Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Культура как фактор социальных изменений.

  • 👀 457 просмотров
  • 📌 401 загрузка
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Культура как фактор социальных изменений.» doc
Тема 7. Культура как фактор социальных изменений. 1. Понятие культуры, основные подходы к исследованию. 2. Структурные элементы культуры. 3. Виды культуры. 4. Формы культуры. 5. Функции культуры. 6. Социокультурный процесс и его динамика. 7. Характерные особенности современной западной культуры. 1. Понятие культуры, основные подходы к исследованию. Слово «культура» происходит от латинского слова «colere» («культивировать почву»). В XVIII и XIX веках данный термин стали употреблять также и по отношению к людям: если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали «культурным». Тогда этот термин применялся к аристократам, чтобы отделить их от «некультурного» простого народа. Определение культуры представляет особую сложность. В настоящее время существует около 500 определений культуры, и с течением времени их количество неуклонно возрастает. В самом широком (философском) значении культуру можно определить как совокупный опыт человеческой жизнедеятельности. Марксисты определяют культуру как проявление сущностных сил человека, единство общественного сознания и практической деятельности. В общесоциологическом смысле под культурой понимается система убеждений, ценностей и выразительных средств, применяемых в искусстве и практической деятельности, которые являются общими для какой-либо группы и служат основой упорядочения опыта внутри этой группы. С ХVIII в. осмысление культуры велось по трем направлениям. 1. Научное определение культуры (культура как объективная реальность). 2. Психологическое направление (культура как производное сознания субъекта культуры). 3. Теоретический синтез (культура как объект познания и производное сознания субъекта культуры). В конце 40-х гг. ХХ в. появилась специальная наука о культуре – культурология. Объектом культурологического анализа выступает культура, рассматриваемая либо как целостный феномен, либо в виде своих элементарных единиц. На стыке культурологического и социологического знания сформировалась особая область научного знания – социология культуры. Социология культуры рассматривает закономерности социокультурных изменений, изучает функционирование культуры разных стран и народов в контексте социальных отношений, структур, институтов. На сегодняшний день сложился широкий перечень подходов к исследованию культуры. 1. Предметно-ценностный подход (культура как совокупность материальных и духовных ценностей). 2. Личностно-атрибутивный подход (культура как характеристика самого человека). 3. Информационно-знаковый подход (культура как знаковая система). 4. Структурно-функциональный подход (культура как способ поддержания ценностного образца). 5. Деятельностный (технологический) подход (культура как продукт деятельности общества). При всем отличии этих подходов, можно отметить их одно существенное сходство: культура во всех определениях выступает как явление небиологическое, как «вторая природа», порожденная человеческой цивилизацией. 2. Структурные элементы культуры. По мнению антропологов, культура состоит из четырех элементов: понятий, отношений, ценностей и норм. 1. Понятия упорядочивают опыт людей и содержатся в языке. Восприятие окружающего мира через понятия различается в разных культурах. Например, у чукчей существует около пятидесяти названий снега, а в английском языке нет различия между вежливым «Вы» и простым «ты». 2. Отношения - это представления о взаимосвязи различных аспектов опыта людей. Например, существует культурное различие в методах воспитания детей. В Абхазии практикуется система воспитания, где категорически запрещается наказывать детей. Если ребенок совершил что-то плохое, то похвалы прекращаются, и ребенок воспринимает отсутствие похвал как самое сильное наказание. 3. Ценности - общепринятые представления о социально значимых целях. Ценности составляют основу нравственных принципов в различных культурных системах (например, ценности христианской культуры содержатся в Десяти заповедях). Идеология представляет собой политическое измерение ценностей, она придает смысл и законность действиям людей, а также защищает и выражает интересы определенных групп (например, коммунистическая, фашистская, либеральная идеология). В советские времена высшей ценностью считалось первенство общественного над личным. Сегодня на первом месте стоит индивидуализм, а высшей ценностью считаются деньги, богатство, собственность, капитал. В самом общем виде классификация ценностей может быть представлена следующим образом: а) витальные ценности (жизнь, здоровье, безопасность и т.д.); б) социальные ценности (социальное положение, работа, семья и т.п.); в) политические ценности (свобода слова, конституция, мир и т.п.); г) моральные ценности (добро, любовь, дружба, долг, честь, и т.п.); д) религиозные ценности (Бог, божественный закон, вера, спасение и т.п.); е) эстетические ценности (красота, стиль, гармония и т.п.). 4. Правила (нормы) регулируют поведение людей в соответствии с ценностями их культуры. Поддержание норм определяют санкции, которые бывают позитивными (поощрение) и негативными (наказание). Правила тоже часто имеют «локальный» характер. Например, законодательные системы современной России и Китая существенно различаются. В России с 1996 г. на смертную казнь введен мораторий. В Китае же она применяется по отношению к ряду преступлений (например, за коррупцию, наркотики, проституцию, угон автомобиля). Согласно классификации Т. Парсонса, существуют следующие нормы: а) нормы, упорядочивающие отношения; б) экономические нормы; в) политические нормы; г) культурные нормы. Некоторые элементы культуры со временем приобрели статус культурных универсалий. Культурные универсалии - это общечеловеческие константы человеческого опыта. В настоящее время антропологи насчитывают более 60 культурных универсалий. К ним относятся спорт, украшение тела, совместный труд, танцы, образование, похоронные ритуалы, обычай дарить подарки, гостеприимство, запреты кровосмешения, шутки, язык религиозные обряды, изготовление орудий труда и попытки влиять на погоду и т.д. 3. Виды культуры. В силу сложности феномена культуры представляется невозможным предложить единую исчерпывающую классификацию культур. Выделяют следующие основания для классификации: 1. По видам человеческой деятельности (экономическая, политическая, правовая культура); 2. По профессиональному критерию (культура рабочих, фермеров, предпринимателей, городской и сельской интеллигенции). 3. По социально-демографическим параметрам (культура молодежи и людей взрослого возраста, мужчин и женщин и т.д.). 4. По происхождению (народная и современная). 5. По степени специализации (общая и профессиональная). 6. По объектной направленности (материальная и духовная). 7. По степени доступности (массовая и элитарная). 8. По степени нормативности (доминирующая культура, субкультура и контркультура). Основу доминирующей культуры составляют ценности, разделяемые подавляющей частью общества. Субкультура – это специализированная культура узких групп. Ценности этой культуры несколько отличаются от ценностей доминирующей культуры, но не враждебны ей. Существует молодежная субкультура, субкультура пожилых людей, субкультура национальных меньшинств, профессиональная субкультура, криминальная субкультура. Контркультура - разновидность культуры, ценности которой враждебны ценностям доминирующей культуры. 4. Формы культуры. К формам культуры традиционно относят мораль, искусство, религию. 1. Мораль – система общечеловеческих норм и ценностей, исполняющая роль связующего звена между поколениями, эпохами, цивилизациями. 2. Искусство - художественная деятельность в единстве духовного и материального компонентов. Среди видов художественного творчества выделяют литературу, кино, театр, цирк, танец, музыку, живопись, графику, скульптуру, архитектуру, декоративно-прикладное искусство. Главный отличительный признак художественного творчества состоит в образном освоении действительности. 3. Религия – это особая форма отражения действительности, в которой главная роль отводится вере в бытие сверхъестественного. 5. Функции культуры. a. Природопреобразующая функция проявляется в практической деятельности путем антропогенного преобразования внешней среды. Эта функция в большей степени развита в западных обществах. Если Запад создает технологии, то Восток – психотехники (методы освоения внутренней, духовной среды). b. Поддержание равновесия между человеком и окружающей средой - создание материальной инфраструктуры (огонь, одежда, жилые здания). c. Воспитательная функция реализуется культурой в связи с процессом социализации личности. d. Интегративная функция выражается в консолидирующих процессах, обеспечивающих целостность той или иной социальной общности. Согласно концепции Э. Дюркгейма, освоение культуры создает у людей чувство принадлежности к одной нации, народу, религии и т.д. e. Дезинтегративная функция реализуется в противопоставлении различных субкультур (например, католическая Церковь часто противопоставляется Православной). f. Информационная функция связана с такими потребностями человека, как общение, накопление информации и передача ее в виде социального опыта. g. Аксиологическая функция проявляет себя в том, что культура является системой норм и ценностей. h. Нормативно-регулирующая функция связана с поддержанием жизнеспособности и устойчивости общества посредством введения норм поведения. Основные нормативные регуляторы – это мораль и право. Существует тенденция: для обществ с неразвитым общественным сознанием характерно преобладание права (запретов), с развитым – морали. i. Антистрессовая (психологическая) функция реализуется в возможности создания посредством культурных форм (искусство, религия) альтернативных миров, в которых человек может получить психологическую компенсацию. 6. Социокультурный процесс и его динамика. Социокультурный процесс - это процесс функционирования культуры как социального явления. Социокультурный процесс включает две противоречивые тенденции: консервативную (тенденцию к сохранению) и инновационную (тенденцию к развитию и изменениям). Существует несколько источников, формирующих изменения в культуре: 1. Инновация - процесс создания новых идей, нацеленных на изменение общественного бытия. Носителями новаторства могут выступать творческие личности или новаторские группы. 2. Обращение к культурному наследию - сумма всех культурных достижений общества, его исторический опыт. В культурном наследии сохраняются все культурные достижения, включая и те, что на время были забыты. 3. Диффузия - распространение культуры в социальном и географическом пространстве, реализующееся путем заимствования различных элементов. Процесс заимствования элементов культуры в социальной антропологии получил название «аккультурация». Она может носить прямой (влияние иммигрантов на принявшую их среду) или косвенный характер (воздействие СМИ, университеты, научные центры). 4. Синтез – органичное соединение разнородных элементов, в результате которого возникает принципиально новая социокультурная модель. Синтез предполагает заимствование при условии сохранения исходной культурной основы. Среди культурных процессов выделяют этноцентризм, культурный релятивизм, а также культурные конфликты. Этноцентризм – это тактика культурного возвеличивания собственной нации, социальной группы и т.д. Негативными последствиями этноцентризма являются пренебрежение к чужой культуре или страх перед ней (ксенофобия). Формами этноцентризма являются расизм, фашизм, шовинизм, национализм, религиозный фанатизм и т.д. Культурный релятивизм – это противоположная этноцентризму точка зрения, предполагающая терпимое отношение к другой культуре. В связи с этим, культурный релятивизм является основанием толерантности. Выделяют три вида конфликтов, связанных с развитием культуры: аномический конфликт, культурное запаздывание и чуждое влияние. Аномия – это нарушение единства культуры, обусловленное отсутствием четко сформулированных социальных норм. Аномический конфликт возникает в переходные периоды развития обществ. Так, на Западе с начала 19 века аномия была вызвана процессом индустриализации и ослаблением Церкви. Эти перемены повлекли за собой распад системы нравственных ценностей и рост преступности. «Культурное запаздывание» наблюдается, когда перемены в материальной жизни опережают изменения в нематериальной культуре (обычаи, убеждения, философские системы, законы и формы правления). Так, образ жизни российских горожан несет на себе отпечаток сельских традиций (традиция заготавливать на зиму овощи с приусадебного участка). «Чуждое влияние» - это воздействие внешней инородной культуры на культуру, доминирующую в данном обществе. Этот тип конфликта наблюдался в доиндустриальных обществах, которые подверглись колонизации со стороны Европы. 7. Характерные особенности современной западной культуры. Началом западноевропейской культуры является эпоха Возрождения с ее интеллектуализмом и элитарностью. Современная западная культура характеризуется поиском новизны. При этом новаторство является не следствием культурного поиска, оно становится самоцелью. Основные черты современной западной культуры: 1. Иррациональность. 2. Эпатаж, отрицание традиционных ценностей как условие успеха новых культурных форм. 3. Автономность. 4. Тотальность (проникновение во все сферы общественной жизни). 5. Общедоступность (массовость). 6. «Разжижение» творческого ядра культуры (увеличение количества культурной продукции за счет снижения качества). 7. «Технизация» культуры (при этом новые технические средства – фотография, радио, кино и т.д. - сами превратились в формы культуры). 8. Превращение культуры в сферу бизнеса. 9. Критерием ценности продуктов культуры становятся отношения спроса и предложения. 10. Изменились критерии оценки масштабов творческой личности (ценным становится не то, что личность внесла в культуру, а то, каков ее рыночный успех). 11. Современная массовая культура превратилась в культуру посредственностей и для посредственностей. 12. Эмоциональность и отрицание интеллектуальности. 13. Антиреализм (чем скучнее становится жизнь, тем ярче новые формы культуры). Литература: 1. Батищев, Г.С. Социальные связи человека в культуре // Культура, человек и картина мира.- М.,1987.- 312 с. 2. Волков, Ю.Г. Социология: учебник для студентов высших учебных заведений / Ю.Г. Волков. – М.: Гардарики, 2006 – 300 с. 3. Голубева, Г.А., Дмитриев А.В. Социология: учебное пособие / Г.А. Голубева. – М., Гардарики, 2004. – 226 с. 4. Кравченко, А.И. Социология: учебник для вузов / А.И. Кравченко – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 171 с. 5. Культурология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Феникс. 1995. - 576 с. 6. Культурология: Учебное пособие для вузов / П.Ф. Дик, Н.Ф. Дик. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 384 с. (Высшее образование). 7. Манхейм, К. Избранное: Социология культуры / Академия исcледований культуры. - М.; СПб.: Университетская книга, 2003.-96 с. 8. Общая социология: учебное пособие / под общей редакцией проф. Э.Г. Эфендиева. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 267 с. 9. Основы социологии: учебное пособие / под ред. М.В. Прокопова – М.: Русская деловая литература, 2003. – 205 с. 10. Сильвестров, В.В. Философское обоснование теории и истории культуры.- М.: ИНФРА-М, 1999.- 411 с. 11. Смезлер Н. Социология: пер. с англ. - М.: Феникс. 1994.- 688 с. 12. Соколова, В.А. Основы социологии: учебное пособие для вузов / В.А. Соколова. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 245 с. 13. Социология: конспекты лекций для всех специальностей и всех форм обучения /сост.: Н.М. Токарская, Л.Н. Синицына, Т.Г. Бахматова, И.С. Карпикова, Е.И. Нефедьева– Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2002. – 63 с. 14. Социология: учебник для вузов /под ред. В.Н. Лавриненко. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 216 с. 15. Социология: Учебное пособие / под ред. Ерофеева С.А., Низамовой Л.Р.; Казан. гос. ун-т., Центр социологии культуры. - Казань, 2005.-348 с. 16. Филатова, О.Г. Социология культуры: конспект лекций / О.Г. Филатова - СПб.: Михайлов. – М., 2000. – 308 с. 17. Фрейд З. Будущее одной иллюзии // Сумерки богов.- М.,1989.
«Культура как фактор социальных изменений.» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 193 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot