня для принуждения загрязнителей окружающей среды ограничить выбросы вредных веществ в естественные и техногенные среды, а также для материального стимулирования добросовестных природопользователей.
Метод экологического регулирования – это способ теоретического исследования или практического осуществления в области взаимодействия общества и окружающей среды.
Говоря о методах реализации экологического регулирования и защиты окружающей среды, выделяют три подхода:
1. Природоохранное регулирование - это подход, регулирующий общественные отношения в сфере защиты экологических систем и комплексов, общих природоохранных правовых институтов, решения концептуальных вопросов всей окружающей среды.
2. Природоресурсное регулирование - подход регулирующий общественные отношения по предоставлению отдельных природных ресурсов в пользование, а также вопросы по защите и рационального использования - земли, ее недр, вод, лесов, животного мира и атмосферного воздуха;
3. Нормы других самостоятельных отраслей права, регулирующие общественные отношения, связанные с защитой окружающей среды и экологическим регулированием, которых объединяет задача защиты окружающей среды (нормы административного права, уголовного права, нормы международного права).
Модернизированные методы управления качеством окружающей среды и обеспечения мер экологической безопасности, по нашему мнению, должны базироваться на подходах, имеющих профилактический характер, т е. при использовании в управлении прогнозных оценок предполагаемых последствий промышленной деятельности или природнотехногенных явлений.
На данный момент, в России многие организации и предприятия заинтересованы в достижении экологической эффективности, контроля и роли воздействия своей деятельности, продукции и услуг на окружающую среду. Всё это совершается в условиях всё большего ужесточения законодательства, направленного на защиту окружающей среды, а так же в условиях общего роста серьезности в лице заинтересованных сторон вопросами экологического регулирования и защиты окружающей среды, включая её устойчивое развитие. Главной задачей является то, чтобы данную работу по защите окружающей среды осуществляли не отдельные предприятия и организации, а решались эти вопросы на государственном уровне и были задействованы все организации и предприятия, оказывающие неблагоприятное влияние на окружающую среду. Такая работа, по нашему мнению, обязана проводиться в условиях структурированной системы административного управления на всех уровнях (государственном, отраслевом, субъектов РФ).
Система муниципального управления охраной окружающей среды направлена на:
• осуществление и улучшение государственной политики в области защиты окружающей среды;
• формирование безопасной производственной среды на предприятиях;
• охрану законных интересов сотрудников, пострадавших вследствии загрязнения окружающей среды и приобретения профессиональных заболеваний;
• обеспечение действенного взаимодействия и сотрудничества субъектов социально-трудовых отношений в решении вопросов экологического регулирования и защиты окружающей среды: работодателей, объединений работодателей, муниципальных органов, органов местного самоуправления, профессиональных союзов в лице их соответствующих органов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов.
Содержанием рассмотрения системы муниципального управления охраной окружающей среды является система муниципального управления охраной окружающей среды в Российской Федерации, включающая в себя три уровня:
• Федеральный. Муниципальное управление охраной окружающей среды в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» осуществляет Правительство Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами охраны окружающей среды – Минприроды Российской Федерации и другие федеральные органы исполнительной власти. Рассмотрение вопросов и подготовку предложений в области экологического регулирования и защиты окружающей среды, согласование деятельности федеральных органов исполнительной власти осуществляет Межведомственная комиссия по охране окружающей среды во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, объединениями профсоюзов и объединениями работодателей, а также организациями Российской Федерации. Отдельные функции управления охраной окружающей среды выполняют органы прокуратуры и Фонда социального страхования Российской Федерации;
• Отраслевой. Управление охраной окружающей среды в отрасли или в обусловленной сфере деятельности осуществляют подобающие федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
• Уровень субъекта Российской Федерации. Государственное управление охраной окружающей среды на территориях субъектов Российской Федерации осуществляют федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды в пределах своих полномочий.
Органы местного самоуправления осуществляют управление охраной окружающей среды на соответствующей территории в пределах своих полномочий, а также полномочий, переданных им органами государственной власти субъектов Российской Федерации в установленном порядке.
Перечень полномочий субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды определен Федеральным законом "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 года N 7-ФЗ. В частности, данным Федеральным законом установлено, что к полномочиям субъектов Российской Федерации относятся:
• Участие в определении основных направлений охраны окружающей среды на территории субъекта;
• Участие в осуществлении федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации на территории субъекта Российской Федерации;
• Принятие законов и других нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также реализацию контроля за их исполнением;
• Принятие и осуществление региональных программ в области охраны окружающей среды;
• Участие в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, в осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга) с правом формирования и обеспечения функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территории субъекта;
• Осуществление государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля) на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю;
• Утверждение перечня должностных лиц органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих государственный экологический контроль (государственных инспекторов в области охраны окружающей среды субъекта Российской Федерации);
• Установление нормативов качества окружающей среды, содержащих соответствующие требования и нормы не ниже требований и норм, установленных на федеральном уровне;
• Организация и развитие системы экологического образования и формирование экологической культуры на территории субъекта Российской Федерации;
• Обращение в суд с требованием об ограничении, о приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды;
• Предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды;
• Ведение учета объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду, государственный экологический контроль которых осуществляется субъектом Российской Федерации;
• Контроль в установленном федеральным законодательством порядке платы за негативное воздействие на окружающую среду по объектам хозяйственной и иной деятельности, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю;
• Ведение Красной книги субъекта Российской Федерации;
• Образование особо охраняемых природных территорий республиканского значения, управление и контроль в области охраны и использования таких территорий;
• Участие в обеспечении населения информацией о состоянии окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации;
• Организация проведения экономической оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, осуществление экологической паспортизации территории.
Вместе с тем, давая оценку широте полномочий субъектов Российской Федерации, нужно учитывать одно очень важное обстоятельство. Многие из указанных выше полномочий в законодательном порядке были изъяты у субъектов Российской Федерации в августе 2004 года с намерением передать часть из них на муниципальный уровень и возвращены субъектам лишь 1 января 2006 года.
В то же время такие полномочия, как:
1. Реализация государственного экологического контроля;
2. Ведение учета объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду;
3.Контроль платы за негативное воздействие на окружающую среду
все субъекты Российской Федерации имеют право осуществить лишь по отношению объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не подлежат федеральному государственному экологическому контролю, перечень которых должен утверждаться федеральным Правительством.
Более того, наличие законодательно установленного повторения целого ряда основополагающих полномочий органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, таких как реализация государственного экологического контроля, государственного экологического мониторинга, приведения в порядок качества окружающей среды, взымание платы за негативное воздействие на окружающую среду, в отсутствие утвержденных критериев разграничения этих полномочий, не дает в полной мере осуществлять возможности регионов эффективно применять на практике данные государственные полномочия.
Следует знать, что совершенствование системы государственного управления в области экологического регулирования и защиты окружающей среды должно идти по пути направления регионов особых полномочий в сфере:
1.Государственного экологического контроля;
2.Администрирования платы за негативное воздействие на окружающую среду;
3.Государственной экологической экспертизы.
Приведенные выше особенности российского законодательства в области природоохраны в некоторой мере понижают его функциональность, а также эффективность правоприменения на практике. Именно по этой причине, органы государственной власти субъектов Российской Федерации ведут объемную работу с комитетами и депутатами Государственной Думы Российской Федерации, членами Федерального Собрания и руководством Правительства России, направленную на улучшение действий федерального природоохранительного законодательства, в части более ясного разделения полномочий федерального центра и регионов, а также предоставления последним исключительных полномочий в области самостоятельного решения вопросов охраны окружающей среды.