Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Методическое руководство работой по математическому развитию дошкольников в ДОО

  • 👀 448 просмотров
  • 📌 390 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Методическое руководство работой по математическому развитию дошкольников в ДОО» pdf
Тема: Методическое руководство работой по математическому развитию дошкольников в ДОО Актуальность. Целью методической деятельности является удовлетворение актуальных и выявление потенциальных образовательных потребностей через освоение наиболее рациональных методов и приемов организации образовательной практики, обобщение и распространение наиболее ценного педагогического опыта, а также создание методических продуктов для улучшения обеспечения образовательного процесса. Таким образом, научно-методическая работа стимулирует профессиональное развитие педагога, способствует его самореализации, решению профессиональных и личностных проблем, позволяет получить большее удовлетворение от работы. Поэтому столь актуально изучение основ научно-методической работы. Методическая работа является очень важным звеном в целостной общегосударственной системе повышения квалификации и мастерства воспитателя. Постоянная связь содержания методической работы с ходом и результатами работы педагогов обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого воспитателя. Изучением различных аспектов методического сопровождения (процесса развития ребенка; педагогической деятельности и пр.) занимались такие ученые, как А.А. Архипова, М.Р. Битянова, Е.И. Казакова, Г.С. Курагина, И.В. Серебрякова, Л.Г. Тарита, Л.М. Шипицина и др. В данной работе рассмотрены основы методического сопровождения процесса математического развития детей в условиях дошкольной организации, которое является неотъемлемым компонентом общего (интеллектуального, культурного) развития дошкольника. При внедрении ФГОС в систему дошкольного образования на первый план выходят задачи всестороннего развития ребенка. Особенно остро в данных условиях стоит вопрос подготовки кадров, способных реализовывать поставленные цели. При этом возрастает роль методической службы, которая должна отвечать за развитие и совершенствование всей работы с детьми в соответствии с государственным заказом и новыми достижениями в педагогической и психологической науке. Цель лекции: раскрыть задачи методиста детского сада по повышению квалификации воспитателей в свете современных требований к дошкольному воспитанию; охарактеризовать содержание и наиболее эффективные формы методической работы с учетом специфики методики математического развития дошкольников; выявить оптимальные педагогические условия организации методического сопровождения процесса математического развития дошкольников. 1. Характеристика понятия «методическое сопровождение» Термин «сопровождение» появился в педагогике относительно недавно, с конца 90-х годов XX века. В современной литературе не существует единого подхода к определению самого понятия, вычленения его педагогического и методического содержания. Соответственно, появилась необходимость рассмотрения данного термина, исходя их разных уровней осмысления авторских позиций. Сопровождение - следовать рядом, вместе с кем-то, ведя куда-то или идя за кем-то, в качестве спутника или провожатого. Соответственно, в русском языке слово «сопровождение» на уровне обыденного сознания употребляется в основном в значении "следовать рядом с человеком" (Толковый словарь Ожегова) Таким образом, употребление данного термина возможно только в случае совместного с кем-либо пути, движения, действия. Рассмотрим, как трактуется данное понятие в современных исследованиях в области психологии, педагогики, социологии. Анализ исследований Е.И. Казаковой, Л.С. Митиной, А.П. Тряпициной, М.С. Полянского, Битяновой М.Р. и др. позволяет рассматривать сопровождение с различных позиций: • теории как идеологию гуманизации образовательного процесса с позиции и практики Педагогики Успеха (Е.С.Заир-Бек, Е.И.Казакова, Л.М.Митина, А.П.Тряпицина); • как педагогическую технологию, использование которой предполагает обретение субъектом развития нового значимого опыта по решению проблем в сложных ситуациях жизненного выбора (Е.И.Казакова, М.С.Полянский ); • как помощь ребенку, его семье и педагогам, в основе которой сохранение максимума свободы и ответственности субъекта развития за выбор варианта решения актуальной проблемы; • как определенную гарантию для субъекта сопровождения в получении защиты так, чтобы он сам мог решать свои проблемы (Л.М. Шипицина); • как совместную деятельность специалистов, направленную на создание системы социально-психологических условий, способствующих успешному обучению и развитию каждого ребенка в конкретной образовательной среде (М.Р. Битянова, Л.М. Шипицина, И.В. Серебрякова); Таким образом, в контексте педагогической действительности понятие сопровождение может рассматриваться как: • метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. • помощь субъекту в принятии решения в сложных ситуациях жизненного выбора, (ситуации жизненного выбора — множественные проблемные ситуации, при разрешении которых субъект определяет для себя путь прогрессивного или регрессивного развития). • сложный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, результатом которого является решение или действие, ведущее к прогрессу в развитии сопровождаемого. Использование термина "сопровождение" приемлемо только в том случае, если человек оказывает поддержку и помощь другому человеку в решении актуальных проблем его развития. Важно подчеркнуть, что независимо от того, в каком контексте используется термин "сопровождение": как помощь, как метод или как работа службы сопровождения, организовать его можно только в процессе активного взаимодействия сопровождаемого и сопровождающего. Дальнейший анализ психолого-педагогических исследований позволил определить виды сопровождения, существующие на современном этапе развития системы образования. В настоящее время существует два основания деления сопровождения на виды: в содержательном аспекте сопровождение делится на: • психологическое; • социально-педагогическое; • научно-методическое. по количеству субъектов, участвующих в данном процессе сопровождение разделяется на: • индивидуально-ориентированное; • системно-ориентированное. Определив сущность понятия сопровождения, рассмотрев его основные виды можно вывести рабочее понятие "методического сопровождения". Под методическим сопровождением образовательного процесса в дошкольной организации систематическое понимается взаимодействие специально старшего организованное воспитателя (методиста, руководителя структурного подразделения) и воспитателя, направленное на оказание помощи педагогу в выборе путей решения задач и типичных проблем, возникающих в ситуации реальной педагогической деятельности, с учетом его профессионального и жизненного опыта. Важно отметить, что сущностной чертой любого взаимодействия является обогащение и развитие каждого его участника. В связи с чем методическое сопровождение как особый способ организации методической деятельности позволяет не только оказать помощь и поддержку педагогу, но и одновременно способствует развитию профессиональной деятельности старшего воспитателя. Организация такого особого взаимодействия возможна при соблюдении его участниками следующих принципов методического сопровождения: • Принцип приоритета гуманистических педагогических ценностей, которыми являются человек, человеческая жизнь, развивающаяся личность педагога как самоценный субъект непрерывного педагогического образования; • Принцип открытости межличностных отношений, где приоритетными являются искренность и естественность во взаимодействии сопровождаемого и сопровождающего, что позволяет повышать вероятность взаимопонимания; • Принцип расширения сферы самосознания педагога. Данный принцип рассматривается через осознание педагогом своих внутренних потенциальных возможностей, необходимых для решения появившейся проблемы. • Принцип активизации субъект-субъектного взаимодействия, где главным показателем выступает целесообразность сопровождения; • Принцип приоритета интересов сопровождаемого, раскрывающийся в стремлении сопровождающего решить проблему с максимальной пользой для педагога; • Принцип непрерывности сопровождения, гарантирующий непрерывную помощь и поддержку педагогу в решении проблемы, который не прекращается, как только решение найдено; • Принцип реализации маршрута индивидуальной педагогической деятельности, связанный с увеличением степени свободы педагога при выборе и решении профессионально-педагогических рекомендательный характер советов проблем, предполагающий сопровождающего, что означает самостоятельность и ответственность педагога за решение проблемы. Определяя сущность методического сопровождения нельзя не коснуться его целевой направленности. Цели методического сопровождения воспитателя в первую очередь зависят от тех трудностей и проблем, с которыми воспитатель сталкивается, решая общие задачи работы дошкольного учреждения. Рассматривая особенности организации методического сопровождения воспитателя, важно определить основные этапы его организации: Аналитико-диагностический этап: включающий «Заявку на получение помощи и поддержки» - вычленение проблемы воспитателем и осознание необходимости получить помощь в ее решении. Изучение субъектами сопровождения причин возникновения данной проблемы (диагностика и самодиагностика). Обобщение полученной информации совместно с воспитателем и совместное формулирование вариантов решения данной проблемы Выбор воспитателем из существующих альтернатив решения проблемы наиболее приемлемых вариантов. Проектировочный этап, предполагающий совместное проектирование маршрута профессиональной деятельности воспитателя, направленной на разрешение возникшей проблемы: содержание работы, проектирование образовательной среды, в которой будет проходить работа воспитателя, привлечение круга специалистов, готовых оказать помощь воспитателю и т.д. Этап реализации маршрута профессиональной деятельности педагога, складывающийся из: - оказания первичной помощи педагогу на начальном этапе реализации маршрута, корректировка маршрута в процессе его реализации; - организации систематической помощи и поддержки воспитателя в процессе реализации маршрута, путем использования наиболее адекватных методов и приемов, исходя из профессиональных и личностных особенностей воспитателя. Контрольно-оценочный этап, включающий совместное обсуждение результата (ов) решения проблемы. Таким образом, организация методического сопровождения включает в себя помощь воспитателю при проектировании и реализации маршрута его профессиональной деятельности. Образовательный маршрут предусматривает тщательное изучение образовательных потребностей и возможностей субъектов; проектирование путей освоения образовательной программы на основании полученных диагностических данных о субъекте; оказание помощи субъекту при реализации образовательного маршрута. Методическая поддержка есть особая деятельность старшего воспитателя, обеспечивающая индивидуальное профессиональное развитие (саморазвитие) педагога, исходящая из признания того, что поддерживать можно только то, что уже есть в наличии, развивать профессиональную самостоятельность, «самость» воспитателя. Предметом поддержки становится совместная деятельность методиста и педагога с целью определения интересов, целей, возможностей воспитателя, путей преодоления проблем, возникающих у него в профессиональной деятельности. Использование различных видов поддержки предполагает применение особых приемов работы с педагогом в процессе его методического сопровождения. Важно понимать, что сопровождение рассматривается, в первую очередь, как процесс взаимодействия педагога и старшего воспитателя. Поэтому в сопровождении целесообразно использовать приемы диалога: подкрепление, одобрение, выслушивание, ободрение, совет и т.д. Очевидно, что выбор тех или иных приемов связан с основными этапами методического сопровождения. 2. Организация методической работы по математическому развитию детей Качественная организация воспитательно-образовательного процесса, повышение профессиональной компетентности педагогов – основные направления современной дошкольной организации, руководителем которых является старший воспитатель, способствующий целенаправленному и эффективному управлению методической работой. Методическая работа по математическому развитию детей в дошкольной организации – это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта система взаимосвязанных мер, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого воспитателя и коллектива в целом. Среди множества задач методической работы, возложенных на старшего воспитателя, основной является создание такой образовательной среды, в которой полностью будет реализован творческий потенциал каждого педагога, всего педагогического коллектива с учётом дифференцированного подхода к каждому ребёнку с учётом личностно-ориентированной модели воспитания. В решении данной задачи следует придерживаться функций управления, предложенных К.Б. Белой, П.И. Третьяковым (таблица 1.) . Рассмотренные функции отражают содержание и суть методической работы старшего воспитателя в условиях ДОО. Таблица 1. Функции старшего воспитателя № п/п п/п 1. 2. Функции управления 1 Информационноаналитическая 2 Мотивационноцелевая Функции старшего воспитателя Формирует банк о профессиональных качествах педагогов, выполнении программ, педагогическом опыте, новых исследованиях, психологии, дидактике Совместно с руководителем и педагогами определяет цели и задачи научно-методической работы коллектива, самообразование педагогов, 3 3. Плановопрогностическая 4 4. Организационноисполнительская 5. 6. 5 Контрольнодиагностическая Результативно6 коррекционная (оперативнофункциональное регулирование) формы и методы учебно-воспитательной работы в ДОУ. Помогает педагогам в научной организации труда, создаёт для этого условия. Систематизирует и прогнозирует ППО, современные научные разработки. Прогнозирует развитие научнометодической работы коллектива на основе диагностики, определяет зоны ближайшего развития педагогов. Совместно с руководителем составляет программы развития ДОУ и образовательную, годовой план, планирует методическую работу. Обеспечивает выполнение годового плана работы детского сада. Оказывает методическую помощь педагогам. Готовит и проводит заседания педагогических советов. Организует взаимопосещения, открытые занятия, конкурсы, Дни открытых дверей. Проводит диагностику детей, анкетирование педагогов, родителей, самоанализ, совместное руководство, аттестацию педагогов. Осуществляет взаимодействие