Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 1
Характеристика педагогики как науки. Педагогика начального образования.
План лекции
1. Зарождение педагогики и философия.
2. Перевод понятия «педагог» с древнего греческого языка.
3. Становление научной педагогики.
4. Объект и предмет исследования педагогики.
5. Понятийный и категориальный аппараты педагогики.
6. Функции науки.
7. Структура наука.
8. Отрасли педагогики.
9. Выдающиеся педагогики.
Педагогическое знание первоначально вызревало в лоне философии. Оно ярко заявило о себе в философской мысли Древнейших цивилизаций (История педагогики и образования. Под ред. А.И.Пискунова. http://www.pedagogov.net/files/books/Piskunov_ipo.pdf.). Уже в наиболее развитых государствах Древнего мира – Китае, Индии, Египте, Греции – были предприняты серьезные попытки обобщения опыта воспитания. Все знания о природе, человеке, обществе аккумулировались тогда в философии; в ней же были сделаны и первые педагогические обобщения.
Термин «педагог» – греч. Paidagogos от pais (paidos) – «дитя» + «ago» – веду, воспитываю – воспитатель; «педагогика» – paidagogike – буквально: «детовождение», «детоводство», «детоводительство» (В Древней Греции первоначально педагогами назывались рабы, которые сопровождали детей в школу и следили за их поведением). В обыденной ситуации под этими терминами понимается область жизни и деятельности людей, которая относится к сфере образования, воспитания и развития личности.
«Оформление педагогики в самостоятельную научную систему в европейской культуре связано с именем чешского педагога Я.А. Коменского (1592–1670). Его главный труд «Великая дидактика», вышедший в Амстердаме в 1654 г., – одна из первых научно–педагогических книг. Многие из ее идей не утратили своей актуальности и сегодня. Предложенные Я.А. Коменским принципы, методы, формы обучения, например, принцип природосообразности, классно–урочная система, вошли в золотой фонд педагогической теории (http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/russpenc/10.php).
В педагогике начальной школы особенно чтят имя великого швейцарского педагога И.Г. Песталоцци (1746–1827). «О, любимый народ! – восклицал он. – Я вижу, как ты низко, страшно низко стоишь, и я помогу тебе подняться!» Песталоцци сдержал свое слово, предложив учителям прогрессивную теорию обучения и нравственного воспитания учащихся.
Мировую славу русской педагогике принес К.Д. Ушинский (1824–1871). Он совершил переворот в теории и революцию в педагогической практике. В его системе ведущее место занимает учение о целях, принципах, сущности воспитания. «Воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни», – писал он. Воспитание, совершенствуясь, может далеко раздвинуть пределы человеческих сил: физических, умственных, нравственных» (И.П.Подласый). К.Д.Ушинский во второй половине ХIХ в. поставил проблему научного статуса педагогики: она – наука, ремесло (методика, технология) или искусство?
Объект педагогики - педагогическая действительность (объективно существующая). Предмет педагогики – это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях). Педагогика в этом случае представляет собой науку, изучающую сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни. Хотя вопрос об объекте и предмете педагогики остаётся дискуссионным.
Педагогика – упорядоченная совокупность знаний, которая раскрывает сущность процессов воспитания, обучения и развития и дает возможность направлять их движение в соответствии с поставленными целями.
Любая наука имеет понятийный и категориальный аппараты. Понятие – это мысль, которая фиксирует в обобщенной форме предметы и явления действительности. Научные понятия отображают существенные признаки предмета, явления, которые позволяют отличать их от смежных с ними предметов и явлений.
Понятие имеет содержание и объем. Содержание – это совокупность отраженных в понятии признаков; существенный из них составляет ядро. Объем – множество предметов, имеющих однородные признаки. Понятия необходимы в педагогике для точного обозначения элементов и явлений учебно-воспитательного процесса.
Категории – общие, фундаментальные понятия, которые отражают наиболее существенные связи и отношения реальной действительности. Категории выражают фундаментальные уровни понимания человеком общества, природы, себя; являются важнейшими элементами мировоззрения людей. В педагогике к таким понятиям следует отнести «формирование», к педагогическим категориям – образование, воспитание, обучение.
«Воспитание – целенаправленный и организованный процесс формирования личности. В педагогике это понятие употребляется в широком философском и социальном смысле и в более узком – педагогическом значении. Воспитание имеет исторический характер. Оно возникло вместе с человеческим обществом, став органической частью его развития, и будет существовать, пока существует общество. Именно поэтому воспитание – общая и вечная категория.
Обучение – специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, результатом которого является усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил, дарований и возможностей в соответствии с поставленными целями.
Основу обучения составляют знания, умения, навыки. Знания – это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, понятий и законов науки. Они представляют собой коллективный опыт человечества, результат познания объективной действительности. Умения – готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков. Навыки – компоненты практической деятельности, проявляющиеся в выполнении действий, доведенных до совершенства путем многократного упражнения. В последнее время зарубежная и отечественная педагогика пристально изучают понятие «компетентность» как один из важнейших результатов процесса обучения.
Образование – результат обучения. В буквальном смысле означает формирование образа хорошо обученного, воспитанного, интеллигентного человека. Образование – система накопленных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел ученик. Именно система, а не объем (набор) разрозненных сведений характеризует образованного человека. Начальная школа дает своим выпускникам начальное (элементарное) образование. Главный критерий образованности – системность знаний и мышления» (И.П.Подласый).
«В зависимости от объема полученных знаний и достигнутого уровня самостоятельности мышления различают начальное, среднее и высшее образование. По характеру и направленности оно подразделяется на общее, профессиональное и политехническое.
Начальное образование имеет целью заложить основы для будущего образования человека, которое в современных условиях продолжается всю жизнь. Ребенка следует научить читать, писать, считать, связно и грамотно выражать мысли, логически рассуждать, делать правильные выводы. Обучение грамоте сопровождается интенсивным воспитанием – нравственным, физическим, эстетическим, трудовым, правовым, экономическим, экологическим.
Общее образование дает знание основ наук о природе, обществе, человеке, формирует мировоззрение, развивает познавательные способности. Получение общего образования завершается пониманием основных закономерностей развития процессов в окружающем человека мире, приобретением необходимых ему учебных и трудовых умений, разнообразных навыков.
Формирование – процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов – экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и т.д. Воспитание – один из важнейших, но не единственный фактор формирования личности. Формирование подразумевает некую законченность качеств человеческой личности, уровень зрелости, устойчивости.
Развитие – процесс и результат количественных и качественных изменений человека. Оно связано с постоянными изменениями, переходами из одного состояния в другое, восхождением от простого к сложному, от низшего к высшему. В человеческом развитии достаточно ясно проявляется действие универсального закона взаимоперехода количественных изменений в качественные, и наоборот.
Развитие личности – сложнейший процесс объективной действительности. Для углубленного изучения его современная наука пошла по пути дифференцирования компонентов развития, выделяя в нем физическую, психическую, духовную, социальную и другие стороны. Педагогика изучает проблемы духовного развития личности в тесной с ними взаимосвязи» (И.П.Подласый).
Функции науки: описание, объяснение и прогнозирование развития педагогических феноменов.
Структура любой науки, в том числе педагогики, может быть представлена моделью, состоящей из четырёх подсистем: 1) логико-лингвистической; 2) модельно-репрезентативной; 3) прагматико-процедурной; 4) эвристико-гипотетической.
Разнообразны отрасли педагогики: общая педагогика, история педагогики, специальная педагогика, сравнительная педагогика, лечебная педагогика, социальная педагогика, этнопедагогика, педагогика одарённых детей, социальная педагогика, пенитенциарная педагогика и др. Среди них достойное место принадлежит педагогике начального образования, или педагогике начальной школы.
Общая педагогика как учебный предмет имеет традиционно следующую структуру:
Ян Амос Коменский (1592–1670).
Джон Локк (1632–1704).
Жан Жак Руссо (1712–1778).
Иоганн Генрих Песталоцци (1746–1827).
). Фридрих Дистервег (1790–1886).
Константин Дмитриевич Ушинский (1824–1871
Джон Дьюи (1859–1952).
Януш Корчак (1878-1942) http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/russpenc/10.php
Мария Монтессори (1870 – 1952)
Антон Семенович Макаренко (1888–1939).
Василий Александрович Сухомлинский (1918–1970)
Леонид Владимирович Занков (1901 -1977)
Владимир Фёдорович Шаталов
Шалва Александрович Амонашвили и др.
Итог лекции.