Характер Московского государства во второй половине XV — начале XVI в.
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Характер Московского государства во второй половине XV — начале XVI в.
Возвышение княжеской власти
Освобождение от ордынского владычества и объединение русских земель в единое государство вызвали перемены в характере политической власти. Источником великокняжеской власти вновь становится происхождение, а не воля золотоордынского хана. Во главе единого Русского государства стояли потомки Ивана Калиты, которые начали именовать себя государями и самодержцами всея Руси.
Большинство историков считают, что понятие «самодержавие» люди того времени связывали с обретением внешней независимости страны. События 1480 г. «сделали великое княжение всея Руси суверенным — самодержавным, в исконном смысле слова, государством», — отмечал известный историк А.Е. Пресняков. В то же время, чтобы подчеркнуть своё особое положение, Иван III в международных документах стал именовать себя царём и разработал ритуал торжественной передачи власти своему наследнику — венчание на царство (коронация). С появлением единого государства «государь всея Руси» сосредоточил в своих руках огромные полномочия. Только он имел право издавать распоряжения законодательного характера, назначать на высшие государственные должности, осуществлять полномочия высшей судебной инстанции. Кроме того, он возглавлял наиболее значительные военные походы.
Несмотря на изменение общественного статуса великого князя и значительное увеличение его полномочий, сохраняется древняя традиция княжеской «думы» со своими боярами. Она трансформируется в создание постоянного совещательного органа при великом князе — Боярской думы. В конце XV в. Боярская дума состояла из двух чинов: бояр и окольничих. По мере вхождения новых земель в состав единого государства боярский чин стали получать князья прежде независимых княжеств («княжата»). Чин окольничего был несколько ниже боярского, его получали бояре менее знатные или молодые. Однако при сыне Ивана III Василии III аристократический состав думы стал постепенно размываться, политическое значение её снижается. В думу входят уже «великие», или «введённые», дьяки (позже они стали называться думными дьяками), а также представители московского дворянства — думные дворяне, попавшие в думу благодаря личным заслугам.
В среде бояр в XV в. сложилась система местничества. Чем раньше правители тех или иных княжеств переходили на службу к московскому князю, тем более почётные должности они получали. Более того, данные места закреплялись за их прямыми потомками. От претендентов требовалось только одно условие — полное подчинение великому князю московскому. Данное обстоятельство со времён Ивана III трансформируется в фразу, с которой любой служилый человек, даже самого высокого чина, обращался к государю всея Руси: «Се яз, холоп твой...»
Система управления
Государственного аппарата, как такового, в конце XV в. ещё не существовало. Но были созданы два общегосударственных учреждения, которые исполняли великокняжеские распоряжения: дворец и казна. Дворец, возглавляемый дворецким, первоначально ведал землями великого князя. Затем дворецкие стали рассматривать земельные споры, вершили суд. С присоединением новых территорий там появились местные дворцы, а из Москвы управление ими стал осуществлять Большой дворец. Казна, возглавляемая казначеем, контролировала взимание государственных налогов, таможенных сборов, выполнение ряда повинностей, а также занималась вопросами внешней политики. В казне хранились государственная печать и государственный архив.
Во второй половине XV в. начинает формироваться центральная исполнительная власть. Первоначально княжеское управление осуществлялось через систему временных поручений, которые давались, как правило, боярам. Затем эти единоличные поручения начинают превращаться в постоянные присутственные места («избы»). Для решения тех или иных вопросов при Боярской думе создавались особые комиссии, важнейшие из которых трансформируются в дальнейшем в приказы. Так были образованы, к примеру, Разрядный и Разбойный приказы.
Важным мероприятием было создание в 1497 г. Судебника — первого свода законов единого государства. В этом документе были собраны и приведены в систему все законы, существовавшие в Московском княжестве. Теперь они становились обязательными на всей территории Русского государства.
Таким образом, к началу XVI в. обозначился процесс централизации Русского государства (теперь его по византийской традиции именовали Россией), главными признаками которой можно считать создание государственного (чиновничьего) аппарата, укрепление центральной власти, создание единых законов, налоговой системы и войска. Многое из перечисленного еще предстояло создать будущим правителям (Ивану IV).
Параллельно с формированием в Москве центральных органов власти происходили изменения и в управлении на местах. Основной территориально-административной единицей в едином государстве становятся уезды. Границы уездов восходили к рубежам бывших независимых земель, поэтому их размеры были разными. Уезды делились на станы и волости.
Власть в уезде и его центре — городе принадлежала наместнику, а в станах и волостях — волостелям. Наместники и волостели присылались из Москвы. Они получали управление территориями «в кормление». Отсюда их обобщённое название — кормленщики.
Кормления являлись вознаграждением — но не за исполнение настоящих административных и судебных обязанностей, а за прежнюю военную службу. Они рассматривались в качестве своего рода пенсий наместникам и волостелям. Как правило, свои прямые административные и судебные обязанности они выполняли спустя рукава и нередко передоверяли их своим холопам (тиунам).
Не было строгой системы ни в самих назначениях кормленщиков, ни в размерах кормлений.
Сочетанием новых и старых подходов характеризуется политика великих князей по отношению к удельным князьям, которыми могли быть теперь лишь представители московского княжеского дома. Иван III вёл борьбу с самовластием удельных князей — своих братьев. К концу княжения Ивана III в пределах самой Московской земли оставался лишь один удел. Но великий князь в завещании «одаривает» уделами не только своего старшего сына Василия, но и четырёх его братьев. Правда, Василий, как великий князь, обладал значительными преимуществами: он получил 66 городов, а все братья вместе — всего 30, только он имел право наследовать выморочные (без наследников) уделы и только его детям могло принадлежать великое княжение, от которого заранее отказались братья. К концу княжения Василия III уделов осталось всего два: Дмитровский, где княжил Юрий Иванович, и Старицкий, принадлежавший Андрею Ивановичу.
Во владениях удельных князей сохранялась система управления, сложившаяся в XIV—XV вв. Центром управления был княжеский дворец, состоявший из хозяйственно-административных ведомств, управлявшихся «введёнными боярами».
Из них же состояла и княжеская дума, не являвшаяся постоянным органом и созывавшаяся князьями по мере надобности. В ведении удельных князей был суд по земельным и разбойным делам, они собирали в удельную казну пошлины и поборы. Таким образом, удельным князьям предоставлялась довольно большая свобода действий во внутренних делах, но вот во внешнеполитической сфере они ставились в полное подчинение московскому князю.
По мнению некоторых историков, заслугой Ивана III следует считать возрождение на общегосударственном уровне самоуправленческих начал, имевших прочные традиции в русском обществе. В городах на рубеже XV—XVI вв. был создан институт городовых приказчиков. Несмотря на то что они являлись представителями администрации великого князя, назначались эти приказчики обычно из числа местного дворянства (детей боярских). Городовые приказчики ведали непосредственно городскими крепостями, являясь как бы военными комендантами. Однако постепенно они стали заниматься и другими вопросами, связанными с военно-административным управлением: строительством дорог, мостов, обеспечением военных перевозок и хранением оружия. В круг их важнейших обязанностей входило проведение уездной мобилизации крестьянского и городского ополчений, а также контроль за финансами.
В конце XV в. были изданы правительственные акты, регулирующие деятельность наместников и волостелей и определяющие основные принципы суда и управления. Так, Белозерская уставная грамота 1488 г. регламентировала взаимоотношения между органами центральной власти (наместники) и местным населением. В ней закреплялось право белозерцев жаловаться великому князю на наместников и их помощников. Устанавливалось «смесное» (совместное) судебное разбирательство: наместничий суд был правомочен только при присутствии представителей местных общин (это же положение было закреплено и Судебником 1497 г.). Специальная статья запрещала наместникам вмешиваться в дела общины. По мнению современного исследователя Ю.Г. Алексеева, хотя Белозерская уставная грамота непосредственно обращена к населению только одного уезда, её можно рассматривать как типовую. Видимо, предполагалось подобные грамоты дать и другим уездам Русского государства.
Таким образом, Иван III и Василий III проводили последовательную политику укрепления единодержавия, но в то же время они опирались на традиции общинности, имевшие глубокие корни в российской истории.
Поземельные отношения в период становления единого Русского государства
Период собирания земель вокруг Москвы характеризовался значительными изменениями в системе землевладения. Московские князья, прежде всего Иван Калита, начали активно скупать земли в удельных княжествах. Земля становилась товаром, что способствовало её сосредоточению в княжеских руках. В то же время московские правители стали рассматривать себя в качестве верховных собственников присоединённых к Московскому княжеству территорий. Это позволило начать процесс окняжения общинных земель. Иван Калита, а затем Василий II Тёмный добрались до «чёрных» (принадлежавших свободным общинам) земель северо-востока Руси.
Сосредоточив в своих руках огромные земельные массивы, московские князья стали раздавать земли в пожизненное владение при условии несения службы великому князю. Такие условные держания получили название поместил. Первым известным историкам помещиком стал некий Борис Ворков, служилый человек Ивана Калиты.
Массовые раздачи земли начались со второй четверти XV в., когда Иван III провёл конфискацию вотчин новгородского боярства. Именно на эти земли московский князь стал испомещатъ своих служилых людей. Так стала формироваться поместная система, при которой фактическим владельцем земли был помещик, но верховным её собственником — великий князь, которому помещик и был обязан служить.
Основным преимуществом подобного порядка являлось то, что государство стало располагать значительными военными силами без затраты каких-либо средств на их содержание. Помещики должны были по первому требованию государя являться «конно, людно и оружно». При несоблюдении обязательств по службе поместья отбирались «со всеми их животы и с хлебом и с людьми» и передавались людям, «которые на нашу службу на срок приедут».
Но для того чтобы исполнять свои обязанности, землевладелец должен был иметь постоянный доход, который немыслим без труда работающих на земле крестьян. За право пользоваться участками пахотной земли, лугами, лесами, реками они должны были платить владельцу земли определённые платежи натурой — оброк либо исполнять другие повинности, прежде всего барщину. Стремясь урегулировать взаимоотношения между землевладельцами и крестьянами, упорядочить крестьянские переходы, Иван III вводит в Судебник 1497 г. специальную статью «О христьянском отказе». Она установила одновременный для всего государства срок, в течение которого частновладельческим крестьянам разрешалось покидать своего господина. Срок этот — за неделю до и после Юрьева дня (26 ноября) — был связан с окончанием сельскохозяйственных работ. При уходе крестьянин платил хозяину «пожилое» — плату за пользование крестьянским двором.
В конце XV — начале XVI в. сумма «пожилого» равнялась 1 р. с человека (примерно столько же стоила рабочая лошадь или 100 пудов ржи). Крестьянин, ушедший без уплаты «пожилого» либо не в срок Юрьева дня, считался беглым. Он подлежал розыску и возвращению прежнему владельцу.
Так начался процесс формирования крепостного права.
Правление Ивана IV Грозного
Иван IV Васильевич (1533-1584) вступил на престол в 3-х летнем возрасте после смерти своего отца Василия III. Фактически государством управляла его мать Елена Глинская, но и она умерла, предположительно от отравления, когда Ивану было 8 лет. После ее смерти развернулась настоящая борьба за власть между боярскими группировками Бельских, Шуйских и Глинских. Эта борьба велась на глазах малолетнего правителя, воспитывая в нем жестокость, страх, подозрительность. С 1538 по 1547 гг. у власти побывало 5 боярских группировок. Боярское правление сопровождалось смещением 2 митрополитов, разворовыванием казны, казнями, пытками, ссылками. Боярское правление привело к ослаблению центральной власти и вызвало волну недовольства и открытых выступлений. Международное положение государства также осложнилось.
В 1547 г. в 17-летнем возрасте Иван IV венчался на царство, став первым царем в русской истории. В 1549 г. вокруг молодого Ивана сложился круг близких людей, который получил название «Избранная рада». В нее вошли митрополит Макарий, духовник царя Сильвестр, князь А.М. Курбский, дворянин А.Ф. Адашев. Рада просуществовала до 1560 г. и провела ряд преобразований.
Реформы центрального и местного управления. В 1549 г. возник новый орган власти – Земский собор. Была оформлена приказная система управления и появляются важнейшие приказы. Во время царствования Ивана IV почти втрое был расширен состав Боярской думы с тем, чтобы ослабить в ней роль старой боярской аристократии. На местах учреждаются выборные земские власти в лице «земских старост», которые выбирались из зажиточных посадских людей и крестьян. Общий надзор за местным управлением переходил в руки губных старост, и городовых приказчиков. В 1556 г. была отменена система кормлений. Управители территорий стали получать жалованье из казны.
Территория была разделена на следующие территориальные единицы: губу(округ) возглавлял губной староста (из дворян); волость возглавлял земский староста (из черносошного населения); город возглавлял «излюбленный голова» (из местных служилых людей).
Таким образом, в результате реформы управления в России сложилась сословно-представительная монархия.
Военная реформа. В середине ХVI в. от Волги до Балтики Россия была окружена кольцом враждебных государств. В этой ситуации чрезвычайно важным для России было наличие боеспособного войска. Из-за нехватки денег в казне правительство за службу расплачивалось землей. С каждых 150 десятин земли (1 десятина - 1,09 га) боярин или дворянин должен был поставить одного воина с лошадью и вооружением. В отношении военной службы вотчины приравнивались к поместьям. Теперь вотчинник или помещик мог начать службу с 15 лет и передавать ее по наследству. Служилые люди подразделялись на две основные группы: служилые «по отечеству» (т.е. по наследству – бояре и дворяне) и по «прибору» (т.е. по набору – пушкари, стрельцы и др.).
В 1556 г. впервые было составлено «Уложение о службе», которое регулировало прохождение военной службы. Для пограничной службы привлекались казаки. Еще одной составной частью русского войска стали иностранцы, но их число было незначительно. На время военных походов ограничивалось местничество.
В результате военной реформы Россия во времена Ивана IV стала располагать таким войском, которого раньше не имела. Создание боеспособного войска позволило России решить некоторые давно стоявшие стратегические задачи внешней политики.
Денежная реформа. На территории всей страны была введена единая денежная единица - московский рубль. Право сбора торговых пошлин перешло в руки государства. Отныне все население страны должно было нести тягло – комплекс натуральных и денежных повинностей. Для всего государства была установлена единая единица взимания налогов – большая соха. В зависимости от плодородия почвы и социального положения владельца большая соха составляла от 400 до 600 га земли.
Судебная реформа. В 1550 г. был принят новый Судебник. Он внес изменения в Судебник 1497 г., отразившие усиление центральной власти. В нем подтверждалось право перехода крестьян в Юрьев день (26 ноября), и была увеличена плата за «пожилое», что еще больше закрепощало крестьян. Было впервые введено наказание за взяточничество.
Церковная реформа. В 1551 г. состоялся Стоглавый собор. Так он был назван потому, что его решения были сформулированы в ста главах. На долгое время Стоглав становится кодексом русского церковного права. Был составлен общерусский список святых, упорядочилась и унифицировалась (приводилась к единообразию) обрядность на территории всей страны. Подлежало регламентации церковное искусство: были утверждены образцы, которым надлежало следовать. В качестве образца в живописи провозглашалось творчество Андрея Рублева, в архитектуре – Успенский собор Московского Кремля.
Реформы Избранной рады способствовали укреплению российского централизованного государства. Они усилили власть царя, привели к реорганизации местного и центрального управления, укрепили военную мощь страны.
Опричнина. К концу деятельности Избранной рады между царем и его приближенными выросло напряжение. Курс на централизацию ущемлял интересы многих князей и бояр. Росло недовольство затягивавшейся Ливонской войной. В 1560 г. умерла жена Ивана IV Анастасия Захарьина-Романова, которую он сильно любил. Виновными в ее смерти царь заподозрил бояр. В начале 1560-х гг. участились измены, самой громкой из которых стало бегство А. Курбского.
В 1565 г. Иван IV ввел опричнину (1565-1572). Территория России была разделена на две части: опричнину и земщину. В опричнину вошли наиболее важные земли. Здесь царь имел право быть неограниченным правителем. На эти земли Иван IV поселил опричное войско, содержать его должно было население земщины. Феодалы, не попавшие в опричное войско, но земля которых располагалась в опричнине, выселялись в земщину. Борясь с остатками удельных порядков и стремясь уничтожить малейшие оппозиционные настроения, Иван IV устроил жестокий террор. Он был направлен против бояр и дворян, которых царь подозревал в измене, но от них страдало и простое население. По разным оценкам, от опричного террора погибло 3-4 тыс. чел. Опричнина привела к разорению страны, запустению многих земель, ухудшила положение крестьян и во многом способствовала его дальнейшему закрепощению. За проявленный в годы опричнины характер Ивана IV стали называть «Грозный».
Внешняя политика России при Иване IV делилась на три направления. На западном направлении главной целью был выход к Балтийскому морю. Пытаясь выйти к нему, Иван IV повел изнурительную 25-летнюю Ливонскую войну (1558-1583). Поначалу война складывалась благополучно. В 1560 г. Ливонский орден был разгромлен, но его земли перешли под власть Польши, Дании и Швеции. Вместо одного слабого противника Россия получила трех сильных. Усугубили войну предательство А. Курбского и опричнина. Ливонская война завершилась поражением России. Выход к Балтийскому морю получить не удалось. Внешняя торговля по-прежнему осуществлялась через Белое море. В середине XVI в. были установлены морские связи с Англией. Из Западной Европы через Архангельск Россия ввозила оружие, сукно, драгоценности, вина в обмен на меха, лен, пеньку мед, воск.
На восточном направлении главной целью была борьба с Казанским и Астраханским ханствами и присоединение Сибири. Образовавшиеся в результате распада Золотой Орды Казанское и Астраханское ханства постоянно угрожали русским землям. Здесь были плодородные почвы, о которых мечтало русское дворянство. В 1552 г. было присоединено Казанское ханство, в 1556 г. было присоединено Астраханское ханство. Зависимость от России признала Ногайская Орда (земли от Волги до Иртыша). В состав России вошли татары, башкиры, удмурты, мордва, марийцы. Расширились связи с народами Северного Кавказа и Средней Азии. Новые плодородные земли и весь торговый путь по Волге оказался под контролем России. Волжский торговый путь связал Россию со странами Востока, откуда везли шелк, ткани, фарфор, краски, пряности и т.д.
Присоединение Казани и Астрахани открыло возможность для продвижения в Сибирь. Богатые купцы Строгановы получили от Ивана IV грамоты на владение землями по реке Тоболу. На свои средства они сформировали отряд из вольных казаков во главе с Ермаком. В 1581 г. Ермак со своим войском проник на территорию Сибирского ханства, а спустя год разбил войска хана Кучума и взял его столицу Кашлык. Население Сибири должно было платить ясак – натуральный оброк мехом.
На южномнаправлении главной целью была защита страны от набегов крымских татар, поскольку в XVI в. началось освоение территории Дикого поля (плодородных земель к югу oт Тулы). Были построены Тульская и Белгородская засечные черты. Борьба велась с переменным успехом. В 1571 г. крымский хан с войском дошел до Москвы и сжег ее посад. Опричное войско не смогло этому противостоять, побудив, вероятно, царя отменить опричнину. В 1572 г. в битве при Молоди крымские войска были разгромлены объединенным русским войском.
Таким образом, при Иване IV самым успешным направлением внешней политики оказалось восточное, а самым неудачным – западное.
Значение личности и деятельности Ивана Грозного историки оценивают противоречиво. Одни ученые считают, что политика Ивана Грозного подорвала мощь страны, предопределила дальнейшую Смуту. Другие исследователи считают Ивана Грозного великим созидателем.
Деятельность первого русского царя следует оценивать с учетом времени: он был вынужден применить репрессии в отношении боярства, так как в то время верхушка боярства стала антигосударственной силой. По самым последним подсчетам ученых, за 37 лет правления по приказанию Ивана Грозного было уничтожено от 3 до 4 тыс. человек. Для сравнения, его современник французский король Карл IХ только за один 1572 г. с благословления папы римского уничтожил 30 тыс. гугенотов – католиков-протестантов. Иван Грозный, несомненно, был деспотом. Но деспотизм царя был вызван теми внутренними и внешними обстоятельствами, в которых оказалась Россия в середине ХVI в.