Логопедия
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Пятое
(юбилейное)издание
фунда
ментального учебника
по логопедии
подготовлено
заслуженным
деятелем
науки, профессором Л.С. Волковой. Оно
посвящено 120-летию со дня рождения
профессора М.Е. Хватцева и 50-летию
со дня выхода в свет его учебника «Логопедия».
1
ПЕДАГОГИКИ
Логопедия
Под редакцией профессора,
заслуженного деятеля науки РФ
I
c
JI.C. Волковой
-\f
Издание пятое, переработанное и дополненное
^
Допущено Министерством образования и науки
Российской Федерации в качестве учебника
для студентов дефектологических факультетов
педагогических высших учебных заведений
Москва
ГУМАНИТАРНЫЙ
ИЗ ДА
ТЕЛЬСКИЙ
центр/
(
Л
ВПАПОС
2006
006493
КШЛЩ
УДК
ББК
376.36(075.8)
74.3я73
JI69
Авторы:
глава 1 — Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова;
глава 2 — Е.М. Мастюкова; г л а в а 3 — Б.М. Гриншпун; г л а в а 4 — Л.С. Волкова,
Р.И. Лалаева; глава 5 — Е.В. Лаврова; глава 6 — Б.М. Гриншпун-,
глава 7 — Г.В. Чиркана; г л а в а 8 — Е.М. Мастюкова; г л а в а 9 — ГЛ. Волкова,
В.И. Селиверстов; г л а в а 10 — ГЛ. Волкова, В.И. Селиверстов;
глава 11 — Б.М. Гриншпун, С.Н. Шаховская; г л а в а 12 — М.К. Шохор-Троцкая
(Бурлакова); глава 13 — Р.И. Лалаева; глава 14 — Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина;
глава 15 — Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина; г л а в а 16 — Л.Г. Парамонова;
глава 17 — Л.С. Волкова; г л а в а 18 — Р.И. Лалаева; г л а в а 19 — Т.Б. Филичева,
Г.В. Чиркина; глава 20 — Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина; глава 21 — Л.И. Белякова;
словарь — С.Н. Шаховская, Т.В. Туманова
Л69
Л о г о п е д и я : учебник д л я студ. дефектол. ф а к . пед. в ы с ш . учеб.
з а в е д е н и й / п о д ред. Л. С. Волковой. — 5 - е и з д . , перераб. и доп. —
М . : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2006. — 703 с . : ил. — (Корр е к ц и о н н а я педагогика).
ISBN 5-691-01357-2.
В учебнике рассматриваются методологические, теоретические и практические а с п е к т ы л о г о п е д и и , а т а к ж е вопросы о р г а н и з а ц и и л о г о п е д и ч е с к о й работы.
О п и с а н ы т р а д и ц и о н н ы е п о д х о д ы и с о в р е м е н н ы е новые т е х н о л о г и и в м е т о д и к е
л о г о п е д и ч е с к о й работы, и з л а г а ю т с я д о с т и ж е н и я отечественной и з а р у б е ж н о й теории и п р а к т и к и л о г о п е д и и . В к н и г е п р е д с т а в л е н ы п о н я т и й н о - к а т е г о р и а л ь н ы й
и терминологический словарь.
Учебник п р е д н а з н а ч е н д л я студентов д е ф е к т о л о г и ч е с к и х ф а к у л ь т е т о в педагогических вузов и у ч и т е л е й - л о г о п е д о в . Первое и з д а н и е в ы ш л о в 1 9 8 9 году.
УДК 376.36(075.8)
ББК 74.3я73
ISBN 5-691-01357-2
© Коллектив авторов, 1989
© Коллектив авторов, 2004,
с исправлениями
© Волкова Л.С., научное
редактирование, 2004
© ООО «Гуманитарный издательский
центр ВЛАДОС», 2004
© Серия «Коррекционная педагогика»
и серийное оформление.
ООО «Гуманитарный издательский
центр ВЛАДОС», 2004
© Художественное оформление.
ООО «Гуманитарный издательский
центр ВЛАДОС», 2004
© Макет. ООО «Гуманитарный
издательский центр ВЛАДОС», 2004
ОГЛАВЛЕНИЕ
От научного редактора
9
Раздел I
Теоретические основы логопедии
Глава 1. Логопедия как специальная педагогическая
наука
Глава 2. Этиология нарушений речи
Глава 3. Классификация нарушений речи
Глава 4. Методы логопедического воздействия
14
41
57
73
Р а з д е л II
Виды нарушений голоса и речи и их коррекция
Глава 5.
Глава 6.
Глава 7.
Глава 8.
Глава 9.
Глава 10.
Глава 11.
Глава 12.
Глава 13.
Нарушения голоса
Дислалия
Ринолалия
Дизартрия
Нарушения темпа речи
Заикание
Алалия
Афазия
Нарушения письменной речи
84
115
164
191
253
278
347
401
459
Р а з д е л III
Логопедическая работа при фонетикофонематическом и общем недоразвитии речи.
Нарушения речи и их коррекция при сенсорной
и интеллектуальной недостаточности
Глава 14. Обучение и воспитание детей с фонетикофонематическим недоразвитием речи
Глава 15. Обучение и воспитание детей
С о б щ и м пгдорл.чнптмсм р е ч и
500
Г> 1.4
/
Оглавление
Глава 16. Особенности логопедической работы
при нарушениях слуха
Глава 17. Особенности логопедической работы
при нарушениях зрения
Глава 18. Логопедическая работа при интеллектуальной
недостаточности
551
563
572
Р а з д е л IY
Организация логопедической помощи в России.
Профилактика речевых нарушений
и предупреждение вторичных дефектов
Глава 19. Система специальных учреждений для детей
с нарушениями речи
Глава 20. Отбор в специальные учреждения для детей
с нарушениями речи
Глава 21. Профилактика речевых нарушений
и предупреждение вторичных дефектов
598
624
639
Словарь
Термины и понятия логопедии
Персоналии
654
662
Без речи нет ни сознания, ни самосознания.
JI.C. Выготский
ОТ НАУЧНОГО
РЕДАКТОРА
Выход настоящего, пятого издания учебника «Логопедия» приурочен к двум датам: в 2003 году исполнилось
120 лет со дня рождения профессора Хватцева, а в 2004 году — 45 лет с момента последнего выхода в свет его учебника «Логопедия».
Перед научным редактором юбилейного издания «Логопедии» Л.С. Волковой, ученицей профессора Хватцева, долгое время работавшей под его руководством, стояла задача
кардинальной переработки содержания и структуры учебника с учетом требований современной науки и практики.
В работе приняли участие многие авторы, представляющие разные научные школы и направления, но объединенные общим стремлением — создать учебник нового поколен и я . Н а у ч н ы й редактор в ы р а ж а е т им всем искреннюю
признательность.
Перечень внесенных в учебник изменений может
быть представлен следующим образом:
1. В целях снятия неоправданного дублирования систематизированы задачи логопедии, многие из которых являются крайне актуальными.
2. Систематизированы общедидактические и специфические принципы — в главе 1 учебника они рассматриваются как теоретическая и методическая основа науки,
а также анализа речевых нарушений и логопедического
взаимодействия.
3. Даны методические рекомендации относительно особенностей логопедической работы с детьми, имеющими детские церебральные параличи и задержку психического
9
От научного редактора
4.
5.
6.
7.
8.
9.
развития, в главах «Дизартрия» и «Логопедическая работа при интеллектуальной недостаточности ».
Данные о распространенности речевой патологии сведены до минимума, так как они очень быстро устаревают.
В главе 1 показана общая тенденция резкого роста различной речевой патологии. Причины же такого роста рассматриваются в главе 2 «Этиология нарушений речи».
Изменена последовательность глав о речевой патологии.
Она приведена в соответствие с той последовательностью, которая дается в главе 3, посвященной классификации речевых нарушений.
В соответствии с логикой изложения материала о речевых нарушениях и организации работы переструктурированы III и IV разделы, главы «Нарушения голоса» и
«Афазия».
Внесены изменения и дополнения в трактовку уровневого подхода речевой сформированности у детей с глубокими дефектами зрения. Они унифицированы с общепринятыми в науке уровнями, но сохраняют свою
специфичность. В трактовку уровней общего недоразвития речи (раздел IV) добавлены новые исследовательские материалы по IV уровню ОНР (по Т.Б. Филичевой).
Изменены вопросы и задания к материалу глав, в списки
литературы включены новые и дополнительные названия для того, чтобы студенты могли использовать более
широкий круг исторических и современных литературных источников.
В словаре рассматриваются понятийно-категориальный
аппарат, а также исторический справочный материал о
персоналиях в логопедии.
Учебник предназначен студентам дефектологических факультетов (факультетов коррекционной педагогики) педагогических университетов и институтов и направлен на совершенствование качества подготовки учителей-логопедов,
на повышение эффективности логопедической работы с детьми, подростками, взрослыми. В нем собраны материалы,
позволяющие сделать вывод, что формирование правильной
речи и других функциональных систем у детей с речевыми
10
От научного редактора
нарушениями, коррекция их поведения представляют собой единый организованный, целенаправленный воспитательный и учебный процесс. Книга отражает современное
состояние и тенденции дальнейшего развития логопедии как
науки и практики коррекционного воздействия. С выходом
учебника и комплекта методических пособий «Логопедия.
Методическое наследие»" решаются следующие фундаментальные задачи:
• обеспечение учебного процесса учебниками и методическими материалами, которые не только расширяют
круг знаний студентов, но и являются условием для
формирования навыков самостоятельной работы;
• совершенствование уровня квалификации преподавателей, способных создавать фундаментальные учебники и учебные пособия.
Все это в целом отвечает задачам модернизации и развития высшей школы.
Материалы учебника представлены в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования по данной специальности, учебными планами отделений логопедии дефектологических факультетов,
с программой курса логопедии. При его подготовке учитывалось, что усвоение логопедии предваряется знаниями, полученными студентами при изучении смежных дисциплин:
психологии, педагогики, психолингвистики, комплекса
биологических и медицинских научных дисциплин, исходя из которых речь рассматривается под определенным углом зрения в соответствии с целями, задачами и средствами
этой науки. Также использованы сведения из ряда дисциплин, изучающих речь и речевую деятельность, — от физиологии высшей нервной деятельности до общей лингвистики.
Авторы настоящего учебника стремились к тому, чтобы и преобладающими при оценке дефектов речи и их преодолении были интегрированные психолого-педагогический и психолингвистический подходы, учитывая при этом,
что логопедия является специальной педагогической нау• Ст.: Логопедия. Методическое наследие: Учеб. пособие для студ. вузов и логопедов / Под ред. Л.С. Волковой. — В 5 кн. — М., 2003.
11
От научного редактора
кой, которая имеет свой предмет исследования, и не подлежит растворению ни в медицине, ни в каких-либо других науках.
Учебник состоит из четырех разделов и соответствующих
глав (21). В разделе I рассматриваются теоретические и методологические основы логопедии. В последующих излагаются учение о различных речевых нарушениях и путях их
преодоления, вопросы организации логопедической работы,
истории логопедии в соответствии с каждой рассматриваемой проблемой. В конце учебника дан терминологический
словарь. В каждой главе о нарушениях речи и путях их преодоления даны характеристика речевого нарушения в историческом аспекте, этиология, механизмы, симптоматика,
классификация, методы и приемы логопедического обследования и воздействия, вопросы организации логопедической помощи и профилактики речевых нарушений. Все главы заканчиваются основными выводами, контрольными
вопросами и з а д а н и я м и , а т а к ж е списком литературы.
В учебнике приведены наиболее устоявшиеся определения
нарушений речи, уточненные и дополненные авторским коллективом.
Основное внимание уделяется подготовке учителя-логопеда для работы с детьми дошкольного и школьного возраста. Этим подчеркивается направленность логопедии на предупреждение дальнейшего развития речевых дефектов и их
влияния на формирование личности ребенка. В отдельных
главах учебника рассматриваются и вопросы коррекции нарушений речи у взрослых.
Авторский коллектив выражает надежду, что материалы учебника будут способствовать повышению культуры
речи студентов-дефектолов, так как роль современного логопеда чрезвычайно значима в социокультурном совершенствовании речевого развития каждого индивидуума и общества в целом.
Особую благодарность научный редактор выражает людям, способствовавшим качественному улучшению материалов учебника, прежде всего профессору С.Н. Шаховской,
доценту Т.В. Тумановой.
Профессор JI.C. Волкова
\
12
РАЗДЕЛ I
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ
ЛОГОПЕДИИ