Справочник от Автор24
Журналистика

Конспект лекции
«Культурный код и структура юмора»

Справочник / Лекторий Справочник / Лекционные и методические материалы по журналистике / Культурный код и структура юмора

Выбери формат для чтения

doc

Конспект лекции по дисциплине «Культурный код и структура юмора», doc

Файл загружается

Файл загружается

Благодарим за ожидание, осталось немного.

Конспект лекции по дисциплине «Культурный код и структура юмора». doc

txt

Конспект лекции по дисциплине «Культурный код и структура юмора», текстовый формат

Культурный код и структура Юмора Коллеги, сегодня у нас у нас очень важное занятие по структуре юмора. Тема уникальная — за ближайшие пару занятий я расскажу о юморе в работе журналиста, о том, как он (юмор) устроен, благодаря чему действует на людей, как он связан с культурным кодом и о том, как импровизировать шутку и провоцировать смех аудитории в прямом эфире даже в серьёзных программах и для чего. Нужно понимать, что юмор — это одно из самых действенных инструментальных средств журналиста и если вы хотите что-то значить в будущем для медиарынка, т.е. быть медиаперсоной — самое время заняться его системным изучением. Есть две вещи, которые следует нам здесь хорошо проработать, это как устроен культурный код и почему он управляет людьми и структура юмора и её связь с культурным кодом. Вообще, нам ещё не раз придётся обсуждать зависимость восприятия аудитории от принадлежности к целевым группам в которых могут действовать сразу несколько разных культурных кодов. И наиболее наглядно и интересно это действие проявляется в юморе. На этом занятии мы займёмся исключительно структурой юмора, анализом техник его порождения и — никуда не денешься — успешностью восприятия шуток в зависимости от сочетания разных культурных кодов нашей аудитории. Сначала давайте поговорим о том, что мы считаем существенным свойством юмора. Историю вопроса (Платон, Аристотель, Гоббс, Кант, Спенсер, Шопенгауэр, Фрейд, Флагел, Чойси, Крис, Готье, Бергсон, Кёстлер, Бахтин1), как и теоретические положения типа "юмор — это то, что вызывает смех" или "комическое — это то, что происходит, а юмор — это то, что пишут и говорят" будем считать уже нам известными и займёмся сугубо практическим вопросом о структуре юмора — именно ответ на него приблизит нас к умению демонстрировать остроумие, давать меткие оценки, ставить оппонента на место вызывая смех аудитории и делать всё это в реальном времени, т.е. импровизировать. Сухой остаток из всех работ о сущности юмора даёт нам понимание того, что юмор — это момент озарения — внезапная забавная смысловая трансформация происходящего. Ближе всех к описанию существа юмора, на мой взгляд, приблизился наш современник — Мирослав Войнаровский, он сравнительно недавно  (в 2003году) определил юмор как  “неожиданность, резко превращающуюся в понимание”. Итак, мы будем исходить из того, что придумывая шутку, давая острую оценку чему либо мы должны оперировать двумя вещами: 1.неожиданность, 2. работа со словами и смыслами. Неожиданность, возникающая при работе со смыслом означает, что в каждой шутке есть некоторая экспозиция, которая создает ожидания развития событий наиболее вероятного для данного культурного кода, а вторая часть шутки самым забавным образом эти ожидания обманывает, представляя ситуацию в новом свете. Таким образом, полный конструкт юмора содержит — а. экспозицию, б. развитие, т.е. некоторую смысловую динамику. Вот пример: — Как дела у Сани? — Да вот, 15 лет дали. — Что, посадили?!.. — Да нет, ипотеку взял. В данном случае экспозиция допускала несколько значений "15 лет дали", что в культурном коде старшего поколения означало осуждение обвиняемого за уголовное или экономическое преступление сроком на 15 лет, а в современном культурном контексте к этому добавилось значение "дали ипотеку на 15 лет". Аналогичный пример: Пожарные приезжают по вызову, звонят в дверь, открывает какой-то панк и говорит: — Вы что, пожарные? — Да... — Тогда пожарьте мне мясо! — !!! Мы не жарим, мы тушим :-[ — Hу тогда потушите! Это означает, что при программировании шутки мы должны не только выделить два её структурных элемента (экспозицию и развитие), но и как можно более подробно разобраться в том — 1. какие культурные установки актуальны для нашей аудитории, 2. какую работу со смыслами заложенными в экспозиции мы можем провести так, чтобы это было действительно смешно. Давайте обсудим — какие приёмы используются для этого на эстраде, в телешоу, кинематографе, быту. Вот далеко неполный их список: 1. Смещение реального плана. 2. Смысловые модуляции. Аналогии и аллюзии. 3. Многозначность слов. 4. Динамика развития или представления ситуации — «неожиданный» разворот событий. 5. Каскад. 6. Логика абсурда. 7. Чёрный юмор. 8. Работа с традиционными формами. Псевдо-пословицы и псевдо-афоризмы. Игра на отрицании нормативов. 9. Ирония и сарказм. Приведем ряд примеров: 1. Смещение реального плана. Примеров в реальной жизни довольно много — это "отъезд крыши" у героев анекдотов про разного рода фанатов, игроманов, алкоголиков, наркоманов. Эти уникумы живут в своей системе взглядов и жизненных правил: Анекдот 1. Были pаньше в метpо такие автоматы — меняли монеты pазные на пятаки... Стоит человек у автомата, и толкает туда уже навеpное сотую монетку, сгpебает кучу пятаков в каpман... Лихоpадочно ищет еще 20 копеек и опять... Сзади голос: — Ты что так долго! Очеpедь все же... — Hе говорите под pуку! Игpать буду, пока везет. Аутентичные афоризмы про наркоманов и пьяниц, типа: «Пиво по утрам не только вредно, но и полезно.» «Пить нужно много, но часто.» «Что трезвому канава, то пьяному магистраль!» Наркоман — пьянице: «Рождённый ползать — уйди со взлётной!» «— Родители постоянно выбивали из меня дурь, но я всегда знал, где достать ещё.» Генерация смеха неплохо получается на создании некоторой параллельной реальности, см., например, «Дневник Домового» Евгения Чеширко — http://www.zivoje-tv.ru/brownie.pdf или http://cheshirrrko.livejournal.com/34732.html Анекдот 2: Сидит на берегу реки заяц и смеётся. Подплывает к нему бобёр и спрашивает: — "Чего хохочешь?" — А, на покури... Закурил бобер и дальше поплыл. Вылез на другом берегу и тоже хохочет. Подплывает к бобру бегемот: "Ты чего заливаешься?" — А ты плыви к зайцу — он тебе объяснит. Бегемот подплывает к зайцу, тот видит его и кричит: — "Бобёр, выдыхай, выдыхай!!!" Анекдот 3: Сидят два наpкомана. Над ними пролетает веpтолет. Один дpугому: — Знаешь, что такое веpтолет? — ??? — Веpтолеты — это души погибших танков. Впрочем, данный приём (смещение реального плана), будучи перенесён на «твёрдую почву» трезвой реальности может сработать не хуже. Читаем, слушаем, смотрим далее. 2. Смысловые модуляции. Оговорим сразу, что термин «модуляция» мы используем не в обычном значении, которое имеют ввиду филологи при переводе высказывания с одного языка на другой (когда, например, «действие заменяется результатом, а причина следствием»), а, скорее, в музыкальном смысле, когда осуществляется переход из одной тональности в другую одним из способов — через а. общий элемент, б. контрастное сопоставление. Здесь и далее под модуляцией мы будем понимать переосмысление сказанного в экспозиции шутки одним из указанных способов. Примеры модуляция через общий элемент — многозначность слова: «Правильно брошенный муж обязательно вернется, как бумеранг.» «Каждый человек по-своему прав, а по-моему — нет.» «Под лежачий камень мы всегда успеем.» Общим элементом в приведенных примерах является слово (в примерах оно выделено жирным), имеющее несколько разных значений. Вот на многозначности слова и построена модуляция смысла. Примеры модуляции через контрастное сопоставление: «Второй брак — это победа надежды над здравым смыслом.» «Все вышло случайно, хотя так и планировалось.» «Для хорошего кота и в феврале март.» «Кроме чужих неприятностей в жизни есть и другие радости.» «Лучше переспать, чем недоесть.» Весьма характерные сопоставления и игру смыслов можно услышать, например, в миниатюрах Вадима Галыгина в выпусках «Comedy club»: География квартиры: https://www.youtube.com/watch?v=av_G16_pOzE О пушистых зверях https://rutube.ru/video/c8fed72b5a5ad11adae4b013f6625815/ Но вернёмся к предыдущему способу модуляции: 3. Многозначность слов. В любом из нас спит гений. И с каждым днем все крепче. Лучше синица в руках, чем утка под кроватью. Работа — не волк, а пpоизведение силы на pасстояние. И довольно популярный стих, как бы для детей: Если вы по коридору Мчитесь на велосипеде, А на встречу вам из ванной Вышел папа погулять, Не сворачивайте в кухню, В кухне твердый холодильник. Тормозите лучше в папу. Папа мягкий. Он простит. Григорий Остер, "Вредные советы для непослушных детей" 4. Динамика развития или представления ситуации с «неожиданным» разворотом событий. "Мужу я без разрешенья Стала класть Виагру в щи. Он почуял улучшенье — И ищи его, свищи!" Владимир Хлопов, «Частушки». На уроке я говорил, что здесь в экспозиции дана изначально сомнительная ситуация: почему без разрешенья? Были какие-то сомнения? И чему тогда удивляться? Муж, действуя по своему усмотрению переворачивает ситуацию, как в мифе (см. в конспекте предыдущего занятии структуру мифа по Леви-Строссу). Итак, противоречие скрыто заложенное в экспозиции здесь просто доведено до логичного конца. Немало помогает эффектности шутки и её стихотворная форма. Значит, такие стихотворные «шедевры» вряд ли можно создавать в процессе импровизации, скорей всего — только как домашнюю заготовку. Но принцип доведения абсурдной ситуации до логического конца стоит испробовать. Запомнили этот приём и пошли дальше: "Она была звездой шансона, Но я упал с её балкона Об ветки расцарапав морду в кровь... Вот так проходит первая любовь!" Владимир Хлопов, «Былое». Экспозиция здесь воспринимается как случай из реальной жизни, динамика развития ситуации есть уже в самой экспозиции и аудитория ждёт только резюме автора. «Не подведи!» — как бы стонет само ожидание. И автор не подвёл: неожиданным является его вывод. Нет ожидаемой ругани по поводу неудачи поклонника от первого лица, а есть как бы неожиданное лирико-философское обобщение. Браво! Впрочем, для философского обобщения иной раз экспозиция не обязательна, особенно — если она содержится в культурном коде Вашей аудитории. Этот приём мы видим и в современных народных афоризмах: «Если мужчина четыре раза сходил налево, то, по законам геометрии, он вернется домой». «Рожденный ползать не гадит сверху». «Самый лучший способ запомнить день рождения жены — один раз его забыть». «Мало знать себе цену — надо еще пользоваться спросом». «Если женщина вас обманывает, значит, вы ей небезразличны». Подростковая мудрость: «Если мама смеется над остротами папы, значит, в доме гости». «Высшая степень смущения — два взгляда, встретившиеся в замочной скважине». «Если до 20 лет не женился, то потом уже рано». «Рассол — напиток завтрашнего дня». «Молоко вдвойне смешней, если после огурцов». «Все идет хорошо, только мимо...» «Женщины, как дети, любят говорить "нет". Мужчины, как дети, принимают это всерьез». «Если ты хочешь выйти замуж за умного, красивого и богатого, придется выходить замуж три раза». «Количество немытой посуды есть величина постоянная, ограниченная высотой крана». «Комары гораздо гуманнее некоторых женщин, уж если комар пьет твою кровь, он, по крайней мере, перестает жужжать». «Одиночество — это когда ты всегда знаешь, где лежат твои вещи». «Лотерея — наиболее точный способ учета количества оптимистов». «Существуют 2 способа, как управлять женщиной, но их никто не знает». «Объективная реальность есть бред, вызванный недостатком алкоголя в крови». Но особенный успех приносит многоэтапное развитии комической ситуации, т.е. так называемый «Каскад». 5. Каскад. Что такое каскад в логическом развитии комического сюжета (и не только комического!) можно посмотреть, например, в эпизоде из старого британского фильма «Приключения Питкина в больнице» — https://youtu.be/r235C5tBKYc — там дана последовательность довольно банальных трюков с падениями, неловкостью, невнимательностью героев, контрастом их характеров — вроде бы ничего особенного, но к концу каскада аудитории хохочет до желудочных колик. Учимся! Неплохой каскад в разговорном жанре демонстрируют участники передачи «Прожектор Перис-Хилтон», — Сергей Светлаков, Александра Цекало и Иван Ургант в ностальгическом мартовском выпуске — в гостях у передачи «Вечерний Ургант» этого года — https://youtu.be/3C2RFiwWRVA 6. Логика абсурда. Человек приходит на работу с часовым опозданием, весь перебинтованный. Начальник: — Ты почему опоздал? — Я упал с пятого этажа. — И что, целый час падал? Логика абсурда — это особый стиль изложения, для которого характерны подчёркнутое отсутствие причинно-следственных связей, гротескная демонстрация нелепых, лишенных смысла сторон повседневности. "Когда комедия смешна, её форма и не так важна." Для искусства абсурда характерны демонстрация бессмысленности, парадоксальности, нелепости и даже комизма привычных жизненных условностей при помощи игры смыслов и бессмыслицы, показа механистичности и бесцельности существования человека. Искусство абсурда описывает проблемы психологии человека и социума, кризиса духовности и культурной ценности. Хороший пример литературы абсурда — опусы Даниила Хармса. «Жил один рыжий человек, у которого не было глаз и ушей. У него не было и волос, так что рыжим его называли условно. Говорить он не мог, так как у него не было рта. Носа тоже у него не было. У него не было даже рук и ног. И живота у него не было, и спины у него не было, и хребта у него не было, и никаких внутренностей у него не было. Ничего не было! Так что непонятно, о ком идёт речь. Уж лучше мы о нём не будем больше говорить». Пушкин и Гоголь (сценка) Гоголь падает из-за кулис на сцену и смирно лежит Пушкин (выходит, спотыкается об Гоголя и падает) — Вот чёрт! Никак об Гоголя! Гоголь (поднимаясь) — Мерзопакость какая! Отдохнуть не дадут! идёт, спотыкается об Пушкина и падает — Никак об Пушкина спотыкнулся! Пушкин (поднимаясь) — Ни минуты покоя! идёт, спотыкается об Гоголя и падает — Вот чёрт! Никак опять об Гоголя! Гоголь (поднимаясь) — Вечно во всем помеха! идёт, спотыкается об Пушкина и падает Вот мерзопакость! Опять об Пушкина! Пушкин (поднимаясь): Хулиганство! Сплошное хулиганство! идёт, спотыкается об Гоголя и падает — Вот чёрт! Опять об Гоголя! Гоголь (поднимаясь) — Это издевательство сплошное! идёт, спотыкается об Пушкина и падает — Опять об Пушкина! Пушкин (поднимаясь) — Вот чёрт! Истинно что чёрт! идёт, спотыкается об Гоголя и падает — Об Гоголя! Гоголь (поднимаясь) — Мерзопакость! идёт, спотыкается об Пушкина и падает — Об Пушкина! Пушкин(поднимаясь) — Вот чёрт! идёт, спотыкается об Гоголя и падает за кулисы — Об Гоголя! Гоголь(поднимаясь) — Мерзопакость! уходит за кулисы, за сценой слышен голос Гоголя: «Об Пушкина!» Примечание: Литературное новаторство Хармса не было понято в советское время — его арестовали и затем — по одним слуха расстреляли, по другим — он умер в забвении. Но это уже другой жанр: 7. Чёрный юмор. Мизантропия. Звёздочки вряд, пилоточки вряд — трамвай переехал отряд октябрят. Шутка эпохи разложения социализма. «— А знаете ли вы, что если блондинке оторвать голову, то она еще три дня будет бегать по магазинам?» «Что нужно сделать чтобы у блондинки загорелись глаза? — Посветить ей в ухо фонариком» «— Девки! Я такого галантного кавалера нашла, каждый день мне, мне по сто роз дарит, уже вся моя комната заставлена розами! — Ух ты! А как его зовут? — Иванов Иван. — Это не с пятого дома? — С пятого. — Так я его знаю, он на кладбище сторожем работает.» 8. Работа с традиционными формами. Псевдо-пословицы и псевдо-афоризмы. Игра на оппонировании традиционным ценностным ориентирам. Асфальта бояться — вообще не ходить. Берегите родину — отдыхайте за границей. Беpеги честь смолодy, коли pожа кpива. Большому кораблю — большая торпеда. Больной пошел на поправку. Но не дошел. Больше всего врут перед выборами, сексом и после рыбалки. Бороться и искать — найти и перепрятать. Глаза боятся, а руки пакостят. До свадьбы поживем. Если на Вас упало яблоко — удирайте как можно скорее: яблоня от яблока недалеко падает. Если руки золотые, то не важно, откуда они растут. Если тебе плюют в спину — значит, ты впереди. Ёж птица гордая — без пинка не полетит. Жадность — сестра таланта. Каждой твари — по харе! Кто богаты, тем и рады. Лучше синица в руках, чем утка под кроватью. Лучше семь раз покрыться потом, чем один раз инеем! Лучше переспать, чем недоесть. Любишь кататься — люби и катайся. Hе pой дpугому яму, пока сам не окопался. Не плюй в колодец — вылетит не поймаешь! Не могу стоять, когда другие работают — схожу полежу. Ни одно доброе дело не останется безнаказанным. Обходя разложенные грабли — ты теряешь драгоценный опыт! Пpомочишь ноги — откажет гоpло, пpомочишь гоpло — откажут ноги. Русские называют дорогой то место, где собираются проехать. Смех без причины — признак того, что вы или идиот, или хорошенькая девушка. Тощая корова — ещё не газель. Трезвое — это хорошо проспавшееся пьяное. Трудно ничего не делать, но мы не боимся трудностей. Уважайте всех по очереди! Ударим крепким сном по мукам совести! Утро — это такая часть суток, когда завидуешь безработным... Хотели как лучше — а вышло как всегда. Цените книги — источник фиги. Чем больше женшинам мы меньше тем меньше больше они нам. Чем дальше в лес, тем своя рубашка ближе к телу! На одном занятии в прошлом году возник вопрос по поводу того, «почему считается, что это смешно» — на примере новой псевдо-поговорки «Не плюй в колодец — вылетит не поймаешь!». Эта поговорка комбинация из двух популярных народных поговорок, т.е. аудитория ожидает её традиционное продолжение и получает неожиданное развитие, что уже забавно хотя бы в логике абсурда (см.начало лекции, но задавший вопрос этого не знал, т.к. опоздал к началу занятия). Однако, старшее поколение жившее в советское время помнит фильм, где на комсомольском собрании товарищи осуждают единоличника: «Если ты плюнешь на коллектив — коллектив утрётся, но если коллектив плюнет на тебя — ты утонешь!» ))) т.е. здесь не просто неожиданное развитие, тут ещё и стёб. Итак, мы подошли к теме «ирония и сарказм». 9. Ирония и сарказм. Извините, что я говорю, когда вы перебиваете. Очень вежливый эксперт на одном ток-шоу Хороший пример — будто бы специально для нашего урока — по окончанию выборов президента РФ написал Леонид Каганов Ночь после выборов Mar. 7th, 2012 at 8:34 AM Все закончилось! Теперь спят Рязань, Казань и Тверь. Спят Норильск и Волгоград. Спит в Москве электорат. После хлопотного дня спит свободная Чечня. Смотрит сон простой и сладкий оранжист в своей палатке. Мил, богат и гоношист, спит в автобусе нашист. Спят поваленные сайты, спят на флэшках гигабайты, блогер спит в кругу семьи, фотки выложив свои. Сладко спит бюджетник — он в феврале отнес талон. На «Ютубе» где-то в Штатах ролик спит, мобилкой снятый: как учительницы школ подменяют протокол, грубо выпихнув указкой наблюдателей с участка. Спит Потупчик в луже слез, рассказав, что это вброс. Спят усталые зеркалки, спят служебные мигалки. Выжат на двенадцать лет, спит предвыборный бюджет. Дремлют офисы и банки, спят заполненные бланки, дремлет в пачках до утра открепительных гора, протоколы и листы. Засыпай скорей и ты. Спят измученные урны после махинаций бурных. Спят забытые листовки, экстремисты спят в ментовке. До утра уснули все наблюдатели ОБСЕ. Рукавом прикрывши лица, стоя спит ОМОН столицы. Привезенные полки дремлют вдоль Москва-реки. В байковом халате красном спит Зюганов сном прекрасным. Сохраняя трезвый вид, Прохоров на яхте спит. Чмокая по-стариковски, спит Владимир Жириновский, и Миронов спит уже, сделав пост в своем ЖЖ. С вечера собрав игрушки, спит Медведев на подушке, уместившись целиком. Спит усталый избирком. Спит Госдеп в своей стране, несмотря на свет в окне. Возле ящика патронов дремлет Эдуард Лимонов. Чуров спит, обняв стульчак. Дремлет Ксения Собчак. На тахте своей двуспальной с ноутбуком спит Навальный. Средь икры и балыков спит Никита Михалков. Либераст, закончив дело, сладко спит на ленте белой, видя радужные сны про развал своей страны. Сладко спит земля вокруг. Дремлют «Твиттер» и «Фейсбук». Спят подонки, тролли, стервы — восстанавливают нервы. Спят технологи, штабы — отдыхают от борьбы. Вечным сном уснули боты с чувством сделанной работы. Стихли споры во френдлентах, прекратился срач в комментах, в вентиляторах говно спит, засохшее давно. Все тревоги, все проблемы, все предвыборные схемы, провокаторы, вожди — все осталось позади! Дело сделано! Сейчас время отдыха для нас! Мы проснемся, солнце встанет, жизнь распустится цветами. В этот радостный момент выйдет к людям президент. Президент отличный, новый, честный, умный и толковый — не какое-то говно! Тот, что нужен нам давно! Мигом выполнятся сами обещания в программе. И наступит лепота. И отступит беднота. И страна придет в порядок: больше здесь не будет взяток, станут скромными понты, будут честными менты, станут умными дебилы, cтанут вежливы водилы, станут мощными войска, мат уйдет из языка, и совсем без геморроя вырастут зарплаты втрое и доходы по стране (в том числе, конечно, мне). Станут вежливы кассиры, будут чистыми сортиры, оснащенными — больницы, защищенными — границы, плодородными — поля, всё — указом из Кремля! Мы свою работу сдали: в спорах, склоках и скандале с выбором кандидатур завершили первый тур. Мы писали, в щель бросали, наши пальчики устали. Новый президент сейчас все нам сделает за нас. Будет просто зашибись! Зря мы, что ли, так тряслись прямо с пеной изо рта? Ждите, будет красота. Счастье скоро, спите, дети. Наш последний текст в газете. На следующем уроке мы продолжим обсуждение этой темы. С уважением, Кальян Виктор Петрович

Рекомендованные лекции

Смотреть все
Культурология

Межкультурная коммуникация в сфере делового общения. Классификации культур

Автор-составитель: ст. преподаватель кафедры русского языка СГГА Шабалина Л.А. Межкультурная коммуникация в сфере делового общения Лекция 1. Классифик...

Автор лекции

Шабалина Л.А.

Авторы

Языкознание и филология

Публичная речь

Публичная речь Конспект лекций по курсу (для студентов факультета филологии и медиакоммуникаций) Федеральное государственное бюджетное образовательное...

Автор лекции

Глушкова Т. С.

Авторы

Психология

Этническое самосознание и культура

План-конспект лекционного занятия на тему: «Этническое самосознание и культура» Сведения о группе: факультет гуманитарных и социальных наук, гр. ГМУ-1...

Реклама и PR

Основы теории коммуникации, включая деловые и межличностные коммуникации

Конспект лекций по дисциплине «Основы теории коммуникации, включая деловые и межличностные коммуникации» Содержание 1. Конспект лекций ..................

Маркетинг

Публичная коммуникация

Конспект лекций по дисциплине: «Публичная коммуникация» наименование дисциплины Направление подготовки 42.03.01 «Реклама и связи с общественностью» ко...

Педагогика

Дидактика и методика преподавания экономических дисциплин

ТЕМА 1. ДИДАКТИКА И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН. 1.1. Цели, законы и принципы дидактики На вопрос: «Для чего человеку учиться?» вари...

Реклама и PR

Речевая коммуникация в связях с общественностью и рекламе

Конспект лекций по дисциплине: «Речевая коммуникация в связях с общественностью и рекламе» наименование дисциплины Направление подготовки 42.03.01 «Ре...

История

Теоретические основы межкультурной коммуникации

1. 2. 3. 4. 1 Тема 1.1 Теоретические основы межкультурной коммуникации Становление межкультурной коммуникации как научной и учебной дисциплина. Поняти...

Менеджмент

Основные понятия управления знаниями

КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ по дисциплине «УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ» В настоящем кратком курсе раскрываются основные подходы и методы управления знаниями, рассматр...

Реклама и PR

Проектирование в визуальных коммуникациях

Проектирование в визуальных коммуникациях Средства визуальных коммуникаций – великий немой! Средства визуальных коммуникаций – с широко открытыми глаз...

Смотреть все