Методика обучения литературному чтению как наука
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
Оглавление
Методика обучения литературному чтению как наука. ...................................................................... 1
Утверждение ФГОС НОО. ........................................................................................................................ 3
Содержание начального литературного образования в условиях вариативного обучения. ........... 4
Методика обучения литературному чтению как наука.
1) Методика обучения литературному чтению как наука
2) Объект и предмет исследования
3) Методы исследования
1) Методика обучения литературному чтению как наука
Методика обучения литературному чтению как наука молода, процесс ее оформления
как самостоятельной методической области знаний еще продолжается. В течение XIX-XX
в. методика чтения существовала как составная часть методики изучения родного языка.
По определению М.П. Воюшиной, «и в науке, и в школьной практике превалировали
задачи языкового образования, речевого развития, формирования навыка чтения и
общеучебных умений. Начальной школе отводилась пропедевтическая роль»1.
Во второй половине XX века литература для младших школьников начинает
рассматриваться как вид искусства. Исследования в области психологии
продемонстрировали невостребованность в полном объеме возможностей младшего
школьника в плане изучения художественной литературы.
В этот период начинает появляться целый ряд исследований:
Н.Н. Светловская - теория развития читательской самостоятельности школьников;
Л.В. Занков, З.И. Романовская - учебник «Живое слово»;
Е.А. Адамович, М.С. Васильева, В.Г.Горецкий, М.И. Оморокова, Т.Г. Рамзаева –
анализ произведений в единстве формы и содержания и др.
Рассматривая современную систему обучения чтению и литературе, О.В. Сосновская
отмечает два направления процесса обучения чтению: 1) собственно обучение чтению,
которое ведется на трех уровнях – формирование и совершенствование навыка чтения,
обучение чтению и восприятию художественного текста, формирование читательской
самостоятельности; 2) получение ребенком литературного знания, т.е. обеспечение
1
Методика обучения литературному чтению: учебник для студ.учреждений высш.проф.образования/ М.П.
Воюшина, С.А. Кислинская, Е.В. Лебедева, И.Р. Николаева; под ред. М.П. Воюшиной.-М., 2013. С.4
литературного образования и литературного развития детей младшего школьного
возраста.2
Эти подходы реализованы в авторских программах и УМК, которых в настоящий
момент насчитывается более 10.
2) Объект и предмет исследования
Объект исследования – процессы литературного образования ребенка, становления его
культурного поля.
Предметы исследования:
Теоретические основы методики (методические, литературоведческие,
психологические, психолингвистические, дидактические, педагогические
закономерности , на которых основываются методические концепции);
Связи детской литературы и культурного пространства;
Литературное произведение (и произведения других искусств) как предмет
освоения ребенком;
Ребенок как читатель, автор, развивающаяся личность;
Цели, содержание, методы литературного образования и развития ребенка;
Современные ресурсы учебного назначения.
3) Методы исследования
Теоретические методы: анализ данных смежных наук и их методическая интерпретация,
историко-библиографический анализ, методический анализ литературного произведения.
Диагностические методы: анкетирование, беседа, опрос, изучение творческих работ
учащихся, наблюдение.
Экспериментальные методы: разведывательный экперимент, констатирующий
эксперимент, обучающий эксперимент, контрольный эксперимент.
Специфический метод – обобщение передового педагогического опыта.
2
Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб.пособие для
студ.высш.пед.учеб.заведений/ М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская.-М., 2008. С.102.
Утверждение ФГОС НОО.
Утвержден
Приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 6 октября 2009 г. N 373
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 N 1241,
от 22.09.2011 N 2357, от 18.12.2012 N 1060)
II. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
12. Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального
общего образования с учетом специфики содержания предметных областей, включающих в себя
конкретные учебные предметы, должны отражать:
Литературное чтение. Литературное чтение на родном языке:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства
сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о
мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре
и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование
потребности в систематическом чтении;
3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное,
изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и
специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную
оценку поступков героев;
4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской
компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя,
элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научнопопулярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными
источниками для понимания и получения дополнительной информации.
ФГОС НОО (Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования) введен в 2010 г. ФГОС направлен на формирование деятельностной
образовательной парадигмы, выделяет три группы образовательных результатов:
личностные, метапредметные и предметные. К личностным результатам относятся
ценностные ориентации младшего школьника. К метапредметным результатам относятся
овладение универсальными учебными действиями, обеспечивающими самостоятельное
усвоение новых знаний и умений, а также междисциплинарными понятиями. Предметные
результаты по литературному чтению должны отражать понимание роли чтения в жизни
человека и роли литературы в культуре, владение разными видами чтения, умением
осознанно воспринимать, оценивать и интерпретировать прочитанное, пользоваться
справочными источниками, подбирать литературу для получения дополнительной
информации.
Содержание начального литературного образования в условиях
вариативного обучения.
На основе ФГОС НОО созданы вариативные авторские программы по литературному
чтению. Авторские программы предлагают вариативные подходы к определению круга
чтения, структурированию содержания, отбору методов и приемов обучения. На основе
авторских программ создаются учебники по литературному чтению. Образовательное
учреждение имеет право выбора программы и учебника из утвержденного Министерством
образования и науки РФ списка.
В настоящее время существует более 10 современных учебно-методических
комплексов по литературному чтению.
Учебно-методический комплекс «Школа России» (http://school-russia.prosv.ru)
Учебно-методический комплекс «Перспективная начальная школа»
http://www.akademkniga.ru/projects/prospective-primary-school/
Учебно-методический комплекс «Перспектива» http://www.prosv.ru/umk/perspektiva
Учебно-методический комплекс «Планета знаний»
http://planetaznaniy.astrel.ru/about.htm
Система учебников «Развитие.
(РИТМ)» (http://www.drofa.ru)
Индивидуальность.
Творчество.
Мышление
Система учебно-методических комплектов «Начальная инновационная школа»
http://русское-слово.рф/methodical/programs/n-osnov.pdf
Система учебников «Начальная школа XXI века»
https://www.vgf.ru/litE
Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова
http://www.vita-press.ru/index.php?id=153&group_id=12
Образовательная система «Школа 2100»
http://www.o-detstve.ru/forteachers/primaryschool/educprocess/122.html
Образовательная система «Гармония»
http://umk-garmoniya.ru/literat/books1.php
Линия учебно-методических комплексов по литературному чтению для 1–4 классов
М. П. Воюшиной (Диалог) http://www.drofa.ru/cat/product5724.htm