Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция №2 по Клинической психологии
В исследованиях авторов (В. Г. Петрова, Б. И. Пинский) показано недоразвитие у детей с умственной отсталостью таких психических функций, как память, речь, мышление, что отражается на их учебной деятельности и других. На сегодняшний день уже выявлено большое количество патологий интеллектуального развития, которые, к сожалению, имеют весьма широкое распространение в мире. В среднем каждый десятый ребенок страдает какой-либо формой нарушения интеллекта, в том числе, проблемы с речью, умственная отсталость и неспособность к обучению [1].
Умственная отсталость или, как ее называют в науке, интеллектуальная недостаточность, обычно диагностируется, если ребенок характеризуется «интеллектуальным функционированием, последовательно не достигающим нижнего предела нормы». Это нижний предел соответствует показателям IQ 70–75. В этом случае у ребенка наблюдаются серьезные нарушения адаптивного поведения. В частности, ребенок конфликтует с окружающими, не может приспособиться к школьным требованиям. Иными словами, низкий уровень IQ является необходимым, хотя и недостаточным условием для диагностики интеллектуальной недостаточности.
В современной науке получила распространение классификация низких значений IQ по группам, каждая из которых получила свое название. Количество детей в каждой категории прямо пропорционально значению IQ по шкале интеллекта — чем меньше это значение, тем меньше количество детей в данной группе. В результате, легкую степень умственной отсталости имеют около 80 % детей, умеренную степень умственной отсталости — около 18 % детей, а к группе с глубокой умственной отсталостью относятся лишь 2 %.
Некоторые ученые предпринимали попытки изучения процессов обработки информации на основе рассмотрения различий в мышлении и решении проблем между здоровыми детьми и детьми с умственной отсталостью. Полученные ими результаты позволили сделать некоторые выводы, например, то, что при решении простых, конкретных задач дети с интеллектуальной недостаточностью достигают некоторого успеха и по некоторым параметрам соответствуют детям младшего возраста с нормальным IQ.
Что же касается более серьезной информации, то ее обработка таким детям практически недоступна. Дети с умственной отсталостью могут учиться, однако делают они это медленнее, и для их обучения необходима разработка более подробных и конкретных инструкций. В своих работах ученые проводят диагностические исследования, учитывая критерии для дифференциации по клиническим проявлениям, а также конституциональные особенности высшей нервной деятельности ребенка.
В науке принято все формы умственной отсталости по глубине интеллектуального дефекта делить на четыре степени: 1) легкая степень умственной отсталости;
2) умеренная степень умственной отсталости;
3) тяжелая степень умственной отсталости;
4) глубокая степень умственной отсталости.
Накопленный в последнее время опыт исследований значительно расширил потенциал диагностики и классификации различных уровней и форм интеллектуальной недостаточности.
Очевидно, что в случае, когда речь идет об умственной отсталости, наиболее эффективным является показатель интеллектуального развития ребенка, определяемый объективными инструментальными методами и зафиксированный в поддающихся измерению единицах.
Своевременная диагностика является важной составной частью всей коррекционной работы с детьми, имеющими патологии развития.
В целях создания оптимальных условий для обучения ребенка с умственной отсталостью необходимо в первую очередь рекомендовать родителям (опекунам, законным представителям) провести обследование ребенка на психолого-медико-педагогической комиссии. Основная задача комиссии — определение образовательного маршрута. Затем является необходимым получение от родителей или законных представителей заявления об обучении ребенка. На основании вышеназванных документов директор учебного заведения издает приказ об обучении школьника по специальной (коррекционной) общеобразовательной программе для учреждений VIII вида. Кроме этого, используя возможности дифференцированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе, необходимо: привлечение родителей или законных представителей к участию в коррекционно-развивающем процессе; создание соответствующего методического обеспечения коррекционно-развивающей работы.
В основу организации индивидуального образовательного маршрута учащегося должно лечь тщательное изучение работы каждого ребенка на основе систематического и своевременного выявления уровня усвоения каждого раздела программы, результаты диагностики способностей учащихся специалистом, его рекомендации в отношении ребенка. Оптимальным вариантом в настоящее время выявляется сохранение и совершенствование существующей в России сети коррекционных образовательных учреждений и поэтапное развитие инклюзивного образования. В данном случае коррекционные образовательные учреждения могут выполнять функции учебно-методических центров, которые обеспечивают оказание методической помощи педагогическим работникам образовательных учреждений общего типа, консультативной и психолого-педагогической помощи обучающимся и их родителям или законным представителям.
Литература: 1. Иванова Н. Н. Интеграция в общество детей с ограниченными возможностями здоровья: содержание, формы, методы: метод. реком. / сост. Иванова Н. Н., Можейко А. В., Монастырский В. А. // Федеральное агентство по образованию Рос. Федерации, Тамб. гос. ун-т им. Г. Р. Державина. — Тамбов, 2006. — 51с.
2. Исаев Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков. — СПб., 2003.
3. Носачёв Г. Н., Баранов В. С. Семиотика психических заболеваний (общая психопатология) Учебное пособие. — Самара: 2002. — 89 с.
4. Шипицына Л. М.«Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. — 2-е изд., перераб. и дополн. — СПб.: Речь, 2005. — 477 с.
Синицына О. А., Ланцева Г. М., Савина Е. А., Безменова Р. И. «Норма» и «патология развития» — клинико-педагогический подход [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2015. — С. 138-140. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/146/6965/ (дата обращения: 30.03.2020).