Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Методология безопасности и доступности на объектах социального назначения.

  • 👀 253 просмотра
  • 📌 224 загрузки
Выбери формат для чтения
Статья: Методология безопасности и доступности на объектах социального назначения.
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Методология безопасности и доступности на объектах социального назначения.» pdf
1 Лекция 3. Методология безопасности и доступности на объектах социального назначения. Цель занятия: 1. Принципы создания «Безбарьерной среды» на социальных объектах. 2. Методология безопасности и доступности на объектах ФСН. Литература: 1. Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». 2. Федеральный закон от 20 июля 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». 3. Федеральный закон от 23 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». 4. Методические рекомендации по обеспечению соблюдения требований доступности при предоставлении услуг инвалидам и другим маломобильным группам населения, с учетом факторов, препятствующих доступности услуг в сфере спорта и туризма, 2011. 5. Постановление правительства РФ от 01.12.2015 №1297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы». 6. Федеральный закон от 21 ноября 2014 г. № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о павах инвалидов». 7. Свод правил 59.13330.2016. «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001. 8. Свод правил 140.13330.2012. «Городская среда. Правила проектирования для маломобильных групп населения». 2 1. Принципы создания без барьерной среды на социальных объектах. Организация среды, в которой протекает жизнедеятельность каждого человека, выстроена по определенным принципам, соблюдение которых позволяет исключить влияние негативных факторов внешней среды и обеспечить комфортное существование. Категория населения, для которой необходимо исключить влияние негативных факторов внешней среды и обеспечить комфортное существование, требующая проведения комплексных мероприятий, действий по созданию без барьерной среды относится к маломобильным группам населения. Рис. 3.1. Типология МГН. Категория людей инвалидов с различными нарушениями физического состояния организма являются наиболее уязвимой частью населения. Все категории инвалидов и МГН, которые представлены на рис.3.1 требуют исключения негативных факторов внешней среды, создания доступности среды для комфортного проживания и жизнедеятельности. Численность 3 населения с различными физическими недостатками организма и здоровья по данным Минтруда подтверждаются категориями инвалидности. Так в настоящее время количественный состав инвалидов в РФ по состоянию на январь 2016 года составляет более 12 418 тыс.чел. Структура категорийгрупп инвалидов представлена на рис. 3.2, и как видно из статистики первая группа инвалидности это не только колясочники. Это люди с другими заболеваниями, которые приравнены к этой группе инвалидности. Рис.3.2. Структура категорий инвалидности в РФ на 2016 год. В зависимости от формы инвалидности физическое лицо сталкивается с определенными барьерами, мешающими ему пользоваться зданиями, сооружениями остальными и предоставляемыми людьми, поэтому населению услугами необходимо наравне с разработать правила формирования доступной среды. Такие правила-принципы позволяют планомерно сформировать действия по решению поставленной задачи. К этим принципам, в частности, относятся: - полное и эффективное вовлечение и включение в общество; 4 - равенство возможностей; - не дискриминация; - доступность. Указанные принципы логически вытекают один из другого. Для того, чтобы обеспечить полное вовлечение и включение инвалида в общество, необходимо предоставить ему равные с другими людьми возможности. Основным является способом обеспечение устранения доступности. дискриминации Доступность для инвалидов инвалидов достигается с помощью разумного приспособления. Разумное приспособление заключается в том, что деятельность организации приспосабливается для инвалидов двумя способами. Во-первых, обеспечивается доступность зданий и сооружений данной организации путем оборудования их пандусами, широкими дверными проемами, надписями шрифтом Брайля, и т.п. Во-вторых, обеспечивается доступность для инвалидов услуг этих организаций путем изменения порядка их предоставления, оказания инвалидам дополнительной помощи при их получении, и т.п. Указанные меры по приспособлению не могут быть беспредельными и должны соответствовать: во-первых, потребностям инвалидов, вызванным ограничениями их жизнедеятельности; во-вторых, меры по приспособлению должны соответствовать возможностям организаций; в третьих, не нарушать права и свободы других категорий граждан. С помощью разумного приспособления формируется доступная среда для инвалидов, которая включает доступность услуги и доступность зданий и сооружений. При этом реализуется принципы «Универсального дизайна» - это дизайн (проектирование отличных свойств или характеристик) продуктов 5 или среды, который позволяет делать их доступными для всех людей независимо от возраста, инвалидности или других факторов. Определение «Универсальный дизайн» или «инклюзивный дизайн» было введено архитектором Роналдом Л. Мейсом для описания концепции проектирования продуктов и преобразованной человеком среды, чтобы сделать их эстетичными и пригодными к использованию всеми, независимо от их возраста, способностей или социального статуса. Им были сформулированы семь принципов: - равенство в использовании; - гибкость в использовании; - простой, интуитивно понятный дизайн; - понятная каждому инструкция; - право на ошибку; - низкое физическое усилие; - доступность в пространстве. Доступность услуги – это отсутствие физических или материальных, информационных, операционных и коммуникационных барьеров среды обслуживания, в которой потребителем предоставляемой услуги является любой гражданин независимо от пола, возраста, национальности, в том числе люди испытывающие трудности при самостоятельном передвижении, получении информации и услуг, при ориентировании в пространстве. Доступность зданий и сооружений формируется на разных этапах жизненного цикла размещения, создания и использования объекта социальной среды. Требования доступности зданий и сооружений – объектов социальной инфраструктуры формируются вначале при формировании замысла, где принимается предварительная оценка доступности при утверждении функционального назначения объекта социальной инфраструктуры, дополняется требованиями законодательства и норм на этапе проектирования и, наконец, реализуется на этапе строительства. На 6 основе реализации нормативных требований создается определенный уровень безопасности и доступности зданий и сооружений. Таким образом, доступность зданий и сооружений является результатом комплексных мероприятий и действий различных участников процесса размещения, создания и использования объектов социальной инфраструктуры, следствием которого являются реализованные нормативные требования, обеспечивающие собственнику, пользователю объекта осуществлять предоставление безопасных и доступных услуг любому гражданину независимо от пола, возраста, национальности, в том числе людям, испытывающим трудности при самостоятельном передвижении, получении информации и услуг, при ориентировании в пространстве. 7 2. Методология безопасности и доступности на объектах ФСН. Методология безопасности и доступности услуг, предоставляемых ФСО на объекте ФСН, основана на исследовании текущего состояния безопасности и доступности среды обслуживания и выработке конкретных решений по достижению допустимых параметров. Вначале лекции были рассмотрены принципы создания доступной среды на объектах социальной инфраструктуры и одним из таких принципов, который реализуется в практике совершенствования безопасной и доступной среды обслуживания является принцип разумного приспособления. Соблюдение принципов безопасной и доступной среды допускает право на ошибку, что соответствует ситуации, когда кто-то из команды обслуживания по каким-то объективным или субъективным причинам не смог обеспечить соблюдение требований безопасности и доступности. Оценивая такие ситуации можно усовершенствовать систему безопасности и доступности и исключить негативные последствия влияния внешних и внутренних факторов. Для реализации этого тезиса предлагается алгоритм мониторинга и разработки решений по снижению риска и обеспечению допустимого уровня безопасности и доступности предоставляемых услуг потребителям ФКиС. Алгоритм достижения допустимого риска безопасности и доступности предоставления услуг потребителям ФКиС рассмотрен применительно к системе «потребитель – среда обслуживания» включает следующие этапы: 1) Определение возможных групп пользователей технологического процесса (тренировочный цикл, цикл спортивной подготовки, потребительские услуги), включая типовую группу (вида спорта, возраста занимающихся и т.п.), группы со специальными потребностями (профессиональные спортсмены и др.), группу пожилых людей (лица с ограниченными возможностями и др.), а также любую возможную контактную группу (например: пользователей, штатных работников объекта ФСН и др. участников). зрителей, родителей, 8 2) Определение предназначенного использования и все виды возможного предсказуемого неправильного использования технологического процесса при предоставлении услуг потребителям ФКиС (правила поведения каждой группы: спортсмены, занимающиеся, зрители, посетители, МГН и др.), выполнения должностных обязанностей и др., нарушения техники безопасности и несоблюдения правил этикета в отношении инвалидов и МГН и т.д. 3) Выявление факторов опасности (моделирование возможной опасной ситуации и условий, вызывающих ущерб-событие) воздействия на «потребителя», которые характеризуют этапы и условия организации и осуществления технологического процесса предоставления услуг, процесса технического обслуживания ОН с возможным сочетанием воздействия факторов внешней среды. 4) Количественная безопасности определенной и оценка доступности группы риска среды пользователей соблюдения обслуживания или требований для контактирующей каждой группы, возникающего вследствие развития ситуации, вследствие влияния внешних и внутренних факторов среды. 5) Принятие решения о допустимости риска (например: сравнение с результатами оценки подобных технологических процессов или оказываемых услуг, статистикой травматизма или событий нанесения ущерба имуществу и др.). 6) Если риск является недопустимым, процедуры 1-5 повторяют до достижения уровня допустимого риска. 9 Начало процесса оценкиоценкиасности 1. Определение возможных групп потребителей, включая МГН, технологического процесса предоставления БиД услуг 2.Определение предназначенного и возможного предсказуемого неправильного использования технологического процесса оказания БиД услуг на объекте ФСН Мониторинг БиД услуг на объекте ФСН Факторы внешней среды 3.1.Выявление факторов опасности мест предоставления БиД услуг 3.2.Выявление факторов опасности, «барьеров» при функционировании объекта ФСН 4.Количественная оценка риска, влияния факторов опасности, доступности в процессе предоставления БиД услуг потребителям ФКиС 5.Сравнение результатов количественной оценки риска с допустимым значением БиД предоставляемых услуг ФСО потребителям ФКиС, в т.ч. МГН Нет Достигнут ли допустимый уровень БиД услуг Да Конец процесса Рис.3.3. Алгоритм достижения допустимого уровня БиД услуг. 10 Алгоритм, представленный на рис.3.3 характеризует локальный процесс снижения риска и применим в модели «потребитель – среда обслуживания» при оценке технологического процесса (учебно- тренировочный цикл, физкультурные мероприятия и(или) спортивные мероприятия, потребительские услуги), в котором объектом возможного ущерба является человек или его имущество в процессе оказания услуг на ОС(СС). Как свидетельствует практика риск для жизни и здоровья потребителей, нанесения ущерба их имуществу возникает в процессе оказания услуг в условиях: - отсутствия информации об условиях и способах оказываемых услуг; - в процессе проведения занятий (учебных, тренировочных) и соревнований; - в процессе использования незнакомого оборудования, снаряжения и инвентаря или несоответствующего технического состояния; - при воздействии факторов риска. В настоящее время статистика позволяет систематизировать факторы риска, к которым относятся: травм опасность, пожар опасность, биологические факторы, воздействие окружающей среды, физические перегрузки, специфические факторы риска, прочие факторы. Исследования факторов риска при оказании услуг потребителям на ОС(СС) показали, что основными причинами травм опасности являются несоответствие уровня подготовленности потребителей к условиям мест проведения ФМиСМ, использование неисправного спортивного оборудования, снаряжения и инвентаря, неправильного использования средств личной защиты, низкой профессиональной подготовленности руководителей, тренеров и работников предприятий, нарушения в организации и комплектовании групп потребителей услуг, оценке уровня состояния здоровья потребителей услуг, дисциплинарные нарушения и др. 11 Риск возникновения пожара на ОС(СС) возможен только при условии несоблюдения требований пожарной безопасности работниками и потребителями услуг при использовании ОС(СС) в процессе проведения ФМиСМ и при неправильной технической эксплуатации и содержании мест оказания услуг. Технические и конструктивные требования пожарной безопасности сформированы и реализованы на этапе создания ОС(СС). К факторам риска биологического характера относят патогенные микроорганизмы и продукты их жизнедеятельности, микроорганизмы, вызывающие аллергические и другие токсические реакции, которые проявляются в условиях несоблюдения санитарно-гигиенических правил в процессе оказания услуг всеми его участниками. Оказание услуг потребителям может осуществляться на ОС(СС) открытого и крытого типов, а в связи с этим факторами риска выступают климатические воздействия и микроклимата (температура воздуха, влажность, подвижность, перепады барометрического давления и др.). При формировании групп пользователей необходимо учитывать уровень подготовленности потребителей, возраст, пол и состояние здоровья. Эти факторы риска носят индивидуальный характер потребителя, и правильная оценка обеспечивает повышение безопасности в процессе оказания услуг. Специфические факторы риска при оказании услуг обусловлены: - техническим состоянием используемых ОС(СС), включая здания, сооружения, технологическое и спортивное оборудование, инвентарь и экипировку; - уровнем профессиональной подготовленности работников ОС(СС); - уровнем информационной и физической подготовленности потребителей услуг. Анализ факторов риска обусловливает постановку задачи по обоснованию системы обеспечения безопасности на ОС(СС), модель которой должна включать подсистемы обеспечения безопасности как 12 потребителей услуг, так и работников предприятий с минимизацией возможного ущерба имуществу и окружающей экологии.
«Методология безопасности и доступности на объектах социального назначения.» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 249 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot