Справочник от Автор24
Страноведение

Конспект лекции
«Методика курсовой работы»

Справочник / Лекторий Справочник / Лекционные и методические материалы по страноведению / Методика курсовой работы

Выбери формат для чтения

ppt

Конспект лекции по дисциплине «Методика курсовой работы», ppt

Файл загружается

Файл загружается

Благодарим за ожидание, осталось немного.

Конспект лекции по дисциплине «Методика курсовой работы». ppt

txt

Конспект лекции по дисциплине «Методика курсовой работы», текстовый формат

Методика курсовой работы для студентов, обучающихся по программе высшего образования по направлению «Регионоведение России» (бакалавриат) Структура работы: введение, две главы (в каждой по 2-3 параграфа), заключение, список литературы, приложения Введение Актуальность Проблема Степень разработанности проблемы Объект Предмет Цель Задачи Теоретико-методологическая база исследования Методы исследования Научная новизна Практическая значимость Определение объекта и предмета ОБЪЕКТ это то, на что направлено исследование (область научных изысканий, в пределах которых выявлена и существует указанная ПРЕДМЕТ – это то, проблема. что изучается в объекте Это система закономерностей, связей, (часть системы или отношений, видов деятельности, процесс, протекающий процессов и явлений в рамках в системе, аспект или которой возникает проблемная точка зрения, ситуация) с которой познается целостный объект) Место России в мировом рейтинге ИРЧП • Объект: индекс развития человеческого потенциала как комплексный показатель развития человека в странах и регионах мира • Предмет: индекс развития человеческого потенциала России в структуре мировых рейтингов • Цель: исследование условий, факторов и динамики индекса развития человеческого потенциала в России в сравнении с другими странами мира Правильная формулировка темы Задание: определите объект и предмет исследования Содержание Введение 1. Методологические основы исследования ИРЧП 1.1.Развитие человеческого потенциала как системный показатель развития стран и регионов 1.2. Система оценки ИРЧП (проблемы рейтингования) 1.3. Тенденции развития ИРЧП 2. Развитие человеческого потенциала в России 2.1.Россия в системе мировых рейтингов ИРЧП (динамика, сравнительный анализ) (карта) 2.2. ИРЧП в регионах России (карта) 2.3. Условия и факторы развития ЧП в России (Причины отставания России по ИЧРП) Заключение • СКОЛЬКО СТРАНИЦ ? Как формулировать задачи ? 1. Методологические основы исследования ИРЧП 1.1.Развитие человеческого потенциала как системный показатель развития стран и регионов 1.2. Система оценки ИРЧП (проблемы рейтингования) 1.3. Тенденции развития ИРЧП 2. Развитие человеческого потенциала в России 2.1.Россия в системе мировых рейтингов ИРЧП (динамика, сравнительный анализ) (карта) 2.2. ИРЧП в регионах России (карта) 2.3. Условия и факторы развития ЧП в России (Причины отставания России по ИЧРП) Задачи: - анализ развитие человеческого потенциала как системный показатель развития стран и регионов - изучение системы оценки ИРЧП и проблем рейтингования - выявление тенденций развития ИРЧП - определение места России в системе мировых рейтингов ИРЧП - проведение сравнительного исследования регионов России по уровню ИРЧП - определение условий и факторов развития ЧП в России Постановка цели и задач ЦЕЛЬ – основное, что собирается сделать студент в процессе исследования ЗАДАЧИ 1) выявление, уточнение, углубление, методологическое обоснование сущности, природы, структуры изучаемого объекта 2) анализ реального состояния предмета исследования, динамики, внутренних противоречий его развития во времени и пространстве 3)изучение возможностей и способностей преобразования предмета исследования, моделирования, опытно-экспериментальной проверки 4) разработка направлений, путей и средств повышения эффективности (совершенствования) исследуемого явления, процесса, выявление проблем управления исследуемым объектом (предметом), т.е. практический аспект работы Задач в исследовательской работе не должно быть много и они должны последовательно решаться в разделах работы ОПРЕДЕЛЕНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ТЕМЫ Степень важности темы на данный момент времени ВЫВОД ОБ АКТУАЛЬНОСТИ ТЕМЫ Определение проблемы Поиск противоречия ПРОТИВОРЕЧИЕ Задание: найдите противоречие, определите научно-практическую проблему Задание: найдите противоречие, определите научно-практическую проблему «Размещение, проблемы и перспективы развития сельского хозяйства России» Определить самостоятельно: Актуальность ___________________________ Объект _________________________________ Предмет ________________________________ Цель ___________________________________ Основные задачи: 1.______________________________________ 2.______________________________________ 3.______________________________________ 4.______________________________________ «Размещение, проблемы и перспективы развития транспортного комплекса России» Определить самостоятельно: Актуальность ___________________________ Объект _________________________________ Предмет ________________________________ Цель ___________________________________ Основные задачи: 1.______________________________________ 2.______________________________________ 3.______________________________________ 4.______________________________________ Степень разработанности проблемы Ответ на вопрос: кто и когда изучал вашу тему? (основная и смежные области знания) Важно! • Проанализировать, обобщить, классифицировать (если возможно) и написать краткие выводы (0,5-1 стр. во введении). • Понять, что еще не изучено, какие новые противоречия и проблемы появились. Что анализировать? Монографии, диссертации, научные статьи, аналитические материалы . Во введении отмечается источниковая база исследования: материалы статистики, исследований, нормативноправовые документы, концепции, программы развития Основные теоретикометодологические подходы Системный подход Структурно-функциональный подход Диалектический подход Обеспечивают научную и методологическую непротиворечивость, целостность, логичность исследования Основные методы исследования Методология (логика, законы, теории науки) ≠ Методы (способы) Общенаучные методы анализ, синтез, сравнение (сходство и различие), индукция (от частного к общему) и дедукция (от общего к частному), аналогия и моделирование, абстрагирование и конкретизация, системный анализ, гипотетический метод, наблюдение и эксперимент, лабораторные и полевые исследования. Методы в конкретной отрасли науки См. методы исследования в регионоведении. ЗАДАЧА студента – правильно выбрать методы (способы научного познания объекта и предмета) Что надо учитывать в исследовании? Многофакторность Контекст (исторический, социокультурный и др.) Динамичность (тенденции, закономерности) Доказательность выводов Связь теории и практики МНОГОФАКТОРНОСТЬ Внешние Внутренние Макро - Объективные Мезо Субъективные Микро - Внутренняя среда Макро Мезо Политические Экономические Культурные Микро др. факторы объект СУБЪЕКТИВНЫЕ ОБЪЕКТИВНЫЕ Внешняя среда Политические Экономические Культурные и др. Региональные особенности Задание: определите факторы Региональные особенности Задание: определите факторы Региональные особенности Задание: определите факторы Региональные особенности Задание: определите факторы Региональные особенности Задание: определите факторы Контекст и динамичность Динамика показатели показатели показатели объект Контекст Контекст и динамичность ДОКАЗАТЕЛЬНОСТЬ ВЫВОДОВ ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ссылки на исследования, авторские предположения; возможно, моделирование ЭМПИРИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЕ ссылки на статистику, анализ практики, эмпирические исследования, эксперимент (в т.ч. авторские) Базовые понятия Субъекты и объекты Явления, феномены Институты Процессы Отношения Взаимодействия Группы Механизмы Индивиды Факторы Определение понятия РОДОВОЕ ПОНЯТИЕ + СПЕЦИФИКА ПРЕДМЕТА ИССЛЕДОВАНИЯ Регион ( лат: regio - «страна», «область») определённая территория, обладающая целостностью и взаимосвязью её составных элементов. Что обеспечивает целостность? Какие элементы? Как они связаны? ________________________ ЗАДАНИЕ: Определите понятие «регион» в зависимости от темы исследования • Тема: Социокультурные особенности региона • Тема: Экономические особенности региона • Тема: Политические особенности региона Операционализация понятий (приведение понятия к измеряемому виду) Это позволяет работать с понятием на практическом уровне, оперировать им при решении конкретных аналитических и прогнозных задач. Процедура операционализации: 1. Выделение частей понятия (переменных) 2. Перевод исходного понятия в показатели 3. Определение единиц измерения. 4. Определение методов сбора искомых данных. ПРИМЕР операционализации понятий (приведение понятия к измеряемому виду) Тема: Социальное развитие региона (на примере…) Базовое понятие: Р. - определённая территория, обладающая целостностью и взаимосвязью её составных элементов Особенность предмета: социальное развитие. Рабочее определение м.б.: регион – территория, обладающая целостностью и взаимосвязью социальных факторов и условий ее развития. Социальные факторы ______________ Индикаторы - занятость населении ______________ уровень безработицы - качество жизни __________________ динамика и структура доходов (расходов) - уровень развития инфраструктуры _________________ обеспеченность местами в школе, д/с, больнице, дороги и др. Задание: операционализируйте понятия: 1) Тема: Регион как природно-географическая система. Переменные ______________________________ Показатели _______________________________ Методы сбора данных ______________________ 2) Если показателями являются: антропогенная нагрузка на территорию, уровень выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, состояние поверхностных водоемов и запасов сточных вод то, регион, скорее всего, рассматривается как _____________ Зачем Вы все это писали? НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ Научная новизна Что сделано (проанализировано, выявлено, доказано) лично автором по теме работы. Элементы новизны: новый объект (или предмет) исследования, т.е. рассматривается впервые (или ранее редко рассматривался); новая постановка известных проблем или задач (например, приняты новые условия, факторы); новый контекст исследования ранее исследованных объектов и предметов; новый метод решения или новое применение известного решения или метода; новые следствия из известной теории в новых условиях; новые результаты эксперимента, их следствия; новые или усовершенствованные критерии, показатели и их обоснование; разработка оригинальных математических моделей процессов и явлений, полученные с их использованием данные. Практическая значимость Прикладное значение работы, возможности его использования в практике деятельности в образовательном процессе, в дальнейших прикладных исследованиях Элементы практической значимости: • предложения по решению проблемы; • предложения по совершенствованию исследуемой деятельности; • материалы работы (модели, алгоритмы, концепции и т.п.); • выводы и рекомендации. Наиболее частые ошибки 1. 2. 3. Несоответствие названия объекту и предмету исследования. «Двойственность» цели, несколько целей, несоответствие теме. Компилятивность; неумение студента анализировать и систематизировать чужие исследования, неумение выделить главное для своей работы. 4. Неумение студента обосновать собственную позицию путем использования результатов исследований других авторов. 5. Нелогичность работы. 6. Задачи не решены и не соответствуют материалам разделов работы. 7. Отсутствие трактовки основных понятий. Отсутствие единой понятийной базы и категорий, которыми оперирует студент. 8. Избыточность материала (много лишнего материала). 9. Необоснованность выводов (неумение оперировать фактами, цифрами). 10. Напишите свои ошибки ________________________________ Условия допуска к защите • Текст работы сброшюрованный и правильно оформленный (см. Требования к оформлению) • Справка «Антиплагиат» – оригинальность (авторский текст) не менее 70% • Отзыв научного руководителя Защита работы • Публичная (комиссия 2-3 человека) • Доклад 7-10 минут • Презентация Примеры критериев оценки Целостность • проблема представлена полно, ее значимость достаточно обоснована -4 • проблема и ее значимость представлены неполно или недостаточно обоснованы -2 • постановка проблемы и обоснование ее значимости отсутствуют -0 • объект, предмет, цели и задачи соответствуют теме и содержанию работы-4 • наблюдается все или одно их несоответствий объекта, предмета, цели и задач теме и содержанию работы -2 • объект, предмет, цели и задачи не соответствуют теме и содержанию работы -0 Примеры критериев оценки Коммуникативная компетентность представлено самостоятельное проблемное осмысление заявленной темы в соответствии с изученными источниками -3 присутствуют элементы самостоятельного осмысления темы, ссылок нет-2 отсутствует самостоятельное осмысление представленной информации -1 Информационная компетентность • на основе изученной информации сделаны выводы и обобщения, использованные в практической части -7 • использованные источники позволили провести анализ и выразить оценочное суждение к материалам (проблеме) -5 • источников достаточно для раскрытия темы, терминология корректна -4 • источников для раскрытия темы проекта достаточно, но в используемой терминологии встречаются неточности -3 • источников для раскрытия темы проекта недостаточно, в используемой терминологии встречаются неточности -2 • используемая терминология недостаточна или некорректна, ссылок на изученные источники нет -1 Оформление печатных источников и ссылок 1. 2. 3. 4. Иванов В.С., Спиридонов Г.С. Страны Восточной Европы и ЕС. – М.: Инфо-Пресс, 2007. – 270 с. Конкурентоспособность российских регионов / Сидоров И.В.,, Петров К.Б. – М.: Экономика, 2007. - С.10. Климов А.И. БРИКС: уже не только саммиты // Международная жизнь. – 2014. - №10. – С.35-43 Маликова О.И. Трансформация структуры европейского энергетического рынка: возможности и риски для экономического роста России // Россия в современной международной системе координат: новые вызовы и возможности: Сборник статей международной научно-практической конференции МИГСУ РАНХиГС /по общ.ред. В.В,Комлевой -. М.: Проспект, 2014. – С.86-90 Оформление электронных источников 1. Программа развития ООН: Развитие человеческого потенциала в регионах России в 2013 году. [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий. — 2013.06.17. URL: http://gtmarket.ru/news/2013/06/17/6014 (дата обращения: 05.10.2014). 1. Global Launch of 2014 Human Development Report [Электронный ресурс] URL: http://hdr.undp.org/en/2014-report (дата обращения: 02.12.2014). 2. Joseph E. Stiglitz. The Age of Vulnerability [Электронный ресурс] URL: http://www.project-syndicate.org/commentary/economic-failure-individual-ins ecurity-by-joseph-e--stiglitz-2014-10#dVTCydGK6BXwKBMS.01 (дата обращения: 02.12.2014). 3. Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства [Электронный ресурс]. – М.: Большая Рос. энцикп., 1996. – 1 электрон, опт. диск (CD-ROM). Оформление иностранных источников Один автор: 1.Armitage, G.C. Development of classification system for periodontal diseases and conditions / G.C. Armitage // Ann. Periodontal. – 1999. - №1. – P. 1-6. Несколько авторов: 1.Eggert, F.M. Performance of a commercial immunoassay for detection and differentiation of periodontal marker bacteria: analysis of immunochemical performance with clinical samples / F.M. Eggert, M.H. McLeod, G. Flowerdew // J. Periodontol. – 2001. – Vol. 72, №9. – P. 1201 – 1209. 1.The effect of short-term tooth intrusion on human pulpal blood flow measured by laser Doppler flowmetry / M.Ikawa, M.Fujiwara, H. Horiuchi et al. // Arch. Oral Biol. – 2001. – Vol.46, №9. – P.781-788 2.Druker P. People and Performance: The Best of Peter Druker on Management. – N.Y., 1987. – 134 p. Иностранные системы оформления литературы наиболее часто используют стили: APA, MLA, Гарвардский, Чикагский Например: 1.Turner, A. (2006), Introduction to Neogeography, O'Reilly Media, London, 56 p. При оформлении русскоязычного источника на другом языке после перевода источника в [квадратных скобках] указывается транслитерирование русского исходного источника в тех же рамках оформления в английский язык. 1.Gokhberg, L.M., Kuznetsova, I.A., Yasin, E.G. (2004), "Innovation as a factor of economic modernization", Structural developments in the Russian industry ["Innovatsii kak faktor modernizatsii ekonomiki", Strukturnye izmeneniya v rossiiskoi promyshlennosti], GU-VShE, Moscow, pp. 37-74. Описание диссертации, автореферата диссертации 1.Иванов А.А. Название работы: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 2013. 2.Сидоров Б.Б. Название работы: дис. ... канд. психол. наук. Волгоград, 2010. Ссылки на архивные источники 1.Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ), ф.9412, оп.1, д. 355, л .28. Государственный архив Челябинской области (ГАЧО), ф. П-2, оп. 1, д. 15. Текущий архив Управления народного образования Свердловской области, ф.12, оп. 1, д. 6, л .17. Нормативно-правовые документы 1.Об охране окружающей среды: федер. Закон Рос. Федерации от 10.01.2002 № 7-ФЗ: в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 №122-ФЗ, …… от 19.07.2011 № 248-ФЗ), принят ГД ФС РФ 20.12.2001 // Российская газета. 2011. - 2 марта. - С. 2 2.О мерах по развитию федеральных отношений и местного самоуправления в Российской Федерации: Указ Президента РФ от 27 ноября 2003 № 1395 // Собрание законодательства РФ. - 2003. - Ст. 4660 • Список использованной литературы должен быть выполнен в соответствии с ГОСТ 7.32.2001 "Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. • Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления" и правилами библиографического описания документов ГОСТ 7.1-2003 "Библиографическая запись. Библиографическое описание".

Рекомендованные лекции

Смотреть все
Государственное и муниципальное управление

Методика курсовой работы

Методика курсовой работы для студентов, обучающихся по программе высшего образования по направлению «ГМУ с углубленным изучением иностранных языков и ...

Педагогика

Методика подготовки и выполнения курсовой работы

Лекция №1 Тема: Подготовка и выполнение курсовой работы План: 1. Отличие курсовых и выпускных работ 2. Поиск литературы по теме исследования 3. Анализ...

Педагогика

Методика написания курсовой и выпускной квалификационной работы (ВКР)

Лекция №8 МЕТОДИКА НАПИСАНИЯ КУРСОВОЙ И ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ (ВКР) Хомутова Ирина Владимировна к.п.н., доцент кафедры методики обучения б...

Автор лекции

Хомутова И. В.

Авторы

Право и юриспруденция

Преподавание юриспруденции в высшей школе

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКИЙ УНИВЕРС...

Автор лекции

Землин А.И.

Авторы

Педагогика

Основы научных исследований

1 Кафедра теоретической и прикладной экономики ОСНОВЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ Курс лекций Составители: Соловьева В.Н., канд. экон. наук, доцент Мытарева ...

Автор лекции

Соловьева В.Н., Мытарева Е.А.

Авторы

Бухгалтерский учет и аудит

Управленческий учет на предприятиях нефтяной и газовой промышленности

МИНИСТЕРСВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ УФИМСКИЙ ГОС...

Автор лекции

Гареева З.А., Иванова И.В.

Авторы

Социология

Организация научных исследований

ЛЕКЦИЯ 1. ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ 1.1. Общие сведения о науке и научных исследованиях Наука – это непрерывно развивающаяся система знаний объ...

Физическая культура

Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование» в системе высшего профессионального физкультурного образования

• Тема 1.Дисциплина «Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование» в системе высшего профессионального физкультурного образования. Дисципл...

Социология

Организация научных исследований

​ Лекция 2 Организация научных исследований. 1. Понятие и роль проблемы в исследованиях. 2. Тема научного исследования. Объект и предмет исследования....

Анализ хозяйственной деятельности

Комплексный экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности. Методика рейтингового анализа эмитента

Комплексный экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности Содержание Введение …………………………………………………………….…………2 1.Роль и содержание комплексно...

Смотреть все