Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Леса высокой природоохранной ценности.

  • 👀 886 просмотров
  • 📌 840 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Леса высокой природоохранной ценности.
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Леса высокой природоохранной ценности.» pdf
Занятие № 5. Леса высокой природоохранной ценности. Понятие «леса высокой природоохранной ценности» было предложено Лесным попечительским советом (FSC) в 1999 г. в ходе разработки системы добровольной лесной сертификации. В Стандартах добровольной лесной сертификации по системе FSC ЛВПЦ посвящён Принцип 9: «Сохранение лесов, имеющих высокую природоохранную ценность». Будучи относительно новым, на самом деле понятие ЛВПЦ не содержит в себе ничего принципиально нового, по крайней мере для России. Однако важным является то, что в рамках концепции ЛВПЦ, разработанной FSC, впервые леса, имеющие прежде всего природоохранную и социальную ценность, объединены одним понятием. Соответственно, ЛВПЦ бывают разных типов, и в реальности к ним относятся довольно разные леса – разные по составу, площади, значимости, экономической ценности, методологии выделения, степени изученности и необходимым усилиям для сохранения, а также по степени защищённости таких лесов российским законодательством. Концепция ЛВПЦ далее стала использоваться и вне рамок процесса сертификации по схеме FSC, однако для нас основное значение сейчас имеет именно интерпретация этого понятия в рамках FSC. В настоящее время в большинстве разработок используется классификация ЛВПЦ, предложенная английской неправительственной организацией ProForest (Дженнингс и др., 2005). К лесам высокой природоохранной ценности относятся леса, обладающие одним или несколькими из следующих свойств: а) участки леса, которые имеют особое значение в мировом, национальном или региональном масштабах: * из-за высокого биологического разнообразия (высокого эндемизма, богатства видами, находящимися под угрозой исчезновения, наличия большого количества рефугиумов); * так как представляют собой крупные лесные ландшафты, частично или полностью расположенные в пределах хозяйственной единицы управления лесами, и характеризующиеся наличием жизнеспособных популяций всех или хотя бы большинства биологических видов, встречающихся на данной территории, в естественном состоянии; b) участки леса, которые либо представляют собой редкие или находящиеся под угрозой исчезновения экосистемы, либо содержат такие экосистемы; c) участки леса, имеющие особые защитные (например, водоохранные, противоэрозионные) функции; d) участки леса, необходимые для обеспечения существования местного населения (например, для сохранения источников доходов, поддержания здоровья) и/или сохранения самобытных культурных традиций местного населения (места культурного, экологического, экономического или религиозного значения, определённые при участии местного населения). (Принципы и Критерии FSC, февраль 2000 г.) На данный момент общепризнанно, что при сертификации по схеме Лесного попечительского совета (ЛПС) выполнение Принципа 9 (Выделение и сохранение лесов высокой природоохранной ценности, (ЛВПЦ)) вызывает едва ли не наибольшие трудности. Это обстоятельство неоднократно отмечалось представителями аудиторских и лесопромышленных компаний, ЛПС и неправительственных организаций (НПО). В результате качество выделения ЛВПЦ при сертификации в России не может считаться удовлетворительным. Трудности выделения ЛВПЦ в нашей стране в значительной степени связаны с недостатком информации о них, в том числе картографической. Россия занимает огромную территорию, и большинство ее регионов с точки зрения наличия ЛВПЦ изучены недостаточно. К ЛВПЦ относятся леса, где ценность запасенного в них древесного сырья оказывается второстепенной по сравнению с их значимостью для сохранения биоразнообразия, поддержания экологического равновесия и обеспечения потребностей местного населения. Концепция ЛВПЦ, предложенная ЛПС, придает гораздо большее значение сохранению биологического разнообразия и некоторых социальных функций леса, чем российское лесное законодательство. Чтобы убедиться в этом, достаточно внимательно ознакомиться с существующей на данный момент классификацией типов ЛВПЦ. Для того чтобы охарактеризовать соответствие между ЛВПЦ и традиционно выделяемыми ОЗУ и категориями защитности лесов, нужно отметить следующее. ЛВПЦ 1 (леса, содержащие высокое биоразнообразие) охватываются ОЗУ и защитными лесами лишь отчасти, так как специальное выявление мест обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения видов и мест их концентрации при традиционном лесоустройстве не регламентировано. Выделение и сохранение ЛВПЦ 2 (крупные лесные массивы) и ЛВПЦ 3 (редкие экосистемы) лесоустройством вообще не предусмотрены. ЛВПЦ 4 (леса, выполняющие особые защитные функции) – пожалуй, единственные типы ЛВПЦ, которые можно считать в целом совпадающими с требованиями лесоустройства. Сохранение ЛВПЦ 5 и 6 (леса, необходимые для обеспечения существования и сохранения культурных традиций местного населения) предусмотрено также лишь отчасти. Таблица 1 – Классификация типов ЛВПЦ Тип Характеристика типов ЛВПЦ ЛВПЦ ЛВПЦ 1: Лесные территории, где представлено высокое биоразнообразие, значимое на мировом, региональном и национальном уровнях ЛВПЦ 1.1 Особо охраняемые природные территории (ООПТ) ЛВПЦ 1.2 Места концентрации редких и находящихся под угрозой исчезновения видов ЛВПЦ 1.3 Места концентрации эндемических видов ЛВПЦ 1.4 Ключевые сезонные места обитания животных ЛВПЦ 2 Крупные лесные ландшафты, значимые на мировом, региональном и национальном уровнях ЛВПЦ 3 Лесные территории, которые включают редкие или находящиеся под угрозой исчезновения экосистемы ЛВПЦ 4: Лесные территории, выполняющие особые защитные функции ЛВПЦ 4.1 Леса, имеющие особое водоохранное значение. ЛВПЦ 4.2 Леса, имеющие особое противоэрозионное значение ЛВПЦ 4.3 Леса, имеющие особое противопожарное значение ЛВПЦ 5 Лесные территории, необходимые для обеспечения существования местного населения ЛВПЦ 6 Лесные территории, необходимые для сохранения самобытных культурных традиций местного населения. В соответствии со стандартами Лесного попечительского совета (ЛПС) предприятие должно провести специальную работу по ЛВПЦ – по их выделению, картографированию, определению режимов пользования и сохранения, мониторингу. Полноценное выделение ЛВПЦ всегда требует дополнительной работы. В первую очередь следует провести работу по сбору доступной информации, а при необходимости – обратиться к сторонним специалистам. Под ЛВПЦ 1 международного уровня понимаются территории, включенные в состав карты экорегионов WWF Global 200, т.е. 233 наиболее ценных с точки зрения сохранения биоразнообразия экорегионов в мировом масштабе. Список таких глобальных экорегионов – это результат регионального анализа биоразнообразия всех континентов и океанов. В состав ЛВПЦ 1 международного уровня также должны включаться территории, выделяемые в рамках международных программ. Пока не существует единого перечня критериев для выделения ЛВПЦ 1 национального и регионального уровней. Решение должно приниматься в каждом конкретном случае на основании широкомасштабных консультаций с заинтересованными сторонами и специалистами. В настоящий момент представлениям о типе ЛВПЦ 2 международного и национального уровней наиболее полно отвечают малонарушенные лесные территории. Под малонарушенными лесными территориями понимаются целостные природные территории в пределах лесной зоны площадью более 50 тыс. га, не имеющие внутри постоянных поселений, действующих транспортных коммуникаций и не затронутые современной интенсивной хозяйственной деятельностью. Размер и состояние таких территорий обеспечивают устойчивое существование жизнеспособных популяций большинства свойственных этим территориям видов и сводят к минимуму влияние краевых эффектов. Такие ландшафты могут быть образованы мозаикой разнообразных экосистем (в том числе нелесных) и характеризуются естественной динамикой пожаров. Общепринятых критериев для выделения ЛВПЦ 3 нет, национальных списков нет, в некоторых регионах есть региональные разработки и списки, которые необходимо учитывать при сертификации. При отсутствии таких разработок следует выделять в качестве редких экосистем редкие типы леса – в частности, такие, которые находятся в данном регионе на границе своего распространения (например, широколиственные леса в таежной зоне). Тип ЛВПЦ 4 нацелен на выявление участков леса, состояние которых критически важно для поддержания интегральной экологической стабильности (функций) окружающих территорий. В состав таких территорий могут попадать различные категории защитных лесов и особо защитные участки леса (ОЗУ), предусмотренные Лесным кодексом, а также участки леса, которые по своим свойствам отвечают критериям таких лесов, но не были выделены в качестве таковых. Сложнее всего оценить соблюдение требований по ЛВПЦ 5 и 6, так как для этого надо владеть специальными социологическими знаниями. Но, по крайней мере, эти типы, как и ЛВПЦ 4, частично защищены российским законодательством. Лесоустройством предусмотрено выделение в ОЗУ участков леса вокруг санаториев, детских лагерей и др., а также вокруг сельских населенных пунктов и садовых товариществ. В целом качество выделения ЛВПЦ 5 и 6 различно и зависит от наличия информации, давления общественности и позиции аудиторской компании. Вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы: 1. Качество выделения ЛВПЦ при сертификации варьирует в очень широких пределах – от простого узаконивания существующих ограничений лесопользования в природоохранных лесах (ООПТ, ОЗУ, категории защитности) до длительной полноценной работы с материалами и заинтересованными сторонами. 