Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Исследования привязанности ребенка к взрослому в зарубежной психологии

  • 👀 327 просмотров
  • 📌 284 загрузки
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Исследования привязанности ребенка к взрослому в зарубежной психологии» doc
ИССЛЕДОВАНИЯ ПРИВЯЗАННОСТИ РЕБЕНКА К ВЗРОСЛОМУ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ Важнейшим новообразованием младенческого возраста является привязанность ребенка к близкому взрослому (обычно таким взрослым является мать). Признаки привязанности младенца к тому или иному человеку проявляются в следующем: объект привязанности может лучше других успокоить и утешить малыша; младенец чаще, чем к другим, обращается к нему за утешением; в присутствии объекта привязанности младенец реже испытывает страх. Привязанность имеет для младенца определенную ценность с точки зрения безопасности и самосохранения. Прежде всего, она дает ребенку чувство уверенности в себе при взаимодействии с окружающим миром предметов и людей, способствует адекватной социализации в последующие возрастные периоды. Одним из первых фундаментальных исследований привязанности является работа Шафера и Эмерсона (1964 г.), суть которой состояла в ежемесячном стандартизированном наблюдении проявлений привязанности к матери у 50 шотландских младенцев на протяжении первого года жизни. Затем эти же младенцы наблюдались в возрасте 18 месяцев. Детей посещали на дому, где в различных ситуациях фиксировали поведение ребенка в ответ на различные события и разлуку с матерью ( мать выходила из комнаты и оставляла ребенка одного или с другими людьми, помещала его в кроватку, оставляла во дворе, в комнату входили незнакомые люди и пр.) На основании полученных результатов Шаффер и Эмерсон выделили три стадии в развитии первичной привязанности. Первая стадия ( 0-6 недель): младенец использует такие сигналы как крик и улыбка, но они еще не специфичны и не адресованы близким взрослым. Вторая стадия (6 недель - 7 месяцев): ребенок использует крик для привлечения внимания при дистрессе и успокаивается в ответ на доброжелательное внимание взрослых ( близких или незнакомых). Третья стадия - специфической привязанности (7-11 месяцев): привязанность становится избирательной, проявляясь по отношению к одному или нескольким близким людям. По результатам исследования наиболее часто объектом привязанности была мать, но многие дети проявляли привязанность также к отцу, братьям и сестрам, бабушке и дедушке. Теории привязанности Психоаналитическая теория Согласно теории З.Фрейда психосексуальное развитие ребенка проходит ряд стадий, первой из которых является оральная, охватывающая период младенчества. На этой стадии главным для ребенка является оральный опыт познания мира, который также служит источником удовольствия. В большинстве случаев первым объектом либидо является мать, которая удовлетворяет потребности младенца в пище, тепле, физическом комфорте. Таким образом, мать становится объектом первичной привязанности ребенка. Подчеркивая роль матери в психическом развития ребенка З.Фрейд отмечал ее : " уникальное, имеющее непреходящее на протяжении всей жизни значение, в качестве первого и наиболее значимого объекта любви, а также прототипа всех последующих любовных отношений". ( З.Фрейд 1964, стр.188). В теории стадиального развития Э.Эриксона первый год жизни соответствует оральной стадии классического психоанализа и связан с развитием первого социального взаимодействия, в результате которого складывается базовое доверие ( или недоверие, в случае неблагоприятного результата прохождения данной стадии). Степень доверия, которая формируется у ребенка по отношению к окружающему миру, другим людям и самому себе, в значительной мере зависит от отношения к нему окружающих людей. Ключевая роль в этом процессе принадлежит матери, так как именно она удовлетворяет потребности ребенка, обеспечивает заботу и комфорт. Младенец, потребности которого быстро удовлетворяются, не испытывающий подолгу дискомфорт, которого любят, с кем ласково обращаются, много разговаривают и играют, ощущает окружающий мир как безопасный, привлекательный и интересный. Если же ребенок не получает должной заботы, тепла, любви со стороны матери, у него формируется базовое недоверие - подозрительность, боязливость по отношению к миру вообще и в частности к другим людям и самому себе, которые сопровождают его на протяжении всех других стадий жизненного цикла. В большинстве психоаналитических теорий роль кормления рассматривается как решающая для становления привязанности. При этом первичные отношения с матерью выступают как определяющие будущее развитие. Несомненный вклад психоанализа состоит в акцентировании влияния опыта ранних эмоциональных взаимоотношений с матерью на развитие личности ребенка. Теории научения К ранним представлениям о привязанности в теориях научения можно отнести концепцию вторичного подкрепления Долларда и Миллера . С точки зрения этой концепции первичными потребностями являются физиологические потребности организма: голод, жажда, физический комфорт. Младенец зависит от других (обычно близких взрослых) в удовлетворении этих потребностей, что приводит к образованию связи между удовлетворением первичных потребностей и конкретным человеком. Мать, как отмечают Доллард и Миллер, обеспечивая ребенка пищей, ассоциируется с первичным подкреплением, и это является причиной того, что она «нравится» ребенку и становится вторичным подкреплением во взаимодействиях с младенцем.. Теория научения также объясняет, почему мать привязывается к ребенку. Так, например, улыбка младенца или прекращение его крика после того, как мать взяла его на руки, является подкреплением для материнского поведения и стимулирует повторение подобных действий. Критика ранних концепций научения связана с данными, полученными в исследовании привязанности Шафера и Эмерсона: дети могут испытывать чувство привязанности к людям, которые не участвуют непосредственно в уходе, кормлении, удовлетворении физиологических потребностей ребенка. Нередко отмечается привязанность к родителям, пренебрегающим и обижающим ребенка. В более поздних теориях социального научения было показано, что привязанность возникает в том случае, когда родители учат ребенка понимать межличностные взаимодействия и принимать в них участие. Так родители показывают ребенку, как проявлять и выражать свои чувства по отношению к родным и близким, например, обнимать и целовать их. Взаимное обучение, несомненно, является важной частью процесса установления привязанности. Вклад теорий социального научения в современную теорию привязанности состоит в акцентировании внимания на опыте детско-родительских отношений. Однако с помощью этой теории нельзя объяснить большую эмоциональную напряженность этих отношений, их значимость для личностного развития ребенка. Этологическая теория Этологические теории делают акцент на биологическом, эволюционном базисе поведения. В одном из наиболее известных исследований К.Лоренца (1935 г.) было показано, как птенцы некоторых видов птиц начинают следовать за движущимся объектом в определенный критический период, привязываются к нему и повсюду сопровождают. Лоренц назвал этот феномен импринтинг (запечатление). Хотя импринтинг в основном изучался у различных видов животных и птиц, сам принцип эволюционно значимого приспособления был экстраполирован на человека. В рамках этологического подхода утверждалось, что младенец должен обладать поведением, организованным таким образом, чтобы обеспечивать выживание и развитие. Эти выводы произвели большое впечатление на Дж.Боулби, психоаналитически ориентированного психиатра, который проводил серию исследований для Всемирной организации здравоохранения, касающихся влияния сепарации, разлуки ребенка с матерью в раннем детстве на психическое развитие ребенка. В результате исследований, которые проводились во Франции, Нидерландах, США, Швеции, Швейцарии, Англии была выявлена высокая значимость для психического развития ребенка установления продолжительных теплых, эмоциональных взаимоотношений с матерью (или заменяющим ее человеком), в которых оба партнера находят удовлетворение и удовольствие. Результаты наблюдений, клинические данные показали, что отсутствие или разрыв подобных взаимоотношений приводит к серьезному дистрессу, возникновению проблем, связанных с психическим развитие и поведением ребенка. Привязанность между ребенком и ухаживающим взрослым является совершенно необходимым условием для успешного развития ребенка, а установление привязанности аналогично запечатлению. Боулби отмечал, что поведение привязанности служит целям адаптации и выживания. Взрослый и ребенок, между которыми устанавливается привязанность, ведут себя совершенно иначе по отношению друг к другу, чем во взаимодействиях с другими людьми. Они хорошо понимают сигналы друг друга и устанавливают по существу первые социальные связи. Младенец обладает определенной способностью вступать в общение, контакт с взрослым, сигнализируя о своих потребностях, а взрослый обладает способностью понимать подобные проявления и адекватно отвечать на них в процессе взаимодействия с ребенком. С точки зрения Боулби, к концу первого года жизни у младенца формируются внутренние, интрапсихические «рабочие модели», отражающие основные аспекты окружающего мира, включая близких взрослых. В рамках этологического подхода появление у младенца боязни незнакомого человека во втором полугодии жизни интерпретируется как защитный механизм, связанный с выживанием. Этот механизм в какой-то степени уравновешивает поведение привязанности. Боулби полагал, что избегание незнакомца и способность к установлению привязанности организуются в гомеостатическую систему под контролем ЦНС. В целом можно отметить, что этологический подход является наиболее влиятельным в области социально-эмоционального развития. Современные исследования привязанностей основываются на представлениях З.Фрейда о значении для психического развития ребенка эмоциональной связи с матерью и дополняются этологическими представлениями об эволюционной значимости такой связи как обеспечивающей эмоциональную безопасность ребенка. Привязанность и поведение родителей Хотя младенцы обладают врожденной способностью устанавливать привязанность, выбор объекта, а также качество привязанности зависит от поведения родителей по отношению к ребенку. Многочисленные исследования показали, что возникновение привязанности зависит не только от удовлетворения родителями потребностей ребенка в пище, тепле, физическом комфорте и пр., но и в формировании определенных взаимоотношений, в результате которых и устанавливается привязанность. Что же наиболее значимо во взаимоотношениях взрослого с ребенком для развития привязанности? Прежде всего, это способность взрослого чувствовать и отзываться на любые сигналы ребенка, будь то взгляд, улыбка, плач или вокализации. Обычно дети сильно привязываются к родителям, которые быстро и позитивно реагируют на активность ребенка, проявленную им инициативу, вступают с ним в общение, соответствующее когнитивным способностям и настроению малыша. Однако, различные варианты нарушения детско-родительских отношений приводят к искажению характера привязанности ребенка к близким людям, формированию неблагоприятного, даже патологического типа привязанности. Измерение и классификация привязанности. Исследования привязанности обнаружили существование индивидуальных различий во взаимоотношениях ребенка с матерью и интенсивности протеста при разлуке с ней . Для того, чтобы получить наиболее полные данные о качественных особенностях привязанности М. Эйнсворт с коллегами разработали специальную экспериментальную процедуру оценки качества привязанности, которая получила название «Незнакомая ситуация». Тест «Незнакомая ситуация» Эксперимент состоит из 8 трехминутных эпизодов, во время которых наблюдают младенца наедине с матерью, наедине с незнакомцем, с матерью и незнакомцем, в одиночестве. Стандартная процедура тестирования включает в себя следующие эпизоды. Эпизод 1. Ребенок и мать (близкий взрослый) заходят в экспериментальную комнату, в которой находится экспериментатор, который затем уходит. Эпизод 2. Мать и ребенок находятся в комнате одни, мать пассивна, ребенку предоставляется возможность обследовать комнату. Эпизод 3. Незнакомый взрослый входит в комнату; он сохраняет молчание в течение 1 минуты, затем заговаривает с матерью и по истечении следующей минуты приближается к ребенку, а мать выходит из комнаты. Эпизод 4. Незнакомый взрослый и ребенок остаются вдвоем. Эпизод 5. Мать возвращается, а незнакомый взрослый уходит. Мать старается подбодрить ребенка, а затем уходит. Эпизод 6. Ребенок остается в комнате один. Эпизод 7. Незнакомый взрослый возвращается в комнату и начинает взаимодействовать с ребенком. Эпизод 8. Мать возвращается. Незнакомый взрослый уходит. Данная экспериментальная процедура включает, по крайней мере, три момента, способных вызвать стресс у ребенка. Это наличие незнакомой обстановки (экспериментальная комната), присутствие незнакомого человека, а также отделение от матери. Предложенная процедура позволяет провести ряд важных измерений: желание ребенка исследовать незнакомое помещение в присутствии различных людей или в одиночестве; реакцию ребенка на разлуку (сепарацию) с разными взрослыми; поведение ребенка в ответ на присутствие незнакомого взрослого и характер взаимодействие с ним, а также реакцию на воссоединение с матерью Типы привязанности. В результате экспериментального исследования было выявлено три вида, привязанности младенца к матери в зависимости от реакции на разлуку, степень воздействия ее на ребенка и того, насколько легко объект привязанности может успокоить малыша после слабого стресса. Это - надежная или безопасная привязанность; ненадежная, небезопасная привязанность избегающего типа; ненадежная небезопасная привязанность амбивалентно-сопротивляющегося типа. Тип В - надежная, безопасная привязанность. Дети с данным типом привязанности в 12-18 мес. активно исследуют новое помещение, играют с игрушками, не очень сильно огорчаются при расставании с матерью, радуются и тянутся к ней, при возвращении. В эпизодах 3 и 4 не испытывают выраженного стресса при расставании с матерью и наедине с незнакомым взрослым. В эпизоде 6 при повторном расставании с матерью дети прекращают игру и исследовательскую активность, а после возвращения матери (эпизод 8) возобновляют. Тип А - ненадежная небезопасная привязанность избегающего вида. Дети из этой группы не возражают против ухода матери и продолжают играть, не обращая внимания на ее возвращение. Такие дети выглядят самостоятельными, эмоционально нейтральными, отстраненными от близких взрослых. Тип С - ненадежная, небезопасная привязанность тревожно-сопротивляющегося вида. Дети с данным видом привязанности часто проявляют тревогу, бурно реагируют на расставание с матерью. В эпизоде 2 – прекращают всякую активность. Однако, когда мать возвращается, ребенок как будто стремится к общению с ней, но в то же время - отталкивает, прекращает взаимодействие (например, просится на руки, а затем сразу же хочет, чтобы его опустили на пол). Дети боятся игрушек и не проявляют к ним интереса, мало взаимодействуют с незнакомым взрослым. Дальнейшие исследования качества привязанности позволили выделить еще один редко встречающийся тип – небезопасную привязанность дезорганизованного вида (тип D). Младенцы с этим типом привязанности при разлуке с матерью проявляют аномальные, противоречивые реакции, например, страх при ее возвращении, предпочтение незнакомого взрослого, поиск контакта и одновременно избегание его. Поведение детей выглядит дезорганизованным и дезориентированным. По данным исследований качества привязанности в США (Эйнсворт. 1978 г.) у 70 % детей отмечается безопасная привязанность к матери (тип В). Примерно у 20 % детей выявлена небезопасная привязанность избегающего вида ( тип А), и у 10 % детей – небезопасная привязанность тревожно-сопротивляющегося вида (тип С) (32, 60) Качество привязанности и развитие Каким же образом привязанность, закладывающаяся в раннем детстве, влияет на поведение ребенка в будущем? В процессе многократно повторяющихся взаимодействий с матерью и другими близкими у ребенка формируются так называемые "рабочие модели себя и других людей". В дальнейшем они помогают ему ориентироваться в новых ситуациях, интерпретировать их и соответствующим образом реагировать. Внимательные, чувствительные, заботливые родители формируют у ребенка чувство базисного доверия к миру, создается позитивная рабочая модель окружающих. Дисгармоничные отношения, наоборот, убеждают ребенка в том, что другие люди, также как и родители, не являются надежными, предсказуемыми партнерами, которым можно доверять (негативная рабочая модель других). Результатом взаимодействия и общения является также" рабочая модель себя". При позитивной модели у ребенка формируется инициативность, самостоятельность, уверенность и уважение к себе, а при негативной - пассивность, зависимость от других, неадекватный образ Я. Устойчивость типа привязанности Сформированная в первые годы жизни первичная привязанность к близким является достаточно устойчивой. Большинство детей демонстрирует этот же тип привязанности в школьном возрасте в контактах со сверстниками. Так, дети с безопасной привязанностью проявляли больше самостоятельности, социальной компетентности во взаимодействиях со сверстниками в раннем, дошкольном возрасте и начальной школе. Кроме того, они лучше адаптировались к новым воспитателям, учителям, проявляли больше активности и ответственности. В межличностных отношениях взрослых людей также можно увидеть характерные черты первичной привязанности. В исследовании, направленном на изучение возможных связей между типом привязанности к матери и эмоциональными отношениями в любви у взрослых была выявлена определенная преемственность эмоциональных и поведенческих паттернов (Hazan & Shaver 1987 ). Так, безопасная привязанность к матери в раннем детстве оказалась связанной с переживанием счастья, дружбы и доверия, небезопасная привязанность избегающего типа - со страхом близости, эмоциональными взлетами и падениями, а также ревностью, а небезопасная привязанность тревожно-сопротивляющегося типа - с навязчивой поглощенностью любимым человеком, желанием тесного союза, эмоциональными крайностями и ревностью . Последующее исследование, проведенное с учащимися колледжа, подтвердило характер этих взаимосвязей. При этом было выявлена зависимость между типом привязанности и характером самоописания. Например, испытуемые с безопасной привязанностью, считали, что с ними легко общаться и большинство окружающих им симпатизирует, в то время как при небезопасной привязанности тревожно-сопротивляющегося типа испытуемые говорили о том, что сомневаются в себе, другие их часто не понимают и недооценивают. Испытуемые с небезопасной избегающей привязанностью по своим ответам располагались между этими двум группами, но ближе к последней. . В дальнейших исследованиях было показано, что тип привязанности оказывает очень широкое воздействие на взаимоотношения человека с другими людьми и на его самооценку (Feeney & Noller 1990 г.). Кроме того, была выявлена связь качества привязанности с отношением к работе у взрослых людей. Так, испытуемые с надежной, безопасной привязанностью и на работе чувствуют себя уверенно, они не бояться сделать ошибку и не позволяют, чтобы личные отношения сказывались на их работе. Испытуемые с избегающим небезопасным типом привязанности стараются избегать социальных взаимодействий и как правило не удовлетворены своей работой, а испытуемые с тревожно сопротивляющимся типом привязанности на работе очень сильно зависят от похвалы, у них отмечается выраженный страх отвержения, а их деятельность зависит от личных отношений.(Hazan & Shaver 1990). В последние 10 лет влияние привязанности на самые разные сферы человеческих взаимоотношений исследуется очень интенсивно. Получены данные о влиянии эмоциональных связей с матерью на выбор партнера и стабильность любовных отношений (Kirkpatrick & Davis 1994 ), развитие депрессии у взрослых и трудности межличностных отношений (Bartholomew & Horowitz ), то как индивиды справляются с кризисом . Нарушения привязанности Если особенности раннего опыта взаимодействия с матерью влияют на развитие ребенка, то что происходит в том случае, когда мать отсутствует или разлучается с ребенком на какой-то период? Отвечая на этот вопрос, Боулби, основываясь на результатах многочисленных исследований подчеркивал, что прерывание отношений в диаде, отделение ребенка от матери на первом году жизни приводит к серьезным негативным последствиям для его дальнейшего психического развития. . Можно выделить краткосрочные и долгосрочные последствия разлуки. В случае краткосрочной разлуки с матерью у детей старше 9 месяцев отмечается определенная эмоциональная травма. Прежде всего, у ребенка наблюдается ярко выраженный протест, который затем сменяется отчаянием. После периода отчаяния наступает период относительного спокойствия, безразличия, когда ребенок не проявляет интереса к матери, даже в ее присутствии. Сотрудники приютов обычно рассматривают эту фазу как позитивную, свидетельствующую об адаптации ребенка к новым условиям. Однако Боулби делает иное заключение, полагая, что внешнее спокойствие ребенка является защитной формой поведения, свидетельствующей не об адаптации, а о продолжающемся стрессе. Дальнейшие исследования эффекта краткосрочной разлуки ребенка с матерью показали, что при адекватной замене матери другим близким человеком, (другой фигурой привязанности), последствия могут быть сглажены. С другой стороны, помещение ребенка в приют и последующая депривация могут усилить негативные последствия разлуки, существенно повлиять на дальнейшее психическое развитие ребенка. Долгосрочный эффект нарушения привязанности при отсутствии матери изучался у детей, с рождения воспитывающихся в приюте. Хорошо известны работы Шпица , Голдфарба , в которых были выявлены существенные задержки в когнитивном и социально-личностном развитии детей, воспитывающихся в домах ребенка. Однако в этих работах трудно разделить эффект воздействия ранней разлуки с матерью и влияние условий жизни в приюте. В исследование детей, воспитывающихся в лондонском приюте, где персонал стремился создать дружелюбную атмосферу, а также стимулировал познавательное развитие воспитанников, у детей не было обнаружено отставания в когнитивном и вербальном развитии. Однако они демонстрировали небезопасную привязанность к воспитателям, которые хотя и были дружелюбны и внимательны, но часто сменялисью. Исследование, проведенное в Греции в приюте, где у каждого ребенка был постоянно ухаживающий взрослый, а число взрослых, контактирующих с детьми, было ограничено, показало, что у детей сформировалась устойчивая привязанность к близкому взрослому. Это позитивно повлияло на когнитивное и социальное развитие детей. Одно из наиболее известных исследований влияния разлуки с матерью в раннем детстве на последующее развитие было проведено М. Раттером . В исследовании приняли участие 89 женщин в возрасте 20 лет, переживших в раннем детстве разлуку с матерью и помещенных на несколько лет в приют. По сравнению с контрольной группой в ранней юности у них отмечалось больше личностных расстройств, неудач в межличностных отношениях, а также противоправных действий. Кроме того, у них был выявлен низкий уровень взаимодействия со своими детьми. Однако, определенная часть молодых матерей из этой группы демонстрировали хорошее качество ухода за детьми и высокий уровень взаимодействия, при более позитивных социальных установках. Таким образом, результаты показали, что разлука с матерью в раннем детстве является фактором риска, но не определяет полностью перспективы социально-личностного развития.. В последние годы в рамках клинической психиатрии раннего возраста описаны диагностические критерии расстройства привязанности. В МКБ -10 нарушения привязанности описаны в разделе "Поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте". Критериями расстройства привязанности согласно МКБ-10 являются 1. возраст до 5 лет; 2. неадекватные или измененные социально-родственные отношения, вследствие: • недостатка возрастного интереса ребенка к контакту с членами семьи или другими людьми: • реакция страха или чрезмерной чувствительности в присутствии незнакомых людей, не исчезающая при появлении матери или других родственников; 3. неразборчивая общительность (фамильярность, пытливые вопросы и т.д.) 4. отсутствие соматической патологии, умственной отсталости, симптомов раннего детского аутизма. Возникновение расстройства привязанности возможно начиная с 8 месячного возраста. К патологическому относят двойственный тип привязанности, т.е. небезопасную привязанность тревожно-сопротивляющегося типа. Небезопасная привязанность избегающего типа рассматривается как условно-патологическая. Выделяют два типа расстройства привязанности - реактивное и расторможенное. Реактивное расстройство привязанности проявляется аффективными нарушениями в ответ на изменение окружающих условий жизнедеятельности, но особенно ярко выступает в ситуации расставания с близкими взрослыми. Для таких детей характерна боязливость, повышенная настороженность в присутствии незнакомых людей, не исчезающая при утешении матери. Дети избегают общения, в том числе со сверстниками. Расторможенное расстройство привязанности проявляется в неизбирательной прилипчивости к взрослому ребенка 2-4 лет. Такие патологические, с точки зрения клинической психиатрии, типы привязанности могут привести к искажениям в социально-личностном развитии ребенка, будут затруднять его адаптацию к дошкольному учреждению, школе, в будущем повлияют на успешность межличностных отношений, установление эмоциональных связей в собственной семье. Каковы же причины нарушения привязанности? Прежде всего, это отсутствующая или недостаточная родительская поддержка в раннем возрасте, искажение нормальных связей между младенцем и матерью. В ряде исследований показано, что матери переживающие стресс, при плохой социальной поддержке, с хронической усталостью не способны устанавливать с ребенком адекватных взаимоотношений, способствующих его развитию. Хроническая усталость, стрессы часто приводит к послеродовой материнской депрессии. Взаимодействие депрессивной матери с младенцем отличается низкой эмоциональной вовлеченностью и приводит к формированию небезопасной привязанности тревожно-сопротивляющегося типа. В заключение отметим, что в зарубежной психологии изучение формирования и развития привязанностей в онтогенезе является одним из приоритетных направлений исследований. Привязанность понимается как базисное образование, оказывающее влияние на психическое и личностное развитие ребенка.
«Исследования привязанности ребенка к взрослому в зарубежной психологии» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 767 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot