Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
1. Почему умение преобразовывать коммуникативную ситуацию важно для обучения иностранному языку уже с начальной школы?
Обучение иностранному языку рассматривается как важный этап, закладывающий умения и навыки общения на иностранном языке. Разумеется, общение на иностранном языке как форма социального взаимодействия невозможно в отрыве от естественной языковой среды. Однако преподаватели с помощью учебника и аудиовизуальных средств могут научить ребенка общаться на иностранном языке в определенной конкретной обстановке. Иными словами, на этапах обучения иностранному языку необходимо заложить основы для всестороннего развития коммуникативной компетенции, которая формируется во всех видах речевой деятельности — слушании и говорении, чтении и письме и на школьной стадии изучения иностранного языка включает в себя коммуникативные умения.
Процесс общения на иностранном языке подразумевает развитие важного компонента коммуникативной компетенции — лингвистической компетенции, представляющей собой готовность использования иностранного языка как орудия речемыслительной деятельности, а именно активное и пассивное употребление учащимися соответствующего количества грамматических структур, овладение правильным произношением и наличие определённого лексического запаса. Чем раньше дети начнут изучать иностранный язык, тем быстрее и эффективнее обучаемые научатся говорить, читать, писать и понимать иностранную речь.
2. Как и где возникает коммуникативная ситуация в реальных условиях?
Развитие способности к общению на иностранном языке связано в первую очередь с участием в коммуникативных ситуациях и их преобразованием в соответствии с коммуникативными целями и задачами. Преобразовать ситуацию — значит активно участвовать в общении, добавляя собственную информацию, добиваясь понимания, убеждая других, изменяя первоначальную точку зрения, осуществляя поиск решения, разрешая проблему, координируя коллективные действия, достигая результата.
В структуре устно-речевого общения коммуникативная ситуация возникает в определённых сферах общения: социально-бытовой, социально-культурной, игровой. Коммуникативные ситуации влияют на выбор тематики и могут быть как однотемными, например в социально-бытовой сфере. В реальных условиях коммуникативная ситуация может возникнуть в реальных условиях во время экскурсии, на каникулах в другой стране при общении со сверстниками, работниками отеля, аэропорт и т.д., при общении с семьями, где родственники могут быть англоговорящие и т.д.
3. Как и где возникает коммуникативная ситуация в учебных условиях?
Учебная коммуникативная ситуация призвана обеспечить потребности учащихся в речевом общении, представляет собой совокупность условий, побуждающих к выражению мыслей и использованию при этом определённого языкового материала. Коммуникативная ситуация как ситуация взаимодействия между преподавателем и учащимися, опосредуемая учебным материалом и межличностными взаимоотношениями в учебной группе, имеет трёхкомпонентную структуру в соответствии с трёхфазовой структурой деятельности.
Первым этапом коммуникативной ситуации является ориентирующий. Коммуникативное задание будет принято учащимися как лично-значимое при условии включения в его формулировку:
a) целей коммуникативных действий учащихся (познакомиться, договориться о встрече, узнать о планах на выходные, пригласить друзей на день рождения, взять интервью у кинозвезды и т.д.);
b) описания ситуации общения (указание ситуативной роли учащегося, его эмоционального состояния или личностных характеристик, места и времени действия и др.)
Вторым этап коммуникативной ситуации – исполнительский – решение коммуникативной задачи. Выбор формы коммуникации (пары, тройки, микрогруппы, команды) определяется содержанием коммуникативного задания, а также психолого-педагогическими особенностями взаимодействия в данной группе.
Заключительный этап коммуникативной ситуации – контроль – представляет собой отчёт учащихся о решении коммуникативной задачи (что узнали? что купили? договорились ли? устроились? где? как? и т.д.)
Контроль может осуществляться в форме ученик – группа, пара – группа, микрогруппа – класс, а также ученик – микрогруппа, пара – микрогруппа, ученик – ученик, самоконтроль.
4. Какие диалоги и монологи возможны для обучения иностранному языку в учебных условиях?
Для того чтобы иметь представление о возможных путях реализации задач общения, помимо коммуникативных ситуаций, сфер, оформления и коммуникативных задач даны примерные стимулы для оформления разных типов высказываний, таких, как разные виды диалогов и монологов.
Типы монологической речи:
- монолог-описание. Данный способ изложения мыслей предполагает характеристику в статическом состоянии явления, предмета. Он осуществляется путем перечисления их особенностей, признаков, качеств. Следующими блоками представлена структура описательного монолога: зачин – центральная часть – вывод (концовка);
- монолог-сообщение (рассказ, повествование). Это информация о развивающихся состояниях и действиях. Следующей последовательностью представлена структура монолога-повествования: зачин – основная часть – заключение (вывод).
- монолог-рассуждение. Характеризует данный тип речи особыми логическими отношениями между входящими в его состав суждениями, которые образуют умозаключение. Единство следующих частей представляет собой монолог-рассуждение в структурном плане: тезис – доказательства – вывод.
Виды диалогов:
– диалог этикетного характера: приветствовать и отвечать на приветствие, используя соответствующее обращение; начинать, вести и заканчивать разговор по телефону, высказывать вежливую просьбу и реагировать на просьбу партнёра; поддерживать диалог за столом (до, во время и после угощения); делать комплименты и реагировать на комплименты); вежливо соглашаться или не соглашаться, используя краткий ответ; предупреждать об опасности, переспрашивать.
- Диалог-расспрос: сообщать информацию, отвечая на вопросы разных видов, и самостоятельно запрашивать информацию, выражая при этом своё мнение и переходя с позиции спрашивающего на позицию отвечающего и наоборот; брать/давать интервью.
- Диалог-обмен мнениями: выслушать сообщение / мнение партнёра, согласиться/ не согласиться с ним, выразить свою точку зрения и обосновать её; выразить сомнение, одобрение / неодобрение.
5. Почему важно формировать у учащихся системно-языковые представления?
В современном образовательном стандарте отмечается, что обучение иностранному языку в школе должно предполагать создание психологических и дидактических условий для развития у учащихся представлений о языке как средстве общения. Формирование системных знаний и представлений о языке отвечает задачам обучения и воспитания, т.к. при непонимании основных законов функционирования языка как системы учащимся приходится заучивать отдельные языковые элементы, что противоречит психологическим особенностям данной возрастной группы.
Такая переориентация, смена приоритетов не означает отказа от традиционных ценностей. Система знаний и способ деятельности, качество знаний (полнота, глубина, системность, гибкость, осознанность) остаются основанием, «несущей конструкцией» образовательного процесса и способствуют использованию языка в коммуникативных условиях.
6. Почему осознанность языковых знаний предполагает их системность?
Одним из важных показателей качества знаний учащихся является их системность. Знания, хотя и представляют собой компонент содержания обучения, в то же время не являются основными; понятия науки в предмете «иностранный язык» вводятся лишь по мере необходимости для сознательного овладения деятельностью. А сознательное овладение деятельностью возможно лишь в том случае, когда полученные учениками знания будут системными.
7. В чём состоит специфика лексико-грамматических (нормативных) и коммуникативно-смысловых (аутентичных) системно-языковых представлений?
Лексико-грамматические системные представления заключаются в обобщении и систематизации лексических и грамматических структур в соответствии с существующими в языке синтаксическими и морфологическими нормами, а также правилами употребления лексического материала.
Коммуникативно-смысловые системные представления отличаются большей сложностью и представляют собой обобщение и систематизацию аутентичных языковых форм, которые служат исключениями из правил и расширяют знания учащихся о реальном языковом функционировании.
8. Какие компоненты материалов для учащихся способствуют формированию у них системно-языковых представлений и с помощью каких заданий решается эта задача?
Для формирования системно-языковых представлений на всех этапах обучения в преподавание иностранного языка необходимо включать методики построения диалогической речи.
Для работы над фонетикой следует включать упражнения, поддерживающие правильное произношение. То есть обучение фонетике должно проходить системно и последовательно от начальной школы к старшей. В таком случае учащийся постепенно будет понимать, почему и зачем ему нужно говорить правильно и красиво на иностранном языке. Он будет планировать свою деятельность на уроке, для того, чтобы добиться правильного произношения в процессе коммуникативных универсальных действий.
Важной частью процесса обучения иностранному языку является формирование грамматических навыков. Если учащийся поймет новое грамматическое явление, осознает базовые принципы и структуру грамматического построения языка, то все остальные знания будут ложиться на эту фундаментальную основу.
Именно поэтому при объяснении грамматического материала нужно давать не только конкретные правила, но и встраивать их в систему логического построения языка. Также эффективно использовать различные формы объяснения для запоминания материала, чтобы воздействовать на органы чувств учащихся разных когнитивных типов: устное изложение, схемы, иллюстрации и проговаривание.
При обучении иностранному языку эффективно использовать лексику и темы социокультурной направленности. Это будет формировать у учащихся общекультурные компетенции, развитие коммуникативной активности и, в конечном счете, будет способствовать воспитанию личности в поликультурном обществе. Более того, темы для обсуждения должны касаться не только вопросов региона изучаемого языка, но и охватывать весь спектр разнообразия культур. При обсуждении какой-то конкретной темы стоит привести примеры из разных регионов мира.
Например, если рассматривается тема школы, то можно сравнить особенности обучения и поведения в странах нескольких регионов – России, Англии, Японии, Южной Америки и т.д. И эту тему также нужно вести от простого к сложному – от особенностей школьной формы до возможностей будущего продолжения обучения в высшей школе или трудоустройства.
9. Как можно создавать языковую среду для развития коммуникативной компетенции в учебных условиях?
Языковая среда - это основное средство и условие коммуникативно-ориентированного обучения. В отсутствии естественной языковой среды необходимо моделировать эту языковую среду всеми доступными средствами. Конечно, на уроках иностранного языка создаются учебные ситуации, помогающие учащимся приобрести знания, умения и навыки в различных видах речевой деятельности. Однако этого недостаточно. Образовательное пространство необходимо насыщать единицами материальной культуры, иноязычного быта, тем самым формируя социокультурную компетенцию. Как это может выглядеть?
• Использование аутентичных учебных пособий, аудиовизуальных материалов.
• Обустройство классных комнат, воспроизводящих помещения учебных заведений в странах изучаемого языка.
• Присутствие в учебных аудиториях аутентичных газет, журналов, предметов быта.
• Наличие в учебных аудиториях технических средств обучения и средств массовой информации, постоянно настроенных на приём аутентичных радио- и телепередач, видеоматериалов, видеоклипов, рекламы.
• Для создания языковой среды можно стилизовать читальный зал библиотеки под английский парламент и т.п. С использованием современных мультимедийных средств возможно смоделировать любые визуальные объекты, вплоть до вида из окна английской гостиницы или вида улицы из окна автобуса и т.д. Можно продублировать на английском языке вывески на дверях всех кабинетов и помещений школы.
Особая роль в создании языковой среды отводится преподавателю, который является, как правило, «единственным носителем» изучаемого языка в учебной аудитории. Он должен владеть не только языковой, но и коммуникативной компетенциями: думать на преподаваемом языке, вести себя по-английски, например, держать осанку при ходьбе, сидеть, пить чай, как англичанин, быть приверженцем какого-либо английского футбольного клуба и т.д.
Создание языковой среды в реальном образовательном процессе поможет учащимся строить своё поведение, как вербальное, так и невербальное, и обеспечить сформированность социокультурной компетенции, а значит и коммуникативной компетенции в целом.
10. Что важно для активного включения учащихся в процесс общения на иностранном языке?
Для активного включения учащихся в процесс общения на иностранном языке обучение должно быть коммуникативно направленным. Отбор языкового материала осуществляется с учётом интересов детей разного возраста и их лексического запаса на родном языке. Необходимо научить ребенка представлять себе цель общения, т. е. ясно понимать, для чего он употребляет то или иное слово, читает текст, участвует в диалоге, прослушивает и заучивает рифмовку и т.д. Материал вводится последовательно, по принципу «от простого к сложному», лексико-грамматические блоки объединены общей коммуникативной функцией. Грамматические объяснения, изложенные в доступной и доходчивой форме, также несут в себе коммуникативный смысл, обращаясь к ребенку и помогая ему легко использовать полученные знания на практике. Развитие коммуникативных способностей учащихся на иностранном языке нужно рассматривать как неотъемлемую часть общего процесса развития, воспитания и обучения на основе опыта родного языка. Как и при изучении других предметов, необходимо научить ребенка планировать и контролировать свою речь при ответе (в этот период очень важно научиться быть внимательным), но в то же время у ребенка важно сформировать умение участвовать в общей беседе, высказывать собственные мысли самостоятельно, спонтанно и естественно, проявлять инициативу и демонстрировать уверенность.