Конфликты; переговоры; конфликты как средство развития
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конфликты
Автор программы: Деминская В.Э
Конфликт (conflictus)
столкновение противоположно направленных
целей, интересов, позиций, мнений или взглядов
субъектов взаимодействия.
Под субъектами взаимодействия понимаем
любых участников конфликтной ситуации
(индивидуумы, рабочие группы, организации и
т.п.).
Автор программы: Деминская В.Э
Конфликт (conflictus)
80%
Организационных конфликтов
имеют социально-психологическую
основу
15%
Столько процентов рабочего
времени уходит на конфликты
ежедневно
40%
Решение конфликта откладывают
на потом
93%
Исключительно деловой подход к
Конфликтам у тех, кто работает в
сельском хозяйстве: 93% всех ссор
у них возникает только по рабочим
вопросам.
Источник: HeadHunter, исследование «Конфликты на работе: чаще ссорятся работники ЖКХ, реже — айтишники»
Автор программы: Деминская В.Э
Самые конфликтные и
неконфликтные отрасли?
ЖКХ
IT
Добывающие
отрасли
Культура и
искусство
Источник:
HeadHunter,
исследование
«Конфликты на работе: чаще ссорятся
работники ЖКХ, реже — айтишники»
Автор программы: Деминская В.Э
Характеристики конфликта
По уровням:
- внутриличностные;
- межличностные;
- между личностью и группой;
- межгрупповые;
- межорганизационные.
Автор программы: Деминская В.Э
Характеристики конфликта
По статусу участников:
- горизонтальные (между сторонами,
имеющими одно социальное положение);
- вертикальные (между сторонами,
находящимися на разных ступенях
управленческой иерархии).
Автор программы: Деминская В.Э
Характеристики конфликта
По особенностям социальных отношений:
деловые (по поводу выполняемых функций);
• эмоциональные (связанные с личным неприятием).
По степени выраженности конфликтов:
• открытые;
• скрытые (латентные).
Автор программы: Деминская В.Э
Характеристики конфликта
По организационной оформленности:
• стихийные;
• организационно оформленные (письменно фиксируются
требования).
По преобладающим последствиям для организации:
• деструктивные (препятствуют достижению организационных
целей);
• конструктивные (способствуют развитию организации).
• основные теории конфликтов, оценка последствий конфликтов.
Автор программы: Деминская В.Э
Причины конфликтов
распределение ресурсов
различие в
представлениях
и ценностях
взаимозависимость задач
различие в воспитании
различие в целях
недостаток информации
Автор программы: Деминская В.Э
Подходы к изучению конфликтов
Традиционный подход к оценке конфликта (1930-40-е гг.) (научная
школа управления)
Конфликт – явление всегда нежелательное, что его необходимо, по
возможности, избегать и что его следует немедленно разрешать, как
только он возникает.
Подход с точки зрения теории человеческих отношений (конец 1940-х
– середина 1970-х гг.).
Конфликт – это естественный элемент существования и развития любой
социальной группы. Однако его должно и можно избежать.
Современный подход
Даже в организациях с эффективным управлением некоторые конфликты
не только возможны, но даже может быть и желательны.
Автор программы: Деминская В.Э
Управление конфликтами (К.Н.Томас)
Модель двойной заинтересованности
Автор программы: Деминская В.Э
Конфликты как средство развития
Автор программы: Деминская В.Э
Переговоры как форма разрешения конфликта.
Переговоры – процесс, в котором конфликтующие стороны пытаются найти
общие взаимоприемлемые решения для успешного взаимодействия и
сотрудничества.
Автор программы: Деминская В.Э
Этапы переговоров.
Анализ потребностей (собственных и противоположной стороны). Выбор стиля
ведения переговоров – конфронтация, либо сотрудничество.
Признаки стиля
конфронтации
- рассмотрение
противоположной стороны в
качестве противника;
- выдвижение
необоснованных требований
- проявление отрицательных
эмоций;
- искажение информации;
- требование существенных
уступок при нежелании
понять интересы другой
стороны
Признаки стиля
сотрудничества:
- рассмотрение
противоположной стороны в
качестве партнера и
потенциального
единомышленника;
- выдвижение обоснованных
требований;
- создание позитивного настроя;
- понимание интересов другой
стороны;
- честность, правдивость;
- гибкость в ходе переговоров.
Автор программы: Деминская В.Э
Последствия конфликта
Позитивные последствия
конфликтов
Негативные последствия
конфликтов
- активизация инновационных
процессов;
- повышение качества
принимаемых решений;
- улучшение количественных
и качественных показателей
работы;
- улучшение социальнопсихологического климата в
коллективе и т.д.
- понижение уровня
сплоченности членов группы;
- агрессивность;
- снижение интереса к
достижению высоких
результатов работы;
- дополнительные потери
рабочего времени;
- нарушения дисциплины;
- ухудшение состояния
здоровья работников;
- повышение текучести
кадров и т.д.
Автор программы: Деминская В.Э
Слова, которые помогут в
конфронтации?
•
•
•
•
•
•
•
«Да». Даже аргументы против нужно начинать со слова «да» — человеку
свойственно успокаиваться, когда с ним соглашаются.
«Мы». Не «мы против вас», а «мы с вами». Попробуйте включить себя и
другого участника конфликта в одну социальную группу: люди проще встают
на сторону представителей «своего племени».
«Я понимаю, что вы расстроены» — в ответ на все попытки оскорбить вас.
Так вы одновременно отвергаете оскорбление и даруете за него прощение.
«Это действительно нелегко» и прочие фразы, которые покажут: вы
осознаете, что вашему противнику живется несладко, но ситуация требует
дополнительных усилий.
«Успокойтесь»
«Я вас услышал/а» — почти запрещенный прием. Употреблять только в том
случае, если негативная аргументация пошла по кругу, и круг это третий.
«Давайте оба возьмем тайм-аут и встретимся через час (в три, завтра в
десять)» — если вы понимаете, что собеседник под натиском эмоций утратил
связь с реальностью.
Автор программы: Деминская В.Э
Структура анализа
организационного поведения
Микроуровень
(личность)
Мезоуровень
(группа)
Поведение в
организации
Макроуровень
(оргкультура и
HR)
Автор программы: Деминская В.Э
Макроуровень
HR practices (УЧР –
практики)
Управление
человеческими ресурсами
Организационная
культура
«Правила
игры»
Автор программы: Деминская В.Э
Storytelling
• Сторителлинг – это способ передачи информации и знаний, а
также побуждение к желаемым действиям с помощью
поучительных историй. Также, сторителлинг можно определить
как искусство увлекательного рассказа.
• Организационный сторителлинг – инструмент менеджмента,
который используется для понимания, интерпретации и
распространения ценностей, норм, правил и принципов
организационной культуры через использование корпоративных
историй, мифов, легенд.
Автор программы: Деминская В.Э
Сториттелинг как инструмент
управления персоналом
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Передача сформировавшихся традиций в организации, укрепление ранее принятой
корпоративной идеологии.
Внедрение новой корпоративной идеологии. Использование историй позволяет новым
сотрудникам быстрее понять корпоративную идеологию, нормы поведения и работы.
Обучение сотрудников с помощью описания успешных и неудачных примеров в
работе.
Мотивация сотрудников примером личных истории.
Повышение уважения менеджеров подчиненными, придания авторитета,
формирования образца для подражания. Сторителлинг расширяет арсенал средств
мотивации персонала, укрепляет репутацию лидера.
Контроль отношения сотрудников к ошибкам руководителей и проблематичным
ситуациям, с которыми периодически сталкивается компания. Корпоративные
истории эффективны, если распространять их среди сотрудников в тяжелые для
компании времена.
Повышение эффективности коммуникаций на разных уровнях, в том числе между
руководителями и подчиненными. Снижение формальности в отношениях позволяет
улучшить взаимопонимание в коллективе.
Источник: Новичкова, А. В., & Воскресенская, Ю. В. (2014).
Сторителлинг как современный инструмент управления
персоналом. Интернет-журнал Науковедение, (6 (25)).
Автор программы: Деминская В.Э
Принципы сторителлинга
Убедительность
Динамичность
Лаконичность
Выразительность
Детальность
Драматичность
Ненавязчивость
Распространенность
Автор программы: Деминская В.Э