Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Методика обучения литературному чтению как наука

  • 👀 902 просмотра
  • 📌 831 загрузка
Выбери формат для чтения
Статья: Методика обучения литературному чтению как наука
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Методика обучения литературному чтению как наука» pdf
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ Оглавление Методика обучения литературному чтению как наука. ...................................................................... 1 Утверждение ФГОС НОО. ........................................................................................................................ 3 Содержание начального литературного образования в условиях вариативного обучения. ........... 4 Методика обучения литературному чтению как наука. 1) Методика обучения литературному чтению как наука 2) Объект и предмет исследования 3) Методы исследования 1) Методика обучения литературному чтению как наука Методика обучения литературному чтению как наука молода, процесс ее оформления как самостоятельной методической области знаний еще продолжается. В течение XIX-XX в. методика чтения существовала как составная часть методики изучения родного языка. По определению М.П. Воюшиной, «и в науке, и в школьной практике превалировали задачи языкового образования, речевого развития, формирования навыка чтения и общеучебных умений. Начальной школе отводилась пропедевтическая роль»1. Во второй половине XX века литература для младших школьников начинает рассматриваться как вид искусства. Исследования в области психологии продемонстрировали невостребованность в полном объеме возможностей младшего школьника в плане изучения художественной литературы. В этот период начинает появляться целый ряд исследований: Н.Н. Светловская - теория развития читательской самостоятельности школьников; Л.В. Занков, З.И. Романовская - учебник «Живое слово»; Е.А. Адамович, М.С. Васильева, В.Г.Горецкий, М.И. Оморокова, Т.Г. Рамзаева – анализ произведений в единстве формы и содержания и др. Рассматривая современную систему обучения чтению и литературе, О.В. Сосновская отмечает два направления процесса обучения чтению: 1) собственно обучение чтению, которое ведется на трех уровнях – формирование и совершенствование навыка чтения, обучение чтению и восприятию художественного текста, формирование читательской самостоятельности; 2) получение ребенком литературного знания, т.е. обеспечение 1 Методика обучения литературному чтению: учебник для студ.учреждений высш.проф.образования/ М.П. Воюшина, С.А. Кислинская, Е.В. Лебедева, И.Р. Николаева; под ред. М.П. Воюшиной.-М., 2013. С.4 литературного образования и литературного развития детей младшего школьного возраста.2 Эти подходы реализованы в авторских программах и УМК, которых в настоящий момент насчитывается более 10. 2) Объект и предмет исследования Объект исследования – процессы литературного образования ребенка, становления его культурного поля. Предметы исследования:       Теоретические основы методики (методические, литературоведческие, психологические, психолингвистические, дидактические, педагогические закономерности , на которых основываются методические концепции); Связи детской литературы и культурного пространства; Литературное произведение (и произведения других искусств) как предмет освоения ребенком; Ребенок как читатель, автор, развивающаяся личность; Цели, содержание, методы литературного образования и развития ребенка; Современные ресурсы учебного назначения. 3) Методы исследования Теоретические методы: анализ данных смежных наук и их методическая интерпретация, историко-библиографический анализ, методический анализ литературного произведения. Диагностические методы: анкетирование, беседа, опрос, изучение творческих работ учащихся, наблюдение. Экспериментальные методы: разведывательный экперимент, констатирующий эксперимент, обучающий эксперимент, контрольный эксперимент. Специфический метод – обобщение передового педагогического опыта. 2 Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений/ М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская.-М., 2008. С.102. Утверждение ФГОС НОО. Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 N 1241, от 22.09.2011 N 2357, от 18.12.2012 N 1060) II. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 12. Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы, должны отражать: Литературное чтение. Литературное чтение на родном языке: 1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; 2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении; 3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; 4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научнопопулярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий; 5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. ФГОС НОО (Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования) введен в 2010 г. ФГОС направлен на формирование деятельностной образовательной парадигмы, выделяет три группы образовательных результатов: личностные, метапредметные и предметные. К личностным результатам относятся ценностные ориентации младшего школьника. К метапредметным результатам относятся овладение универсальными учебными действиями, обеспечивающими самостоятельное усвоение новых знаний и умений, а также междисциплинарными понятиями. Предметные результаты по литературному чтению должны отражать понимание роли чтения в жизни человека и роли литературы в культуре, владение разными видами чтения, умением осознанно воспринимать, оценивать и интерпретировать прочитанное, пользоваться справочными источниками, подбирать литературу для получения дополнительной информации. Содержание начального литературного образования в условиях вариативного обучения. На основе ФГОС НОО созданы вариативные авторские программы по литературному чтению. Авторские программы предлагают вариативные подходы к определению круга чтения, структурированию содержания, отбору методов и приемов обучения. На основе авторских программ создаются учебники по литературному чтению. Образовательное учреждение имеет право выбора программы и учебника из утвержденного Министерством образования и науки РФ списка. В настоящее время существует более 10 современных учебно-методических комплексов по литературному чтению. Учебно-методический комплекс «Школа России» (http://school-russia.prosv.ru) Учебно-методический комплекс «Перспективная начальная школа» http://www.akademkniga.ru/projects/prospective-primary-school/ Учебно-методический комплекс «Перспектива» http://www.prosv.ru/umk/perspektiva Учебно-методический комплекс «Планета знаний» http://planetaznaniy.astrel.ru/about.htm Система учебников «Развитие. (РИТМ)» (http://www.drofa.ru) Индивидуальность. Творчество. Мышление Система учебно-методических комплектов «Начальная инновационная школа» http://русское-слово.рф/methodical/programs/n-osnov.pdf Система учебников «Начальная школа XXI века» https://www.vgf.ru/litE Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова http://www.vita-press.ru/index.php?id=153&group_id=12 Образовательная система «Школа 2100» http://www.o-detstve.ru/forteachers/primaryschool/educprocess/122.html Образовательная система «Гармония» http://umk-garmoniya.ru/literat/books1.php Линия учебно-методических комплексов по литературному чтению для 1–4 классов М. П. Воюшиной (Диалог) http://www.drofa.ru/cat/product5724.htm
«Методика обучения литературному чтению как наука» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot