Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Культурно-просветительная, социальная работа в годы Великой Отечественной войны

  • 👀 328 просмотров
  • 📌 291 загрузка
Выбери формат для чтения
Статья: Культурно-просветительная, социальная работа в годы Великой Отечественной войны
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Культурно-просветительная, социальная работа в годы Великой Отечественной войны» docx
Лекция № 7. Тема: Культурно-просветительная, социальная работа в годы Великой Отечественной войны Великая Отечественная война необратимо изменила естественный ход жизни. Война стала бытом миллионов. Люди не только сражались, погибали, работали сверх всяких сил – они жили в условиях войны: фронта, тыла оккупации, плена. Окопы, землянки, блиндажи, лесные партизанские лагеря, короткие привалы в поле, деревенской избе, полуразрушенном пригороде, бесконечные эшелоны. В этих экстремальных условиях естественно изменилось и бытие художественной культуры. Великая Отечественная война унесла почти 27 миллионов жизней советских людей, Великая Отечественная война была огромным испытанием и для культурно-досуговых учре­ждений. Резко сократились ассигнования на содержание сферы культуры, уменьшилась ее сеть. Перестройка культурно-просветительной работы с мирного на военный лад началась с первых дней войны, и проводилась, прежде всего, в действующей армии. Накануне Отечественной войны в стране насчитывалось 108 тысяч клубов и 77 тысяч массовых библиотек с книжным фондом в более 64 млн. экземпляров, что позволяло охватить культурным обслуживанием широкие массы трудящихся. Лозунг «Все для фронта! Все для победы!» коснулся всех учреждений культуры, основным содержанием работы которых стало разъяснение характера и целей войны, разоблачение сущностей фашизма, освещение различными формами и методами хода войны, ознакомление с международным положением. Уже во второй половине 1941 г. количество клубных учреждений и библиотек уменьшилось наполовину по сравнению с предвоенным периодом. На фронт и в партизанские отряды ушла значительная часть профессиональных работников учреждений культуры. Многие учреждения культуры стали базой военных госпиталей, воинских частей и эвакуированного населения. Перестройка работы культурно-досуговых учреждений в соответствии с требованиями военного времени осуществлялась на основе приказа Наркомпроса РСФСР «О работе политико-просветительных учреждений в военное время». Коренным образом изменились условия работы. Люди с утра до вечера находились на производстве, был увеличен рабочий день, продлена рабочая неделя, отменены отпуска. В этих условиях учреждения культуры вынуждены были отказаться от привычных форм и методов работы. Фактически остались в прошлом массовые формы клубной работы: вечера, смотры художественной самодеятельности, праздники, гуляния и др. Проводилась групповая и индивидуальная работа с населением: беседы, читки о положении на фронте. Культработники организовывали коллективное слушание сводок Совинформбюро, шли в цеха, в поле, на фермы. Проводились также беседы и доклады о текущем моменте, о международном и внутреннем положении страны, чтение газетных статей и очерков. Среди известных авторов особой популярностью пользовались писатели-фронтовики: Н. Тихонов, К. Симонов, М. Шолохов, И. Эренбург и др. Большое эмоциональное впечатление на слушателей оказывали встречи работников тыла с фронтовиками, которые организовывали клубные работники. Основным содержанием работы домов культуры, клубов, биб­лиотек, музеев, изб-читален на основе перестройки стало разъясне­ние характера и цели войны, освещение ее хода, ознакомление с международным и внутренним положением Советского Союза. Учреждения культуры пропагандировали героические подвиги совет­ских людей в тылу и на фронте; тема патриотизма стала ведущей в их деятельности. Несмотря на все трудности военного времени значительно расширилась сфера влияния клубов, библиотек и музеев, их работа была перенесена в цеха, красные уголки домоуправлений, полевые станы, бомбоубежища, метро, агитпункты вокзалов, в воинские час­ти, госпитали, на призывные пункты военкоматов по месту житель­ства. Работа культурно-досуговых учреждений стала носить передвижной характер. В июне 1941 г. было создано Совинформбюро, сводки которого широко использовались клубами и библиотеками. Были созданы самые разнообразные передвижные учреждения культуры : походные клубы, агитэскадрильи, агиткатера (на фронте), библиотеки-передвижки, агитпоезда, агитмашины, агитповозки, агитсани, агитпункты. В полной мере использовался опыт передвижной работы времен гражданской войны. Основными направлениями деятельности клубов, библиотек и других учреждений культуры в тылу в годы войны стали: агитационно-пропагандистская, оборонно-массовая работа, проведение широкой справочной работы, участие учреждений культуры в подго­товке для народного хозяйства рабочих массовых профессий в усло­виях, когда мужчин на производстве заменили женщины и подрост­ки, а также развитие новых форм художественной самодеятельности как средства духовной мобилизации народа на борьбу с фашистами и организации отдыха и досуга людей в условиях тяжелого труда. Значительную работу с населением проводили музеи. Государственный исторический музей (Москва) развернул в 1941 г. 38 выставок-передвижек в рабочих клубах и красных уголках предприятий, в Доме Союзов, в парке культуры и отдыха им. Горького, в музеях страны. Сотрудники свердловского музея в 1941-42 гг. провели 180 лекций, на которых присутствовало около 200 тыс. слушателей. Спасение культурных ценностей, исторических, художественных и литературных памятников. Спасение и охрану культурных ценностей народ рассматривал как свой высокий патриотический долг. Работники библиотек, картинных галерей и музеев совершили героический подвиг, организуя эвакуа­цию культурных ценностей, порой рискуя собственной жизнью. В музеях, библиотеках, художественных галереях хранились памятники культуры мирового значения. Работая днем и ночью, работники учреждений культуры отбирали, тщательно упаковывали и отправляли в глубокий тыл все, что представляло большую ценность. Были вывезены экспозиции ряда музеев, около 700 тыс. единиц фондов рукописей и книг Государственной библиотеки им. В.И. Ленина, свыше 18 тыс. экспонатов Третьяковской галереи. Шла огромная и кропотливая работа по спасению и эвакуации памятников культуры. Все это осуществлялось при участии рядовых работников учреждений культуры. Учреждения культуры проводили работу по сбору теплых вещей для фронтовиков, организовывали вечера-посиделки, на которых женщины пряли шерсть, вязали теплые носки и варежки для воинов, а в это же время кто-нибудь рассказывал о положении на фронте, читал статьи или рассказы о воинах-героях. Читались вслух письма с фронта. Вдовы и солдатки самоотверженно трудились на полях. Поддержка их морально­го духа, уверенности в победе было также делом работников культурно-досуговых учреждений. Военные условия требовали создания мобильных групп, фронтовых бригад, способных выступать в любых условиях фронта и тыла. Изменился репертуар: в нем преобладала политическая на­правленность, концертные номера и одноактные пьесы посвящались героической борьбе Красной Армии, трудовым подвигам в тылу, действиям партизан и подполья в тылу врага. Значительное место отводилось и лирической теме. В концертах и тематических программах фронтовых бригад воспитывались патриотические чувства, звучал призыв к защите Родины, В условиях удлиненного рабочего дня и изнурительного труда художественная самодеятельность являлась неизменным средством организации досуга миллионов людей. Характерные процессы военного времени повлекли за собой сокращение коллективов художественной самодеятельности. В военное время все жанры были сконцентрированы в агитбригаде, концертной бригаде. Особый интерес в их программах проявлялся к произведениям малых форм: скетчам, отдельным сценкам, стихам, песням, частушкам. Из классических произведений использовались главным образом те, в которых отражалось героическое прошлое русского народа. В коллективах художественной самодеятельности до минимума сократилась учебная работа и увеличилось количество кон­цертных выступлений. Ра­дость и наслаждение доставляли людям выступления артистов- профессионалов, концертных бригад из Москвы, Ленинграда, Киева и других городов. В связи с тем, что в тяжелых условиях войны у части населения возродились религиозные взгляды, наблюдается рост религиозной обрядности, крещений, венчаний, похорон, служения молебнов в поле, проведения религиозных праздников, в учреждениях культуры усиливается под нажимом партийных организаций антирелигиозная пропаганда. В целях радикального улучшения работы по перевозке и пересылке писем и печати в Красную Армию и улучшения работы почтовой связи в стране - Государственный Комитет Обороны постановляет: 1. Обязать НКПС: а) включить почтовые вагоны в составы всех скорых, пассажирских и товарно-пассажирских поездов; б) в случае скопления значительного количества почтовых отправлений и печати и невозможности перевозки их в обычных почтовых вагонах, выделять по требованию органов НК Связи товарные вагоны, прицепляя их к прямым маршрутным поездам. 2. запретить дальнейшую мобилизацию автотранспорта и конского поголовья, занятого на перевозке почтовой корреспонденции и печати. 3. Ввести с 22 августа 1941г. обязательную платную трудовую повинность населения для обеспечения бесперебойной перевозки и доставки почты и печати на внутриреспубликанских (внутриобластных и внутрирайонных) почтовых трактах. Отдых и досуг солдат и офицеров Красной Армии в годы Великой Отечественной войны как и вся их повседневная жизнь в этот период, существовали и развивались на нескольких взаимопересекающихся линиях: 1. Организованные и самодеятельные формы; 2. Коллективные и индивидуальные; 3. Идеальные и утилитарные составляющие. Отдых и досуг, развиваясь в контексте событий войны – как один из факторов, обеспечивших конечную победу СССР в войне. +Годы Великой Отечественной войны доказали жизненную силу культурно-досуговых учреждений. Учреждения культуры выдержали испытания войной, они стали дополнительным оружием в борьбе за победу. Война потребовала от работников культуры большой оперативности, гибкости в работе, использования новых форм и методов работы с людьми. Простота, доходчивость, эмоциональность и наглядность - вот тот идеал, к которому стремились работники учреждений культуры при организации досуговой деятельности. В этом смысле опыт, накопленный культурно-досуговыми учреждениями в годы Великой Отечественной войны, имеет непреходящее значение.
«Культурно-просветительная, социальная работа в годы Великой Отечественной войны» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 79 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot