Институт уполномоченных по защите прав личности
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия» Программа дисциплины «Конституционные основы защиты прав человека в РФ» для направления подготовки 40.04.01 Юриспруденция
План-конспект лекционного занятия на тему:
Институт уполномоченных по защите прав личности
Барнаул 2021 г.
Содержание
Введение.. 3
План лекционного занятия 4
Вопросы для дискуссии.. 14
Рекомендуемые источники и литература 15
План-конспект лекционного занятия на тему:
Институт уполномоченных по защите прав личности
Тема лекционного занятия посвящённая конституционно-правовому институту уполномоченных по защите прав личности является частью науки Конституционного права. В ходе данной лекции студентам будет предоставлена историческая справка о формировании института уполномоченного по защите прав личности в иностранных государствах в общем и России в частности, рассмотрены предпосылки возникновения данного института, а также его современные характерные особенности, административно-исполнительные инструменты реализации данного института.
Лекционное занятие по теме помогает сформировать первичное представление о данном конституционно-правовом институте, определить его место и роль в современных правовых государствах. Кроме того, лекционное занятие не предполагает исключительного участия в процессе обучения и конкретного лекционного занятия только лишь преподавателя. Именно поэтому с помощью преподавателя посредством вопросом и инициацией высказывания различных подходов и мнений со стороны студентов, последние более эффективно вовлекаются в учебный процесс, принимают активном участие в обсуждении и разборе вопросов в рамках данной темы.
Цель лекционного занятия-формирование основы тех знаний, необходимых студентов для направления их подготовки, а также формирования общих представлений о данном правовом институте, его правовой и административной основе функционирования.
Задачи лекционного занятия:
1) формирование и закрепление теоретических знаний по данной тематике;
2) обозначение незакрытых вопросов в ходе лекционного занятия, разрешение и ответ на которые послужит дополнительным заданием для студентов на семинарское занятие;
3) всесторонний анализ тематики, формирующий навыки к работы студента литературой исторического, научного, аналитического и иного характера;
4) изучение проблематики вопроса и формирование личной точки зрения студентов;
Форма проводимого лекционного занятия- лекция-дискуссия. В рамках данной формы помимо исключительного преподнесения материала преподавателем студентам, первый инициирует вопросы для размышления группы. Вопросы при этом не всегда носят конкретный и однозначный характер ответа, в связи с чем повышается заинтересованность участи студентов в совместном обсуждении вопросов как в системе учебного взаимоотношения «студент-преподаватель», так и «студен-студент», в связи с в последнем случае может возникнуть полноценная дискуссия с элементами проявления логики, оперирования фактами, данными и т.д.
Самоконтроль и критерии оценки работы студентов определяются уже по окончанию семинарского занятия, следующего после лекционного занятия.
При этом по результатом проведения лекции, преподаватель имеет возможность выделить особо вовлечённых и активных студентов, участвовавших в обсуждении, отвечавших на вопросы, а также всячески конструктивно и добросовестно подходил к образовательному процессу в ходе лекционного занятия.
План лекционного занятия:
Сущность и природа института Уполномоченного по правам человека
ООН определяет права человека как права людей исходя из его сущностной природы и не представляет человека как такового без его естественных прав. Права человека также называют "общим языком народа". Когда вас несправедливо обвиняют в чем-то, в принадлежности к какой-либо национальности, религии или расы, это таким же образом противоправно, в ровной мере как и иные нарушения прав человека имущественного и неимущественного характера . Мы все должны сопротивляться тому, чтобы нам говорили, как думать и во что верить. Мы все хотим открыто выражать свое мнение и свободу выбора.
Как вы знаете, угрозы правам человека могут исходить из двух источников. Это государство и сами общество.
Сегодня права человека в той или иной мере защищены в большинстве правовых государств мира, а универсальный правозащитный механизм, который сейчас находится в большинстве стран мира, - это орган Комитета по правам человека или Омбудсмена, появившийся в мире около 200 лет назад.
Определение понятия и сущности института омбудсмена , рассматривающего жалобы граждан на злоупотребление бюрократической идентичностью, дает Энциклопедия Британии от 1972 года: Омбудсмен - это независимое должностное лицо, которое занимается рассмотрением жалобам граждан на должностных лиц. Большая часть его работы связана с жалобами на мошенничество или злоупотребления со стороны сотрудников полиции, прокуроров или судей в связи с такими вопросами в жилищной сфере, по вопросам, сборов и налогов, участие в выборах, по вопросам выплаты пособий.
После рассмотрения жалобы омбудсмен может отказаться от исполнения требований, указанных в заявлении или жалобе, указав при этом в своём акте обоснование на это с ссылкой на норму закона. Кроме того Уполномоченным по правам человека могут быть найдены иные пути исправления ситуации путем убеждения, раскрытия события, либо, в редких случаях, рекомендации уголовного преследования.
В Швеции данный институт по праву считается родиной органа, Комиссии по правам человека, которая в тринадцатом веке была выбрана агентом для сбора штрафов от имени пострадавшей стороны с преступников, совершивших убийство. Такие люди дословно назывались посредниками и в эпоху абсолютной монархии Посредниками были люди, которые были призваны контролировать деятельность чиновников и судей перед верховной властью. С принятием Закона об иммиграции омбудсмен начал осуществлять контроль за деятельностью парламента в соответствии с конституцией Швеции 1809 года.
До Второй мировой войны институт Уполномоченного по правам человека была дикостью для всего мира. Но после Второй мировой войны он пережил мощное переосмысление и связано с необходимостью создания новых механизмов защиты прав и свобод человека. В то же время Всеобщая декларация прав человека от 1948 год, Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 1965 год, Международный пакт о гражданских и политических правах от 1966 год , Международный пакт об экономических, социальных и культурных правахот 1966 год, Конвенция о правах ребенка от 1989 год и другие международные правовые акты, принятые международными организациями и многими государствами мира в целях правовой защиты и обеспечения уважения прав и свобод человека стали предпосылкой к внедрению данного института в правовые системы многих стран-участников данных соглашений и конвенций международного характера.
На сегодняшний день это своего рода международный кодекс или свод законов, который содержит несколько соглашений и определяет обязательства правительства и его граждан. Выполняя эти обязательства, субъектами контроля в этой сфере являются не только крупные государственные органы по правам человека, но и международные организации, такие как Комиссия Организации Объединенных Наций по правам человека, Совет Европы и Европейский Суд по правам человека. Институт омбудсмена, выступающего в качестве защитника человеческих прав и интересов со стороны государства, играет важную роль в этом вопросе.
С учетом национальных особенностей государств институт омбудсмана получал различные названия, приведу примеры: Парламентский уполномоченный по делам администрации Великобритании, Медиатор Франции, Комиссар по делам администрации Кипра, Проведор юстиции Португалии, Народный защитник Испании, Национальный омбудсман Нидерландов, Уполномоченный по правам гражданина Польши, Народный правозащитник Республики Хорватии, Адвокат народа Румынии, Парламентский омбудсман Литвы. В России же данный институт и одновременно должностное лицо называется- Уполномоченный по правам человека в РФ.
Характерные признаки и функции Уполномоченного по правам человека
1) независимость;
2) отсутствие у него исполнительной власти;
3) уполномоченный по правам человека не заменяет, а только дополняет существующие правозащитные учреждения,
4) он обеспечивает законность и надлежащий уровень деятельности органов управления, особенно в тех областях, где решения принимаются по свободному усмотрению;
5) он осуществляет посредническую функцию в связи с усилением непонимания гражданами сложности управления. Последнее связано с тем, что, с одной стороны, омбудсман всюду находится на службе защиты прав и интересов граждан перед исполнительными органами как аппаратом власти, с другой стороны, омбудсман может объяснить, разъяснить гражданам необходимое и правильное административное действие, способствовать росту доверия между гражданином и исполнительной властью. В данной функции омбудсман представляет государство на пути от властного к демократическому управлению государственными делами.
Нельзя однобоко говорить о том, что институт Уполномоченного по правам человека является исключительно государственных или гражданским институтом. Более верно будет подметить то, что данный конституционно-правовой и административный элемент также имеет корни от гражданского общества, поскольку его сущность и предназначение- решение спорных ситуаций, возникающих между человеком и государством в лице государственных структур, органов, ведомств, учреждений на федеральном, региональном или местном уровне.
Таким образом, рассматривая с позиции как социального института, то уполномоченный по правам человека так скажем восстанавливает баланс «сил» государства и общества в области защиты прав и свобод. Он оказывает помощь гражданам, побуждая различные институты государства выполнять обязанности в отношении членов гражданского общества. Дублирующая «сеть безопасности» в виде омбудсмана «улавливает» ошибки и вскрывает несправедливости управления, оставшиеся вне поля зрения иных правообеспечительных органов.
Характерной особенностью правозащитной деятельности данного института является то, что в ходе защиты человеческих прав, свобод и интересов, государственный гражданский или муниципальный служащий имеет возможность пользоваться не только исключительно правовыми нормами, но также и принципами правового характера, а также использовать в своей деятельности в той или иной мере общественные категории и идеалы- справедливости, морали и нравственности.
Развитие института уполномоченного по правам человека В России
В истории России данный правовой институт является относительно новым, только формирующимся, а потому имеющим в связи с малым количеством багажа практики некоторые проблемы существования данного института. В целом же в нашем государстве в период монархии, а затем советского строя, по известным идеологическим причинам дистанцировавшегося от европейских интеграционных сообществ и процедур имплементации многих норм международного права в национальное законодательство, конечно, не восприняло названные положения.
Приближающийся Распад СССР и последующее образование Российской Федерации, ставшего на курс демократического государства, ориентированного на правовое развитие и формирование гражданского общества, стало переломным моментом для образования данного института. Основополагающим актом нового демократического государства стала Декларации прав и свобод человека и гражданинаю
Первой государственной правозащитной структурой на федеральном уровне был парламентский Комитет по правам человека, который прекратил свое существование в связи с роспуском Верховного Совета РСФСР в сентябре 1993 г.
Вторым историческим предшественником института Уполномоченного стала Комиссия по правам человека при Президенте РФ, созданная Указом Б.Н. Ельцина также в сентябре 1993 г. В состав Комиссии вошли многие известные правозащитники, общественные деятели, журналисты, юристы. Председателем Комиссии был известный правозащитник Сергей Адамович Ковалев, возглавлявший ранее Комитет по правам человека в Верховном Совете.
Затем данная проблема оказалась в центре внимания при подготовке проектов Конституции РФ. В итоге институту Уполномоченного по правам человека был присвоен статус конституционного. Несмотря на то, что в Конституции РФ нет специальной нормы, посвященной данному институту, упоминание об Уполномоченном по правам человека содержится в пункте «е» части 1 статьи 103 Конституции РФ, который относит к ведению Государственной Думы назначение и освобождение от должности Уполномоченного, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом. После закрепления института на конституционном уровне началась активная работа над проектом Федерального конституционного закона об Уполномоченном по правам человека в РФ.
Говоря о первом Уполномоченном по правам человека в РФ нельзя не отметить, что спустя несколько месяцев после освобождения от должности он сыграл важную роль в спасении заложников, захваченных чеченской военизированной группировкой в одной из больниц г. Буденновска Ставропольского края в июне 1995 г. Бывший Уполномоченный по правам человека в РФ вместе с несколькими депутатами и журналистами стал добровольным заложником взамен захваченных граждан.
После освобождения С.А. Ковалева от должности пост омбудсмана оставался вакантен в течение трех лет. Только в 1998 г. российским федеральным Уполномоченным по правам человека был избран Олег Орестович Миронов. Доктор юридических наук, профессор Миронов стал первым юристом, занимавшим пост уполномоченного по правам человека в России. Миронову в короткие сроки удалось буквально с нуля организовать деятельность аппарата уполномоченного и наладить его активную работу.
Необходимо отметить, что институт омбудсмана в Российской Федерации начал функционировать в сложных социально- экономических условиях, в переломный исторический момент. На фоне общероссийского кризиса, смены общественно-экономической формации, на начальном этапе формирования аппарата, уполномоченные столкнулись с рядом проблем. К примеру, Олег Миронов в своем первом ежегодном докладе написал, что становлению института омбудсмана в России препятствовали правовой нигилизм в обществе, критическое отношение к новому органу ряда государственных служащих, безразличие органов государственной власти и должностных лиц, в обязанности которых входит обеспечение деятельности аппарата уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.
Несмотря на указанные проблемы, за пять лет работы Миронову все же удалось создать первый российский национальный институт для защиты прав человека. В иерархии государственных должностей должность Уполномоченного стала сравнима с должностью Председателя Конституционного суда. Значительно выросло количество работников аппарата Уполномоченного, улучшилось его материально-техническое обеспечение.
Всё же осознавая необходимость дальнейшего формирования и развития данного института, выразилась и в отдельном нормативно-правовом регулировании деятельности омбудсмена, в связи с чем в 1997 году был издан Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»
В законе определена цель создания института - обеспечение гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Уполномоченный способствует:
- восстановлению нарушенных прав;
- совершенствованию законодательства Российской Федерации о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права;
- развитию международного сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.
Важно при этом отметить, что должностное лицо, являющееся Уполномоченным является самостоятельным и независимым от других государственных органов, а также должностных лиц. Сам же Уполномоченный в рамках своей деятельности имеет возможность оценивать эффективность исполнения прав человека, его интересов органами власти, а также определять реальность действия демократических государственных и региональных ресурсов и механизмов в этой сфере без издания каких-либо административных решений.
Место института уполномоченного по правам человека в системе государственных органов, осуществлявших правозащитную деятельность.
Правозащитная деятельность Уполномоченного, в отличии от служебной деятельности правоохранительных, контролирующих и надзорных органов, связана с оценкой соблюдения общепризнанных стандартов благополучного существования человека и обеспечения достойного качества его жизни, измеряемых не уровнем правонарушений и состоянием правопорядка, а ценностью человеческой личности и заботой о ней.
В реализации возложенных на него обязанностей Уполномоченный руководствуется тем, что человек, его права и свободы в соответствии со ст.2 Конституции РФ признаются высшей ценностью, а конституционной обязанностью демократического правового государства является их признание и защита.
В связи с этим меры по защите прав человека, которые предлагаются Уполномоченным, обусловлены важностью соблюдения демократизма законотворческого процесса; приведения национальной правовой системы и правоприменительной практики в соответствие с требованиями о гарантиях безопасности граждан от нарушений их прав и свобод; устранения недобросовестного отношения должностных лиц к исполнению законов и своего служебного долга; обеспечения беспристрастности и справедливости правосудия. При этом залогом успеха деятельности Уполномоченного являются защищаемая им справедливость и гуманизм выполняемой миссии.
Он рассматривает жалобы на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.
Уполномоченный также ежегодно публикует Доклад о своей деятельности. Например, в Докладе за 2015 г. основное внимание было уделено федеральным Уполномоченным существующим источникам угроз. Это коррупция, терроризм, наркотизация и алкоголизация, а также дорожно-транспортные происшествия. «Вышеперечисленное ‒ всего лишь часть вызовов, угрожающих основополагающему неотчуждаемому праву на жизнь», ‒ говорится в докладе. «Необходимо также обратить внимание на эпизодичность и бессистемность государственных мер по восстановлению человеческого и социального капитала в той степени, которая обеспечила бы необратимость положительных тенденций в развитии человеческого потенциала».
Другими словами, исходя из содержания Федерального конституционного закона, институт Уполномоченного в России есть составная часть единообразной системы государственной защиты прав и свобод граждан. Он является посредником между властью и человеком, не подменяет деятельность других государственных органов, а лишь способствует выполнению установленных для них законом функций в интересах обратившегося лица. При этом сам институт Уполномоченного по правам человека не входит ни в одну из ветвей власти, не наделен властно-распорядительными функциями.
Выводы
Таким образом мы должны понимать, что институт уполномоченного по правам человека-поистине уникальный и не похожщий на другие социальные и государственные институты, призванные к защите и реализации человеческих прав и свобод, поскольку его действующее лицо руководствуется не типовыми решениями, судебной или правоприменительной практикой, а также нормами права, но и также полагается своему собственному практическому опыты деятельности в качестве защитника гражданских прав и свобод и демонстрирует саморегулирующие возможности гражданского общества. Сила института заключается в том, что он заключает в себе социальную власть общества.
Вопросы для дискуссии:
1) по вашему мнению логично ли институт омбудсмена, являющегося гражданским защитником, наделять государственными полномочиями?
2) по какой причине институт уполномоченного по правам человека в истории России появился в проектах закона только в поздние годы РСФСР-начале действия Российской Федерации?
3) что по вашему мнению способствовало медленному развитию института уполномоченного по правам человека в Российской Федерации даже после его утверждения на Конституционном уровне?
4) не является ли институт омбудсмена иннородным правовым элементов в идентичной правовой системе Российской Федерации? Почему?
5) каким образом соотносится деятельность омбудсмена с иными правоохранительными и правозащитными субъектами власти в РФ?
Рекомендуемые источники и литература:
Нормативно-правовые акты и иные правовые документы:
1. Конституция Российской Федерации (ред. от 21.07.2014) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 31. Ст. 4398.
2. Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1997. № 9, ст. 1011; 2016. № 5. Ст. 552.
3. Федеральный закон от 18 марта 2020 г. N 48-ФЗ "Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации"
4. Федеральный закон от 07 мая 2013 г. № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 19. Ст. 2305.
5. Указ Президента РФ от 01 сентября 2009 г. № 986 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2009. № 36. Ст. 4312. 3.
Научная литература:
6. Башимов М. С. Становление и перспективы института Уполномоченного по правам человека в РФ // Журнал российского права. 2012. №7. С. 15-17.
7. Вагизов Р. Г. Институт Уполномоченного по правам человека: история, теория, практика: учеб. пособ. // Казань: Изд-во. Казан. ун-та. 2005. 372 с.
8. Зубов И. Н., Хазов Е. Н., Эриашвили Н. Д. и другие. Конституционное право России: учебник. 7 изд. М., 2015.
9. Ржевская Л. В. Институт уполномоченного по правам ребенка: опыт России и зарубежных стран // Юридический мир. – 2010. - № 8. – С.41 - 44.
10. Скоков А. В. Статус Уполномоченного по правам человека в РФ // Российское правосудие. – 2009. - № 8 – С. 81 – 87.
11. Хаманева Н. Ю. Правовой институт уполномоченного по правам человека // Гражданин и право – 2005. - № 6.