со школой и другими учреждениями. Осуществляет совместное руководство внутрисадовский контроль (оперативный, тематический, фронтальный, игровой); оценивает качество учебно-воспитательного процесса, ПРС. Обеспечивает оперативную помощь педагогам и организации учебно-воспитательного процесса, повышения квалификации, экспериментально-поисковой работе Говоря о формировании элементарных математических представлений, можно выделить следующие задачи методического сопровождения: — организация работы по повышению профессиональной квалификации воспитателей; — оказание своевременной квалифицированной помощи по выполнению «Программы воспитания и обучения в детском саду»; — организация контроля за работой воспитателей по выполнению «Программы воспитания и обучения в детском саду» и усвоением детьми предусмотренных программой знаний, умений и навыков; — изучение, обобщение, распространение и внедрение передового педагогического опыта и новаторских идей. Эффективность методического сопровождения работы педагогов по формированию элементарных математических представлений зависит от реализации следующих условий. 1. Плановость. Содержание методической работы предусматривается в годовом и месячных планах и вытекает из конкретных задач дошкольного учреждения. Методическое руководство работой по ФЭМП в комплексе всех мероприятий будет составлять какую-то определенную часть, объем которой зависит от следующих факторов: - уровня квалификации педагогических кадров и состояния работы по данному разделу «Программы воспитания и обучения в детском саду», - умения руководителя понимать перспективу дальнейшего совершенствования работы по обучению детей математике и подготовке их к школе. 2. Целенаправленность. Первичным и важнейшим этапом осуществления любого мероприятия является постановка цели. Одни и те же формы методической работы могут проводиться с разной целью. В свою очередь, цель определяет содержание работы и предусматривает конечный результат. Руководство дошкольной организации должно не только ставить перед педагогическим коллективом конкретные цели, но также выступать в роли организатора, направляя действия сотрудников, объединяя индивидуальные усилия всех работников на решение поставленных задач. 3. Систематичность. Методическое руководство будет по-настоящему эффективным, если намеченные в плане мероприятия будут составлять единую, связанную с общей целью систему воздействия на коллектив воспитателей. 4. Дифференцированный подход. Мастерство педагога, его отношение к делу, конкретные успехи или недостатки в работе составляют основные показатели, которые помогают определять конкретные цели и выбирать наиболее рациональные формы и приемы методической помощи воспитателю. 5. Проверка исполнения. Эффективность конкретных видов и форм методической работы должна проявляться в деятельности каждого педагога и как конечный результат в знаниях и умениях детей. Необходимо систематически проверять, как воспитатели реализуют в своей работе рекомендации старшего воспитателя. Контроль и проверка исполнения способствуют оперативному устранению имеющихся и возникающих недостатков и порождающих их причин. 6. Координирование. Согласованность в работе заведующего, старшего воспитателя и общественных организаций особенно необходима в организации контроля за образовательным процессом. Обеспечение координационных действий в работе определяется правильным планированием. 7. Непрерывность повышения квалификации. Непрерывное повышение квалификации и переподготовки руководства ДОО и воспитателей происходит путем самообразования и участия в разных формах методической работы в масштабах района, города; в рамках факультетов повышения квалификации и др. Реализация задач методического сопровождения осуществляется через коллективные и индивидуальные формы работы с кадрами. К коллективным формам относят педагогические советы. На рассмотрение можно выносить следующие вопросы: отчеты воспитателей о выполнении «Программы воспитания и обучения в детском саду», обмен опытом работы по какой-либо конкретной теме, оценка результатов сравнительной или тематической проверки, внедрение в практику новейших достижений науки и передового педагогического опыта, выполнение инструктивно-нормативных документов и др. Конкретная тематика обсуждаемых на педсоветах вопросов зависит от состояния работы в данном дошкольном учреждении и предусмотренных годовым планом задач ее совершенствования [7, 9]. Приведем примеры таких тем: 1. Активизация мыслительной деятельности детей на занятиях по математике (обмен опытом работы); 2. Использование игровых приемов и занимательных упражнений при формировании элементарных математических представлений (обмен опытом работы); 3. Состояние готовности детей к изучению математики в школе (по материалам тематической проверки). [6] Семинары — наиболее эффективная форма оказания помощи педагогам. Она предполагает сообщение системы теоретических знаний по проблеме, показ их практического применения и самостоятельную работу слушателей, выполнение заданий. Для каждого семинара разрабатывается план его проведения, который по предложениям слушателей может быть дополнен [14]. (План семинаров см. в Приложении 1.) Семинары-практикумы. Цель их — научить воспитателей определенным практическим умениям. В совершенствовании практических умений и навыков педагогов эта форма работы наиболее эффективна, так как здесь рассматриваются важнейшие вопросы конкретной работы с детьми: разработка системы занятий по осуществлению определенной программной задачи; отбор системы дидактических игр, изготовление их, разработка вариантов и правил; изготовление наглядных пособий; использование наиболее эффективных приемов и методов работы по реализации конкретных программных задач (обучение измерительной деятельности, обучение решению задач, обучение порядковому счету и т. п.) [8]. Как семинары, так и семинары-практикумы проводятся в течение определенного периода или на протяжении всего учебного года. Вопрос о том, как часто их проводить, решает руководство дошкольного учреждения в соответствии с содержанием и планом семинаров. На последнем занятии нужно подвести итог, отметить результаты работы каждого участника семинара, наметить задачи на будущее. Коллективные просмотры занятий. Такой вид работы организуется с целью изучения наиболее эффективных приемов и методов работы лучших педагогов. Открытые занятия должны проводить опытные воспитатели, хорошо владеющие методикой воспитания и обучения детей. Они проводятся один раз в квартал. Тематика и содержание открытых занятий определяются вопросами, выносимыми на обсуждение: — изучение состояния работы дошкольных учреждений по разделу программы — «Развитие элементарных математических представлений»; — повышение квалификации педагогических кадров; — организация работы по внедрению передового опыта (его поиск, обобщение, распространение); — оказание конкретной методической помощи воспитателям в повышении качества работы по данному разделу «Программы воспитания и обучения в детском саду». Для систематического изучения состояния работы дошкольных учреждений используются разные методы: эпизодические наблюдения, анализ документации, тематические проверки. Методист всемерно помогает обобщать лучший опыт. С этой целью проводятся групповые и индивидуальные консультации, помогающие воспитателям оформить опыт работы в виде доклада, выступления, статьи. В методическом кабинете следует иметь все необходимые материалы по пропаганде передового опыта. Методист осуществляет контроль за внедрением передового опыта в детском саду. Одной из важных функций старшего воспитателя является контрольнодиагностическая. Начиная с оперативного контроля, методист постепенно и безболезненно готовит педагогов к другим формам и методам контроля, которые дадут более полную и конкретную информацию об уровне педагогического мастерства воспитателей и степени реализации детьми Программы. Разновидностью оперативного контроля является предупредительный контроль. Его цель - оказать помощь, предупредить возможные ошибки, поэтому он может пройти в форме: • беседы по содержанию программы формирования ЭМП с целью выявления, насколько четко воспитатель представляет задачи работы по определенному разделу; • беседы по календарному плану воспитателя, чтобы уточнить, как он предполагает проводить то или иное занятие по математическому развитию или другую форму работы; • составления перспективного плана работы с детьми по формированию ЭМП по какому-либо разделу, чтобы помочь педагогу выстроить систему работы по проблеме; • составления конспекта занятия. Предупредительный контроль фиксируется в плане работы на месяц. Конечным результатом предупредительного контроля должно стать повышение профессионального мастерства воспитателя и составление им перспективных планов, конспектов и т.д. Тематический контроль - более сложный и объемный вид контроля. Он позволяет глубже изучить вопрос, вскрыть причины и определить направления оказания помощи. Содержанием тематического анализа является изучение состояния воспитательно-образовательной работы с детьми по определенным проблемам и прежде всего по проблемам, указанным в годовых планах в виде конкретных задач. Исходя из цели, определяется содержание методического контроля. Методисту важно выяснить: что должны знать, уметь дети на данном этапе работы, что он должен увидеть в ходе проверки. Например, проверяя выполнение Программы по ФЭМП, следует выявить, как владеют дети счетом, понятиями пространства и времени и т.д. Именно эти математические навыки и умения будут содержанием тематической проверки. Содержание диктует формы организации деятельности детей, в которых оно наиболее полно и всесторонне раскрывается, поэтому недостаточно посмотреть одно занятие или игру. Следует проанализировать разные формы работы с детьми и выявить уровень усвоения знаний или воспитанности в организованной и самостоятельной деятельности детей. Например, анализируя уровень сформированности у детей временных представлений, надо не только посетить несколько занятий, где будут рассматриваться разные аспекты этой задачи, но и проанализировать, насколько дети овладели этими понятиями и пользуются ими в повседневной жизни, есть ли система в формировании у детей временных представлений. Итоговые занятия используются как самостоятельный метод контроля в тех случаях, когда руководителя беспокоит состояние работы по какому-либо разделу, при проверке реализации предложений тематической проверки, при проверке конечного результата деятельности педагога, время которого четко определено, например, решение арифметических задач в конце года в подготовительной группе, знания детей о числах в конце февраля и т.д. Одним из методов выявления уровня знаний всех детей группы и каждого ребенка в отдельности является беседа с детьми. При подготовке к беседе подбираются вопросы в соответствии с тематикой и возрастом детей, необходимый иллюстративный материал, выбирается наиболее приемлемая обстановка. Критерием результативности оказания помощи и методической работы в целом является достижение оптимального уровня развития каждого ребенка без перегрузок, при рациональных затратах времени и усилий на методическую работу, а также улучшение психологического микроклимата в коллективе, рост профессионального мастерства педагогов. Этому во многом способствует дифференцированный подход к оказанию помощи педагогам. 3. Подготовка педагога к занятию по ФЭМП на основе принципов развивающего обучения Включение дошкольного образования в систему непрерывного процесса образования и признание начальной (и одной из важнейших) его ступенью требует определить оптимальную форму обучения дошкольников математике и обосновать этот выбор. Практика показала, что ни расширение информационного потока в современной жизни, ни стихийный опыт, приобретаемый ребенком в общении с другими детьми и взрослыми, ни педагогические воздействия эпизодического характера не обеспечивают формирование и развитие собственно математического стиля мышления у большинства детей, что является целью систематической развивающей работы по математике с дошкольниками. Рассматривая обучение как процесс, дидактика определяет его как систему постоянно повторяющихся воздействий на ребенка, образующих у него определенный динамический (на физиологическом уровне) и дидактический (на сознательном уровне) стереотип отношения к процессу учения. Четкая периодичность занятий, продуманная структура, нормирование по времени формируют определенные качества личности ребенка. Рассмотрим процесс подготовки педагога к математическому занятию как методическую задачу. При решении любой задачи необходимо провести: 1) Анализ исходных данных (что у нас есть?); 2) Определить цель или вид конечного результата (что мы хотим получить?); 3) Наметить способ достижения этого результата (как из того, что у нас есть, получить то, что мы хотим?) Система дидактических принципов развивающего обучения 1. Принцип обучения на высоком уровне трудности. Процесс обучения должен быть нацелен не на заучивание фактов и способов действий (пусть и в системе, и последовательно и т.п.), а на познание сущности изучаемых явлений, связей и зависимостей между ними. Реализация этого принципа предполагает систематический подбор педагогом специальных заданий, которые требуют от ребенка постоянных умственных усилий (хотя бы и небольших!), а не использования механического запоминания и воспроизведения наизусть. Высокий уровень трудности абсолютно индивидуален. Методическое мастерство педагога состоит в том, чтобы подобрать проблемное задание такой степени трудности, которая была бы преодолима для многих детей при определенном умственном усилии, иначе ее высокий уровень будет выступать как отрицательный фактор. (Обучение в «зоне ближайшего развития».) 2. Принцип обучения быстрым темпом. Исключается однообразное повторение и «топтание на одном месте». Повторение происходит только в виде включения усвоенных понятий и способов действий в новые связи. Это обеспечивает постоянную новизну в изучении материала – на каждом занятии ребенок усваивает что-то новое, пусть в совсем небольшой дозе. Соблюдение этого принципа требует отказа от однотипных тренировочных упражнений и однообразного повторения пройденного. Следовательно, не может быть такого типа занятий как «занятие по закреплению пройденного» или «занятие по повторению пройденного», но могут быть «занятия по обобщению и систематизации материала», «занятия по формированию обобщенных умений и способов действий». Соблюдение этого принципа обеспечивает быстрое продвижение ребенка вперед при постоянном поддержании активного познавательного интереса. 3. Принцип ведущей роли теоретических знаний в обучении. Это принцип предполагает осознание ребенком закономерностей в построении изучаемых систем и их обобщенных характеристик. (Например, не нужно заучивать с ребенком результаты сложения и вычитания любого числа с 1 (7+1, 7-1), достаточно донести до него принцип образования числового ряда.) Такой способ обучения формирует у ребенка обобщенные мыслительные структуры, характеризующие теоретический стиль мышления. Главная трудность – педагог должен достаточно качественно владеть содержанием предмета, чтобы уметь строить обучение ребенка на использовании этих обобщенных принципов и понятий. 4. Принцип осознания процесса учения. Следует так строить учебные ситуации и подбирать учебные задания, чтобы ребенок не только понимал смысл того, что изучает, но и зачем, и почему он это изучает. Объектом осознания для ребенка должен являться сам процесс усвоения знаний, последовательность и взаимосвязь выполняемых операций и необходимость контролировать себя в процессе работы. На первый план выступает учебная мотивация, процесс осознания и принятия учебной задачи, формирование и развитие самооценки и самоконтроля у ребенка. 5. Принцип целенаправленной и систематической работы над развитием всех детей (в т.ч. и слабых). Этот принцип требует тщательного изучения педагогом личностного своеобразия ребенка, анализа и выявления причин задержки его развития или плохих успехов в обучении, разработки и применения к данному ребенку таких технологических приемов обучения, которые помогут ему в усвоении материала, а также компенсируют и корригируют недостатки или своеобразие его мыслительной деятельности и психических процессов. (Построение индивидуальной траектории развития каждого ребенка и, как следствие, построение индивидуального образовательного маршрута!) 4. Планирование и проведение занятия по математике с детьми дошкольного возраста Рассмотрим общий способ деятельности педагога при планировании и проведении занятия по математике. При составлении плана занятия (образовательной работы с детьми) педагогу помогут следующие вопросы: 1. Какие понятия, свойства, закономерности, способы деятельности будут рассматриваться на данном занятии? 2. Что я сам о них знаю? 3. Что из моих знаний я могу донести до детей конкретной возрастной группы? 4. С какими знаниями дети знакомятся впервые? С какими уже знакомы? Когда познакомились с ними? 5. Знакомство с каким понятием (свойством, отношением, способом действий) будет являться целью занятия? (Какова математическая задача занятия?) 6. Какова должна быть главная дидактическая задача занятия? (Обучающая, развивающая, контролирующая и пр.?) 7. Как можно организовать продуктивную развивающую деятельность ребенка, направленную на актуализацию знаний, умений и навыков, на восприятие нового материала, на его осознание и освоение? 8. Какие трудности могут возникнуть у детей при выполнении каждого задания, какие ошибки они могут допустить в процессе их выполнения? 9. Какие формы организации деятельности детей будут использованы на занятии? 10.Какие наглядные пособия, раздаточный материал и пр. необходимо подготовить к занятию? Такая деятельность по планированию занятия представляет безусловную трудность, особенно для начинающих педагогов. Ориентируясь на данные вопросы, можно научится планировать содержательные, логично выстроенные занятия, организовывать деятельность, направленную на математическое развитие детей, осознанно, обоснованно, творчески, учитывая основные положения ФГОС ДО. 5. Методический анализ занятия по математике Умение проводить методический анализ занятия (как своего, так и коллеги) – необходимая составляющая профессионального мастерства педагога. Схема анализа занятия по ФЭМП Имеются различные схемы анализа занятия по ФЭМП. Мы обобщили их и представили достаточно полный и подробный вариант (алгоритм) такого анализа. 1. Дата проведения занятия 2. ФИО воспитателя 3. Возрастная группа 4. Время начала/окончания занятия 5. Оценка программного содержания занятия: - соответствие задач программе возрастной группы; - соответствие задач уровню развития детей; - объем программного материала; - включение задач из разных разделов программы (внутри и межпредметная интеграция); - правильное соотношение нового и знакомого детям материала. 6. Формы организации учебной деятельности: как сочетаются фронтальные, групповые и индивидуальные формы, насколько адекватна выбранная форма проведения занятия возрасту и программному содержанию. Методы организации учебной деятельности: соответствие методов и приемов программному содержанию занятия, их эффективность; использовалась ли проблемная ситуация (либо только объяснительноиллюстративный метод), какая деятельность детей преобладала: подражательная, воспроизводящая или поисковая (продуктивная, творческая). Средства организации учебной деятельности: каков наглядный материал, его количество, соответствие возрасту детей, его эстетическое оформление, соответствие санитарно-гигиеническим требованиям, умение детей пользоваться наглядным материалом. 7.Анализ хода занятия: - структура занятия - длительность занятия и отдельных его частей - организация детей на занятии - объяснение воспитателя, согласованность показа наглядного материала с объяснением - четкость заданий и вопросов детям - приемы активизации внимания и мышления детей - характер помощи, оказываемой детям - контроль за деятельностью детей - развивающий и воспитывающий характер обучения - соответствие требованиям охраны здоровья детей 8. Характеристика деятельности детей: - усвоение детьми программного содержания - особенности поведения: активность, внимание, интерес, отношение к занятию - навыки учебной деятельности 9. Характеристика взаимосвязи между деятельностью воспитателя и детей: - взаимодействие, согласованность, сотрудничество - контроль и коррекция действий детей, создание «ситуации успеха» - контакт со всеми детьми в группе (поддержание постоянной обратной связи) 10. Формы подведения итогов 11. Общие выводы и предложения: - положительные стороны занятия - не совсем удачные моменты - рекомендации к совершенствованию методики проведения занятия. Хорошо, когда в дошкольной образовательной организации такой профессиональный «разбор полетов» проводится регулярно в качестве методической учебы (методический семинар) под руководством старшего воспитателя/методиста. Анализ занятий методист и заведующий проводят не только с целью контроля за состоянием воспитательно-образовательного процесса, но, в основном, с целью оказания методической помощи педагогам. Заключение Методическое сопровождение процесса математического развития детей должно быть планомерным и целенаправленным. Необходимо использовать многообразие форм методической работы с коллективом, как традиционных, так и более современных. Важен контроль за организацией воспитателями ДОО развивающей работы по математике, чтобы вовремя выявить проблемы и их предупредить. Приоритет отдается активным формам работы с педагогическим коллективом: семинарам–практикумам, мастер-классам, созданию проблемных (творческих) групп, изучению возможностей новых развивающих технологий, дидактических средств и пр. Особое значение придается обобщению и распространению наиболее ценного опыта по организации работы по ФЭМП, накопленного воспитателями ДОО. Обязательно оказание помощи в правильном планировании воспитательно-образовательной работы по ФЭМП. При этом одним из ключевых условий является организация старшим воспитателем плодотворного и активного взаимодействия между всеми субъектами образовательного процесса. Методическое сопровождение процесса математического развития дошкольников в условиях ДОО будет проходить наиболее эффективно, если: - будет создана целостная система (служба) сопровождения, основанная на принципах систематичности, планомерности, активности, научности, учета индивидуальных особенностей и потребностей, связи с жизнью и пр.; - взаимодействие между всеми субъектами образовательного процесса будет активным и субъект-субъектным; - личность педагога будет рассматриваться как самоценный субъект непрерывного педагогического образования; - будет создана развивающая предметно-пространственная среда. Список использованной литературы 1. Белая, К. Ю. Методическая работа в ДОУ : анализ, планирование, формы и методы : учеб.пособие / К. Ю. Белая. – ТЦ Сфера, 2008. – 96с. 2. Васильева, А. И. Старший воспитатель детского сада : учеб.-метод. пособие для работников дошк. учреждений / А. И, Васильева, Л. А. Бахтурина, Н. И. Кобитина. – М. : Просвещение, 1990. – 143 с. 3. Дик, Н. Ф. Педагогический совет в дошкольном образовательном учреждении : учеб.-метод. пособие / Н. Ф. Дик, изд. 1-е, 2-е, 3-е. – М. : Феникс, 2006. – 288 с. 4. Казакова, И. Н. Годовое планирование в ДОУ : трудности, ошибки, пути преодоления : учеб.-метод. пособие / И. Н. Казакова. – ТЦ Сфера, 2009. – 64 с. 5. От рождения до школы: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — М.: Мозаика-Синтез , 2012. 6. Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса по программе "От рождения до школы": старшая группа / [Рос. акад. образования, Ин-т содерж. и методов обучения]; авт.-сост. Т. И. Кандала и др.; под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - Изд. 2-е. Волгоград: Учитель, 2013. 7. Рабочая программа воспитателя: ежедневное планирование по программе «От рождения до школы»: старшая группа / авт.-сост. Н. Н. Гладышева [и др.]; под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой - Волгоград: Учитель, 2013. 9. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста : учеб.пособие / Сост. : З. А. Михайлова, Р. Л. Ненпомнящая, М. Н. Полякова. – М. : Центр педагогического образования, 2008.
«Методическое руководство работой по математическому развитию дошкольников в ДОО» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot