Качество в дошкольном образовании
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
WWW.ARCADO.EXPERT
Качество
в
дошкольном образовании
Москва, 2019 г.
Комарова И.И.
Качество
• Рассмотрим фабрику, которая производит продукт. Работник
фабрики использует рабочие инструкции, методы и инструменты
для создания продукта. Система, которую использует работник,
состоит из тех же самых рабочих инструкций, методов и
инструментов.
• Проблемы или дефекты с произведенным продуктом в результате
выполнения этих рабочих инструкций, методов и инструментов
требуют внесения изменений в систему.
• Кажется очевидным, но как это будет работать в сфере
образования?
Качество в образовании – новое явление
Цель: «достижения всеобщего начального образования (ВНО)»
была включена в международную повестку дня в 1948 году, когда
во Всеобщей декларации прав человека было подтверждено, что
начальное образование должно быть бесплатным и обязательным
для всех детей во всех странах.
Эта цель была впоследствии подтверждена международными
договорами и в декларациях конференций Организации
Объединенных Наций.
Большинство из этих деклараций и обязательств не отражают
качества предоставляемого образования.
Международные договоры и декларации
конференций ООН
• Первые упоминания появились
• в декларациях региональных конференций ООН по образованию
• в начале 1960-х годов,
• в договорах, которые сформировали Международный билль о
правах человека в 1970-х годах,
• во Всемирной декларации об образовании для всех, принятой на
Всемирной конференции по образованию для всех в Джомтьене.
Таиланд, 1990 г.
Всемирная декларация об образовании для
всех, 1990
• Во Всемирной декларации об образовании для всех отмечалось,
что в целом низкое качество образования нуждается в
улучшении, и рекомендуется, чтобы образование было
общедоступным и более актуальным.
• Декларация также определила качество как предпосылку для
достижения основной цели справедливости. Хотя понятие
качества не было полностью разработано, было признано, что
одного лишь расширения доступа недостаточно для образования,
чтобы в полной мере способствовать развитию личности и
общества. Акцент был сделан соответственно на том, чтобы
обеспечить повышение когнитивного развития детей за счет
повышения качества их образования.
Дакарские рамки действия, 2000
Спустя десятилетие в Дакарских рамках действий заявили, что доступ к
качественному образованию является правом каждого ребенка. Они
подтвердили, что качество является «сердцем образования» фундаментальным фактором, определяющим набор, удержание и
достижение.
• В расширенном определении качества изложены:
• желательные характеристики учащихся (здоровых, мотивированных
учащихся),
• процессов (компетентные учителя, использующие активную педагогику),
• содержания (соответствующие учебные программы) и
• систем (хорошее управление и справедливое распределение ресурсов).
Хотя это установило повестку дня для достижения хорошего качества
образования, оно не приписывало какого-либо относительного веса и
механизмов применения
Цели, поставленные мировым сообществом в
Дакаре в 2005 году
• Цель 1. Расширение и улучшение всестороннего ухода за детьми младшего возраста и их
образования, особенно для наиболее уязвимых и обездоленных детей. Обеспечение того,
чтобы к 2015 году все дети, особенно девочки, дети в трудных условиях и лица,
принадлежащие к этническим меньшинствам, имели доступ к полному бесплатному и
обязательному начальному образованию хорошего качества.
• Ликвидация неравенства между полами в начальном и среднем образовании к 2005 году и
достижение гендерного равенства в образовании к 2015 году с акцентом на обеспечение
полного и равного доступа девочек к базовому образованию хорошего качества (и
получение его) хорошего качества.
• Улучшение всех аспектов качества образования и обеспечение превосходства для всех, с
тем чтобы все достигли признанных и измеримых результатов обучения, особенно в
области грамотности, счета и основных навыков. Цели развития тысячелетия
• Цель 2. Достичь всеобщего начального образования
• Цель 3. Обеспечить, чтобы к 2015 году дети повсюду, мальчики и девочки смогли пройти
полный курс начальной школы.
• Цель 4. Ликвидация гендерного неравенства в начальном и среднем образовании,
предпочтительно к 2005 году и на всех уровнях образования, не позднее 2015 года.
Эволюция концептуализации ЮНЕСКО в
отношении качества
• Одно из первых заявлений ЮНЕСКО о качестве «Образование - это мир образования и сегодня и завтра», доклад
Международной комиссии по развитию образования под председательством бывшего министра Франции Эдгара Фора.
Комиссия определила, что «цель и содержание образования должны быть обновлены, чтобы учесть как новые черты
общества, так и новые черты демократии» (Faure et al., 1972: XXVI).
• Для повышения качества образования потребуются системы, в которых принципы научного развития и модернизации
могут быть изучены таким образом, который учитывает социокультурный контекст.
• Доклад ЮНЕСКО Международного Комиссия по образованию в XXI веке под председательством другого французского
государственного деятеля Жака Делора. Эта комиссия рассматривала образование на протяжении всей жизни как
основанное на четырех принципах: обучение знаниям, знание которых учащиеся ежедневно формируют свои знания,
сочетая в себе коренные и «внешние» элементы. Обучение сосредоточено на практическом применении того, что изучают.
свободный от дискриминации, где у всех есть равные возможности для развития себя, своих семей и своих сообществ.
Обучение подчеркивает навыки, необходимые отдельным людям для полного раскрытия их потенциала. Эта
концептуализация образования обеспечивает интегрированный и всесторонний взгляд на обучение и, следовательно, на
то, что составляет качество образования (Delors et al., 1996). Важность качественного образования была решительно
подтверждена в качестве приоритета для ЮНЕСКО на Министерском круглом столе по качеству образования, состоявшемся
в Париже в 2003 году. ЮНЕСКО поощряет доступ к качественному образованию в качестве права человека и поддерживает
основанный на правах человека подход к галстуки (Pigozzi, 2004). В рамках этого подхода обучение воспринимается как
затронутое на двух уровнях. На уровне учащегося образование должно искать и подтверждать предыдущие знания
учащегося, распознавать неформальные формы общения, практиковать недискриминацию и обеспечивать безопасную и
благоприятную среду обучения. На уровне системы обучения необходима вспомогательная структура для реализации
политики, принятия законодательства, распределения ресурсов и оценки результатов обучения, с тем чтобы оказать
наилучшее возможное влияние на обучение для всех
Качество в образовании
• «Качественное образование - это такое, которое предоставляет
всем учащимся возможности, которые им необходимы для того,
чтобы стать экономически продуктивными, развивать устойчивые
средства к существованию, вносить вклад в мирное и
демократическое общество и повышать индивидуальное
благосостояние».
• Вместе с тем во всем мире для политиков важными являются
количественные, а не качественные оценки в образовании.
Что мировое сообщество выделяет как
основные мерила качества образования
Несмотря на растущее согласие о необходимости обеспечить доступ к образованию
«хорошего качества», существует гораздо меньше согласия в отношении того, что на самом
деле означает этот термин на практике. Подобные формулировки можно найти в документах,
выпущенных другими международными организациями, и в огромном количестве
литературы, посвященной содержанию и практике образования. Хотя детали различаются, два
ключевых элемента характеризуют такие подходы.
Во-первых, когнитивное развитие определено в качестве основной явной цели всех систем
образования. Степень, в которой системы фактически достигают этого, является одним из
показателей их качества. Хотя этот показатель можно измерить относительно легко - по
крайней мере, в отдельных обществах, если не через международное сравнение - гораздо
сложнее определить, как улучшить результаты. Таким образом, если качество определяется с
точки зрения когнитивных достижений, способы обеспечения повышенного качества не
являются ни прямыми, ни универсальными.
Вторым элементом является роль образования в поощрении творческого и эмоционального
развития учащихся, в поддержке целей мира, гражданства и безопасности, в продвижении
равенства и в прохождении глобального и местные культурные ценности до будущих
поколений. Многие из этих целей определены и рассматриваются по-разному во всем мире.
По сравнению с когнитивным развитием определить степень их достижения сложнее.
WWW.ARCADO.EXPERT
КРИВАЯ ХЭКМАНА
Инвестиции в дошкольное детство приносят максимальную отдачу
Джеймс Джозеф Хэкман —
американский экономист.
Лауреат Нобелевской
премии 2000 года.
Уровень возврата инвестиций в человеческий капитал
Ценность
дошкольного
детства доказана
Младенческий возраст
Перинатальный период
Ранний возраст
Перинатальный период
Дошкольный возраст
Школа и Вуз
0 1
3
7
10
Возраст (в годах)
Как определяется качество образования в
России
Хотели как лучше...
Побочные эффекты
• Задача:
Обеспечить 100% доступность
дошкольного образования
детям от 3 до 7 лет.
Сняты ограничения
предельной численности
детей
Переполненность групп
СНИЖЕНИЕ КАЧЕСТВА
ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Приспособили под
групповые помещения
все имеющиеся площади.
Меньше возможностей
для доп. образования,
закрытие ясельных групп
СНИЖЕНИЕ КАЧЕСТВА
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Хотели как лучше...
«Кадровая оптимизация»,
вынужденное совмещение
должностей, работа на 1,5-2
ставки
• Задача:
Повысить зарплату работникам
дошкольного образования
Побочные эффекты
Увеличение нагрузки,
воспитателю не остается ни
времени, ни сил на выполнение
прямых обязанностей
СНИЖЕНИЕ КАЧЕСТВА
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Хотели как лучше...
• Задача:
Повысить эффективность управления
образованием
Побочные эффекты
Побочные эффекты
.
Объединение школ и
детских садов (создание
крупных образовательных
комплексов)
Директора школ не уделяют
должного внимания
проблемам дошкольных
подразделений
СНИЖЕНИЕ КАЧЕСТВА
ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Внедрение эффективного
менеджмента в ущерб
профессионализму в
области образования
Непонимание специфики
дошкольного возраста
СНИЖЕНИЕ КАЧЕСТВА
ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
WWW.ARCADO.EXPER
T
Качество дошкольного
образования –
что это такое?
WWW.ARCADO.EXPERT
Все думают по разному
У всех свои задачи.
Кто заботится о качестве?
Что важно для
чиновников
Какого ребенка ждут
учителя начальной школы
Чего ждут от детского сада
родители
• Нет очереди в детский сад
(100% доступность)
• Нет жалоб от родителей
• Нет громких ЧП, видимых
нарушений
• Все контролируемые
показатели в норме
• У дошкольной
организации высокий
рейтинг
• Спокойный, на уроках не
мешает, проблем не
создает, учителя
слушается, дисциплину не
нарушает
• К школе готов: владеет
основными знаниями,
умениями, навыками,
проявляет интерес к учебе
• Доброжелателен, не
конфликтует с детьми
• Эмоциональный комфорт
(ребенку нравится)
• Хорошая подготовка к
школе
• Много дополнительных
занятий
• Хорошее оснащение
(здание, территория,
мебель, игрушки)
• Компетентный, любимый
ребенком воспитатель
• Наличие бассейна
Чем в первую очередь
озабочен воспитатель
• В конце рабочего дня всех
детей вернуть в целости и
сохранности родителям
• Заботиться о детях
• Выполнять требования
администрации
(отчетность, планы и пр.)
• Не допускать претензий и
жалоб со стороны
родителей
• Хорошо подготовиться к
очередному празднику
WWW.ARCADO.EXPER
T
Основные проблемы в развитии качества
дошкольного образования
Нет единства в понимании того, что считать качественным дошкольным образованием.
Различные экспертные группы используют различные шкалы оценки качества, в
основном зарубежные разработки, в которые авторы не позволяют вносить изменения
Нет широко признанных объективных российских инструментов оценки качества,
учитывающих специфику российского общества
Все регионы по своему решают что и как оценивать, это разрывает образовательное
пространство России
Оценка качества в большинстве случаев является инструментом контроля и надзора, а
должна быть инструментом развития
Нет отлаженного механизма повышения качества. Оценили, и что делать?
WWW.ARCADO.EXPER
T
Что делать?
Первоочередные задачи
• Обозначить главные цели дошкольного образования, отражающие
интересы всех сторон: детей, родителей, общества и государства
• Разработать Российский национальный каталог критериев качества
дошкольного образования (идеальные практики) и соответствующий
российский инструмент оценивания (шкалу оценивания)
• Создать современную систему повышения квалификации педагогов,
направленную на развитие качества дошкольного образования
• Создать условия для профессионального и личностного роста
педагогов, систему мотивации.
WWW.ARCADO.EXPER
T
Что можно и нужно сделать
для развития качества дошкольного
образования
WWW.ARCADO.EXPER
T
Не все зависит от воспитателя. Надо
разделять сферы ответственности
Государство
общество
Руководство
ДОО
педагоги
родители
WWW.ARCADO.EXPER
T
Для повышения качества дошкольного образования
Что мы ждем от государства
Выполнить майские указы
Президента
с минимальными
«побочными эффектами»
Ограничить предельную
нагрузку на воспитателя,
отказаться от практики,
работы на 1,5-2 ставки. Надо
повышать зарплату не за счет
кадровой «оптимизации».
Организовать выпуск
образовательного
сертификата, позволяющего
воспитателю самостоятельно
выбирать и оплачивать
обучение
Ограничить предельную
наполняемость группы
детского сада (20-25 детей в
группе, как было в СССР)
Поддержать работу по
созданию российского
национального каталога
критериев качества
дошкольного образования
Пересмотреть Санпин, убрать
неоправданные ограничения.
Снизить административное
давление на руководителей и
педагогов ДОО
WWW.ARCADO.EXPER
T
Что могут сделать общественные организации
Объединять усилия всех участников образовательного процесса
(специалистов, педагогов, руководителей системы дошкольного
образования; научного сообщества и родителей), для повышения качества
дошкольного образования; содействовать формированию общественного
диалога.
Мотивировать ДОО к участию в процессе независимой оценки и повышения
качества дошкольного образования, выявлять «звёзды дошкольного
образования».
Поддерживать инициативы, направленные на повышение качества
дошкольного образования, создавать условия для тиражирования
успешного опыта «звёзд дошкольного образования»
Развивать международное сотрудничество и кооперацию в вопросах
независимой оценки качества и развития дошкольного образования.
WWW.ARCADO.EXPER
T
Для повышения качества дошкольного образования
Что мы уже сделали
Создали Ассоциацию развития качества
дошкольного образования (АРКАДО).
Инициировали в рамках ассоциации федеральный
проект «Звёзды дошкольного образования».
Приняли «Манифест воспитателей России»
Все подробности на официальном сайте Ассоциации
WWW.ARCADO.EXPERT
Курс: Одна звезда
АРКАДО
Обозначе
ния
Вид занятия
Количество
единиц/часов
ЗВЕЗДЫ
Видео + материал для
самостоятельной работы
1+3
Общественная оценка качества
Видео
1+3
Законодательство по
общественной оценке
Видео
1+3
Системы оценки качества
Видео
1+3
Самооценка
Видео
1+3
Нормативы по самооценке
Видео
1+3
Перспективы развития
Видео
1+3
Заполнение таблицы
Самостоятельная работа
8 часов
Курс: Две звезды
АРКАДО
Вид занятия
Количество
единиц/часов
ЗВЕЗДЫ
Видео + материал для
самостоятельной работы
1+3
Общественная оценка качества
Видео
1+3
Законодательство по общественной
оценке
Видео
1+3
Системы оценки качества
Видео
1+3
Самооценка
Видео
1+3
Набор 20 минуток по всем темам,
которые будут оцениваться в шкале
программы «От рождения до
школы»
Видео
1 + 160
Перспективы развития
Видео
1+3
Заполнение таблицы
Самостоятельная работа
8 часов
ИТОГО
Обозначен
ия
12+8 часов
WWW.ARCADO.EXPERT
Для повышения качества дошкольного образования
Что должны сделать родители
Не относиться к дошкольному образованию как к услуге, которую должен оказать детский сад
Осознать, что воспитание ребенка – это общее дело родителей и педагогов, но ответственность
лежит в первую очередь на родителях
Принимать конструктивное участие в образовательном процессе, поддерживать педагога
Помнить, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы личности ребенка.
В школе уже поздно
WWW.ARKADO.EXPERT
Для повышения качества дошкольного образования
Личность
ребенка
Что могут сделать
воспитатели
САМОЕ ГЛАВНОЕ!
Воспитание личности ребенка
в любых условиях,
при любой материальной базе,
невзирая ни на что.
Коммуникативные
способности
Когнитивные
способности
Регуляторные
способности
Нравственность
WWW.ARCADO.EXPER
T
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!