Методика написания и защиты дипломной работы
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 6. Методика написания и защиты дипломной работы
1. Понятие «дипломная работа»
2. Объем, структура и содержание дипломной работы
3. Порядок защиты дипломных работ
1. Понятие «дипломная работа»
Дипломная работа (дипломный проект) является самостоятельным комплексным
научно-практическим исследованием, подводящим итоги изучения студентом всего набора
учебных дисциплин, предусмотренных учебным планом вуза по соответствующей
специальности, и прохождения им производственной практики. Подготовка дипломной
работы должна осуществляться преимущественно на материалах конкретной организации
или сферы будущей деятельности дипломанта и исходить из ее актуальных практически
значимых задач. Дипломная работа и результаты ее защиты перед Государственной
аттестационной комиссией являются обязательными условиями присвоения студенту
квалификации по соответствующей специальности с выдачей диплома.
Дипломная работа завершает подготовку специалиста в вузе и составляет наряду с
государственными аттестационными экзаменами главный критерий его готовности
самостоятельно решать теоретические и практические задачи. Дипломная работа
специалиста является завершающим этапом практической профильной специализации
студента на втором уровне образования. По содержанию она должна быть связана с
разработкой фундаментальных теоретико-методологических и прикладных проблем. В
дипломной работе должны быть отражены уровень общей подготовки выпускника, степень
овладения навыками самостоятельной научно-исследовательской работы, высокая степень
специальных знаний в избранной для дипломного исследования области, степень
актуальности проведенного исследования, необходимая связь с практическими проблемами.
Следовательно, главная цель дипломной (выпускной) работы заключается в
систематизации, закреплении и углублении теоретических и практических знаний
выпускников по специальности и применение этих знаний в самостоятельной деятельности.
В результате непременными требованиями такого рода являются глубина, полнота и
достаточная критичность исследования проблемы, логическая последовательность
изложения материала, новизна и обоснованность авторских выводов и рекомендаций.
Процесс подготовки выпускной квалификационной работы
Подготовка и защита выпускной квалификационной работы является одним из видов
итоговой государственной аттестации выпускника, позволяющая установить соответствие
уровня и качества подготовки специалиста Государственному образовательному стандарту
среднего профессионального образования.
Этапы и методы работы над выпускной квалификационной работой зависят от ее
характера: практического, опытно-экспериментального или теоретического.
Выбор и утверждение темы выпускной квалификационной работы
Подготовка выпускной квалификационной работы начинается еще на предвыпускном
курсе с выбора темы. Следует помнить, что основным его критерием является научный
интерес студента, стремление расширить свои познания в определенной области. Этот выбор
должен быть результатом собственных размышлений и идей, возникших на основе личных
наблюдений, изучения теории и чтения педагогических изданий. Только в этом случае
можно ожидать, что выполнение работы сыграет исключительно важную роль в
формировании у студента профессиональной направленности, навыков самостоятельной
работы с книгой и исследовательских умений. Вместе с тем избрание темы не может быть
делом только самого студента. Здесь велика и роль преподавателя, который в процессе
аудиторных занятий, консультаций стремится пробудить у слушателей интерес к
педагогической теории и актуальным вопросам технологии обучения и воспитания. При этом
не следует забывать, что данная работа может стать логическим продолжением курсовой
работы, только значительно превышая теоретический и практический уровни.
Тематику выпускных квалификационных работ определяют соответствующие
предметно-цикловые комиссии (кафедры), но при ее разработке обязательно учитываются и
научно-исследовательские интересы студентов.
Составление индивидуального плана подготовки выпускной квалификационной
работы
Успешно
выполнить
выпускную
квалификационную
работу
помогает
индивидуальный план подготовки, который каждый студент разрабатывает совместно с
научным руководителем.
Такой план помогает устанавливать логическую последовательность, очередность и
сроки выполнения отдельных этапов выпускной квалификационной работы. К тому же план
дисциплинирует, лимитирует время на подбор и изучение литературы, организацию и
проведение наблюдений, постановку эксперимента, ознакомление с опытом педагогов,
анализ и проработку полученных результатов, написание и оформление самой работы.
Выполнение дипломной работы. До начала выполнения дипломной работы студент
составляет календарный план-график ее подготовки с указанием сроков каждого этапа,
согласует план-график с научным руководителем и представляет этот документ не позднее
двух недель после закрепления за ним темы работы на утверждение заведующему кафедрой.
Подготовка дипломной работы начинается с подбора материалов и научных
источников, которые, как правило, подразделяются на четыре группы:
1. Нормативные правовые акты;
2. Общегосударственные программы, проекты и иные официальные документы;
3. Научная литература (учебники, монографии, статьи, реферативные обзоры и т.д.);
4. Эмпирические материалы (статистические и социологические данные, конкретные
факты и примеры, обобщения работы соответствующих предприятий и организаций,
выступления СМИ и т. п.).
Работая с литературой и источниками, автору дипломной работы следует подбирать,
прежде всего, то, что содержит наиболее ценную информацию теоретического и
прикладного характера по теме работы, отражающую последние достижения в
исследованиях соответствующей проблемы и перспективы ее дальнейшей разработки.
Собранные материалы в виде ксерокопий и выписок систематизируются по разделам и
вопросам работы и анализируются для использования при написании ее текста.
Количество литературных источников в дипломной не должно быть менее 50.
Обязательная опора на эмпирический материал, официальные документы и труды
теоретиков предполагает, однако, творческое применение всех этих источников. В
дипломной работе недопустимы описательность, бездумный пересказ положений и норм,
увлечение фактами и примерами. Для того чтобы работа носила самостоятельный и
творческий характер, автору следует излагать собственное видение всех основных вопросов
темы, не избегать спорных и дискуссионных аспектов проблемы. Большое значение имеет
сравнение различных концепций и точек зрения специалистов, выявление достоинств и
недостатков различных подходов и воззрений, что помогает выработке собственных позиций
автора. При этом критика чужих представлений должна быть взвешенной и максимально
уважительной, а собственные суждения и выводы обоснованными и убедительными.
Анализируя материалы практики, необходимо основное внимание обращать на
выявление тенденций, как позитивных, так и негативных, вскрывать их причины, сложную
совокупность различных социальных процессов и явлений, мотивирующих существующую
действительность. Теоретическая составляющая дипломной работы призвана придать такому
анализу высокую степень осмысленности, научности, подтвердить достоверность и глубину
авторских выводов и практических рекомендаций.
Исключительное значение в любом научном исследовании имеет выбор его
методологии, под которой обычно понимается совокупность конкретной постановки
проблемы, различных подходов к ее раскрытию, приемов и способов анализа
соответствующих вопросов. Чаще всего используются историко-логический, системно-
структурный, сравнительный и другие методы научного исследования. Прикладные
проблемы раскрываются также с помощью научного наблюдения, эксперимента,
статистического, математического или технического моделирования, иных частных
методологических приемов и способов.
Выбор конкретных теоретико-методологических основ дипломной работы
осуществляется автором в зависимости от характера темы, определенных целей и задач,
личных способностей и ранее полученных навыков научно-исследовательской деятельности.
Научный руководитель должен помочь дипломнику с таким выбором, сориентировав его на
наиболее оптимальные подходы, приемы и методы анализа конкретной проблемы.
В дипломном (выпускном) исследовании более чем в каком-либо другом виде
письменных работ требуется умелое использование научно-справочного аппарата,
цитирование мнений и высказываний специалистов, точность и правильность оформления
ссылок на соответствующие источники.
2. Объем, структура и содержание дипломной работы
Объем дипломной работы – 50-80 страниц компьютерного текста, в которые не
входят список использованных источников и приложения.
Структура дипломной работы является универсальной и состоит из следующих
элементов:
1) титульный лист;
2) оглавление (содержание);
3) введение;
4) основная часть;
5) заключение;
6) список использованной литературы;
7) приложения (при их наличии).
Форма титульного листа содержит перечень обязательных реквизитов.
В оглавлении (иногда именуемом «содержанием») перечисляются разделы работы:
введение, главы, параграфы, заключение, список использованных источников с указанием
соответствующей страницы начала каждого раздела.
Во введении, состоящем обычно из 3-5 страниц, в сжатой форме раскрываются:
1. Определение темы работы.
2. Обоснование выбора темы, ее актуальности и значимости для науки и практики.
3. Краткий обзор литературы по данной теме.
4. Определение пределов исследования (конкретизация предмета, объекта,
определение других рамок – территориальных, отраслевых и т. п.).
5. Определение основной цели работы и подчиненных ей частных задач.
6. Определение теоретических основ и методики исследования.
Раскрывая актуальность темы, автор должен кратко охарактеризовать объект и
предмет своего исследования. Четко очертив предмет исследования, автор показывает
важность, остроту и злободневность темы. Актуальность любой темы в определенной мере
связана с состоянием ее научной разработки. Потому во введении необходим краткий обзор
научных трудов по конкретной проблеме, позволяющий автору прийти к выводу о том, что
данная тема либо вообще еще не рассматривалась в науке, либо была раскрыта лишь
частично, не в том аспекте, а значит, нуждается в специальном ее исследовании.
После этого автору необходимо сформулировать основную цель дипломной работы,
а также ее частные и промежуточные задачи, решение которых позволяет достичь
поставленной цели. На формулировку задач следует обратить особое внимание, поскольку
их суть, во-первых, предопределяет название и содержание глав дипломной работы и, вовторых, в известной мере обусловливает главные теоретические выводы и практические
рекомендации исследования.
От поставленных целей и задач зависит также выбор автором инструментария своего
исследования, то есть тех методологических подходов, приемов и средств научного анализа
и обобщения, с помощью которых раскрываются все аспекты проблемы и делаются выводы.
Указание на примененную методологию является критерием обоснованности теоретических
положений и достоверности результатов дипломной работы.
Важный элемент введения составляет указание на характер, объем и источники
эмпирического материала исследования.
Основная часть включает две-три главы, разбитых, в свою очередь, на параграфы в
соответствии с логикой раскрытия основных вопросов темы, чаще всего переходом от
общего к частному. Вместе с тем, в зависимости от специфики предмета исследования,
допускается комбинированная структура работы, когда одни главы делятся на параграфы, а
какая-то сохраняет целостность. В любом случае автору необходимо подыскать
содержательные названия глав и параграфов, точно отражающие суть и пределы таких
вопросов. При этом названия глав и параграфов должны быть лаконичными и емкими.
Названия глав должны детализировать, но не повторять название дипломной работы, а
названия параграфов должны уточнять содержание, но не повторять названия глав.
Желательно, чтобы текстуальные размеры глав и параграфов не создавали дисгармонии
содержания работы. Иначе говоря, на каждую главу и каждый параграф необходимо
отводить примерно равное количество страниц текста.
Основная часть включает следующие разделы:
— теоретическую часть;
— исследовательскую часть.
В теоретической части на основе изучения соответствующих документов,
литературных источников, результатов научно-исследовательских работ и т.п. студент
должен раскрыть сущность рассматриваемой проблемы и состояние ее решения на
современном этапе развития науки, экономики.
Объем раздела должен составлять 15-20 страниц.
Исследовательская часть должна содержать результаты проведенного исследования
рассматриваемой проблемы в реальных условиях, непосредственно в организации и т.д.
При выполнении исследовательской части дипломной работы следует широко
применять экономико-математические методы и модели, современные информационные
технологии, средства оргтехники и т. п.
Объем раздела – 40-50 страниц.
Основная часть работы должна быть систематизирована и рубрицирована. Для
повышения компактности и наглядности используются таблицы и иллюстрации. Язык
изложения должен обладать характерными чертами делового стиля с использованием
соответствующей терминологии, определенностью формулировок, полным отсутствием
эмоциональных речевых средств и т. д.
Содержание дипломной работы необходимо излагать доступным литературным
языком, избегая, с одной стороны, упрощенчества и примитивизма, но, с другой, не
усложняя конструкции предложений вычурными, псевдонаучными оборотами, выражениями
и терминами.
В заключении, объемом в 3-5 страниц, обобщаются результаты проведенного
исследования, формулируются основные выводы и предложения автора, которые не должны
механически суммировать или повторять мысли, изложенные в основной части работы. В
заключении автор должен соотнести полученные выводы с целями и задачами,
поставленными во введении, соединить выводы в единое целое, оценить успешность
проделанной работы. Иногда целесообразно построить заключение как перечень выводов,
разбив его по пунктам, в каждом из которых выделив и обосновав один конкретный вывод.
Подобные результаты являются так называемым выводным знанием, составляющим новую
ступень по сравнению с исходным знанием. Именно выводное знание выносится на
обсуждение и оценку в процессе публичной защиты дипломной работы.
Перечень (список) использованной литературы составляет непременную часть
дипломной работы, отражающую ее теоретические и методологические основы,
эмпирическую базу, объем и характер проведенного исследования.
В научной деятельности существуют различные классификации источников:
алфавитная, порядковая, систематическая, хронологическая, по видам источников и др.
Часто применяются и смешанные группировки. В дипломных работах наиболее приемлемой
является группировка источников, основанная на видовом и алфавитном принципах. В таком
случае список использованных источников, как уже говорилось, обычно подразделяется на
три раздела.
В первом разделе указываются международно-правовые документы, а также
нормативные правовые акты и официальные документы государства. Акты и документы
располагаются по их значимости (юридической силе), а внутри каждой подгруппы - в
хронологическом или алфавитном порядке.
Во втором разделе перечисляются в алфавитном порядке по фамилиям авторов и
названиям работ (не имеющих на титульном листе фамилий авторов) учебные пособия,
монографии, научные статьи по исследованной проблеме.
Третий раздел включает в себя эмпирические материалы исследования: архивные,
статистические, социологические и др.
При необходимости, после списка использованных источников, могут даваться
различные приложения, иллюстрирующие положения дипломной работы (схемы, чертежи,
таблицы и т.п.). Приложения следует выполнять на стандартных листах бумаги или
наклеивать на них. Подписи и пояснения к схемам и таблицам необходимо помещать на
лицевой стороне приложений.
Перед перепечаткой чернового варианта работы рекомендуется тщательно вычитать
текст от начала до конца, выверить ссылки, цитаты, использованные эмпирические данные.
Отпечатанный начисто текст нуждается в сверке с рукописью и устранении допущенных
опечаток. Дипломник несет полную ответственность за любые фактические и технические
недостатки работы, поэтому ее следует вычитывать не один раз.
Выверенная дипломная работа отпечатывается в одном экземпляре, который
брошюруется в твердую обложку. Работа подписывается автором и сдается научному
руководителю в месячный срок до дня защиты.
Все письменные работы студентов должны быть выполнены в соответствии с
требованиями ГОСТ 7.32-2001 и 2.105-1995 с использованием компьютера в редакторе MS
Word, печататься на одной стороне листа формата А4 (книжная (вертикальная) ориентация),
с использованием:
— шрифта Times New Roman;
— кегль – 14 пунктов;
— полуторного межстрочного интервала;
— цвет шрифта – черный;
— выравнивание основного текста – по ширине;
— перенос в тексте – автоматический (перенос в заголовках не допускается);
— соблюдение различия между тире и дефисом, а также одинакового начертания
кавычек (« ») обязательны.
Текст работы следует печатать, соблюдая следующие размеры полей:
— правое – 10 мм,
— верхнее – 20 мм,
— нижнее – 20 мм,
— левое – 30 мм.
Абзацы должны начинаться отступом, равным 5 знакам или 1,25 см (везде
одинаковый).
Таблицы оформляются в соответствии с ГОСТ 1.5-2001 и 2.105-95.
Список использованной литературы оформляется в соответствии с ГОСТ 7.1-2003.
Оформление ссылок в соответствии с ГОСТ 7.1-2003.
3. Порядок защиты дипломных работ
Защита дипломных работ проходит в торжественной обстановке, публично, на
открытом заседании Государственной аттестационной комиссии с участием не менее 2/3 ее
состава. На защиту отводится 1 академический час, из них на выступление – 10-15 минут.
Идентификация выпускников на итоговых аттестационных испытаниях проводится
традиционно: визуально и по студенческим документам. В начале работы комиссии
председатель представляет выпускникам и присутствующим всех членов комиссии с
указанием фамилии, имени и отчества, ученой степени и звания, должности.
Объявляя защиту каждой дипломной работы, председатель называет фамилию, имя и
отчество выпускника, тему его работы, а также время, отводимое на доклад. Члены
комиссии, задавая вопросы, также обращаются к выпускнику по имени и отчеству.
Процедура защиты включает следующие стадии:
1. Доклад выпускника по теме выпускной квалификационной работы – 7-10 минут.
В выступлении должны быть отражены актуальность темы и личные причины ее выбора,
теоретические и методологические положения, на которых базируется работа, основные
выводы и рекомендации.
Примечание.
1. Доклад выпускника не должен представлять собой чтение заранее подготовленного
текста, а должен являться презентацией не только выполненной работы, но и его уровня
знаний и деловых и профессиональных качеств.
2. Ответы на вопросы председателя, членов комиссии и других присутствующих.
3. Оглашение рецензии на дипломную работу и справки о внедрении ее результатов
на предприятии, организации, фирме (если имеется).
4. Ответы выпускника на замечания рецензента.
5. Выступление руководителя дипломной работы и других лиц, присутствующих на
защите, если они просят слово.
6. Ответы выпускника на критические замечания руководителя и других лиц,
принявших участие в обсуждении выпускной квалификационной работы.
7. После публичного заслушивания всех дипломных работ, представленных на
защиту, проводится закрытое (для посторонних) заседание аттестационной комиссии. На
закрытом заседании комиссии обсуждаются результаты прошедших защит, выносится
согласованная оценка по каждой дипломной работе: «отлично», «хорошо»,
«удовлетворительно» или
«неудовлетворительно».
Оценка выносится простым
большинством голосов членов комиссии, участвующих в заседании (при равенстве голосов,
решающим является голос председателя). При этом принимается во внимание уровень
теоретической, научной и практической подготовки студента, а также отзывы научного
руководителя и рецензента. Одновременно принимаются рекомендации о практическом
использовании полученных в дипломной работе результатов. Выпускникам, сдавшим
экзамены с оценкой «отлично» не менее чем по 75% всех изученных за время обучения
дисциплин, вносимых в приложение к диплому, а по оставшимся 25% дисциплин – с
оценкой «хорошо», при этом получившим отличные оценки на госэкзамене и защите
выпускной квалификационной работы, выносится решение о выдаче диплома с отличием.
8. По окончании закрытого заседания возобновляется публичное открытое заседание
комиссии, на которое вместе с выпускниками приглашаются все желающие. Председатель
кратко подводит итоги, объявляет оценки по защищенным на данном заседании дипломным
работам и другие результаты, в том числе о присуждении (не присуждении) каждому
выпускнику искомой степени (квалификации), о выдаче дипломов с отличием и др.
9. Решения о работе комиссии оформляются протоколами установленной формы, в
которых фиксируются заданные каждому выпускнику вопросы, даются оценки дипломным
работам.
Подготовка текста выступления
К
защите
дипломной
работы
студент
должен
подготовить
доклад
продолжительностью до 7 минут и демонстрационный материал.
В докладе рекомендуется отразить:
— актуальность темы;
— объект и предмет исследования;
— цель и задачи выпускной квалификационной работы;
— суть проведенного исследования;
— основные результаты проведенного в работе анализа;
— рекомендации дипломника, характеризующие практическую значимость
проведенного исследования.
Схема доклада.
Время доклада 7 минут. После доклада – вопросы слушателей и ваши ответы (2
минуты).
Сначала должно прозвучать название работы и фамилии авторов.
Перед началом вашего доклада необходимо поприветствовать всех присутствующих в
аудитории словами: «Уважаемые члены комиссии, уважаемые школьники, разрешите
представить вашему вниманию доклад на тему...».
Название исследовательской работы и доклада должно быть конкретным и ясно
указывать, на что направлены ваши усилия. В названии доклада должно быть не более 10
слов.
Далее следует введение
В этой части необходимо обосновать необходимость проведения исследования и его
актуальность. Другими словами вы должны доказать, что доклад достоин того, чтобы его
слушали. Время для введения – примерно 1 минута. Объясните, почему важно исследовать
данную тему. Чем интересен выбранный объект с точки зрения выбранной вами науки.
Заинтересуйте своих слушателей темой вашего исследования.
Необходимо рассказать, кто и где изучал эту тему ранее. Указать сильные и слабые
стороны известных результатов.
Теоретическая часть
Эта часть обязательна в докладе, без теоретического обоснования работы обойтись
нельзя. Необходимо показать сегодняшний уровень вашего понимания проблемы и на
основании теории попытаться сформулировать постановку задачи. Покажите только
основные соотношения и обязательно дайте комментарий. Скажите, что основная часть
теории – в исследовательской работе. Время для этой части доклада – примерно 4 минуты.
Наглядно-иллюстративная часть
Эта часть касается электронной презентации, время которой входит в теоретическую
часть. Необходимо заранее найти человека, который бы смог управлять проектором во время
вашего выступления.
Методика исследования
Методика или способ исследования должна быть обоснована. Поясните, покажите её
преимущества и возможности при проведении исследования.
Результаты работы
Перечислите основные, наиболее важные результаты работы. Поясните, что вы
считаете самым важным и почему. Каким результатом можно было бы гордиться.
Остановитесь на нём подробно. Расскажите, как он был получен, укажите его характерные
особенности.
Таблица. Рекомендуемая структура доклада дипломной работы
Регламент
2 минуты
3 минуты
2 минуты
Содержание доклада
1. представление студента и темы дипломной работы;
2. объективные причины выбора темы и её актуальность;
3. цель дипломной работы и задачи, решаемые в ней;
4. предмет, объект и область исследования.
5. логика наиболее значимых проектных предложений
5.1 анализ, диагностика и постановка проблем,
основные методы и подходы к решению выявленных проблем на фоне
реального состояния дел на предприятии (в организации).
5.3 авторские предложения, позволяющие решать выявленные
проблемы.
6. практическая значимость и новизна предложений.
оценка полноты и качества проектных решений, выносимых на защиту.
7. практическая значимость и новизна предложений, оценка полноты
и качества проектных решений, выносимых на защиту.
Выступление следует выстроить таким образом, чтобы в совокупности оно не
обмануло ожиданий присутствующих. Нельзя отклоняться от главной темы.
Центральную часть своего выступления надо построить таким образом, чтобы
убедить членов комиссии в том, что избранный путь решения проблемы – единственно
верный.
Заучивание и пробное озвучивание текста завершает процесс подготовки
выступления.