Измерения культуры по Г. Хофстеде
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Измерения культуры
по Г. Хофстеде
ИЗМЕРЕНИЯ КУЛЬТУРЫ ПО
Г.ХОФСТЕДЕ
Конец 60 – 70 гг – исследования сотрудников IBM во всем
мире
1980 – «Последствия культуры»(Culture’s consequences)
1991 – «Культуры и организации» (Cultures and
organisations: software of the mind) (Третье дополненное
издание – в 2010 году)
http://www.geert-hofstede.com
С каким утверждением вы согласны?
Детей нужно учить тому,
что их мнение так же
важно, как мнение
родителей
1
2
Детей нужно учить
слушать взрослых и
делать так, как
говорят родители
3
3
4
5
С каким утверждением вы согласны?
Лучше всего мне
работается там, где я
могу спорить с
начальником
1
2
Лучше всего мне
работается там, где
начальник сам
принимает решения
3
4
4
5
Дистанция власти – насколько в
обществе принимается, что власть
распределена неравномерно
Россия
Швеция
Дистанция власти
Высокая дистанция власти
Неравенство – это нормально
Люди, обладающие властью и
не обладающие, сильно
отличаются друг от друга.
Статус и положение в
иерархии очень важны.
Власть имущие стараются
производить как можно более
внушительное впечатление.
Критика вышестоящих
нежелательна
Основную ответственность
несет руководитель
Низкая дистанция власти
Неравенство – это плохо
Люди, обладающие властью
и не обладающие, мало чем
отличаются друг от друга.
Статус и положение в
иерархии незначимы
Власть имущие стараются
казаться скромнее
Критика вышестоящих
возможна.
Каждый отвечает за себя
C какими характеристиками
коррелируют баллы по PDI
Высокая дистанция
власти
Больше разница в доходах
Средний класс меньше
Руководящие лица старше
Низкая дистанция власти
Меньше разница в доходах
Средний класс больше
Руководящие лица моложе
Дистанция власти в семье и
образовании:
Низкая дистанция власти
Детей учат независимости
Ученики общаются с
учителями как равные.
Ученики имеют право
возражать; ученики
дискутируют / спорят с
учителем, высказывают
критику и разные мнения.
Учителя / воспитатели
являются партнерами по
учебному процессу.
Высокая дистанция власти
Детей учат уважать старших
Публично возражать учителю
не разрешается, он не подлежит
критике.
Учитель руководит уроком;
ученикам разрешается говорить,
когда их спросят.
Учителя / воспитатели
воплощают собой модели для
подражания.
Высокая дистанция власти
Руководитель
Директивный,
раздающий
распоряжения
Принимает
окончательное решение
самостоятельно
Несет всю полноту
ответственности
Подчиненный
Исполнительный, не
проявляющий
инициативу, ожидающий
указаний и инструкций
Уважительный к
вышестоящим
Возлагает
ответственность на
вышестоящих
Самый высокий и самый низкий
показатель на шкале дистанции власти
Германия
35
Велико
британия
Франция
Россия
35
68
93
Испания
57
С каким утверждением вы согласны?
Детей нужно учить тому,
как помогать друг другу
1
2
Детей нужно учить
быть независимыми и
самостоятельными
3
11
4
5
С каким утверждением вы согласны?
Для меня на работе
самое главное –
хорошие отношения с
коллегами
1
2
Для меня на работе
самое главное – моя
профессиональная
деятельность
3
12
4
5
Индивидуализм – коллективизм
- способность отдавать приоритет личным или
внутригрупповым интересам
9
9
9
Как строится взаимодействие
между людьми?
Как относятся родители к
успехам ребенка: это его
личное дело или это касается
всей семьи?
Чему учат ребенка: помогать
другим или думать о себе?
Индивидуализм – коллективизм
Коллективистические культуры
Главное – интересы группы.
Важно выполнять
обязанности по отношению к
семье, группе, обществу
Самое страшное – «потерять
лицо»
Ценности для ин-групп и аутгрупп отличаются друг от
друга (партикуляризм)
Поддержание хороших
отношений не менее важно,
чем успех дела
Конфликтов надо избегать.
Индивидуалистические культуры
Главное – интересы отдельной
личности
Важно выполнять обязанности по
отношению к самому себе
Самое страшное – потерять
самоуважение
Для всех должны действовать
одинаковые ценности/принципы
(универсализм)
Дело важнее отношений
Поощряется личный успех,
личные достижения
Споры – это нормально
.
Индивидуализм – коллективизм
в образовании
Коллективистические
культуры
Дети учатся тому, «как
поступать», чтобы быть
хорошими членами группы
Основной мотив –
общественное благо
Дети должны выражать
общепринятое мнение
Индивидуалистические
культуры
Дети должны высказываться и
брать на себя инициативу
Дети учатся тому, «как
учиться», чтобы знать, как
справляться с любой ситуацией
Основной мотив –
индивидуальный успех, личное
преуспевание
Как коллективисты и индивидуалисты
воспринимают друг друга
Коллективисты глазами
индивидуалистов
Ненадежные
Скрытные
Нежелающие
доверять
Высокомерные
Прячут свои
чувства
Индивидуалисты глазами
коллективистов
Грубые
Нечувствительные
Медленно
соображающие
Неспособны читать
между строк
Говорят о том, о чем
лучше промолчать
Самый высокий и самый низкий
показатель по шкале индивидуализма –
коллективизма:
США
91
Китай
20
Велико
британия
89
Россия
39
Швеция
71
С каким утверждением вы согласны?
Детей нужно учить
скромности: хвастаться
нехорошо
1
2
Детей нужно
побуждать к тому,
чтобы они хотели
быть лучшими
3
18
4
5
С каким утверждением вы согласны?
Я думаю, нужно
поддерживать слабых,
тех, у кого что-то не
получается
1
2
Я думаю, нужно
восхищаться
победителями и
брать с них пример
3
19
4
5
Маскулинность – фемининность –
как понимается успех: как выигрыш или как
качество жизни?
9
9
9
Прилично ли
хвастаться?
На кого
ориентирована
школа: на лучших
или на средних?
Какие способы
мотивации
используются?
Маскулинность – фемининность
Фемининные культуры
Важно, чтобы каждому было
хорошо
Всем можно плакать и никому
нельзя драться
Солидарность, кооперация
Сочувствие к слабым
Конфликты разрешаются с
помощью компромиссов и
переговоров
Для того чтобы считаться
успешным, статус не важен
Жизненный уровень имеет
большое значение
Ориентация на людей
Работать, чтобы жить
Маскулинные культуры
Большое значение имеют
достижения
Мальчики не плачут, а девочки не
дерутся
Конкуренция
Презрение к слабым
В конфликте важно победить
Статус очень важен для того, чтобы
демонстрировать успешность
Карьера и достижения имеют
большое значение
Ориентация на материальную
успешность
Жить, чтобы работать
С какими параметрами коррелируют
баллы по MAS
Фемининные культуры
Меньше бедных
Больше помогают
бедным странам
Если кто-то беден –
ему не повезло
И мужчины, и
женщины покупают
продукты
Важен досуг, длиннее
отпуск
Маскулинные
культуры
•
Больше бедных
•
Меньше помогают
бедным странам
•
Если кто-то беден – он
ленивый
•
Продукты покупают
женщины
•
Зарплата важнее, чем
досуг
Маскулинность – фемининность
в образовании
Фемининные культуры
Важен средний ученик
Учитель будет хвалить
слабого ученика, чтобы
поддержать его
Дети преуменьшают и
недооценивают свои успехи,
так как надо быть скромным
Мальчики могут заниматься
женскими делами, а девочки
могут изучать или выполнять
то же, что и мальчики
Маскулинные культуры
Наиболее важна элитарность
и исключительность
Учитель будет хвалить
лучших
Дети преувеличивают и
переоценивают свои успехи,
так как нужно быть лучше
других
Девочки и мальчики чаще
выполняют или изучают
разные вещи
Завершите предложение:
Победа не самое главное ...
Фемининная культура Маскулинная культура
…это единственное,
что имеет значение!
…главное - участие
24
Самый высокий и самый низкий
показатель по шкале маскулинности:
США
62
Голландия Германия
14
66
Россия
36
Швеция
5
С каким утверждением вы согласны?
В школе дети должны
понять, что не на все
вопросы можно
однозначно ответить
1
2
В школе дети
должны получать
четкие ответы на
все вопросы
3
26
4
5
С каким утверждением вы согласны?
Лучше всего мне
работается там, где нет
большого количества
правил
1
2
Лучше всего мне
работается там, где
на все возможные
случаи прописаны
четкие правила
3
27
4
5
Избегание неопределенности –
насколько человек чувствует тревогу в
неоднозначных ситуациях
9
9
9
Есть ли правильные
ответы на все
вопросы?
Все ли должен знать
учитель?
Как относятся к тем
людям, которые както отличаются от
других?
Избегание неопределенности
Высокое избегание
неопределенности
Все, что не соответствует
нормам, считается опасным
Больше страхов, забот и стресса
Агрессия и эмоциональные
переживания демонстрируются и
принимаются
Множество правил, даже если
они не выполняются
Нетерпимость к отличающимся
людям или идеям
Больше формальностей и
стандартов
Большое количество ритуалов и
суеверий
Сменить работу сложнее
Низкое избегание
неопределенности
Всё, что не соответствует
нормам, высмеивается или
кажется странным
Спокойствие, комфорт, меньше
стресса
Агрессию и эмоциональные
переживания нужно
контролировать
Мало правил, причем их можно
нарушать
Принятие разногласий, более
высокая толерантность
Меньше формальностей и
стандартов
Сменить работу легче
Избегание неопределенности
в образовании:
Низкое избегание
неопределенности
Учащиеся готовы
принимать открытые
дискуссии и
неопределенные ответы
Малоструктурированные
учебные методы
Учитель может сказать:
« Я не знаю»
Главное – это процесс
обсуждения, поиска
ответов
Высокое избегание
неопределенности
Детям нужна четкая
структура и определенные
ответы
Высокоструктурированные
учебные методы
Учитель должен все знать
Главное – знать
правильный ответ
Самый высокий и самый низкий
показатель по шкале избегания
неопределенности:
Франция
86
Индия
40
Велико
британия
35
Россия
95
Дания
23
С каким утверждением вы согласны?
Если я хочу купить
что-то дорогое, я
беру кредит
1
2
Если я хочу купить
что-то дорогое, я
коплю
3
32
4
5
С каким утверждением вы согласны?
Жить надо ради
будущего
Жить надо ради
настоящего
1
2
3
33
4
5
Долгосрочная и краткосрочная
ориентация
Долгосрочная
ориентация
(прагматизм) – ценность
прагматических
установок,
подчеркивающих
важность выгоды в
будущем, бережливости
и адаптивности
Краткосрочная
ориентация –
важность ценностей,
касающихся
настоящего и
прошлого
(выполнение
социальных
обязательств,
сохранение традиций)
9
9
9
9
9
9
Долгосрочная ориентация
(прагматизм)
Ориентация на будущее, на
отсроченный результат
Нужно учиться у других,
традиции можно менять
Ценность настойчивости,
усердия
Важность экономии,
значительная часть дохода
откладывается
Умный человек
приспосабливается к
обстоятельствам
Добро и зло относительны,
крайности можно объединять
Краткосрочная ориентация
9 Ожидается быстрый
результат
9 Добро, зло или истина
абсолютны
9 Уважение традиций,
ценность стабильности
9 Допустимо тратить
деньги, откладывается
незначительная часть
дохода
9 Умный человек всегда
одинаков
9 Крайности
взаимоисключающи
Самый высокий и самый низкий
показатель на шкале прагматизма
(долговременной ориентации)
Россия
Япония
81
88
США
26
Китай
87
Израиль
38
С каким утверждением вы согласны?
Моя жизнь зависит от
внешних
обстоятельств
1
2
Моя жизнь зависит от
меня
3
37
4
5
С каким утверждением вы согласны?
Я чувствую себя
несчастным
1
2
Я чувствую себя
очень счастливым
3
38
4
5
Потворство желаниям – направленность культуры
на удовлетворение потребностей и желаний
Сдержанность
Потворство желаниям
9 Ощущение контроля над
Ощущение беспомощности,
жизнью, возможности
невозможности
распоряжаться ею
контролировать жизнь
Меньшее количество людей 9 больший процент людей,
заявляющих, что они
считает себя счастливыми
очень счастливы
Малая значимость досуга
9 Высокая значимость
Важны мораль и дисциплина
досуга
Свобода слова не является
9 Мораль и дисциплина не
значимой
имеют большого значения
9 Важность свободы слова
Самый высокий и самый низкий
показатель по шкале потворства
желаниям:
Дания
70
Бразилия
59
Китай
24
Россия
20
Голландия
68