2. Основные факторы, влияющие на качество выделения ЛВПЦ, - это активность природоохранных НПО в регионе и наличие достоверной информации о ЛВПЦ. 3. Для полноценного и качественного выделения ЛВПЦ требуется, вопервых, проведение специальных исследований по определению ЛВПЦ разных типов, во-вторых, продолжительная совместная работа компаний и природоохранных НПО или иных заинтересованных сторон. 4. В результате проводимых исследований рекомендуется отнести к категориям ЛВПЦ особо защитные участки леса, выделяемые при традиционном лесоустройстве. К типам ЛВПЦ 1.2 и 1.3 относятся участки леса в местах обитания и распространения, редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных и растений и участки леса вокруг глухариных токов. К лесам, выполняющим водоохранное и противоэрозионное значение (ЛВПЦ 4.1 и 4.2) относятся берегозащитные участки леса, защитные полосы лесов вдоль гребней и линий водоразделов, насаждения, окаймляющие верховые болота, опушки леса, примыкающие к железным и автомобильным дорогам федерального, республиканского и областного значения и т. д. Это позволит увеличить площади ЛВПЦ на 1-2 %. Леса высокой природоохранной ценности: основы использования концепции при сертификации Понятие «леса высокой природоохранной ценности» было предложено Лесным попечительским советом (FSC) в 1999 г. в ходе разработки системы добровольной лесной сертификации. В Стандартах добровольной лесной сертификации по системе FSC ЛВПЦ посвящён Принцип 9: «Сохранение лесов, имеющих высокую природоохранную ценность». Будучи относительно новым, на самом деле понятие ЛВПЦ не содержит в себе ничего принципиально нового, по крайней мере для России. Однако важным является то, что в рамках концепции ЛВПЦ, разработанной FSC, впервые леса, имеющие прежде всего природоохранную и социальную ценность, объединены одним понятием. Соответственно, ЛВПЦ бывают разных типов, и в реальности к ним относятся довольно разные леса – разные по составу, площади, значимости, экономической ценности, методологии выделения, степени изученности и необходимым усилиям для сохранения, а также по степени защищённости таких лесов российским законодательством. Концепция ЛВПЦ далее стала использоваться и вне рамок процесса сертификации по схеме FSC, однако для нас основное значение сейчас имеет именно интерпретация этого понятия в рамках FSC. В настоящее время в большинстве разработок используется классификация ЛВПЦ, предложенная английской неправительственной организацией ProForest (Дженнингс и др., 2005). К лесам высокой природоохранной ценности относятся леса, обладающие одним или несколькими из следующих свойств: а) участки леса, которые имеют особое значение в мировом, национальном или региональном масштабах: * из-за высокого биологического разнообразия (высокого эндемизма, богатства видами, находящимися под угрозой исчезновения, наличия большого количества рефугиумов); * так как представляют собой крупные лесные ландшафты, частично или полностью расположенные в пределах хозяйственной единицы управления лесами, и характеризующиеся наличием жизнеспособных популяций всех или хотя бы большинства биологических видов, встречающихся на данной территории, в естественном состоянии; b) участки леса, которые либо представляют собой редкие или находящиеся под угрозой исчезновения экосистемы, либо содержат такие экосистемы; c) участки леса, имеющие особые защитные (например, водоохранные, противоэрозионные) функции; d) участки леса, необходимые для обеспечения существования местного населения (например, для сохранения источников доходов, поддержания здоровья) и/или сохранения самобытных культурных традиций местного населения (места культурного, экологического, экономического или религиозного значения, определённые при участии местного населения). (Принципы и Критерии FSC, февраль 2000 г.) Типы и подтипы ЛВПЦ ЛВПЦ 1. Высокое биоразнообразие, значимое на мировом, региональном и национальном уровнях ЛВПЦ 1.1. Особо охраняемые природные территории (ООПТ) ЛВПЦ 1.2. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды ЛВПЦ 1.3. Эндемичные виды ЛВПЦ 1.4. Ключевые сезонные места обитания животных ЛВПЦ 2. Крупные лесные ландшафты, значимые на мировом, региональном и национальном уровнях ЛВПЦ 3. Лесные территории, которые включают редкие или находящиеся под угрозой исчезновения экосистемы ЛВПЦ 4. Лесные территории, выполняющие особые защитные функции ЛВПЦ 4.1. Леса, имеющие особое водоохранное значение ЛВПЦ 4.2. Леса, имеющие особое противоэрозионное значение ЛВПЦ 4.3. Леса, имеющие особое противопожарное значение ЛВПЦ 5. Лесные территории, необходимые для обеспечения существования местного населения ЛВПЦ 6. Лесные территории, необходимые для сохранения самобытных культурных традиций местного населения В этой классификации следует обратить особое внимание на два момента. Во-первых, для ЛВПЦ 1 и ЛВПЦ 4 предусмотрено выделение подтипов, которые по своей сути являются довольно разными. Каждый из подтипов внутри этих типов требует отдельного рассмотрения и анализа различных источников информации. Во-вторых, для ЛВПЦ 1 и ЛВПЦ 2 предусмотрены различные уровни значимости: мировой, национальный и региональный. Для такой огромной страны как Россия этот момент имеет особое значение – на одной лесной территории могут оказаться разные участки ЛВПЦ одного типа, но разных уровней значимости: например, участки концентрации мест обитания видов Красных книг различных уровней: международной, национальной и региональной. Строго говоря, разные уровни значимости ЛВПЦ также требуют отдельного анализа каждый. Неоднократно отмечалось, что понятию ЛВПЦ в России полностью или частично соответствуют различные правовые категории, предусмотренные российским законодательством. Значительное количество параллелей наблюдается между ЛВПЦ и лесами первой группы, между ЛВПЦ и ОЗУ, между ЛВПЦ и особо охраняемыми природными территориями. Россия давно обладает развитой системой природоохранных нормативов, поэтому часть лесов, относимых к ЛВПЦ, оказывается уже защищённой российским законодательством. Однако чрезвычайно важно отдавать себе отчёт в том, что значительная часть лесов, имеющих высокую природоохранную ценность, оказывается вне этой системы, или защищено ею недостаточно. Прежде всего это связано с тем, что при разработке нормативов ведения лесного хозяйства задача сохранения биологического разнообразия никогда специально не ставилась. Эту задачу призваны решать другие законодательные акты. Кроме того, недостаточно развитая в нашем государстве система внедрения ряда нормативов привела к тому, что многие ценные объекты защищены только на бумаге. Таковы, например, категории ОЗУ, предназначенные для сохранения мест обитания редких видов живых организмов (см. ниже), которые на практике как правило не выделяются, так как порядок их выделения не установлен. Поэтому подчеркнём, что при сертификации необходимо приложить специальные усилия к тому, чтобы сохранить все леса высокой природоохранной ценности – либо доказать, что таковые на территории лесохозяйственного предприятия отсутствуют. Ниже мы рассмотрим разные типы ЛВПЦ в рамках концепции FSC – единственной, получившей в России широкое распространение. Будут показаны отражение каждого типа ЛВПЦ в Российском национальном рамочном стандарте сертификации по системе FSC (далее – «Национальный стандарт»), известный нам на данный момент российский опыт выделения и применения этого типа, а также законодательные основы реализации каждого типа (вкратце). Отметим, что точно такое же определение ЛВПЦ и такая же их классификация предусмотрены в проекте российской Национальной системы лесной сертификации, разрабатываемой под руководством академика А. С. Исаева. ВПЦ 1. Высокое биоразнообразие, значимое на мировом, региональном и национальном уровнях Национальный стандарт. ЛВПЦ 1 интерпретируется как «территория (экорегион), характеризующаяся повышенным биологическим разнообразием в мировом или национальном масштабе». Под ЛВПЦ 1 международного уровня понимаются территории, включенные в состав карты экорегионов WWF Global 200 (Olson & Dinerstein, 1998) – 233 наиболее ценных с точки зрения сохранения биоразнообразия экорегионов в мировом масштабе. С этой точки зрения особое внимание должно быть уделено следующим лесным экосистемам: * широколиственные и смешанные леса российского Дальнего Востока; * европейско-средиземноморские горные смешанные леса; * кавказко-анатолийско-гирканские умеренные леса; * горные леса Алтае-Саян; * горные леса Урала; * Восточно-Сибирская тайга; * таёжные и травянистые сообщества Камчатки. Кроме того, есть два пресноводных экорегиона, для существования которых большое значение имеет состояние лесов их водосборных бассейнов: * реки и водно-болотные угодья российского Дальнего Востока; * озеро Байкал (частично пересекается с экорегионами Восточно-сибирской тайги и Алтае-Саян). Более подробную характеристику данных экорегионов можно получить на сайте http://www.panda.org/about_wwf/where_we_work/ecoregions/ecoregions.cf m, а также http://www.nationalgeographic.com/wildworld/profiles/g200_index.html. Пока не существует единых критериев для выделения ЛВПЦ 1 национального и регионального уровней. Собранных воедино картографических материалов, показывающих расположение таких территорий, нет. Решение должно приниматься в каждом конкретном случае на основании широкомасштабных консультаций. В качестве основы можно использовать данные национальной и региональных Красных книг и научных публикаций. Существует также целый ряд программ, занимающихся выявлением биологически ценных природных объектов по различным критериям, например: * ключевых ботанических территорий в Европе (программа Всемирного союза охраны природы – МСОП); * ключевых орнитологических территорий в Европе. Выявление ключевых ботанических территорий в России только начато, а ключевых орнитологических территорий (КОТР) ещё не закончено. В настоящий момент опубликован том, посвященный КОТР Европейской России (Ключевые орнитологические территории…, 2002). Стандарт также отмечает, что природные объекты, располагающиеся в пределах существующих и проектируемых ООПТ, могут отвечать критериям лесов высокой природоохранной ценности. В Приложении к национальному стандарту даны перечни официальных решений, принятых на уровне РФ, а также её субъектов, о проектировании ООПТ и резервировании территории под них. Такие территории следует считать ЛВПЦ. Для каждого вида лесохозяйственных мероприятий, которые осуществляются в пределах ЛВПЦ 1, должны оцениваться их последствия для биологического разнообразия и должны приниматься меры по их минимизации. Законодательные основы. Национальная и региональные Красные книги и списки редких видов, утвержденные Постановлениями региональных органов власти (см. вставку); Приказ ФСЛХ от 30 декабря 1993 г. «Об утверждении основных положений по выделению особо защитных участков леса», который предусматривает выделение специальных ОЗУ (ОЗУЛ) для сохранения мест обитания редких видов (см. Табл. 1); Федеральный закон «О животном мире» (ст. 22), в соответствии с которым «в целях охраны мест обитания редких, находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира выделяются защитные участки территорий и акваторий, … необходимые для осуществления их жизненных циклов ... На защитных участках территорий и акваторий запрещаются отдельные виды хозяйственной деятельности или регламентируются сроки и технологии их проведения, если они нарушают жизненные циклы объектов животного мира». № Наименование особо Признаки и нормативы выделения п/п защитных участков леса особо защитных участков леса 15 Участки леса, в составе древесной, кустарниковой и травяной растительности которых имеются реликтовые или эндемичные виды растений, имеющие научную или Участки леса с наличием историческую ценность. Площади и реликтовых и эндемичных границы каждого такого участка растений устанавливаются на основании специальных обследований и обоснований (выделяются, если они не отнесены к отдельной категории защитности). 16 Участки леса в местах обитания и распространения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов диких животных и растений. Площадь и границы каждого такого участка устанавливаются на основании специальных обследований и обоснований (выделяются, если они не отнесены к отдельной категории защитности) Участки леса в местах обитания и распространения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов диких животных и растений Российский опыт выделения. В Архангельской области Распоряжением Руководителя агентства лесного хозяйства по Архангельской области и НАО утверждены «Параметры особо защитных участков (ОЗУ), выделяемых в лесном фонде Российской Федерации в пределах Архангельской области и НАО и руководство по их применению». Эти параметры были разработаны Региональной рабочей группой в рамках проекта Всемирного фонда дикой природы (WWF России) специально с целью защиты ЛВПЦ, в том числе ЛВПЦ 1. Параметры предусматривают защиту мест обитания видов национальной и региональной Красных книг, а также конкретных мест обитания некоторых редких в регионе видов (северный олень, кедр, липа и др.). С документом можно ознакомиться на сайте http://www.wwf.ru/about/what_we_do/forests/event/arkhan_OZU. На Дальнем Востоке России (в приоритетном экорегионе Global 200) разработаны «Методические указания по выделению особо защитных участков леса в местах обитания и распространения редких и охраняемых видов животных и растений, а также ценных промысловых животных в лесах юга Дальнего Востока». Данная методика предполагает выделение ОЗУ во всех выявленных местах обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений, редких растительных сообществ и ключевых биотопов ценных промысловых животных. Методика апробирована в нескольких лесхозах Приморского края, и на арендных территориях лесопромышленных компаний, где по результатам ее применения выделены соответствующие ОЗУ. В настоящее время методика рассматривается научным советом Дальневосточного научноисследовательского института лесного хозяйства (ДальНИИЛХ) и по результатам рассмотрения будет направлена на утверждение в Федеральное агентство лесного хозяйства. Предусматривается также внесение соответствующих изменений в региональные Правила рубок. ЛВПЦ 2. Крупные лесные ландшафты, значимые на мировом, региональном и национальном уровнях Национальный стандарт. ЛВПЦ 2 интерпретируются как крупные природные ландшафты, в минимальной степени нарушенные хозяйственной деятельностью человека. В настоящий момент представлениям об ЛВПЦ 2 национального уровня наиболее полно отвечают малонарушенные лесные территории - термин, предложенный Лесной вахтой России. С подробными картами таких территорий можно ознакомиться в «Атласе малонарушенных лесных территорий России» (Аксёнов и др., 2003; Aksenov et al., 2002; http://www.forest.ru/rus/publications/intact/). Под малонарушенными лесными территориями понимаются целостные природные территории в пределах лесной зоны площадью более 50 тыс. га, не имеющие внутри постоянных поселений, действующих транспортных коммуникаций и не затронутые современной интенсивной хозяйственной деятельностью. Размер и состояние таких территорий обеспечивают устойчивое существование жизнеспособных популяций большинства свойственных этим территориям видов и сводят к минимуму влияние краевых эффектов. Такие ландшафты могут быть и, как правило, образованы мозаикой разнообразных экосистем (в том числе нелесных) и характеризуются естественной динамикой пожаров. Общепринятых критериев ЛВПЦ 2 регионального уровня пока не разработано. Их свойства и размеры могут отличаться от принятых на национальном уровне, и решение должно приниматься в каждом конкретном случае на основании широкомасштабных консультаций. Законодательные основы. Приоритетность сохранения малонарушенных территорий закреплена в Законе РФ «Об охране окружающей среды», Ст. 3: «Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов». Ст. 4: «В первоочередном порядке охране подлежат естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию». Российский опыт выделения. Помимо уже упомянутых ЛВПЦ 2 национального уровня (см. выше), в некоторых регионах выделены массивы лесов, которые можно рассматривать как ЛВПЦ 2 регионального уровня. Прежде всего это республика Коми, где Приказом Комитета природных ресурсов по Республике Коми от 07.08.2001 г. утвержден «Порядок проведения специальных обследований по выделению девственных лесов», в число которых попадают ЛВПЦ 2 как национального, так и регионального уровней. Далее, следует назвать Приморский край, где такие массивы выделены в результате специально проведённого исследования (Аксёнов и др., 2006). И наконец, массивы малонарушенных лесов регионального уровня значимости, также удовлетворяющие понятию ЛВПЦ 2 регионального уровня, выделены в Республике Карелия (можно ознакомиться на сайте http://www.metla.fi/julkaisut/workingpapers/2006/mwp022-en.htm ). ЛВПЦ 3. Участки леса, включающие редкие, исчезающие или находящиеся под угрозой исчезновения экосистемы Национальный стандарт. Общепринятых критериев таких объектов нет, национальных списков нет, в некоторых регионах есть региональные разработки и списки, которые необходимо учитывать при сертификации. Законодательные основы. Уже упоминавшийся Закон РФ «Об охране окружающей среды», Ст. 3: «Особой охране подлежат редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания». Российский опыт выделения. Приморский край (Крестов, Верхолат, 2003; Аксёнов и др., 2006; «Зелёная книга Сибири», 1996). ЛВПЦ 4. Лесные территории, выполняющие особые защитные функции Национальный стандарт. В состав таких лесов могут попадать различные категории защитности лесов первой группы и особо защитные участки леса, выделяемые в лесах всех групп, а также участки леса, которые по своим свойствам отвечают критериям таких лесов, но не были выделены в качестве таковых. Среди категорий защитности лесов первой группы можно упомянуть следующие: * запретные полосы лесов по берегам рек, озёр, водохранилищ и других водных объектов; * запретные полосы лесов, защищающие нерестилища ценных промысловых рыб; * противоэрозионные леса; * защитные полосы лесов вдоль железнодорожных магистралей, автомобильных дорог федерального, республиканского и областного значения; * государственные защитные лесные полосы; * ленточные боры; * леса на пустынных, полупустынных, степных, лесостепных и малолесных горных территориях, имеющие важное значение для защиты окружающей природной среды; * леса зелёных зон поселений и хозяйственных объектов; * леса первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения; * леса первой, второй и третьей зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов; * притундровые леса. Законодательные основы. Категории защитности лесов первой группы перечислены в Ст. 56 Лесного кодекса РФ «Леса первой группы». Согласно Ст. 114 Лесного кодекса «Способы рубок в зависимости от групп лесов и категорий защитности лесов первой группы»: «… В лесах первой группы проводятся рубки главного пользования, направленные на улучшение состояния древостоев, усиление природных функций лесов этой группы, а также на своевременное и рациональное использование перестойных и спелых древостоев. В лесах … орехово-промысловых зон, в лесоплодовых насаждениях, лесопарковых частях зеленых зон, лесах первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения и лесах первой и второй зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, государственных защитных лесных полосах, противоэрозионных, притундровых лесах и запретных полосах лесов, защищающих нерестилища ценных промысловых рыб, а также в кедровых лесах всех групп лесов допускаются только рубки промежуточного пользования и только прочие рубки. … В горных лесах применяются способы рубок главного пользования с учётом защитного, противоэрозионного и водорегулирующего значения этих лесов». Параметры ОЗУЛ и порядок их выделения утверждены уже упомянутым Приказом ФСЛХ России от 30 декабря 1993 г. В некоторых регионах эти параметры уточнены, в том числе для лесов, которые могут быть отнесены к ЛВПЦ 4. Согласно Ст. 55 Лесного кодекса «На особо защитных участках лесов может быть запрещено применение рубок главного пользования». Следует также упомянуть Постановление Правительства Российской Федерации от 23.11.96 № 1404 «Об утверждении Положения о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах» и принятые на его основе Постановления органов исполнительной власти, касающиеся утверждения перечней водных объектов, по которым выделяются водоохранные зоны. Российский опыт выделения. В Архангельской области уже упомянутым Распоряжением утверждены «Параметры особо защитных участков …» (см. выше), в которых некоторые особо зашитные участки (ОЗУ) уточнены в соответствии с концепцией ЛВПЦ, в том числе ОЗУ, предназначенные для сохранения лесных территорий, выполняющих особые защитные функции. В Приморском крае также выделены в качестве ЛВПЦ комплексы долин рек, не затронутых хозяйственной деятельностью, по критериям, лучше соответствующей целям наиболее полного сохранения водоохранных функций приречных лесов (Аксёнов и др., 2006). ЛВПЦ 5 и ЛВПЦ 6. Лесные территории, необходимые для обеспечения существования местного населения и/или необходимые для сохранения самобытных культурных традиций местного населения Национальный стандарт. В эту категорию попадают довольно разные объекты. Среди объектов, важных для коренных народов или этнических групп, могут быть священные места (рощи, культовые объекты, старые захоронения и т.д.). Для населения городов и посёлков большое значение с точки зрения рекреации имеют, например, близлежащие зелёные зоны. Для местного населения важны территории, где традиционно осуществляется сбор ягод, грибов или ведётся охота или рыбная ловля. В состав таких территорий могут попадать различные категории защитности лесов первой группы и ОЗУЛ, а также другие лесные участки, которые по своим свойствам отвечают критериям таких лесов, но не были выделены в качестве таковых. Полное выявление и сохранение таких объектов возможно только в тесном контакте с местным населением и общинами коренных народов и при учете его пожеланий. Законодательные основы. Ст. 56 Лесного кодекса — например, леса зеленых зон поселений и хозяйственных объектов, второй и третьей зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, ореховопромысловые зоны и др., ОЗУЛ (например, участки леса вокруг сельских населенных пунктов (припоселковые и запольные леса) и садовые товарищества. Российский опыт выделения. В Архангельской области уже упомянутым Распоряжением утверждены «Параметры особо защитных участков (ОЗУ) …» (см. выше), в которых некоторые ОЗУ уточнены в соответствии с концепцией ЛВПЦ, в том числе ОЗУ, предназначенные для удовлетворения потребностей местного населения. ЛВПЦ и экологические сети Согласно Национальному стандарту, идея выделения и сохранения ЛВПЦ во многом пересекается с идеей создания Панъевропейской экологической сети (ПЕЭС) – результата реализации Панъевропейской стратегии в области биологического и ландшафтного разнообразия (ПЕСБЛР). Основное положение концепции экологической сети состоит в том, что избежать отрицательных последствий дробления (фрагментации) природных территорий можно путем обеспечения экологических связей между ними. Для ряда регионов могут существовать проекты создания таких экологических сетей, что следует учитывать при выделении лесов высокой природоохранной ценности и разработке предложений по системе управления территорией. В частности, такие проекты имеются в республике Башкортостан (Паженков и др., 2005) и во многих других регионах Европейской России (например: Соболев, Руссо, 1998). Консультации с заинтересованными сторонами Важнейшей составляющей процесса выделения ЛВПЦ, в соответствии с требованиями FSC, в том числе Национального стандарта, является проведение консультаций с заинтересованными сторонами на предмет выявления ЛВПЦ и определения мер по их сохранению. Предложения заинтересованных сторон по сохранению ЛВПЦ должны быть рассмотрены и либо приняты, либо аргументированно отклонены, о чём должны иметься письменные свидетельства. Как отмечалось на Международной конференции по ЛВПЦ, состоявшейся в г. Архангельске 13-14 декабря 2005 г., итоговое понимание ЛВПЦ должно явиться результатом общественного согласия по результатам взвешенной оценки их экологической, экономической и социальной ценности. С материалами конференции можно ознакомиться на сайте http://www.wwf.ru/about/what_we_do/forests/event/arkhangelsk_12_05. Со списком неправительственных и научных организаций, владеющих информацией по лесам высокой природоохранной ценности России (по состоянию на октябрь 2005 г.) можно ознакомиться на сайтеhttp://www.fsc.ru/russia_08.html В тех регионах, где ЛВПЦ не выделены и заинтересованные стороны отсутствуют, ответственность за эту работу ложится на управленческий персонал предприятия, желающего получить сертификат. С некоторыми рекомендациями на эту тему можно ознакомиться в уже упомянутой работе С. Дженнингса с коллегами (2005; текст доступен также на сайте http://www.wwf.ru/resources/publ/book/164/). Принцип учёта возможных последствий При нынешнем уровне знаний о лесах и их функционировании не представляется возможным с достаточной степенью уверенности определить, какой режим управления наилучшим образом соответствует целям сохранения природоохранной ценности в каждом конкретном случае. Поэтому, принимая решение о выделении ЛВПЦ, важно использовать принцип учёта возможных последствий. На практике это означает следующее: «Планирование лесохозяйственной деятельности, ведение лесного хозяйства и мониторинг тех свойств, на основании которых лесохозяйственный субъект отнесён к ЛВПЦ, должны проводиться на основе существующих научных знаний и знаний об особенностях и традициях коренного населения для того, чтобы не допустить угрозы сокращения или утраты этих свойств, а любая угроза сокращения или утраты обнаруживалась задолго до того, как это сокращение станет необратимым. Там, где такая угроза обнаружена, необходимо принять ранние превентивные меры, включая остановку проводимых мероприятий, для того, чтобы избежать или минимизировать эту угрозу, несмотря на отсутствие полной научно-обоснованной уверенности относительно причин и последствий этой угрозы». Заседание Комиссии экспертов по Принципу 9 FSC, 2000 г. Управление ЛВПЦ Выполнение 9-го принципа также требует от управляющих лесами, чтобы ведение лесного хозяйства в ЛВПЦ способствовало сохранению или увеличению соответствующих характеристик этих лесов. Поэтому ЛВПЦ требуют особого управления. Принятие решений в отношении ЛВПЦ должно производиться с особой осторожностью и с учётом возможных последствий. Управлению ЛВПЦ в стандартах добровольной лесной сертификации по схеме ЛПС посвящен соответствующий критерий Принципа 9: Критерий 9.3. План лесохозяйственных мероприятий должен включать мероприятия по сохранению или увеличению природоохранных свойств таких лесов. Эти мероприятия должны планироваться с особой осторожностью, с тщательным учётом возможных последствий. Эти мероприятия должны быть перечислены в кратком плане лесохозяйственных мероприятий, доступном для общественности. На практике это означает, что лесные менеджеры сертифицированных предприятий должны самостоятельно разработать режимы управления, направленные на сохранение выявленных ЛВПЦ, в соответствии с местными условиями, доступными ресурсами и имеющейся информацией. В данной статье мы не будем подробно рассматривать управление ЛВПЦ, перечислим только основные варианты этого управления. Общие рекомендации по управлению ЛВПЦ Лесохозяйственная деятельность в участках лесов высокой природоохранной ценности: * всегда должна проводиться в соответствии с принципом учёта возможных последствий (см. на соседней странице) для того, чтобы свести к минимуму риск причинения этим территориям необратимого ущерба; * всегда должна вестить в рамках адаптивного управления, т. е. осуществляться на основе планирования, реализации планов и мониторинга результатов, причём при необходимости по результатам анализа данных мониторинга в лесохозяйственный план вносятся соответствующие коррективы (по: Дженнингс и др., 2005). Основные варианты лесоуправления: * охрана территории путём создания зон (участков), где всякая лесохозяйственная деятельность исключается; при необходимости там также организуется контроль над теми видами деятельности (например, охотой, рыбной ловлей), которые могут привести к уменьшению природоохранной ценности. Если есть сомнения в выборе наиболее эффективной формы управления, то в соответствии с принципом учёта возможных последствий предпочтение отдаётся охране территории; * модификация лесохозяйственных мероприятий или разработка специальных видов лесохозяйственных мероприятий. Это могут быть введение сезонных ограничений на рубки, запрет определённых видов рубок или рубок определённых пород, сохранение определённых местообитаний, особый оборот рубки, ограничение интенсивности рубок и др. При этом должны быть учтены все возможные последствия, как прямые (от лесозаготовок или использования химических веществ), так и косвенные (например, строительство лесных дорог улучшает доступность лесных территорий для охотников, что может вызвать рост охотничьего промысла). Решение о проведении любых лесохозяйственных мероприятий принимается на основе принципа учёта возможных последствий. Вызванное таким решением ограничение будет действовать до тех пор, пока не будет собрано достаточно убедительной информации, доказывающей, что опасности негативного воздействия нет. * восстановительные мероприятия – например, искусственное облесение вырубок или гарей, закрепление склонов, удаление интродуцированных видов.
«Леса высокой природоохранной ценности.» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 141 лекция
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot