Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ТЕМА 6 ЛЕКЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ
1.Какова роль лекций в обучении психологии?
Лекция как организационная форма обучения – это особая конструкция учебного процесса. Преподаватель на протяжении всего учебного занятия сообщает новый учебный материал, а слушатели активно воспринимают. Благодаря тому, что материал излагается концентрированно, в логически выдержанной форме, лекция является наиболее экономичным способом передачи учебной информации.
Дидактическими целями лекций являются сообщение новых знаний, систематизация и обобщение накопленных знаний, формирование на их основе идейных взглядов, убеждений, мировоззрения, развитие познавательных и профессиональных интересов. Преподаватель, мастерски читающий лекцию, увлекает слушателей, активно воздействует на их эмоции, вызывает интерес к учебному предмету, стремление постоянно пополнять знания.
Лекция появилась в Древней Греции, получила свое дальнейшее развитие в Древнем Риме и в средние века. Яркие страницы в историю развития лекционной формы обучения в России вписал основатель первого отечественного университета М. В. Ломоносов, по достоинству ценивший живое слово преподавателей. Он считал необходимым систематически и настойчиво учиться красноречию, под которым разумел «искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению». И поэтому он советовал лекторам «разум свой острить через беспрестанное упражнение в сочинении и произношении слов, а не полагаться на одни правила и чтение авторов»[2,с.48].
При обучении психологии лекция имеет три важнейшие функции:
–творческое общение лектора с аудиторией, сотворчество, эмоциональное взаимодействие;
–лекция – весьма экономный способ получения в общем виде основ знаний;
–лекция активизирует мысленную деятельность, если хорошо понята и внимательно прослушана, поэтому задача лектора – развивать активное внимание студентов, вызывать движение их мысли вслед за мыслью лектора.
Таким образом, лекционный курс дает возможность за небольшой промежуток времени изложить большой массив информации, представить знания по предмету в системе, раскрыть законы и теории в их логической последовательности. Лекционный курс дает основную информацию для семинарских и практических занятий. Поскольку психология является гуманитарной наукой и предполагает большой пласт информации, то лекции помогают систематизировать материал, изучаемый по той или иной психологической дисциплине.
2.Виды лекций
Лекции различаются по своему построению, приемам изложения материала, характеру обобщений и выводов.
Различают следующие виды лекций:
Академическая лекция - это традиционно вузовская лекция. Для нее характерны высокий научный уровень, теоретические абстракции, имеющие большое практическое значение. Стиль такой лекции - четкий план, строгая логика, убедительные доказательства, краткие выводы.
Популярная (публичная) лекция представляет изложение научных истин для аудитории, которая не подготовлена к их восприятию. Ученый-педагог обязан просто и ясно излагать научную проблему. Обычно такие лекции читаются вне стен вуза.
Лекция общего курса (учебная лекция по программе курса) - это обычная и самая распространенная лекция в вузе. Содержанием общих курсов является последовательное и системное изложение данной науки, ознакомление слушателей с ее основными категориями, принципами и закономерностями.
Вводная -намечает основные проблемы курса в целом или его раздела. В нее включаются «ключевые» вопросы, понимание которых позволяет лучше усвоить материал последующих тем или самостоятельно разобраться в нем.
Обзорная -читается обычно перед экзаменами - государственными или курсовыми. Они излагают лишь отдельные, наиболее крупные вопросы программы. Обзорные лекции часто читают на вечерних и заочных отделениях вузов, представляя конспективный обзор полного учебного курса лекций.
Комплексная- читается в специальных курсах или на факультетах повышения квалификации преподавателей. Она представляет собой конгломерат данных из нескольких наук при сохранении ведущего значения одной из них. Такое комплексное рассмотрение темы помогает студентам оценить проблему. Особенностью таких лекций является их высокий научный уровень.
Установочная -читается чаще всего студентам заочного отделения, приступающим к изучению данной дисциплины. Значительная часть времени отводится ознакомлению с необходимой литературой (первоисточниками и учебниками), методическими советами и рекомендациями по ее изучению, написанию контрольных работ, а также с требованиями, предъявляемыми на экзаменах.
Традиционная (информационно - объяснительная, повествовательная) - «это такой вид изложения, в котором связанно рассказывается о конкретных фактах, событиях, процессах или действиях, протекающих и развивающихся во времени». Это дидактическое определение с некоторыми оговорками можно применить также к вузовской лекции. Для такой лекции характерно описание, объяснение научных явлений и событий.
Лекция-беседа характеризуется высокой эмоциональностью, доверительным тоном лектора, когда он вовлекает студенческую аудиторию в совместное размышление над научными истинами. Диалог с аудиторией - наиболее распространенная и сравнительно простая форма активного вовлечения слушателей в учебный процесс. Она предполагает непосредственный контакт преподавателя с аудиторией. Как правило, в лекции-беседе рассказывают занимательные истории, подбирают запоминающиеся примеры.
Проблемная лекция характеризуется постановкой перед студентами учебных проблем-заданий, которые они должны самостоятельно решить, получив, таким образом, новые знания. В лекции сочетаются проблемные и информационные начала. Своеобразными разновидностями проблемных лекций являются лекция-Мозговая атака, лекция-дискуссия и лекция с разбором практических ситуаций.
Лекция-дискуссия характеризуется тем, что преподаватель при изложении лекционного материала не только использует ответы слушателей на его вопросы, но и организует свободный обмен мнениями в интервалах между логическими разделами.
Лекция с разбором конкретных ситуаций- это по форме та же лекция-дискуссия, однако, на обсуждение преподаватель ставит не вопрос, а конкретную ситуацию. Как правило, такая ситуация представляется устно или в очень короткой видеозаписи, диафильме.
Лекция-визуализация Чтение лекции-визуализации сводится к связному, развернутому комментированию преподавателем подготовленных визуальных материалов, полностью раскрывающему тему данной лекции. Эти материалы должны обеспечивать систематизацию имеющихся у слушателей знаний, предъявление новой информации, задание проблемных ситуаций и возможные разрешения;
Лекция вдвоем. В данной лекции моделируются реальные профессиональные ситуации, обсуждение теоретических вопросов с разных позиций двумя специалистами, например, представителями двух научных школ, теоретиком и практиком, сторонником и противником того или иного технического решения и т.п.
Лекция с заранее запланированными ошибками. Необходимость развития у студентов умения оперативно анализировать профессиональные ситуации, выступать в роли экспертов, оппонентов, рецензентов, вычленять неверную или неточную информацию, которая привела к разработке лекции с заранее запланированными ошибками.
Лекция-пресс-конференция. Назвав тему лекции, преподаватель просит слушателей письменно задать ему вопросы по данной теме. Каждый слушатель должен в течение 2-3 минут сформулировать наиболее интересующий его вопрос, написать на бумажке и передать преподавателю. Затем лектор в течение 3-5 минут сортирует вопросы по их смысловому содержанию и начинает читать лекцию. Изложение материала строится не как ответ на каждый заданный вопрос, а в виде связанного раскрытия темы, в процессе которого формулируются соответствующие ответы. В завершение лекции преподаватель проводит итоговую оценку вопросов как отражения знаний и интересов слушателей.
Лекция с применением техники обратной связи. В настоящее время все шире используются специально оборудованные классы для программированного обучения, где руководитель занятия имеет возможность с помощью технических устройств получать сведения о реакции всей группы слушателей на поставленный им вопрос. Вопросы задаются в начале и конце изложения каждого логического раздела лекции. Если аудитория в целом правильно отвечает на вводный вопрос, преподаватель может ограничить изложение лишь кратким тезисом и перейти к следующему разделу лекции. Если число правильных ответов ниже желаемого уровня, преподаватель читает подготовленный текст и в конце смыслового раздела задает слушателям новый вопрос, который предназначен уже для выяснения степени усвоения только что изложенного материала. При неудовлетворительных результатах контрольного опроса преподаватель возвращается к уже прочитанному разделу, изменив при этом методику подачи материала.
3.Этапы подготовки преподавателя к лекции
Подготовка лекции начинается с разработки преподавателем структуры рабочего лекционного курса по конкретной дисциплине. Руководством здесь должна служить рабочая программа дисциплины (далее - РПД), разработанная с учетом требований ФГОС ВО, учебного плана. Структура лекционного курса обычно включает в себя вступительную, основную и заключительную части. Количество лекций в той или иной части определяется с учетом общего количества часов, отведенных для лекционной работы согласно учебному плану. После определения структуры лекционного курса можно приступить к подготовке той или иной конкретной лекции.
Методика работы над лекцией предполагает примерно следующие этапы:
1) отбор материала для лекции, составление плана лекции, списков основной и дополнительной литературы;
2) определение объема и содержания лекции;
3) выбор последовательности и логики изложения, написание конспекта;
4) подбор иллюстративного материала;
5) выработка манеры чтения лекции.
1) Отбор материала для лекции определяется ее темой. Лектору следует тщательно ознакомиться с содержанием темы в базовой учебной литературе, которой пользуются студенты, чтобы выяснить, какие аспекты изучаемой проблемы хорошо изложены, какие данные устарели и требуют корректировки. Следует обдумать обобщения, которые необходимо сделать, выделить спорные взгляды и четко сформировать свою точку зрения на них.
2) Определение объема и содержания лекции - второй важный этап подготовки лекции, определяющий темп изложения материала. Это обусловлено ограниченностью временных рамок, определяющих учебные часы на каждую дисциплину. Не рекомендуется идти по пути планирования чтения на лекциях всего предусмотренного программой материала в ущерб полноте изложения основных вопросов. Лекция должна содержать столько информации, сколько может быть усвоено аудиторией в отведенное время. Лекцию нужно разгружать от части материала, перенося его на самостоятельное изучение. Этот материал наряду с лекционным должен выноситься на экзамен. Если лекция будет прекрасно подготовлена, но перегружена фактическим (статистическим, и т.п.) материалом, то она будет малоэффективной и не достигнет поставленной цели. Кроме того, при выборе объема лекции необходимо учитывать возможность «среднего» студента записать ту информацию, которую, по мнению преподавателя, он должен обязательно усвоить.
Как правило, у педагогов с маленьким преподавательским опытом работы существует ряд ошибок при подготовке к лекции[3]:
–За счёт небольшого опыта выступления перед аудиторией определённая неуверенность в себе, отсюда страдает дикция, ритм, появляются запинки. Выход состоит в тщательной проработке материала, пересказе дома перед зеркалом, перед аудиторией домочадцев или друзей.
–Частые произвольные паузы в речи не по причине содержания лекции, а из-за отсутствия умения правильно распределить дыхание, что со стороны демонстрирует для слушателей нервозность и неуверенность в себе лектора, хотя материал преподаватель знает отлично. Зачастую речь педагога монотонна и достаточно суха, без жизненных личностно ориентированных примеров для обучающихся, что тоже может являться следствием отсутствия опыта или неподготовленности педагога к занятию или попыткой копирования некоего образца, например своего педагога с большим стажем и своей собственной изюминкой и харизмой.
–По поводу наличия бумажного варианта текста лекции (некоторые образовательные организации требуют это в обязательном порядке): четкая ориентированность на текст лекции, страх уйти в сторону, а значит, отсутствие импровизации могут навести слушателей на мысль о некомпетентности педагога.
– Существует двойственная проблема использования узкоспециальной терминологии: педагог может полностью стараться уходить от узкоспециальных терминов по причине упрощения материала для слушателей в связи с недостаточно высоким уровнем подготовки обучающихся или по причине собственного страха пред использованием терминов (страх сделать неверное ударение, ошибиться в произношении).
–В общем объёме материала и логичности его подачи у начинающих педагогов могут быть перекосы. Лекция – это занятие с чётко прописанной темой в разделе и точными временными рамками. Зачастую желание педагога дать материала как можно больше приводит к отсутствию логичности подачи материала, уходу от плана и игнорированию организационной структуры лекции, что также недопустимо.
4.Требования к содержанию лекции
Содержание лекций должно:
¾ обеспечивать постановку цели и задач курса и строиться с учетом его методологических основ; иметь четкую структуру и логику раскрытия последовательно излагаемых вопросов;
¾ включать характеристики основных понятий по изучаемой дисциплине;
¾ учитывать основные направления в развитии представляемой научной дисциплины в решении актуальных проблем;
¾ отражать системные законы и закономерности, принципы, лежащие в основе изучаемого предмета, актуальные вопросы данного курса;
¾ строиться с позиций научного анализа конкретных сведений, фактов и явлений, иллюстрирующих основные теоретические положения в их взаимосвязи.;
¾ учитывать нравственную сторону излагаемого материала;
¾ иметь в наличие достаточное количество ярких, убедительных примеров, фактов, обоснований, документов и научных доказательств;
¾ иметь методическую обработку: выведение главных мыслей и положений, подчеркивание выводов, повторение их в различных формулировках.
5.Особенности популярной лекции
Популярная лекция – одна из форм просветительской деятельности психолога.
Цели:
1. Способствовать расширению и углублению психологических знаний у населения, формирование знаний о психологии, то есть обеспечение психологической грамотности;
2. Личностный и профессиональный рост людей, гармоничные отношения между ними.
Как ни парадоксально, но реализация этих целей для профессиональных психологов сложна. Самоукина Н. В. считает, что профессионально хорошо подготовленные психологи не качественно читают лекцию.
Качество зависит от: избранной темы; содержания информации; методики изложения; мастерства. Тему для популярной лекции подбирает сам лектор, он руководствуется характером аудитории, возрастным и половым ее составом, подготовки, о которой должен получить сведения заранее. Только при этом условии программируется содержание лекции. Лектор должен позаботиться о том, чтобы тематика была интересна аудитории.
Содержание популярной лекции может быть охарактеризованным теми же критериями, что и академическая лекция: она должна строится на научной основе, быть занимательной (вызывать живой отклик аудитории).
Но степень научности здесь не столь велика как в академической лекции: ссылки на имена и эксперименты ученых должны быть весьма ограниченны, достаточно в начале лекции указать концепцию, в рамках которой будет изложен материал и назвать авторов. Теоретические рассуждения в лекции не целесообразны, а описание длительных научных экспериментов сделает лекцию малопонятной.
Доступность достигается понятной терминологией: если студент – психолог должен научиться мыслить языком науки, то у слушателя популярной лекции такой цели нет. Количество специальных слов быть минимальным, а термины, без которых никак нельзя обойтись нужно уметь объяснить на бытовом языке сразу при первом употребление и многократно повторять эти разъяснения при каждом употреблении данного термина, тогда текст будет уяснен.
При подготовке популярной лекции следует особое внимание уделить доказательности информации, которая во многом зависит от подбора жизненных примеров, опоры в примерах на слушателей, подходящих иллюстраций.
Объем популярной лекции ограничен: обычно объем информации готовится на максимум 30-50 минут изложения в зависимости от возраста слушателя.
Занимательность (= интересность) лекции имеет первостепенное значение и содержание будет интересным при условии, что ее материал будет новым для слушателей, приближенность к жизни, имеет для слушателей личностный или профессиональный смысл.
Процесс чтения лекции сугубо индивидуален, то есть зависит от индивидуальных особенностей лектора и его подготовленности.
6.Методика чтения проблемной лекции
Проблемная лекция — это такая форма организации обучения, при которой новое знание вводится через проблемность вопроса, задачи или ситуации, при этом процесс познания студентов в сотрудничестве и диалоге с преподавателем приближается к исследовательской деятельности.
Дидактические особенности проблемной лекции освещены в исследованиях. М.И. Махмутова, О.М. Матюшкина, М.М. Скаткин,. И.Я. Лернера, A.B. Фурмана и других ученых.
Разрешая противоречия, заложенные в проблемных ситуациях, обучаемые самостоятельномогут прийти к тем выводам, которые преподаватель должен сообщить в качестве новых знаний. При этом он, используя определенные методические приемы включения слушателей в общение, как бы вынуждает, «подталкивает» их к поиску правильного решения проблемы. На проблемной лекции студент находится в социально активной позиции, особенно когда она идет в форме живого диалога.
На проблемной лекции привлечение студентов к активной деятельности осуществляется преподавателем с помощью создания проблемных ситуаций.
Для создания проблемной ситуации С.С. Витвицкая предлагает использовать следующие приемы:
- прямая постановка проблемы;
- проблемное задание в виде вопроса;
- сообщение информации, содержащей противоречие;
- сообщение противоположных мнений по любому вопросу;
- обращение внимания на то или иное жизненное явление, которое нужно объяснить;
- сообщение фактов, вызывают недоумение;
- сопоставление жизненных представлений с научными;
- постановка вопроса, на который должен ответить студент, прослушав часть лекции, и сделать выводы.
В начале проблемной лекции следует назвать тему, план, указать дополнительную к имеющемуся у обучающихся списку литературу.
Проблемная лекция не должна быть перегружена вопросами, часть которых можно будет рассмотреть на семинарских занятиях, при проведении дискуссий, «круглых столов». Наиболее приемлемым может быть план лекции, включающий 2-3 вопроса. Главное внимание в проблемной лекции необходимо сосредоточить на наиболее сложных теоретических вопросах, имеющих большое научное и практическое значение в современных условиях. В соответствии с этим не рекомендуется дробить направления теоретического анализа с учетом того, что в настоящее и ближайшее перспективное время всё больше делается акцент на самостоятельную работу, проблемная лекция в значительной степени должна носить методологический характер.
Особое внимание в подобных лекциях обращается на логическую структуру изложения учебного материала. От четкости изложения, логических переходов от одного вопроса к другому, умения подчеркнуть главные положения, выделить схожие и важные в теоретическом и практическом отношении вопросы, сделать необходимые выводы и обобщения во многом зависят качество и успех лекции, а также её эффективность.
В проблемной лекции нельзя уходить от дискуссионных вопросов. При этом следует обратить внимание на наиболее значимые, но явно несостоятельные взгляды и аргументированно показать их ошибочность. Широкий аспект дискуссионных проблем рассматривается обычно в лекциях-дискуссиях.
Таким образом, рассмотренная форма лекционных занятий позволяет в значительной степени активизировать учебно-познавательную деятельность обучающихся.
7.Особенности чтения лекции с запланированными ошибками.
Эта форма проведения лекции была разработана для развития у слушателей умений оперативно анализировать профессиональные ситуации, выступать в роли экспертов, оппонентов, рецензентов, вычленять неверную или неточную информацию.
Подготовка преподавателя к лекции состоит в том, чтобы заложить в ее содержание определенное количество ошибок содержательного, методического или поведенческого характера. Список таких ошибок преподаватель приносит на лекцию и знакомит с ними слушателей только в конце лекции. Подбираются наиболее часто допускаемые ошибки, которые делают как слушатели, так и преподаватели в ходе чтения лекции. Преподаватель проводит изложение лекции таким образом, чтобы ошибки были тщательно скрыты, и их не так легко можно было заметить слушателям.
Это требует специальной работы преподаватель над содержанием лекции, высокого уровня владения материалом и лекторского мастерства. Задача слушателя заключается в том, чтобы по ходу лекции отмечать в конспекте замеченные ошибки и назвать их в конце лекции. На разбор ошибок отводится 10-15 минут. В ходе этого разбора даются правильные ответы на вопросы - преподавателем, слушателями или совместно.
Количество запланированных ошибок зависит от специфики учебного материала, дидактических и воспитательных целей лекции, уровня подготовленности слушателей. Опыт использования лекции с заранее запланированными ошибками показывает, что слушатели, как правило, находят задуманные ошибки (преподавателем проводится сверка со списком таких ошибок). Нередко оно указывают и такие ошибки, которые были невольно допущены преподавателем, особенно речевые и поведенческие. Преподаватель должен честно признать это и сделать для себя определенные выводы. Все это создает атмосферу доверия между преподавателем и слушателями, личностное включение обеих сторон в процесс обучения.
Элементы интеллектуальной игры с преподавателем создают повышенный эмоциональный фон, активизируют познавательную деятельность слушателей. Лекция с запланированными ошибками выполняет не только стимулирующую функцию, но и контрольную. Преподаватель может оценить уровень подготовки слушателей по предмету, а тот в свою очередь проверить степень своей ориентации в материале. С помощью системы ошибок преподаватель может определить недочеты, анализируя которые в ходе обсуждения со слушателями получает представление о структуре учебного материала и трудностях овладения им. Выявленные слушателями или самим преподавателем ошибки могут послужить для создания проблемных ситуаций, которые можно разрешить на последующих занятиях.
Данный вид лекции лучше всего проводить в завершение темы или раздела учебной дисциплины, когда у слушателей сформированы основные понятия и представления. Лекции с запланированными ошибками вызывают у слушателей высокую интеллектуальную и эмоциональную активность, т.к. слушатели в своей практической деятельности использую полученные ранее знания, осуществляя совместную с преподавателем учебную работу. Помимо этого, заключительный анализ ошибок развивает у слушателей теоретическое мышление.
8.Методика подготовки и чтения лекции вдвоем.
Для «лекции вдвоем» характерен ряд особых требований и задач. В этой форме лекции желательно смоделировать реальные профессиональные ситуации обсуждения теоретических и практических вопросов с разных позиций двумя специалистами, например, теоретиком и практиком, сторонником или противником той или иной точки зрения и т. п. При этом нужно стремиться к тому, чтобы диалог преподавателей между собой сформировал у студентов свое отношение к обсуждаемому материалу лекции. Лекция должна строиться таким образом, чтобы обусловить естественное появление вопроса в сознании студента. Для этого необходимо выбрать действительно проблемную тему из важнейших разделов рабочей программы дисциплины. Основная задача обоих преподавателей состоит не только в передаче информации, но и в приобщении студентов к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения.
Обсуждаемая проблема должна быть доступна по своей трудности для студентов, учитывать познавательные возможности обучаемых и быть значимой для усвоения нового материала и будущей профессиональной деятельности. Общение со студентами строится таким образом, чтобы подвести их к самостоятельным выводам, сделать соучастниками процесса подготовки, совместного поиска и нахождения.
Подготовка и чтение лекции вдвоем предъявляет повышенные требования к подбору преподавателей.. Они должны быть интеллектуально и личностно совместимы, обладать развитыми коммуникативными умениями, способностями к импровизации, быстрым темпом реакции, показывать высокий уровень владения предметным материалом, помимо содержания рассматриваемой темы. Если эти требования при проведении лекции вдвоем будут соблюдены, у студентов будет сформировано доверительное отношение к такой форме работы.
9.Назначение лекции-пресс-конференции
Форма проведения лекции близка к форме проведения пресс-конференций, только со следующими изменениями.
Преподаватель называет тему лекции и просит студентов письменно задавать ему вопросы по данной теме. Каждый студент должен в течение 2-3 минут сформулировать наиболее интересующие его вопросы, написать на бумажке и передать преподавателю. Затем преподаватель в течение 3-5 минут сортирует вопросы по их смысловому содержанию и начинает читать лекцию. Изложение материала строится не как ответ на каждый заданный вопрос, а в виде связного раскрытия темы, в процессе которого формулируются соответствующие ответы. В завершение лекции преподаватель проводит итоговую оценку вопросов как отражения знаний и интересов слушателей.
Может быть так, что студенты не все могут задавать вопросы, грамотно их формулировать. Что служит для преподавателя свидетельством уровня знаний студентов, степени их включенности в содержание курса и в совместную работу с преподавателем, заставляет совершенствовать процесс преподавания всего курса.
Активизация деятельности студентов на лекции-пресс-конференции достигается за счет адресованного информирования каждого студента лично. В этом отличительная черта этой формы лекции. Необходимость сформулировать вопрос и грамотно его задать активизирует мыслительную деятельность, а ожидание ответа на свой вопрос концентрирует внимание студента. Вопросы студентов в большинстве случаев носят проблемный характер и являются началом творческих процессов мышления. Личностное, профессиональное и социальное отношение преподавателя к поставленным вопросам и ответом на них, оказывает воспитательное влияние на студентов. Опыт участия в лекция-пресс-конференция позволяет преподавателю и студентам отрабатывать умения задавать вопросы и отвечать на них, выходить из трудных коммуникативных ситуаций, формировать навыки доказательства и опровержения, учета позиции человека, задавшего вопрос.
Лекцию-пресс-конференция лучше всего проводить в начале изучения темы или раздела, в середине и в конце. В начале изучения темы основная цель лекции - выявление круга интересов и потребностей студентов, степени их подготовленности к работе, отношение к предмету. С помощью лекции-пресс-конференции преподаватель может составить модель аудитории слушателей - ее установок, ожиданий, возможностей. Это особенно важно при первой встрече преподавателя со студентами-первокурсниками, или в начале чтения спецкурса, при введении новых дисциплин и т.п.
Лекция-пресс-конференция в середине темы или курса направлена на привлечение внимания слушателей у главным моментам содержания учебного предмета, уточнение представлений преподавателя о степени усвоения материала, систематизацию знаний студентов, коррекцию выбранной системы лекционной и семинарской работы по курсу.
Основная цель лекции-пресс-конференции в конце темы или раздела - проведение итогов лекционной работы, определение уровня развития усвоенного содержания в последующих разделах. Лекцию такого рода можно провести и по окончании всего курса с цель обсуждения перспектив применения теоретических знаний на практике как средства решения задач освоения материала последующих учебных дисциплин, средства определения будущей профессиональной деятельности. На лекции-пресс-конференции в качестве лекторов могут участвовать два-три преподавателя разных предметных областей.
10.Особенности подготовки и чтения лекции-визуализации.
Лекция-визуализация на новом качественном уровне реализует принцип наглядности. Задействуя совместно со слуховым и зрительный канал получения информации, наглядность не только способствует более успешному восприятию и запоминанию учебного материала, но и позволяет активизировать умственную деятельность, глубже проникнуть в суть изучаемых явлений, подтверждает регулирующую роль образа в деятельности человека (Е. Ю. Артемьева, В. И. Якиманская и др.)[5].
Требования:
1. Зрительный ряд должен не только дополнять словесную информацию, но и сам являться носителем информации; чтение лекции в этом случае предстает как комментирование предъявляемого визуального ряда.
2. Желательно использовать разные виды визуализации – натуральные, изобразительные, символические. Это может быть комплекс технических средств обучения, рисунок, в том числе с использованием гротескных форм, графика, чертежи, сочетание словесной и наглядной информации.
3. При предъявлении визуального ряда важно соблюдать четкую логику, определенный ритм подачи материала и его дозировку. При этом при переходе от одного вида наглядности к другому может теряться некоторое количество информации. Но это является и преимуществом, так как позволяет сконцентрировать внимание на наиболее важных аспектах и особенностях содержания лекции, способствовать его пониманию и усвоению.
4. Визуальные материалы должны учитывать психофизиологические и возрастные особенности, а также уровень знаний обучаемых, поскольку зрительный ряд должен быть новым, ярким, привлекающим внимание и тем самым мотивирующим на изучение той или иной изучаемой дисциплины.
Подготовка данной лекции состоит в том, чтобы изменить, переконструировать учебную информацию по теме лекционного занятия в визуальную форму для представления учащимся через технические средства обучения или вручную (схемы, рисунки, чертежи и т.п.). Чтение лекции сводится к связному, развернутому комментированию лектором подготовленных наглядных материалов, полностью раскрывающему тему данной лекции. Представленная таким образом информация должна обеспечить систематизацию имеющихся у учащихся знаний, создание проблемных ситуаций и возможности их разрешения; демонстрировать разные способы наглядности, что является важным в познавательной деятельности.
Лучше всего использовать разные виды визуализации - натуральные, изобразительные, символические, – каждый из которых или их сочетание выбирается в зависимости от содержания учебного материала. При переходе от текста к зрительной форме или от одного вида наглядности к другому может теряться некоторое количество информации. Но это является преимуществом, т.к. позволяет сконцентрировать внимание на наиболее важных аспектах и особенностях содержания лекции, способствовать его пониманию и усвоению.
В лекции-визуализации важна определенная наглядная логика и ритм подачи учебного материала. Для этого можно использовать комплекс технических средств обучения, рисунок, в том числе с использованием гротескных форм, а также цвет, графику, сочетание словесной и наглядной информации. Важны дозировка использования материала, мастерство и стиль общения учителя с учащимися.
Структура подготовки и проведения лекции информационного типа с применением визуальных технических средств:
1.Постановка цели и задач лекции.
2.Подготовка к проведению лекции:
- подбор материала для преобразования его в визуальную форму;
- разработка конспекта проведения лекции с включением в него визуального материала;
- разработка визуального ряда (слайды, рисунки, фото, схемы, таблицы и т.п.);
- определение методов, приемов и средств стимулирования творческой и мыслительной активности студентов;
- подборка наглядного материала (минералы, реактивы, детали машин и т.п.) и средств технического сопровождения.
3.Проведение лекции.
Структура подготовки и проведения лекции с применением аудио-визуальных технических средств предъявления информации.
Выделяют несколько типов учебных фильмов. Типы учебных фильмов:
а) иллюстративно-просветительские (для повышения наглядности и обобщения материала);
б) научно-популярные (для возбуждения интереса к учебной дисциплине);
в) научные (для наглядного представления динамики разнообразных процессов и явлений).
В зависимости от типа учебного фильма, который демонстрируется на лекции, лекции-визуализации могут проводиться в начале преподавания нового учебного предмета, в процессе изучения предмета и для обобщения знаний по предмету.
11.Методологические основания выбора преподавателем вида
лекции
Хорошо известно, что от правильного выбора метода обучения в большей степени зависит и его успешность. Выбор вида лекции зависит от предмета лекции, темы и ее структуры в учебной программе. Есть темы, которые требуют только академической лекции и не допускают лекцию-беседу. Выбор стиля зависит и от аудитории студентов, какие науки изучали студенты и какие изучают параллельно, их подготовленность к восприятию лекции, читается ли лекция первой парой часов или третьей, когда студенты устали и уместно, может быть, подготовить для них лекцию-беседу, если такой стиль допускает данная тема. Выбор вида лекции зависит и от ее назначения.
При выборе вида лекции лектору необходимо учитывать следующие моменты:
–Учет возрастных особенностей обучающихся.
По сравнению с рассказом лекция характеризуется большей строгостью изложения материала и большей продолжительностью. Обычно она рассчитывается на целый урок. Чтение лекций, как метод, главным образом применяется в старших классах, так как требует от обучающихся устойчивого внимания на протяжении длительного времени, высокого уровня развития абстрактного мышления, умения записывать по ходу лекции основные идеи. Выводы, формулировки законов, формулы.
– Содержание излагаемого материала.
Это одно из определяющих условий в выборе метода обучения.
–Учет степени знакомства обучающихся с материалом, на котором базируется изложение педагога.
Если педагог при изложении материала не сможет опереться на знания обучающихся, которые они получили при усвоении учебных предметов и из опыта повседневной жизни и производственной практики, то лучше такое занятие проводить в форме лекции.
12.Способы получения обратной связи в лекционных методах
Обратная связь – это процесс предоставления и получения комментариев о конкретных действиях, ситуациях, вопросах, которые ведут к достижению цели. Обратная связь обеспечивает успех обучения, если она осуществляется в атмосфере взаимоуважения и доброжелательности и предоставляет время учащимся для подготовки правильного ответа и исправления ошибок.
Формы и методы получения обратной связи могут быть различными: устное обсуждение, письменное анкетирование, графическое изображение, ролевое проживание происходящих в человеке изменений (уровень познания, смыслов деятельности, самореализации или повторяющейся деятельности по заданному образцу, самочувствия, личной активности или пассивности и др.).
В ходе осуществления обратной связи на занятиях используются следующие методы: наблюдение, тестирование, опросный метод (беседа, интервьюирование, анкетирование), экспериментальные методы (мысленный – воспроизведение действий и операций в уме, шепотом, друг другу, письменно; стендовый – ролевая игра; констатирующий –позволяет сформулировать тему, проблему, цель занятия; контрольный), социологические методы (определение эмоционального состояния учащихся на разных этапах урока, изучение успеваемости учащихся по смежным дисциплинам и темам, как по классным журналам, так и в результате бесед с педагогами).
Нужно время, прежде чем слушатели смогут сделать тот или иной вывод из полученной обратной связи. Обратная связь — это по своей сути модель, помогающая учиться. Она дает возможность по-разному интерпретировать содержание знаний, событий, деятельности, сопоставить это содержание с собственным знанием ситуацией, поведением, ощущением. Обратная связь предлагает различные варианты действий.
13.Типичные ошибки лектора
Ошибки лектора (В. С. Герасимова):
1. Частое и неоправданное употребление научной терминологии без соответствующего пояснения, обязательных повторов, обязательного разъяснения смысла лексического значения терминов;
2. Высокая плотность новых понятность (желательно вводит менее 10 терминов, помня об объеме внимания);
3. Неточный, тяжелый, сухой язык изложения;
4. Когда лекция носит сугубо теоретический характер: излагаются научные идеи, методы исследования, описания экспериментов, но совсем отсутствуют сведения об их практической ценности, использовании в жизнедеятельности человека, в науке, и в быту;
5. Прикованность лектора к конспекту;
6. Страх перед аудиторией (обусловлен различными факторами);
7. Демонстрация высокомерия: иногда неосознанно лектор встает на позицию «я» и «они» («я» - знающий, трудолюбивый, а «они» - ленивые, глупые…). Это и создает ощущение дистанции и отчуждения между студентами и лектором.
8. Демонстрация менторской позиции (назедающий, поучающий). Целесообразнее, особенно молодым преподавателям, занять позицию делового содружества, соучастия в процессе.
14.Роль невербальных средств при общении лектора с аудиторией
Невербальная коммуникация – это общение, обмен информацией без помощи слов. Это жесты, мимика, различные сигнальные и знаковые системы.
В учебном процессе крайне важна мимическая сторона общения. Особая роль в передаче информации отводится мимике - движениям мышц лица. Разнообразие мимических движений и их сочетаний дает возможность преподавателю выразить свое эмоциональное состояние и отношение к студенту, его ответу или поступку: отразить понимание, интерес, недовольство и др. А. С. Макаренко отмечал, что «не может быть хорошим воспитатель, который не владеет мимикой, не может дать своему лицу необходимого выражения или сдержать свое настроение»[6].
Как правило, учащиеся отдают предпочтение преподавателям с доброжелательным выражением лица, мягкой улыбкой, высоким уровнем эмоциональности.
С мимикой тесно связан взгляд, или визуальный контакт , занимающий особое место в системе невербального общения преподавателя и выполняющего функцию установления контакта. Воздействие взгляда тем сильнее, чем ближе к преподавателю находится студент. Переключение взгляда важно и при выслушивании ответа. Преподаватель, «бросая взгляд» на отвечающего, дает понять, что он слышит ответ. Внимательный, доброжелательный взгляд при выслушивании ответа поддерживает обратную связь.
Прикосновение, обозначаемое иногда как тактильная коммуникация, важно при работ е со студентами (особенно первых курсов вуза). Прикосновение привлекает внимание, устанавливает контакт, выражает отношение к студенту. Передвижение преподавателя на занятии по аудитории облегчает использование этого приема. Касание возвращает к работе отвлекшегося студента, успокаивает возбужденного, отмечает удачный ответ.
15.Исполнительское мастерство лектора
Лекторское мастерство предполагает умение пользоваться текстом лекции. Знание текста и сценария лекции необходимо для ее успешной интерпретации и одновременного управления работой студентов. Текст регламентирует речевую деятельность преподавателя, не позволяет ему увлекаться, забыв о лимите времени. Необходимо воспитывать в себе умение не только аннотирования, реферирования и конспектирования, но "свертывания" устного изложения без ущерба его информативности, если этого требуют обстоятельства.
Лектору необходимо умение управлять процессом конспектирования. Студенты, особенно младшекурсники, не умеют писать конспект. Они зачастую просят лектора диктовать им. Их следует учить умению извлекать информацию из устной речи и перерабатывать ее в конспект: вычленять главное, опускать второстепенное, применять аббревиатуры, сокращения и т.д.
Лекторское мастерство, как уже отмечалось, тесно связано с психологией, а именно, с психологией управления аудиторией. Необходимо знать так же правила логики, которые помогают выбрать наиболее рациональную композицию лекции, создать стройную, непротиворечивую систему аргументов, умозаключений и выводов. Главная психологическая задача оратора - пробуждать и поддерживать интерес аудитории к произносимым словам.
16.Методические приемы чтения лекции
Формирование умения грамотного проведения лекционных занятий является одной из практических целей обучения в курсе методики преподавания психологии. Предпосылкой для достижения этой цели является усвоение теоретических знаний о структуре учебно-воспитательной деятельности, целях преподавания психологии, принципах обучения и воспитания, наконец, о знаниях форм взаимодействия преподавателя и студента. Вместе с общей профессиональной культурой будущего преподавателя психологии эти методические знания создают основу для формирования умений самостоятельно подготавливать, проводить и создавать собственную «методическую копилку» по различным формам занятий: лекциям, семинарам, практикумам и т. п. Процесс формирования таких умений необходимо рассматривать как одну из важнейших задач в обучении преподавателя психологии, поскольку:
1) формируемое действие наиболее успешно строится и корректируется при решении продуктивной, или творческой, задачи, а не репродуктивной. Воспроизведение готовых методических наработок лишает студента возможности освоить всю полноту операций действия методического проектирования;
2) условие успешной подготовки занятия, дающее широкие возможности для самокоррекции и самоконтроля в отношении ко всем операциям действия методического проектирования, заключается в широком использовании студентом письменной речи на всех этапах составления проекта учебной лекции. Начиная от этапа, связанного с выбором темы лекции и поиском замысла методической реализации темы, и кончая последним этапом – записью готового варианта лекции, – письменный текст будет помогать студенту охватить всю сложную систему действий организации лекции.
Рекомендации по подготовке лекции:
–нравственная сторона лекции и преподавания;
–научность и информативность (современный научный уровень);
–доказательность и аргументированность,
–наличие достаточного количества ярких, убедительных примеров, фактов, обоснований, документов и научных доказательств;
–эмоциональность изложения
–активизация мышления слушателей, постановка вопросов для размышления;
–четкая структура и логика раскрытия последовательно излагаемых вопросов;
–методическая обработка – выведение главных мыслей и положений, подчеркивание выводов, повторение их в различных формулировках;
–изложение доступным и ясным языком, разъяснение вновь вводимых терминов и названий;
–использование по возможности, аудиовизуальных дидактических материалов.
Приемы чтения лекций по педагогической психологии:
–Темы лекций определяются в соответствии с рабочей программой и тематическим планом занятий, хотя они могут несколько изменяться по ходу курса. При этом необходимо, чтобы четко прослеживалась связь между темами отдельных лекций. Поэтому в начале каждой лекции преподаватель связывает ее тему с темой предыдущей лекции, а также с содержанием всего курса.
–План лекции должен соответствовать содержанию соответствующего раздела рабочей программы и раскрывать его.
–При подготовке к лекции необходим выбор последовательности и логики изложения материала. При составлении плана лекции лучше выделить самостоятельные разделы, после каждого из которых желательно сделать обобщения. Выделить информацию, на которой необходимо сконцентрировать внимание слушателей.
–В начале лекции полезно сделать краткий обзор содержания предыдущей лекции. Это способствует сохранению информации в долговременной памяти и системному восприятию учебного курса. Интересным методом обзора может быть проведение короткого устного или письменного опроса студентов по материалу предыдущей лекции. Перед началом изложения нового материала полезно дать краткий план лекции, показать, как новый материал связан с другими темами, акцентировать внимание на наиболее важных его аспектах.
–В конце лекции, когда основная часть материала уже изложена, полезно кратко повторить основные моменты. Это может быть изложение ключевых идей занятия, постановка студентам нескольких вопросов по его содержанию или же ответы на их вопросы.
–Выделение дефиниций.
Пример: понятие «педагогическая психология» из «Психологического словаря»: «...отрасль психологической науки, изучающая закономерности процесса усвоения индивидом социального опыта в условиях учебно-воспитательной деятельности». В этом определении студенту-первокурснику могут быть непонятны слова «социальный опыт» (что под ним подразумевается) и «в условиях учебно-воспитательной деятельности» (где же еще, в каких других условиях может быть усвоен этот опыт и не будет относиться к педагогической психологии). Содержание данной дефиниции должно быть разъяснено преподавателем. Требует соответствующего толкования и другой вариант определения этого же понятия, содержащийся в «Кратком психологическом словаре»: «...отрасль психологии, изучающая психологические проблемы обучения и воспитания».
Несмотря на всю кажущуюся простоту данной дефиниции, многое в ней может быть понято учащимися превратно, упрощенно, неточно или остаться и вовсе непонятым.
Список литературы
Башевой С. И., Кузнецова Э. И. Применение методов активного обучения в форме «Лекция вдвоем» в преподавании ряда дисциплин // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. –2012.– №2. –С.8-15
Гамезо М. В., Герасимова В. С., Машурцева Д. А. Методика преподавания психологии: курс лекций.– М.: Издательство «Ось-89», 2007. – 144 с.
Гинецинский В. И. Предмет психологии: дидактический аспект. – М., 2004.–256с.
Дьяченко Н. В. Методические особенности подготовки лекции в вузе // Концепт. –2019.– №V1. –С.4-9
Коренев А. А. Обратная связь в обучении и педагогическом общении // Rhema. Рема.– 2018.– №2. –С.4-10
Купцова С. А. Методы и приемы активного изучения психологии в вузе: лекционные и семинарские занятия // Концепт.– 2018. –№V4. –С.8-15
Киреева З. А. Особенности подготовки и использования проблемной лекции в вузе // Вестник Курганского государственного университета.– 2013.– №4 (31). –С.8-10
Лелюх В. Ф. Методика подготовки и чтения лекций // Теория и практика научных исследований: психология, педагогика, экономика и управление. –2018.– №1 (1). –С.4-10
Михеева Г. А. Невербальные средства общения субъектов образовательного процесса вуза // Известия РГПУ им. А. И. Герцена.– 2008.– №65. –С.4-10
Ощепкова О. В. Методика проведения лекции-пресс-конференции и лекции с запланированными ошибками // Вестник Самарского юридического института. –2014. –№3 (14). –С.7-10
Ощепкова О. В. Лекция-визуализация как активная форма обучения студентов // Вестник Самарского юридического института. –2014.– №1 (12). –С.5-10