Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 1
Истоки становления деонтологии профессиональной
деятельности специалиста
С древнейших времен существует потребность в специалистах,
работающих с людьми, осознающих нравственную выраженность
(деонтологию) долга своей профессиональной деятельности. Такие
специалисты,
порой,
выражали
свое
понимание
высочайшей
ответственности, которую они берут на себя, выполняя свою
профессиональную деятельность, что нашло свое отражении в деонтологии.
Это находило отражение в сохранившихся до наших дней клятвах, присягах,
молитвах, личных принципах профессиональной деятельности и других
документах.
Изучение и систематизация материалов, раскрывающих истоки
деонтологии профессиональной деятельности специалиста, позволили
выделить следующие вопросы, которые требуют раскрытия:
клятвы и их нравственная выраженность долга специалиста;
клятвы служивых людей России, определяющие их место и роль в
защите Отечества;
клятва воспитателя, учителя, как основа его деонтологического
поведения и деятельности;
молитва, как стремление специалиста привлечь высшие силы для
наиболее полного самопроявления в интересах другого человека.
Раскроем выделенные вопросы:
1.1.
Клятвы и их нравственная выраженность долга специалиста
Проявление специалиста профессиональной деятельности в сфере
«человек – человек» накладывает на него особый отпечаток. Это связано с
тем, что его деятельность существенно сказывается на удовлетворении
насущных потребностей, благополучии и будущее того, с кем он работает.
Данный факт определяет важность для специалиста таких понятий, как долг
и должное, этических норм и принципов профессиональной деятельности.
Жизнь убедительно доказывает, что успешность деятельности
специалиста во многом зависит от доверия, уважения и веры в него, в то, что
он сможет обеспечить перспективу благополучия того, с кем предстоит ему
работать. Данный факт определяет потребность субъекта (врача, педагога,
социального педагога, психолога, социального работника, специалиста по
работе с молодежью и др.) объясниться, доказать, внушить объекту (с кем
ему предстоит работать) нравственные основы его отношения к нему, своей
деятельности в интересах именно этого объекта и ее результативности.
Особенно ярко эта позиция проявлялась в деятельности врача. В его
заверениях, клятвах издревле закладывались основы нравственного
поведения, этики (деонтологии) его профессиональной деятельности.
Подобная позиция врача связана с тем, что больной человек смотрит на
него как на своего Спасителя, доверяя ему самое ценное – свое здоровье. Он
хочет верить ему в том, что он, как врач, сделает все, что от него зависит,
чтобы восстановить здоровье. От этой веры больного зависит его внутренний
(эмоциональный) подъем, необходимый в процессе лечения, а также
отношение к тому, что рекомендует врач и от выполнения чего завит
выздоровление. Одновременно врач ищет союзника в борьбе с недугом в
самом больном. Основа этой веры лежит в клятве, которую давал врач, после
овладения искусством врачевания.
Клятва – торжественное обращение, утверждение, уверение,
подкрепленное
упоминанием
чего-нибудь,
священного,
ценного,
авторитетного. Истари она считалась священною. Одной из древнейших
памятников выступает «клятва Гиппократа». Согласно преданию, клятва
восходит к семейным традициям, и передавалась из рода в род. В то же
время, возникновение клятвы значительно древнее времени жизни
Гиппократа. Сохранилась клятва, записанная Гиппократом, на ионийском
диалекте древнегреческого языка в эллинистической Александрии в V веке
до н.э. и стала документом с III века до н.э. Она восходит к прямым потомкам
Асклепия (в древнеримской мифологии эскулап (др.-греч. Ἀσκληπιός –
«вскрывающий») – бог медицины и врачевания).
Благодаря записи «клятва Гиппократа» получила признание и
переведена на многие языки мира. По существу – это один из древнейших
документов деонтологического осмысления долга профессиональной
деятельности врача. Ее анализ (Приложение 1) позволил выделить в
содержании клятвы 9 нравственных принципов или обязательств, которые
можно объединить в два блока.
Первый, – обусловлен долгом и как врача, и как отца:
1) уважение к учителю и обязательства перед ним. Еще Аристотель
подчеркивал: «Учителя, которым дети обязаны воспитанием, почтеннее, чем
родители, которым дети обязаны лишь рождением: одни дарят нам только
жизнь, а другие добрую жизнь». Данный факт предписывал особые
отношения к учителям;
2) ответственность как отца и мастера за то, чему должен научить и
что передать своим детям, детям учителя и ученикам.
Второй, – собственно врачебной деятельностью:
1) по отношению к больному – недопущение причинения всякого вреда
и несправедливости;
2) по отношению к своей деятельности как врача – чисто и непорочно
проводить свою жизнь и свое искусство;
3) нравственность поведения в доме больного;
4) недопущение разглашения информации, которую получил врач.
Следует подчеркнуть, что в последние десятилетия появилось несколько
полемических публикаций о «клятве Гиппократа» (В.И. Руднев, 1998; С.
Василевский, 2002 и др.). Предметом полемики стали:
– зачем вообще нужна клятва врачу: для неверующих есть Законы, а
христианину, наверное, достаточно и Заповедей;
– так называемая «клятва Гиппократа» вовсе не принадлежит
Гиппократу, она приписана ему на основе позднейших компиляций его
трудов;
– «нигде не написано, что врач должен лечить бесплатно и
бессловесно терпеть наплевательское отношение общества к себе»;
– делается попытка дать логический анализ текста клятвы С.
Василевским (2002) с учетом выраженных слов по отношению к базовым
положениям и пр., исходя из того, что человек в клятве, которую приносит,
большее внимание уделяет тому, что считает наиболее важным, а меньшее,
соответственно, – менее важному.
Осмысление изложенного и других материалов, раскрывающих истоки
деонтологии профессиональной деятельности врача позволяют утверждать:
«Клятва Гиппократа», какова бы она не была, носит исторический характер,
отражая свое время, и те нравственные нормы профессионального поведения,
которые были характерны этому времени и региону, в котором они
сложились. Исходя из данного вывода, следует утверждать, что «Клятва
Гиппократа» должна отражать нравственные нормы профессиональной
деятельности врача, характерные для современности, определяя его
назначение, место и роль в государстве и обществе.
Российская Федерация в своем Основном Законе – Конституции
провозгласила: «Российская Федерация – социальное государство, политика
которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную
жизнь и свободное развитие человека» (ст. 7). Это значит, что основной
ценностью государства выступает гражданин, его здоровье, образование и
социальное благополучие. Однако следует признать, что по ряду причин
государство в настоящее время не может полностью удовлетворить
потребности граждан в достойном медицинском обслуживании. Появляются
новое дорогостоящее диагностическое и лечебное оборудование, новые
технологии
лечения,
требуется
создание
новых
крупных
многофункциональных медицинских центров, а учитывая масштабы страны,
то для этого необходимы огромные финансовые и кадровые ресурсы.
Все это определило развитие как государственной, так и коммерческой
медицины в стране. Этим самым государство расширило возможности в
предоставлении медицинской помощи гражданам, привлекая к развитию
медицинского обслуживания не только государственный, но и частный
капитал. Одновременно государство создало условия для создания и
развития общественных благотворительных фондов, оказания материальной
помощи отдельным гражданам, нуждающимся в медицинской помощи.
Благодаря этим фондам, граждане могут самостоятельно принимать решение
об участии в сборе средств для оказания помощи согражданам, оказавшихся
в исключительно сложной жизненной ситуации для оказания им
медицинской помощи. В этой ситуации обычные граждане становятся
соучастниками государства 9развитии единства государства и общества) в
оказании медицинской помощи гражданам, нуждающимся в ней.
Государство предоставляет право гражданину, с учетом своих
экономических возможностей, выбирать учреждение (государственное или
коммерческое), в котором он готов обеспечить свое лечение. В этих условиях
клятва Гиппократа не утрачивает своей значимости а, наоборот, возникает
потребность в ее распространении не только на государственные, но и на
коммерческие медицинские учреждения. В противном случае у сотрудников
коммерческой медицины в душе вместо нее будут только денежные знаки
больного. Данный факт диктует необходимость контроля за деятельностью
коммерческих медицинских учреждений, выполнению их сотрудниками
требований клятвы Гиппократа.
1.2.
Клятвы служивых людей России, определяющие их место
и роль в защите Отечества
Известны клятвы служивых людей России, получивших название
военной присяги. Присяга представляет собой официальное и торжественно
обещание конкретного лица, в данном случае того, кто посвящает себя
служению Отечества. Такое обещание носит регламентирующий характер
для того, кто его дает, определяя его место и роль в защите Отечества.
Принятие присяги имеет глубокие корни и связано с традицией
присягать служивых людей перед Богом и Отечеством. Речь идет о присяге
тех, кто вступает в ряды вооружённых сил. Содержание присяги во все
времена является не только военным, но и юридическим, и правовым, и
политическим, и нравственным актом, характерным для обеспечения
военной службы в интересах конкретного государства:
военный акт – официальное признание гражданина как
военнослужащего, взявшего на себя обязанность по защите Отечества;
юридический – военная присяга, принимается в порядке,
установленном государством и становится для военнослужащего законом,
подлежащим безусловному выполнению;
правовой – не выполнение требований присяги предусматривает
правовую ответственность;
политический – принятие присяги предусматривает приобретение
гражданином официального статуса воина – «государевого человека»,
наделенного правом, обусловленным потребностями защиты Отечества;
нравственный – поведение и деятельность обусловлены
потребностями выполнения нравственного долга каждого гражданина –
защиты Отечества.
Первое упоминание о присяге относится к IX веку, когда основу
вооруженной силы Киевской Руси составляла княжеская дружина – первое
профессиональное воинское формирование. Обряд представлял собой
клятвоприношение на верность князю, связанный с приобщением новичков к
профессиональному кругу воинов. Он имел особое значение для каждого из
новобранцев и был наиболее почитаем на Руси. Принятию присяги обычно
предшествовала проверка будущих дружинников на физическую
выносливость, ловкость, силу.
От Византийской империи к княжеским дружинникам перешел обычай
целовать крест во время присяги. Этим объясняется тот факт, что
торжественное обязательство (присяга) принималось (принималась) в
присутствии священника и называлось крестоцеловальной, или подкрестной,
о чем делалась соответствующая запись. Религиозная вера служила гарантом
исполнения обязательств воином, принявшим присягу.
Ритуал принятия военной клятвы на верность царю и Отечеству впервые
закреплен в русском воинском «Уставе ратных, пушечных и других дел,
касающихся до военной науки» (1607 г.). «Каждый военный человек, –
говорилось в нем, – должен приводиться к крестному целованию – приносить
присягу, верно служить, и всем в послушании и покорении быть».
По петровскому уставу присяга должна была приноситься солдатами
«при полку или роте, при распущенном знамени». Петр I лично участвовал в
подготовке ее текста. Анализ ее содержания показывает, что она включала
основы нравственного долга воина при выполнении задач воинской службы
[5]. Она представляла собой обязательства воина перед всемогущим Богом и
царем и включала:
служить царю верно и послушно, в соответствие с воинскими
артикулами. Воинский артикул (от лат. articulus – статья, раздел) – первый
военно-уголовный и военно-процессуальный кодекс России, разработанный
Петром I (1715), затем он вошел в Устав воинский сухопутный (1716). Он
предусматривал жестокие меры насаждения дисциплины в армии и
предусматривал необходимость повышения морально-боевых качеств солдат
и офицеров, проявление ими инициативы, соблюдения норм воинской чести.
[1, с. 48]. В христианстве совесть трактуется как показатель нравственной
обязанности, в первую очередь перед Богом;
телом и кровью во всех воинских ситуациях, какие только могут
быть, храбро и сильно проявлять сопротивление, нанося ущерб неприятелю;
если оказался свидетелем вражеского и предосудительного против
персоны его величества, его войск, государства или интересов государства,
то по своей совести извещать и ничего не утаивать. Совесть – нравственное
сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание
добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение
каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство,
побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла; любовь к добру
и к истине; прирожденная правда, в различной степени развития [4] . В
христианстве совесть трактуется как показатель нравственной обязанности, в
первую очередь перед Богом;
командирам моим, что касается выполнения воинского долга,
благополучия людей, караульной службы, работ и прочих случаев проявлять
должное послушание, и не противиться их повелениям;
от роты и знамени, где бы не находился, в поле, обозе или гарнизоне,
никогда не отлучаться и пока жив непременно и верно следовать как велит
честь моя и жизнь. Честь – внутреннее нравственное достоинство человека,
доблесть, честность, благородство души и чистая совесть [4];
во всем поступать, как честному, верному, послушному, храброму и
неторопливому солдату надлежит.
Как видно из представленного содержания, оно носит нравственновыраженный деонтологический характер выполнения воинского долга по
защите Отечества. Военная присяга сохранилась и в современных условиях и
выступает исключительно важным фактором, определяющим статус и роль
человека, принявшего ее, как человек, основное назначение которого, образ
жизни и профессиональной деятельности стали защиты Отечества.
1.3. Клятва воспитателя, учителя, как основа его
деонтологического поведения и деятельности
Имели место попытки сформулировать «клятву воспитателя» и «клятву
учителя». Одна из клятв воспитателя изложена известным педагогомгуманистом Шалва Александровичем Амонашвили [9]. В ней изложены
исключительно
важные
деонтологические
основы
личности
и
профессиональной деятельности воспитателя. Эти основы определяют
заинтересованное, деятельностное проявление воспитателя по отношению к
каждому вверенному ему ребенку, направленного на приобщение его к
высочайшим ценностям общечеловеческой культуры и нравственности.
Следует подчеркнуть, что клясться в любви к ребенку не корректно.
Любовь – это особое чувство, свойственное человеку, его глубокая
привязанность и устремлённость к другому человеку или объекту, чувство
глубокой симпатии. Педагог, воспитатель работает с разным контингентом
обучаемых, воспитанников и такое чувство по отношению к каждому из них
по клятве не возникает и не формируется. На это обращал внимание С.А.
Калабалин (1903–1972), воспитанник А.С. Макаренко (1988–1939). Ему
приходилось работать с исключительно сложным контингентом
воспитанников. Встречаясь с таким воспитанником, он старался влюбить
его самого в себя, и влюбить в него своих коллег. Такой ребенок абсолютно
не даёт никаких признаков, по которым можно было отнестись к нему с
любовью. Как писал С.А. Калабалин: «Часто, бывают такие ребята, что.., ну
живой организм. Но это ещё не значит, что его нужно любить, потому что он
скорее вызывает какое-то опасение, какую-то тревогу и какую-то
настороженность, опаску. И всё-таки мы многое в себе человеческое перебарываем, влюбляемся в нашего воспитанника, ещё не воспитанного, а затем
делаем его таким красавцем. И так неудержимо влюбляемся, что потом когда
расстаёмся, что как будто кусок сердца откалываем.» [6, с. 239] В этом
существо Семёна Афанасьевича – педагога и патриота.
В 2004 году проведен Всероссийский конкурс «Учитель года России» –
Учителя создают свою клятву. Организаторы конкурса справедливо
отмечали: «Ответственность учителя вполне сравнима с ответственностью
врача и военного. В руках учителя – человек. Неумелыми или
безответственными действиями вполне можно погубить его душу, иногда
этого бывает достаточно, чтобы жизнь не состоялась.» [16]
Победителем конкурса был признан учитель истории и исторического
краеведения Петропавловской средней школы Омской области Александр
Рахно (См. : Приложение 3), который поставил перед собой и всем
педагогическим сообществом задачу – воспитать своих учеников
достойными людьми, достойными гражданами и патриотами: «И пусть все,
что я совершу на этом поприще, послужит славе, величию и процветанию
моей Родины – Великой России!». [16]
Прежде чем сформулировать клятву учителя, А.В. Рахно постарался
ответить на ряд вопросов:
– перед кем будет клясться учитель. Христианство не выделило
святого, патронирующего именно педагогов. Спасителя апостолы именовали
– Учитель. Учитель работает с людьми, для людей и среди людей, а главным
его судьей (и иногда палачом) должна быть его совесть. Отсюда он делает
вывод, начать так: «Клянусь перед Богом, совестью и людьми…»;
– «Чему и как учить?». Чему учить – учить детей всему тому, что знаю
сам о своем предмете, ничего не искажая, не скрывая и не замалчивая, при
этом постоянно буду учиться сам, стараться не потерять стремления к
знанию до конца дней своих. Как учить – прививать своим ученикам
стремление к самообразованию, научить их методике поиска необходимой
дополнительной информации;
– реализация воспитательной функции педагога – воспитать наших
учеников гражданами и патриотами, хозяевами великой страны, достойными
наследниками ее великой истории и культуры!;
– всячески способствовать развитию положительных сторон личности
каждого ученика, максимально уважать эту личность и стараться оградить по
мере сил своих от посягательств;
– помогать бережно, с максимальным вниманием и тактом, развивать,
защищать личность ребенка и всегда приходить на помощь ученику и делать
это не только в процессе обучения;
– быть командой единомышленников, объединенных одной великой
целью и задачей – обучением и воспитанием тех, кто придет после нас.
Нельзя не согласиться с мыслью А.В. Рахно о том, что слово «Учитель»
более значимо для клятвы. Оно имеет глубокую историю и, как отмечалось
выше, Спасителя называли – Учителем. Учитель – это тот, кто учит. В то же
время нельзя согласиться с суждением о сущности термина «педагог». Это
почему-то часто ассоциируют с легендой – раб, сопровождающего мальчика
в школу. Смысл термина «педагог» – ведущий дитя. Ребенок рождается
беспомощным существом и, чтобы стать личностью, сформироваться как
Человек, он нуждается в ведении его по жизни и содействие формированию
духовно богатой, социально здоровой и нравственно воспитанной
личностью. Педагог и берет на себя эту исключительно важную миссия на
себя – способствовать его становлению как личности.
Призерами конкурса творческих сочинений «Клятва Учителя» были
также признаны Ольга Лукьянчикова, учитель русского языка и литературы
Воловской средней школы Липецкой области, и Татьяна Сергеева, учитель
русского языка и литературы Барнаульской школы-интерната с
первоначальной летной подготовкой. Они также старались осмыслить
существо «Клятвы Учителя». Как справедливо подчеркивала О.И.
Лукьянчикова, «словами клятвы необходимо переболеть, они должны
раствориться в сознании человека, стать частью чувственного мира, чтобы
сохранилось в клятве мощное позитивное начало: объединить людей, сделать
их единомышленниками, братьями, а не просто коллегами». А для этого,
слова клятвы учителя должны наиболее полно отражать существо
нравственного долга его назначения и профессиональной деятельности.
1.4. Молитва, как стремление специалиста привлечь высшие силы для
наиболее полного самопроявления в интересах другого человека
Молитва – обращение ума и сердца человека к Богу. В ней человек
просит Всевышнего о помощи в его жизненно важном деле. Такое обращение
человека к Богу бывает в особых случаях, когда молящийся стремиться
добиться наибольшей результативности в своей предстоящей деятельности,
например, в лечении человека, воспитании ребенка.
Известно, что успешность врачебной деятельности зависит от
совокупности факторов. Данный факт побуждал Николая Ивановича
Пирогова (1810–1881) – русского хирурга и анатома повседневно обращаться
с молитвой к Богу в интересах обеспечения успешности своей лечебной
деятельности. Сохранилась молитва Н.И. Пирогова, которая была на стене
его кабинета (См. : Приложение 6). Для Николая Ивановича жизненно
важным было – обеспечение результативности во врачебной деятельности по
отношению к каждому больному. В этом смысле она вызывает и научный и
практический интерес.
Анализ содержания молитвы Н.И. Пирогов показывает, что он видел
успешность врачевания в совокупности факторов:
субъектном (враче), его профессионализме, уверенности в своих
возможностях и отношении к объекту и своей деятельности;
объектном (больном), его уверенности, что именно этот врач
поможет ему преодолеть недуг, готовности к взаимодействию с ним;
деятельностном – способность врача реализовать свой
профессионализм в лечении (лечебной деятельности) по отношению к
конкретному больному;
средовом – благоприятная среда, в которой успешно решались
подобные проблемы (лечение других людей);
заинтересованная совместность в лечебной деятельности всех ее
участников – подготовленность, уверенность и единство всех участвующих
во врачебной деятельности, их благоприятное отношение к объекту
(больному) и высокая личная ответственность в деятельности в соответствие
со своим назначением в лечебном процессе.
В частности, в молитве Николай Иванович просил:
быть уверенным в себе в ситуации лечения, что может помочь
конкретному человеку (больному), вселить в него веру в перспективу
излечения;
способность своей деятельностью достигать результат в
лечении;
проявить необходимое отношение к страждующему и своей
врачебной деятельности (умение, уверенность и мудрость во врачебной
деятельности, крепкую веру, надежду и любовь к больному);
уверенности больному человеку, что здесь, в этих условиях и
именно этот врач ему обязательно помогут;
готовность больного к взаимодействию с врачом и персоналом в
интересах лечения;
благоприятной среды для врачебной работы;
крепкая вера, надежда и любовь к больному всех, кто
обеспечивает достижение его исцеления.
Успешность лечения требовала, что все выделенные факторы
проявились в полной мере по отношению к конкретному больному.
Подобное единство обеспечить исключительно сложно, вот почему
ежедневно Н.И. Пирогов и обращался к Всевышнему, чтобы он помог ему в
этом.
Анализ выделенных факторов обеспечения успешности лечения
больного показывает, что специалисту наряду с профессионализмом и
готовностью его проявить, необходимы определенные профессиональноважные качества, характеризующие его как личность, которой больной готов
доверить свою жизнь, ее благополучие. Эти качества определяют такое
явление как чувство долга врача, определяющее его отношение к больному и
своей профессиональной деятельности, обеспечивающей результативность
лечения. К ним также относятся качества, позволяющие врачу, как
профессионалу успешно решать собственно задачи лечения больного.
Учитывая, что лечение больного сходно с воспитательной
деятельностью,
заслуживает
внимание
молитва
выдающегося польского педагога, писателя, врача и общественного деятеля
Януша Корчака (1878 – 1942) (См. : Приложение 7). Это педагог, который
всю свою жизнь посвяти воспитанию детей, оставшихся без попечения
родителей.
Анализ содержания молитвы Я. Корчака показывает, что в ней
выделяет следующее:
«драгоценностью» для него являются дети, с которыми он работает и
не может поручить это кому-либо;
вся его жизнь посвящена заботе об этих детях (он устал, измучен,
глаза его потускнели, спина согнулась под грузом забот);
дает себе характеристику, как верующему человеку – «всегда пред
Тобой я – смирнейший из смиренных»;
выражает сердечную просьбу Господу и свою позицию к этой
просьбе – расправил спину и непреклонно требует, ибо это не для его, а для
детей, которых он воспитывает;
высказывает существо просьбы – «ниспошли детям счастливую
долю, помоги, благослови их усилия. Не легким путем их направи, но
прекрасным.» Главная цель педагога – это счастливая доля для каждого его
воспитанника. При этом он понимал, что каждый ребенок к этому должен
придти сам и просит Господа помощи ему в этом и благословения в
направлении его усилий не легким путем, но прекрасным к достижению
счастливой доли;
в залог своей просьбы просит принять его «единственное сокровище:
печаль. Печаль и труд.» Другими словами, Я. Корчак не сбрасывает с себя
ответственности за работу с детьми и готов проявлять свою «печаль» (заботу
о каждом ребенке) и труд (непосредственно заниматься тем, чтобы каждый
его воспитанник достиг счастливой доли).
Как видно из представленного анализа, важнейшей ценностью для
Януша Корчака как воспитателя – дети, которым он посвятил свою жизнь;
чтобы эти дети стали счастливыми не легким путем, а прекрасным и для
этого он готов посвятить свою заботу и личный труд.
Характерно, что подобная позиция у многих ведущих педагогов
России. С.А. Калабалин вспоминал слова своего учителя Антона
Семёновича, обращаясь к студентам Коломенского педагогического
института: «Я хочу, чтобы вы были такими и жили так, как я вас учу, и были
такими, как я сам… Я хочу, чтобы вы были порядочными людьми через 10,
20, 30, 40 лет, чтобы люди, которые живут с вами, скажут вам спасибо за то,
что вы являетесь его соседом, и не проклянут ни Вас, ни меня – вашего
воспитателя.» Его сын Антон Семёнович Калабалин (1939–2013),
посвятивший всю свою жизнь воспитанию подрастающего поколения, видел
свое назначение: «подготовить человека самостоятельного, свободного
(свободный в моём понятии – человек, который меньше всего нуждается в
помощи других, да ещё и сам готов оказать максимальную помощь)» [7, с.
124-125]. При этом, по мнению А.С. Калабалина, – этот человек должен быть
самодостаточным и патриотом своего Отечества.
Вопросы и задания для самоконтроля:
1. Охарактеризуйте факторы, определяющие успешность деятельности
специалиста социальной сферы.
2. В чем проявляется основная потребность специалиста социальной
сфер, приступающего к своей профессиональной деятельности в системе
«человек – человек»?
3. Охарактеризуйте, существо клятвы, ее место и роль в
профессиональной деятельности человека.
4. В чем существо «клятвы Гиппократа»?
5. Охарактеризуйте содержание клятвы Гиппократа.
6. Каковы современные походы к пониманию существа клятвы
воспитателя?
7. Что представляет собой клятва (присяга) служивых людей России?
8. Охарактеризуйте присягу как военный, юридический, правовой,
политический и нравственный акт.
9. Охарактеризуйте существо клятвы воспитателя, складывающейся в
современных условиях.
10. Охарактеризуйте место и роль молитвы человека в жизненно важной
ситуации.
11. Охарактеризуйте содержание молитвы Н.И. Пирогова.
12. Охарактеризуйте содержание молитвы выдающегося польского
педагога Януша Корчака.
Литература:
1. Военный энциклопедический словарь. – М. : Военное издательство,
1983.
2. Гребенникова В.М. Деонтологический подход к развитию
профессионально-коммуникативной культуры менеджеров образования:
моногр. – М.: «Перспектива», 2012.
3. Гребенникова В.М. Деонтологический подход к развитию
профессионально-коммуникативной
культуры
руководителей
общеобразовательных школ в системе повышения квалификации: авореф.
дисс… д.пед.н. по спец. 13.00.08 / Вероника Михайловна Гребенщикова. –
М.: РГСУ, 2012.
4. Даль В.И. Словарь живого великорусского языка: полное собрание
трудов по этнографии России: В 10-ти томах на одном диске / электронное
издание.
5. История военной присяги (Электронный ресурс) https://pochtapolevaya.ru/aboutarmy/history/russkaya-imperatorskayaarmiya/history_the_military_oath.html (дата обращения 05 августа 2019).
6. Калабалин С.А. Педагогические размышления: сборник / сост. и
ред. Л.В. Мардахаев – М. : Юстиция, 2017.
7. Калабалин А.С. Педагогические размышления: сборник. – 2-е изд.,
испр. и доп. / сост. и ред. Л.В. Мардахаев – М. : Группа МДВ, 2017.
8. Караханова Г.А. Формирование деонтологической культуры
учителя в системе непрерывного профессионального образования: автореф.
дисс… д. пед. н. – М., 2007.
9. Клятва
воспитателя
(Электронный
ресурс)
http://vmesterastem.ru/klyatva-uchitelya-ot-shalvyi-amonashvili/ (дата обращения 10.08.2019)
10. Клятва
учителя
(Электронный
ресурс)
https://iteacher.livejournal.com/5096.html (дата обращения 10.08.2019)
11. Кертаева Г.М. Основы педагогической деонтологии: учеб. пособ. –
Астана: Фолиант, 2016.
12. Кертаева Г.М., Мардахаев Л.В. Формирование деонтологической
направленности сознания будущих педагогов // ЦИТИСЭ: Электр. науч.
журнал. – 2015. – № 4(4). – С. 8.
13. Левитан К.М. Педагогическая деонтология / К.М. Левитан. –
Екатеринбург: Изд-во «Деловая книга», 1999.
14. Мардахаев Л.В. Деонтологические основы профессиональной
деятельности организатора работы с молодежью // Государственная
молодежная политика в системе развития человеческого капитала: наука и
практика: матер. науч.-практ. конф., г. Москва, 2017 / под ред. Т.К.
Ростовской, Н.Л. Смакотиной, С.Н. Фоминой. – М.: ИТД «Перспектива»,
2017. – С. 331–334.
15. Мифы и иллюзии клятвы Гиппократа (Электронный ресурс)
https://dok-zlo.livejournal.com/257484.html (дата обращения 10.08.2019)
16. Полякова Н., Швайченко С. Учителя создают свою клятву //
Огонёк. – 2004. – № 42(4869) от 24 октября (Электронный ресурс)
https://www.kommersant.ru/doc/2294284 (дата обращения 10.08.2019)
17. Филатова
И.А.
Деонтологическая
подготовка
педагоговдефектологов в условиях современного образования: автореф. дисс. …
д.пед.н. по спец. 13.00.03. – М., 2012.