Личность младшего школьника
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 3. Личность младшего школьника
Младший школьный возраст занимает важное место в процессе развития
личности ребенка. Усвоение общепринятых норм начинается задолго до
поступления в щколу, но только в школе ребенок сталкивается с четкой, строгой
и
единой
для
всех системой требований и норм, соблюдение которых
контролируется постоянно и целенаправленно. Семейное воспитание при всех его
преимуществах отличается значительной гибкостью именно в сфере контроля
за соблюдением общепринятых норм, что нередко способствует складывания у
ребенка представления об относительности этих норм (нельзя, но, если очень
попросить, то можно).
Школа, способствуя развитию самостоятельности ребенка, расширяя круг
его социальных контактов, предоставляя ему широкие возможности для изучения
окружающего мира, оказывает серьезное влияние на формирование его ‘’Яконцепции’’. В школе ребенок становится объектом оценки с точки зрения его
интеллектуальных,
социальных
и
физических
возможностей,
что
имеет
решающее значение для формирования его самооценки.( См: Божович Л.И.
Личность и ее формирование в детском возрасте. М.,1968;).
Младший школьный возраст (7—11 лет) не является возрастом решающих
сдвигов в развитии личности (каким например является подростковый), тем не
менее в этот период достаточно заметно происходит формирование личности.
Поступление в школу является переломным моментом в жизни ребенка,
поскольку меняется ведущая деятельность. Складываются новые отношения со
взрослыми (учителями) и сверстниками (одноклассниками), ребенок включается в
целую систему коллективов (в общешкольный, классный, в малые группы, в них
существующие). Включение в новый вид деятельности – учение, которое
предъявляет ряд серьезных требований к ученику, заставляет его подчинить свою
жизнь строгой организации, регламентации и режиму. Все это решающим
образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений
к окружающей действительности, другим людям, к учению и связанным с ним
обязанностями, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, определяет
развитие способностей.
В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного
поведения,
происходит
усвоение
моральных
норм
поведения,
начинает
формироваться общественная направленность личности. Нравственное сознание
младших школьников претерпевает существенные изменения от I к IV классу.
Моральные знания и суждения к концу возраста заметно обогащаются, становятся
более осознанными, разносторонними, обобщенными. Если моральные суждения
учащихся I–II классов основаны на опыте собственного поведения, на конкретных
указаниях и разъяснениях учителя и родителей, которые дети часто повторяют, не
всегда задумываясь, то учащиеся III–V классов, помимо опыта собственного
поведения (который, естественно, обогащается) и указаний старших (они
воспринимаются теперь более осознанно), пытаются анализировать опыт других
людей. Значительно большее влияние приобретают чтение художественной
литературы, просмотр кинофильмов. Также формируется и моральное поведение.
Дети совершают моральные поступки, чаще всего следуя прямым указаниям
взрослых, учителя (7–8 лет). Ученики III–IV классов в гораздо большей степени
могут совершать такие поступки по собственной инициативе, не дожидаясь
указаний со стороны.
Характер
в
младшем
школьном
возрасте
только
складывается.
Характерологические проявления младших школьников могут отличаться
противоречивостью и неустойчивостью. В этой связи иногда за черты характера
можно ошибочно принять временные психические состояния. Иногда кажется,
что ребенок проявляет настойчивость, умение преодолевать трудности в учебной
деятельности, доводить каждое дело до конца. Но опытный психолог может
определить, что это – временное психическое состояние и ребенок проявляет
указанные качества лишь при определенных условиях: наблюдая пример другого
человека или при собственной успешной деятельности. Неудачи выбивают такого
ребенка из колеи.
В поведении младших школьников более отчетливо и прозрачно
проявляются типологические особенности высшей нервной деятельности,
которые
позднее
перекрываются
(маскируются,
как
говорят
психологи)
привычными формами сложившегося в жизни поведения. Застенчивость,
замкнутость могут быть непосредственным проявлением слабости нервной
системы, импульсивность, невыдержанность – проявлением слабости тормозного
процесса, замедленность реакции и переключения с одной деятельности на
другую – проявлением малой подвижности нервных процессов. Разумеется, это
обстоятельство нисколько не снимает задач воспитания: нервная система, как
указывал И. П. Павлов, весьма пластична и способна к некоторым изменениям
под
влиянием внешних
воздействий.
К
тому же, как
мы
знаем, за
типологическими проявлениями возможен контроль со стороны сознания, что и
необходимо воспитывать у школьников.
Характер младшего школьника отличается некоторыми особенностями:
склонностью незамедлительно действовать под влиянием непосредственных
импульсов, побуждений, по случайным поводам, не подумав, не взвесив всех
обстоятельств. Причина этого явления ясна: возрастная слабость волевой
регуляции поведения, потребность к активной внешней разрядке. Поэтому далеко
не все случаи нарушения младшими школьниками правил внутреннего
распорядка в школе следует объяснять недисциплинированностью.
Возрастной особенностью является и общая недостаточность воли:
младший школьник (особенно 7—8-ми лет) еще не умеет длительно преследовать
намеченную цель, упорно преодолевать трудности и препятствия. Он может при
неудаче терять веру в свои силы и возможности.
Распространенные в младшем возрасте недостатки характера – капризность
и упрямство – объясняются недостатками семейного воспитания. Ребенок привык
к тому, что все его желания и требования удовлетворяются. Капризность и
упрямство являются своеобразной формой протеста ребенка против тех твердых
требований, которые ему предъявляет школа, против необходимости жертвовать
тем, его хочется, во имя того, что надо.
К возрастным особенностям школьника относятся и такие положительные
черты, как отзывчивость, непосредственность, доверчивость. Важной возрастной
особенностью является подражательность – младшие школьники стремятся
подражать взрослым и некоторым сверстникам, а также героям любимых книг и
фильмов. Это, с одной стороны, позволяет воспитывать общественно ценные
черты личности через личный опыт, пример, с другой – таит некоторую
опасность: младший школьник перенимает не только положительное. Если
первокласснику понравилось, как старший школьник играет в волейбол, то
копируется все: развинченная походка, грубые выражения, вульгарные манеры
старшего.
Младшие
школьники
очень
эмоциональны.
Эта
эмоциональность
сказывается, во-первых, в том, что восприятие, наблюдение, воображение,
умственная деятельность младших школьников обычно окрашены эмоциями. Вовторых, младшие школьники (особенно I–II-х классов) не умеют сдерживать свои
чувства, контролировать внешние проявления удовольствия или неудовольствия.
В-третьих,
младшие
неустойчивостью,
школьники
частой
сменой
отличаются
настроений,
большой
склонностью
эмоциональной
к
аффектам,
кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, страха, гнева. С годами
развивается способность регулировать свои чувства, сдерживать нежелательные
проявления.
Младший школьный возраст представляет большие возможности для
воспитания положительных качеств характера. Податливость и известная
внушаемость школьников, их доверчивость, склонность к подражанию, огромный
авторитет, которым пользуется учитель в их глазах, – все это необходимо для
опоры в воспитании.
К началу обучения в III-м классе постепенно развивается способность к
волевой регуляции своего поведения, сдерживать себя и контролировать свои
поступки, не поддаваться импульсам, т. е. – к волевой регуляции своего
поведения.
Ученики III-го и особенно IV-го классов способны в результате борьбы
мотивов отдавать предпочтение мотиву долженствования. Но порой побеждает и
мотив низшего уровня (стремление получить удовольствие). В этой ситуации
воспитатель должен проявить твердость, в противном случае закрепляется
нежелательная привычка (например, бросать уроки и спешить к телевизору, если
идет интересная передача).
У каждого человека в процессе его жизни, деятельности, общения с людьми
формируется определенная самооценка. Она складывается под влиянием двух
основных факторов: оценки окружающих людей и сравнения результатов своей
деятельности с результатами деятельности других людей, с образцом.
Самооценка у детей далеко не всегда адекватна их реальным достижениям и
возможностям в разных видах деятельности. Одни дети себя переоценивают,
другие – недооценивают, причем как переоценка, так и недооценка могут касаться
только отдельных видов деятельности, а могут быть общими, когда человек
(ребенок) самоуверен или, наоборот, не уверен в себе, во всем.
Если ребенок, в особенности младший школьник, сталкивается с неуспехом,
если в сравнении с другими детьми он всегда чувствует, что он хуже, особенно
если это подчеркивается взрослыми и детьми, у него легко возникает чувство
неуверенности в себе, формируется неадекватная, заниженная самооценка.
Ребенок с такой самооценкой боится дерзать, взять на себя даже посильные
задачи: он боится неуспеха, тех переживаний, которые с ним связаны.
Самооценка, как известно, формируется под влиянием оценок окружающих
и результатов его собственной деятельности. Однако по мере того, как
самооценка складывается, она начинает в свою очередь активно влиять на
поведение ребенка, определяя его реакции на воздействия воспитателей.
Если определенная самооценка поддерживается окружающими достаточно
длительное время и если она к тому же высокая и обеспечивает ребенку почетное
положение в коллективе и самоуважение, то сохранение такой самооценки
становится в конце концов потребностью ребенка. Эта потребность в
определенной, удовлетворяющей человека самооценке составляет основу его
уровня притязаний.
После того как уровень притязаний ребенка сложился, каждую оценку
взрослыми его знаний, умений, возможностей он сопоставляет со своей
собственной самооценкой, и отношение к взрослому начинает в значительной
мере зависеть от того, насколько, по мнению ребенка, тот правильно его оценил.
Таким образом, сложившаяся самооценка и уровень притязаний начинают
опосредовать отношение ребенка к другим людям. Если ребенок например себя
переоценивает, то вполне справедливая и объективная оценка начинает казаться
ему несправедливой. Это порождает у него отрицательное эмоциональное
состояние и часто нарушает контакт между ним и взрослым, ведет к
непослушанию, нежеланию учиться, конфликтам.
Формирование личности ребенка в значительной степени зависит от того,
как сложатся отношения между его самооценкой и притязаниями, с одной
стороны, и его реальными достижениями – с другой. А эти отношения могут
сложиться по-разному. Требования к себе, притязания и самооценка могут
оказаться ниже реальных достижений человека (ребенка), и тогда в процессе
развития он не реализует своих возможностей. Может случиться и так, что
притязания потребуют напряжения всех сил, и это приведет к интенсивному
развитию всех способностей ребенка. Наконец может оказаться, что притязания в
какой-то области или общие притязания окажутся намного выше реальных и даже
потенциальных
возможностей
ребенка.
В
таких
случаях,
как
правило,
собственный опыт, оценка других людей рано или поздно перестроят самооценку
и притязания ребенка и приведут их в соответствие с реальными возможностями.
Ученики, с одной стороны, остро переживают неуспех, а с другой – игнорируют
его, выбирая более трудные задачи. Причем они обязательно ищут или
объективные причины, или виновников своих неудач: задача плохая, учитель
виноват, ребята помешали. Реакция этих младших школьников на неуспех имеет
агрессивный характер. Они ни в коем случае не признаются в своей слабости, в
непосильности для них того, на что они претендуют. И главное – свою слабость
они скрывают не только от других, но и от себя.
Потребность сохранить высокую самооценку заставляет такого ученика
остро реагировать на все и всех, кто каким-то образом обнаруживает его
несостоятельность. Если учитель, товарищи или родители пытаются указать
такому ученику на его слабость, он отчаянно сопротивляется, вступая с ними в
конфликт: учитель придирается, товарищи плохие, родители его не понимают.
Такое состояние называют аффектом неадекватности. Это неприятное, тяжелое
эмоциональное состояние является результатом повышенных притязаний,
которые не совпадают с возможностями, т. е. результатом того, что устойчивая
самооценка оказывается выше, чем реальные достижения, выше, чем оценка,
которую ребенок получает от других.
Умственная деятельность, суждения и высказывания младших школьников
о тех или иных явлениях действительности очень часто окрашены яркими
эмоциональными переживаниями. Учащиеся I и II классов, например, бурно,
эмоционально реагируют на внешнее оформление наглядных пособий,
применяемых на уроке: «Ой, какая большая таблица!», «Смотрите! Буквы
красные, а раньше нам показывали зеленые». Эмоционально окрашенные факты
запоминаются детьми прочнее и на более длительный срок, чем факты, им
безразличные. Всякий раз, когда мы сообщаем что-нибудь ученику, нужно
позаботиться о том, чтобы вызвать у него чувства. Важно не только то, чтобы
школьники продумали и усвоили исторические, географические понятия, но и
прочувствовали их. Раньше, чем сообщить то или иное знание, учитель должен
вызвать соответствующее эмоциональное состояние учащегося и позаботиться о
том, чтобы эта эмоция связалась с новым знанием. Новые знания могут быть
лучше усвоены, если они «прошли» через чувство ученика. Взволнованность,
эмоциональная приподнятость должны служить отправной точкой всякой
воспитательной работы. Чем моложе ребенок, тем это положение имеет
большее значение.
Для
младших
школьников
характерна
легкая
«заразительность»
эмоциональными переживаниями других людей. Учителям хорошо известны
такие факты, когда смех отдельных учеников вызывает смех остальных учащихся
класса, хотя последние могут и не знать причины смеха. Девочки начинают
плакать, глядя на плачущую подругу, не потому, что считают ее несправедливо
обиженной, а потому, что видят слезы.
Возникновение эмоций у младших школьников связано с конкретной
обстановкой, в которую попадают дети. Непосредственные наблюдения тех или
иных событий или яркие жизненные представления и переживания — все
вызывает у детей этого, возраста эмоции. Поэтому всякого рода словесные
нравоучения, не связанные с определенными примерами и жизненным опытом
детей, не вызывают у них нужных эмоциональных переживаний. Учитывая эту
особенность чувств младших школьников, надо объяснять им учебный материал в
наглядной форме и так, чтобы он не выходил за пределы их жизненного опыта.
Школа способствует развитию высших чувств у детей: моральных,
интеллектуальных и эстетических. Участие в жизни школьного коллектива
формирует у младших школьников чувство коллективизма и общественной
солидарности. Выполнение определенных обязанностей в школьном коллективе,
совместная учебная и общественная деятельность, взаимная ответственность друг
перед другом и перед классом в целом приводят к тому, что у учащихся
накапливается необходимый практический опыт морального поведения в
коллективе. На основе этого опыта у школьников формируется чувство долга и
ответственности, умение подчинять свои чувства и личные интересы общим
целям и интересам коллектива. Складывающиеся моральные нормы поведения в
коллективе заметно влияют на формирование чувства товарищества и дружбы у
младших школьников. Чувства честности, взаимопомощи и уважения друг друга,
формирующиеся в школьном коллективе, переносятся и на личные дружеские и
товарищеские отношения учащихся этого возраста.
Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии
младших школьников, так как никакое общение, взаимодействие не будет
эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать»
эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями.
Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в
становлении личности растущего человека.
С поступлением в школу расширяется социальная сфера ребенка. В нее
включается много новых людей ( однокласники, учителя, работники школы), с
которыми школьнику нужно строить отношения. Процесс адаптации к новой
социальной
первоклассника,
среде
так
зависит
как
от
коммуникативных
качеств
Сложности
самого
и
от
помощи
учителя.
развития
коммуникативных качеств
во
многом
связаны со спецификой учебной
деятельности, которая будучи общественной по своему смыслу, содержанию и
форме, осуществляется
сугубо индивидуально, а ее продукты есть продукты
индивидуального усвоения. Активное общение со сверстниками у школьников,
как правило, проходит вне учебной деятельности. Дружеские отношения в
младшем школьном возрасте основаны на общности внешних жизненных
обстоятельств и случайных интересов. (См: Островская Р.А. Общественное
мнение в коллективе младших школьников. Минск,1980.)