Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Графика современного художественного произведения

  • 👀 535 просмотров
  • 📌 459 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Графика современного художественного произведения» docx
Лекция 1 Графика современного художественного произведения Вступление На современном этапе развития лингвистика расширила объект своего исследования и включила в него элементы различных семиотических систем, участвующих в организации текста. Роль традиционных языковых средств переосмысливается, а способы оформления художественного текста приобретают новый статус, особенно возрастает их роль в обеспечении связности и логичности построения произведения, без которых многие смысловые компоненты были бы упущены читателями. Графика сегодня является средством художественной выразительности текста и привносит в него дополнительный смысл, более того, является особым языковым кодом, которым автор предает свое отношение к происходящему. Становится необходимым единовременное глубокое и подробное исследования, как лексических, так и синтаксических средств оформления художественных текстов. А.А. Корниенко, Т.Ф. Семьян, Т.Ф. Петренко, М.Б. Слепакова, Н.В. Темиракаева обращают внимание на изменения в облике современного художественного текста и, по их мнению, текст приобретает все более дискретный характер, что выражается в многообразии графических приемов, используемых в процессе продуцирования текста. Исследователи современной наррации считают, что типографские средства оформления текста способны выполнять функцию его продуцирования, которая заключается в дополнении при помощи указанных знаков содержания текста, в передаче некоторых лексически невыраженных смыслов, а также в создании других выразительных визуальных эффектов. Авторы текстов сознательно и специально прибегают к использованию внешних типографских знаков, что помогает им продемонстрировать как свободу выбора приемов для создания собственной стилистики, так и подчеркнуть неоднозначность и глубину произведения и замысла. Графон Все средства, связывающие текст, можно объединить в виде комплекса экстралингвистических и лингвистических компонентов. Лингвистические компоненты комплекса представляют собой группы элементов разных классов одного языкового уровня, объединенные по тематическому признаку и общности функции. К факторам внешней организации текста относятся следующие символико-графические средства: таблицы, графики, схемы, рисунки, фотографии, условные обозначения, различное начертание шрифта . Функция данных средств заключается в том, чтобы за счет предельной конденсации языкового выражения помочь адресату адекватно воспринимать информацию. Стилистические приемы, которые представляют собой стилистически значимое отклонение от графического стандарта или орфографической нормы принято называть графонами. Графоны обычно являются мотивированным и стилистическим контекстом написания слов (разные шрифтовые выделения, разрядка, дефисация, введение в основной текст инородных знаков, написание прописной вместо строчной буквы и другие графико-орфографические альтернативы). А.П. Сковородников считает, что графон – это не только выделение букв, использование символов и знаков других систем, но также и тире, многоточие, запятые, разрядка, дефиксация, различные графико-орфографические альтернативы. А.П. Сковородников выделил следующие виды графона: • Дефисация – морфемное членение слова с помощью дефиса. Данный прием обычно используется с целью показать: дефект речи, невнятную и едва воспринимаемую речь, нарушение ее норм, команду или приказ, которые обычно звучат отрывисто, особенность слова в рекламном тексте и т.п. • Включение в слово цифр, знаков, символов. В слово могут включаться как арабские, так и римские цифры, а также символы и знаки различных культур. Цель авторов различна – от обращения нашего внимания к особенности и специфики культуры, из которой взяты данные символы, до создания логической и интеллектуальной головоломки. • Факультативные кавычки – данный символ может выделять одно или несколько слов, а также даже единственную букву в слове. • Выделение слов и предложений с помощью различных эффектов, например, выделение цветом. В этом случае идет «приращение» некого дополнительного смысла с целью манипуляции реципиентом (актуализируя смысл с помощью выделения, возможно привлечь внимание прохожего или читателя в тексту, повлияв на его восприятие). • Использование прописных букв вместо строчных. Любое слово произведения может либо полностью состоять и прописных букв или иметь только одну такую букву. Если рассматривать произведения автором, то необходимо также внимательно анализировать цитаты, которые они приводят в своих произведениях, зачастую они даже вставляют свой элемент, который придает иной оттенок всей фразе. Выделение части слова прописными буквами позволяет переосмыслить его значение. • Использование в слове букв латинского алфавита. Данный прием является скорее данью моде, особенно, когда в слово включаются слова VIP, OFF и др. Это современный прием, позволяющий акцентировать внимание на определенной части слова, а именно латинской. Кодирование информации в тексте с помощью различных графических средств является отличительной чертой современной литературы, которая привлекает внимание становится визуальным, а также несет в себе информацию об определенных объектах. В художественных нарративных текстах невербальные средства приобретают особую значимость и не только привлекают внимание адресата, но и становятся важным носителем некой информации, и полное извлечение информации из текста становится невозможным без их декодирования или интерпретации. Художественный текст и функция курсива в нем Художественный текст является результатом образного познания и отображения реалий действительности художником и обладает силой рационального и эмоционального воздействия на читателя. Изображая действительность, каждый писатель неизбежно передает свое видение мира, свое к нему отношение, сочетая правду, а также вымысел. Автор строит мир своего произведения и предоставляет читателю огромную систему, существующую и четко продуманную, каждый элемент которой не дается без особого тайного смысла. Курсивное выделение способствует акцентному выделению слова. Данное явление получило различное название в трудах исследователей: например: • «акцентирование» (И. И. Сущинский), • «акцентуация» (О. С. Ахманова), • «акцентное выделение» (Т. М. Николаева), • «логическое ударение» (Я. И. Рецкер).  Курсивное выделение расставляет акценты на необходимых, по мнению автора, элементах и помогает достигать адекватной интерпретации, необходимой для достижения воздействия на реципиента и общего взаимопонимания. Курсив в литературе является основным признаком индивидуально-авторского стиля и выступает средством  речевой характеристики персонажа, многоголосия, способом создания множественности временных пластов повествования, иронического и сатирического  отношения к изображаемому предмету или действию. Курсив широко употребляется в творчестве писателей и поэтов, а роль его всегда варьируется и может как характеризовать произведение в целом, так и быть обычным средством пунктуации. Однако все особенности употребления курсива необходимо анализировать с учетом: • биографии писателя, особенностей его творчества в целом, • контекста эпохи в динамической эволюции, • в связи с социокультурным контекстом, • коммуникативного намерения автора текста и умения декодировать это намерение в процессе речевой деятельности, • замысла автора по художественному произведению в целом, • общих и широких теоретических обобщений, связанных с особенностями общей интерпретации литературно-художественных текстов. Каждый художественный текст является содержательным и структурным целым, где каждая составная часть несет собственную нагрузку и выполняет свою роль. Соответственно у каждого автора появляется необходимость в передаче различных оттенков смысла разнообразными способами и приемами, как относящимися к содержательному и смысловому наполнению, так и внешним прорисовыванием слова. Графон в художественном французском произведении К графону прибегает фр пис. Д.Пеннак, который в его произведении «Как роман» имеет следующие формы: • дефисация, • факультативные кавычки, • использование прописных букв, • тире, • многоточие. Выделим некоторые виды в произведении и определим их значение Дефисация: Под дефисация в работе понимается морфемное членение слова с помощью дефиса. Деление слова при приеме дефисация происходит с целью подчеркнуть его важность и привлечь к нему внимание и выделить его роль. «Comme Anna Karénine galopait vite-vite vers son Vronski à ces heures de la nuit» [Pennac, Comme un roman: 2]. Дефис связывает два одинаковых слова с целью усиления их значения, а также необходим для демонстрации более быстрого и ускоренного действия: быстро-быстро. Факультативные кавычки: Под факультативными признаются кавычки, которые могут выделять одно или несколько слов в произведении, а также единственную букву в слове: …. lignes de «a»… lignes de «m»… lignes de «t»… (pas commode, le «t», avec cette barre transversale, mais du gâteau comparé à la double révolution du «f», à l'incroyable embrouillamini d'où émerge la boucle du «k»…), toutes difficultés, pourtant, vaincues pas à pas… au point qu'aimantées les unes par les autres, les lettres finissent par s'agréger d'elles-mêmes en syllabes… lignes de «ma»… lignes de «pa»… et que les syllabes à leur tour… [Pennac, Comme un roman: 9]. Здесь автор прибегает к факультативным кавычкам, чтобы выделить кавычками сначала одну букву («a»… «m»… «t»…), далее уже выделяются слоги («ma»… «pa»). Данное деление позволяет привлечь внимание к данному слову и к его смыслу в произведении, который усилен путем выделения. Однако данный пример возможно рассмотреть как обычный пример пунктуации, так и как замысел автор по акцентуации внимания читателя на определенном слове с целью усиления его важности в массиве текста. Многоточие: В обычных случаях к данному средству прибегают, чтобы обозначить некоторую недосказанность мысли, которая вполне может быть продолжена на усмотрение читателя. В произведении Д.Пеннака данный знак играет огромную роль и автор его употребляет в большом количестве фраз: Du coup, l'ensemble de leurs devoirs pourrait se résumer par cette formule: «Mais non, mais non, on a le droit d'écrire ce qu'on veut, et tous les goûts de lecteurs sont dans la nature, non mais sans blague!» Oui… oui, oui… position tout à fait honorable… [Pennac, Comme un roman: 42]. В данном случае многоточие разделяет слово «oui», употребляемое три раза подряд. Именно благодаря многоточию это «oui» наделяется особым выражением и смыслом, дает возможность передать некоторые внутренние колебания и в итоге убежденность. Повторение слова и многоточии помогают автору воздействовать на читателя, передавать ему свое мнение и делиться эмоциями и переживаниями посредством графических средств. Курсив: Одной из несомненных особенностей произведения является использование курсива. Данное паралингвистическое средство, которое часто используется в текстах различных жанров и стилей, обычно несет дополнительную коннотацию, эмоциональную нагрузку и, несомненно, привлекает внимание читателя В исследуемом произведении Д.Пеннак использует курсив для выделения букв; отдельных, единичных слов в предложении; словосочетаний; устойчивых словосочетаний, вводных слов и конструкций; основных и придаточных предложений в составе сложного; целых предложений текста; абзацев; глав. Автор осуществляет курсивные выделения с целью представления новизны информации, новой микротемы, важности информации в рамках контекста, а также для эмоционального выделения деталей. Более того, каждый случай курсивного выделения не может быть расценен однозначно, выделенные писателем слова, словосочетания и отрывки важны для продуцирования текста, так как обусловливают возможность привлечения потенциала шрифтовой акцентуации в передаче дополнительных смыслов произведения. Разнообразие принципов курсивных выделений составляет неотъемлемую часть индивидуального стиля автора. Понимание и осознание закономерностей в выделении писателем слов и словосочетаний курсивом - ключ к верному пониманию не только смысла прочитанного и исследуемого произведения, но и творчества писателя в целом. Процесс раскрытия замысла и анализ художественного произведения основывается на интерпретации его графической формы, на нормах «эвристического» мышления, способности читателя выстраивать цепь умозаключений, основанных на восполнении семантики текста за счет невербальных средств. Проведенный анализ особенностей курсивных выделений слов и словосочетаний в произведении позволил выявить функции, свойственные ему в рамках данного произведения. Посредством оформления текста, выделения определенных фрагментов курсивом, информация восприни­мается легче, так как внимание читателя сразу акцентируется именно на ней. Таким образом, автор усиливает значение отдельных фрагментов, придает им оттенки и нюансы. Использование автором малых вкраплений (букв в слове, единичных слов) служит обычно для отображения эмотивной окраски произведения. Акцентуация может быть представлена различными ситуациями, нести в себе эмоциональную нагрузку, интонирование и определенный подтекст. Распознать и понять истинную идею акцента и выделения курсивом, обычно возможно лишь в рамках контекста данной ситуации и всего произведения в целом. Курсив в художественном русском произведении Одной из характерных особенностей современных русских художественных текстов, среди которых можно процитировать произведения В.Дегтева («Четыре жизни»), А.Аполлонова («Циклы: Сверзхцикл») является использование авторами для достижения определенного эффекта и воздействия на реципиента такие средства графической выразительности, как курсив, дефисация, многоточие, факультативные кавычки, скобки, тире, прописные буквы вместо строчных. Среди них курсив занимает особое место по двум причинам: во- первых, он очень широко используется в самых разных целях, и, во- вторых, курсивные выделения применяются вместе с дополнительными приемами – графонами, в связи с чем приобретают дополнительную прагматическую нагрузку и значение. Произведение Д.Рубиной «Белая голубка Кордовы» является многослойным произведением, которое, с одной стороны, рассказывает о жизни главного героя – Захара Кордовина, а с другой, о непростой жизни художников и их творениях. Сюжет развивается вокруг понятий истинности и фальшивости, подлинности и ложности, однако данное произведение невозможно интерпретировать однозначно, а также пересказать его сюжет, поскольку оно построено непростым языком, содержит разнообразные метафоры, аллюзии, графоны (курсив, тире, многоточие, факультативные кавычки). Выделим некоторые виды графона в произведении и определим их значение Курсив / дефисация Под дефисацией понимается морфемное членение слова с помощью дефиса. В исследуемом тексте романа он используется в двух случаях: для деления слова на слоги и для объединения самостоятельных слов в единое целое. а) Деление слова на слоги: «Она была уверена, что отец писал именно частное письмо, а не докладную: «Там были такие слова, которые в докладных не пишут». «Какие же это слова, Жука?» «Отстань!» «Нет, ну правда!» «Там было написано: „рас-пиз-ди-ли“». [Рубина, Белая голубка Кордовы: 32] Здесь, в диалоге использованы курсив и курсивная дефисация, которая разделяет на слоги арготическую, лексическую единицу написанную курсивом. Изброженное таким способом слово оказывается выделенным дважды: курсивно и с помощью дефиса. Деление данного слова на слоги обосновано необходимостью подчеркнуть эмоции: в данном случаи, это удивление героини самим фактом наличия данного нелитературного слова в в письме отца и ее досаду от того, что ее вынудили это слово произнести. Его выделение происходит в тексте трижды: через шрифт, написание через дефис, не нормативность употребления самой лексической единицы. Факультативные кавычки В современной пунктуации, наряду со строгой регламентированностью употребления знаков препинания, допускается их факультативное употребление, что объясняется тем, один и тот же знак препинания может быть использован с различным назначением (многофункциональность знаков препинания). Выбор варианта постановки знака препинания определяется смысловым, стилистическим, интонационным характером текста. Основными функциями кавычек является выделение прямой речи, оформление полных и частных цитат. Однако кавычки приобретают сегодня в произведениях ряд факультативных функций (например, А.Н.Клевцов говорит о переносной, метаязыковой и модальной). Согласно А.Н. Клевцову переносная функция кавычек, являясь наиболее распространенной, она передает метафорическое или метонимическое значение слова, что связано с тем, что метонимия и метафора обладают широкими возможностями формирования нового значения слова. Переносная функция кавычек связана с метафорическим и метонимическим употреблением слов. Новое значение слова содержит определенное отношение субъекта к объекту речи. На формирование нового значения указывают факультативные кавычки, реализующие переносную функцию. Также факультативные кавычки выделяют различные виды трансформаций: компонентного состава (расширение, сокращение), новых языковых единиц, замену компонентов, прямое и переносное значение). Метаязыковая функция кавычек заключается в том, что кавычки. выступают как способ оценки употребляемых языковых средств, обозначения чуждости средства стилистическому контексту или лексикону пишущего и они ставятся перед словом, которое необходимо выделить (может быть нехарактерно стилю текста, являться специальной номинацией, либо отсутствовать в словаре). Модальная функция кавычек может быть связана с иронией и формированием отрицательной оценки передаваемого понятия В тексте произведения «Белая голубка Кордовы» факультативные кавычки являются его неотъемлемой частью, составляя особенность художественной техники автора, а также полифункциональным приемом. Их использование является способом, позволяющим играть вниманием читателя и придавать дополнительную смысловую нагрузку выделенным элементам. Факультативные кавычки выделяют каждый элемент диалога героев, не оформляя его согласно существующим нормам и правилам: Полы рубахи прикрывают срам, но отчетливо видно скульптурно-белое бедро. «Папа, почему этот испанец сидит с голой задницей?» «Не помню, может, штаны сушил, может просто берёг новые». «Папа, а испанцы в бой идут с голой задницей?» «Ты что – дурка?» [Рубина, Белая голубка Кордовы: 32] Оформление реплики диалога факультативными кавычками усиливает особенность его тематики – диалог взрослого и ребенка –, а также важность, необычность вопросов, поставленных детьми. Каждый ребенок обладает способностью интерпретировать ответ родителя и логически достроить его, опираясь на фоновые знания, таким образом, автор показывает результат небрежно брошенных фраз и заставляет читателя об этом размышлять. Ребенок обычно хочет знать ответ на вопрос, в чем нет ничего необычного, причиной этого является интерес и любознательность, свойственные возрасту. Автор четко выстраивает каждую деталь романа, акцентируя на них внимание читателей, он играет со смыслом слов, графическими символами, подчеркивая их более глубокое значение, переосмысливая общепринятое. Графические символы сравнимы с ключевыми словами и образуют в пространстве произведения своеобразную систему, направленную на выражение определенных мыслей. Вывод: Итак, в современных научных исследованиях лингвистики огромную роль отводят исследованиям текста, а именно изучению его структуры, связности и элементам, которые играют основную роль и значение в создании его массива. Новая научная парадигма меняет представление об облике текста и говорит о том, что необходимо рассматривать весь объем информации, заложенный как в содержательном плане, так и в плане графическом.
«Графика современного художественного произведения» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 148 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot