Классификация конфликтов. Конфликт как тип трудной ситуации
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Основные виды классификации и причины социальных конфликтов
План:
1. Классификация конфликтов
2. Конфликт как тип трудной ситуации
3. Причины конфликта
4. Конфликтогены как источники конфликта
Классификация конфликтов
Конфликты, которые являются сложным социально-психологическим явлением, многообразны и их можно классифицировать по различным признакам. Классификация конфликтов представляется важной с практической точки зрения, поскольку она позволяет ориентироваться в их специфических проявлениях и помогает определить адекватные способы их разрешения.
Конфликты в обществе происходят в различных сферах общественной жизни (экономической, политической, социальной и духовной). В этой связи их подразделяются на четыре основные группы:
• Экономические – борьба различных общественных сил за влияние в сфере экономики: борьба за экономические ресурсы, рынки сбыта, приоритет в производстве товаров и т.д. Главным фактором, определяющим экономические конфликты, является отношение собственности, которое в той или иной форме находит свое воплощение в субъектах социального взаимодействия. Экономические конфликты отличаются по формам своего проявления, к которым можно отнести конкуренцию, экономическую блокаду, эмбарго, забастовки и др.
• Политические – противоборство субъектов социального взаимодействия (наций, государств, классов, политических партий, организаций и т.д.) на основе противоположных политических интересов, ценностей, взглядов и целей, обусловленных положением и ролью в системе власти. Основным предметом политических конфликтов выступает государственная власть. Среди форм проявления политических конфликтов важно выделить легитимные и нелегитимные, всегда имеющие тенденцию к взаимопереходу. Среди множества форм политических конфликтов широкое распространение получили: митинги и демонстрации, политические революции и перевороты, политические кризисы и дискуссии, войны и вооруженные конфликты и др.
• Социальные – особая форма противоборства граждан с властями, обусловленная ущемлением интересов граждан, а также нарушением их прав и гарантий в социальной сфере. Объективная основа возникновения социальных конфликтов заключена в противоречиях социальной сферы, основными характеристиками которой являются: а) комплекс условий труда, быта и досуга; б) степень доступности культурных благ и услуг (образования, информации, литературы, искусства и т.д.); в) гарантии жизнеобеспечения и безопасности, включая охрану здоровья, социальное обеспечение, трудоустройство, защиту прав и достоинств личности; г) возможности социальных перемещений и жизненного самоопределения (выбор профессии, места жительства и т.д.).
• Духовные – противоборство субъектов социального взаимодействия на основе противоположных интересов и взглядов в процессе производства, распределения и потребления духовных ценностей. Наиболее распространенными и острыми из них являются религиозные конфликты, конфликты в сфере искусства, а также идеологические конфликты. Основными формами проявления таких конфликтов являются: дискуссии, критика, преследование инакомыслящих, идеологическая борьба и др.
В каждой из названных групп в зависимости от тех или иных факторов и условий выделяются конкретные виды конфликтов.
Классификация конфликтов – это объединение их в группы на основе какого-либо существенного признака.
Одним из оснований классификации конфликтов является разделение их по субъектам (сторонам) конфликта. С этой точки зрения все конфликты делятся на:
1) внутриличностные,
2) межличностные,
3) между личностью и группой,
4) межгрупповые.
Раскроем более подробно данные виды конфликтов.
Внутриличностный конфликт связан с острыми негативными переживаниями, вызванными затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности и отражающими противоречивые связи с социальной средой и задерживающие принятие решения.
Существуют определенные показатели внутриличностного конфликта в различных сферах:
1. В когнитивной сфере:
• снижение самооценки
• осознание своего состояния как психологического тупика
• задержка принятия решения
• глубокие сомнения в истинности принципов, которыми вы раньше руководствовались.
2. В эмоциональной сфере:
• психоэмоциональное напряжение
• частые и значительные отрицательные переживания.
3. В поведенческой сфере:
• снижение качества и интенсивности деятельности
• снижение удовлетворенности деятельностью
• негативный эмоциональный фон общения.
4. Интегральные показатели:
• ухудшение механизма адаптации
• усиление стресса.
Продолжительный внутриличностный конфликт может перерасти в стресс, а в дальнейшем и в состояние депрессии. Поэтому понимание сущности внутриличностного конфликта позволяет выбрать линию поведения, снижающую состояние напряжения и дискомфорта.
Межличностные конфликты происходят между двумя личностями. Данный вид конфликта является наиболее часто встречаемым в любом социуме. Можно выделить отличительные особенности межличностного конфликта (по А.Я. Анцупову):
1. Противоборство людей происходит непосредственно здесь и сейчас на основе столкновения их личных мотивов.
2. Проявляется весь спектр известных причин: общих и частных, объективных и субъективных.
3. Межличностные конфликты для субъектов конфликтного взаимодействия являются своеобразной проверкой характеров, темпераментов, проявления способностей, интеллекта, воли и других индивидуально-психологических особенностей.
4. Они отличаются высокой эмоциональностью и охватом практически всех сторон отношений между конфликтующими субъектами.
5. Затрагивают интересы социального окружения.
Межгрупповые конфликты основаны на столкновении противоположно направленных групповых мотивов. Происхождение данного типа конфликта связано с природной обусловленностью враждебности к «чужим» и привязанностью к «своим».
Межгрупповой конфликт имеет некоторую специфику.
1. Образ конфликтной ситуации носит характер групповых взглядов, мнений, оценок. Характеристика типичного субъективного содержания конфликтной ситуации межгруппового конфликта сводится к следующим явлениям:
• Члены конфликтующих групп воспринимают друг друга по схеме «Мы-Они».
• В групповых мнениях своя группа всегда оценивается выше.
• Позитивное поведение своей группы и негативное поведение чужой группы объясняется внутренними причинам. А, соответственно, негативное поведение своей группы и позитивное поведение чужой группы объясняются внешними обстоятельствами.
2. В межгрупповых конфликтах индивид склонен вести себя более агрессивно, нежели в случае, когда от него требуется принятие индивидуального решения. Причины заключаются в так называемом эффекте толпы, который с одной стороны обеспечивает «заразительность агрессии», а с другой заметно снижает чувство персональной ответственности за происходящее. В группе всегда существует лидер, на которого, по мнению рядовых в случае наказания и будет направлена энергия. Поэтому ответственность за свое поведение заметно снижается. Кроме того, агрессивные проявления в группе обеспечивают ощущение анонимности, что также снижает чувство персональной ответственности. И, наконец, агрессивное поведение в группе людей, таким же агрессивным образом себя ведущих, воспринимается как социальное одобрение и поддержка.
К межгрупповым конфликтам относятся трудовой конфликт, межэтнический конфликт, внутриполитический и другие виды конфликтов.
В основе конфликта между личностью и группой, как правило, лежат попытки изменений в группе и вне нее.
Даже если большинство членов группы понимают необходимость этих изменений и одобряют их, отдельные члены группы по тем или иным причинам могут оказаться в оппозиции и даже выйти из состава группы.
Само членство индивида в группе является конфликтным, С одной стороны, человек нуждается в других для реализации своих личностных целей и интересов, а с другой – он вынужден подчиняться групповым нормам и требованиям, которые не всегда соответствуют его личным планам и желаниям. Поэтому нарушение групповых норм является наиболее характерной причиной внутригрупповых конфликтов. Можно выделить основные причины, по которым член группы нарушает групповые нормы и требования:
1) преследуя свои личные цели;
2) случайно или потому, что еще не в полной мере освоил эти нормы;
3) индивид не в состоянии выполнить предписываемые группой требования.
Конфликт между личностью и группой. В его основе как правило, лежат попытки изменений в группе и вне её. Даже если большинство членов группы понимают необходимость этих изменений и одобряют их, отдельные члены группы по тем или иным причинам могут оказаться в оппозиции и даже выйти из состава группы.
Само членство индивида в группе является конфликтным. С одной стороны, человек нуждается в других для реализации своих личностных целей и интересов, а с другой – он вынужден подчиняться групповым нормам и требованиям, которые не всегда соответствуют его личным планам и желаниям.
Попытка изменить свое место в группе порождает структурные или статусно-ролевые изменения. Подобные изменения могут быть обусловлены ролевыми конфликтами, которые возникают по причине несовпадения принятой (добровольно или под давлением) членом группы роли с групповыми нормами или ожиданиями Чаще всего такие конфликты случаются тогда, когда вакантное место занимает новый член группы.
Выделяют также и другие типы конфликтов по самым разным основаниям.
1. По критерию результативности:
• конструктивные конфликты – разрешают противоречия, являются источником развития личности или группы, способствуют переходу взаимоотношений на новый уровень и т.п.;
• деструктивные конфликты – несут в себе разрушающие последствия для личности или группы, ухудшают морально-психологический климат в коллективе, оказывают негативное воздействие на психическое состояние всех его участников и т.п.
В каждом конфликте заложены обе функции. Какая из этих возможностей будет доминирующей определяется поведением участников данного конфликта, конкретной ситуацией и отношением членов группы к противоречиям и конфликтам. При этом его деструктивные последствия могут быть минимизированы, а конструктивные усилены.
2. По сферам жизнедеятельности людей конфликты подразделяют на:
• экономические;
• политические;
• семейные;
• межэтнические;
• трудовые;
• педагогические и др.
3. По характеру объектов, по поводу которых возникают конфликты:
• ресурсные;
• статусно – ролевые;
• социокультурные;
• идеологические и др.
4. По коммуникативной направленности:
• конфликты «по вертикали» – это конфликты между субъектами, один из которых находится в подчинении у другого (начальник-подчиненный, вышестоящая организация-нижестоящая организация и т.п.);
• конфликты «по горизонтали» – это конфликт между субъектами одного иерархического уровня (между руководителями одного ранга, между коллегами и т.п.).
• смешанные (коллега-коллега-руководитель).
Нередко в конфликтах, возникающих в направлении «по вертикали» или «по горизонтали» складываются ситуации, при которых конфликт принимает форму смешанного участия. Например, в фирме длительное время происходит конфликт между двумя сотрудниками, отрицательно влияющий на эффективность её работы. Если руководитель поддержит позицию одной из сторон, то он также может стать участником конфликтного противоборства.
5. По временным параметрам:
• кратковременные,
• быстротечные,
• длительные, продолжающиеся иногда годами и десятилетиями, какими нередко бывают политические, национальные и религиозные конфликты.
6. Виды конфликтов по характеру:
• объективные, связанные с реальными проблемами и недостатками в группе, организации и т.п.;
• субъективные, обусловленные различным восприятием тех или иных событий и поступков.
7. По мотивации конфликта и субъективному восприятию ситуации:
• ложный – ситуация воспринимается субъектом как конфликтная, однако реальных причин для конфликта нет;
• потенциальный конфликт – существуют реальные основания для возникновения конфликта, но пока одна из сторон или обе в силу тех или иных причин (например, из-за недостатка информации) еще не осознали ситуацию как конфликтную;
• истинный конфликт – реальное столкновение между сторонами.
8. По внутреннему содержанию конфликта:
• рациональные – охватывающие сферу разумного, делового соперничества, перераспределения ресурсов;
• эмоциональные – участники которых действуют на основе личной неприязни;
Конфликты могут происходить как на микро-, так и на и макроуровнях. Конфликты, происходящие на микроуровне, проявляются в обострении назревших проблем между отдельными субъектами, малыми группами. Например, конфликт в организации происходит на микроуровне, если в нем участвует несколько коллег.
Конфликт на макроуровне происходит при столкновении между собой нескольких групп коллег и руководителей разного уровня, нескольких групп различных коллективов и т.д.
Чем обширнее зона конфликта, тем сложнее ситуация. При этом напряженность в группе усиливается, т.к. появляется множество новых отношений и конфликтов среди всех его участников, а также между их группировками. Образуется целый комплекс проблем, которые перекрывают друг друга, взаимно проникают и влияют друг на друга. Такой конфликт может привести к глобальным переменам в коллективе, а порой и во всей организации. Последствия его могут быть как конструктивные, так и деструктивные.
Существуют также сложные конфликты, в которых одновременно взаимодействуют или противодействуют интересы разных сторон и разных типов конфликтов. При этом одна сторона может быть в содружестве с другой стороной, в коалиции с третьей, в жестком конфликте с четвертой, в нейтралитете с пятой, в антагонизме с шестой, а шестая в антагонизме со второй и т.д.
Однако ни одна классификация конфликтов не может считаться законченной и поэтому является относительной и условной. Главная цель любой классификации – помочь осознать суть конфликта и найти адекватные способы его предупреждения или разрешения.
Конфликт как тип трудной ситуации
В жизни человека происходят всевозможные ситуации, многие из которых в силу их повторяемости и похожести становятся привычными. В них человек во многом действует на уровне автоматизма, использование психических и физических сил сведено к минимуму. Другое дело – трудные ситуации, которые требуют высокой мобилизации как психических, так и физических ресурсов.
Ситуация может быть рассмотрена как сложная субъективно-объективная реальность, где объективные составляющие представлены в виде субъективного восприятия и личностной значимости для участников ситуации. Трудная ситуация характеризуется наличием сложной обстановки, связанной с разбалансированностью системы «задача – личные возможности (мотивы) – условия реализации данной задачи».
В жизнедеятельности человека происходят различные трудные ситуации:
◦ Связанные с деятельностью;
◦ Бытийные;
◦ Связанные с взаимодействием;
◦ Внутриличностные.
Трудную ситуацию характеризуют следующие признаки:
1. Наличие трудности, осознание угрозы, препятствия на пути реализации каких-либо целей, мотивов.
2. Состояние психической напряженности как реакция личности (группы) на трудность, преодоление которой значимо для субъекта.
3. Заметное изменение привычных параметров деятельности, поведения, общения.
По степени трудности выделяют два вида ситуаций (рис. 1):
Рис. 1 Виды конфликтных ситуаций
В зависимости от того, как воспринимается угроза, существует три уровня трудных ситуаций:
1. Как потенциальная угроза (проблемные ситуации деятельности, ситуации неизвестности и т.п.)
2. Как непосредственная, уже готовая реализоваться угроза (критические, аварийные, предконфликтные ситуации и т.п.)
3. Уже реализующая угроза (конфликтные, боевые, ситуации потери т.п.).
Причины конфликта
В основе любого конфликта лежат противоречия, но эти два явления (противоречия и конфликт) не следует отождествлять. Противоречия могут существовать длительный период и не перерастать в конфликт. В основе конфликта лежат только те противоречия, причиной которых являются несовместимые интересы, потребности и ценности и т.п. Такие противоречия, как правило, трансформируются в открытую борьбу сторон, в реальное противоборство.
Между различными составляющими конфликта существуют взаимосвязи, которые могут трансформироваться друг в друга. Например, кратковременный спор может перерасти в длительное соперничество, которое в результате возникновения эмоционального напряжения, может привести к деструктивному конфликту.
В современной конфликтологической науке существуют различные классификации причин возникновения конфликтов. Наиболее часто ученые выделяют две основные группы таких причин – объективные и субъективные.
Главная причина всех конфликтов – это объективная ограниченность ресурсов, подлежащих распределению (материальных, духовных и т.д., рис. 2).
Конфликты возникают как на основе закономерных объективных противоречий, так и под определяющим воздействием субъективных факторов. Однако социальные противоречия, какими бы они ни были по своей природе, в конечном итоге представляют собою субъектно-объектное отношение.
Объективные причины, как правило, приводят к созданию предконфликтной обстановки. Иногда они могут быть реальными, а иногда мнимыми и в этом случае будут только поводом, искусственно придуманным человеком.
Когда предконфликтная ситуация перерастает в конфликт, возникают субъективные причины. Практически в любой предконфликтной ситуации у человека остается выбор конфликтного или одного из неконфликтных путей ее разрешения. Только исходя из индивидуальных психологических особенностей человек выбирает то или иное поведение. В споре, как и в ссоре, не бывает одного виноватого, т.к. ссорятся всегда две стороны.
В конфликте провести грань между объективными и субъективными причинами довольно сложно. Это связано с тем, что одна и та же объективная предпосылка для одних людей является конфликтогеной, для других – нет. В этой связи объективные причины нередко играют роль субъективных. С другой стороны, и субъективные причины во многом объективны, потому что агрессивность человека во многом формируется агрессивностью среды, в которой он формировался как личность.
Тем не менее, условно выделяются объективные и субъективные причины конфликта (рис. 2).
Рис. 2 Причины возникновения конфликтов
Возникновение и развитие конфликтов обусловлено действием четырех групп факторов и причин: объективных, организационно-управленческих, социально-психологических и личностных. Первые две группы факторов носят объективный характер, третья и четвертая – субъективный.
Понимание объективно-субъективного характера причин конфликтов окажется весьма полезным в дальнейшем при определении способов предупреждения межличностных конфликтов, выработке оптимальных стратегий поведения людей в типичных конфликтах. Объективные причины приводят к созданию предконфликтной обстановки – объективного компонента предконфликтной ситуации.
Например, в цехе освобождается должность его начальника, на которую могут претендовать несколько инженеров, работающих в данном цехе. Поскольку должность одна, а претендентов несколько, интересы последних объективно, т.е. независимо от желания инженеров, сталкиваются. Такое столкновение может привести, а может и не привести к конфликту. Однако если бы на эту должность был один претендент, то столкновения интересов двух или нескольких инженеров, связанного с назначением на данную должность, не было бы. В такой ситуации был бы исключен и конфликт, связанный с назначением на освободившуюся должность, так как не было бы объективной основы для него.
Субъективные причины конфликтов в основном связаны с теми индивидуальными психологическими особенностями оппонентов, которые приводят к тому, что они выбирают именно конфликтный, а не какой-либо другой способ разрешения создавшегося объективного противоречия. Человек не идет на компромиссное решение проблемы, не уступает, не избегает конфликта, не пытается обсудить и совместно с оппонентом обоюдовыгодно разрешить возникшее противоречие, а выбирает стратегию противодействия. Практически в любой предконфликтной ситуации есть возможность выбора конфликтного или одного из неконфликтных способов ее разрешения. Причины, в силу действия которых человек выбирает конфликт, в контексте сказанного выше носят главным образом субъективный характер.
При кратком рассмотрении характера взаимосвязей между объективными и субъективными причинами конфликтов можно отметить следующее. Во-первых, жесткое разделение объективных и субъективных причин конфликтов, а тем более их противопоставление, неправомерно. Любая объективная причина играет свою роль в возникновении конкретной конфликтной ситуации, в том числе по причине действия субъективных факторов (Анцупов, Шипилов).
К основным организационно-управленческим причинам относят следующие:
• несоответствие структуры организации требованием профессиональной деятельности;
• несогласованность целей разных групп работников;
• плохие коммуникации;
• нечеткое распределение прав и обязанностей;
• чрезмерная загруженность сотрудников, превышающая личные возможности;
• неблагоприятный стиль руководства;
• плохие условия труда;
• инновации, нововведения на производстве.
Социально-психологические причины зарождения конфликтов:
• значительные потери или искажение информации в процессе межличностной и межгрупповой коммуникации
• разбалансированное ролевое взаимодействие людей или групп
• различные способы оценки результатов деятельности и личности
• групповой фаворитизм, т.е. предпочтение членов своей группы представителям других групп
• психологическая несовместимость членов группы и др.
Личностные причины конфликтов связаны, прежде всего, с индивидуально-психологическими особенностями его участников, к которым возможно отнести:
• темперамент человека
• специфику процессов, происходящих в психике человека в ходе его взаимодействия с другими людьми и окружающей средой
• завышенный или заниженный уровень притязаний
• низкая способность к эмпатии, т.е. непонимание эмоционального состояния другого человека, неспособность сопереживать или сочувствовать ему.
• его психическое состояние человека на момент конфликтного противоборства
• его отношения к конкретному партнеру по взаимодействию
• варианты ожидаемого поведения, общения, деятельности со стороны другого человека, являющегося партнером по взаимодействию. Если реальное поведение партнера укладывается в рамки желаемого или допустимого, то взаимодействие продолжается бесконфликтно. В противном случае, взаимодействие либо прекращается, либо переходит в конфликтную фазу.
• и др.
Основой любого конфликта является противоречие. Однако не каждое противоречие приводит к конфликту, а только то, основой которого являются несовместимые интересы, потребности и ценности. Такое противоречие, как правило, трансформируется в открытое противоборство сторон, а затем в конфликт.
Противодействие субъектов конфликта может разворачиваться в трех сферах: общении, поведении, деятельности.
Конфликтогены как источники конфликта
Среди факторов, способствующих возникновению конфликтов, можно выделить конфликтогены – слова, действия (или бездействия), которые порождают или приводят к конфликту.
Большинство конфликтогенов человек использует во взаимодействии и общении с оппонентами непреднамеренно, однако они обусловлены подсознательными причинами (агрессия, эгоизм и т.п.).
Существуют различные типологии конфликтогенов. Представим некоторые из них.
Таблица 1 Типы конфликтогенов
Характер конфликтогена
Форма проявления
Прямое негативное отношение
Приказание, угроза; замечание, критика; обвинение, насмешка; издевка, сарказм
Снисходительное отношение
Унизительное утешение; унизительная похвала; упрек; подшучивание
Хвастовство
Восторженный рассказ о своих реальных и мнимых успехах
Менторские отношения
Категоричные оценки, суждения, высказывания; навязывание своих советов, своей точки зрения; напоминание о неприятном; нравоучения и поучения
Нечестность и неискренность
Утаивание информации; обман или попытка обмана; манипуляции сознанием человека
Нарушения этики
Причиненные случайно неудобства без извинения; игнорирование партнера по общению (не поздоровался, не пригласил сесть, не проявил внимания, продолжает заниматься посторонними делами и т. п.); перебивание собеседника; перекладывание ответственности на другого человека
Регрессивное поведение
Наивные вопросы; ссылки на других при получении справедливого замечания; пререкания
2. Другая классификация конфликтогенов:
1. Стремление к превосходству.
2. Проявление агрессивности.
3. Проявление эгоизма.
4. Нарушение правил.
5. Неблагоприятное стечение обстоятельств.
Конфликтогены играют значимую роль в возникновении конфликтного противодействия. Так, по наблюдениям специалистов, 80% конфликтов возникает помимо желания их участников, например в связи с употреблением конфликтогенов или использованием конфликтогена в ответ на конфликтоген.
ПРОВЕРЬ СЕБЯ:
1. Перечислите основные типы классификаций конфликтов.
2. Какова главная причина всех возникающих конфликтов?
3. Каковы основные группы причин выделяют в конфликтологии?
4. Что такое конфликтогены?
5. Какие виды конфликтогенов встречаются чаще всего?