Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Концептуальные основы введения ФГОС ДО

  • 👀 300 просмотров
  • 📌 254 загрузки
Выбери формат для чтения
Статья: Концептуальные основы введения ФГОС ДО
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Концептуальные основы введения ФГОС ДО» docx
№ 3 Концептуальные основы введения ФГОС ДО 17 октября 2013 года вышел Приказ № 1155 Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении государственного стандарта дошкольного образования» Настоящий Приказ вступил в силу с 01.01.2014. Впервые идеи разработки стандарта дошкольного образования высказывались еще в 1990-е гг. 1 декабря 2007 г в ФЗ «Об образовании» были внесены изменения, в соответствии с которыми в сфере дошкольного образования устанавливаются две группы федеральных государственных требований (ФГТ) к структуре основной образовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, выпал наиболее значимый компонент – требования к результатам освоения основной образовательной программы. • Сегодня у дошкольного образования есть федеральный государственный образовательный стандарт. Значит, и есть обязательства по финансированию (принцип общедоступности и бесплатности). Полная преемственность ФГОС дошкольного и начального общего образования является содержательной основой для решения проблемы определения статуса дошкольного образования (от 3 до 7 лет) - в качестве первой ступени системы общего образования Российской Федерации. Предназначение стандартизации в Российской федерации - сохранение единого образовательного пространства страны, обеспечение доступности образования в пределах минимального достаточного уровня его содержания • Этот уровень образования остался необязательным. • Дошкольное образование может реализовываться в разных формах. Это могут быть государственные, муниципальные, семейные, частные дошкольные учреждения, учреждения дополнительного образования. Бесплатной является психолого-педагогическая, методическая, консультативная, диагностическая помощь родителям. • Требования к результатам освоения образовательных программ как целевые ориентиры Федеральные государственные образовательные стандарты в РФ на всех уровнях включают в себя требования к: 1) структуре основных образовательных программ; 2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; 3) результатам освоения основных образовательных программ. Чем отличается ФГОС дошкольного образования? Требования, результаты, которые мы стремимся достичь, выражены через целевые ориентиры. Это маршруты движения, которые адаптированы под каждого ребенка. Поэтому его и называют стандартом развития. Это стандарт, который позволяет продвигаться по пути развития. Сегодня дошкольное образование – это процесс содействия взрослого и ребенка в интересах развития ребенка. • Сохраняются принципы инклюзии. Дети с ограниченными возможностями здоровья должны быть введены в среду здоровых сверстников. Сохраняются и коррекционные, и комбинированные группы ДОУ. Которые должны работать по специальным программам. • ФГОС дошкольного образования реализуется на основе принципов: единства образования, преемственности образовательных программ, принцип вариативности, т.е. подстроенности под потребности самого ребенка, под особенности его развития, под предпочтения родителей. • Программы ДОУ могут быть общеразвивающей, коррекционной и комбинированной направленности. Каждая из этих программ включает 5 областей: ◦ Социально-коммуникативное развитие, ◦ Познавательное развитие, ◦ Речевое, ◦ Художественно-эстетическое, ◦ Физическое развитие. 1. ФГОС дошкольного образования разработан на основе: • Конвенции ООН о правах ребенка (Принята 20 ноября 1989 года) • Конституции РФ (Вступила в силу 25 декабря 1993 года) • Законодательства РФ 2. Методологической основой ФГОС дошкольного образования являются: • положения культурно-исторической теории Л.С. • концепция А.В. Запорожца об амплификации детского развития. А.В. Запорожец, признавая большие психофизиологические возможности детей дошкольного возраста, которые, по его мнению, не реализуются в полной мере, одновременно резко выступал против искусственной акселерации детского развития. В рамках этой концепции он выдвигает требования к решению трех фундаментальных задач: 1) необходимость учета не только того, что ребенок этого возраста может усвоить при интенсивной тренировке, но и каких физических и душевных сил это от него потребует; 2) развитие специфических для данного возраста видов детской деятельности, в которых наиболее успешно усваивается содержание и формируются новые физиологические и психологические функции; 3) определение ценнейших человеческих качеств, которые наиболее интенсивно развиваются именно в дошкольном детстве и войдут в состав зрелой человеческой личности. Такие требования позволяют сущностно определить содержание дошкольного образования. Оно базисно, поскольку позволяет формировать базис развития личности человека, и многоаспектно, а не предметно, как в школе. 3. Основные принципы, на которых базируется ФГОС: • поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, понимание детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий, значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду; • личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей; • уважение личности ребенка; • реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка. 4. Об ориентирах стандарта и о том, что он изменит в работе детских садов • ФГОС дошкольного образования обеспечивает: - единство образовательного пространства РФ; - преемственность основных образовательных программ; - вариативность содержания программ соответствующего уровня образования; - государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации ООП и результатам их освоения • Стандарт является основой для: - разработки Программ; - разработки вариативных примерных образовательных программ дошкольного образования; - разработки нормативов финансового обеспечения реализации Программы; - объективной оценки соответствия образовательной деятельности организации требованиям Стандарта; - формирования содержания профессионального образования и дополнительного профессионального образования педагогических работников, а также проведения их аттестации; - оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Документация воспитателя 1. Локальные акты – это папка с инструкциями: должностная, охраны труда, по охране здоровья и жизни детей по образцу вашего дошкольного учреждения. Она делается один раз и периодически обновляется. Срок хранения – постоянно. В перечень основной документации воспитателя вошли локальные акты по обеспечению деятельности воспитателя: • Должностная инструкция воспитателя. • Инструкция по охране жизни и здоровья детей. • Инструкция по охране труда. 2. Документация по организации работы воспитателя: • Рабочая программа воспитателя, которая составлена в рамках реализации ФГОС ДО по возрастным группам на 1 учебный год. К началу учебного года воспитатель составляет рабочую программу, которая помогает ему планомерно решать поставленные задачи, используя для этого эффективные методики, индивидуальную работу с детьми и работу с родителями. Этой работе предшествует всесторонний и глубокий анализ состояния воспитательно-образовательной работы в группе, выявление ее сильных и слабых сторон, определение актуальных задач на предстоящий учебный год. • Комплексно-тематическое планирование. (План работы на месяц) Для конкретизации и корректировки воспитательно-образовательной работы предусмотренной рабочей программой, воспитатель использует в работе календарные планы воспитательно-образовательной деятельности. Для удобства пользования планом воспитатель делит его на две части: первая и вторая половина дня. Помимо комплексно-тематического плана, необходимо использовать циклограмму образовательной деятельности группы (она не обязательна, но очень удобна и помогает педагогу правильно спланировать свою работу с детьми в течение дня.) • Сетка образовательной деятельности (расписание НОД) и Режим дня Сетка образовательной деятельности помогает систематизировать работу с детьми. Согласно требованию СанПиНа от 20. 12. 2010 №164 о максимально допустимом объеме образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30-40 минут соответственно, а в старшей и подготовительной 45 минут и 1. 5 часа соответственно. Перерывы между периодами непрерывной и образовательной деятельности - не менее 10 минут. • Диагностика (мониторинг) Каждый воспитатель должен изучать своих воспитанников, следить за особенностями их развития. Изучать надо в системе и постоянно. Для этого существуют карты по диагностике знаний, умений, навыков детей по всем видам деятельности и итоговые таблицы результатов усвоения детьми программы. Диагностику воспитатель должен проводить в начале и конце учебного года, что даст ему возможность сравнить результаты усвоения детьми программы и своевременно провести коррекцию познавательных процессов в сторону достижения ребенком возрастных норм. • Портфолио воспитателя В большинстве случаев, портфолио воспитателя детского сада – это папка, которую создает и пополняет воспитатель, с целью повышения своей квалификации, это своего рода форма для аттестации педагога, при помощи которой можно представить материалы своих работ, посещенных курсов, достигнутых успехов. Портфолио воспитателя находится в группе. • Самообразование Общество постоянно предъявляет требования к системе образования. Воспитатель обязан своевременно знакомиться с новациями, пополнять профессиональный потенциал, совершенствовать педагогическое мастерство, применяя на практике новые образовательные технологии. Педагог должен в течении учебного года или другого периода времени углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает у него определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса. Своевременное заполнение данного документа также помогает при сборе материалов для аттестации педагога. Выбираем тему и постепенно наполняем папку материалами. 3. Документация по организации работы с воспитанниками ДОУ. • Табель посещаемости Он необходим для того, чтобы ежедневно фиксировать количество детей в группе. Это помогает обеспечить питание детей и проведение занятий (раздаточный материал для каждого ребенка). Также он помогает отследить заболеваемость детей в определенный период. • Сведения о детях и их родителях В официально принятой практике в специальном журнале обычно имеются следующие сведения о детях, посещающих группу: - фамилия, имя ребенка; - дата рождения; - адрес проживания и телефоны; - ФИО родителей, бабушек и дедушек; - место работы родителей и телефоны; - социальные статус семьи (количество детей в семье, жилищные условия, полная - не полная семья). Подобная информация возникает из тактичного общения воспитателя с родителями и другими членами семьи. Причем сведения эти должны быть конфиденциальными, ибо речь идет о благе ребенка. Сейчас от родителей требуется еще и письменное согласие на обработку персональных данных. Полученные сведения помогают воспитателю нейтрализовать возможное негативное воздействие семейной обстановки на ребенка, если таковое имеется. Да и ребенка можно лучше понять, если больше знать об условиях его проживания и статусе родителей. • Возрастной список детей Состав детей в одной и той же группе неоднороден по возрасту, и разница может доходить до года. Воспитатели должны учитывать возраст каждого ребенка в группе, так как разница в возрасте влияет на особенности индивидуального подхода к каждому из детей. • Тетрадь здоровья Воспитатели работают в тесном контакте с медицинским персоналом детского сада. В практике важно выработать дифференцированный подход к детям с учетом состояния их здоровья. Для этого в группах имеются так называемые «Листы здоровья», которые заполняются медицинским персоналом. Как известно, для формирования правильной осанки и профилактики нарушений зрения немаловажное значение имеет правильная посадка детей за столом, для чего каждому ребенку подбирается комплект мебели. Рост и вес детей определяется 2 раза в год, соответственно и комплект мебели должен определяться 2 раза в год. Врач осуществляет распределение детей по группам здоровья. По результатам профосмотров в зависимости от характера и степени выраженности отклонений в состоянии здоровья детей, врач дает рекомендации, фиксируя их документально. В практической работе воспитателя важны именно рекомендации, а не клинический диагноз (он является врачебной тайной). Закаливающие мероприятия помогают целенаправленно проводить оздоровительные мероприятия с детьми с соблюдением индивидуальных особенностей ребёнка. Все перечисленное отражается в «Тетради здоровья» • Схема посадки детей за столами Именно она помогает правильно подобрать мебель по росту, произвести посадку детей, что является профилактикой нарушения осанки и зрения. Для закрепления места на определенный период существует схема посадки детей за столами, которая по мере необходимости корректируется в зависимости от изменений в физическом состоянии детей в группе. • Режим дня группы. Режим дня на теплый и холодный период времени необходим для рациональной продолжительности и разумного чередования различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток. • Карта стула детей и утренний фильтр (только для детей до 3-х лет). Карта стула детей и утренний фильтр позволяет выявить заболевание ребёнка на ранней стадии и принять меры для сохранения здоровья детского коллектива группы. Утренний фильтр в других возрастных группах проводится и заполняется только в эпидемиологический период. • Адаптационный лист. На период адаптации детей вводится ещё один вид документа - адаптационный лист.  В нём отмечается дата поступления ребёнка, его время пребывания в ДОУ, особенности поведения в знаковом исполнении. Своевременный анализ данного документа помогает педагогам выявить и устранить или сгладить проблему адаптации ребёнка. На основе анализа координируется совместная работа «педагог – медик – психолог – родители». 4. Документация по организации взаимодействия с семьями воспитанников. • План взаимодействия с семьей Работа воспитателя не будет полноценной; если у него нет контакта с родителями детей. Необходимо знакомить родителей с программой обучения, целями и задачами воспитания, изучать передовой опыт семейного воспитания, знакомить родителей с жизнью и работой дошкольного учреждения. Работа с родителями должна вестись целенаправленно, планомерно и включать в себя индивидуальные и коллективные формы: беседы, родительские собрания, консультации, вечера досугов, выставки, Дни открытых дверей и т. д. На родительских собраниях осуществляется педагогическое просвещение родителей. Темы собраний - самые разные. Воспитатель непременно должен вести протоколы родительских собраний для последующего их анализа. • Протоколы родительских собраний группы. Протокол родительских собраний в детском саду является важным документом. К его составлению нужно подходить ответственно и грамотно. Любое решение становится правомочным только в случае наличия протокола. Его необходимо вести всегда, вне зависимости от степени важности обсуждаемых вопросов. Тетрадь (книга) протоколов заводится во время комплектования группы и ведется до выпуска из детского сада. Она нумеруется постранично, подшивается, скрепляется печатью детского сада и подписью заведующей. План составления протокола: - Полное название учреждения - Дата проведения собрания в ДОУ - Перечень присутствующих (педагоги, администрация, родители) - Тема встречи (повестка дня) - Перечень докладчиков (воспитатели, медицинский работник, логопед, педагог-психолог, руководители кружков, студий, родители и т. д.) - Решения - Подпись секретаря, воспитателя, и председателя родительского комитета Все протоколы хранятся у воспитателя. Всю эту документацию можно поделить на обязательную и рекомендуемую. Но, что есть обязательное, а что – нет, решает не воспитатель, а руководство ДОУ. Общие требования к программам. Классификация программ. Структура и содержание программ нового поколения. Общие требования к программам содержаться в ФГОС ДО. Комплексные программы дошкольного образования включают все основные направления развития ребен­ка. Они ориентированы на светский характер воспитания и принцип личностно-ориентированного взаимодействия. Содержание программ ориентировано на общемировую и национальную (российскую) куль­туру и включает развитие речи ребенка, знакомство с основами есте­ственно-научных знаний, физическое, художественно-эстетическое развитие. Программы нацелены на развитие детской любознательности, способностей ребенка, творческого воображения, коммуникативности. Предусматривается организация детской жизни в трех формах: на за­нятиях (организованная форма обучения), в нерегламентированных видах деятельности и свободном времени ребенка. При этом содержание знаний, умений и навыков детей, детских видов деятельности в данных программах носило вариативный характер. Что понимают под примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования на современном этапе? Образовательная программа — программа психолого- педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста, которая определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования: объем, содержание, планируемые результаты (целевые ориентиры). Термин «основная» отражает направленность образовательной программы на реализацию основного, то есть обязательного содержа­ния образования. Общие требования к программам. Классификация программ. Согласно ФГОС ДО: Программы должны быть направлены на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей Программы должны обеспечивать охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их физические развитие; эмоциональное благополучие каждого ребенка; интеллектуальное развитие ребенка; Формирование предпосылок к учебной деятельности; создание условий для развития личности ребенка, его творческих способностей; приобщение детей к общечеловеческим ценностям; взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка Современные программы классифицируются на: вариативные базовые основные примерные комплексные альтернативные федеральные дополнительные парциальные региональные муниципальные Вариативные и альтернативные программы различаются по философско-концептуальным основам (взгляды авторов на ребенка, на закономерности его развития, а, следовательно, и на создание условий, которые способствуют становлению личности). Вариативные программы могут быть основными и дополнительными. Основные программы. Содержание основной программы отвечает требованиям комплексности, т.е. включает все основные направления развития личности ребенка: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое, и содействует формированию разносторонних способностей ребенка. Образовательное учреждение в соответствии со своими уставными целями и задачами может наряду с основными реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги за пределами определяющих его статус основных образовательных программ. Предоставление дополнительных образовательных услуг (платных, бесплатных) и реализация дополнительных образовательных программ осуществляется только по желанию родителей (их законных представителей) на договорной основе с ними. Дополнительные образовательные программы не могут реализовываться взамен или в рамках основной образовательной деятельности за счет времени, отведенного на реализацию основных образовательных программ дошкольного образования (прогулки, дневного сна, основных занятий, игр). Примерные образовательные программы. В отличие от авторских вариативных программ (основных, дополнительных), примерные образовательные программы не являются конкретным рабочим документом, определяющим содержание и специфику деятельности педагога на каждый день. Цель разработки примерных программ — реализация требований к обязательному минимуму образования содержания основных образовательных программ, расширительное толкование государственных стандарта образования, обеспечение преемственности общего образования на всех его ступенях. В примерной программе дошкольного образования крупными блоками представлены примерные объемы содержания основных компонентов дошкольного образования Комплексные (или общеразвивающие)- включают все основные направления развития ребёнка в комплексе, содействуют формированию различных способностей. Парциальные (специализированные, локальные)- включают одно или несколько направлений развития ребёнка. Целостность образовательного процесса может достигаться не только путём использования одной основной (комплексной) программы, но и методом квалифицированного подбора парциальных программ. Структура и содержание программ нового поколения. 1. Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта. Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях. В части, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности – парциальные образовательные программы, методики, формы организации образовательной работы. 2. В части, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах де Объем обязательной части Программы рекомендуется не менее 60% от её общего объема; части, формируемой участниками образовательных отношений, – не более 40% 3. Структура Программы: Целевой раздел Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы Пояснительная записка должна раскрывать: - цели и задачи реализации Программы; - принципы и подходы к формированию Программы; - значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста. Планируемые результаты освоения Программы конкретизируют требования Стандарта к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, с учётом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей, а также особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов (далее – дети с ограниченными возможностями здоровья) Содержательный Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности Содержательный раздел Программы должен включать: а) описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, с учетом используемых вариативных примерных основных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания; б) описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов; в) описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей в случае, если эта работа предусмотрена Программой. В содержательном разделе Программы должны быть представлены: а) особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик; б) способы и направления поддержки детской инициативы; в) особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников; г) иные характеристики содержания Программы, наиболее существенные с точки зрения авторов Программы. Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может включать различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно. Данная часть Программы должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и, в частности, может быть ориентирована на: – специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; – выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива; – сложившиеся традиции Организации или Группы. Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования включается в Программу, если планируется ее освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья. Организационный Устанавливает общие рамки организации образовательного процесса, а также механизм реализации компонентов основной образовательной программы Организационный раздел должен содержать описание материально-технического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания, включать распорядок и/или режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации развивающей предметно-пространственной среды. Дополнительный Дополнительным разделом Программы является текст её краткой презентации. Краткая презентация Программы должна быть ориентирована на родителей (законных представителей) детей и доступна для ознакомления В краткой презентации Программы должны быть указаны: 1) возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа Организации, в том числе категории детей с ограниченными возможностями здоровья, если Программа предусматривает особенности ее реализации для этой категории детей; 2) используемые Примерные программы; 3) характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей  4. Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности, охватывает определенные направления развития и образования детей в 5 образовательных областях: 1) социально - коммуникативное развитие, направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности; 2) познавательное развитие, предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; 3) речевое развитие, включает овладение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной речи; 4) художественно - эстетическое развитие, предполагает развитие предпосылок восприятия и понимания произведений искусства, мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру; 5) физическое развитие, включает приобретение опыта в двигательной деятельности, становление ценностей здорового образа жизни. Ссылка на официальный сайт ФИРО (Федеральный институт развития образования), где размещены комплексные и парциальные образовательные программы дошкольного образования, допущенные к реализации дошкольными организациями: https://firo.ranepa.ru/navigator-programm-do
«Концептуальные основы введения ФГОС ДО» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot