Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Методика развития речи
дошкольников с
нарушениями речи. Тема 1.
Проф. кафедры логопедии МПГУ
Г.В. Бабина,
Доцент кафедры логопедии МПГУ
А.С. Володина
Методика развития речи дошкольников с
общим недоразвитием речи
Обсуждаемые вопросы:
1) Общие вопросы методики развития речи
дошкольников с ОНР;
2) Теоретические основы методики изучения
и формирования лексико-семантической
стороны речи.
3) Обследование лексико-семантической
стороны речи у дошкольников.
Общие вопросы методики развития
речи дошкольников
Содержание работы по развитию речи
(разделы работы):
1. Формирование лексико-семантической
стороны речи.
2. Формирование грамматического строя
речи
3. Формирование связного
высказывания.
Теоретические основы методики изучения и
формирования лексико-семантической стороны
речи (1)
Лингвистические аспекты проблемы.
ЛЕКСИКА – совокупность слов языка (центральная часть языка).
СЛОВО является основной номинативной и когнитивной
(познавательной) единицей языка, которая служит для именования и
сообщения знаний о предметах, признаках, процессах и отношениях –
явлениях реальной действительности.
СЕМАНТИКА СЛОВА (значение слова) отражает
- способность слова обозначать те или иные явления внеязыковой
действительности;
- соотношение данного слова с другими словами (парадигматические
отношения, например, синонимические, антонимические связи и пр.);
- особенности сочетаемости слов (синтагматические или линейные
связи);
- словообразовательные (деривационные) связи слов.
Теоретические (лингвистические)
основы (2)
Определяющие признаки слова:
1) номинативность – название явлений реальной
действительности;
2) информативность – передача знаний …;
3) индивидуальность лексического значения;
4) материальность – существование в звуковой/графической
форме;
5) воспроизводимость – повторяемость слова в готовом виде;
6) структурная цельнооформленность – целостность
лексического, фонетического/графического и грамматического
единства слова.
Теоретические (лингвистические)
основы (3)
Типы слов:
А) по способу номинации выделяют:
1) самостоятельные (знаменательные) неместоименные слова (существительные,
прилагательные, глаголы, наречия, числительные);
2) местоименные слова;
3) служебные слов, не обладающие самостоятельной номинативной функцией;
4) междометия.
Б) по фонетическому признаку:
1) одноударные, 2) безударные (служебные), многоударные (сложные);
В) - по морфологическому грамматическому признаку:
1) неизменяемые,
2) изменяемые.
- по морфологическому словообразовательному признаку:
1) простые (непроизводные и производные),
2) сложные;
+ по мотивированности: немотивированные и мотивированные.
Теоретические (лингвистические)
основы (4)
Слова образуют в языке определенные
системы. Системы основаны на
1) грамматических признаках слова (это части речи);
2) формальных словообразовательных связях
(гнезда слов);
3) семантических отношениях (лексикосемантические группы, лексические поля, синонимы,
антонимы и др.).
Теоретические (логопедические)
основы (5)
Характеристика нарушений лексико-семантической стороны речи
дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень речевого
развития):
- ограничение объёма активного и пассивного словарного запаса;
- наличие вербальных парафазий (лексические замены, отражающие трудности
усвоения значений слов);
- недостаточная сформированность парадигматических отношений слов (на
уровне ЛСГ, синонимических, антонимических связей и пр.);
- ограничение ассоциативного потенциала слов;
- особенности структуры и снижение объёма ассоциативно-семантических
полей;
- нарушение синтагматических связей слов;
- трудности обобщения и категоризации слов;
- снижение способности семанизации слов.
Внимание! Повторить (в логопедии): 1) структура речевого дефекта при ОНР; 2) характеристика нарушений
лексико-семантической стороны при ОНР (III уровень).
Обследование лексикосемантической стороны речи
Как правило, изучается словарь существительных, словарь
глаголов, словарь прилагательных; в рамках каждого из них
выделяем следующие разделы обследования:
- определение объёма активного и пассивного словарного запаса;
- выявление вербальных парафазий;
- оценка сформированности парадигматических отношений слов (на
уровне ЛСГ, синонимических рядов, антонимических пар);
- изучение ассоциативного потенциала слов;
- установление структуры и объёма ассоциативно-семантических
полей;
- определение особенностей реализации синтагматических связей
слов;
- определение особенностей реализации деривационных связей слов;
- оценка возможности обобщения и категоризации слов;
- исследование умений семанизации слов.
Структура, материалы и
технологии обследования
1-й раздел обследования (1):
Обследование словаря существительных.
а) определение объёма активного и пассивного словаря осуществляется на
материале нескольких тематических групп слов (например, посуда, одежда,
овощи, деревья, насекомые, части тела, части дерева; предлагаются задания
на называние предметов или их изображений, а в пассиве – на показ
определенных предметов);
б) выявление вербальных парафазий происходит на материале других
заданий;
в) оценка сформированности парадигматических отношений производится в
заданиях на подбор синонимов, антонимов);
г, д) изучение ассоциативного потенциала слов и установление структуры и
объёма ассоциативно-семантических полей проводится в заданиях на
направленное ассоциирование (например, подбор слов – признаков к слову
«арбуз» [он какой?........] или подбор слов – действий к слову «кошка» [что
умеет делать кошка?.......];
Структура, материалы и
технологии обследования (2)
1-й раздел обследования (продолжение):
- определение особенностей реализации синтагматических связей
слов: выполняются задания на включение слов в незавершенные
словосочетания и предложения и др.
- определение особенностей реализации деривационных связей слов:
используются задания на подбор однокоренных слов к данному
существительному;
- оценка возможности обобщения и категоризации слов: задания на
подбор обобщающих слов/понятий и на распределение слов на
подгруппы (например, обобщение «посуда», а далее категоризация:
1-я категория (по назначению) - «столовая», «чайная», «кухонная»
2-я категория (по материалу) – «металлическая», «фарфоровая»,
«деревянная», «стеклянная», «серебряная».
- исследование умений семанизации слов: задания на толкование
слов.
Структура, материалы и
технологии обследования (3)
Обследование лексико-семантической
стороны речи в рамках таких разделов, как
«2-й. Словарь глаголов» и «3-й. Словарь
прилагательных» проводится в соответствии
с тем же алгоритмом (см. «1-й раздел.
Словарь существительных»).
Формирование лексикосемантической стороны речи
Разделы работы:
1) расширение объёма пассивного и активного словарного запаса;
2) преодоление вербальных парафазий (работа над значением слова);
3) формирование парадигматических отношений слов (на уровне ЛСГ,
синонимических рядов, антонимических пар);
4) расширение ассоциативного потенциала слов;
5) формирование структурных характеристик ассоциативносемантических полей;
6) развитие синтагматических связей слов;
7) обогащение деривационных связей слов;
8) преодоление трудностей обобщения и категоризации слов;
9) формирование умений семанизации слов.
Этапы работы над лексикой (в
рамках тематических групп и ЛСГ)
1. Этап презентации;
2. Этап семантизации ;
3. Этап идентификации;
4 Этап актуализации;
5. Этап активизации;
6. Этап обобщения и категоризации
7. Этап контекстуализации.