Характеристика основных методов руководства игровой деятельностью дошкольников
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Игра – свободная деятельность, а ее развивающий эффект
становится максимальным, когда она является
самостоятельной детской деятельностью.
Получается, что природа детской игры вступает в
противоречие со сложившимся подходом – “руководить
игрой”. Разрешить это противоречие помогает переход от
стратегии педагогического руководства игрой к стратегии
педагогического сопровождения.
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ
ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ПО СЛЕДУЮЩИМ НАПРАВЛЕНИЯМ
Создание предметно-игровой среды.
Организация ситуаций игрового взаимодействия педагога с детьми, в которых педагог передает
детям игровые способы действий.
Создание проблемно-игровых ситуаций (постановка новой для детей игровой задачи, решение
которой происходит при опоре на имеющийся опыт). Проблемно-игровые ситуации создаются
через предметно-игровую среду и через игровое общение педагога с ребенком.
Участие педагога в играх детей, основанное на отношениях партнерства воспитателя и ребенка.
ВЕДУЩАЯ ИДЕЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ИГР ДЕТЕЙ — ПОМОЧЬ
РЕБЕНКУ ОВЛАДЕТЬ УСЛОВНОСТЬЮ ИГРОВЫХ ДЕЙСТВИЙ. ЭТО ОПРЕДЕЛЯЕТ ЗАДАЧИ
РАБОТЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ОСВОЕНИЕ ДЕТЬМИ ИГРЫ КАК ОСОБОГО ВИДА
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПРЕДПОЛАГАЮЩЕГО УМЕНИЯ:
включать в игру действия с
игрушками и другими
предметами и действия без
предметов «изобразительные»
(например, «съесть»
несуществующую конфетку)
в первом полугодии
принимать от педагога
словесно обозначенный
замысел игры («Мы сейчас
поедем на дачу»); к концу
года обозначать
простейший замысел
самостоятельно
в первом полугодии с
помощью воспитателя, к
концу года самостоятельно
вступать в короткий диалог
с игрушкой
заменять в игре хорошо
известные предметные
действия действиями с
предметамизаместителями, а затем
словом
словесно пояснять игровые
действия, предметызаместители и
воображаемые предметы
(«Я кормлю», «Это у меня
ложка»)
самостоятельно
разворачивать смысловые
цепочки из 2-3 игровых
действий, продолжать по
смыслу действие, начатое
партнером-взрослым
«одушевлять» игрушку,
приписывать ей желания,
эмоциональные состояния;
вступать во
взаимодействие со
сверстником на основе
обмена предметными
действиями
передавать действия,
характерные для персонажа
(«мама», «доктор» и др.), и
взаимоотношения
персонажей («мама»
ласково разговаривает с
«дочкой»)
В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ИГРА СМОЖЕТ СТИМУЛИРОВАТЬ:
осознание собственного роста, продвижения в познании мира
радость овладения более совершенными способами деятельности
удовольствие от процесса познавательной деятельности
чувство собственного достоинства
гордость за успех товарища
К ИГРОВЫМ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ТЕХНОЛОГИЯМ ПЕДАГОГИ НАЧИНАЮТ ОБРАЩАТЬСЯ В ПЕРИОД ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ
ДОШКОЛЬНИКОВ. ПРОГРАММА ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА СТРОИТСЯ ИЗ НАБОРА РАЗВИВАЮЩИХ ИГР, КОТОРЫЕ
ПРИ ВСЕМ СВОЕМ МНОГООБРАЗИИ ИСХОДЯТ ИЗ ОБЩЕЙ ИДЕИ СВЯЗИ СТРОИТЕЛЬНО-ТРУДОВЫХ И ТЕХНИЧЕСКИХ ИГР С
ИНТЕЛЛЕКТОМ РЕБЕНКА И ОБЛАДАЮТ ХАРАКТЕРНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ
психофизиологическое обоснование: ребенок овладевает ролевой игрой, знакомится с человеческими отношениями,
начинает различать внутреннюю и внешнюю стороны явлений, у ребенка активно формируется воображение и
символическая функция сознания, которые позволяют ему переносить свойства одних вещей на другие, возникает
ориентация в собственных чувствах и формируются навыки их культурного выражения — все это позволяет включаться
ребенку в коллективную деятельность и общение
педагогический принцип: удалось объединить один из основных принципов обучения «от простого к сложному»
с очень важным принципом творческой деятельности «самостоятельно по способностям»
решение педагогических задач
развитие творческих способностей ребенка с самого раннего возраста
игровые задания - ступеньки влияют на опережающее развитие способностей ребенка
занятиям ребенка сопутствует атмосфера свободного радостного творчества
занятия ребенка сопровождаются ситуацией успеха
ИГРОВОЙ ПРОЦЕСС ДОЛЖЕН ПРОТЕКАТЬ ЕСТЕСТВЕННО, У ДЕТЕЙ НЕ ДОЛЖНО ВОЗНИКАТЬ
ОЩУЩЕНИЯ, ЧТО ИХ «ОБУЧАЮТ».
ОСОБЕННОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ДЕТЕЙ:
заключается в том, что,
взаимодействуя с детьми, педагог
гибко меняет свою позицию в
зависимости от степени проявления
самостоятельности и творчества,
активно сотрудничает с ними
сопровождающее взаимодействие
помогает ребенку актуализировать
игровой опыт как результат
совместной игры с воспитателем,
применять его в различных
ситуациях, возникающих за
пределами специально
организованной педагогом игровой
деятельности
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИГРОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПОЛАГАЕТ
Регулярную диагностику игровой деятельности и учет ее результатов при взаимодействии с
детьми в игре
Наличие игровой позиции, сочетающей прямые и косвенные способы взаимодействия
Отбор содержания игр на основе интересов современных дошкольников
Ориентация педагога на индивидуальные творческие проявления детей в игре, их дальнейшее
развитие
Создание современной предметно–игровой среды
Педагогу необходимо развивать у себя умение быть игроком, т. е. иметь свою игровую позицию
ИГРОВАЯ ПОЗИЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ:
Ярко выраженный интерес педагога к играм детей.
Способность:
видеть реальную ситуацию со стороны и вычленить
в ней игровые возможности;
устанавливать доверительные отношения с
окружающими;
чувствовать игровые состояния других людей.
Креативность как способность находить нестандартные
пути достижения цели.
СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКИХ ИГР ДОШКОЛЬНИКОВ
Требует гибкой тактики руководства, где
позиция педагога постоянно меняется
Планирование игры совместно с детьми
Педагог – партнер, носитель игровых
умений и умений организованного
общения в игре
Поддержка спонтанной игры,
обогащение и обеспечение игрового
времени и пространства
Педагог – координатор игровых
замыслов и общения детей
Подготовка совместно с воспитателем
атрибутов игры
Педагог – наблюдатель за играми детей Взяв на себя роль, взрослый косвенно
и консультант в случае возникших
управляет игрой, выводя детей из
затруднений
конфликтной ситуации и предупреждая
их, ненавязчиво использует свои
знания для поддержания
положительного отношения к игре и
партнерам