Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Художественная самодеятельность в период послевоенного восстановления

  • 👀 1197 просмотров
  • 📌 1134 загрузки
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Художественная самодеятельность в период послевоенного восстановления» docx
Художественная самодеятельность в период послевоенного восстановления Особенностью работы художественной самодеятельности в это время стал её перевод на рельсы мирного времени, развитие и обогащение тех сторон в репертуаре, содержании, формах организации, которые служили бы решению мирных задач, связанных с восстановлением народного хозяйства, удовлетворением новых духовно-эстетических запросов населения. В процессе этой перестройки решались сложные задачи по восстановлению рядов художественной самодеятельности, обогащению её содержания, мобилизации не только на воспевание военной доблести, трудового героизма, патриотизма, стойкости духа советских людей, но и на отражение мирных задач, на защиту мира, утверждение идеалов социализма. Для этого нужны были значительные усилия по улучшению государственного и методического руководства самодеятельностью, подготовки и переподготовки кадров, созданию нового репертуара, укреплению её материальной базы и т.д. Работа по решению этих задач развернулась с первых мирных месяцев. Восстанавливались действующие до войны и создавались новые областные и краевые дома народного творчества, начали организовываться вновь курсы по подготовке руководителей, освобождались от использования не по назначению и вновь строились колхозные, совхозные, государственные, профсоюзные клубы. Творческие союзы усилили внимание к созданию нового репертуара. Серьёзные усилия были направлены на восстановление сети клубных учреждений. В результате принятых мер уже к концу 40-х годов число клубных учреждений не только достигло довоенного уровня (118 тыс. клубов, в том числе 108 тыс. на селе), но и значительно превзошло его. В 1951 году в стране действовало 125,4 тыс. клубных учреждений, в том числе 116,1 тыс. на селе. А к концу 50-х годов клубных учреждений стало 127 тысяч. С июня по октябрь 1946 года проходил Всесоюзный смотр музыкальной и хореографической самодеятельности рабочих и служащих. В нём приняло участие свыше 770 тыс. человек. Смотр проводился ВЦСПС и Комитетом по делам искусств при Совете Министров СССР. Смотр показал бурное развитие жанров, активные поиски выразительных средств в самодеятельности, её перестройку в мирных условиях. В заключительных концертах смотра, состоявшихся в Москве с 1 октября по 9 ноября 1946 года, приняло участие около 1800 участников из различных городов и районов страны. А всего в самодеятельности участвовало в начале 1947 года около 3 млн. человек. В репертуаре художественной самодеятельности доминирующее место стали занимать произведения, воспевающие возвращение к мирному труду, мирному строительству, борьбу за мир, сплочение всех миролюбивых сил. В 1948 году был проведён первый послевоенный Всероссийский смотр сельской художественной самодеятельности. В ходе смотра было организовано более 11 тыс. новых кружков. В смотре приняли участие около 1,5 млн. колхозников, рабочих МТС, совхозов, представителей сельской интеллигенции. Заключительный концерт состоялся в Большом театре в Москве, документальный фильм о нём под названием « Песни колхозных полей» с большим успехом демонстрировался на киноэкранах страны. Достижения самодеятельных кружков ежегодно демонстрировались на районных и областных смотрах, которые выливались в подлинные праздники народного творчества. Начиная с января 1951 года, был предпринят ряд мер по выявлению наиболее талантливых самодеятельных исполнителей и их направлению на учёбу в консерватории, другие художественные учебные заведения. Этот шаг предусматривал не только укрепление талантливыми специалистами профессиональных коллективов, но и направление части из них на работу с самодеятельными хорами, оркестрами, ансамблями и студиями. В начале 50-х годов на факультетах культурно-просветительной работы в Московском, Ленинградском и Харьковском институтах культуры стала осуществляться подготовка специалистов, которые овладевали и определёнными навыками работы с самодеятельными коллективами. Таким образом, к началу 50-х годов художественная самодеятельность успешно восстанавливала свои ряды, проводилась серьёзная работа по совершенствованию всех её сторон, обеспечению специалистами. В конце 50-х годов вновь возрождаются оперные студии, крупные симфонические и народные оркестры, драматические и хореографические коллективы, которым стало под силу исполнение сложных произведений. Всё это свидетельствовало о качественно новом уровне исполнительской и общей культуры самодеятельного творчества, реально отражало динамичный процесс его развития. Дальнейшее развитие получает самодеятельность непосредственно по месту жительства, в красных уголках, в цехах заводов, фабрик, ферм. Хозяйственные и партийные органы поощряли деятельность кружков, оказывали им помощь, рассматривали их как одну из ценных форм организации досуга населения. В конце 40-х - начале 50-х годов новый толчок в развитии получает композиторская самодеятельность, появляются первые послевоенные коллективы, возрождаются довоенные. Участники кружков активно учились навыкам композиторского письма, овладевали специальными знаниями. Дома народного творчества, дома художественной самодеятельности принимали различные меры по оказанию помощи композиторам-самоучкам. В результате этого творчество становится ещё более массовым и профессиональным. Многие из них рекомендовались на учёбу в музыкальные учебные заведения. В то же время композиторская самодеятельность пополнялась и лицами, прошедшими специальную подготовку. Многие из баянистов, домристов, вокалистов и т.п. обратились к сочинительству. К ним нередко обращались с просьбой руководители хозяйств написать песню о заводе, к юбилею и т.д. Во-вторых, не хватало современного, злободневного репертуара, отражающего не только общесоциальные, государственные проблемы и ритмы, но и локальные- областные, городские, районные. Нужны были песни, построенные на местном материале. И они появлялись в основном из-под пера самодеятельных композиторов. В-третьих, возросшая в целом музыкальная культура и образованность руководителей самодеятельности, открытие практически во всех областных центрах специальных музыкальных учебных заведений - училищ, а во многих - консерваторий также способствовали развитию самодеятельного творчества. Ещё больше обогатился репертуар музыкальных кружков Ленинграда, Москвы, других крупных городов. Причём это относилось не только к ведущим коллективам, но к большинству их, к массовой самодеятельности. На рубеже 50-х - 60-х годов широко практиковалось проведение смотров, конкурсов, фестивалей самодеятельного творчества по краям, областям, районам. Они давали возможность поддерживать высоким общий тонус его развития, своевременно устранять возникающие «узкие места», успешно решать социальные задачи, выдвигаемые партией перед советским народом. Лучшие представители художественной самодеятельности участвовали в республиканских, всесоюзных конкурсах, смотрах и выставках. В 1959 - 1960 гг. состоялся смотр работ самодеятельных художников на местах, в республиках, а по его итогам была организована 2 Всесоюзная выставка произведений самодеятельных художников. На заключительном этапе смотра в Москве экспонировалось около 5-ти тысяч лучших работ живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного творчества. Это почти в 2,5 раза больше, чем было на 1-ой Всесоюзной выставке в 1954 году. А всего было выставлено для обозрения в районах, областях, краях, республиках более 500 тысяч произведений. Дальнейшее развитие получили изостудии, которые стали основными формами обучения любителей мастерству. Во время смотра возникли новые формы работы студий, кружков с населением и участниками. Самодеятельные художники организовали значительное число картинных галерей, как в музеях, так и в общественных местах, учреждениях культуры. Читали лекции по искусству в народных университетах, лекториях, устных журналах. Аналогичным образом был проведён в конце 1961 - начале 1962г. Всероссийский смотр народных театров. Смотры самодеятельности, которые играли большую роль в катализации её развития, проводились во всех союзных республиках, краях и областях. Например, в Белоруссии в 1958 г. прошла декада самодеятельного искусства в Минске; в 1959г. - смотр художественной самодеятельности школьников, колхозов и совхозов; в 1961г. - вновь декада самодеятельного искусства в Минске. Министерство культуры УССР одним из первых в стране открыло трёхгодичные факультеты общественных профессий, на которые принималась молодёжь по путёвкам комсомола и профсоюзов. На факультетах готовились по утверждённому учебному плану руководители музыкальных, хоровых, драматических и танцевальных кружков. Во второй половине 50-х годов состоялись первые поездки советских самодеятельных хоров, ансамблей песни и пляски, фольклорных ансамблей в ГДР, Венгрию и Финляндию. Эти поездки служили укреплению дружбы между народами, знакомили зарубежных зрителей с достижениями народного творчества в первой стране социализма. На международных конкурсах в 1957г. 7 советских самодеятельных коллективов были удостоены золотых медалей лауреатов, 8 - серебряных и 7 - бронзовых. Среди них народный хор Шестаковской МТС Воронежской области, ансамбль песни и танца из Баку и др. Серьёзные трудности наблюдались с репертуаром кружков. Мало издавались и переиздавались классические произведения. Не велась целенаправленная работа по отбору и рекомендации с учётом особенностей и возможностей самодеятельности новых пьес. До войны дома народного творчества, дома самодеятельного искусства выпускали значительное количество сборников пьес, песен, методических указаний и пособий, записи танцев и т.п. через государственные издательства. Аналогичные материалы в большом количестве публиковались в журналах «Самодеятельное искусство», «Культурная работа профсоюзов» и др. Их издание в годы войны прекратилось. Восстановлены они были только в конце 50-х годов. В этот период явственно наметился спад в развитии традиционных жанров. Постепенно сокращалась численность народных, симфонических, духовых оркестров, народных хоров. В 1952г. из 6 тысяч домов культуры и клубов профсоюзов 1123 не имели хоровых кружков, 1566 - оркестров, более чем 3 тысяч -танцевальных коллективов. Коллективы этих жанров сталкивались с серьёзными творческими, организационными, материальными трудностями. Указывалось также на серьёзные трудности в развитии духовой, эстрадной музыки и танцевального искусства. Потребность в квалифицированных кадрах ощущалась во всех жанрах. Трудности с кадрами, с репертуаром, недостаточная методическая помощь сказывались на росте общей и музыкальной грамотности участников, на обучении их профессиональному мастерству в области драматического, хореографического и других видов искусства. Стояла задача разработки методики обучения, воспитания в самодеятельности с учётом её специфики, соответствующих учебных планов и программ, учебников и учебных пособий. Развитие художественной самодеятельности в период с конца 30-х до конца 50-х годов, её обогащение, восстановление значительно сократившихся в годы войны коллективов обеспечивались различными мерами практического характера со стороны органов культуры, партийных и общественных организаций, руководства предприятий, колхозов. Они сыграли важную роль в появлении высокохудожественных хоров, оркестров, драматических и других коллективов, в росте исполнительской культуры в целом у всей массы кружков. Повышалась общественная престижность самодеятельности, она всё более активно проникала в социальную практику, сферу досуга населения. Наблюдались качественно новые процессы в её развитии, отражающие изменения, происходящие в социально-экономической и духовной сферах жизни советского общества. Художественная самодеятельность в 60-х -80-х годах В начале 60-х годов в рядах художественная самодеятельность действовало около 550 тысяч театров, хоров, оркестров, коллективов других жанров, охватывающих около 10 миллионов человек всех возрастов, профессий, различного социального положения. Заметным событием в жизни танца на эстраде начала 60-х годов оказалось появление на афише нового имени: Владимир Шубарин. В статье Я. Варшавского, написанной им в те же годы (когда критика начала уделять большое внимание эстрадному искусству), содержится интересное наблюдение общего порядка, объясняющее в какой-то мере необычайную популярность Шубарина. Сравнивая эстрадного танцора с академическим, критик писал: «Он выглядит более бытовым, «земным», даже если отличается сложной техникой. Эстрадник как бы показывает зрителю его самого - «обыкновенного человека», дразнит в нём творческое начало, показывает, как много, в сущности, у него талантов». Внешность Шубарина обычна - русский паренёк, небольшого роста, складного, хотя и небезупречного сложения. Но с первого же выхода его на сцену становится ясно, что он рождён для эстрады. Главное обаяние танцора - в непринуждённости манеры. Дружески поклонившись и тут же завоевав симпатии зрительного зала приветливой улыбкой, он начинает рассказывать, то есть показывать, хотя эта оговорка возникает неспроста, как ловок, подвижен, элегантен наш современник, насколько ему свойственна лёгкая ирония и с какой подкупающей простотой он может неожиданно совершить небывалое. Творчество Шубарина, являющегося также и постановщиком большинства исполняемых им номеров, идёт в том же направлении, что и вся советская хореография. Он ищет крепкого сплава виртуозного классического танца с современной пластикой - того сплава технологии и эстетики, из которого можно создавать разнообразные и сложные образы. Конечно, с добавлением актёрской выразительности и фантазии - ими также наделён Шубарин. Владимир Александрович Шубарин (1934) пришёл на эстраду в 1963 году, уже имея звание заслуженного артиста РСФСР, которое получил будучи солистом Краснознамённого ансамбля песни и пляски. До этого Шубарин работал в Ансамбле МВО, ещё ранее - с 1951 по 1954 год, в Хоре имени Пятницкого, виртуозно исполняя русские пляски. Впервые Шубарин приобщился к танцу в самодеятельном кружке Клуба строителей города Новокузнецка, где учился в металлургическом техникуме. В кружке упор делался на изучение народных танцев, хотя проходились и некоторые основы классического тренажа - словом, давалась обычная программа кружковых занятий. Но один из педагогов, в прошлом выступавших занятий. Но один из педагогов, в прошлом выступавший в составе джаз-оркестра, познакомил Шубарина с приёмами эксцентрического танца, с техникой чечётки и степа, которые тот быстро освоил. Да и вообще заболел джазом. Поначалу ему просто нравилось фантазировать движения на популярные мелодии. Осознание ритмического богатства джазовой музыки, её импровизационного характера, дающего огромный простор для творчества, пришло к нему в дальнейшем, когда он стал зрелым танцором. В 60-е годы наконец наступило понимание того, что джаз хоть явление противоречивое, однако же связанное своими корнями с народным творчеством, главным образом с негритянской музыкой. Господствовавшая многие годы точка зрения на джаз как на «музыку толстых» перестала заслонять «истинную ценность джаза: его коллективность, праздничность, зрелищность, открытость для непосредственного участия слушателей в музыкальном действии». В 1962 году очередной пленум правления Союза композиторов РСФСР был посвящен проблемам песни и эстрадной музыки (в том числе - танцевальной). Открывая пленум, Д.Д. Шостакович подчёркивал: «За последние годы появилось много импровизационных джазов. Они имеют широкую молодёжную аудиторию, вносят в музыкальный быт специфическое музыкальное начало, но работают без всякой критики и поддержки. Их деятельность заслуживает всестороннего обсуждения, ибо в ней много неясного, противоречивого, но в то же время она отвечает реально существующим запросам». Шостакович призывал композиторов работать во всех жанрах и формах популярной музыки, помня о том, что она является «достоянием миллионов». В последующие годы не только этот гениальный музыкант, но и многие талантливые композиторы создали инструментальные пьесы и эстрадные песни, предназначенные для джаза. Хуже обстояло дело с танцевальной музыкой, а следовательно, и с самим танцем. Робкие попытки создать свой, советский бытовой танец не приносили успеха, а молодёжь упорно хотела танцевать что-нибудь новое. Вместе с мелодиями рок-н-ролла, твиста, шейка и др. просачивались сведения о том, как их надо исполнять. Чаще всего эти сведения оказывались неточными, они дополнялись собственной фантазией танцующих, не подготовленных эстетически, не владеющих элементарной танцевальной техникой. Шубарин настойчиво углублял свои знания и понимание джазовой музыки. Он даже изучил игру на ударных инструментах, что помогло ему в творчестве, так как научило «раскладывать» ритмически любое музыкальное произведение, написанное для джаза. Во время зарубежных гастролей Краснознамённого ансамбля Шубарин не упускал возможности детальнее знакомиться с джазовым стилем танца, в основе которого многие элементы не только негритянских народных танцев, но и латиноамериканских. В Мексиканской академии танца он посетил 10 уроков на отделении современного танца. В Лос-Анджелесе, тренируясь вместе с труппой Дж. Баланчина, Шубарин обнаружил своё понимание и умение сочетать классический танец с джазовым стилем и получил ценные советы от американского балетмейстера. Так исподволь накапливались знания, образовавшие фундамент созданного Шубариным индивидуального стиля эстрадного танца. Оркестр исполняет джазовую пьеску и зритель переносится в атмосферу начала века, когда джазовые мелодии были ещё мелодичны и наивны, франты носили полосатые пиджачки и канотье, а модными танцами были кэк-уок, матчиш и чарльстон. Шубарин не реставрирует эти танцы. Он лишь акцентирует их самые характерные черты: синкопированность ритма, некоторую манерность исполнения, лёгкую эксцентричность движений. Он ловко играет аксессуарами: тросточкой, цилиндром - и какими-то совершенно неуловимыми штрихами вызывает вдруг знакомые образы Чаплина, Гарольда Ллойда - первых героев комических кинолент, некогда владевших сердцами зрителей. К сожалению, Шубарин не прислушался к мнению профессионалов, советовавших ему привлекать к созданию своих программ постановщиков. Тем более что на эстраде стали появляться молодые балетмейстеры, чувствующие стиль джазовой музыки. Кроме того, постоянно находясь на гастролях, выступая подчас в течение дня в нескольких концертах, Шубарин попросту устал физически и как-то внутренне погас. Ощутив, по-видимому, некоторое неблагополучие, Шубарин начал искать новые формы построения программы (одно время он выступал вместе с танцевальной группой, что не внесло ничего принципиального в его творчество). К сожалению, он не осознал, что главное для него было найти балетмейстера, близкого по пониманию задач эстрадной хореографии, способного помочь выразить образным танцевальным языком его интересные замыслы. В частности, развитие синтеза джазовых форм танца с национальными элементами, так интересно заявленное прежде этим талантливым танцором, установившим на эстраде новые высокие критерии исполнительского мастерства, создавшим собственный неповторимый жанр. В это время происходило выдвижение и присвоение звания «народного» музыкальным коллективам, кружкам других жанров. В 1959 году народных музыкальных коллективов было четыре, а в 1965 году уже 455. кроме этого действовали 128 ансамблей песни и танца и 134 танцевальных коллектива, носящих звание «народный». Всего же народных коллективов к этому времени стало более 1600. Из 455 народных музыкальных коллективов было 137 оркестров и 318 хоров. Появление народных коллективов справедливо признавалось важнейшим рубежным моментом в развитии самодеятельного творчества. Являясь в известном смысле образцовыми, народные коллективы становились методическими, консультационными центрами, оказывали помощь кружкам и коллективам цехов, красных уголков и т.д. Количественный рост художественной самодеятельности во второй половине 60-х - начале 70-х годов отличался особой интенсивностью. Достаточно сказать, что в 1970 году в самодеятельных коллективах участвовало 13 млн. взрослых и 10 млн. школьников. В 1975 году самодеятельность объединяла свыше 25 млн. человек. К этому времени более 9 тыс. самодеятельных коллективов носили звание «народный». В конце 60-х годов художественная самодеятельность клубов системы Министерства культуры и спектаклей, которые смотрели около 250 млн. зрителей. В середине 70-х годов количество зрителей художественной самодеятельности стало составлять более 500 млн. ежегодно. К этому периоду относиться широкое развитие разножанровых начал в практике художественной самодеятельности. Речь идёт о появлении и быстром развитии таких самодеятельных организаций, как народные филармонии, народные консерватории, народные певческие школы. Они объединяли как целые самодеятельные коллективы, музыкальные, хоровые студии, так и отдельных исполнителей. В каждой республике было разработано Положение о народной филармонии, которое регламентировало всю организационно-творческую, финансовую и т.п. практику этого вида самодеятельных объединений. Народные филармонии, консерватории, певческие школы проводили серьёзную, планомерную просветительскую работу, организовывали циклы концертов, тематических показов, делали более целенаправленным процесс творческого роста хоров, оркестров, организовывали методическую помощь и т.д. В этот период продолжали развиваться самодеятельные народные оркестры, инструментальные ансамбли, хоры русской песни. Интересно отметить, что оркестры русских народных инструментов продолжали создаваться не только в России, но и во многих союзных республиках - в первую очередь на Украине, в Белоруссии. В Литве в эти годы, кроме оркестров национальных инструментов, работало 11 оркестров русских народных инструментов. Большую роль в совершенствовании художественной самодеятельности, повышении мастерства участников, овладении новым репертуаром, развитии различных жанров играли конкурсы, фестивали, смотры, проводимые в 60-х годах в масштабах, как страны, так и республиках, краёв, областей и районов. В 1963 - 1965 гг. во всех республиках прошли смотры-конкурсы сельской художественной самодеятельности. В них приняло участие более 3 млн. человек. Около 5 тыс. хоров, оркестров, драматических кружков и коллективов других жанров были отмечены различными поощрениями. Активно заявили о себе сельские народные и академические хоры, народные и духовые оркестры, появились на сцене первые семейные музыкальные ансамбли. В смотре участвовали агитбригады, народные театры, хоровые коллективы и группы, оркестры и инструментальные ансамбли, танцевальные коллективы, самодеятельные композиторы, поэты, создатели любительских фильмов. В ходе смотра в РСФСР вновь было организовано свыше 13 тысяч сельских кружков. Этот Всероссийский смотр сельской Х.С. 1963 - 1965 гг., закончившийся концертом в Кремлёвском Дворце съездов, активизировал деятельность сельских самодеятельных коллективов, повысил идейно-художественный уровень творчества, вовлёк в самодеятельность новые слои трудящихся масс. После завершения смотра сельской художественной самодеятельности, подведения его итогов в 1966 - 1967 гг. был проведён Всесоюзный фестиваль самодеятельного искусства, посвященный 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции. Это было одно из самых массовых и представительных событий в истории народного творчества: участникам предлагалось создавать номера на современные и героические темы. Всесоюзный фестиваль самодеятельного искусства проводился совместно Государственным комитетом Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию, Комитетом по радиовещанию и телевидению, Союзом композиторов СССР, Союзом писателей СССР, Союзом художников СССР, Союзом кинематографистов СССР, театральными, танцевальными и хоровыми обществами. В том числе 200 танцоров, 46 балетмейстеров, 13 театров, московская и ленинградская концертные организации и старейшие хореографические училища-Ленинградское имени Вагановой и Московское. Основными задачами смотра в постановлении объявлялись: дальнейшее развитие художественной самодеятельности, привлечение свежих сил в ряды её участников, повышение идейно-художественного уровня творчества масс, развитие всех видов и жанров самодеятельного искусства в клубах, домах и дворцах культуры, по месту работу и жительства, учёбы, службы; пропаганда средствами искусства всемирно-исторического значения Великой Октябрьской социалистической революции, достижений советского народа и народов других социалистических стран; пополнение репертуара лучшими произведениями литературы, музыки, драматургии советских и прогрессивных зарубежных авторов; улучшение учебно-воспитательной работы; укрепление творческих связей массовой художественной самодеятельности и профессионального искусства, систематическая помощь любительским коллективам со стороны творческих союзов; пропаганда достижений самодеятельного искусства среди населения и т.д. Ставилась задача привлечь творческую интеллигенцию к участию в организации и проведении Всесоюзного фестиваля. Тысячи работников профессионального искусства участвовали в проведении репетиций, принимали спектакли и концертные программы самодеятельных хоров, оркестров, проводили семинары, творческие конференции и т.д. Широкая пропаганда достижений народного творчества велась средствами радио, телевидения, печати. С творческими отчётами по Центральному телевидению выступили десятки коллективов художественной самодеятельности всех союзных республик. Даже транслировался заключительный концерт Всесоюзного фестиваля из Кремлёвского Дворца съездов. Для непосредственного руководства фестивалем были созданы Всесоюзный оргкомитет, бюро, секретариат, дирекция фестиваля, образованы секции по видам искусства, а также секция по проведению фестиваля среди школьников. Междуведомственный характер мероприятия позволил укрепить деловое содружество органов культуры, творческих союзов, учреждений искусств, профсоюзных, комсомольских и военных организаций. Всесоюзный фестиваль стал огромным событием политического и культурного значения в жизни страны, оказал глубокое влияние на дальнейшее качественное и количественное развитие художественной самодеятельности. С середины 60-х годов дальнейшее значительное развитие получает авторская самодеятельность. Появились клубы политической, студенческой и туристской песни. Многие произведения самодеятельных авторов включались в различные репертуарные сборники, исполнялись самодеятельными коллективами. Во время Всероссийского смотра самодеятельного искусства в 1967 году только на зональных смотрах прозвучало около 500 произведений, созданных самодеятельными авторами - композиторами, драматургами, поэтами. Это составило около одной трети (!) всех исполненных произведений. На ВДНХ СССР с 11 мая по 21 августа 1972 года проходил смотр-конкурс самодеятельных ансамблей песни и пляски союзных республик, посвященный 50-летию образования СССР. Победители смотра-конкурса - коллективы и отдельные исполнители награждались золотыми, серебряными и бронзовыми медалями ВДНХ СССР, почётными грамотами. В течение двух лет проходил Всесоюзный телевизионный фестиваль народного творчества, посвященный 50-летию образования СССР. Состоялось 18 телепередач, в которых выступило более 12 тыс. самодеятельных исполнителей. Заключительный концерт фестиваля состоялся 29 ноября 1972 года в Кремлёвском Дворце съездов. В нём приняло участие свыше 500 самодеятельных исполнителей. Концерт транслировался по программе « Интервидение». По итогам фестиваля были отмечены специальными призами и наградами 17 музыкантов 17 танцевальных коллективов. Всесоюзное жюри фестиваля возглавлял народный артист СССР С.Я. Лемешев. Членами жюри были известные мастера музыкальной культуры А. Прокошина, В. Федосеев, Т. Ханум, Г. Отс, Т. Чабан и другие, которые одновременно возглавляли жюри телевизионного фестиваля в республиках. К середине 70-х годов в стране было около 23 млн. участников Х.С. Работало свыше 160 тыс. академических и народных хоров, 100 тыс. музыкальных коллективов, оркестров и ансамблей, огромное количество кружков других жанров. В результате принимаемых государственными и хозяйственными органами мер значительно укрепилась материальная база клубов, возросла их сеть. В 1970 году в стране работало 134 тыс. клубов. Значительно возросло количество сельских клубов и домов культуры. Если к началу 70-х годов их было немногим более 18 тыс., то к кону 1975 году стало 34 тыс. Сельские дома культуры проводили значительную работу по организации художественной самодеятельности. Ещё более благоприятные условия стали складываться с 1974 года в связи с централизацией клубов и созданием культурных комплексов. Создание централизованных клубных систем позволило объединить всю работу вокруг базовых клубов, сельских домов культуры, работники которых не только руководили самодеятельными кружками в своём учреждении, но и помогали филиалам. Дома народного творчества, дома художественной самодеятельности оказывали кружкам и коллективам самодеятельности всех жанров разнообразную и систематическую помощь: методическую, организационно-инструкторскую, творческую, кадровую. Допускалось необоснованное присвоение звания «народный» многим хорам, оркестрам, танцевальным и драматическим коллективам. Многие из них не отвечали требованиям, предъявляемым к народным коллективам, не вели должной творческой и воспитательной работы. Вторая половина 70-х годов ознаменовалась рядом важнейших событий в развитии народного творчества. В начале 1976 года состоялся 25-ый съезд КПСС. В решениях съезда, Основных направлениях развития народного хозяйства СССР на 1976 - 1980 гг. была поставлена задача по дальнейшему повышению уровня работы культурно-просветительных учреждений, народных университетов, развитию художественного творчества масс. В мае - сентябре 1975 года на ВДНХ СССР проводился смотр-конкурс коллективов художественной самодеятельности, посвященный 30-летию Победы. В нём приняли участие лучшие коллективы из союзных республик - победители Всесоюзного фестиваля самодеятельного художественного творчества. Кроме выступлений на открытой эстраде ВДНХ СССР коллективы давали концерты в парках культуры, на предприятиях, в клубах. Победители смотра-конкурса награждались дипломами, а их руководители и солисты - золотыми, серебряными и бронзовыми медалями и денежными премиями. Особое внимание обращалось на народные хоры и оркестры, духовые оркестры, фольклорные коллективы. В период проведения фестиваля было создано более тысячи новых духовых оркестров. В области инструментальной музыки отрадным явлением стал некоторый рост числа самодеятельных оркестров - симфонических, духовых, народных и т.д. Широкое распространение получили также небольшие по численности инструментальные составы - квартеты, квинтеты, дуэты, трио и т.п., ансамбли баянистов, бандуристов, скрипачей, комузистов, домристов, смешанные составы, вокально-инструментальные группы. По результатам показа лучшие из коллективов рекомендовались на заключительный концерт в Москву. Значительно укреплялась в этот период шефская помощь художественной самодеятельности со стороны профессионального искусства. Работа эта распадалась как бы на два вида - художественно-просветительную и методическую помощь. Театры, музыкальные коллективы брали шефство над самодеятельностью совхозов и колхозов. Опытные мастера руководили коллективами самодеятельности, литературными объединениями, народными театрами. Стали складываться новые формы сотрудничества. Во второй половине 70-х годов были заключены договоры о непосредственном сотрудничестве между Центральным домом народного творчества имени Н.К. Крупской (высылал партнёрам значительное количество репертуарной и методической литературы, издаваемой в СССР), Центральным домом культурной работы ГДР и Центром художественной самодеятельности НРБ. Была произведена реорганизация системы методического руководства художественной самодеятельностью. На базе Всесоюзного дома народного творчества, действовавшего с 1976 года, в 1978 году был образован Всесоюзный научно-методический центр народного творчества и культурно-просветительной работы. В республиках, краях и областях на базе домов народного творчества и методических кабинетов по культурно-просветительной работе были организованы соответственно республиканские, краевые и областные научно-методические центры народного творчества и культурно-просветительной работы. Укрепилась издательская, кадровая, финансовая сторона деятельности центров. Они стали более глубоко и профессионально вникать в существо происходящих в самодеятельности процессов. Многие издательства, центральные и республиканские, увеличили выпуск произведений для художественной самодеятельности. Издательства «Музыка» и «Советский композитор» стали издавать специальные серии в помощь художественной самодеятельности. В стране в начале 80-х годов издавалось более 40 серийных изданий, библиотечек, сборников для художественной самодеятельности. Всесоюзная фирма «Мелодия» начала выпуск альбомов и отдельных пластинок для дискотек, ВИА, других самодеятельных коллективов. Очень важно, чтобы эти творческие коллективы и объединения работали на формирование здоровых культурных потребностей людей, высоких гражданских эстетических идеалов. Потому что любая форма досуга должна духовно обогащать человека, содействовать творческому росту личности, её самоутверждению и самовыражению. В молодёжной среде довольно большой популярностью пользуются ВИА и дискотеки. Эти формы проведения свободного времени особенно притягивают молодых. Каждая из них имеет неоспоримые преимущества. Жанр ВИА - это увлекательнейший вид авторского самодеятельного искусства, способный глубоко раскрыть творческий потенциал личности, откликнуться на актуальные, животрепещущие проблемы времени. Шло время, ансамбли взрослели, менялась аудитория. Повзрослели и исполнители. Появилась и более качественная аппаратура, исчезли раздражавшие многих искажения и хрипы, звукорежиссёры научились более точно выстраивать на концертах баланс. В программах большинства ВИА много легких, танцевальных песен. Появляется много песен, посвященных нравственным проблемам, осмыслению жизни. Эта тематика добавилась к антивоенной, социальной и патриотической, тем самым, обогатив и расширив жанр. В этой связи и деятельность любительских музыкальных коллективов и наиболее массового их вида -эстрадных вокально-инструментальных ансамблей следует рассматривать как одно из действенных направлений идейно-эстетического воспитания молодёжи. Действенных прежде всего в силу популярности данного вида творчества - можно сказать, что большинство подростков проходит через это увлечение. Именно поэтому организационные и творческие проблемы самодеятельных эстрадных вокально-инструментальных ансамблей - предмет пристального внимания органов культуры, средств массовой информации и музыкальной общественности. В дискотеке молодых людей привлекает возможность нерегламентированного общения, проявления творческой фантазии, активного участия в действе не только организаторов вечеров, но и их посетителей. В дискотеке практикуются также выступления певцов, поэтов, музыкантов. Дискотека - это творческий коллектив, объединяющий людей различных специальностей, наклонностей, дарований на основе интереса к музыке, искусству; центр активной идеологической пропаганды, нравственного и эстетического воспитания молодёжи с применением эффективных технических средств; непременный участник многих мероприятий в городе, районе, на предприятии; творческая лаборатория, в которой осуществляется синтез различных жанров искусства; небольшой «институт социологических исследований», где изучаются вкусы, потребности молодёжи путём анкетирования, опроса. Непосредственного диалога; «проектно-конструкторское бюро», где задумываются, конструируются и изготавливаются самые различные технические устройства; «учебно-методический центр», в котором знания приобретаются путём самообразования и в процессе общения с опытными специалистами». В самом деле, участники дискотечного коллектива - любитель музыки, готовящий фонограмму, и инженер, собирающий цветомузыкальное устройство, фотограф, делающий необходимые для программы фотокадры, и инженер, придумавший автоматическое управление диапроектором, - все они работают над одной задачей: создают очередную свою программу, в которой и сливаются воедино их умения и дела. Многие коллективы, начинающие свою деятельность как дискодансинги, постепенно превратились в дискоклубы. При клубе заработали секции эстрады и джаза, классической и народной музыки, самодеятельных песен. В состав дискоклубов входят 11 человек. Это рабочие, служащие, инженеры завода. Люди увлечённые, творческие, что-то постоянно изобретающие и придумывающие. В дискотечном движении есть ТМТ - это театрально-музыкальные труппы. Их участники стараются синтезировать в единой дискотечной программе разные виды искусства: театр, кино, поэзию, танец и, естественно, музыку. Такое положение ВИА и дискотек объясняется, прежде всего, острым дефицитом квалифицированных кадров. Многим руководителям культпросветучреждений и организаторам любительских объединений не хватает знаний, опыта и художественного вкуса. Поэтому самое главное для дальнейшего развития этих специфических эстрадно-музыкальных жанров - оказание методической помощи, учёба руководителей самодеятельности. Как мы видим, диапазон ролей, в которых выступают дискотеки, очень велик. Дискотека может стать уютным кафе, местом для общения и одновременно местом проведения праздничных ритуалов. Она может стать дискуссионным клубом или даже небольшим эстрадным театром. Одно из главных достоинств этой формы досуга и творчества - она бесконечно разнообразна. Это и привлекает к ней молодёжь. В 1980 году был объявлен Всесоюзный конкурс на создание пьес для детских и юношеских коллективов Х.С, посвященный 60-летию Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина. Его проводили Министерство культуры СССР, ЦК ВЛКСМ и Союз писателей СССР. На заключительный тур конкурса республиканскими жюри конкурса было рекомендовано 29 произведений. Большинство из них вошли в репертуар самодеятельности. С 1 января по 1 июля 1982 года Министерство культуры СССР совместно с Союзом писателей СССР проводили закрытый конкурс на создание сценариев для агитационно-художественных бригад и сценариев массовых театрализованных представлений, посвященных 60-летию образования СССР. Министерство культуры РСФСР, Союз композиторов РСФСР и Всероссийское хоровое общество провели в 1984 году республиканский смотр военно-патриотической музыки. Лучшие произведения, поступившие на конкурс, были изданы и направлены на места. Особое место заняли торжества, посвященные 40-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне. В 1985 году проводился Всесоюзный конкурс на создание эстрадных песен о труде и рабочем классе под девизом «Пою моё Отечество!». С 23 апреля по 9 мая 1985 года на территории СССР (город Брест), ГДР (Берлин, Дрезден, Герлитц), ПНР (Познань, Вжесни), ЧССР (Усть-на-Лабе) проходил 3-й Фестиваль самодеятельного творчества социалистических стран, посвященный 40-летию Победы «Социализм - мир, труд, творчество!». Главной целью фестиваля было продемонстрировать солидарность и единство народов социалистических стран в борьбе за мир и социальный прогресс, показать достижения в эстетическом воспитании, художественном творчестве. В рамках фестиваля состоялись вечера интернациональной дружбы, встречи с трудящимися заводов и фабрик, манифестации у памятников советским воинам. Фестиваль широко освещался в советской и зарубежной печати, по радио и телевидению. Центральное телевидение показало передачу о фестивале «Мир завещано беречь», снятую в Бресте. Укрепление международных связей советской художественной самодеятельности, повышение международного авторитета подкреплялось реальными её успехами и достижениями. Совершенствовались формы поощрения руководителей и участников художественной самодеятельности за высокое исполнительское мастерство, большие успехи в творческой и учебно-воспитательной работе, активное участие в культурном обслуживании трудящихся, нагрудным знаком «За достижения в самодеятельном художественном творчестве». Нагрудным знаком могут награждаться также деятели профессионального искусства за активное содействие и оказание шефской помощи художественной самодеятельности. За достигнутые творческие и воспитательные успехи 6 тысяч самодеятельных коллективов системы Министерства культуры СССР удостоены звания «народный» и «образцовый». Интенсивно развивалась молодёжная и детская самодеятельность. Из 28 млн. занимающихся в начале 80-х годов 12 млн. 653 тысяч составили школьники, 1млн. 97 тысяч - учащиеся профтехучилищ, 1млн. 612 тысяч - студенты и учащиеся техникумов. Особый размах приняли молодёжные формы самодеятельности - вокально-инструментальные ансамбли, дискотеки, клубы самодеятельной песни, драматические студии, дискоклубы. Особое внимание в 80-е годы обращается на вокально-инструментальные ансамбли. В начале 80-х годов в стране действовало около 70 тысяч ВИА с 700 тыс. участников, что составляло немногим менее половины всех музыкально-инструментальных коллективов страны. К середине 80-х годов их стало около 100 тысяч, так как привлекались ведущие педагоги музыкальных учебных заведений, творческие союзы. С 1981 по 1985 года значительно возросла - на 110 тыс. концертов в год концертная деятельность ВИА. К 1985 году она составила около 800 тыс. концертов в год. Из общего числа концертов и спектаклей Х.С. выступления ВИА в целом по стране составляли 25%, в РСФСР - 1/3 часть, в Казахстане, Молдавии, Эстонии - до 50%. Вместе с тем в развитии ВИА в начале 80-х годов выявились серьёзные недостатки. Репертуар многих ансамблей содержал слабые музыкальные произведения, идеологически чуждые нам зарубежные песни и пьесы. Среди руководителей значительную часть составляли лица, не имеющие специального образования, опыта и навыков творческой работы и т.п. Слабым был контроль со стороны органов культуры за деятельностью ВИА, обеспечением их полноценного развития. В связи с этим усилилось внимание к репертуару ВИА, который стал утверждаться и обсуждаться специальными комиссиями, упорядочилась практика публичных выступлений. При органах культуры были созданы Советы по эстрадной музыке, в структуре научно-методических центров - соответствующие отделы или сектора. Стала проводиться паспортизация и общественная аттестация ВИА. Всё это позволило значительно упорядочить развитие ВИА, повысить их художественно-эстетический и воспитательный потенциал. Значительно расширилась общественно-политическая и художественно-массовая, просветительская деятельность хоров, оркестров, театров, В октябре 1985 года коллегией Министерства культуры СССР были подведены итоги Всесоюзного смотра самодеятельного художественного творчества, посвященного 40-летию Победы советского народа в ВОВ 1941 - 1945 гг. в смотре приняло участие свыше 30 млн. человек. Более 1 млн. новых участников пополнили ряды самодеятельности в ходе смотра. Свыше 10 тыс. фильмов создали кинолюбители, 90 тыс. работ 40 тыс. авторов экспонировалось на областных, краевых, республиканских выставках самодеятельных художников. Более 12,5 тыс. мастеров искусств были привлечены к участию в работе оргкомитетов по проведению смотра в составе жюри. Проведение этого смотра способствовало решению важных задач по совершенствованию всей идеологической и воспитательной работы среди населения. В ходе смотра значительно обновился репертуар коллективов, повысился его идейный и исполнительский уровень, было обеспечено активное участие народного творчества в пропаганде советского образа жизни, человека труда, в воспитании молодёжи на славных традициях нашего народа. Смотр способствовал ещё более интенсивному обмену художественными ценностями между национальными самодеятельными коллективами, улучшил обмен репертуаром между республиками. Растёт заинтересованность не только со стороны самодеятельности к использованию опыта, традиций и репертуара профессионального искусства. В свою очередь, мастера музыкального, театрального искусства учатся у самодеятельности правде жизни, связи с массами. Речь идёт и о бережном отношении к устоявшимся народным традициям, о предпочтении определённого жанра в творчестве. Например, в одних регионах отдают предпочтение пению, в других - декоративно-прикладным видам творчества, и т.д. Исходя из этого дифференцировалась шефская работа с самодеятельностью. Именно в этом плане наиболее перспективны формы сотрудничества - создание постоянно действующих студий, филиалов, спутников профессиональных художественных коллективов - театров, филармоний, оркестров - в клубных учреждениях. Основными направлениями экономического и социального развития СССР на 1986 - 1990 гг. и на период до 2000 года предусматривается «шире вовлекать население, и прежде всего молодёжь, в самодеятельное художественное творчество». Новую страницу в летопись истории художественной самодеятельности вписал Второй Всесоюзный фестиваль народного творчества, посвященный 70-летию Великой Октябрьской социалистической революции. Фестиваль проходил с марта 1986 по ноябрь 1987 года и включал в себя цикл смотров, конкурсов, праздников в трудовых коллективах, районах, городах, областях, республиках. Заключительные мероприятия фестиваля - выставки произведений самодеятельного изобразительного, декоративно-прикладного искусства, марш-парады духовых оркестров, фестивали молодёжных фольклорных коллективов, показ фильмов кинолюбителей, концерты художественных коллективов и т.д. проводились в столицах союзных республик. Заключительный концерт фестиваля прошёл в Москве. Для проведения фестиваля был создан Всесоюзный оргкомитет. В его составе, как и на предыдущих фестивалях и смотрах, работали выдающиеся советские мастера искусств и культуры, представители государственных и советских организаций, ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ, творческих союзов, Главного политического управления Министерства обороны СССР и др. В фестивале участвовали не только художественные коллективы - и это является важной отличительной чертой данного фестиваля, - но и представители прикладных видов творчества (гончары, резчики, стеклодувы, чеканщики и т.п.), коллекционеры, садоводы, изобретатели. Проводились массовые фольклорные праздники, посвященные Международному году мира (1986 г.), 42-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне (1987 г.), Празднику 1 Мая. Огромный интерес вызвали, например, Московский городской праздник фольклора в Измайлово, Украинский республиканский праздник фольклора в Тернополе и др. Впервые во многих городах и областях России, Украины, Белоруссии, других республик проводились смотры-конкурсы гармонистов, балалаечников, фольклорные праздники, праздники народных ремёсел. Массовое организованное художественное творчество из живого, динамичного, саморазвивающегося, демократичного явления постепенно превратилось в жёстко регламентируемую сферу производства эстетических ценностей. Современное развитие художественной самодеятельности характеризуется, как никогда ранее, укреплением связей с факторами социально-экономического, идеологического, психологического порядка, их непосредственным воздействием на всю сферу творческих интересов населения. Это требует рассмотрения проблем народного художественного творчества в общем контексте реальных процессов, происходящих в обществе в конкретных исторических условиях. С влиянием факторов общесоциального порядка связаны и положительные, и некоторые негативные явления в художественной самодеятельности. На практике же художественная самодеятельность ориентируется на получение художественного продукта. Другие возможные подходы если и не игнорируются, то во всяком случае выступают как сопутствующие. Этому, в частности, способствует в немалой степени то, что не разработаны единые оценочные критерии самодеятельного коллектива, позволяющие по ряду сопоставимых параметров объективно сравнивать качество выполнения ими своих функций. Массовость самодеятельности и мастерство её участников как бы вступают в противоречие. Складывается мнение, что, обеспечивая одно, мы тем самым наносим удар другому. Конкурсное формирование самодеятельных коллективов получает своеобразное теоретическое обоснование, как наиболее верный путь их полноценного развития. Отбор объявляется нравственной, социально оправданной мерой, отвечающей духу современной художественной самодеятельности. В 80-е годы жёсткая регламентация коснулась и плановости развития самодеятельности, основанной на строгом следовании определённым контрольным цифрам по росту массовости и мастерства. Согласно официальной статистике, ежегодный прирост участников самодеятельности составляет 1,5-2 млн. человек. Но на практике этот показатель был значительно ниже. Многие коллективы существовали лишь «на бумаге», во многих кружках состав был значительно скромнее заявленного. Современные условия создают объективные предпосылки для выявления и реализации в потенциале способностей и дарований каждого человека. Однако это означает, что все члены общества станут обязательно заниматься в организованных формах художественного творчества. Перед художественной самодеятельностью встают острые проблемы, связанные с чётким определением её социально-сущностного статуса, соответствующего современному уровню развития общественной жизни и запросам отдельного участника. Художественная самодеятельность в массе своей не может рассматриваться ни как прототип профессионального искусства, ни как его замена, ни как его ухудшенный вариант. Она имеет своё социальное предназначение. Изложенные особенности, тенденции и проблемы в развитии современной художественной самодеятельности тесно связаны с общими условиями общественной жизни, перестройкой всех её сфер. Связь эта просматривается достаточно зримо и носит многоуровневый и многоаспектный характер. В то же время эти особенности определяются и историческим прошлым художественной самодеятельности. Исторические параллели и аналогии наблюдаются по линии развития положительных традиций, лучшего опыта. Трансформируясь, передаются также и негативные моменты. Борьба с ними, отказ от не оправдавших себя путей и форм функционирования самодеятельности предполагают тщательный критический отбор, анализ, переосмысление всей предыдущей практики, обобщение её результатов. На этом основании может быть построен прогноз перспективных достижений и их использования в современных условиях. Советское общество, вступившее в качественно новый этап своего развития, потребовало принципиально иного подхода к народному творчеству, пересмотру его роли в развитии инициативы, самодеятельности, активности трудящихся. Творчество является одним из важных факторов перестройки. Это ставит перед ним новые социально-эстетические, организационно-управленческие и педагогические проблемы. Развитие хореографических коллективов художественной самодеятельности в СССР Любительское хореографическое творчество представляет собой сегодня многожанровую область художественной культуры. Формы выражения танцевального искусства на любительской сцене многообразны. Хореографическая самодеятельность включает в себя десятки тысяч коллективов - ансамблей и студий народного, классического, эстрадного, бального танца, народные театры балета. Любительское художественное творчество заявило о себе на заре XX века и сам термин "самодеятельность" впервые прозвучал на страницах печати в 1912 году. Среди специалистов бытует мнение о возникновении самодеятельности как типично советского явления. Мнение это - ошибочно. Социалистическая эпоха лишь придала термину "самодеятельность" новое значение. В стремлении показать миру "нового советского человека, гармонически развитую личность" она создала систему клубов, определила государственные дотации любительским кружкам и коллективам. И несмотря на цензурные запреты, ограниченные репертуарные рамки, дала любительскому танцевальному творчеству огромные возможности. В первое советское десятилетие танец органично вошёл в новые театральные формы - митинги-концерты, агитсуды, выступления "живых газет" и "синих блуз'\ спектакли театров революционной сатиры и театров рабочей молодёжи, поскольку эмоциональный характер и оптимистические начала, заложенные в природе танцевального искусства казались созвучными их содержанию. В клубах проходил интенсивный, активизированный "сверху", процесс поисков нового советского бытового танца. На основе отрицания и дореволюционного наследия бальной хореографии, и модных западноевропейских образцов рождались однодневные "новинки"- искусственные варианты народных танцев и ритмических физкультурных упражнений. В процессе этих экспериментов хореографы и деятели физкультурного движения - Н. Глан, Н. Фореггер, В. Майя, М. Улицкая и др. пришли к убеждению о необходимости изучения народной хореографии как основы для развития любого из направлений танцевального искусства. Другим фактором развития народно-сценической хореографии стала идеалогическая установка партии на пропаганду национального искусства. Многочисленные концерты, олимпиады, смотры художественной самодеятельности, в которых народные танцы пользовались неизменным успехом у публики, стали типичным явлением культурной жизни страны. Зрелищность и разнообразие национальных танцев, их неразрывная связь с музыкой и художественным оформлением (аксессуарами, костюмом) позволяла зрителям увидеть как бы мини-спектакли народного искусства, а язык хореографии не требовал словесного перевода. Пути сценической интерпретации народных танцев на пороге 30-х годов искали видные деятели балетного театра. Например: матросские пляски в балете "Красный мак" (1927) перекликались с поисками клубного танца, народный танец в балете "Пламя Парижа" (1932) возобладал над классическим. Новый этап в пропаганде народного танца определился во время подготовки народных исполнителей к Международному фестивалю народного танца в Лондоне (1935) и открытию Всесоюзного театра народного творчества в Москве (1936). Особую роль в жизни народной хореографии сыграл Всесоюзный фестиваль народного танца (1936), к участию в котором допускались только танцовщики-любители, показывающие национальные танцы. Сценические варианты этих танцев почти не отличались от этнографических образцов и поражали самобытностью материала. На сценических подмостках Всесоюзного фестиваля впервые заявил о себе новый танцевальный жанр - красноармейская, солдатская пляска. Ориентация на создание массовых танцевальных номеров в армейской самодеятельности стала одной из причин рождения ансамблей песни и пляски, которые возрождали народную традицию объединения песни, игры и танца в единое зрелище. Итогом Всесоюзного фестиваля можно считать и возникновение на любительской, а затем профессиональной сцене новой разновидности искусства хореографии- ансамблей народного танца. Они вырабатывали новые принципы сценической интерпретации танцевального фольклора, опираясь на репертуар танцовщиков-любителей - участников фестивалей и олимпиад. Эталоном на многие годы стало творчество наиболее известного ансамбля народного танца под руководством Игоря Моисеева. В 60-70-е годы каждая знаменательная дата советской истории становилась поводом - для Всесоюзных и Всероссийских конкурсов и смотров самодеятельного творчества. Участие в рамках таких смотров стимулировало творчество артистов-любителей, способствовало массовому (часто по указке сверху) созданию новых хореографических коллективов. Государственная опека имела и положительные стороны - участники коллективов могли бесплатно овладевать азами танцевальной грамоты, заниматься под руководством педагога, участвовать в постановках. Дом культуры или клуб обеспечивал музыкальное сопровождение и пошив костюмов, оплачивал поездки на смотры и концерты. Активную работу по подготовке и повышению квалификации кадров проводили на местах Дома народного творчества, которые систематически организовывали семинары и курсы. Ориентация на рост мастерства кадров породила необходимость создания учебных программ, пособий, репертуарных сборников и материалов для танцевальных коллективов. По окончании каждого фестиваля и смотра, как правило, проводились научно-практические конференции с участием известных ученых и хореографов. Все перечисленное способствовало росту профессионального уровня руководителей коллективов, исполнительского мастерства участников. Однако этот процесс породил и негативную тенденцию. Воспринятая хореографической самодеятельностью буквальная ориентация на профессионализм привела к её слепому подражанию профессионалам, к ориентации не на народные традиции, а на результат их обработки. Нарушилась органическая цепочка: фольклор любительское творчество профессиональная сцена, постепенно дискредитировалась художественная ценность любительского хореографического творчества. Робкие голоса отдельных специалистов, ратовавших за необходимость сохранения подлинного фольклора и обработки оригинального местного материала, тонули в общем хоре восхищений от мощных сводных концертов с тысячами участников, исполнявших одну "общую русскую пляску". Анализируя репертуар фестивалей, а также выступления танцевальных коллективов во Всероссийских смотрах художественной самодеятельности к 50-летию Октября, к 50-летию СССР, к 60-летию Октября, к 40-летию Победы и других можно с сожалением констатировать, что за полвека он мало изменился. К концу 80-х годов перемены в политической жизни привели к тому, что художественная самодеятельность постепенно начинает лишаться стабильного государственного финансирования. Балетмейстеры, освобождённые от необходимости создания танцев "историко-революционной, современной, трудовой тематики, темы дружбы народов СССР и стран социалистического содружества", начинают обращать взоры к подлинному фольклору там, где он ещё не утрачен безвозвратно, не забыт за многолетними наслоениями штампа. Такие перемены в обществе способствовали рождению коллективов нового типа - молодых танцевальных ансамблей, избежавших влияния штампов, ориентированных на создание и сценическую обработку танцевального фольклора. Этот путь сейчас представляется наиболее перспективным. Безусловно, что главными творческими задачами хореографов, работающих на любительской сцене, являются изучение сохранившихся образцов танцевального фольклора и его умелая сценическая интерпретация с учётом неповторимого местного колорита. При этих условиях любительское хореографическое творчество будет опираться на народные традиции и служить органичному взаимовлиянию между носителями традиций и профессиональной сценой, обогащать профессиональную хореографию идеями и талантами. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. В чём особенности развития художественной самодеятельности в предвоенные годы? 2. Назовите основные направления художественной самодеятельности, получившие популярность в послевоенные годы. 3. Составьте сравнительную таблицу основных периодов развития художественной самодеятельности. Список рекомендуемой литературы 1. Бакланова, Т.И. Организация и научно-методическое обеспечение художественной самодеятельности: уч.пособие. – М.: МГИК, 1992. 2. Бакланова, Т.И. Самодеятельное художественное творчество в СССР: уч.пособие. – М.: МГИК, 1986. 3. Евкин С.И., Шехтман Л.Б. Художественная самодеятельность России. - М., 1987. 4. Самодеятельное художественное творчество в СССР. Очерки истории. 1930 – 1950 гг. В 2 кн./ редкол. Л.П. Солнцева и др. – М.: Гос.ин-т искусствознания, 1995. 5. Самодеятельное художественное творчество в СССР. Очерки истории. Конец 1950 – начало 1990-х гг. / редкол. Л.П. Солнцева и др. – М.: Гос.ин-т искусствознания; РАН; СПб.: Дмитрий Буланин, 1999.
«Художественная самодеятельность в период послевоенного восстановления» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot