Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Политология
Лекция 4
Институты представительства и согласования
интересов . Политические партии
РАНХиГС, 2018
Институты представительства
интересов
Политическая сфера представляет собой арену для
столкновения и борьбы групповых интересов. Эта борьба
вызвана различиями в потребностях конкурирующих
социальных групп и их стремлением к наиболее полной
реализации своих целей.
Институты политической системы, выполняющих функцию
представительства интересов:
парламент,
политические партии,
лоббизм,
корпоративизм и неокорпоративизм,
средства массовой информации.
Политическая партия
Политическая партия – это институт, который выражает интересы
определенной социальной группы и идеологию, и стремится к
государственной власти для их реализации.
Партия – это добровольное объединение людей определённой
идейно-политической ориентации, стремящихся завоевать
государственную власть или участвовать в её осуществлении для
реализации интересов тех или иных социальных групп и слоёв
населения;
Партия - это основной «посредник между обществом и
правительством».
Специфика партии как политического института заключается в том,
что она не только формулирует специфические социальные
интересы, но и стремится к их реализации через государственные
органы власти. Именно поэтому партии и их кандидаты становятся
основными участниками политической борьбы и политической
конкуренции в демократической политической системе.
Возникновение партий
Согласно Максу Веберу, политические партии прошли три ступени развития:
аристократические котерии (кружки),
политические клубы,
массовые партии.
В конце 1670-х годов парламентская оппозиция оформилась в партию вигов, а
сторонники короля получили название тори. Первоначально эти названия
были просто насмешливыми кличками. Слово «тори» обозначало ирландских
партизан-католиков, а «виги» - шотландских пресвитериан. Партия вигов
опиралась на новое дворянство и буржуазию, а тори – на феодальное
дворянство, королевский двор, чиновников. Первой массовой политической
партией была либеральная партия в Англии (основана в 1861 г.).
Демократическая партия США оформилась в 1828 г. Одна из двух главных партий
США, образующих двухпартийную систему. Является одной из старейших и,
возможно, самой старой политической партией в мире. Её неофициальный
символ – осёл (символ упрямого преодоления препятствий), её цвет – синий.
Вторая партия США – Республиканская (Grand Old Party, GOP) была основана в
1854 г. Неофициальный символ партии – слон, «партийный» цвет – красный.
Политические движения
Политическое движение – организация, представляющая
солидарную активность граждан, направленную на
достижение какой-либо значимой политической цели.
Добровольное, самоуправляемое формирование, созданное
по инициативе людей снизу, объединившихся на основе
общности интересов для осуществления общих целей.
Движение, как правило, структурно не оформлено. При
общности интересов в нем могут быть разномыслящие люди.
В движении наличествует широкий, массовый и подвижный
состав участников, широкая социальная база,
организационная, идейная и духовно-ментальная рыхлость и
нестабильность его участников .
Общественно-политическое
движение
Согласно Федеральному закону от 14 апреля 1995 г,
"общественным движением является состоящее из
участников и не имеющее членства массовое
общественное объединение, преследующее
социальные, политические и иные общественно
полезные цели, поддерживаемые участниками
общественного движения«
Становление общественно-политического
движения отражает факт возникновения
гражданского общества, являющегося базисом всех
демократических преобразований человека,
общества и государства.
Основные отличия
партии от движения
Идейно-политическая ориентация движений гораздо шире и
менее определённа;
Цели намного уже и конкретнее, в движениях могут
участвовать люди, отличающиеся друг от друга
политическими взглядами, но имеющие согласие по
конкретной политической цели ;
В движениях отсутствует единая программа и устав;
Движение не имеет сильного центра, единой структуры,
дисциплины, основой движения является солидарность и
добровольность их участников;
Движение отличается непостоянством участников и не имеет
фиксированного членства;
Движения стремятся воздействовать на власть, но сами, как
правило, её не добиваются.
Функции
политической партии
Внутренние функции:
набор членов,
пополнение партийной кассы,
регулирование имущественных и других отношений между первичными структурами,
партийной элитой и рядовыми членами партии.
Внешние функции:
борьба за завоевание и использование политической власти,
коммуникация (взаимосвязь власти и гражданского общества),
отбор и рекрутирование политических лидеров и элит,
согласование собственных интересов, целей, программ с другими участниками
политического процесса,
осуществление политической социализации граждан, согласование разнородных
социальных интересов,
разработка вариантов политического курса,
выдвижение кандидатов на выборах,
представительство интересов социальных групп в органах власти,
пополнение рядов своих сторонников.
Способы осуществления функций
Выдвижение партией своих кандидатов на
выборах в законодательные органы
государства и борьба за их избрание.
Участие в формировании правящей элиты,
представительных и исполнительных
органов власти, подборе и расстановке
управленческих кадров.
Формирование общественного мнения,
проведение информационной политики.
Политическая партия
Организационная структура
политической партии
В организационной структуре партии выделяется три уровня.
Низший уровень - социальная база партии : избиратели,
голосующие за данную партию и ее представителей на
выборах, но официально не являющиеся ее членами.
Средний уровень - первичные ячейки партии,
формирующиеся, как правило, на основе избирательных
округов, состоящие из партийных активистов. Их основной
целью является мобилизация рядовых избирателей на
выборах. Общее руководство осуществляет партийный
аппарат, работающий на профессиональной основе.
Высший уровень - включает в себя партийных представителей,
находящихся в структурах государственной власти. Это своего
рода партийная элита, которая одновременно может являться
частью административной и политической элиты.
Вопрос
Зачем вступают в партию?
Зачем вступают в партию?
Коллективные стимулы связаны с необходимостью
индивида в обретении групповой идентичности,
чтобы найти себе подобных, избавиться от
одиночества, почувствовать сопричастность к
единомышленникам. На коллективные стимулы
значительное воздействие оказывают
идеологические предпочтения.
Селективные стимулы связаны со стремлением
индивида к извлечению определенной выгоды от
активной партийной деятельности.
Типы партий
Типы партий
По происхождению партии подразделяются на парламентские и
внепарламентские.
Парламентские партии – это объединения, стремящиеся к победе на
выборах в представительные органы власти.
Внепарламентские партии оценивают деятельность
представительных органов власти и борьбу за депутатские мандаты
как второстепенные. Их происхождение связано с развитием
массовых движений и расширением политического участия рабочего
класса.
В зависимости от положения в политической системе партии делятся на
правительственные и оппозиционные.
Правительственные - играют ведущую роль в формировании
правительства.
Оппозиционные - представляют интересы политического
меньшинства, сосредоточиваются на критике правящих партий и
проводимой политике.
Типы партий
С точки зрения характера организации партии разделяют на кадровые и
массовые.
Кадровая партия, по мнению французского социолога М. Дюверже, –
это группировка известных людей для подготовки выборов,
проведения избирательных кампаний, контактов с избирателями.
Массовые партии – это хорошо организованные объединения,
основными признаками которых являются: широкое, активное
членство, определенные идеология и мировоззрение. Для нее
характерны строгая дисциплина, неукоснительное соблюдение
устава и программы ее приверженцами.
В соответствии с идеологическими ориентациями выделяют
либеральные, консервативные, коммунистические,
социалистические, фашистские и неофашистские партии.
Иногда в качестве критерия типологизации партий выбирают их
программные установки. В этом случае партии подразделяются на
крайне левые, левые, центристские, правые и крайне правые.
Типология политических партии
Существуют и другие типологии партий:
по принципу преследуемых целей – патронажные, ориентирующиеся
на практическую целесообразность действий, и идеологические,
отстаивающие свою идейную чистоту,
по принципу доминирующих целей и средств – консервативные
(традиционалистские) и революционные,
по принципу целей и политических ориентаций – коммунистические,
социал-демократические и либеральные,
по принципу взаимосвязи партии со своей социальной базой –
авангардные (нового типа), парламентские и лейбористские,
по принципу отношения к правящему режиму – легальные и
нелегальные; правящие и оппозиционные; партии-лидеры и партииаутсайдеры; правящие монопольные и правящие в составе коалиции.
Типы партийных систем
Типы партийных систем
Под партийной системой понимается механизм конкуренции и взаимодействия
партий в борьбе за власть и в процессе ее осуществления. Выделяются
однопартийные, двухпартийные и многопартийные системы.
Основополагающим признаком однопартийной системы является монополия
одной партии на власть. Подобные системы могут существовать при
тоталитарных и авторитарных режимах. Однопартийные системы
подразделяются на «реально» однопартийные, т. е. те, в которых существует и
правит одна-единственная партия, и «искусственно» или формально
многопартийные, где, несмотря на существование нескольких партий, власть
контролируется партией-гегемоном. Подобная система существовала во
многих странах Восточной Европы до 1989–1990 гг.
Двухпартийная система характеризуется постоянной конкуренцией между
двумя основными партиями. Именно эти партии оказывают решающее
влияние на избирателей. Остальные партии не имеют сколь-нибудь
значительного политического веса. Подобная партийная система существует
в США и Великобритании.
Типы партийных систем
Многопартийная система отличается политической конкуренцией
нескольких партий. В зависимости от количества партий выделяются
партийные системы умеренного (от 3 до 5) и крайнего (от 6 и более)
плюрализма, и ни одна из них не может самостоятельно находиться у
власти. В результате возникает необходимость формирования
коалиций как для формирования правительства, так и для
внутрипарламентской деятельности.
Простой подсчет количества партий не всегда позволяет судить о
типе партийной системы. В многопартийной системе могут
существовать партии с антисистемной ориентацией.
Поляризованные партийные системы характеризуются
существованием влиятельных партии внесистемной оппозиции, а
неполяризованные, наоборот, – консенсусом между наиболее
влиятельными партиями относительно основных политических норм
и «правил игры».
Становление
многопартийности в России
В России многопартийность стала развиваться с начала 90-х гг. XX в.
Этапы становления партийной системы в России:
этап формирования предпосылок с 1988 по 1993 г.;
этап формирования партийной системы соревновательного
(конкурентного) типа с 1993 по 2000 г.;
этап формирования и функционирования партийной системы
доминантного типа (с 2000 г.).
В 2000 году в России было зарегистрировано 64 партии, которые имели
право принимать участие в выборах.
В результате принятия в 2001 году Федерального закона «О
политических партиях», внесения изменений в избирательное
законодательство, осталось 7 партий.
4 апреля 2012 г. в России вступил в силу новый Федеральный закон №
28-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О политических
партиях»». Закон серьезно поменял существовавшую до того систему
партийного строительства и порядок регистрации политических партий
в сторону либерализации.
Становление
многопартийности в России
Становление
многопартийности в России
Становление
многопартийности в России
Партия власти
«Партия власти» («Выбор России», «Наш дом – Россия»)
начиная с 1993 г. выполняла роль ядра партийной
системы; она с большим или меньшим успехом
представляла в первую очередь интересы власти.
С 2000 г. формируется партийная система с «партией
власти», преобладающее положение которой в
партийной системе обеспечивается административным
ресурсом. Складывается партийная система с
доминирующей партией – «Единой Россией», слабо
представляющая многообразие общественных
интересов и выражающая в первую очередь интересы
политической и экономической элиты России.
О партиях
Бенджамин Дизраэли (1804-1881),
английский государственный деятель и писатель:
«Партия есть организованное общественное мнение».
Дуайт Морроу (1873-1931),
американский политик и дипломат :
«Партия, которая объявляет своей заслугой дождь, не должна
удивляться, когда ее обвиняют в засухе».
Джордж Сэвил Галифакс (1630-1695) ,
английский государственный деятель :
«Большинство людей идут в партию по невежеству, а выйти не
могут от стыда».
Вильгельм Швебель, немецкий публицист:
«Серьезная политическая партия осуждает всякую подлость,
если она не включена в программу партии».
Политическое поведение
Политическое поведение – это совокупность реакций социальных
субъектов (социальных общностей, групп, личностей и т. п.) на
деятельность политической системы. Политическое поведение
можно подразделить на политическое участие и абсентеизм.
Политическое участие – это деятельность граждан, целью которой
является влияние на функционирование политической системы,
формирование политических институтов и процесс выработки
политических решений. Американские политологи С. Верба и Н. Ни
подчеркивают, что политическое участие – «это прежде всего
инструментальная активность, посредством которой граждане
пытаются влиять на правительство таким образом, чтобы оно
предпринимало желаемые для них действия». К политическому
участию можно отнести действия по делегированию полномочий
(электоральное поведение); активистскую деятельность,
направленную на поддержку кандидатов и партий в избирательных
кампаниях; посещение митингов и участие в демонстрациях; участие
в деятельности партий и групп интересов.
Политическое поведение
Под абсентеизмом понимается уклонение от участия в политической жизни (в
голосовании, избирательных кампаниях, акциях протеста, деятельности
партий, групп интересов и т. п.), утрата интереса к политике и политическим
нормам, т. е. политическая апатия. Абсентеистский тип поведения существует
в любом обществе, однако его рост свидетельствует о серьезном кризисе
легитимности политической системы, глубоком кризисе ее норм и ценностей.
К причинам, обусловливающим абсентеизм, относятся: доминирование у
личности норм субкультуры при почти полном вытеснении общепринятых
норм культуры. В результате личность воспринимает мир, находящийся за
рамками «своей» субкультуры, как чуждый и/или иллюзорный.
Политическая апатия может проистекать из чувства собственной
беспомощности перед лицом сложных проблем, недоверия к политическим
институтам, ощущения невозможности хоть как-то повлиять на процесс
выработки и принятия решений.
Высокая степень удовлетворения личных интересов также может вести к
утрате интереса к политике. С точки зрения некоторых политологов,
способность личности самостоятельно справляться со своими проблемами,
частным образом отстаивать свои интересы может порождать ощущение
ненужности политики.
Типы политического участия
Типы политического участия
Американский политолог А. Марш разделил политическое участие на две
основные формы: конвенциональное и неконвенциональное (протестное),
выделив следующие его типы: пассивное, конформистское, реформистское и
активистское.
Конвенциональное участие – форма политического участия,
характеризующаяся соответствием политической деятельности нормам
политической системы.
Неконвенциональное участие – форма политического участия,
характеризующаяся несоответствием политической деятельности
существующим в политической системе нормам (несанкционированные
митинги, демонстрации, бойкоты, голодовки, захват помещений, заложников
и т. п.).
Пассивное участие характеризуется сохранением интереса к политической
информации и полной политической апатией.
Конформистское участие характеризуется поддержкой существующей
политической системы и ее решений и действий «по привычке»,
безотносительно к собственным интересам, в силу того, что так поступает
большинство граждан.
Типы политического участия
Реформистское и активистское участие – формы протестного поведения.
Реформистское участие ставит своей целью постепенное улучшение политической
системы и влияние на власть с целью реализации своих интересов.
Активистское участие носит более радикальный характер и ориентировано на
качественные изменения в политической системе. По методам политической
деятельности оно может относиться как к конвенциональной, так и нековенциональной
форме политического участия.
Политическое участие часто подразделяют на автономное и мобилизационное.
Автономное участие – это свободная добровольная деятельность индивидов,
преследующих личные и групповые интересы.
Мобилизационное участие имеет принудительный характер. Стимулами политической
активности становятся страх, административное принуждение, традиции и т. п. Как
правило, мобилизационное участие направлено исключительно на поддержку
политической системы, и его целью является демонстрация преданности правящей
элите, всенародного единства и одобрения проводимой политики. Подобное участие ни
в коей мере не является средством реализации групповых интересов. В определенном
смысле его можно назвать квазиучастием.
Социальные факторы влияют на характер политического участия. На политическую
активность влияет образование, по мере роста которого возрастает политическая
активность. Возраст также связан с выбором форм политического участия. Молодые в
большей степени склонны к радикальным формам политического участия, а в зрелом
возрасте наблюдается конформистское поведение.
Лоббизм
Лобби́зм (англ. lobbyism, от англ. lobby — кулуары) — давление на парламентарии путём
личного или письменного обращения либо другим способом (организации массовых
петиций, потока писем, публикаций, подкупом) со стороны каких-либо групп или частных
лиц, цель которого — добиться принятия или отклонения законопроекта.
Лоббизм' (то же что и "лоббирование") – институт политической системы, представляющий
собой процесс по продвижению интересов частных лиц, корпоративных структур (а также
представляющих их профессиональных лоббистских фирм и общественных организаций)
в органах государственной власти, с целью добиться принятия выгодного для них
политического решения.
Целенаправленное воздействие групп интересов на органы власти с целью реализации
специфических интересов, с использованием неформальных коммуникаций в органах
власти.
Лоббизм делится на формальный и неформальный.
В Соединенных Штатах лоббизм осуществляется в соответствии с принятой в 1789 году
первой поправкой к Конституции, гарантирующей, в частности, право граждан
обращаться в официальные органы с жалобами. В 1876 году был принят закон, согласно
которому все, осуществляющие лоббистскую деятельность, обязаны были заявить о себе
и официально зарегистрироваться в нижней палате парламента — палате
представителей (the House), у клерка нижней палаты парламента (the clerk of the House).
Методы лоббизма
Виды лоббизма
В соответствии с целями, преследуемыми группами интересов, лоббизм может
подразделяться на экономический, социальный, социокультурный.
Исходя из сфер деятельности различают отраслевой и региональный.
В зависимости от объектов лоббирования выделяют:
Парламентский . (Нацелен на принятие законов, удовлетворяющих
определенные групповые интересы. Поэтому основными методами
лоббирования здесь выступают работа в парламентских комитетах и
комиссиях по разработке законопроектов, а также дебаты и слушания в
парламенте. Главными лоббистами являются депутаты и служащие
парламента, а также эксперты, привлекаемые к разработке проектов законов.
В свою очередь депутат, лоббирующий интересы определенной группы,
рассчитывает на ее финансовую и организационную поддержку в период
выборов.
президентский,
Правительственный. (Лоббируя интересы той или иной корпорации,
высокопоставленный чиновник питает надежду на то, что после ухода в
отставку он сможет занять в ней один из ведущих постов).
Виды лоббизма
По отношению к политической системе классифицируют:
лоббизм внешний (давление оказывается на органы власти со
стороны). К внешним лоббистам относятся многочисленные
лоббистские организации: юридические фирмы, агентства по связям
с общественностью, различные консультативные бюро, ассоциации
бизнеса и т. п. В этих фирмах, как правило, работают специалисты и
эксперты, имеющие опыт взаимоотношений с органами
государственной власти, знающие все тонкости механизмов
принятия решений и имеющие возможности влияния на принятие
этих решений. Фирмы предоставляют полный спектр услуг для своих
клиентов – от информационной поддержки до организации
лоббистских кампаний.
внутренний (когда представители заинтересованных групп –
депутаты парламента, члены правительства, окружение президента,
президент – «вписаны» в политические институты). Внутренний
лоббизм осуществляется политиками, лоббирующими групповые
интересы внутри государственных органов власти (см.
парламентский и правительственный лоббизм).
Корпоративизм
и неокорпоративизм
Корпоративи́зм (от лат. corpus — тело; иногда встречается
корпорати́зм — калька с англ. corporatism) — политическая теория,
согласно которой элементарными ячейками общества являются
определённые социальные группы, а не отдельные лица.
Изначально внимание корпоративизма фокусировалось
преимущественно на общественных организациях, объединяющих
представителей работников и собственников частных предприятий
из определённого сектора экономики для координации действий в
этом секторе и разрешения конфликтов.
Неокорпоративизм– это демократический институт
представительства и согласования интересов трех субъектов –
государства, предпринимателей и наемных работников,
характеризующийся навязыванием государством остальным
участникам «переговорного» процесса приоритетов и ценностей,
выводимых из общенациональных интересов; институт
межкорпоративного взаимодействия, субъекты которого несут
взаимные обязательства по выполнению взаимных соглашений.
СМИ как политический
институт
СМИ как политический
институт
Медиаполитическая система – это система государственных и коммерческих
электронных и печатных СМИ, формирующих политико-информационное
пространство общегосударственного и регионального уровня.
Первый уровень состоит из электронных всероссийских СМИ (телевидение и
радио), формирующих российское информационное пространство.
Большинство из них находятся в собственности государства, некоторые
контролируются частным капиталом.
Второй уровень – печатные и электронные СМИ всероссийского,
межрегионального и регионального масштаба – представляют коммерческие
издания, теле– и радиокомпании. К ним можно отнести всю деловую
периодику, а также коммерческие теле– и радиостанции, имеющие выходы в
регионы, но не являющиеся общенациональными по охвату аудитории.
Коммерческие масс-медиа теоретически не являются частью
медиаполитической системы, но в ряде случаев интегрируются в нее (в
условиях выборов, конкретных информационных кампаний). Для
медиаполитической системы коммерческие СМИ играют роль среды, которая
может либо способствовать затуханию информационных кампаний (эффект
«подушки»), либо выступать резонатором, многократно увеличивая их
эффективность.
СМИ как политический институт
Третий уровень системы – региональные электронные и печатные
СМИ, которые, как правило, хотя и не всегда, находятся под
контролем местных администраций или (намного реже) крупных
региональных корпораций. В этом отражается не только
традиционный для России характер взаимоотношений прессы и
власти – имеет значение и реальное распределение власти в
регионах, зачастую более автократичных, чем российская
политическая система в целом.
Четвертый уровень информационной системы – Интернет. Это
огромный набор коммуникационных каналов, которые также могут
использоваться медиаполитической системой.
Медиаполитическую систему можно структурно разделить на
общероссийские группы СМИ и региональные информационные
системы.
СМИ как политический
институт
Регулирование СМИ
Существуют три модели регулирования.
Первая модель (государственного регулирования) представляет
собой иерархическую систему управления средствами массовой
информации из единого центра (Советский Союз). Финансирование
деятельности СМИ при такой модели целиком производится за счет
бюджетных средств, одновременно осуществляется государственный
контроль над содержанием передач и публикаций.
Основной недостаток данной модели состоит в том, что управление
СМИ является прерогативой монополии в лице государства, а любая
монополия неизбежно приводит к ограничению свободы выбора для
потребителей информации и свободы доступа к эфиру и печати для
всех тех, кто имеет альтернативную точку зрения. Преимущество
модели (в ее советском варианте) заключалось в том, что она в
большей степени, чем две другие, отдавала приоритет в вещании и
публикациях целям развития образования и просвещения
населения.
Регулирование СМИ
Вторая модель (рыночная) предполагает статус вещателей и издателей как обладателей
прав частной собственности на те или иные СМИ. Они получают все права, связанные с
обладанием частной собственностью. Собственники не несут никаких обязательств
перед публикой, они удовлетворяют интересы общества настолько, насколько это
соответствует их цели получить коммерческую прибыль. Роль государства при этом
сводится к роли арбитра в конкурентной борьбе множества частных интересов за
использование такого ценного информационного ресурса, как частота вещания.
Третья модель (доверительного управления общественной собственностью и
социальной ответственности) базируется на том, что СМИ (главным образом
электронные) представляют собственность общества и национальное достояние.
Такая модель получила свое осуществление в странах Европы. Здесь была создана
система регулирования СМИ, основанная на трех принципах: а) общественное
финансирование через абонентскую плату и подписку; б) общественный контроль через
специальные органы – общественные советы; в) общественный характер редкого ресурса
– частот вещания, которые общество сдает коммерческим каналам в доверительное
управление на основе лицензирования.
В рамках этой модели интересы вещателей, общества и государства согласуются
следующим образом: вещатели уполномочены осуществлять доверительное управление
вещательным пространством от имени и во благо общества, а государство гарантирует и
защищает общественные интересы.
Домашнее задание
Написать эссе на тему:
«Почему мы живем так, как живем?»,
ориентируясь на приведенные выше
рейтинги.
• Объем – 3-5 стр.
• Отправить на почту преподавателю.
Политология
Спасибо за внимание!