Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Методика курсовой работы

  • 👀 313 просмотров
  • 📌 277 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате ppt
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Методика курсовой работы» ppt
Методика курсовой работы для студентов, обучающихся по программе высшего образования по направлению «Регионоведение России» (бакалавриат) Структура работы: введение, две главы (в каждой по 2-3 параграфа), заключение, список литературы, приложения Введение Актуальность Проблема Степень разработанности проблемы Объект Предмет Цель Задачи Теоретико-методологическая база исследования Методы исследования Научная новизна Практическая значимость Определение объекта и предмета ОБЪЕКТ это то, на что направлено исследование (область научных изысканий, в пределах которых выявлена и существует указанная ПРЕДМЕТ – это то, проблема. что изучается в объекте Это система закономерностей, связей, (часть системы или отношений, видов деятельности, процесс, протекающий процессов и явлений в рамках в системе, аспект или которой возникает проблемная точка зрения, ситуация) с которой познается целостный объект) Место России в мировом рейтинге ИРЧП • Объект: индекс развития человеческого потенциала как комплексный показатель развития человека в странах и регионах мира • Предмет: индекс развития человеческого потенциала России в структуре мировых рейтингов • Цель: исследование условий, факторов и динамики индекса развития человеческого потенциала в России в сравнении с другими странами мира Правильная формулировка темы Задание: определите объект и предмет исследования Содержание Введение 1. Методологические основы исследования ИРЧП 1.1.Развитие человеческого потенциала как системный показатель развития стран и регионов 1.2. Система оценки ИРЧП (проблемы рейтингования) 1.3. Тенденции развития ИРЧП 2. Развитие человеческого потенциала в России 2.1.Россия в системе мировых рейтингов ИРЧП (динамика, сравнительный анализ) (карта) 2.2. ИРЧП в регионах России (карта) 2.3. Условия и факторы развития ЧП в России (Причины отставания России по ИЧРП) Заключение • СКОЛЬКО СТРАНИЦ ? Как формулировать задачи ? 1. Методологические основы исследования ИРЧП 1.1.Развитие человеческого потенциала как системный показатель развития стран и регионов 1.2. Система оценки ИРЧП (проблемы рейтингования) 1.3. Тенденции развития ИРЧП 2. Развитие человеческого потенциала в России 2.1.Россия в системе мировых рейтингов ИРЧП (динамика, сравнительный анализ) (карта) 2.2. ИРЧП в регионах России (карта) 2.3. Условия и факторы развития ЧП в России (Причины отставания России по ИЧРП) Задачи: - анализ развитие человеческого потенциала как системный показатель развития стран и регионов - изучение системы оценки ИРЧП и проблем рейтингования - выявление тенденций развития ИРЧП - определение места России в системе мировых рейтингов ИРЧП - проведение сравнительного исследования регионов России по уровню ИРЧП - определение условий и факторов развития ЧП в России Постановка цели и задач ЦЕЛЬ – основное, что собирается сделать студент в процессе исследования ЗАДАЧИ 1) выявление, уточнение, углубление, методологическое обоснование сущности, природы, структуры изучаемого объекта 2) анализ реального состояния предмета исследования, динамики, внутренних противоречий его развития во времени и пространстве 3)изучение возможностей и способностей преобразования предмета исследования, моделирования, опытно-экспериментальной проверки 4) разработка направлений, путей и средств повышения эффективности (совершенствования) исследуемого явления, процесса, выявление проблем управления исследуемым объектом (предметом), т.е. практический аспект работы Задач в исследовательской работе не должно быть много и они должны последовательно решаться в разделах работы ОПРЕДЕЛЕНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ТЕМЫ Степень важности темы на данный момент времени ВЫВОД ОБ АКТУАЛЬНОСТИ ТЕМЫ Определение проблемы Поиск противоречия ПРОТИВОРЕЧИЕ Задание: найдите противоречие, определите научно-практическую проблему Задание: найдите противоречие, определите научно-практическую проблему «Размещение, проблемы и перспективы развития сельского хозяйства России» Определить самостоятельно: Актуальность ___________________________ Объект _________________________________ Предмет ________________________________ Цель ___________________________________ Основные задачи: 1.______________________________________ 2.______________________________________ 3.______________________________________ 4.______________________________________ «Размещение, проблемы и перспективы развития транспортного комплекса России» Определить самостоятельно: Актуальность ___________________________ Объект _________________________________ Предмет ________________________________ Цель ___________________________________ Основные задачи: 1.______________________________________ 2.______________________________________ 3.______________________________________ 4.______________________________________ Степень разработанности проблемы Ответ на вопрос: кто и когда изучал вашу тему? (основная и смежные области знания) Важно! • Проанализировать, обобщить, классифицировать (если возможно) и написать краткие выводы (0,5-1 стр. во введении). • Понять, что еще не изучено, какие новые противоречия и проблемы появились. Что анализировать? Монографии, диссертации, научные статьи, аналитические материалы . Во введении отмечается источниковая база исследования: материалы статистики, исследований, нормативноправовые документы, концепции, программы развития Основные теоретикометодологические подходы Системный подход Структурно-функциональный подход Диалектический подход Обеспечивают научную и методологическую непротиворечивость, целостность, логичность исследования Основные методы исследования Методология (логика, законы, теории науки) ≠ Методы (способы) Общенаучные методы анализ, синтез, сравнение (сходство и различие), индукция (от частного к общему) и дедукция (от общего к частному), аналогия и моделирование, абстрагирование и конкретизация, системный анализ, гипотетический метод, наблюдение и эксперимент, лабораторные и полевые исследования. Методы в конкретной отрасли науки См. методы исследования в регионоведении. ЗАДАЧА студента – правильно выбрать методы (способы научного познания объекта и предмета) Что надо учитывать в исследовании? Многофакторность Контекст (исторический, социокультурный и др.) Динамичность (тенденции, закономерности) Доказательность выводов Связь теории и практики МНОГОФАКТОРНОСТЬ Внешние Внутренние Макро - Объективные Мезо Субъективные Микро - Внутренняя среда Макро Мезо Политические Экономические Культурные Микро др. факторы объект СУБЪЕКТИВНЫЕ ОБЪЕКТИВНЫЕ Внешняя среда Политические Экономические Культурные и др. Региональные особенности Задание: определите факторы Региональные особенности Задание: определите факторы Региональные особенности Задание: определите факторы Региональные особенности Задание: определите факторы Региональные особенности Задание: определите факторы Контекст и динамичность Динамика показатели показатели показатели объект Контекст Контекст и динамичность ДОКАЗАТЕЛЬНОСТЬ ВЫВОДОВ ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ссылки на исследования, авторские предположения; возможно, моделирование ЭМПИРИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЕ ссылки на статистику, анализ практики, эмпирические исследования, эксперимент (в т.ч. авторские) Базовые понятия Субъекты и объекты Явления, феномены Институты Процессы Отношения Взаимодействия Группы Механизмы Индивиды Факторы Определение понятия РОДОВОЕ ПОНЯТИЕ + СПЕЦИФИКА ПРЕДМЕТА ИССЛЕДОВАНИЯ Регион ( лат: regio - «страна», «область») определённая территория, обладающая целостностью и взаимосвязью её составных элементов. Что обеспечивает целостность? Какие элементы? Как они связаны? ________________________ ЗАДАНИЕ: Определите понятие «регион» в зависимости от темы исследования • Тема: Социокультурные особенности региона • Тема: Экономические особенности региона • Тема: Политические особенности региона Операционализация понятий (приведение понятия к измеряемому виду) Это позволяет работать с понятием на практическом уровне, оперировать им при решении конкретных аналитических и прогнозных задач. Процедура операционализации: 1. Выделение частей понятия (переменных) 2. Перевод исходного понятия в показатели 3. Определение единиц измерения. 4. Определение методов сбора искомых данных. ПРИМЕР операционализации понятий (приведение понятия к измеряемому виду) Тема: Социальное развитие региона (на примере…) Базовое понятие: Р. - определённая территория, обладающая целостностью и взаимосвязью её составных элементов Особенность предмета: социальное развитие. Рабочее определение м.б.: регион – территория, обладающая целостностью и взаимосвязью социальных факторов и условий ее развития. Социальные факторы ______________ Индикаторы - занятость населении ______________ уровень безработицы - качество жизни __________________ динамика и структура доходов (расходов) - уровень развития инфраструктуры _________________ обеспеченность местами в школе, д/с, больнице, дороги и др. Задание: операционализируйте понятия: 1) Тема: Регион как природно-географическая система. Переменные ______________________________ Показатели _______________________________ Методы сбора данных ______________________ 2) Если показателями являются: антропогенная нагрузка на территорию, уровень выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, состояние поверхностных водоемов и запасов сточных вод то, регион, скорее всего, рассматривается как _____________ Зачем Вы все это писали? НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ Научная новизна Что сделано (проанализировано, выявлено, доказано) лично автором по теме работы. Элементы новизны: новый объект (или предмет) исследования, т.е. рассматривается впервые (или ранее редко рассматривался); новая постановка известных проблем или задач (например, приняты новые условия, факторы); новый контекст исследования ранее исследованных объектов и предметов; новый метод решения или новое применение известного решения или метода; новые следствия из известной теории в новых условиях; новые результаты эксперимента, их следствия; новые или усовершенствованные критерии, показатели и их обоснование; разработка оригинальных математических моделей процессов и явлений, полученные с их использованием данные. Практическая значимость Прикладное значение работы, возможности его использования в практике деятельности в образовательном процессе, в дальнейших прикладных исследованиях Элементы практической значимости: • предложения по решению проблемы; • предложения по совершенствованию исследуемой деятельности; • материалы работы (модели, алгоритмы, концепции и т.п.); • выводы и рекомендации. Наиболее частые ошибки 1. 2. 3. Несоответствие названия объекту и предмету исследования. «Двойственность» цели, несколько целей, несоответствие теме. Компилятивность; неумение студента анализировать и систематизировать чужие исследования, неумение выделить главное для своей работы. 4. Неумение студента обосновать собственную позицию путем использования результатов исследований других авторов. 5. Нелогичность работы. 6. Задачи не решены и не соответствуют материалам разделов работы. 7. Отсутствие трактовки основных понятий. Отсутствие единой понятийной базы и категорий, которыми оперирует студент. 8. Избыточность материала (много лишнего материала). 9. Необоснованность выводов (неумение оперировать фактами, цифрами). 10. Напишите свои ошибки ________________________________ Условия допуска к защите • Текст работы сброшюрованный и правильно оформленный (см. Требования к оформлению) • Справка «Антиплагиат» – оригинальность (авторский текст) не менее 70% • Отзыв научного руководителя Защита работы • Публичная (комиссия 2-3 человека) • Доклад 7-10 минут • Презентация Примеры критериев оценки Целостность • проблема представлена полно, ее значимость достаточно обоснована -4 • проблема и ее значимость представлены неполно или недостаточно обоснованы -2 • постановка проблемы и обоснование ее значимости отсутствуют -0 • объект, предмет, цели и задачи соответствуют теме и содержанию работы-4 • наблюдается все или одно их несоответствий объекта, предмета, цели и задач теме и содержанию работы -2 • объект, предмет, цели и задачи не соответствуют теме и содержанию работы -0 Примеры критериев оценки Коммуникативная компетентность представлено самостоятельное проблемное осмысление заявленной темы в соответствии с изученными источниками -3 присутствуют элементы самостоятельного осмысления темы, ссылок нет-2 отсутствует самостоятельное осмысление представленной информации -1 Информационная компетентность • на основе изученной информации сделаны выводы и обобщения, использованные в практической части -7 • использованные источники позволили провести анализ и выразить оценочное суждение к материалам (проблеме) -5 • источников достаточно для раскрытия темы, терминология корректна -4 • источников для раскрытия темы проекта достаточно, но в используемой терминологии встречаются неточности -3 • источников для раскрытия темы проекта недостаточно, в используемой терминологии встречаются неточности -2 • используемая терминология недостаточна или некорректна, ссылок на изученные источники нет -1 Оформление печатных источников и ссылок 1. 2. 3. 4. Иванов В.С., Спиридонов Г.С. Страны Восточной Европы и ЕС. – М.: Инфо-Пресс, 2007. – 270 с. Конкурентоспособность российских регионов / Сидоров И.В.,, Петров К.Б. – М.: Экономика, 2007. - С.10. Климов А.И. БРИКС: уже не только саммиты // Международная жизнь. – 2014. - №10. – С.35-43 Маликова О.И. Трансформация структуры европейского энергетического рынка: возможности и риски для экономического роста России // Россия в современной международной системе координат: новые вызовы и возможности: Сборник статей международной научно-практической конференции МИГСУ РАНХиГС /по общ.ред. В.В,Комлевой -. М.: Проспект, 2014. – С.86-90 Оформление электронных источников 1. Программа развития ООН: Развитие человеческого потенциала в регионах России в 2013 году. [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий. — 2013.06.17. URL: http://gtmarket.ru/news/2013/06/17/6014 (дата обращения: 05.10.2014). 1. Global Launch of 2014 Human Development Report [Электронный ресурс] URL: http://hdr.undp.org/en/2014-report (дата обращения: 02.12.2014). 2. Joseph E. Stiglitz. The Age of Vulnerability [Электронный ресурс] URL: http://www.project-syndicate.org/commentary/economic-failure-individual-ins ecurity-by-joseph-e--stiglitz-2014-10#dVTCydGK6BXwKBMS.01 (дата обращения: 02.12.2014). 3. Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства [Электронный ресурс]. – М.: Большая Рос. энцикп., 1996. – 1 электрон, опт. диск (CD-ROM). Оформление иностранных источников Один автор: 1.Armitage, G.C. Development of classification system for periodontal diseases and conditions / G.C. Armitage // Ann. Periodontal. – 1999. - №1. – P. 1-6. Несколько авторов: 1.Eggert, F.M. Performance of a commercial immunoassay for detection and differentiation of periodontal marker bacteria: analysis of immunochemical performance with clinical samples / F.M. Eggert, M.H. McLeod, G. Flowerdew // J. Periodontol. – 2001. – Vol. 72, №9. – P. 1201 – 1209. 1.The effect of short-term tooth intrusion on human pulpal blood flow measured by laser Doppler flowmetry / M.Ikawa, M.Fujiwara, H. Horiuchi et al. // Arch. Oral Biol. – 2001. – Vol.46, №9. – P.781-788 2.Druker P. People and Performance: The Best of Peter Druker on Management. – N.Y., 1987. – 134 p. Иностранные системы оформления литературы наиболее часто используют стили: APA, MLA, Гарвардский, Чикагский Например: 1.Turner, A. (2006), Introduction to Neogeography, O'Reilly Media, London, 56 p. При оформлении русскоязычного источника на другом языке после перевода источника в [квадратных скобках] указывается транслитерирование русского исходного источника в тех же рамках оформления в английский язык. 1.Gokhberg, L.M., Kuznetsova, I.A., Yasin, E.G. (2004), "Innovation as a factor of economic modernization", Structural developments in the Russian industry ["Innovatsii kak faktor modernizatsii ekonomiki", Strukturnye izmeneniya v rossiiskoi promyshlennosti], GU-VShE, Moscow, pp. 37-74. Описание диссертации, автореферата диссертации 1.Иванов А.А. Название работы: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 2013. 2.Сидоров Б.Б. Название работы: дис. ... канд. психол. наук. Волгоград, 2010. Ссылки на архивные источники 1.Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ), ф.9412, оп.1, д. 355, л .28. Государственный архив Челябинской области (ГАЧО), ф. П-2, оп. 1, д. 15. Текущий архив Управления народного образования Свердловской области, ф.12, оп. 1, д. 6, л .17. Нормативно-правовые документы 1.Об охране окружающей среды: федер. Закон Рос. Федерации от 10.01.2002 № 7-ФЗ: в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 №122-ФЗ, …… от 19.07.2011 № 248-ФЗ), принят ГД ФС РФ 20.12.2001 // Российская газета. 2011. - 2 марта. - С. 2 2.О мерах по развитию федеральных отношений и местного самоуправления в Российской Федерации: Указ Президента РФ от 27 ноября 2003 № 1395 // Собрание законодательства РФ. - 2003. - Ст. 4660 • Список использованной литературы должен быть выполнен в соответствии с ГОСТ 7.32.2001 "Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. • Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления" и правилами библиографического описания документов ГОСТ 7.1-2003 "Библиографическая запись. Библиографическое описание".
«Методика курсовой работы» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Автор(ы) Соловьева В.Н., Мытарева Е.А.
Смотреть все 8 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot