Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

История изучения одаренности. Психолого-педагогическая характеристика одаренности

  • 👀 689 просмотров
  • 📌 610 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «История изучения одаренности. Психолого-педагогическая характеристика одаренности» doc
Задача. Предложите старшему дошкольнику нарисовать на темы: «Приятное — неприятное», «Радость — печаль», «Красивое — безобразное» и т.д. Понаблюдайте за процессом рисования. Проанализируй те детский рисунок, отметив тему рисунка и его название; наличие замысла, изобразительных навыков; соответствие результату замысла; планирование работы использование цвета; продолжительность рисования. Методика работы с одаренными детьми Введение Тема 1. История изучения одаренности 1.1. Древний мир ( V-I в.в до н.э.) 1.2. Эпоха возрождения (XIV-XVI в.) 1.3. Эпоха просвещения (XVII-XVIII в.в.) 1.4. Новое время (с середины IX в.) (Феномен одаренности в научно-педагогических исследованиях) Тема 2. Психолого-педагогическая характеристика одаренности. 2.1. Определение понятия одаренности. 2.2. Признаки одаренности. 2.3. Виды одаренности. 2.4. Особенность личности одаренных детей. Тема 3. Принципы и методы выявления одаренных детей Тема 4. Направления работы с одаренными детьми Тема 5. Профессионально-личностная квалификация педагогов для работы с одаренными детьми ВВЕДЕНИЕ Крупнейший советский генетик и психолог В.П.Эфроимсон своей работой «Гениальность и генетика» приблизил нас к пониманию загадки гениальности [2]. Он что частота зарождения потенциальных гениев и замечательных талантов, исходя из реализации в благоприятные исторические периоды, а главное, в оптимальных прослойках, вероятно, определяется цифрой порядка 1:2000 — 1:10000. Частота потенциальных гениев, развившихся и реализовавшихся настолько, чтобы получить высокую оценку, вероятно, исчисляется цифрами порядка 1:1000000. Частота же гениев, реализовавшихся до уровня признания их творений или деяний гениальными, даже в век почти поголовного среднего и очень часто высшего образования, вероятно, исчисляется цифрой 1:10000000, что предполагает наличие в середине ХХ века приблизительно сотни гениев на 1 000 000 000 жителей цивилизованного и не страдающего от всеподавляющей нужды населения таких стран, как Япония, СССР, США, Канада, Австралия и страны юго-восточной, центральной и западной Европы. Анализируя признанных гениев, начиная с V века до н.э. до середины XX века, Эфроимсон пришел к выводу, что «гении и замечательные таланты почти всегда появлялись вспышками, группами, но именно в те периоды, когда им представлялись оптимальные возможности развития и реализации». В настоящее время в Российской Федерации проживает около 29 млн детей. Сколько же среди них одаренных? Определить, кто из детей одарен — трудно. Еще сложнее сказать, кто из них может стать и станет выдающимся ученым, художником, общественным деятелем… Большинство психологов или педагогов оценивают количество одаренных детей от 1–2 % до 20 % от общего числа детей. Обратимся опять к работе В.П. Эфроимсона. Он задается вопросом: «может быть гений не так уж нужен?» и отвечает: «Практичные янки ответили на полеты советских спутников не только развитием своей космонавтики, но и тем, что “поставили на конвейер” отыскание (посредством разработанных за 80 лет тестов) и максимальное развитие 35 000 одареннейших старшеклассников ежегодно, ассигнуя около 1,5 миллиарда долларов ежегодно на помощь им и тем колледжам, которые они избирают, Многие страны (на которые у нас принято равняться) уже полвека заняты тем, что выявляют потенциальных гениев и бережно ведут их потом во взрослую жизнь. Они считают непреложной теорию, согласно которой каждый вундеркинд может стать великим человеком. Поэтому поддержка молодых гениев является единственным надежным способом воспроизводства интеллектуальной элиты нации. Программы обязательной диагностики всех детей на признаки гениальности существуют в 47 государствах. А некоторые страны — например Сингапур — пытаются воспитать «лучшую нацию на свете» [5], сделав теорию воспроизводства интеллектуальной элиты национальной идеей (социальное проектирование предполагает «спаривание подобных», когда для улучшения родословной выпускники колледжей должны жениться только на выпускницах колледжей и т. п.). Интеллект, творческие способности — главное национальное богатство. Это давно поняли японцы, которые дорожат своими одаренными детьми и не жалеют средств на их обучение и развитие. В Израиле существует эффективная система обучения одаренных детей, и она является государственным секретом. В США создана действенная система поощрения и развития одаренности. Неслучайно так называемый brain drain («утечка мозгов») направлен в основном в сторону Соединенных Штатов. Насколько одаренные дети востребованы в России как человеческий потенциал? Каково отношение к ним государства и общества? В какой степени эти институты готовы к их социальной адаптации и интеграции? В советское время функционировала достаточно эффективная система выявления, отбора и обучения особо одаренных детей: они проходили социализацию в бесплатных специальных учебно-воспитательных учреждениях под руководством высококвалифицированных профессиональных преподавателей. Кроме того, дети могли развивать свои творческие способности в различных бесплатных кружках при домах и дворцах пионеров, домах культуры, круглогодичных пионерских лагерях и учреждениях дополнительного образования. Эта система была заложена еще до войны. На протяжении советского периода (более полувека) она в целом достаточно успешно решала поставленные перед ней задачи. В настоящее время в нашей стране обнаруживается довольно печальная картина: скоро у нас не останется не только квалифицированных рабочих, но и представителей интеллектуальной и художественной элиты. Сегодня терпит крах система работы с талантливой молодежью. Развивать и преумножать свои таланты могут лишь дети из обеспеченных семей: занятия в спортивных секциях, музыкальных и художественных коллективах, поездки на конкурсы и учеба в престижных учебных заведениях стоят больших денег. Колоссальное бремя в выборе жизненной стратегии для своего ребенка ложится на семью. Без поддержки государства задача такого масштаба не может быть решена полноценно и всеобъемлюще. Актуальность работы с одаренными детьми. Россия вплотную озаботилась созданием «отборного» человеческого капитала буквально несколько лет назад, но не подкрепила эту заботу достаточным финансированием. В 2004 году в рамках Президентской программы «Дети России» прошли конференции, круглые столы и заседания по проблемам работы с одаренными детьми, отбору одаренных детей в ходе модернизации системы образования. Авторитетные ученые и практики разработали и приняли Рабочую концепцию одаренности [16], в которой изложены теоретические принципы и методы выявления одаренных (Амонашвили: акселераты, индиго) Изменения, произошедшие в отечественной системе образования за  последнее десятилетие, ее переориентация на  гуманистические, личностно-ориентированные и развивающие образовательные технологии, изменили отношение к детям, проявляющие повышенные  способности в интеллектуальной, творческой  деятельности. Основная цель образования – помочь каждому индивидууму полностью раскрыть свой умственный потенциал.  Дошкольное воспитание – неотъемлемая часть общего образования современного человека. И поэтому особая миссия возложена на воспитателей. Их задача, ни много ни мало, – раскрыть потенциал ребенка, данный ему от рождения, воспитать душу и характер подрастающего человека. А это – большая ответственность. А что дает детский сад самому ребенку? Детский сад в нашей стране является особым образовательным учреждением. Тема 1. История изучения одаренности С древних времен ученых и философов волновал вопрос о происхождении и природе различий между выдающимся творцом (гением) и простым смертным человеком. 1.1. Древний мир ( V-I в.в до н.э.) Платон, Демокрит, Пифагор, Аристотель, Сократ. Выдающиеся способности людей имеют божественное происхождение Выдающийся человек – избранник Бога. Он послан на землю для того, чтобы преодолеть обыденные представления и силой духа озарить человечеству путь к совершенству и величию. В древние времена сложилась терминология, которая сохранилась до наших времен. Термин «ГЕНИЙ» (греч. дух) в античной культуре - мифологическая фигура, соединяющая в себе бессмертное божество и смертного человека. Поэтому создавались легенды о выдающихся людях, биографии гениев обрастали слухами, легендами, самыми невероятными подробностями (Пифагор – сын Аполлона, у него золотое бедро). Термин «ТАЛАНТ» (греч. большая мера золота) – высокая степень развития способности к определенным видам деятельности. Талант не столь благородного происхождения по сравнению с гением. Божественное происхождение гениальности не исключает важности и значимости образования и воспитания, однако эти факторы считались вторичными по сравнению с самим «божественным даром» 1.2. Эпоха возрождения (XIV-XVI в.) Философско-психологическое исследование одаренности Хуан Уарте испанский врач (около 1530 г) Он связывал перспективу возрождения Испании с использованием на государственной службе особо одаренных людей. Талант заложен природой (Богом), но для его развития необходимо воспитание и образование с учетом индивидуальных и возрастных особенностей. Хуан Уарте сделал психологический анализ деятельности полководца, юриста, врача, теолога, др. Высказал мысль о создании государственной системы профессионального отбора: Государю следует выделить уполномоченных людей великого ума и знаний, которые открыли бы у каждого его дарование еще в нежном возрасте, он тогда заставили бы его обязательно изучать ту область знания, которая ему подходит. Потенциальную одаренность он предлагал выявлять по внешним признакам: формы частей лица, характер, волос. 1.3. Эпоха просвещения (XVII-XVIII в.в.) Никакого дара, ни божественного, ни врожденного не существует Разум человека с самого начала – представляет собой «чистую доску» Не существует врожденных идей, процесс познания возникает в опыте и на основе опыта До соприкосновения с материальным миром человеческая душа – «белая бумага без всяких знаков и идей» Природа свои дары делит поровну и каждый может быть развит до самой высшей степени гениальности, все дело в тех условиях, в которых он оказался. Воспитание и условия среды играют решающую роль в формировании человека. Воспитание возводится в степень высшей силы, способной лепить из человека все, что угодно. Причем воспитанию художественно-эстетическому они отводили особую роль. Эстетическое начало, по их мнению, способно смягчить врожденный эгоизм людей, превратить человека в гражданина. А.Ф. Бестужев пишет о том, что способность к понимаю (логическое мышление), память, воображение оттачиваются рисованием, которое учит наблюдать, сохранять и анализировать впечатления, оставлять представление о совершенстве вещей. Таким образом, до нового времени проблему одаренности рассматривали с т. зрения её происхождения, а не как феномен, не как личностное образование. Мы видим две крайние точки зрения: 1. Гениальность – божественный дар (вредный миф – если у человека есть талант, он всегда пробьется ) 2. Никакого дара, ни божественного, ни врожденного не существует (это имело свои плюсы для решения социально-политических задач: идеи равенства, необходимость всеобщего воспитания и образования), но с т.зр. изучения природы одаренности и ее развития было мало полезно) 1.4. Новое время (с середины IX в.) Феномен одаренности в научно-педагогических исследованиях. Научный подход к одаренности - истоки гениальности не в божественном происхождении, а в прирожденных способностях и условиях воспитания. Ф. Гальтон – первый исследователь одаренности, который опытным путем пытался доказать, что выдающиеся способности – результат действия в первую очередь наследственных факторов. (первопроходец в деле «очеловечивания гения») («Наследственность – таланта; ее законы и последствия») (исследовал 977 выдающихся людей из 300 семей). В мировой науке и педагогической практике сложились две противоположные точки зрения на проблему одаренности: 1. одаренным является каждый нормальный ребенок и нужно только вовремя выявить и развить конкретный вид одаренности; 2. одаренность - редкое явление, присуще лишь незначительному проценту людей. (По последним данным, примерно пятая часть детей в школьном возрасте. Сергеева Т.Ф. Система работы с одаренными детьми С. 4 ) дискуссия (Чуковский: до 2-х лет все дети одаренные) Указанная альтернатива снимается в рамках следующей позиции: потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей. Зарубежные ученые. Ф.Гальтон: одаренность (интеллект) – совокупность врожденных психофизических функций. ( Одаренность в первую очередь зависит от наследственности. К такому выводу он пришел изучив 977 выдающихся людей Англии. Однако он признал, что «социальные преимущества имеют чудовищную власть, когда речь идет о том, чтобы вывести человека на высокое положение государственного деятеля, чего он никогда бы не достиг, занимая низкое положение в обществе» Моё прим: Маргарет Теччер дочь бакалейщика) В западных исследованиях одаренности до начала 50-х годов интеллектуальный признак считался самым главным. Широко распространились тесты на определение уровня интеллекта (IQ). Вместе с тем, ряд ученых отмечали ограниченность тестов интеллекта в определении одаренности: они не измеряют природный интеллект и являются тестами знаний, умений и навыков (Б. Саймон сделал заключение, что отбор на основании тестирования ставит в невыгодное положение детей трудящихся и эмигрантов) Интелле́кт - качество психики, состоящее из способности познавать, обучаться, мыслить логически, систематизировать информацию путем её анализа, определять её применимость (классифицировать), находить в ней связи, закономерности и отличия, ассоциировать её с подобной и т. д.. Дальнейшие исследования привели к пониманию одаренности как многогранному явлению: одаренность – это результат сложного взаимодействия природных и средовых факторов, где те и другие одинаково важны. Гилфорд ввел понятие дивергентное мышление позволяет менять направление поиска в процессе решения проблем, что в итоге приводит к разнообразию решений и результатов (Сергеева Т.Ф. Система работы с одаренными детьми С. 24) Дивергентное мышление (от лат. divergere – расходиться) — метод творческого мышления, применяемый обычно для решения проблем и задач. Заключается в поиске множества решений одной и той же проблемы. Исследованиями дивергентного мышления занимались Э.П. Торранс, Д. Гилфорд, К. Тейлор, Г. Груббер, И. Хайн, А. Б. Шнедер, Д. Роджерс. Дополняется конвергентным мышлением. Конвергентное мышление (от лат. соnvergere сходиться) основано на стратегии точного использования предварительно усвоенных алгоритмов решения определенной задачи, т.е. когда дана инструкция по последовательности и содержанию элементарных операций по решению этой задачи. Существуют специальные тесты дивергентных способностей, например, тест компании Gestalt and Jackson's: испытуемому нужно найти как можно больше способов применения таких предметов, как кирпич, кусок картона, ведро, веревка, картонный ящик, полотенце. « Творческое мышление — один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок, смыслов. Творческое мышление отличают от процессов применения готовых знаний и умений, называемых репродуктивным мышлением » Креати́вность (от англ. create — создавать, творить) — творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одарённости в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Согласно американскому психологу Абрахаму Маслоу — это творческая направленность, врождённо свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием сложившейся системы воспитания, образования и социальной практики. [источник не указан 1683 дня][уточнить] На бытовом уровне креативность проявляется как смекалка — способность достигать цели, находить выход из кажущейся безвыходной ситуации, используя обстановку, предметы и обстоятельства необычным образом. В широком смысле — нетривиальное и остроумное решение проблемы. Причём, как правило, скудными и неспециализированными инструментами или ресурсами, если потребность материальна. И смелому, нестандартному, что называется не штампованному подходу к решению проблемы или удовлетворению потребности находящейся в нематериальной плоскости. Критерии креативности: • беглость — количество идей, возникающих в единицу времени; • оригинальность — способность производить необычные идеи, отличающиеся от общепринятых; • гибкость. Как отмечает Ранко, важность этого параметра обуславливается двумя обстоятельствами: во-первых, данный параметр позволяет отличать индивидов, которые проявляют гибкость в процессе решения проблемы, от тех, кто проявляет ригидность в их решении, и во-вторых, позволяет отличать индивидов, которые оригинально решают проблемы, от тех, кто демонстрирует ложную оригинальность. • восприимчивость — чувствительность к необычным деталям, противоречиям и неопределенности, готовность быстро переключаться с одной идеи на другую; • метафоричность — готовность работать в совершенно необычном контексте, склонность к символическому, ассоциативному мышлению, умение увидеть в простом сложное, а в сложном — простое. • удовлетворенность — итог проявления креативности. При негативном результате теряется смысл и дальнейшее развитие чувства. По Торренсу • Беглость — способность продуцировать большое количество идей; • Гибкость — способность применять разнообразные стратегии при решении проблем; • Оригинальность — способность продуцировать необычные, нестандартные идеи; • Разработанность — способность детально разрабатывать возникшие идеи. • Сопротивление замыканию — это способность не следовать стереотипам и длительное время «оставаться открытым» для разнообразной поступающей информации при решении проблем. • Абстрактность названия — это понимание сути проблемы того, что действительно существенно. Процесс называния отражает способность к трансформации образной информации в словесную форму Отечественные ученые. С.Л. Рубинштейн: Одаренность – способность к постоянному возникновению у человека новых мыслей В.Д. Шадриков: Одаренность включает понятие «духовные способности» (гения характеризуют духовные способности в своем высшем проявлении; «значительным творцом может быть только человек с большим духовным содержанием» «Если способности проявляются в деятельности, то духовные способности определяют поступки» например: А.Д. Сахаров) Л.С. Выготский: Одаренность – генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при ее отсутствии. А.М. Матюшкин: Одаренность – это познавательная мотивация и исследовательская творческая активность. (Сергеева Т.Ф. Система работы с одаренными детьми С. 24) Способности — это индивидуально-психологические особенности человека, выражающие его готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному выполнению Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам но могут объяснять легкость и быстроту приобретения этих знаний и навыков.  Задатки – это анатомо-физиологические особенности,  которые лежат в основе развития способностей.  Врожденными могут быть лишь задатки, которые лежат в основе развития способностей, сами же способности всегда являются результатом развития. В отечественной психологии наибольший вклад в экспериментальные исследования способностей внёс Б. М. Теплов. Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Талант – высокий уровень развития способностей, пержде всего способностей специальных. О наличии таланта следует судить по результатам деятельности, кои должны отличаться принципиальной новизной, оригинальностью подхода. Гениальность - высший уровень развития способностей. О наличии гениальности можно говорить лишь при достижении личностью таких результатов деятельности, кои составляют эпоху в жизни общества, в развитии культуры, науки. Конгениальность О.К. Тихомиров Общая психология. Словарь / под. ред. А.В. Петровского // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 т. / ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005. Креативность относят к типу общих способностей человека и связывают с творческими возможностями его. Разница между креативным и творческим мышлением Креативность и творчество — не одно и то же. Творчество — это создание продукта искусства. Креативность — это генерация принципиально новых, неведомых ранее идей. Творческое мышление моделирует художественные образы и воплощает их в каком-либо сценарии или предмете. Креативное мышление — это способность к изобретательству и научным открытиям. Несомненно, сочетание двух типов мышления позволяет достигать максимальных результатов в любой деятельности. Таким образом, возможно параллельное развитие и творческого, и креативного мышления 1.2. Признаки одаренности Об одаренности ребенка следует судить в единстве категорий «могу» и «хочу», поэтому признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный. Инструментальный характеризует способы его деятельности, а мотивационный — отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности. Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками: - быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения; - использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации; - выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появление неожиданных на первый взгляд идей и решений; - склонность «все делать по-своему» и связанного с присущей одаренному ребенку самодостаточной системой саморегуляции. Например, для него весьма типичен — наряду со способностью практически мгновенно схватывать существенную деталь или очень быстро находить путь решения задачи — рефлексивный способ переработки информации (склонность тщательно анализировать проблему до принятия какого-либо решения, ориентация на обоснование собственных действий); - особый тип организации знаний одаренного ребенка: высокая структурированность; способность видеть изучаемый предмет в системе разнообразных связей; - знания одаренного ребенка отличаются повышенной «клейкостью» (ребенок сразу схватывает и усваивает соответствующую его интеллектуальной направленности информацию); - своеобразный тип обучаемости. Он может проявляться как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений; - одаренные дети, как правило, уже с раннего возраста отличаются высоким уровнем способности к самообучению, поэтому они нуждаются не столько в целенаправленных учебных воздействиях, сколько в создании вариативной, обогащенной и индивидуализированной образовательной среды. Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками: - Повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной действительности (знакам, звукам, цвету, техническим устройствам, растениям и т.д.) либо определенным формам собственной активности (физической, познавательной, художественно-выразительной и т.д.), сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия. - Повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности, а также готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности. - Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом, погруженность в то или иное дело. Наличие столь интенсивной склонности к определенному виду деятельности имеет своим следствием поразительное упорство и трудолюбие. - Предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов. - Высокая требовательность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели и настойчивость в их достижении, стремление к совершенству. Одаренность – не только подарок судьбы для отмеченных ею, но еще и испытание духа. Это поручение от господа Бога Психологические особенности детей, демонстрирующих одаренность, могут рассматриваться лишь как признаки, сопровождающие одаренность, но не обязательно как факторы, ее порождающие. Блестящая память, феноменальная наблюдательность, способность к мгновенным вычислениям и т.п. сами по себе далеко не всегда свидетельствуют о наличии одаренности. Поэтому наличие указанных психологических особенностей может служить лишь основанием для предположения об одаренности, а для вывода о ее безусловном наличии. Следует подчеркнуть, что поведение одаренного ребенка совсем не обязательно должно соответствовать одновременно всем вышеперечисленным признакам. Поведенческие признаки одаренности (инструментальные и особенно мотивационные) вариативны и часто противоречивы в своих проявлениях, поскольку во многом зависимы от предметного содержания деятельности и социального контекста. Тем не менее, даже наличие одного из этих признаков должно привлечь внимание специалиста и ориентировать его на тщательный и длительный по времени анализ каждого конкретного индивидуального случая. 1.2.2. Виды одаренности Систематизация видов одаренности определяется критерием, положенным в основу классификации. Среди критериев выделения видов одаренности можно назвать следующие: 1. Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики. 2. Степень сформированности. 3. Форма проявлений. 4. Широта проявлений в различных видах деятельности. 5. Особенности возрастного развития. По критерию «вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики»: - практическая (ремёсла, спорт); - познавательная (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.) - художественно-эстетическая (хореографическая, сценическая, литературно-поэтическая, изобразительная и музыкальная); - коммуникативная и духовно-ценностная. (лидерская и аттрактивная одаренность (*помогающее поведение)) (немецкий мальчик ездит по миру с проектом посадки деревьев) одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям Мать Тереза. Сферы психики представлены интеллектуальной, эмоциональной и мотивационно-волевой. Каждый вид одаренности по своим проявлениям охватывает в той или иной мере все пять видов деятельности. Например, деятельность музыканта-исполнителя, будучи по определению художественно-эстетической, кроме того, формируется и проявляется в практическом плане (на уровне моторных навыков и исполнительской техники), познавательном плане (на уровне интерпретации музыкального произведения), в коммуникативном плане (на уровне коммуникации с автором исполняемого произведения и слушателями), духовно-ценностном плане (на уровне придания смысла своей деятельности в качестве музыканта). Если цели личности лежат вне самой деятельности, т.е. ученик готовит уроки только для того, "чтобы не ругали за плохие отметки или чтобы не потерять престиж отличника, то деятельность выполняется в лучшем случае  добросовестно и ее результат даже при блестящем исполнении не превышает нормативно требуемый продукт. Отмечая способности такого ребенка, не следует говорить о его одаренности, поскольку последняя предполагает увлеченность самим предметом, поглощенность деятельностью.. То, что ребенок делает с любовью, он постоянно совершенствует, реализуя все новые замыслы, рожденные в процессе самой работы. В результате новый продукт его деятельности значительно превышает первоначальный замысел. В этом случае можно говорить о том, что имело место «развитие деятельности». Развитие деятельности по инициативе самого ребенка и есть творчество. Необходимо создавать условия для формирования внутренней мотивации деятельности, направленности и системы ценностей, которые создают основу становления духовности личности. История науки и особенно искусства дает массу примеров того, что отсутствие или потеря духовности оборачивались потерей таланта. (Моцарт и Сальери; Художественного руководителя Большого театра облили серной кислотой) По критерию «степень сформированности одаренности» можно дифференцировать: — актуальную одаренность; — потенциальную одаренность. Актуальная одаренность — это психологическая характеристика ребенка с такими наличными (уже достигнутьтми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормами. Потенциальная одаренность — это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности. Развитие этого потенциала может сдерживаться рядом неблагоприятных причин (трудными семейными обстоятельствами, недостаточной мотивацией, низким уровнем саморегуляции, отсутствием необходимой образовательной среды и т.д.). Выявление потенциальной одаренности требует высокой прогностичности используемых диагностических методов, поскольку речь идет о еще несформировавшемся системном качестве, о дальнейшем развитии которого можно судить лишь на основе отдельных признаков. Потенциальная одаренность проявляется при благоприятных условиях, обеспечивающих определенное развивающее влияние на исходные психические возможности ребенка. (ЭНШТЕЙН) По критерию «форма проявления» можно говорить о: — явной одаренности; — скрытой одаренности. Явная одаренность обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо (как бы «сама по себе»), в том числе и при неблагоприятных условиях. Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения. Поэтому специалисту в области детской одаренности с большой степенью вероятности удается сделать заключение о наличии одаренности или высоких возможностях ребенка. Он может адекватно оценить «зону ближайшего развития» и правильно наметить программу дальнейшей работы с таким «перспективным ребенком». Однако далеко не всегда одаренность обнаруживает себя столь явно. Скрытая одаренность проявляется в атипичной, замаскированной форме, она не замечается окружающими. В результате возрастает опасность ошибочных заключений об отсутствии одаренности такого ребенка. Его могут отнести к числу «неперспективных» и лишить необходимой помощи и поддержки. Нередко в «гадком утенке» никто не видит будущего «прекрасного лебедя», хотя известны многочисленные  примеры, когда именно такие «неперспективные дети» добивались высочайших результатов. *Пенсионерка выйдя на пенсию, стала художницей Пример. Сережа, восьмиклассник, в школе считался безнадежным: несколько двоек, категорически не хочет учиться. Школа английская, порядки строгие, могут и исключить. Родители в отчаянии обратились к психологу. Вначале психолог использовал разного рода тесты для того, чтобы успокоить родителей мальчика и его самого, что с ним все в порядке. Затем психолог стал интересоваться, что любит Сергей. «Ничего», - заявили родители. Никаких кружков, секций, ничего. Психолог был настойчив. После расспросов выяснилось следующее. Оказалось, мальчик больше всего любит рыбалку и животных. Ловит рыбу не только летом, но и зимой. Обожает собак. Знает многие породы. Однажды совершил личный подвиг: в американском журнале увидел статью о неизвестной ему породе собак – сам, с превеликим трудом, со словарем перевел статью. Это случилось первый раз в жизни, хотя учится в английской школе. И другой случай. Дома есть собака, и когда потребовалось вести ее к ветеринару, Сережа очень охотно все сделал: отвел пса к врачу, сходил в аптеку, даже научился сам делать уколы. Узнав обо всем этом, психолог поговорил, прежде всего, с учителем биологии, который отнесся к ситуации с интересом. Был составлен своего рода заговор. На одном из уроков биологии Сергею предложили подготовить доклад о домашних собаках. Мальчик был удивлен таким предложением, но согласился. Доклад оказался необыкновенно интересным. Сережу стали «одалживать» для докладов о собаках в другие классы. Потом ему поручили доклад о рыбах, и снова был полный успех. Сергей теперь просил у учителя биологии новые книги, атласы. Постепенно проявилась поразительная память Сергея на все, что касалось живой природы. Оказалось, что мальчик запоминает основные характеристики растений и что ему не надо лезть в определитель, чтобы узнать ту или иную бабочку. Выдающаяся память проявлялась сначала только в том, что касалось природы. Любой другой школьный материал Сергей заучивал с трудом. Но положение в школе заметно менялось. Он теперь уроки учил хотя бы потому, что учителя уже по-другому относились к нему. Через какое-то время Сергей заинтересовался генетикой, решив для себя, что выберет именно эту специальность. Причины, порождающие феномен скрытой одаренности, кроются в специфике культурной среды, в которой формируется ребенок, в особенностях его взаимодействия с окружающими людьми, в ошибках, допущенных взрослыми при его воспитании и развитии, и т.п. Скрытые формы одаренности — это сложные по своей природе психические явления. Личность одаренного ребенка несет на себе явные свидетельства его незаурядности. Именно своеобразные черты личности, как правило, органично связанные с одаренностью, дают право предположить у такого ребенка наличие повышенных возможностей. По критерию «широта проявлений в различных видах деятельности» можно выделить — общую одаренность; — специальную одаренность. Общая одаренность проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает как основа их продуктивности. В качестве психологического ядра общей одаренности выступает результат интеграции умственных способностей, мотивационной сферы и системы ценностей, вокруг которых выстраиваются эмоциональные, волевые и другие качества личности. Важнейшие аспекты общей одаренности — умственная активность и ее саморегуляция. Общая одаренность определяет соответственно уровень понимания происходящего, глубину мотивационной и эмоциональной вовлеченности в деятельность, степень ее целенаправленности. Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и обычно определяется в отношении отдельных областей (поэзия, математика, спорт, общение и т.д.). В основе одаренности к разным видам искусства лежит особое, сопричастное отношение человека к явлениям жизни и стремление воплотить ценностное содержание своего жизненного опыта в выразительных художественных образах. Кроме того, специальные способности к музыке, живописи и другим видам искусства формируются под влиянием ярко выраженного своеобразия сенсорной сферы, воображения, эмоциональных переживаний и т.д. Еще одним примером специальных способностей является социальная одаренность — одаренность в сфере лидерства и социального взаимодействия (семья, политика, деловые отношения в рабочем коллективе). Общая одаренность связана со специальными видами одаренности. В частности, под влиянием общей одаренности проявления специальной одаренности выходят на качественно более высокий уровень освоения конкретной деятельности (в области музыки, поэзии, спорта, лидерства и т.д.). В свою очередь, специальная одаренность оказывает влияние на избирательную специализацию общих, психических ресурсов личности, усиливая тем самым индивидуальное своеобразие и самобытность одаренного человека. По критерию «особенности возрастного развития» можно дифференцировать — раннюю одаренность; — позднюю одаренность. Решающими показателями здесь выступают темп психического развития ребенка, а также те возрастные этапы, на которых одаренность проявляется в явном виде. Необходимо учитывать, что ускоренное психическое развитие и соответственно раннее обнаружение дарований (феномен «возрастной одаренности») далеко не всегда связаны с высокими достижениями в более старшем возрасте. В свою очередь, отсутствие ярких проявлений одаренности в детском возрасте не означает отрицательного вывода относительно перспектив дальнейшего психического развития личности. Примером ранней одаренности являются дети, которые получили название «вундеркинды». Вундеркинд (буквально «чудесный ребенок») — это ребенок, как правило, дошкольного или младшего школьного возраста с чрезвычайными, блестящими успехами в каком-либо определенном виде деятельности — математике, поэзии, музыке, рисовании, танце, пении и т.д. Особое место среди таких детей занимают интеллектуальные вундеркинды. Это не по годам развитые дети, чьи возможности проявляются в крайне высоком опережающем темпе развития умственных способностей. Для них характерно чрезвычайно раннее, с 2—3 лет, освоение чтения, письма и счета; овладение программой трехлетнего обучения к концу первого класса; выбор сложной деятельности по собственному желанию (пятилетний мальчик пишет «книгу» о птицах с собственноручно изготовленными иллюстрациями, другой мальчик в этом же возрасте составляет собственную энциклопедию по истории и т.п.). Их отличает необыкновенно высокое развитие отдельных познавательных способностей (блестящая память, необычная сила абстрактного мышления и т.п.). Существует определенная зависимость между возрастом, в котором проявляется одаренность, и областью деятельности. Наиболее рано дарования проявляются в сфере искусства, особенно в музыке. Несколько позднее одаренность проявляется в сфере изобразительного искусства. В науке достижение значимых результатов в виде выдающихся открытий, создания новых областей и методов исследования и т.п. происходит обычно позднее, чем в искусстве. Это связано, в частности, с необходимостью приобретения глубоких и обширных знаний, без которых невозможны научные открытия. Раньше других при этом проявляются математические дарования (Лейбниц, Галуа, Гаусс). Данная закономерность подтверждается фактами биографий великих людей. Способы развития дивергентного мышления Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных Этапы и правила мозгового штурма[править | править вики-текст] Правильно организованный мозговой штурм включает три обязательных этапа. Этапы отличаются организацией и правилами их проведения: 1. Постановка проблемы. Предварительный этап. В начале этого этапа проблема должна быть четко сформулирована. Происходит отбор участников штурма, определение ведущего и распределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма. 2. Генерация идей. Основной этап, от которого во многом зависит успех (см. ниже) всего мозгового штурма. Поэтому очень важно соблюдать правила для этого этапа: ◦ Главное — количество идей. Не делайте никаких ограничений. ◦ Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой. ◦ Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются. ◦ Комбинируйте и улучшайте любые идеи. 3. Группировка, отбор и оценка идей. Этот этап часто забывают, но именно он позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе, в отличие от второго, оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется. Методы анализа и оценки идей могут быть очень разными. Успешность этого этапа напрямую зависит от того, насколько "одинаково" участники понимают критерии отбора и оценки идей. Для проведения мозговой атаки обычно создают две группы: • участники, предлагающие новые варианты решения задачи; • члены комиссии, обрабатывающие предложенные решения. Различают индивидуальные и коллективные мозговые атаки. В мозговом штурме участвует коллектив из нескольких специалистов и ведущий. Перед самим сеансом мозгового штурма ведущий производит четкую постановку задачи, подлежащей решению. В ходе мозгового штурма участники высказывают свои идеи, направленные на решение поставленной задачи, причём как логичные, так и абсурдные. Если в мозговом штурме принимают участие люди различных чинов или рангов, то рекомендуется заслушивать идеи в порядке возрастания ранжира, что позволяет исключить психологический фактор «согласия с начальством». В процессе мозгового штурма, как правило, вначале решения не отличаются высокой оригинальностью, но по прошествии некоторого времени типовые, шаблонные решения исчерпываются, и у участников начинают возникать необычные идеи. Ведущий записывает или как-то иначе регистрирует все идеи, возникшие в ходе мозгового штурма.[1] Затем, когда все идеи высказаны, производится их анализ, развитие и отбор. В итоге находится максимально эффективное и часто нетривиальное решение задачи.[1] Диагра́мма свя́зей, известная также как интелле́кт-ка́рта, ка́рта мыслей (англ. Mind map) или ассоциати́вная ка́рта — метод структуризации концепций с использованием графической записи в виде диаграммы[1]. Диаграмма связей реализуется в виде древовидной схемы, на которой изображены слова, идеи, задачи или другие понятия, связанные ветвями, отходящими от центрального понятия или идеи. Является одним из инструментов управления личными знаниями (англ.)русск., для которого достаточно карандаша и бумаги[1]. На русский язык термин может переводиться как «карта мыслей», «интеллект-карта», «карта памяти», «ментальная карта», «ассоциативная карта», «ассоциативная диаграмма» или «схема мышления». Тренинг творческого мышления Барьеры творческого мышления: • П перцептуальный • И интеллектуальный • Э эмоциональный • К культурный • О окружающий (социальный) П – результат склонности видеть проблемы или ситуации в привычном или желаемом свете. Этот блок вселяет в нас неспособность видеть проблему со всех сторон, накладывает самоограничения. И – неспособность систематизировать знания, выделять главное и второстепенное. Э – страх ошибки, боязнь критики, изменений К – оценочное отношение к фантазированию, как к пустой трате времени О – результат окружения – подавление личности. 1. Генерирование идей (метод мозгового штурма) Правила: • Не оценивать • Высказывание как можно большего количества идей, не останавливая их поток (быть спонтанным, открытым) • Соединять в идеях самые несоединимые, абсурдные мысли Задание • Что произойдет, если каждый будет приходить на занятия когда вздумается • Все стали ходить на четвереньках • Девочки превратились в бабочек, мальчики в воробышков • Все предметы вокруг стали круглыми • Люди научились летать • Исчезли компьютеры и телевизоры • Звери научились говорить на языке человека 2. Беглость мыслей и речи – способность генерировать много идей в заданный период времени Главные шаги: 1. Следовать правилам брейнсторминга 2. Придумывать как можно больше слов в заданный период времени 3. Организовать свои идеи вокруг одного понятия через «паутину» • Как много вещей, напоминающих вам лето, вы можете предложить за 2 мин. • Как можно больше вещей красного цвета • Как можно больше вещей связанных со словом воспитатель. 3. Гибкость мышления – способность изменять линию мышления • Возможное меню… • Программа концерта • Поломка на эл. Станции на 6 мес. • Необитаемый остров • Придумать стих или историю, начинающуюся с фразы: «На горе стоит осел» 4. Настойчивость – это способность продолжать работу несмотря на неудачу и усталость Задание: 1.Составить как можно больше слов из слова «воспитатель», «соковыжималка» 2. Придумать рассказ по набору слов: ПЕТРУШКА, ЛАПМА, ДЕРЕВНЯ, ДОЖДЬ, САМОЛЕТ, ШАРФ, КНИГА, ЛОДКА, ЛУНА ПИЖДАК, САМОЛЕТ, ГРУЗОВИК, ЯЩЕРИЦА, ОДУВАНЧИК, СТЕНА, ШЛЯПА, КРАПИВА, БУБЛИК 3. Изменить сказку 4. Нарисовать неизвестное животное
«История изучения одаренности. Психолого-педагогическая характеристика одаренности» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot